Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Презентация на тему: "На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью."

«В начале было Слово…» — это известная всем библейская цитата, отражающая реальную ситуацию. Сначала человек долгие тысячелетия учился выражать свои мысли звуками, а позже возникла необходимость сохранения и передачи информации, передаваемой устно. Так, шаг за шагом, современная цивилизация пришла к совершенно иному уровню письменности, без которого нынешний человек себя не представляет. Но интерес к тому, на чем и как писали люди в древности, не пропадает, а, наоборот, подогревается все новыми открытиями в этой области.

На чем писали люди в древние времена, человечество узнало и узнает по сохранившимся историческим находкам, из упоминаний в древних рукописях.

Рисунки на камнях и скалах

Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.

На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.

Рисуночное письмо появилось позже, когда отдельные предметные изображения объединяли одним сюжетом, передавая этапы развития событий. Путь от рисунков к знакам и символам занял не одно столетие.

Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Свидетельства этому найдены в Ираке и Иране (Месопотамия).

Пока табличка была влажной, на ее поверхности заостренной палочкой (грифель, стилиус) наносились знаки, затем ее сушили на солнце. Такой способ письма получил название клинопись. Считается, что родилась она в Шумерской цивилизации.

Громоздкие рисунки постепенно трансформировались в знаки и символы – писать их было быстрее и удобнее, да и места они занимали меньше.

Из всех найденных табличек с клинописью последняя относится к 75 году н. э.

Глиняные таблички громоздкие, хрупкие, неудобны для транспортировки, с них невозможно стереть написанное, поэтому на смену им пришли таблички из воска.

На специальные деревянные дощечки или дощечки из слоновой кости наносили слой воска – писать на нем можно было острым грифелем. Другим закругленным концом ненужный знак затирали, стирали.

Изготовить таблички было несложно, поэтому в античные и средневековые времена ими пользовались в быту для пометок по хозяйству, применяли как записные книжки и в обучении письму.

По мере использования качество воска ухудшалось, его соскабливали и наносили новый слой. Нынешнее выражение — «с чистого листа», когда нужно начать все сначала, корнями уходит именно в те времена.

Потом применение табличек усовершенствовалось – их соединяли ремешками из кожи, получалась книга. Упоминания о восковых табличках встречаются у Гомера, Цицерона.

Пользоваться ими продолжали до 19 века, хотя давно уже писали на бумаге. Например, восковой табличкой удобно пользоваться на некоторых производствах для занесения текущих данных.

Письмо на папирусе

Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. На территории античных государств он появился примерно в VII веке до н. э. Описание технологии его изготовления есть у Теофаста.

Лист папируса по толщине был примерно таким же, как современный бумажный лист, а гладкой его поверхность делали с помощью полировки камнем или кусочком дерева твердых пород. Свитки из папируса хранить было проблематично, так как материал легко впитывал влагу, ломался, края листов быстро «мохнатились».

Писали на папирусной бумаге палочками из тростника, один конец которой был косо срезан. Линии разной толщины получались при наклоне палочки на разный угол. Для написания применяли черные чернила, на приготовление которых шла сажа и липкая сыворотка из крови. Чтобы писать заголовки, готовили красные чернила из красного мела и сыворотки. Оттуда и пришло название «красная строка».

Примерно во II веке до н. э. появился новый, более практичный, чем папирус, материал. В городе Пергама на создание библиотеки понадобилось много папируса, а Птолемей V, правивший в то время Египтом, запретил вывозить его. Заменил папирус пергамент, изготавливать который начали ремесленники из Пергама.

На его изготовление шла телячья, баранья, козлиная, воловья кожа, которую обрабатывали с обеих сторон. Материал получался двухсторонний, эластичный, прочный, светло-желтого цвета, хранить его было гораздо удобнее и проще.

К тому же, обрезанные по одному размеру и скрепленные листы позволяли создать другой формат, который и послужил прототипом книги.

Пергамента требовалось все больше и больше, а возможности изготовления были ограничены, поэтому приходилось применять его вторично, стирая, соскабливая написанное ранее. Придумали даже состав для стирания чернил и специальный отбеливатель. Но качественной поверхности уже не получалось – оставались следы прежнего текста.

Писали на пергаменте остро заточенными прочными гусиными перьями. Для правшей брали перья из левого крыла, а для левшей – из правого.

С появлением бумаги применение пергамента постепенно прекратилось.

Кроме перечисленных материалов, в древние времена использовали и другие, например, пальмовые листья, гладкая поверхность коры, ствол дерева, утрамбованный песок, бамбуковые дощечки – все, на чем можно было нацарапать какой-то знак.

На чем писали в Древней Руси

Славянские народы научились чтению и письму еще до христианских времен. На чем и как писали в Древней Руси мы знаем из дошедших до нас рукописей, из записей летописцев, путешественников.

Самобытная письменность, которой пользовались предки, называлась «черты и резы». Кириллица и глаголица сменила эту письменность в IX веке. Грамотность на Руси носила не единичный характер, а массовый. Судить об этом можно по найденным на раскопках старинных городов письмам, принадлежащим перу простых людей.

Для письма использовали доступные для тех времен материалы: глина, береста, кожа, воск.

Пергамент на Руси был известен, изготавливать его умели, но стоил он очень дорого. Например, чтобы выпустить книгу средней толщины, требовалось около 200 шкур! Да и квалифицированных мастеров было не так много.

На пергаменте записывали законы, указы, официальные грамоты, летописи, так же его применяли для издания Библии, важных книг. Для более широкого применения он был баснословно дорог.

В народе нашли замену дорогому материалу – стали использовать бересту, которой в достатке в любом лесу. Первые берестяные грамоты были обнаружены на раскопках в Великом Новгороде, а появились они на Руси в IX-X веках.

Писали на них похожими на толстые спицы палочками (15-18см) с заостренным кончиком– писалами. Другой конец костяной, деревянной или железной палочки был резной.

Слово «писали» здесь не совсем подходит, поскольку буквы на бересте выдавливали или выцарапывали. Чернила готовили из сажи, сока бузины, черники и других подручных природных материалов.

Берестяные грамоты использовались повсеместно как доступный всем материал. Из бересты составляли книги, соединяя несколько берестяных листов кожаными ремешками.

Наряду с берестой в ходу был и воск. Им заливали небольшие деревянные прямоугольные дощечки (9х12см) с приподнятыми краями (чтобы воск не скатывался) – церы. На дощечке делали насечки для лучшего закрепления воска. Чаще всего, использовали черный воск – он был дешевле. Церы удобно было носить с собой в кармане или на ремешке, можно стереть письмо и написать новое на этой же дощечке.

История развития письменности таит в себе еще много неизвестного и интересного, но уже имеющиеся достоверные факты говорят о том, что человек всегда стремился к знаниям и не останавливался на достигнутом.

Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру.

Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – «черты и резы». Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.

Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене.

Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой.

Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»). Для написания заглавных букв могли
использоваться тонкие кисточки.

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой. На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки. Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.








Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.




При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.


Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.






Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.




Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.


ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.


ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.

Г. Алямовская

Бумагу, чернила, а главное – буквы люди придумали сравнительно недавно. Как же обходились люди до этого?
Много способов было придумано людьми, чтобы сохранить в памяти и сообщить другим важные сведения.
Можно, например, завязывать «на память» узелки. Такое узелковое письмо было у древних индейцев: черный узелок означал несчастье, белый – мир, красный – войну. Но многого на узелках не расскажешь.
Можно нарисовать все, как было. Такие рисунки первобытных народов на скалах сохранились во многих странах. Но мысли у людей становились все сложней, сведений накапливалось все больше. Поэтому рисунки стали упрощать: например, вместо солнца рисовали кружочек вместо человека – две ноги. Так появились особые знаки – иероглифы. Потом рисунки стали обозначать не предметы, а звуки. Так появились буквы.
На чем писали в старину?
Да на всем, что было под руками. Жители каменистых степей Малой Азии «писали» на камнях, выдалбливая на них рисунки и знаки, или выдавливали на сырой глине палочками клинышки-буквы, а потом глину обжигали. Прочные получались книги: и сейчас – через тысячу лет! – их читают ученые. Египтяне делали из тростника папирус, похожий на бумагу, и писали на нем тростниковой палочкой. Наши предки писали на коре березы – бересте, а индийцы – на пальмовых листьях.
Писали раньше и на особой светлой коже – пергаменте. Чтобы написать такую книгу, годами трудился где-нибудь в монастырской келье писец, выводя букву за буквой гусиным, орлиным или лебяжьим пером.
Позже книги начали печатать сложными машинами, которые могут сделать много тысяч книг в день. Буквы в книгах стали ровные – печать производилсь с выпуклых металлических литер, которые тоже делались машинами. Сегодня получил широкое распространение компьютерный набор текстов.

Цель

Обобщить знания детей по пройденным темам.

Оборудование

Для учащихся: тетрадки или альбомы.

Для учителя : ксерокопии (рисунки глиняных табличек, папируса, пергамена, деревянных цер, берестяных писем), кусочек папируса.

В начале урока надо обязательно вспомнить какая была письменность в древних государствах.

Информация для учителя

Месопотамия. Шумер. В этой стране было много глины. Из нее строили дома, делали посуду, игрушки, книги. Из мягкой глины лепили квадратные или круглые лепешки. Остроконечной палочкой (из тростника) писали клинышками. Острый треугольный конец палочки из тростника оставлял на глине треугольные знаки. Позже это письмо назвали «клинописью». Что делали с лепешкой после написания текста? Сушили и обжигали в печи. Так глина дольше сохранялась.

Церы

Свитки

Новгородские берестяные грамоты

Папирус

Что писали на глиняных табличках?

Официальные документы, указы, письма, договоры. При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.

Великое изобретение египтян – папирус – сохранилось как слово во многих языках.

Бумага по-украински – папир, по-немецки – papier, по-французски – papier, по-английски – paper, по-русски – папиросная бумага.

Древнейший папирус датируется 3100 годом до н.э.

Одна из древнейших цивилизаций возникла в долине благословенного Нила. По берегам реки, в ее дельте,
в изобилии произрастало удивительное болотное растение, похожее на камыш – папирус. Это тростниковое растение высотой в 5 метров, толщиной в человеческую руку, имело голые трехгранные стебли, которые заканчивались наверху венчиком из листьев.

Полный процесс производства бумаги. Гравюра

Папирус – письменный материал.

Греческий ученый Теофраст писал, что египтяне сушат корни папируса и используют их вместо дерева как топливо и для поделок. Из стеблей делают речные лодки и легкие суда. Из сердцевины – плетут паруса, циновки, ткани для одежды, канаты. Папирус съедобен: его ели в сыром виде, вареном и печеном. Из него добывали сок.

Плиний Старший в своей «Естественной истории» назвал папирус важнейшим средством развития древней цивилизации.

Технология изготовления папируса. Заготовленные трехгранные стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, обнажали рыхлую пористую сердцевину, разделяли ее иглой на тонкие пластинки, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок клали поперек и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Еще мокрые листы прессовали, осторожно обрезая края. Когда листы высыхали, их поверхность полировали до блеска пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Размеры его достигали 40 метров. Свиток оказался удобной формой книги. Древние греки, весь эллинский мир, римляне, арабы приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.

Клинописные знаки

Пергамен

Со временем в Египте почти полностью исчезли заросли папирусного тростника, многие столетия назад был утрачен и секрет изготовления из него чудесного писчего материала.

? Как в наше время делают папирусный свиток?

Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять – двенадцать продольных частей. Полученные пластины выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой, удаляя, таким образом, остатки раствора. Процедура «стирки и отжима» повторяется трижды. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Вновь погружают в ванну, после чего приступают к изготовлению свитка. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного «заходила» на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим. Все это дало возможность реставрировать музейные свитки. В основном папирус использовали в Египте, но и экспортировали в другие страны. Первый лист папирусной книги назывался «протокол». Греческое слово «протос» – первый, последний лист – «эсхатокол». Греческое слово «эсхатос» – последний. Папирусная книга навертывалась на валик, на концах которого – рогульки. Окончив чтение, книгу клали в кожаный футляр, который назывался «фелонь». В библиотеках папирусные свитки держали в корзинах.

? А из чего делали пергамен? Кто придумал этот материал?

По легенде, египтяне запретили вывоз папируса в город Пергам, так как Пергамская библиотека становилась все больше и интересней, и соперничала с Александрийской библиотекой. И тогда в городе Пергам изобрели новый писчий материал – пергамен (пергамент). Это был очень дорогой, но долговечный материал для письма. Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Тонко выделанная кожа молодых животных: коз, овец, телят. Кожу вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. С IV в. пергамен вытеснил папирус. Некоторые пергаменные книги походили по форме на папирусные свитки. Но позже книга приняла современный облик. Она состояла из согнутых пополам листов, которые объединились в небольшие группы: по три, пять, шесть. Четыре двойных листа назывались «тетрадью». Несколько тетрадей скреплялись вместе, образуя книгу. Переплет был деревянный, обшитый кожей. Роскошные книги украшались бляхами из золота, серебра, эмалью и драгоценными камнями. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских странах – белый и черный. В некоторых греческих – голубой или пурпурный.

На Русь пергамен привозили из Византии, но постепенно его научились изготовлять в местных мастерских.
В древнерусской традиции для обозначения пергамена употреблялись слова: «хартия», «мех», «кожа». Рукописи, написанные на пергамене назывались «харатейным письмом». Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо. Из-за дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для смывания текста использовали молочную кислоту или соскабливали ножом. После этого пергамен назывался «палимпсест».

? На чем писали в древнем Риме? Как выглядели деревянные дощечки? Чем их покрывали? Каким предметом наносили буквы?

Деревянная тетрадь – цера – четырехугольная дощечка, намазанная воском. По нему писали костяной или металлической палочкой – стилем или писалом. Писало – стержень 8–16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Лопаточку украшали либо «яблоком», либо валиками, иногда – фигурной резьбой, инкрустацией. Иногда железные писала покрывали бронзой или серебристой краской. Один конец стиля был острый, а другой закругленный. Писали острым концом, а другим заглаживали написанное. Можно было написать письмо на цере и отправить другу, который прочитав его, мог загладить написанное и написать на ней же свой ответ. Церы часто скреплялись шнурами по две, образуя «диптих» (греческое слово – «вдвое сложенный»). Такие «записные книжечки» были во многих странах и на Руси тоже. Церы не изменили своего облика: прямоугольные, 13–16 см высотой и 9 см шириной. Дощечки с узкими бортиками, имеющие неглубокую выемку для заполнения воском. По всему донышку выемки делалась насечка из штрихованных линий для лучшего сцепления воска и дерева. Для обеспечения сохранности записей к каждой дощечке полагалась крышка такого же размера. В бортиках два отверстия для соединения с крышкой и одно – для завязывания «блокнота» тесемкой. Иногда верхняя поверхность церы украшалась резьбой. На них писали счета, письма, азбуки. Для маленьких детей делали специальные церы, в верхней части которых были написаны цифры и алфавит. Имея такую дощечку маленький ребенок мог заниматься самообразованием.

При раскопках города Помпеи нашли дом банкира, где на стене были портреты хозяина и его жены, держащей в руках церу и стиль и деревянные ящики, в которых лежали церы, содержавшие денежные расписки. Церы пережили античный мир. Использовались они и в средневековье.

? На чем писали в Древней Руси? Применялись ли чернила?

Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного стилоса (писала). Стилосы представляли собой заостренный стержень, снабженный на противоположной стороне плоской лопаточкой. Такая форма определялась двойным назначением этого инструмента. Им писали и на бересте, и на навощенных дощечках – церах. Использовали внутреннюю поверхность коры, т.к. она эластична. Береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Тексты, обнаруженные на таких «свитках», сохраняются дольше. Очень хорошо хранятся во влажной среде. На воздухе при высыхании береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек. Она становится ломкой, расслаивается по прожилкам. Такой писчий материал не рассчитан на длительное хранение. Человек, получивший берестяное письмо и ознакомившись с содержанием, выбрасывал его. Попав в грязь и будучи затоптанным во влажную почву, письмо таким образом обретало вторую жизнь. Берестяными письмами пользовались люди различных слоев общества. Грамотных людей было много. Среди них бояре, крупные землевладельцы, торговцы, священнослужители разных иерархических рангов, ремесленники, крестьяне, мужчины, женщины и дети. Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете. В древнем Новгороде писали не только на бересте, но и на деревянных дощечках – церах, покрытых слоем воска. Восковые церы были известны и в античное время, и в средневековье. Использовались они как материал для кратковременных записей. Дороговизна пергамена, а потом и бумаги была причиной, по которой дощечки с воском («вощечки») получили широкое распространение во всем средневековом мире.

? Какой материал победил все предыдущие? Кто его изобрел?

Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Цай Лунь в 105 году. Но современные китайские историки говорят, что бумага была известна задолго до Цай Луня. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В VIII в. бумага стала известна арабам. Потом она появилась в Византии. Проникла в Испанию и Италию. В XII–XIII вв. бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV в. ее начали делать и на Руси.

Изготавливалась бумага вручную изо льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Размешивались и размельчались до состояния кашицы. Мастер – бумажник – зачерпывал кашицу формой, дном которой служила медная сетка, и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, он выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, им же сверху снова покрывал бумагу. Потом еще один рыхлый слой бумаги, опять сукно – и так несколько раз. Получилось несколько листов. Вместе с сукном их клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали. Листы прессовали вторично и развешивали для просушки. Если через бумагу посмотреть на солнце, то можно было увидеть водяные знаки. Они появились с конца XIII в. Европейские мастера стали метить бумагу. Для этого на проволочной сетке делали орнамент, отпечатывавшийся на бумажном листе. У каждого мастера был свой орнамент, своя филигрань.

Как готовили чернила, чтобы писать по бумаге и на пергамене?

Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений – драконова кровь, на основе свинца – сурик, на основе ртути – киноварь. Пурпурная краска была самая дорогая. Ее добывали из морских моллюсков. Этот цвет стал символом императорской власти. С 470 года пурпурный цвет употреблялся только императорами для подписей указов. Для дорогих рукописных книг употребляли листовое или «твореное» золото или серебро. Листовое, раскатанное в тонкую фольгу золото или серебро, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом.

«Твореным» называли драгоценный металл, растертый в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро применяли редко.

В старину для переписки книг использовали чернила, приготовленные по различным рецептам. Например, вот как делались чернила по рецепту «О черниле копченом ко иконному и книжному письму»: «сначала нужно получить сажу; на кирпичи ставят несколько горшков с пробитым дном и заднюю сторону затвердить, чтоб копоть дымная вверх шла, а переднюю сторону под горшки подкладывать береста со огнем». При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать накопившийся слой. Потом сажу размешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишневым клеем – камедью. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, красного сусла, чернильных орешков и железа. Чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле. Железные чернила готовили еще и так: брали куски ржавого железа, старые замки, ключи, цепи, гвозди и опускали в отвар из ольховой коры с добавленим кислого кваса или уксуса. «Первое, устрогав зелены корки ольховыя, без моху, молодыя, и в четвертый день положити кору в горшок, и налить воды или квасу доброго или сусла яшного [ячменного], а коры наклади полон горшок, и варить в пещи, гораздо бы кипело и прело довольно бы, день до вечера, и положи в горшок железины немного, и поставити горшок со всем, где бы место не студно, не тепло, и на третий день разлити чернило».

? Кто-нибудь пробовал готовить чернила сам?

Перочинный ножик

В древности пером служила заостренная камышовая тростинка. Писали костяными или металлическими перьями. А птичье перо стали применять уже в средние века. На Руси пользовались преимущественно гусиными, лебедиными и павлиньими перьями. Предварительно кончик пера расщепляли и заостряли ножиком. Поэтому перочинный ножик был всегда у писца.

Задача-путаница

На рынке Помпеи можно было встретить торговца , который при вас мог написать любой документ или письмо на бересте , обмакнув в красные чернила авторучку . Другие торговцы показывали шкуры быков с готовыми написанными стихами. А также можно было найти в какой-нибудь лавочке бумажную записную книжку и ручку , чтобы писать в ней.

Ответы на кроссворд к уроку 8

1. Киноварь. 2. Кожа. 3. Египет. 4. Клинопись. 5. Фелонь. 6. Алфавит. 7. Миниатюра. 8. Цера. 9. Стиль.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!