Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Понятия «методологии» и «метода» в языкознании. Понятие методологии, методики, метода, приёма в языкознании Методология языкознания понятие характеристика основных методов

«Метод (от греч . methodos - «путь исследования») в языкознании:

а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с общей методологией, - так называемые общие методы ;

б) отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определённые теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка, - частные методы » (ЛЭС ).

Специальными методами называются те приёмы, которые используются при изучении языка. Наличие методов исследования языков очень важно для науки. В языкознании используется много методов, основными из которых являются: сравнительно-исторический, сопоставительный, наблюдение, эксперимент и др. Эти методы используются в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой учёный. Сравнительно-исторический метод - совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, представляющее собой изучение их исторического и современного состояния с целью установления исторических закономерностей развития. С помощью сравнительно-исторического метода прослеживается эволюция генетически близких языков на основе доказательства прежде всего общности их происхождения (ЛЭС ). Этот метод используется при изучении родственных языков, а также позволяет разработать научную классификацию языков мира. Сопоставительный метод - исследование и описание языка через его системное сравнение с другим языком с целью прояснения его специфичности. Сопоставительный метод направлен в первую очередь на выявление различий между двумя сравниваемыми языками. Он особенно эффективен применительно к родственным языкам, т.к. их контрастные черты проступают наиболее ярко на фоне сходных черт. В этом отношении сопоставительный метод приближается к сравнительно-историческому методу, представляя его обратную сторону: если сравнительно-исторический метод базируется на установлении соответствий, то сопоставительный - на установлении несоответствий (ЛЭС ). Этот метод применяется также и при изучении неродственных языков. Он охватывает как настоящее, так и прошлое состояние сопоставляемых языков. Описательный метод применяется при изучении конкретного языка на каком-то одном временном срезе для исследования его отдельных сторон. Экспериментальный метод предполагает создание искусственных условий для изучения отдельных фактов языка с тем, чтобы обнаружить те признаки и те его свойства, которые невозможно наблюдать в естественных условиях существования и функционирования языка.

Современная лингвистика характеризуется активным поиском новых, более эффективных методов изучения языков, которые приближались бы к методам точных наук. Подобные методы были найдены в 20-30-е годы XX в. Это методы статистического подсчёта , компонентного анализа семантической структуры слова и т.д.

VIII. Понятие «методологии». Методологическая основа отечественного языкознания.

Понятие «метода» нельзя смешивать с понятием «методологии» . «Методология (от греч . methodos - «путь исследования» и греч . logos - «слово, учение») в языкознании - учение о принципах исследования в науке о языке» (ЛЭС ).

Методология включает в себя три уровня :

общую философскую методологию, принципы и законы которой определяют ориентацию, направление и принципы исследования в науке, опирающейся на эту философию;

общенаучную методологию, включающую методы и принципы, применяемые в группах наук;

частную методологию, включающую методы данной науки (ЛЭС ).

«Методология определяет подход к объекту языкознания, взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингвистического исследования. Тесно связанная с лингвистической теорией, она в значительной степени обусловливает научные результаты исследования» (ЛЭС ). Иначе говоря, методология - это философская база любой науки.

Специальные методы могут варьироваться в зависимости от целей проводимого исследования, но методология конкретного исследования всегда едина.

Своей методологией обладает не только конкретное исследование, но и сама наука. Так, основу методологии отечественного языкознания составляют принципы и законы материалистической диалектики .

Языкознание , или лингвистика – наука о языке как системно-структурном образовании и его проявлении в речи. Языкознание составляет основу филологии, которая представляет собой целый комплекс гуманитарных наук, связанных с изучением языка, речи и текстов. Основным предметом изучения в языкознании является естественный человеческий язык как особое явление, а также и все языки мира как индивидуальные его проявления.

Язык представляет собой систему вербальных знаков, являющихся основным средством общения людей и одной из основных форм мышления. Поэтому языкознание, являясь одной из основных гуманитарных дисциплин, входит в круг наук, исследующих человека и человеческое общество. В числе наук, с которыми языкознание связано наиболее тесным образом, находятся этнография, социология, психология, культурология, филология, герменевтика, палеография, грамматология, история. Эту связь необходимо пояснить более глубоко, используя конкретные примеры. Так, этнография , являясь наукой об обществах разных типов, в особенности о первобытных архаичных типах сознания, связана с языкознанием теснейшим образом, так как в языке представлены и табу, и наименования, отражающие религиозное сознание, социальную структуру архаичного общества. Выполняя коммуникативную функцию, то есть помогая людям общаться друг с другом, язык тесно связан с социологией , которая изучает социальную дифференциацию общества; ведь любой язык отражает не только форму существования человеческого общества, но и степень его социальной дифференциации, поведенческие особенности представителей различных социальных типов. Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и психической деятельностью человека делает весьма гибким и тесным взаимодействие языкознания с психологией . Считавшиеся ранее общими для языкознания и психологии вопросы соотнесения языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой и философией языка. Разные виды коммуникации в обществе исследуются не только языкознанием, но и теорией коммуникации, культурологией, семиотикой – наукой о знаковых системах. Естественный язык – наиболее важная и лучше всего изученная знаковая система, поэтому языкознание считается одним из важнейших разделов семиотики.

Так как язык лежит в основе построения текстов, языкознание считается одним из основных разделов филологии – науки о текстах, цели и методы языковедческих исследований пересекаются с герменевтикой – дисциплиной, занимающейся проблемой понимания текстов. Письмо является одной из форм речевой деятельности, которая протекает всегда на каком-либо языке, поэтому языкознание тесно связано и с дисциплинами, изучающими становление и развитие письма – грамматологией , занимающимися анализом и дешифровкой древнейших текстов – палеографией . Ключевая роль языкознания для смежных наук делает особо значимыми достижения и выводы этой науки для многих отраслей гуманитарного знания, в том числе и для истории, исследующей изменения во времени различных социальных структур, развитие которых во многих случаях определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы искусства.

Связи языкознания не только с социальными, но и естественными науками наметились еще в ХIХ в. Контакт языкознания с биологией осуществляется при изучении глоттогенеза – становления и развития речи, формирования языковой способности у человека. Более четко определяется статус нейролингвистики , изучающей на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особо важную роль, что постепенно начинает учитываться и в медицине . Звуки языка, поток речи изучается в экспериментальной фонетике с помощью сложнейших приборов, главным образом электроакустических, которые регистрируют качества звука и их артикуляцию. Поэтому языкознание тесно связано и с физикой, а точнее с акустикой, и с физиологией. Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с машинами и роботами, представляют собой наиболее важные задачи прикладной лингвистики, в рамках которой проводится исследование речи и вычисление ее статистических характеристик методами математической теории информации.

Во второй половине ХХ в. возникла особая область математики – математическая лингвистика, включающая и математическую теорию грамматик, и статистическую теорию языка. Методы математической логики применяются для формального описания категорий естественных языков. Языкознание, продолжая оставаться гуманитарной наукой, первой решительно стало использовать инструментальные методы изучения (в фонетике), экспериментальные приемы (в психолингвистике), стало систематически применять математические способы для записи выводов.

Как видим, связь языкознания с различными научными дисциплинами зачастую приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках данных наук, а также и в рамках самого языкознания. Так, в ХХ в. обособляются особые языковедческие дисциплины, такие как, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика.

Психолингвистика – это научная дисциплина, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи, становление языковой способности (онтогенез речи). Психолингвистика возникла в связи с необходимостью теоретического осмысления ряда задач, для решения которых собственно лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному и неродному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, проблемы речевого воздействия и ряд других). Психолингвистика исследует проблемы становления и развития речевой способности человека, разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической организации человека. Проверка гипотез в психолингвистике осуществляется путем психологических экспериментом. Таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам исследования она ближе к психологии.

Социолингвистика – это научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии; она изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами, которые многоаспектны и носят опосредованный характер. С этой проблемой тесно связаны проблемы «язык и нация», «язык и общество», изучая которые исследуются закономерности формирования национального языка, языковые ситуации, языковой политики. Особое внимание уделяется в современной социолингвистике вопросам связи языка и культуры. Связи между языком и другими компонентами культуры носят двусторонний характер, так как процессы соприкосновения разных культур находят отражение в лексических заимствованиях. Одной из важнейших проблем социолингвистики является проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистических и социологических процедур; они подразделяются на методы полевого исследования (анкетирование, опрос, интервьюирование) и методы социолингвистического анализа языкового материала.

Этнолингвистика – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов содержание культуры народа, его психологии и мифологии независимо от способов и форм их представления (слово, текст, обряд и под.).

Прагматика – область исследований в языкознании и семиотике, в которой изучаются функционирование языковых знаков в речи. Лингвистическая прагматика исследует комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, слушающим, их взаимодействием в ситуации общения. Так, в прагматике изучаются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора, подчиненные принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций. Прагматика охватывает множество вопросов, которые ранее изучались в рамках риторики и стилистики, социо- и психолингвистики.

Структура языкознания как научной дисциплины также неоднородна. Так, следует различать общее и частное языкознание. Общее языкознание занимается изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка. Общее языкознание устанавливает общие или преобладающие черты всех языков, закономерности их использования человеком. Частное языкознание выделяется по предмету исследования – один или несколько языков. Так, исследования по русскому языку составляют область исследований такой дисциплины, как русистика , изучение славянских языков составляют предмет исследования славистики , исследования в области германских языков объединяются в германистику . Языки могут изучаться и на основании географической или типологической близости. Так, языки балканского полуострова изучаются в рамках балканистики , языки Кавказа – в рамках кавказоведения . Помимо этого внутри общего языкознания следует выделить теоретическое языкознание, которое занимается общими проблемами устройства языка. Отдельные разделы общего и частного языкознания занимаются изучением уровней языка – фонетического, лексического, грамматического. Так, фонетика как раздел науки о языке занимается изучением звуков речи; отдельные разделы фонетики выделяются либо на основании особого предмета исследования, либо на основе методов исследования. Предметом изучения фонетики могут быть:

Способ образования и свойства отдельных звуков – сегментная фонетика ;

Звучание более крупных отрезков речи – слога, слова, синтагмы, фразы – суперсегментная фонетика, или просодика ;

Звуки как единицы, различающие слова и морфемы – фонология .

Специфические методы исследования – использование акустических приборов, проведение экспериментов – отличают экспериментальную фонетику.

Помимо фонетики выделяются еще грамматика и лексикология, которые изучают двусторонние лингвистические единицы, обладающие не только материальной формой, но и значением. Грамматика – раздел науки о языке, который изучает регулярные и общие черты устройства языка, его знаков. Обобщающий характер грамматики позволяет ей выявлять самые существенные черты структуры языка, поэтому она считается центральным объектом языкознания. В грамматике выделяются два основных раздела: морфология и синтаксис . Объектом изучения морфологии являются морфемы, слова и словоформы, объектом изучения синтаксиса являются связи слов в предложении и словосочетании, а также способы их выражения.

Лексикология изучает лексику языка, его словарный состав, связи слов. Объектом изучения лексикологии являются слова и их значения, процессы изменения значения слов, процессы появления слов в языке, происхождение слов; различия в словарном составе различных языков.

Методология должна определять общие и основные категории языка, такие, как природа и сущность языка, его функции, связь языка с мышлением и историей народа, характер закономерностей развития языка (применение общего понятия закономерности к процессам развития языка), отношение языкознания к другим наукам и т. д. Советские языковеды располагают марксистским истолкованием многих из этих основных категорий языка и тем самым имеют возможность опираться на твердые методологические основы. Дальнейшее более углубленное познание основных категорий языка требует широкого обобщения языкового материала и должно проводиться в тесном сообществе с философами.

Но изучение этих общих категорий языка отнюдь не исчерпывает всей научной проблематики науки о языке. Фактически они образуют только одну дисциплину, которую в зависимости от того, в каком преимущественном аспекте проводится исследование данных проблем (философском или собственно лингвистическом), именуют или философией языка, или общим языкознанием. А за пределами этой методологической по своему характеру дисциплины и рядом с ней располагаются собственно лингвистические дисциплины — фонетика (и даже отдельно — экспериментальная, историческая, описательная и прочая фонетика), лексикология, семасиология, этимология, морфология, синтаксис, топонимика и т. д. Каждая из этих дисциплин изучает частные проблемы науки о языке и использует разные исследовательские методы.

В одном случае возможно применение разных методических приемов для изучения одной и той же проблематики. Так, например, при изучении взаимоотношений языков используются и сравнительно-исторический метод, и ареальный метод неолингвистики. В исторической фонетике несомненно оправдало себя комбинированное использование сравнительно-исторического и структурального метода и т. д.

В другом случае сам характер проблемы исключает возможность использования различных методов и вносит в эти отношения определенные ограничения. Так, сравнительно-исторический метод фактически не получил применения в изучении синтаксиса, лексикологии и семасиологии. Видимо, невозможно использование структурального метода в топонимике или ономасиологии.

Следовательно, при решении частных и специальных задач отдельных собственно лингвистических дисциплин могут использоваться различные исследовательские приемы, воплощающие неодинаковые общие рабочие принципы, и это решение может быть неоднозначным. При том непременном условии, что как одно, так и другое решение проблемы не находится в противоречии с марксистским пониманием основных категорий языка (т. е. методологическими основами советской науки о языке), ни одно из них не может быть отвергнуто на основании лишь того факта, что одно достигнуто приемами сравнительно-исторического метода, а другое с помощью приемов структуральной лингвистики.

Правильность того или иного решения покажет дальнейшее более углубленное исследование проблемы, но пока оно не произведено, решения, достигнутые на основе различных систем исследовательских приемов, являются равноправными. Как показывает при этом опыт лингвистического исследования, применение разных методов для решения одной проблемы не только не мешает научному познанию явления, но в конечном счете только способствует этой цели.

Прекрасным примером плодотворного сочетания разных исследовательских методов для изучения единого комплекса проблем может служить сравнительно-историческое языкознание, в котором ныне успешно сочетаются структуральный метод, сравнительно-исторический метод и метод неолингвистики.

Ясное дело, что сам термин «сравнительно-исторический» в этом случае следует толковать в более широком смысле, который подсказывается последними этапами развития науки о языке. В частности, сравнительность не обязательно должна ограничиваться языками одной генетической группы, но может применяться как к отдельным неродственным языкам («сопоставительное» изучение), так и к целым группам языков (типологическое изучение).

Описанные формы взаимоотношений методологических основ науки о языке с используемыми ею методами (т. е. исследовательскими приемами) ни в коем случае не преуменьшают значения методологии и ее ведущего положения. Следует еще раз подчеркнуть, что в конечном счете задачи науки о языке, ее проблематика неизбежно и всегда определяется соответствующим пониманием основных категорий языка что и предполагает использование конкретных исследовательских приемов.

Частные решения конкретных лингвистических проблем в свою очередь способствуют уточнению основных категорий языка и их более углубленному познанию. Это обстоятельство с новой стороны характеризует формы взаимоотношений между философскими принципами науки о языке и достигнутыми частными решениями.

В.А. Звегинцев. Очерки по общему языкознанию - Москва, 1962 г.

Методология (греч. methodos «путь исследования», logos «учение») в языкознании - учение о принципах исследования языков. Методология определяет подход к объекту языкознания, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингвистического исследования. Методология в значительной степени обусловливает научные результаты исследования. В методологии выделяют три уровня:

  • 1. общую философскую методологию (связанную с мировоззрением);
  • 2. общенаучную методологию, включающую методы и принципы применяемые в группах наук;
  • 3. частную методологию, включающую методы какой-либо науки.

Различия в философских позициях исследователей привели к значительному разнообразию методологических направлений в языкознании. Например, понимание самого термина «методология» в марксистском языкознании отличается от его понимания в ряде других направлений, в которых этот термин чаще употребляется лишь в смысле совокупности частных методов и приемов изучения языка.

Методология обусловливает разные взгляды на язык: В диалектико-материалистическом языкознании считается, что язык имеет материальную природу, существует объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании. Такой подход к пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде всего от идеалистического понимания языка - как проявления «духа народа» (гумбольдтианство), как явления в основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя, Н. Хомского). Диалектический материализм считает, что неверно отрицать возможность познания мира (в отличие от агностицизма, который придерживается подхода, что мы познаем не действительность, а комплексы ощущений, за пределы которых нет выхода).

Методы (греч. method «путь исследования») в языкознании: 1. обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и с общей методологией, - так называемые общие методы; 2. отдельные приемы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка, - частные методы.

Каждый общий метод выделяет именно те стороны языка как объект исследования, которые признаются важнейшими в данной теории языка, например, исторический аспект в сравнительно-историческом языкознании, структурный аспект в структурной лингвистике, и т.д. В этом смысле методом создается предмет исследования. Любой крупный этап в развитии языкознания характеризуется изменением взглядов на язык, изменением лингвистической теории, сопровождается коренным изменением методов, стремлением создать новый обобщенный метод. При этом, в отличие от старых взглядов на язык и замены их новыми, методы, унаследованные от предыдущего этапа, не исчезают полностью, а сохраняют свое значение на новом этапе в качестве более частных, но при этом основном методе. Таким образом, современное языкознание обладает несколькими общими научными методами, восходящими к разным эпохам. Современное языкознание характеризуется языковедческим преломлением общенаучных методов (математического анализа - количественный метод, статистический метод; системного подхода - сопоставительный метод, и др.).

В значении способа исследования может употребляться термин прием (как синоним термина метод). Приемами могут называться частные методы, то есть прием может использоваться в нескольких методах. Например: прием трансформаций (преобразований) - часть описательного и историко-сравнительного методов, существующая как совокупность определенных правил исследования в рамках конкретных методов.

Синонимично терминам метод и прием употребляется также термин методика. Этот термин может также означать совокупность методов. Однако чаще этот термин означает практическое применение того или иного метода или приема.

Структура предмета языкознания: основные направления и разделы науки о языке.

С точки зрения аспектов изучения языка:

1) Внутренняя лингвистика:

общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология

2) Внешняя лингвистика:

Соц. лингвистика (как общественное явление, выявляются связи между языком и обществом, соц. дифференциация языков, языковое строительство и язвковая политика);

Психолингвистика (взаимодействует с психологией, связь языка и чел. сознания, формирование речевых механизмов человека);

Коммуникативная лингвистика (теория речевых актов);

Нейролингвистика (сыграла большую роль в лечение, восстановлении человеческой речи, обучение глухих речи, слепо-глухо-немых);

Паралингвистика (здесь изучаются жесты общения, особенности мимики и жестикуляции в процессе общения (т. н. кинесику));

Теория перевода (комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод);

Лингводидактика (как лучше овладеть языком, описывать язык, подавать обучаемым, взаимодействует с др. дисциплинами)

Проблема объекта в языкознании. Дайте общую характеристику основных подходов языкознания к своему объекту(генетического, психологического, структурного)

В языкознании объект вычленяется трояко: 1- язык как текст(как результат чьей либо деятельности), 2- язык как речевая деятельность(средство коммуникации между людьми) и 3- язык как ментальная структура(форма деятельности сознания человека)

В языкознании существуют два уровня вычленения объекта. Первый уровень имперический, в нем объект выделяется опытным путем. Содержит в себе речь, текст и мышление. Заимствован из филологии. Второй уровень вычленения объекта абстрактный и называется теоретический. Язык вычленяется в отрыве от условий его существования. Отсюда берет начало языковая знаковость, иначе говоря собственное определение языка. Язык это многоуровневая разнородная система характеризующаяся: разнородностью элементной базы, структурной многомерностью(отношение между звуками и морфемами), многоуровневостью языка как такового, полифункциональностью(для познания или коммуникации). Как правило за основу берется критерий элементной базы. Выделяют 5 основных критериев: фонологический(звук), морфологический(морфема), лексический(слово), словосочетание(устоявшиеся отношения между словами), предложение(целостная реализация мысли). Существуют определенные отношения между языковыми уровнями: высшие определяются низшими материально, а низшие определяются высшими функционально. Из низших определяются высшие уровни, качество единицы высшего уровня не сравнимо с качеством единиц низшего уровня, при переходе на высший уровень раскрывается новое качество в системе. Основными уровнями считаются фонетический, лексический, высший синтаксический. Морфологический и уровень словосочетания промежуточные.



Функциональная сторона языка. Основные языковые функции. Характеристика основных языковых функций и их роли в формировании структурного (внутреннего) аспекта языка.

3 подхода к языковым функциям:

1) Монофункционалистский (в языке только одна функция - коммуникативная)

2) Полифункциональный подход (не дается семиотическое обоснование этих функций, смешиваются системные и речевые, системные и социальные функции)

3) Существуют 3 языковые функции:

Познавательная (указание на объект при помощи языка, смысловое определение объекта, выражение отношения человека к этому объекту)

Коммуникативная (информативный аспект, определение личностной смысловой позиции, отношение говорящего к слушающему)

Культурно-личностная или стилистическая (культурная нормативность, языковой символизм – отношение индивидуального к информативному)

Именно стилистическая окраска венчает смысловое становление в процессе семиозиса

Первые две функции – рациональные, третья - иррациональная.

Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие языкознания с другими гуманитарными науками

Языкознание – гуманитарная дисциплина, имеющая биологические и физиологические основания. Языкознание является наукой второго уровня. Языкознание связано со многими точными, естественными и гуманитарными науками. (Указаны науки и лингвистические дисциплины, которые соответствуют им)



История: История языка - наука об историческом развитии языков и языковых единиц.
Этимология (гр. etimon) - наука о происхождении слов.

География : Ареальная лингвистика - наука об изучении распределения языков и диалектов. Диалектология - наука о говорах и диалектах определенного языка.

Этнография: Этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.

Социология: Социолингвистика - наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.

Философия, логика, психология: Психолингвистика - наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии ).

Филология, литературоведение: Лингвостилистика - наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.

Педагогика : Методика обучения иностранным языкам

3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами.

Языкознание имеет тесные связи с филологией, так как берет начало именно из этой науки. В середине XIX века, устанавливается основной объект филологии, который объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание.

Филологические дисциплины, связанные с языкознанием:

Литературоведение (вне языка не может быть литературы, каждый литературовед обязан быть лингвистом)

Риторика

Поэтика

Изучение исторических текстовых памятников (первичная обработка текста принадлежит лингвисту, затем интересы литературоведа и лингвиста расходятся)

Стилистика художественной речи

4 . Связь языкознания с философией. Использование философских категорий в предмете языкознания.

Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками - диалектикой и логикой. Философия вооружает конкретные науки методологией, способствует выработке принципов и методов анализа, характерных для частной науки, например языкознания.

Языкознание - одна из древних наук, прошедшая длительный путь развития.

Вопросы языкознания рассматривались и рассматриваются во всех философских концепциях. Так, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) уделил много внимания логическому вниманию языка, создал поэтику. Значительную роль в разработке общих вопросов языкознания принадлежит французскому мыслителю Р. Декарту (1586-1650) и немецким ученым Г.В. Лейбницу (1646-1716) и В. фон Гумбольдту (1767-1835). Гумбольдт заложил основы философии языка - общей теории языка и речи.

Наряду с написанием грамматик и составлением словарей конкретных языков разрабатываются принципы и методы грамматической теории, позволяющие научно изучать историю языков и их строение. Во второй половине XIX в. сформировались два основных лингвистических направления: логическое - в России его крупнейшим представителем был Ф.И. Буслаев, автор «Исторической грамматики русского языка», и психологическое - в России было основано А.А.Потебней, автором книги «Мысль и язык» и «Из записок по русской грамматике».

Представители логического и психологического направлений изучали и изучают язык как средство выражения содержания; при исследовании языка и речи они идут от содержания к форме. В начале ХХ в. разрабатываются теория и методы формального направления, которое главное внимания сосредоточивают на строении форм слова и форм словосочетания. В России формальное направления было представлено двумя грамматическими школами: Московской - ее основателем является Ф.Ф. Фортунатов и Казанской - ее основателем И.А. Болуэн де Куртенэ.

Для развития теории советского языкознания особое значение имела деятельность И.И. Мещанинова (1883-1967), Л.В. Щербы (1880-1944) и В.В. Виноградова (1895-1969).

И.И. Мещанинов, автор работ «Новое учение о языке. Стадиальная типология» (1936), «Члены предложения и части речи» (1945), подчеркивал важность таких принципов «нового учения о языке», как связь языка и общества, языка и мышления, единство языкотворческого процесса, стадиальность (прерывистость) и развитии языков, типологическое единство и разнообразие языков, их частей речи и членов предложения. Разработанные И.И. Мещаниновым теория понятийных категорий, морфолого-синтаксическая типология и функционально-семантическая методика оказали огромное влияние на развитие языкознания.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!