Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Политическое участие бывает. Политическое участие и его типы


Объективный процесс обособления, а в ряде политических режимов отчуждения властно-государственной деятельности порождает потребности, во-первых, активного воздействия индивидов как субъектов политики на общественно- политические структуры; во-вторых, преодоления состояния, когда многие из них превращаются в объекты политики, лишенные возможности активно участвовать в государственных делах.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида - непосредственно или опосредованно - в систему властных отношений. Оно направлено на удовлетворение его стремления быть причастным к институтам, организациям, общностям и группам, обеспечивающим жизнедеятельность всех граждан и влияющим на процессы индивидуального развития. Политическое участие - это самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур. Оно также включает самооценку собственных качеств, свойств и возможностей как деятельного субъекта политики. Политическое участие можно охарактеризовать и как рефлексивную, ответную реакцию индивида на политические действия и события с целью оказать на них влияние. Проблемы политического участия чрезвычайно сложны и для подростков, юношей, и для старшего поколения. Однако политологи накопили достаточно материалов для того, чтобы выделить ряд его особенностей:
--154--

а) тот, кто в молодом возрасте не приобретает ясного представления об адекватном направлении своей политической активности, еще не обречен остаться лишь объектом политики до завершения своей жизненной карьеры;
б)тот, кто нашел себя в политическом плане молодым человеком, четко определил формы и направления своего участия в сфере политики, обязательно будет сталкиваться на всех стадиях своего развития с тупиковыми, сложными ситуациями, противоречащими сложившимся у него представлениям о собственныхполитических предпочтениях. Успешное решение проблем политического участия на одном этапе жизни еще не гарантирует индивида от возникновения новых трудностей на других этапах.
Политическое участие изменяется от своеобразного «полюса» путаницы своих предпочтений (как правило, в молодом возрасте или в кризисные периоды - для всех возрастов) до положительного «полюса» собственной, найденной самостоятельно, адекватной роли в сфере политической активности. Если индивид не может определить свое «политическое лицо», «политическое Я», направления политического участия, то у него появляются симптомы путаницы предпочтений: он не уверен, к какому политическому движению или партии принадлежит, какому политическому лидеру или представителю политической элиты симпатизирует, будет ли участвовать в выборах или не будет и т. п. В некоторых случаях индивид демонстративно стремится к негативному направлению политического участия, которое не одобряют его родители, знакомые и друзья. Хотя в этом случае последние иногда смиряются даже с его участием в оппозиционных акциях, считая его предпочтительнее порочной практики беспробудного алкоголизма, наркомании и непредсказуемой хаотичной агрессивности.
В радикально реформируемом обществе состояние хаотичной политической активности становится нормой для многих индивидов. В нем происходит быстрая смена направлений участия в большинстве групп и слоев населения страны в связи с тем, что многие с трудом определяют, к каким структурам им активно приобщиться: либеральным или консервативным, социалистическим или коммунистическим, «зеленым» или «красным» и т. п. Именно поэтому в такой переходный период возрастает значение исследований основных направлений и форм политического участия с целью вы 155
явления социальной базы тех или иных движений и партий, а также прогнозов действий, поддерживающих как политические элиты, так и различных ключевых участников политических событий. При определении сущности политического участия существуют два основных подхода. При одном акцентируют внимание не столько на индивидуальном уровне, сколько на макроструктур -ных изменениях в политической сфере и их влиянии на индивида как объект политики. Политико- институциональное довлеет над индивидом и всеми формами его участия. Для другого подхода характерно рассмотрение индивида как главной и первичной ценности, как суверенного субъекта политики. Именно индивида, а не общества, класса, политического института, партии, социальной группы или какого-либо другого образования. В соответствии с этим подходом индивид, признавая себя членом общества, государства, класса, группы, оценивает их с прагматической точки зрения как утилитарно используемые инструменты в своих собственных целях. В рамках этого подхода, например, политические институты предстают не как объединения, управляемые на основе общих целей, а как группы индивидов, которые имеют целью удовлетворение собственных интересов, то есть акцент делается более на конкретных участниках политических событий. Безусловно, существование этих двух подходов связано и с идеологическими потребностями (коммунистическими или либеральными, социалистическими или анархистскими и т. п.), и обычными устремлениями индивидов на определенных этапах уделять больше внимания или макросоциальным процессам (тем более если в них многое непонятно и непредсказуемо), или, напротив, индивидуальностям, политическая активность которых всегда осуществляется на основе личных мотивов. Эти подходы взаимодополняют друг друга, раскрывая объективные и субъективные, институциональные и индивидуальные аспекты политического участия.

Политическое участие - это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и т.п.

Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия:

Во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения;

Во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов);

В-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах). Гаджиев, К.С. Политология. Пособие для сдачи экзамена. М.: Высшее образование, 2006. с. 123.

Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

Автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

Мобилизованное участие - вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.

Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. В таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.

Политическое участие зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Оно является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности. Демократическое государство обеспечивает такое свободное участие правовыми нормами и процедурами, а также относительно равномерным распределением среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций.

Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками; по отношению к ним применяются репрессии.

Участие в политике удовлетворяет нескольким базовым потребностям личности.

На политическое поведение влияют стимулы, установки, мнения.

Политическое участие – средство компенсации и реализации способностей личности.

Характер политического поведения зависит как от внутренних потребностей человека, так и от факторов социально-политической среды, в которой он действует. Кроме того, поведение личности обусловлено тем, какие ценности она определяет для себя в качестве жизненно важных.

Политическое участие – это способ выражения интересов, взглядов и действий социальных слоев, групп населения, личности, направленный на оказание влияния на политическую структуру общества с целью осуществления конкретного решения.

Политическое участие может быть:

  • индивидуальным и коллективным;
  • добровольным и принудительным;
  • активным и пассивным;
  • традиционным и альтернативным;
  • революционным и охранительным.

На то или иное проявление политического участия влияют самые разные факторы. Главные из них: особенности политической системы и режима; политические традиции и культура, стабильность политических институтов и расстановка политических сил; культурно-образовательный уровень, материальное положение и социальный статус человека.

Политическое участие и поведение человека может быть активным, солидарным, лояльным, апатичным, агрессивным и т.д. Различаются следующие типы политического поведения: поддержка и сотрудничество, индифферентизм (равнодушие), конформизм (приспособленчество), пассивное сопротивление, открытая борьба, негативизм и экстремизм.

Экстремизм означает приверженность крайним взглядам и действиям в политической деятельности.

Возможности включения человека в политический процесс многообразны: участие в выборах и референдумах, сбор подписей; составление обращений, митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки, политическая голодовка, гражданское неповиновение, политический бойкот, вооруженная борьба и т.п.

Наиболее развитой и доступной для современных политических систем является электоральная форма политического участия. Выборы – гарантированный минимум политической активности, который не зависит от личных способностей человека.

Обратным проявлением электоризма является абсентеизм – сознательное бойкотирование избирателями выборов. Абсентеизм может означать и пассивный протест против существующей формы правления, а также проявления безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.

Политические системы демократического типа предполагают активное, заинтересованное участие граждан в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения и т.п.). В то же время многие индивиды не пользуются своими возможностями оказывать влияние на политическую сферу, а некоторые выбирают неприемлемые и даже преступные способы политического участия (например, терроризм). Актуальность названных проблем определяет важность изучения феномена политического участия: его структуры, внутренних и внешних факторов, от которых зависит выбор тех или иных форм политического участия, степень политической активности граждан.

Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и функций, выполняемых индивидами и группами в сфере отношений с государственной властью, породили множество типов политического участия.

Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и т.п.

Разнообразие форм политического участия определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти. Политическое участие дает характеристику самой политической системе, которая способствует или препятствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от политического режима.

Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реагировать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его используют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Существует множество различных вариантов классификации типов политического участия.

Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

действия, предпринимаемые лицами или группами с целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

греч. politike - политика) - воздействие политических субъектов на политическую систему, ее элементы; процесс принятия политических решений. Одна из наиболее распространенных отечественных классификаций политического поведения предусматривает выделение таких форм политического участия, как активное участие, включающее участие в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, участие в деятельности политических организаций и государственных институтов, и пассивное участие, предполагающее отказ от активных действий в политической сфере, а также такую форму поведения в повседневной и «служебной» жизни человека, которая ограничивается соблюдением установленных норм. Согласно классификации английского ученого А. Марша, выделяют три основных типа политического участия: 1) ортодоксальное участие - действия, обеспечивающие стабильное функционирование политической системы (участие в голосовании, лоббирование интересов, санкционированные митинги, демонстрации); 2) неортодоксальное участие - действия, направленные против политической системы (бойкоты, несанкционированные митинги, забастовки и т. п.); 3) политические преступления - политическая деятельность с использованием насилия (революции, терроризм и др.). Американский политолог У. Милбрайт предлагает разделение политического участия на конвенциональное (легальное, то есть в рамках закона) и неконвенциональное (незаконное). К первому типу относится участие в работе партий, избирательных кампаниях, выборах и референдумах, ко второму - бунт, терроризм и пр. К наиболее распространенному типу политического участия относят электоральное поведение (участие в выборах).

Низкая активность избирателей может привести к тому, что государственная политика фактически перестанет представительно выражать интересы нации. Когда общественное мнение представлено недостаточно, правительство может оказаться под контролем организованного меньшинства. Низкая степень вовлеченности общества в государственные дела может впоследствии привести к установлению тоталитарного правления, при котором народ и вовсе отстранен от участия в управлении.

В большинстве стран либеральной демократии участие граждан в управлении не ограничивается правом избирать и выставлять на выборах свою кандидатуру и предполагает возможность повседневного участия в политической жизни. Нередко политическое участие путают с консультированием. Консультирование предполагает использование механизмов, позволяющих доводить мнение широкой публики до тех, кто облечен правом принятия решений. Ключевая особенность консультирования состоит в том, что политики не обязаны следовать высказанным в их адрес рекомендациям: они соглашаются слушать, но действовать в соответствии с услышанным не должны. Участие же выливается в изменение баланса власти в отношениях между гражданами и политиками. Процесс взаимодействия становится таким образом более эффективным, а формирование политики превращается в общее дело тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Впрочем, недостаточная информированность общественности может сделать содержательную дискуссию невозможной.

См. также статьи «Выборы», «Либеральная демократия», «Тоталитаризм».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработку политических решений на любом уровне политической власти (местном или общенациональном). К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий, групп интересов и др.

Итак, каковы основные типы политического участия?

Обычно в политологии выделяют ортодоксальное и неортодоксальное политическое участие и сходное с ними конвенциональное и неконвенциональное политическое участие. В отдельный тип выделяются политические преступления, то есть политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия.

К ортодоксальному политическому участию относится поведение, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а предъявляемые к ней требования, выражаются в законных формах.

К неортодоксальному политическому участию относятся несанкционированные действия, связанные с выражением требований к власти и направленные против политической системы (протестное поведение).

Политическое участие можно также подразделять по степени активности на активное и пассивное . Совмещая два параметра (приемлемые и неприемлемые) и степень активности (активное и пассивное), можно получить четыре типа политического участия (см. табл. 13.1).

Таблица 13.1 – Типы политического участия

Кроме того, политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие – это свободная добровольная деятельность людей, преследующих личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие – принудительное по характеру, стимулами которого выступают страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.

К наиболее распространенному типу политического участия относится электоральное поведение (участие в выборах). Этот тип участия, во-первых, позволяет сформулировать требования со стороны основной массы населения и обеспечить поддержку лидеров, которые соответствуют ожиданиям большинства; во-вторых, это один из механизмов разрешения политических конфликтов (в форме мирной конкуренции); в-третьих, это надежное средство легитимации существующего политического режима; в-четвертых, важное средство политической социализации личности.

В заключение отметим, что в условиях кризисного развития важно учитывать результативность, возможности и пределы политического участия различных субъектов. Чем ближе человек к власти, тем больше у него возможностей влиять на принятие решений. Влияние же рядовых граждан на структуры власти, даже в условиях демократических режимов, следует признать в целом незначительным, а некоторые политические институты вообще остаются за пределами влияния населения. Если эта тенденция сопровождается длительными ограничениями и давлением со стороны существующей власти, в обществе могут возобладать протестные формы политического поведения, то есть проявление негативного отношения к политической системе в открыто демонстративной форме или, наоборот, явное уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия и т.п., что получило название абсентеизма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!