Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Подумай. Почему у большинства животных детеныши появляются весной У каких животных детеныши рождаются весной

Весна - период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.

Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать - в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.

  1. Медведи весной.

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу - ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу - выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам - медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок - «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун - главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей - медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа - медведь не принимает участия в воспитании малышей - медвежат.

  1. Ежи весной.

Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама - ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!

Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.

Особенно любит поспать ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.

Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.

  • В есной многие животные линяют . .

Они меняют зимнюю шубку - теплую, толстую - на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

  • Весной появляются у зверей детеныши.

Почти все малыши - зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

  1. Белки весной.

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка - это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

  1. Зайцы весной.

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня - ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает - все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли - учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов - и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

  1. Лисы весной .

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте - апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них - белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама - лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место - подальше от прежней норы. Папа - лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки - близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

  1. Волки весной.

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа - волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны » Для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель ГБДОУ Детский сад №32 пос. Металлострой Колпинского р-на г. Санкт – Петербурга Морозова Татьяна Валентиновна.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. Задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, диких животных, закрепить названия диких животных, и их детёнышей. знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны Расширять словарный запас детей.

Весело аукнула из лесу весна. Ей медведь откликнулся, Проурчав от сна. Подскакали зайки к ней, Подлетел к ней грач, Покатился ежик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, – Дождалась, пушистая, Света и тепла!.. Улыбнулся радостно Весь прозрачный лес. И мороз за елками, Заворчав, исчез. (Л. Аграчева)

Весной звери линяют. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

– Расскажи мне, белочка, почему Шубка стала серою, не пойму? – Поменяла шубку я для того, Чтобы легче прятаться.– От кого? – От лесного ястреба и хорька Спрячет шубка зимняя. И пока Поношу я серую до весны И сменю на рыжую, в цвет сосны, Не найти им рыжую на коре! Вновь надену прежнюю в октябре

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама - белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки - мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Неужели в самом деле Птицы с юга прилетели, Воробьи дерутся в луже, Зайцу белый мех не нужен: Заяц по лесу гуляет, В серой шубке щеголяет! Снова солнце светит ярко, Скоро станет очень жарко!

Мама - зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три - четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама - зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня. Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху - лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

Норка лисоньки в земле, Спит хитрющая в тепле. Рядом с ней лисята, Два забавных брата. Только солнышко взойдет, На охоту их ведет Рыжая плутовка. В ловле есть сноровка. Н. Шконда

Лисы весной. Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята - темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы - лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу. К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама - лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают - прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу. Лисы весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами? Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе.

Волки весной. Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.


Методические рекомендации

... материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени. Методические рекомендации по использованию дидактических ... игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи...

  • Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики, математики и... достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала ; Развитие навыков...

  • Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии»

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы Методические рекомендации по использованию комплекта печатных...

  • Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART ... работы в классе. Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель... слайдов (содержащих только иллюстративный материал , либо иллюстрации, дополненные...

  • Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,

    Методические рекомендации

    Международной классификации функционирования 8.1 Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК... Бессонова. - М., Аркти, 2000. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй...

  • Цель :
    • показать изменения в жизни животных с приходом весны,
    • проследить связи живой и неживой природы,
    • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.
    Ход урока
    1. Погружение в тему.
    - О каком времени года это стихотворение? Почему?
    Растаял снег среди полей,
    Сбегает под гору ручей,
    И пробивается трава.
    В лесу фиалки распустились,
    И яркой зеленью оделись
    Кусточки все и дерева.
    - Назовите признаки наступления весны в неживой природе.
    (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
    - Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
    - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
    - Что вы знаете об этом?
    - Хотите узнать еще больше?
    - Давайте посвятим этому наш урок.
    - Сформулируйте тему нашего урока.
    - Какую цель поставим перед собой на данный урок?
    2.Словарь.
    - Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
    (линька)
    - Что такое линька? (предположительные ответы детей)
    Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
    - Какие это животные? (заяц, белка, песец)
    - Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
    3. Животные, которые впадают в спячку.
    – Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.
    (разыгрывается детьми сценка)
    Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
    Медведь:
    Без забот и без тревоги
    Спал я в тепленькой берлоге.
    Спал всю зиму до весны
    И, конечно, видел сны.
    Девочка:
    Вдруг проснулся косолапый.
    Слышит – каплет.
    Медведь:
    Вот беда!
    В темноте пошарил лапой
    И вскочил – кругом вода!
    Девочка: Заспешил медведь наружу
    Медведь: Заливает! Не до сна!
    Девочка: вылез он и видит:
    Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
    - Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
    - Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )
    - Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
    Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
    4. Растительный и животный мир весной.
    - Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
    - Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
    Разные животные питаются по-разному.
    - Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?
    (это растительноядные - слово на доске)
    - Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?
    (это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.
    -Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?
    (это всеядные - слово на доске)
    Работа по группам.
    Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.
    Задания.
    1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.
    (проверка работы)
    2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)
    - Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)
    - Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.
    (проверка работы)
    5. Рождение нового потомства.
    - Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
    - Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)
    Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
    - У какой группы животных детеныши появляются раньше?
    (у растительноядных)
    - Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
    Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
    - Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).
    Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
    Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
    - Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
    (дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
    Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
    Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
    Б.: А родился ты тоже с иголками?
    Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
    Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
    З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
    Б.: Как это? Почему?
    З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
    Е.: И тебе не хотелось есть?
    З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
    Б.: А как же на следующие дни?
    З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
    - Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?
    - Каким рождается ежонок?
    -Почему бельчонку не холодно в дупле?
    - Почему зайчонок не знает своей мамы?
    Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
    А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.
    Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).
    Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)
    - Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)
    - Послушайте, как воспитывает свое потомство...
    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Урок N 5. Тема: Животные весной

    Цель:

    1. Показать изменения в жизни животных с приходом весны.

    2. Проследить связи живой и неживой природы.

    Ход урока

    I . Работа над темой урока

    1. Беседа

    О каком времени года это стихотворение?

    Растаял снег среди полей,

    Сбегает под гору ручей,

    И пробивается трава.

    В лесу фиалки распустились,

    И яркой зеленью оделись

    Кусточки все и дерева.

    Сегодня мы продолжаем говорить о весне. Тема нашего урока: LЖивотные весной¦.

    - Назовите признаки наступления весны в неживой природе

    (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

    - Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

    - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением тепла? Какие? (линька) Что такое линька?

    2. Словарь

    ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.

    Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец) . Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде).

    3. Животные, которые впадают в спячку

    Что же еще происходит с некоторыми животными весной?

    Посмотрите и послушайте:

    Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

    Медведь: Без забот и без тревоги

    Спал я в тепленькой берлоге.

    Спал всю зиму до весны

    И, конечно, видел сны.

    Девочка: Вдруг проснулся косолапый.

    Слышит - каплет.

    Медведь : Вот беда!

    В темноте пошарил лапой

    И вскочил - кругом вода!

    Девочка: Заспешил медведь наружу

    Медведь: Заливает! Не до сна!

    Девочка: Вылез он и видит:

    Медведь : Лужи! Тает снег! Пришла весна!

    - Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

    - Какие еще животные пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

    - Почему они пробуждаются?

    Оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего ни изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние Lзасони¦. Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги.

    Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он Lлегок на подъем¦, да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то бурундук может еще поспать.

    4. Растительный и животный мир весной

    Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

    - Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

    Разные животные питаются по-разному.

    Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? Это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

    - Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? Это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют ЗВЕРями.

    - Как называются животные, которые поедают и растительную, и животную пищу? ВСЕЯДНЫЕ.

    Распределение животных по группам (На доске - картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь).

    РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ХИЩНИКИ ВСЕЯДНЫЕ

    Заяц волк медведь

    Мышь лиса белка

    Лось рысь

    - Какие пищевые цепочки можно составить? Чего не хватает? (растений) Дополнить на доску РАСТЕНИЕ.

    - Составьте теперь различные цепочки питания.

    5. Рождение нового потомства

    - Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей) .

    - Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, а главное - появляется много корма).

    Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и то же время.

    - У какой группы животных детеныши появляются раньше?

    (у растительноядных)

    Почему? (неограниченное количество пищи подоспевает раньше)

    Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

    - Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, что указаны на доске (мышь).

    Мыши-полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну-лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

    Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 - 2 месяца, за сезон рождается 10 - 15 детенышей (меньше, чем у полевок).

    Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

    6. Сценка

    Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

    Е.: Да, шубка у меня колючая, но имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность - свернусь я в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

    Б.: А родился ты тоже с иголками?

    Е.: Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

    Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

    З.: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

    Б.: Как это? Почему?

    З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

    Е.: И тебе не хотелось есть?

    З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я не голоден.

    Б.: А как же на следующие дни?

    З.: А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

    7. Обсуждение содержания сценки:

    - Каким рождается ежонок?

    - Почему бельчонку не холодно в дупле?

    - Почему зайчонок не знает своей мамы?

    8. Заботливые родители

    Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет о них заботу. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

    А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные - хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4 - 6.

    Воспитанием детенышей занимаются и волк, и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 - 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой полупереваренной пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей.

    Лисы осенью покидают своих родителей, а волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь.

    Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, так как время воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше).

    Какое животное самой крупное? (медведь)

    Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего 500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 - 2 года.

    Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков - переярок (молодой волк).

    Все звери выкармливают детенышей молоком, поэтому их еще называют МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

    Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться).

    - Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

    В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

    9. Лес весной

    Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье - все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек Lсвою¦ - громкий крик, включенный на всю мощность магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему?

    Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.

    Так как же нам нужно вести себя в лесу? (Слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь).

    Послушайте историю об одном ежике.

    А ежик ночью убежал.

    Его никто ни обижал.

    Он тосковал уже с утра,

    Он тосковал еще вчера.

    Чего он, глупый, тосковал?

    К нему никто не приставал,

    Его мы так любили,

    И гладили, и мыли,

    Но он свернулся и дрожал,

    А после взял и убежал. Почему убежал ежик?

    В траве сновали паучки,

    Тихонько тренькали сверчки.

    С родной природой в мире

    Еж был в своей квартире.

    - Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками).

    - Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю.

    а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов).

    б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк).

    Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

    Чтоб могли леса цвести

    И сады, и реки,

    Все живое береги

    Ты на этом свете.

    Ты природу полюби,

    Каждую травинку!

    С птицами дружи,

    Береги былинку.

    Не носи домой ежа,

    Бабочку не трогай,

    Школьник, помни всегда:

    Их не так уж много!

    III . ИТОГ урока

    Мы говорили о жизни животных весной. Почему у животных весной происходит линька? Почему детеныши рождаются весной? Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? На какой главный вопрос мы отвечаем на уроке экологии?

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!