Подумай. Почему у большинства животных детеныши появляются весной У каких животных детеныши рождаются весной
Весна - период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать - в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
- Медведи весной.
В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу - ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.
Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.
Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).
Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу - выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам - медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.
Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.
Иногда в семье медведей есть старший медвежонок - «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун - главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей - медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа - медведь не принимает участия в воспитании малышей - медвежат.
- Ежи весной.
Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.
В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.
Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама - ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!
Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.
Особенно любит поспать ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.
Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.
- В есной многие животные линяют . .
Они меняют зимнюю шубку - теплую, толстую - на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.
Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».
- Весной появляются у зверей детеныши.
Почти все малыши - зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.
- Белки весной.
У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно.
Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.
Весной белка - это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
- Зайцы весной.
Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня - ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.
У зайчих чужих зайчат не бывает - все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.
Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли - учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов - и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.
Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.
- Лисы весной .
Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте - апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них - белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.
К лисятам никого не подпускает их мама - лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место - подальше от прежней норы. Папа - лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.
Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?
Лисы и собаки - близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.
- Волки весной.
Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа - волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны » Для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель ГБДОУ Детский сад №32 пос. Металлострой Колпинского р-на г. Санкт – Петербурга Морозова Татьяна Валентиновна.
Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. Задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, диких животных, закрепить названия диких животных, и их детёнышей. знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны Расширять словарный запас детей.
Весело аукнула из лесу весна. Ей медведь откликнулся, Проурчав от сна. Подскакали зайки к ней, Подлетел к ней грач, Покатился ежик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, – Дождалась, пушистая, Света и тепла!.. Улыбнулся радостно Весь прозрачный лес. И мороз за елками, Заворчав, исчез. (Л. Аграчева)
Весной звери линяют. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».
– Расскажи мне, белочка, почему Шубка стала серою, не пойму? – Поменяла шубку я для того, Чтобы легче прятаться.– От кого? – От лесного ястреба и хорька Спрячет шубка зимняя. И пока Поношу я серую до весны И сменю на рыжую, в цвет сосны, Не найти им рыжую на коре! Вновь надену прежнюю в октябре
У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама - белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки - мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
Неужели в самом деле Птицы с юга прилетели, Воробьи дерутся в луже, Зайцу белый мех не нужен: Заяц по лесу гуляет, В серой шубке щеголяет! Снова солнце светит ярко, Скоро станет очень жарко!
Мама - зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три - четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама - зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня. Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху - лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.
Норка лисоньки в земле, Спит хитрющая в тепле. Рядом с ней лисята, Два забавных брата. Только солнышко взойдет, На охоту их ведет Рыжая плутовка. В ловле есть сноровка. Н. Шконда
Лисы весной. Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята - темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы - лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу. К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама - лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают - прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу. Лисы весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую.
Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами? Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе.
Волки весной. Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.
Методические рекомендации
... материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени. Методические рекомендации по использованию дидактических ... игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи...
Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики, математики и... достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала ; Развитие навыков...
Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии»
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы Методические рекомендации по использованию комплекта печатных...
Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART ... работы в классе. Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель... слайдов (содержащих только иллюстративный материал , либо иллюстрации, дополненные...
Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,
Методические рекомендацииМеждународной классификации функционирования 8.1 Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК... Бессонова. - М., Аркти, 2000. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй...
- показать изменения в жизни животных с приходом весны,
- проследить связи живой и неживой природы,
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.
1. Погружение в тему.
- О каком времени года это стихотворение? Почему?
Растаял снег среди полей,- Назовите признаки наступления весны в неживой природе.
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.
(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
- Что вы знаете об этом?
- Хотите узнать еще больше?
- Давайте посвятим этому наш урок.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой на данный урок?
2.Словарь.
- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
(линька)
- Что такое линька? (предположительные ответы детей)
Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Какие это животные? (заяц, белка, песец)
- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
3. Животные, которые впадают в спячку.
– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.
(разыгрывается детьми сценка)
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревогиДевочка:
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый.Медведь:
Слышит – каплет.
Вот беда!Девочка: Заспешил медведь наружу
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )
- Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
4. Растительный и животный мир весной.
- Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
Разные животные питаются по-разному.
- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?
(это растительноядные - слово на доске)
- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?
(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.
-Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?
(это всеядные - слово на доске)
Работа по группам.
Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.
Задания.
1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.
(проверка работы)
2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)
- Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)
- Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.
(проверка работы)
5. Рождение нового потомства.
- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)
Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
- У какой группы животных детеныши появляются раньше?
(у растительноядных)
- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).
Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
- Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Б.: А родился ты тоже с иголками?
Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Б.: Как это? Почему?
З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Е.: И тебе не хотелось есть?
З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Б.: А как же на следующие дни?
З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?
- Каким рождается ежонок?
-Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.
Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).
Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)
- Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)
- Послушайте, как воспитывает свое потомство...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)! |
Урок N 5. Тема: Животные весной
Цель:
1. Показать изменения в жизни животных с приходом весны.
2. Проследить связи живой и неживой природы.
Ход урока
I . Работа над темой урока
1. Беседа
О каком времени года это стихотворение?
Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.
Сегодня мы продолжаем говорить о весне. Тема нашего урока: LЖивотные весной¦.
- Назовите признаки наступления весны в неживой природе
(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением тепла? Какие? (линька) Что такое линька?
2. Словарь
ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.
Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец) . Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде).
3. Животные, которые впадают в спячку
Что же еще происходит с некоторыми животными весной?
Посмотрите и послушайте:
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь: Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Девочка: Вдруг проснулся косолапый.
Слышит - каплет.
Медведь : Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил - кругом вода!
Девочка: Заспешил медведь наружу
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: Вылез он и видит:
Медведь : Лужи! Тает снег! Пришла весна!
- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
- Какие еще животные пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)
- Почему они пробуждаются?
Оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего ни изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние Lзасони¦. Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги.
Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он Lлегок на подъем¦, да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то бурундук может еще поспать.
4. Растительный и животный мир весной
Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
Разные животные питаются по-разному.
Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? Это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.
- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? Это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют ЗВЕРями.
- Как называются животные, которые поедают и растительную, и животную пищу? ВСЕЯДНЫЕ.
Распределение животных по группам (На доске - картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь).
РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ХИЩНИКИ ВСЕЯДНЫЕ
Заяц волк медведь
Мышь лиса белка
Лось рысь
- Какие пищевые цепочки можно составить? Чего не хватает? (растений) Дополнить на доску РАСТЕНИЕ.
- Составьте теперь различные цепочки питания.
5. Рождение нового потомства
- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей) .
- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, а главное - появляется много корма).
Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и то же время.
- У какой группы животных детеныши появляются раньше?
(у растительноядных)
Почему? (неограниченное количество пищи подоспевает раньше)
Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, что указаны на доске (мышь).
Мыши-полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну-лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 - 2 месяца, за сезон рождается 10 - 15 детенышей (меньше, чем у полевок).
Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
6. Сценка
Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Е.: Да, шубка у меня колючая, но имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность - свернусь я в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Б.: А родился ты тоже с иголками?
Е.: Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
З.: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Б.: Как это? Почему?
З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Е.: И тебе не хотелось есть?
З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я не голоден.
Б.: А как же на следующие дни?
З.: А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
7. Обсуждение содержания сценки:
- Каким рождается ежонок?
- Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
8. Заботливые родители
Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет о них заботу. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные - хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4 - 6.
Воспитанием детенышей занимаются и волк, и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 - 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой полупереваренной пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей.
Лисы осенью покидают своих родителей, а волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь.
Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, так как время воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше).
Какое животное самой крупное? (медведь)
Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего 500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 - 2 года.
Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков - переярок (молодой волк).
Все звери выкармливают детенышей молоком, поэтому их еще называют МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться).
- Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)
В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.
9. Лес весной
Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье - все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек Lсвою¦ - громкий крик, включенный на всю мощность магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему?
Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.
Так как же нам нужно вести себя в лесу? (Слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь).
Послушайте историю об одном ежике.
А ежик ночью убежал.
Его никто ни обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал. Почему убежал ежик?
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.
- Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками).
- Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю.
а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов).
б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк).
Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!
III . ИТОГ урока
Мы говорили о жизни животных весной. Почему у животных весной происходит линька? Почему детеныши рождаются весной? Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? На какой главный вопрос мы отвечаем на уроке экологии?