Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Почему произошёл Всемирный Потоп. Был ли Потоп всемирным

Всемирный потоп - прежде всего, библейская история, описанная в – первой из книг и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – . Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Всемирный потоп - чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

В Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после . На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны” , и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в , например, в (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник - ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам - семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров - потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдской культурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса - установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000-5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э .

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры .

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Тут спрашивали меня недавно, что я там думаю на счет потопа, я сначала хотел отписаться типа… я не Господь Бог, я не знаю!
Но раз уж я пишу всякую чепуху в своём жж про всякие катастрофы и в том числе про версии происхождения потопов, то решил все же пройтись по некоторым из них, но не в защиту, а совсем наоборот. Теорий происхождения потопов и так до чертовой кучи, хотя честно говоря кроме многочисленных приданий и легенд у многих народов мира, ни каких убедительных доказательств ПОТОПА я не вижу. Когда я пишу с большой буквы ПОТОП я имею ввиду общепланетарную катастрофу, где НОЮ кроме как к горе Арарат пристать больше не где было — везде вода! Когда я пишу потоп с маленько буквы я подразумеваю местную локальную катастрофу типа цунами на Фукусиме ну или немного более того.
Начну я с одной из версий глобального катаклизма которая очень популярная на страницах некоторых ЖЖ.
Версия номер 1
«Планетарная катастрофа со сдвигом полюсов»
Адепты этой теории очень любят находить ориентнации всяких храмов и пирамид, сводя их жирными разноцветными линиями на точках новых, будущих полюсов или предыдущих, но обязательно в другом месте не там где сейчас. Как правило эти смещенные предыдущие полюса приходятся на многострадальную америку.
Проблема реальности этой теории в том что у планеты как правило:::-))) два полюса… и если смещается один то обязательно смещается и другой! Однако ни кто из этих пытливых «исследователей»
не удосужился посмотреть а куда придется противоположный полюс если один будет в америке или Гренландии.
Я давно призываю своих читателей купить глобус и смотреть на мир и историю в частности через глобус, многое видится совсем по другому, даже некоторые логистические теории.
Так вот если полюс смещается в гренландию или еще хуже в северную америку то южный полюс смещается в австралию или на худой конец о.Тасманию. Есть такой южнее…
Так вот что Австралия что Тасмания отличаются удивительным растительным и животным миром, что важно теплолюбивым очень и является эндемиков — то есть в других местах не встречается! Я понимаю что для многих само существование острова Тасмания это открытие, но что тут поделаешь! Не было там ни когда холодно. Самая высокая точка Тасмании 1600 метров. Говорить о том что в обозримом прошлом там мог быть южный полюс или прошлась потопная волна очень очень сложно так как животный мир уникален, растительный тоже. Рассматривать события геологических масштабов и оценивать вероятность потопа или сдвига полюсов тысячи лет назад в мою задачу не входит!
Теория номер два — переворот земли по Джанибекову (моя любимая)
Честно говоря ни каких убедительных данных кроме самого Джанибекова то же нет. Да есть конечно мамонты во льду и так далее, но для того что бы даже по равнинам и низменостям Сибири закинуть столько воды что бы она дошла до каспия — арала нужна высота волны в сотни метров! А с другой стороны, на другом полюсе должно происходить то же самое, но здесь опять Тасмания и Австралия.
Ну да ладно допустим что на Австралии можно найти следы потопа, но ведь остается Тасмания, это же остров, ну не плавают кенгуру и тасманский дьявол так далеко. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тасманийс кий_дьявол
Портит этот дьявол многие теории…
Теория номер три — рукотворная (теория Сахарова)
Кто не знает академик Сахаров предложил вариант ведения ядерной войны чистым, человечным способом — подрыв больших зарядов в 200 — 500 мегатонн в глубине моря или Океана у выбранной гряды подводной, получаемая направленная волна по расчетам могла бы подняться до высоты в километр!!!…. не так давно по ТВ Жириновский угрожал смыть Турцию именно таким способом. По расчетам Сахарова и группы ученых бомба взорванная в Северном море гарантированно смывала пол Европы.
Ну что я тут могу сказать… убедительных данных за существование ядерного или сравнимого с ним по мощности оружия в обозримом прошлом, 200 — 300 лет назад на сегодняшний день НЕТ. Однако воронки есть и воронки диметром в километры! Тут я только развожу руками и если развивать эту мысль далее то приходится допускать вмешательство третьей силы.
Теория номер четыре — взрыв супер вулкана.
Ну например взрыв вулкана Санторин признанная мировой наукой причина гибели минойско-критской цивилизации. Однако ни один вулкан не закинет мамонтов по всей Сибири в лед мгновенно их заморозив! Как проявление местного характера возможно, как причина изменения климата возможно но не катастрофически не мгновенно. ТО есть что то этой теорией можно объяснить но не все.
Теория номер пять — метеоритная, или даже полиметеоритная — прилетела куча метеоритов понаделала дыр и волн цунами.
Это все опровергает наличие прибрежных зведчатых фортов в Америке, Индии, Вьетнаме и прочии прочии сохранившиеся города у побережья. По крайней мере в обозримом прошлом, в ближайшие 200-300 лет этого не было.

Я хочу обратить внимание любителей подвигать полюса или закидать землю метеоритами или пустить волну в несколько сот метров по Сибирям на один удивительный факт!!! ВНИМАНИЕ!!!
Есть еще одна любимая тема для обсуждения следов допотопных проявлений высоких цивилизаций — разметка леса в глухих уголках сибири, где даже геологи бывают раз в пятилетку, всяческие дороги которые тянутся на сотни километров по прямой и конечно же каналы! Каналы которые есть везде и в огромном количестве. Когда начинается обсуждение этих образований почему то на проч забываются «закопанные и занесенные глиной» по вторые этажи города! Одно с другим не вяжется ну ни как, либо глобальные пусть и по местным меркам потопы и селевые потоки с глиной и песком либо каналы и разметка леса
Мало того, хочу еще вставить палку в колесо здравого смысла полеты альтернативной мысли!
Множество статей посвящено молодости леса Сибири, да может он и молодой, но ведь он весь размечен верстовыми вешками! По всей территории предполагаемого потопа в Сибири! Ну может быть конечно кто то его высадил после потопа по своим грядкам, но это точно не крестьяне которые осваивали Сибирь по молодому лесу!
Наличие каналов по всему побережью Мексиканского залива так же исключает всякие потопы в этой зоне по крайней мере в период их официального строительства — конец 18 начало 19 века!
Короче говоря я не знаю, что произвело разрушения множества городов античности, какая катастрофа произошла в начале 19 века.
Фотография которая реально запечатлела все эти множественные разрушения, появилась в лучшем случае во второй половине 19 века, а скорее всего массово и просто вошла в обиход в 70х годах 19 века, и вот на этих фото мы видим разрушенный Египет, развалины в РИМЕ, Севастополь, Париж, и многие другие города от Америки до Китая и Индии. Но не везде, далеко не везде.
Когда произошла катастрофа какая она была и кто виноват я пока не знаю, очень мало информации.
Однако когда возникает очередная теория обязательно нужно её проверять на «Тасманского дьявола», я так условно назову теперь моменты которые не вяжутся и противоречат другим фактам.
Надо копать глубже и шире, копать короче еще не перекопать!

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Хотел узнать, известно ли, в каком году был всемирный потоп? Были ли города, которые не затопило, или затоплены были все города?

Филипп

Отвечает протоиерей Петр Гурьянов:

В каком году произошел Всемирный Потоп? Библия содержит хронологические сведения, позволяющие с большой точностью отсчитывать время назад вплоть до начала истории человечества. В Бытии 5:1-29 записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп начался «в шестисотый год жизни Ноевой» (Бытие 7:11). Чтобы определить, когда произошел Потоп, необходимо оттолкнуться от какой-либо исторической вехи. То есть отсчет нужно вести от даты, признаваемой светской историей и соответствующей определенному событию, описанному в Библии. Отталкиваясь от этой отправной точки, можно вычислить, когда был Потоп, согласно общепринятому сегодня григорианскому календарю.

В качестве одной из исторических вех можно взять 539 год до н. э., когда персидский царь Кир одержал победу над Вавилоном. О времени правления Кира свидетельствуют такие светские источники, как вавилонские таблички, а также документы Диодора Сицилийского, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и Птолемея. По указу Кира остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину в 537 году до н. э. Так закончилось 70-летнее запустение Иудейского царства, начавшееся, согласно библейской хронологии, в 607 году до н. э. Принимая в расчет периоды правления судей и израильских царей, можно установить, что исход израильтян из Египта произошел в 1513 году до н. э. Затем основанная на Библии хронология отправляет нас на 430 лет назад, к 1943 году до н. э., когда был заключен завет с Авраамом. Далее необходимо принять во внимание время рождения и продолжительность жизни Фарры, Нахора, Серуха, Рагава, Фалека, Евера и Салы, а также Арфаксада, который родился «чрез два года после потопа» (Бытие 11:10-32). Таким образом, начало Потопа приходится на 2370 год до н. э.

Впрочем, как только началось серьёзное научное изучение проблемы точной датировки описанного в Библии потопа, дата 2370 года до нашей эры была отвергнута одной из первых. Никакие данные, ни археологические, ни геологические, не подтверждали того факта, что хотя бы в ближневосточном регионе в этот период было крупномасштабное наводнение. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий, когда же на самом деле произошли события, давшие реальные основания для возникновения повествования о Всемирном потопе.

Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединённым с Чёрным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселённых людьми районами. Память об этой природной катастрофе, уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.

5. Все сухопутные животные также погибли во время Потопа. Население всей земли (все дышащие существа), населявшее сушу (за исключением тех, что были в ковчеге) было уничтожено водами Всемирного Потопа (Бытие 7:21, 9:16). Если бы потоп был локальным, то не было бы необходимости в спасении животных, не было бы необходимости в ковчеге.

6. Это был великий катаклизм, а не просто небольшой потоп. Слово “потоп”, которое использовано в Библии для описания Всемирного Потопа, отличается от обычно употребляемого слова для описания небольших местных потопов. [Иврит = “Mabbool” и Греческий язык = “Kataklusmos” (катаклизм!)]. Таким образом Библия подчеркивает уникальность произошедшего потопа во времена Ноя.

Одним из самых впечатляющих примеров наказания за грехи считается Всемирный Потоп, в котором погибло древнее человечество. Большинство верующих воспринимают эту поучительную легенду как реальное историческое событие, несомненно происходившее на самом деле. Закрывая глаза на критические вопросы, ставящие под сомнение реальность описанного в Библии катаклизма. Но мы закрывать глаза не будем, и попробуем разобраться - а был ли Всемирный Потоп на самом деле?


Когда древние люди погрязли в нарушении законов, неверии и всеобщем бездуховном беспределе, Бог при помощи потопа устроил миру своего рода «перезагрузку» давшей сбой системы. Оставив в живых лишь праведную семью праотца Ноя. Впрочем, как показала дальнейшая история, проблему зла и человеческой греховности это отнюдь не решило.
В начале библейской истории Потопа есть любопытные строки: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…», «…в то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им…». Но кто они - эти загадочные сыны Божии, из-за которых человечество так безнадёжно испортилось?
У богословов по этому поводу есть аж целых три версии:
1. Сыны Божии - это падшие ангелы, заводившие любовные шашни с земными девушками. От них рождались дети с демоническими характерами и сверхспособностями. Такого мнения придерживались Филон и Климент Александрийские, Иустин Философ, Ириней Лионский и Тертуллиан. В пользу этой версии обычно приводят в пример апокрифическую книгу Еноха, в которой рассказывается о сожительстве людей и демонов, от которых рождались великаны. Из-за дурной наследственности прогрессировало падение нравов и социальное неравенство. Люди баловались магией и колдовством, пытаясь стать «как боги».
2. Многие святые, например Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и Августин Блаженный с предыдущим вариантом категорически не соглашались. Они считали, что «сынами Божьими» были те потомки благочестивого сына Адама Сифа, кто породнился с нечестивыми отпрысками братоубийцы Каина.
3. И наконец, третий вариант толкования предполагает, что сыны Божии - это князья, начальники и вельможи. Правящая элита погрязла в грехах и разврате, стала поклоняться не Богу, а демонам, и развратила остальной народ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ну а современные экзотические версии вроде «визитов инопланетян» мы рассматривать не будем.
О предстоящем потопе Бог сообщил Ною заранее. Пятисотлетний глава семейства (древние люди жили на порядок дольше современных) вместе с сыновьями и работниками более 100 лет строил и снаряжал огромное судно, способное пережить грядущий катаклизм. Когда всё было готово, Бог велел ему зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных мира. Землю заливало 40 суток, вода закрыла даже самые высокие горы. Путешествие Ноевого ковчега длилось аж целый год, прежде чем вода начала спадать и спасшееся семейство с самым большим в мире зоопарком смогло, наконец, высадиться на склонах горы Арарат.
Потомки Ноя расселились вдоль рек Тигр и Евфрат, заполнив древнее Междуречье. От них произошло всё современное человечество, со временем расселившееся по всему свету и поделившееся на расы и языковые группы. Впрочем, это уже другая история.

Чудеса в ковчеге
Не только учёные, но и просто люди, обладающие логическим мышлением, прочитав историю Потопа, задают скептические вопросы. Например:
1. Откуда взялось такое невероятное количество воды, чтобы поднять уровень мирового океана как минимум на 5 тысяч метров (высота горы Арарат), а то и почти на 9 тысяч (высота Джомолунгмы), если верить библейским строкам, согласно которым вода закрыла самые высокие горы? Даже если бы вода непрерывно лилась и с неба, и из-под земли - всей земной гидросферы не хватило бы, чтобы покрыть Землю таким многокилометровым слоем.
2. И куда вся эта вода делась? Только представьте себе хотя бы пятикилометровую оболочку воды вокруг всего земного шара! Можно, конечно, придумать объяснение, что внутри Земля - пустая (как голова фанатика), а следы выветривания и осадочные породы земной коры объявить «следами Великого Потопа», но учёные с такими выводами уж точно не согласятся.
3. Гипотетически допустим, что вода чудесным образом материализовалась в таком невероятном количестве, а через год куда-то ушла. Но, в таком случае, каким образом Ной умудрился собрать для спасения «каждой твари - по паре»? Ведь в мире существуют несколько миллионов (!) видов живых существ, которые должны были бы быть спасены в ковчеге, если бы Потоп был всемирным.
4. Предположим, что произошло такое невероятное сказочное чудо, что все подлежащие спасению животные сами или по Божьему приказу организовались и пришли-прилетели к Ною со всего мира. Но каким образом ему удалось разместить всех них в своём ковчеге? Как и чем Ной умудрялся кормить-поить такую бесчисленную ораву, да ещё и на протяжении целого года? Как он успевал убирать за ними экскременты? Только представьте себе этот миллионный зверинец, для ухода за которым не хватило бы и многотысячной армии сотрудников и целые горы еды - от растительной до животной пищи! Да ещё и все животные должны были бы целый год выживать в заточении, без света и почти без свежего воздуха. А ведь, помимо зоопарка, Ною пришлось бы ещё собрать сотни тысяч тонн семян и саженцев всевозможных растений, которые не смогли бы выжить в затопленном состоянии…
И это далеко не все вопросы, над ответами на которые пришлось бы ломать голову тем, кто буквально воспринимает историю о ковчеге и спасении в нём всех животных Земли. Впрочем, «истинно верующих» они вряд ли переубедят - ведь всё, что невозможно разумно объяснить, можно просто объявить чудом Божьим и не напрягать извилины в безуспешных попытках логических рассуждений.

Тайна сия велика есть
Так был ли Потоп всемирным? И можно ли верить во все эти сказочные подробности спасения семьи Ноя и животных?
Многие христиане на эти вопросы уверенно отвечают: да! Ведь Сам Спаситель и Его апостолы в Новом Завете упоминали Всемирный Потоп как реально происходившие события. А апостол Павел во Втором послании к Тимофею утверждал: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения». Святые отцы учат, что Библия - книга от Бога, и всё, что в ней описывается - истина. Поскольку Священное Писание описывает события именно так, а не иначе - значит, так оно и было на самом деле. Думать иначе - значит сомневаться в правоте Писания и в истинности родной веры. К тому же, многие священники считают, что Всемирный Потоп имеет догматическое значение: с ним связано учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени.
Все эти доводы для ортодоксальных христиан имеют решающее значение. Ибо христианскому сознанию проще предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что могли ошибиться Богочеловек и Его апостолы, а также сонмы святых отцов.
«Всемирный потоп отрицает наука геология? Значит - неправа геология! И вообще не стоит доверять этой богоборческой науке, подтачивающей корни истинной веры!» - порой приходится слышать от священников и мирян. Которые в остальной жизни производят впечатление адекватных людей, но, когда дело доходит до критики религиозных основ - их логическое мышление отключается. И они отвергают всё, что противоречит смыслу и букве библейского повествования с той же убеждённостью, с какой маленькие дети парируют признания взрослых, что Дед Мороз - сказка, и на самом деле не существует.
«Научные креационисты» идут ещё дальше. Выдёргивая из контекста научных данных отдельные устраивающие их веру фрагменты, они лепят из них собственные теории и высказывают однозначные выводы, над которыми потом потешается всё научное сообщество. Но это их не смущает. Ведь на любые критические вопросы, ставящие под сомнение описываемые события, всегда можно ответить в духе: «это было чудо Божье» или «тайна сия велика есть».

«Ноев» было много?
Библейская история о Потопе - отнюдь не единственная в своём роде легенда о всемирном катаклизме. Антропологам и этнографам удалось обнаружить следы сказаний с «потопным» сюжетом в Палестине, Вавилонии, Сирии, Армении, Казахстане, Индии, Бирме, Вьетнаме, Китае, Австралии и на многих островах Тихого и Атлантического океанов, а также ещё во многих земных регионах. Учёные насчитывают около 250 версий этой истории, встречающихся в мифологии народов мира. В Евразии, особенно на Ближнем Востоке и в Европе, эта легенда - одна из первооснов представлений о мироустройстве. В то же время она не встречается в мифологических системах народов Центральной и Южной Африки.
При изучении древних сказаний, создаётся впечатление, что семья Ноя была отнюдь не единственной, кому удалось спастись от потопа. Например, в шумерской легенде в «Ноем» был благочестивый царь Зиусудра, жрец бога Энки. Психически больные шумерские боги сговорились между собой и решили утопить людей, но Зиусудра узнал об этом и принял меры. Плавание его ковчега длилось 7 суток, после чего он нашел сушу, принёс в жертву быков и овец, и убедил богов больше так не дурить. В похожей по сюжету аккадской легенде - праотца звали Атрахасис. Атрахасис-Зиусудра не только восстановил человеческий род, но и получил от богов дар бессмертия и был забран в заоблачную сказочную страну.
В вавилонской версии главного героя звали Утнапиштим («Долгожитель»), и он был властителем города Шуруппака на берегу реки Евфрат. После того, как боги сговорились уничтожить человечество, один из них - Нинигику тайком предупредил о готовящейся подлянке своего любимчика Утнапиштима и помог ему спастись. Вавилонский «Ной», помимо своих родственников, взял с собой в корабль мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, а также зверей и птиц. Семидневный потоп был таким страшным, что сами боги стали проклинать себя за то, что они так погорячились. В поисках суши Утнапиштим тоже выпускал на разведку птиц, правда, не в том порядке, как это делал библейский Ной. Голубь и ласточка вернулись к нему ни с чем, а третий разведчик - ворон не вернулся, оставшись на найденной земле. Куда вскоре и спустилась с горы спасшаяся команда. В жертву богам Утнапиштим приносил не животных, а растения - он воскурял смесь мирта, тростника и кедра. Праотец и его жена получили дар бессмертия, а род человеческий продолжили их дети и прочие спасшиеся люди.
Вполне вероятно, что древние евреи переняли свою легенду о Ное именно у шумеров и вавилонян, перетолковав её на свой лад, сократив число богов до одного и добавив новые подробности. А также придумав духовную причину и назидательный морально-этический смысл потопа, отсутствовавший в первоисточниках.
Датировки события заметно разнятся. При подсчёте даты на основе шумерского Списка царей, получается, что Потоп мог произойти не позднее 33 981 года до новой эры. Однако, сопоставляя сказания о катаклизме с геологическими открытиями, учёные приходят к выводу, что в реальности Землю затопило приблизительно за 3000 лет до н.э. Ну а по библейской хронологии, Потоп случился в 1656-1657 годах до н.э.
В греческой версии, потопов было аж целых три: Огигов, Девкалионов и Дарданов. На Всемирный потоп из них более всего смахивает Девкалионов потоп, которым Зевс наказал людей за то, что они стали приносить богам человеческие жертвы. В ковчеге, построенном по указаниям титана Прометея, спасся его сын Девкалион вместе с женой Пиррой, и причалили они на гору Парнас на девятый день после затопления. При этом, спаслись не только они, но и жители города Парнаса, основанного ясновидящим сыном Посейдона. Они были предупреждены о катаклизме и смогли укрыться от потопа на вершине горы. И отнюдь не прекратили свою варварскую практику жертвоприношений - так что Зевс явно облажался.
Ну а героя индуистской мифологии Вайвасвата, представителя местной правящей элиты, от потопа спасла случайно пойманная им во время купания божественная рыбка Матсья-аватара, по совету которой он построил корабль. Причём спасся он один, вместе с семенами растений и животными, а после, в процессе приношения жертвы богам, ему подарили новую жену, с помощью которой был восстановлен человеческий род.

Локальные катаклизмы
На самом деле наука вовсе не отвергает Всемирный Потоп. Как считают учёные, катаклизмы подобного рода действительно происходили, и случались неоднократно. Но вся земная суша одновременно не затапливалась, и уж тем более вода никогда не закрывала материки многокилометровым слоем. Древние люди жили компактно, на ограниченных территориях. И для них даже локальный потоп мог показаться всемирным.
Согласно Библии, землю затопили не столько дожди, сколько «источники великой бездны». Что же это были за загадочные источники? Ответ - вполне очевиден. Судя по береговым линям древних затопленных городов и прочим геологическим факторам, во время последнего ледникового периода уровень мирового океана был ниже нынешнего более чем на сотню метров. Когда потеплело и ледники стали активно таять - по всему миру стали происходить катастрофы. Вышедшими из берегов океанами затапливались огромные территории, в том числе и населённые людьми. Пресноводные озёра превращались в моря, реки обращались вспять и затапливали обширные долины. А в результате землетрясений и извержений вулканов на поверхность выбрасывались подземные воды.
В философском смысле легендарный Потоп действительно можно назвать всемирным, поскольку затопления в разное время происходили почти по всему земному шару. И в результате этих катаклизмов гибли целые народы и цивилизации. Уплыть или убежать на возвышенные места и спастись удавалось лишь самым везучим. У библейского Ноя явно было немало реальных прототипов. А поскольку весь мир для древних народов ограничивался довольно узкими рамками исследованного ими пространства земной поверхности, каждой группе спасшихся людей искренне казалось, что выжили только они, а жители всего остального мира - погибли. Рассказы о пережитых событиях передавались из уст в уста, приукрашивались, дополнялись новыми подробностями, и со временем трансформировались во все те мифы и легенды, что дошли до наших дней.
Причины катаклизмов традиционно объяснялись гневом или капризами богов, либо «божьей карой за грехи». Внедрение в народное сознание страха перед карами Господними - традиционно помогало духовным лидерам хоть как-то сдерживать низменные инстинкты и порывы людей и держать толпу в повиновении.
Но может ли христианин доверять научным объяснениям и не поддерживать веру в буквальное толкование Всемирного Потопа?
Конечно же - может! Ведь христианство - отнюдь не тёмная зашоренная религия, неспособная выйти за рамки примитивных воззрений и закостенелых догм. Оно вполне допускает существование противоположных мнений и доверие к научным исследованиям и открытиям. Если бы это было не так - христиане до сих пор бы верили в то, что земная твердь - плоская, или в то, что Солнце вращается вокруг Земли. Или в другие древние благоглупости, в которые в наши дни уже не верит ни один образованный уважающий себя христианин.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6-7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе - не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп - мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп - еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, - были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!