Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Почему казнили марию антуанетту. Биография марии-антуанетты

Путь от младшего из 15 детей ребенка австрийских монархов к королеве Франции, закончившей жизнь на гильотине, Мария-Антуанетта проделала за 38 лет. Ее называли Королевой рококо и Мадам Дефицит.

Ей приписывают изобретение множества модных аксессуаров, многие из которых дожили до наших дней и охотно используются дизайнерами модных домов. Мария - Антуанетта популяризировала фигурное катание и позаимствовала у мужчин элементы одежды. Ей приписывают скандальную рекомендацию кушать пирожные, если нет хлеба.

Детство и юность

Будущая королева Франции Мария-Антуанетта родилась в Вене. У родителей – императора Франца I Лотарингского и Марии-Терезии – уже подрастало 14 отпрысков. Пятнадцатый ребенок (полное имя - Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская) родился 2 ноября 1755 года. Появления Антуан – так называли девочку родные – совпало с лиссабонским землетрясением, унесшим за считанные минуты 80 тысяч жизней португальцев. Тяжелые роды королевы-матери и выбор крестных новорожденной – короля и королевы Португалии – трактовали как плохие знамения.


Детство Марии-Антуанетты прошло в летней резиденции Габсбургов – замке Шенбрунн, красивейшей постройке в стиле барокко. В большой и любящей семье малышку обожали, что не избавило ее от необходимых церемониальных правил. В 3 года Антуан надели корсет, как и всем женщинам семьи монарха. А заметив, что у маленькой эрцгерцогини зубы растут криво, придворный дантист надел ей проволочные насадки.


Воспитывали Марию-Антуанетту по специальной системе: уроки танцев, живописи, истории и правописания учителя дополнили изучением теории государственного управления, математикой и иностранными языками. Принцесс и принцев учили правилам этикета и умению поддерживать светскую беседу. Но Антуан не радовала королеву-мать усердием - девочка по всем предметам имела поверхностные знания.

Преподававший эрцгерцогине танцы знаменитый хореограф Жан-Жорж Новер жаловался на непослушание ученицы, а аббат Вермон, приставленный к 12-летней Антуан воспитателем, находил ее обаятельной, но легкомысленной и воспринимающей лишь те предметы, которые ее развлекают.

При дворе Франции

Браки детей рассматривались монархами в свете укрепления связей между государствами. Не стали исключением и Габсбурги. По совету австрийских дипломатов династические союзы отпрысков династии Габсбургов должны были упрочить шаткое положение Австрии в Европе, для чего эрцгерцогов и эрцгерцогинь женили и выдали замуж за наследников династии Бурбонов.

Не стала исключением и 14-летняя Мария-Антуанетта, которой подыскали пару – французского дофина . Предложения от короля Франции королева-мать добивалась год, а когда оно пришло, охотно ответила согласием и взялась за подготовку любимой Антуан к жизни при французском дворе. Учителя взялись за будущую дофину основательно: танцы, этикет и языки преподавали взбалмошной Марии-Антуанетте в ускоренном режиме. Дочь спала в покоях королевы-матери до самого отъезда.


Мария-Антуанетта и Людовик XVI

Бракосочетание состоялось в апреле 1770 года в Вене. Жениха по доверенности представил французский эрцгерцог, посланный Бурбонами в Австрию. Мария-Антуанетта покинула родину навсегда. В мае прошла церемония передачи дофины: на нейтральной территории Антуан, сменив одежду с австрийской на французскую и попрощавшись с родными и друзьями, отбыла во Францию. Жених с делегацией встретил жену в Компьенском лесу.

Второе бракосочетание состоялось в Версале. Свадебные пиршества длились с 16 по 30 мая. На последний день намечалась кульминация - народные гуляния на парижской площади Согласия. Из-за плохой организации (строительные котлованы и траншеи на площади) пришедший на торжество народ, перепуганный взрывами пиротехнических ракет, бросился врассыпную. Толпа бежала по упавшим людям, десятки из них угодили в котлованы. Число погибших достигло 139. Их похоронили в общей могиле. Это было второе мрачное знамение для Антуан.


Мария-Терезия, понимая, что дочь юна и неопытна, приставила к ней посланника Мерси д’Аржанто, следившего за каждым шагом Марии-Антуанетты.

Брак с Людовиком из-за физического недостатка мужа первые годы оказался неосуществленным: супруги спали в разных комнатах. Любившая увеселения и удовольствия Мария-Антуанетта, разочарованная холодностью супруга, пустилась во все тяжкие. На балах и раутах дофина проводила дни и ночи, давая пищу придворным сплетницам. Семья монархов была в центре внимания и порождала поводы для сочинений памфлетистов. Австрийскую невестку упрекали в неслыханном разврате и вольностях.

Королева

Нравы французского двора Марие-Антуанетте казались слишком чопорными, молодую дофину окружали чужие люди, пытавшиеся извлечь пользу из доверчивой австриячки, не разбиравшейся в дворцовых интригах. Единственным доброжелателем Антуан оставался австрийский посол, сохранившаяся переписка с которым приоткрыла тайны биографии дофины через столетия после ее смерти.


Не обошли вниманием Марию-Антуанетту и литераторы. Книгу о королеве написал . Упоминается героиня в романах , Лиона Фейхтвангера и Генриха Гейне.


Марии-Антуанетте приписывают авторство фразы «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Но историки и исследователи утверждают, что история происхождения слов запутанная и автором фразы является другая французская королева – Мария-Терезия. Мария-Антуанетта действительно любила роскошную жизнь и проматывала немалые суммы из казны, за что получила прозвище Мадам Дефицит, но при этом славилась благотворительностью и сочувствовала бедным.

Свержение и казнь

После свержения Людовика XVI и перехода власти к Конвенту королевскую семью заточили в тюрьму. Спустя 5 месяцев монарха казнили, а Марию-Антуанетту перевели из Тампля в башню Консьержери, что на острове Сите на Сене. Планы роялистов по спасению заточенной королевы провалились.


Суд над 38-летней королевой состоялся в середине октября 1793 года. Марию-Антуанетту обвинили в предательстве интересов Франции. Ранним утром 16 октября осужденной зачитали приговор. Палач обрил королеву наголо и сковал руки за спиной. Перед казнью Мария-Антуанетта держалась с королевским достоинством. Она взошла на эшафот сама и легла под нож гильотины, установленной на площади Согласия.

Обезглавленный труп Марии-Антуанетты бросили в общую могилу к погибшим на свадьбе королевы 23 года назад. В 1815 году останки казненной перенесли в аббатство Сен-Дени на севере Парижа. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

В моде

  • Неглиже . Мария-Антуанетта освободила дам от узких корсетов и широких юбок, доходивших по объемам до размеров, которые не вмещались в карету. Строгий дресс-код сменился стилем неглиже – домашними костюмами из юбки, лифа и распашной кофты. К неглиже относится и придуманное королевой белое муслиновое платье, напоминавшее ночную рубашку.
  • Чокеры . Желая выглядеть юной, королева прятала места, выдававшие возраст. Руки – под митенками, на щеки наносились румяна, а дряблая шея скрывалась за чокерами – атласными лентами, расшитыми узорами и камнями.
  • Мужские костюмы . Королева, приехавшая на охоту в камзоле и кюлотах, ввела в моду мужские костюмы и жакеты-фраки. Девушки надели мужские шляпы.

  • Мюли . Мария-Антуанетта ввела в моду туфли на каблуке настолько высоком, что удержаться от падения можно было только опираясь на трость. Позже туфли пережили трансформацию и превратились в мюли – изящные шлепанцы на невысоком каблуке с мыском, едва закрывавшим пальцы.
  • Обильный декор и аксессуары . Их – рюш, оборок, гирлянд из цветов, бантов – на платьях дам было так много, что хрупкие женщины казались еще изящней.
  • Цветочный принт . Узоры в виде цветов, букетов, растительных орнаментов – изобретение Марии-Антуанетты. Характеры рисунка на женских платьях менялись, но цветочный принт вошел в моду навсегда.

Мария-Антуанетта (Marie-Antoinette)

Мария-Антуанетта (фр. Marie-Antoinette), урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская (нем. Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen). Родилась 2 ноября 1755 года в Вене (Австрия) - казнена 16 октября 1793 года в Париже. Королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI.

Мария-Антуанетта родилась 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского.

Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и святого Иоанна.

Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких-бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе со землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн, в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола.

Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям.

Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными.

Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета Жана-Жоржа Новера.

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что: "У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её".

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.

Во второй половине XVIII века австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. Залогом прочности этого союза должны были стать династические браки между 14 эрцгерцогами и эрцгерцогинями и отпрысками династии Бурбонов, представители которой в то время правили во Франции, в Испании, в Королевстве Обеих Сицилий и Парме.

Данная мера призвана была улучшить политические отношения Австрии с другими государствами и упрочить её положение в Европе. Французская и австрийская стороны рассматривали разные варианты: предполагалось женить Людовика XV на принцессе дома Габсбургов, императора Иосифа II на одной из дочерей французского короля.

Первым брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов стало бракосочетание эрцгерцога Йозефа, в будущем императора Иосифа II, и Марии-Изабеллы Бурбон-Пармской. Следующим брат Йозефа Леопольд, будущий император Леопольд II, вступил в брак с принцессой Марией-Луизой Испанской. Третий сын, эрцгерцог Фердинанд Карл, женился на наследнице Модены из дома Эсте, герцогине Беатрисе Моденской-Эсте.

В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем.

Планы по заключению брачного союза между миловидной эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королём Франции расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой. В то время, как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга, герцога Альберта Саксен-Тешенского, по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского. Эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий.

Брак Марии-Антуанетты и Людовика

Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году.

После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве будущей королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери.

19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля Мария-Антуанетта, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену.

7 мая прошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать дофиной Франции. В конце её одели во все французское. С этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония становилась дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу.

16 мая 1770 года в Версале состоялось второе бракосочетание. Один праздник по случаю бракосочетания сменялся другим. Кульминацией должны были стать народные гуляния 30 мая 1770 года на сегодняшней площади Согласия с музыкой, фейерверком, вином, хлебом и мясом за счёт казны.

Народ толпился на площади и на подходах к ней. Ситуация осложнялась находящимися на площади строительными котлованами. Пиротехнические ракеты, с треском и шипением взрывавшиеся в толпе, вызвали панику. Люди, пришедшие на праздник, бросились в рассыпную, сталкиваясь друг c другом и толкаясь, многие попадали в котлованы или были затоптаны толпой. В результате плохо организованного праздника погибли 139 человек и сотни были ранены. Погибших захоронили на кладбище Святой Мадлены - 23 года спустя, труп Марии-Антуанетты сбросят на этом же кладбище в общую могилу.

Мария-Терезия понимала, что дочь слишком молода и нуждается в руководстве, поэтому направила во Францию своего посланника Мерси д’Аржанто. Он следил за каждым шагом дофины и подробнейшим образом обо всём информировал императрицу.

Фактически брак не был осуществлён - дофин страдал от фимоза, требовалась хирургическая операция обрезания, на которую Людовик долго не мог решиться. Лишь через семь лет, после того, как брат Марии-Антуанетты император Иосиф специально приедет в Париж, чтобы склонить зятя к операции, Людовик даст на неё согласие.

Неполноценность мужа, её ненормальный брак сделали Марию-Антуанетту одержимой повышенной активностью. Она допоздна проводила время на балах и маскарадах, которые любила, так как под маской её не узнавали или делали вид, что не узнавали, и спала несколько часов в сутки. Простая склонность к развлечениям превратилась в бесконечную погоню за удовольствиями, скандализировавшую весь двор.

За легкомыслием Марии-Антуанетты скрывалась внутренняя разочарованность, осознание недостойного состояния, длящегося много лет. Королевская семья неизбежно находилась в фокусе всеобщего внимания. Неспособность короля была прекрасно известна всему двору и служила темой памфлетов, а поведение Марии-Антуанетты породило слухи о её развращённости, распространившиеся по всей Франции.

При французском дворе молодая и неопытная Мария-Антуанетта выделялась большей частью в негативном плане. Её первой фрейлиной была назначена мадам Нуалье, женщина весьма строгих правил. Однако Мария-Антуанетта, чувствуя излишнюю опеку со стороны пожилой дамы и тяготясь этой опекой, дала ей прозвище «Мадам Этикет».

Нравы французского двора оставались чуждыми принцессе, единственным человеком, кому она доверяла и у кого искала поддержки, был посол Австрии, граф Мерси д’Аржанто. Марией-Терезией ему была отведена также роль наставника принцессы, кроме того он должен был держать императрицу в курсе всех событий при дворе. Таким образом возникла знаменитая переписка Мерси д’Аржанто, которая является бесценной хроникой жизни Марии-Антуанетты с её свадьбы в 1770 году до смерти в 1793 году.

Первые три года брака она находилась под влиянием не только д’Аржанто, но трёх незамужних дочерей короля - Аделаиды, мадам Виктории и мадам Софии. Они использовали наивную и добродушную дофину в своих интригах, направленных в большинстве своем против фаворитки короля, которая была для трёх сестер нежелательной персоной при дворе.

Под влиянием так называемых тетушек Мария-Антуанетта стала негативно относиться к фаворитке Людовика XV, мадам Дюбарри. Несмотря на наличие у последней обширных связей при дворе, дофина вначале всячески уклонялась от общения с фавориткой. Самой же Дюбарри было запрещено заговаривать с будущей королевой. Только после того, как кронпринцесса последовала совету своей матери приспосабливаться при дворе, она адресовала Дюбарри свои знаменитые семь слов: «Сегодня в Версале как-то слишком много людей!». Это были первые и последние слова из уст дофины, адресованные мадам Дюбарри.

Дети Марии Антуанетты и Людовика XV:

сыновья : Людовик Жозеф, дофин Франции, Людовик XVII;
дочери : Мария Тереза Французская (Madame Royale), София Беатриса.

Королева Франции

Восшествие на престол было встречено с энтузиазмом: все восприняли его как окончание долгой эпохи фаворитизма и ожидали перемен к лучшему. Супруга короля имела репутацию милосердной, щедрой и великодушной женщины.

Став королевой, Мария-Антуанетта освободилась от мелочной опеки тёток Людовика XVI и своих гувернанток.

"Я очень всем этим взволнована и ещё более озабочена судьбой моей дочери. Судьба её будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутанны и расстроенны, а она так молода! У неё никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьёзных стремлений", - писала Мария-Терезия Мерси д’Аржанто.

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе.

За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк, происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт семейства Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе.

Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров. Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.

Но исключения всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром Марии-Антуанетты по льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина.

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка.

Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон. Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба. Она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.

Революция

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королём в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии, но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии.

Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.

Во время восстания 10 августа народ ворвался в королевский дворец Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту.

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Казнь Марии-Антуанетты

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа.

Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю, как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему.

Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель.

В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки.

Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, села в повозку палача.

В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

Многие, присутствующие на суде, впоследствии отмечали, что, несмотря на враждебное поведение судей и зрителей, арестованная проявила выдержку и спокойствие, ни разу не пытаясь вызвать к себе сожаление присяжных.


16 октября 1793 года Мария Антуанетта, жена французского короля Людовика XVI, была обезглавлена на центральной площади Парижа по приговору революционного трибунала, который несколькими днями ранее казнил её мужа Людовика. В вину королеве вменялось предательство и шпионаж в пользу других стран.

Мария Антуанетта" >

Будущая королева родилась 2 ноября 1755 года в Вене, в семье эрцгерцогини австрийской Марии Терезы и императора Св. Римской империи Франциска I. В 1770 году её выдали замуж за наследника французского престола Людовика. Несмотря на блестящие перспективы, Людовик не сумел справиться с финансовыми проблемами, которые стояли перед Францией. В то же время преданность королевы интересам Австрии стала рассматриваться как очень подозрительная, в ней французы стали видеть причину многих своих несчастий.

Мария Антуанетта имела большое влияние на мужа, и за годы их совместной жизни королевских двор стал слишком отделен и отдален от простого народа. (известно высказывание Тем не менее, в ходе кризиса королева вела себя намного увереннее и спокойнее, чем её истеричный муженек. После 14 июля 1789 года, когда толпа ворвалась в Бастилию, Марии Антуанетте не удалось убедить Людовика переехать на время в Мерц, однако она уговорила короля не соглашаться на отмену феодальных порядков и сокращение королевских привилегий. Тогда Мария Антуанетта стала основной мишенью революционных агитаторов.

В октябре 1789 года королевская семья была вынуждена покинуть Версаль и возвратиться в Париж, несмотря на объективную опасность для жизни, поскольку монаршие особы становились заложниками взбунтовавшейся толпы. Через шесть месяцев Мария Антуанетта наладила секретную связь с графом де Мирабо, членом Национальной Ассамблеи, который хотел восстановить авторитет монархии. В апреле 1791 года Мирабо умер, и королева обратилась за помощью к роялистам, находившимся в эмиграции. В ночь на 20 июня 1791 года королевская семья покинула Париж, направляясь в сторону границы, однако 25 июня король был узнан по профилю, отчеканенному на золотой монете, и возвращен в Париж.

Мария Антуанетта начала новую секретную переписку с Антуаном Бернавом, лидером конституционалистов в Национальной Ассамблее. Он убедил короля подписать Конституцию 1791 года, однако взамен Бернав обещал уговорить императора Св. Римской империи Леопольда II, брата Марии Антуанетты, начать "контрреволюционный крестовый поход" против Франции. Но Леопольд не согласился. В апреле 1792 года Франция объявила войну Австрии. Ненависть французов к монархам продолжала возрастать и завершилась свержением монархии 10 августа 1792 года.

Все последующее время Мария Антуанетта вместе с детьми провела в различных парижских тюрьмах. Её мужа, Людовика XVI, казнили в январе 1793 по приговору революционного трибунала. 14 октября перед ревтрибуналом предстала сама королева, и уже через два дня жестокий приговор был приведен в исполнение.

Мария-Антония Йозефа Иоганна, принадлежавшая к Лотарингской ветви Габсбургского дома, была младшей дочерью и предпоследним ребенком из шестнадцати детей австрийского императора Франца и его супруги Марии-Терезии . Она появилась на свет в Вене 2 ноября 1755 года и, по всеобщему признанию, была самым красивым, обаятельным и грациозным ребенком императорской четы. Ее детство прошло в основном во дворце Шёнбрунн: хотя Мария-Терезия всегда старалась уделять внимание воспитанию и образованию своих детей, она все больше была занята государственными делами и на младших детей ее сил уже не хватало. К Марии-Антуанетте были приставлены лучшие педагоги - ее музыкальным образованием занимался сам Глюк , - но она все же прекрасно умела избегать нежеланных занятий, проводя дни в веселье и шалостях. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными - если бы этой девочке не была уготована великая судьба.

1762 г.
Марии Антуанетте семь лет

1762 г.
портрет кисти Жана-Этьена Лиотара

1765 г.
Мария-Антуанетта и ее братья,
Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете,
поставленном по случаю бракосочетания
Иосифа II с Марией Баварской.

Французские Бурбоны и правящие Австрией Габсбурги враждовали уже две сотни лет, и к середине восемнадцатого века это надоело даже им самим. Лучшие политики обеих стран вели переговоры о примирении и наконец пришли к выводу, что лучшим залогом будущего мира будет династический брак.
После обсуждения всех вариантов было решено, что наследник французской короны дофин Людовик, внук короля Людовика XV , возьмет в жены одну из дочерей Марии-Терезии. В конце концов выбор пал на младшую, Марию-Антуанетту.
Проекты долго оставались проектами. Марии-Терезии пришлось приложить немало сил, чтобы договор дипломатов вылился в официальное брачное предложение: французский король три года тянул со сватовством, не отказываясь, но и не обнадеживая. Между тем выяснилось, что юная эрцгерцогиня, с точки зрения строгой матери, мало подходит на роль французской королевы. Она плохо знает французский, пишет с ошибками даже на родном немецком, а ее знания в остальных науках нельзя назвать даже поверхностными: Мария-Антуанетта прекрасно умела увиливать от уроков. Наконец в 1769 году король Людовик официально просит руки эрцгерцогини, и, пока два двора сочиняют церемониал будущей свадьбы и утрясают все возможные церемониальные проблемы, к будущей супруге дофина из Версаля посылают аббата Вермона - в качестве наставника в дворцовом этикете, науках и религии.
Аббат был очарован красотой будущей дофины: «Имея очаровательную внешность, она сочетает в себе обаяние, грацию, умение держать себя, и когда она, как можно надеяться, физически несколько разовьется, то будет обладать всеми внешними данными, которые только можно пожелать принцессе», - пишет он в Париж. Однако аббат прекрасно понял, что его воспитанница - девушка избалованная, легкомысленная и рассеянная: «У нее больше интеллекта, чем можно было бы предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её». Роскошный кортеж провез эрцгерцогиню к ее будущему супру1у через половину Европ ы: впервые она увидела его в Компьенском лесу, где стоял в ожидании королевский поезд. Король, престарелый Людовик, большой знаток женской красоты, нашел будущую невестку очаровательной, а вот его внук едва обратил на нее внимание - в дневнике за тот день он написал всего лишь: «Свидание с дофиной». И на Марию-Антуанетту этот юноша - крупный, обрюзгший, болезненно застенчивый, некрасивый и неуклюжий - не произвел положительного впечатления; впрочем, он был наследником великой страны, и ей этого было достаточно.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.

Свадьба состоялась 16 мая 1770 года в Версале: четырнадцатилетняя эрцгерцогиня стала женой дофина, которому еще не исполнилось и шестнадцати. Необыкновенно пышное празднество должно было закончиться фейервер ком для десятков тысяч парижан, прибывших в Версаль, дабы пожелать счастья молодым, однако разразившаяся буря посеяла среди них панику, и в давке многие пострадали - это было сочтено плохим предзнаменованием. Но Мария-Антуанетта не желала обращать внимание на дурные знаки - с детства она замечала лишь хорошие.
Однако в первую же брачную ночь выяснилось, что молодой муж не в состоянии исполнить свой супружеский долг. Неопытная и наивная Мария-Антуанетта не придала этому значения, однако подобные неудачи случались ночь за ночью. Наконец, обеспокоенная письмами дочери, Мария-Терезия вынудила короля показать внука врачам - и те диагностировали у него фимоз, нераскрытие крайней плоти, препятствующий полноценной сексуальной жизни. Дофина могла спасти простая операция - однако тот, боязливый, тугодумный и болезненно нерешительный, никак не мог отважиться отдаться в руки хирургов.
Между тем юная дофина, которую супруг продолжал регулярно навещать в спальне, страдала от сексуальной неудовлетворенности и унижения. Дофин Людовик, в свою очередь, страдал от собственной неполноценности: о его проблеме был осведомлен весь двор, и он постоянно чувствовал насмешки и жалость. Все это наложило свой отпечаток на характер и образ жизни обоих супругов: Людовик замкнулся в себе, лишь изредка пытаясь вспышками ярости утвердить свое положение, а Мария-Антуанетта изводила себя в лихорадочной активности, пытаясь как-то сублимировать женскую неудовлетворенность.

Версаль восторженно принял юную дофину: она была красива, очаровательна, невероятно грациозна, умела и любила развлекаться, и к тому же ей покровительствовал сам король. Вокруг нее моментально собрался круг молодых аристократов, в обществе которых Мария-Антуанетта развлекалась как могла: балы, праздники и гулянья следовали один за другим.
В то время как дофин вел размеренный образ жизни, рано ложился и рано вставал, его супруга развлекалась ночи напролет, а спать ложилась на рассвете. Как оказалось, они вообще были полной противоположностью друг другу: основательный, неповоротливый, флегматичный, консервативный и нерешительный Людовик и легкомысленная, очаровательная, грациозная, ни о чем не задумывающаяся Мария-Антуанетта, которая моментально принимала решения и так же быстро забывала обо всех проблемах.
Впрочем, если не считать отсутствия плотской связи, их семейная жизнь была вполне счастливой: наследник тихо обожал свою красавицу-жену и ни в чем ей не отказывал, а она, хоть и посмеивалась над его неуклюжестью, все же ценила его образованность, серьезность, доброту и порядочность.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.
Мария-Антуанетта играет на пианино,
Художник Франц Ксавер Вагеншен

В мае 1774 года король Людовик XV скончался от оспы - по преданию, он заразился от одной из своих молоденьких любовниц. Его внук стал королем Людовиком XVI, а Мария-Антуанетта стала королевой. Мария-Терезия, всегда беспокоившаяся за судьбу младшей дочери, с прозорливостью пророка писала: «Я еще более озабочена судьбой моей дочери. Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутаны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».
Людовик с супругой получили неограниченную власть над одной из самых великих стран мира, их восшествие на престол было встречено невероятным ликованием народа: старый король давно утомил подданных развратом и непомерным мотовством, и с именем его преемника - честного, открытого, доброжелательного и необыкновенно порядочного - связывались огромные надежды. Которым, однако, так и не суждено было сбыться: Людовик, хоть и был обуреваем самыми лучшими намерениями, так и не смог преодолеть свою природную нерешительность и начать реформы. Он ограничился изгнанием из Версаля наиболее одиозных фигур, начиная с последней фаворитки деда - мадам Дюбарри , ненавидимой народом за расточительность и протекционизм.
Мария-Антуанетта же не строила никаких планов: она желала власти лишь над самой собой и своим временем. Ее главной задачей было нравиться, покорять и восхищать, и, со свойственной ей бесконечной энергией, королева Франции взялась за роль королевы мод: отныне и на полтора десятилетия наряды, прически, украшения и манеры Марии-Антуанетты станут законом для дам всей Европы. Когда она носила высокие причудливые прически - дамы соревновались в затейливости тем и высоте шиньонов. Когда королева придумывала новый оттенок - в него моментально окрашивался весь Париж. Когда ей надоели тяжелые ткани - парча, бархат, плотный шелк - и она одевалась в муслин и батист, так же поступали все француженки, а прославленные лионские мануфактуры и торговцы бархатом разорялись в угоду королеве. Ее модистка мадам Бретен, бессменный автор роскошных королевских платьев, была влиятельней министров - по ее слову вся страна переодевалась, изменяясь до неузнаваемости, подражая капризам ее величества Марии-Антуанетты. По словам язвительных современников, «никогда женщины Франции не тратили такую уйму денег на то, чтобы выглядеть посмешищем». Стиль рококо - изящный, прихотливый, неброский и вместе с тем невероятно изысканный, грациозный и легковесный, так похожий на саму
Марию-Антуанетту, - воплотил в своих затейливых завитках весь дух эпохи, всю душу прекрасной королевы.
Денег на роскошные наряды и драгоценности всегда не хватало, и, чтобы хоть как-то расправиться с долгами, королева начала играть в карты. Хотя азартные игры были официально запрещены по всей стране, королева - втайне от короля - играла с приближенными ночи напролет, проигрывая огромные деньги. В ее салон допускались любые авантюристы, лишь бы у них были деньги на игру, - и вскоре стали говорить, что королева окружает себя шулерами и мошенниками.

Никаких государственных интересов у нее не было - ей хотелось развлекаться и веселиться, и самыми грозными ее врагами были не враждебные государства, а скука и ненавистный дворцовый этикет. Выросшая при живом, изящном австрийском дворе, Мария-Антуанетта не выносила жестокий этикет, строжайше регламентировавший каждое движение, слово, каждый взгляд. Ей были невыносимы бесконечные придворные церемонии, которыми, по традиции, были расписаны все моменты жизни королевской семьи, и со временем она нашла выход. Мария-Антуанетта упросила короля подарить ей Малый Трианон: этот маленький изящный дворец на границе Версаля был построен для интимных развлечений Людовиком XV. Он отличался

Уединенностью, небольшими размерами - всего восемь комнат - и изящной отделкой, которую Мария-Антуанетта украсила по собственному вкусу. В этом дворце Мария-Антуанетта привыкла отдыхать от церемоний Версаля: удалившись от двора с узким кругом приближенных, она проводила дни в играх и забавах. Сочинения Жан-Жака Руссо породили моду на «естественность», возвращение к природе - и, хотя Мария-Антуанетта не дала себе труда ознакомиться с его книгами, моду она уловила мгновенно. Трианон украсился тщательно спланированным «естественным» парком, обошедшимся казне в огромную сумму, а позже даже обзавелся «настоящей» деревней, где к услугам королевы и ее придворных дам были крестьянские домики, живые коровы, куры и настоящие крестьяне. Вслед за Марией-Антуанеттой все знатные дамы переоделись в крестьянок: батистовые платья в полоску, украшенные лентами пышные волосы, укрытые чепцом или соломенной шляпой, - таков был новый облик королевы, презревшей видимую роскошь ради любви к простой жизни.
Впрочем, что такое простая жизнь, королева и не догадывалась: она ни разу не сталкивалась с ней лицом к лицу и была свято уверена, что мир ограничивается высшим светом. Она даже ни разу не путешествовала по стране, проводя годы в нескольких своих дворцах. Любопытство королевы было особого свойства: она любила все яркое и блестящее, ослеплявшее сразу и забывающееся мгновенно. Известно, что Мария-Антуанетта в жизни не прочла до конца ни единой книги и даже письма и важнейшие документы едва пробегала глазами, чтобы тут же отбросить: она не желала задумываться ни о чем серьезном, что может навеять скуку. «Я страшусь скуки», - признавалась она.
Однако годы шли, а королева так и не выполнила своего главного долга - не подарила королю наследника. Мария-Терезия, все более обеспокоенная липовой семейной жизнью дочери, прислала к ней ее брата, императора Иосифа . Тот уговорил Людовика сделать необходимую операцию, и Мария-Антуанетта наконец познала радости плотских удовольствий.
19 декабря 1778 года Мария-Антуанетта произвела на свет дочь Марию-Терезу-Шарлотту , а в октябре 1781 года она подарила Франции долгожданного наследника Луи-Жозефа . Став матерью, Мария-Антуанетта заметно преобразилась: она стала гораздо спокойнее, домашнее, с большей нежностью относилась к мужу, все больше времени проводила в его обществе. Детей она обожала - с ними ее жизнь, блестящая и пустая, наконец обрела смысл. Позже она родила еще двоих детей - сына Луи-Шарля и дочь Софию-Беатрису, которая скончалась, не дожив до года.
Рождение дофина, вызвавшее в стране огромную радость, стало, однако, причиной интриг против Марии-Антуанетты. Придворные и раньше не могли ей простить, что она, удалившись в Малый Трианон, лишила Версаль блеска, а его обитателей - счастья быть приближенными к королевской чете. Те, кого она не допустила в свой узкий круг, чувствовали себя оскорбленными и униженными.

1787 г.
Мари Виже-Лебрен. "Портрет Марии-Антуанетты с детьми".

1785-1786 гг.
Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер

1792 г.
Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.

К недовольным королевой добавились и братья короля: пока у Людовика не было сына, наследником был его брат Луи Станислас Ксавье, граф Прованский , - теперь же вожделенная корона ускользала из его рук. Сплотивший вокруг себя недовольных королевой и ее супругом, он начал жестокую и остроумную кампанию по дискредитации имени Марии-Антуанетты: во многом именно этим кружком были выдуманы многочисленные слухи о порочности, жадности, сексуальной развращенности и прочих грехах королевы. Ее обвиняли даже в противоестественной связи с ее ближайшими подругами - принцессой Ламбаль и герцогиней де Полиньяк . Но ложь, какой бы неправдоподобной она ни была, падала на благодатную почву: разочарованная в своих надеждах Франция, погруженная в нищету и отчаяние, начинала ненавидеть королеву, виня ее во всех бедах. Ведь она была иностранка, австриячка, ей нет дела ни до страны, ни до своих подданных. До сих пор жив анекдот: будто однажды Марии-Антуанетте доложили, что у французов нет хлеба... «Пусть едят пирожные», - легкомысленно отмахнулась королева. Эта история - выдумка, но ее живучесть прекрасно подчеркивает, насколько во Франции не любили Марию-Антуанетту.
Окончательно разрушила репутацию королевы знаменитая история с ожерельем: желавший добиться ее расположения кардинал Луи Роган , потомок одной из знатнейших аристократических фамилий, подстрекаемый авантюристкой Жанной де ла Мотт , будто бы по просьбе Марии-Антуанетты купил у ювелиров роскошнейшее бриллиантовое колье, ранее принадлежавшее мадам Дюбарри. Авантюристка исчезла вместе с колье, а ювелиры в один прекрасный день явились к королеве требовать обещанную сумму: полтора миллиона ливров.

Разгневанная королева немедленно велела арестовать Рогана и всех, кто был причастен к этому делу. Следствие выяснило, что королеву изображала некая актриса, нанятая де ла Мотт. Хотя Мария-Антуанетта была оскорблена тем, что Роган счел, будто бы королева способна бегать ночью на свидания и покупать драгоценности через подставных лиц, суд оправдал его: в глазах судей и всего народа королева была способна еще и не на такое. Как справедливо заметил позже Наполеон, «королева невиновна, и, для того чтобы общественное мнение признало эту ее невиновность, она выбрала судьей парламент. Именно поэтому все стали считать королеву виновной».
Недовольство народа, измученного неурожаями, высокими налогами, голодом и нищетой, достигло крайней точки. Казна тоже была пуста - ив этом во многом была виновата королева, безоглядно тратившая миллионы на развлечения и подарки друзьям. Король попытался обратиться за помощью к парламенту, однако тот настоял на созыве Генеральных штатов - представительства трех сословий французского общества. Штаты были созваны в мае, а уже в июне депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием.
В то время королевской семье было не до политики: от туберкулеза скончался дофин Луи-Жозеф - его смерть была огромным ударом и для короля, и для его жены. Погруженные в траур, они упустили контроль над ситуацией в стране, очнувшись, лишь когда напряжение достигло высшей точки. 14 июля 1789 года парижане взяли Бастилию, сровняв ее с землей как символ ненавистной монархии. Король впал в апатию - его обычная нерешительность, так дорого стоившая монархии, превратилась в полное бездействие. Когда в октябре разъяренные толпы ворвались в Версаль, он даже не пытался сопротивляться.
Трудно сказать, что двигало Марией-Антуанеттой, которая в эти черные дни решила остаться рядом с супругом. У нее была не одна возможность бежать, спасти себя и детей, однако она предпочла разделить судьбу мужа. Вместе с ним Мария-Антуанетта и их дети, Мария-Тереза и Луи-Шарль, были привезены в Тюильри, где находились под домашним арестом.

ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ АНТУАНЕТТА

Царствование Людовика XVI (1754-1793) было прервано Великой французской революцией. Он пытался бежать из Франции, но в Варене был опознан и возвращен в Париж. 15 января 1793 года Национальный конвент начал поименное голосование по трем вопросам: «Виновен ли Людовик XVI?» («Да» – 683 человека, то есть подавляющее большинство.) «Следует ли любое принятое решение передавать на обсуждение народа?» («Нет» большинством голосов.) «Какого наказания заслуживает Людовик XVI?» (За смертную казнь без всяких условий проголосовали 387 человек, за смертную казнь условно или тюремное заключение – 334 человека.) Таким образом, большинством в 53 голоса король был приговорен к смертной казни. Но прения продолжались еще несколько дней. Наконец 19 января 1793 года Национальный конвент постановил гильотинировать короля в течение 24 часов.

Узнав о решении Конвента, Людовик попросил, чтобы к нему допустили священника Эджворта де Фримонта. В своих записках Эджворт подробно рассказал о последних часах короля.

Когда он прибыл к Людовику, тот сделал остальным рукою знак уйти.

Надгробия над могилой Людовика XVI и Марии Антуанетты в Сен-Дени. Париж

До тех пор священник хорошо владел собою, но при виде монарха, раньше столь могущественного, Эджворт не мог больше владеть собою и против своей воли упал со слезами к ногам короля.

Вначале Людовик отвечал на слезы священника собственными слезами, но вскоре король собрался с силами.

«Простите меня, месье, простите этот миг слабости, – сказал он, – если, однако, это можно назвать слабостью. Уже долгое время я живу среди врагов, и привычка как бы сроднила меня с ними, но вид верного подданного говорит моему сердцу совсем другое: это вид, от которого отвыкли мои глаза, и он меня растрогал».

Король ласково поднял священника и попросил его последовать за ним в кабинет. Этот кабинет не был обит обоями и не имел никаких украшений; плохая фаянсовая печь служила ему камином, и вся мебель его состояла из стола и трех кожаных кресел. Посадив Эджворта напротив себя, король сказал:

«Теперь мне остается одно-единственное великое дело, которое меня занимает целиком. Увы, единственное важное дело, которое мне осталось. Ибо что значат все остальные дела по сравнению с этим».

Случайно разговор перешел на герцога Орлеанского, и король оказался очень хорошо информированным о роли, которую герцог играл в вынесении ему смертного приговора.

Он об этом говорил без горечи, больше с жалостью, чем с гневом.

«Что я сделал моему кузену, – сказал он, – что тот меня так преследует? Он больше достоин жалости, чем я. Мое положение, без сомнения, печально, но, даже если б оно было еще хуже, я все равно не хотел бы быть на его месте».

На этом разговор между священником и смертником был прерван комиссарами, сообщившими королю, что семья его сошла из верхних камер тюрьмы вниз. При этом известии король выбежал из комнаты.

В течение четверти часа продолжались душераздирающие крики, которые, наверно, были слышны за стенами башни. Король, королева, маленький принц, сестра короля, его дочь – все плакали одновременно. Наконец слезы прекратились, ибо для них не осталось больше сил... Тихо и довольно спокойно началась беседа, продолжавшаяся около часа. Король после этого возвратился к священнику в состоянии глубокого волнения.

По просьбе Людовика священник прошел в маленькую клетушку, где обыкновенно спал королевский слуга Клери, отделенную перегородкой от комнаты короля. Оставшись один со своими мрачными мыслями, Эджворт слышал, как король спокойным голосом отдавал приказания к завтрашнему дню слуге Клери, оставшемуся сидеть, молясь, всю ночь у постели короля.

В 5 часов утра Людовик проснулся. Немного времени спустя король послал за священником, с которым он опять провел в беседе около часа в том же кабинете, где они встретились накануне. По выходе из кабинета Эджворт увидел посредине комнаты сделанный из комода алтарь. Король выслушал молитву, преклонив колена на голом полу, без подушки, и принял причастие. Священник затем оставил его одного.

Вскоре король снова послал за священником, который при входе в комнату нашел Людовика сидящим около печки.

Уже во всех кварталах Парижа звучал бой барабанов.

Вскоре сквозь стены тюрьмы можно было ясно различить голоса офицеров и лошадиный топот. Король прислушался и сказал хладнокровно:

«Они как будто приближаются».

С 7 до 8 часов утра под разными предлогами стучали в двери, будто желая убедиться, что король еще жив.

Возвращаясь в комнату после одного из таких стуков, Людовик сказал улыбаясь:

«Эти господа видят всюду кинжалы и яд. Они боятся, как бы я не покончил с собой. Увы, они плохо меня знают. Покончить с собой было бы слабостью. Нет, если нужно, я сумею умереть!»

Наконец в двери постучали и приказали собираться.

«Обождите несколько минут, – твердо сказал король, – и я буду в вашем распоряжении».

Закрыв двери, он бросился на колени перед священником.

«Все кончено. Дайте мне ваше последнее благословение и просите Бога, чтобы он поддержал меня до конца».

Среди жуткой тишины карета подъехала к тогда еще не мощенной площади Людовика XV.

Когда король понял, что экипаж прибыл на место, он обернулся к священнику и прошептал:

«Если не ошибаюсь, мы приехали».

Один из палачей поспешно открыл дверцы экипажа, и жандармы, охранявшие короля, собирались выйти первыми, когда Людовик приостановил их. Опираясь рукой о колено Эджворта, он сказал:

Едва король вышел из кареты, его окружили три палача, которые хотели снять с него одежду, но король, презрительно оттолкнув их, сделал это сам.

Они окружили Людовика и хотели взять его за руки.

«Что вы хотите?» – спросил король, отдергивая свои руки.

«Мы должны вас связать», – сказал один из палачей.

«Связать?! Меня?! – гневно воскликнул король. – Я никогда не соглашусь на это! Делайте, что вам приказано, но вы меня не свяжете».

Обернувшись к священнику, король молчаливым взглядом испросил у него совета. Эджворт молчал, но поскольку король продолжал вопросительно смотреть на него, священник проговорил со слезами в голосе:

«В этом новом оскорблении я вижу только сходство вашего величества с Христом».

При этих словах Людовик поднял глаза к небу. Затем он обратился к палачам:

«Делайте, что хотите. Я выпью чашу до дна».

Ступени эшафота были очень круты, и королю пришлось опереться о плечо священника. Каково же было удивление Эджворта, когда на последней ступени он почувствовал, что король «оставил его плечо» и твердым шагом прошел всю площадку эшафота. Одним своим взглядом Людовик заставил замолчать роту барабанщиков, стоявших против него. Затем громким голосом он произнес:

«Я умираю, не виновным в преступлениях, в которых меня обвиняют. Я прощаю виновникам моей смерти и прошу Бога, чтобы кровь, которую вы сейчас прольете, не упала бы никогда на Францию».

Услышав роковой удар ножа гильотины, Эджворт сейчас же упал на колени. Он оставался в этом положении до тех пор, пока самый молодой из палачей – почти мальчик – схватил отрезанную голову и, обходя эшафот, чтобы показать ее толпе, капнул кровью из мертвой головы короля на шею коленопреклоненному священнику.

Мария Антуанетта (1755-1793) – жена Людовика XVI была осуждена на смерть во время Великой французской революции спустя почти год после казни супруга.

С утра 16 октября 1793 года в Париже на площади Революции собралась огромная толпа. На казнь королеву везли в простой телеге. «Жалкая телега, тарахтя, медленно движется по мостовой. Умышленно медленно, ибо каждый должен насладиться единственным в своем роде зрелищем. Любую выбоину, любую неровность скверной мостовой физически ощущает сидящая на доске королева, но бледное лицо ее с красными кругами под глазами неподвижно. Сосредоточенно смотрит она перед собой.

Мария Антуанетта ничем не выказывает тесно обступившим ее зевакам ни страха, ни страданий. Ничто не приводит ее в замешательство: ни то, что у церкви Святого Духа собравшиеся женщины встречают ее криками глумления, ни то, что актер Граммон, чтобы создать соответствующее настроение у зрителей этой жестокой инсценировки, появляется в форме национального гвардейца верхом на лошади у телеги смертницы и, размахивая саблей, кричит: «Вот она, эта гнусная Антуанетта! Теперь с ней будет покончено, друзья мои!» Из-за рук, связанных сзади, тело ее напряжено, прямо перед собой глядит она, и пестрота, шум, буйство улицы не воспринимаются ею, она вся – сосредоточенность, смерть медленно и неотвратимо овладевает ею. Плотно сжатые губы не дрожат, ужас близкого конца не лихорадит тело; вот сидит она, гордая, презирающая всех, кто вокруг нее, воплощение воли и самообладания, и даже Эбер в своем листке «Папаша Дюшен» на следующий день вынужден будет признать: «Впрочем, распутница до самой своей смерти осталась дерзкой и отважной...»

На громадной площади мертвая тишина, слышны лишь тяжелое цоканье копыт и скрип колес. Десятки тысяч, только что непринужденно болтавшие и смеявшиеся, потрясены чувством ужаса, охватившего их при виде бледной связанной женщины, не замечающей никого из них. Она знает: осталось одно, последнее испытание! Только пять минут смерти, а потом – бессмертие.

Телега останавливается у эшафота. Спокойно, без посторонней помощи, с «лицом еще более каменным, чем при выходе из тюрьмы», отклоняя любую помощь, поднимается королева по деревянным ступеням эшафота; поднимается так же легко и окрыленно в своих черных атласных туфлях на высоких каблуках по этим последним ступеням, как некогда – по мраморной лестнице Версаля. Еще один невидящий взгляд в небо, поверх отвратительной сутолоки, окружающей ее. Никому не дано знать последних мыслей умирающего. Все кончено. Палачи хватают ее сзади, быстрый бросок на доску, голову под лезвие, молния падающего со свистом ножа, глухой удар – и Сансон, схватив за волосы кровоточащую голову, высоко поднимает ее над площадью. И десятки тысяч людей, минуту назад затаивших в ужасе дыхание, сейчас в едином порыве, словно избавившись от страшных колдовских чар, разражаются ликующим воплем».

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Людовик III Король Франции из рода Каролингов, правивший в 879-882 гг. Сын Людовика II Заики и Ансгарды.Ум. 4 авг. 882 г.После смерти Людовика Заики начальник королевского дворца Дитрих и герцог Прованса Бизон провозгласили королём Людовика III. В следующем году Людовик и его брат

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (1755–1793), королева Франции, жена Людовика XVI Если страной правит король, корона давит на голову, а если королева – корона давит на сердце. * * * Несчастье имеет достаточную силу, чтобы сделать нас суеверными. * * * Я всегда готова принести в жертву свои личные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

автора Авадяева Елена Николаевна

ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ-АНТУАНЕТТА Первое из прав есть право на существование… Максимильен Робеспьер Царствование Людовика XVI (1754–1793) было прервано Великой французской революцией. Он пытался бежать из Франции, но в Варене был опознан и возвращен в Париж. 15 января 1793 года

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА (1755–1793) И как тогда, в игре в серсо: Она поправила прическу И прошептала: «Вот и все!» Н. Агнивцев Мария-Антуанетта (1755–1793) - французская королева, жена Людовика XVI была осуждена на смерть во время Великой французской революции спустя почти год после

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Людовик XVI и Мария-Антуанетта 19 апреля 1770 года 16-летний дофин Людовик-Август женился на 14-летней Марии-Антуанетте, своенравной и умной дочери Марии-Терезии и Франца I Австрийских. Супруга будущего короля Франции была похожа на обиженного ребёнка, несмотря на

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ АНТУАНЕТТА Царствование Людовика XVI (1754-1793) было прервано Великой французской революцией. Он пытался бежать из Франции, но в Варене был опознан и возвращен в Париж. 15 января 1793 года Национальный конвент начал поименное голосование по трем вопросам:

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Людовик XV и Мария Лещинская 1725 годОн был королём, пусть пока и юным, но в будущем - почти всевластным. У него была Франция, а значит, было всё. Она была на семь лет старше, и у неё фактически не было ничего. Но, как ни странно, именно поэтому они и стали супругами. Людовик XV.

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette, 1755–1793), французская королева, жена Людовика XVI 174 Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. // S’il n’one pas de pain qu’ils mangent de la brioche. В нач. 1790-х гг. это апокрифическое изречение использовалось для дискредитации королевы. На самом деле оно появилось уже

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том V (Л – М) автора Сосновский Александр Васильевич

ПОМПАДУР, Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де (Pompadour, Jeanne Antoinette Poisson, marquise de, 1721–1764), фаворитка Людовика XV 391 После нас хоть потоп! // Apr?s nous le d?luge. Уже в 1755 г. выражение «После меня хоть потоп!» считалось «известной поговоркой». ? Fr?ron E.-C. L’Ann?e litt?raire. – Amsterdam, 1755, t. 6, p. 93. С нач.

Из книги автора

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette, 1755–1793), французская королева, жена Людовика XVI47Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. // S’il n’one pas de pain qu’ils mangent de la brioche.В начале 1790-х гг. это апокрифическое изречение использовалось для дискредитации королевы. На самом деле оно появилось уже

Из книги автора

ПОМПАДУР, Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де (Pompadour, Jeanne Antoinette Poisson, marquise de,1721–1764), фаворитка Людовика XV81После нас хоть потоп! // Apr?s nous le d?luge.Уже в 1755 г. выражение «После меня хоть потоп!» считалось «известной поговоркой». ? Fr?ron E.-C. L‘Ann?e litt?raire. – Amsterdam, 1755, t. 6, p. 93; цит. по.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!