Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Почему иисус был в аду. Мне рассказали, что иисус когда спускался в ад после распятия вывел

Учение о сошествии в Гадес основано на двух выражениях, взятых из этого отрывка.

В них говорится о том:

  1. что Иисус сошел проповедовать находящимся в темнице духам (3,19)
  2. и о том, что мертвым было благовествуемо (3,6).

Мыслящие люди и богословы всегда по-разному относились к этой теории.

1-е мнение. Одни хотели бы, чтобы ее вообще не было. Это отношение игнорирования, и они пытаются подтвердить свою точку зрения двумя способами.

  1. Петр говорит, что Иисус, сошед, проповедовал духам, находящимся в темнице мертвых, некогда непокорным в дни Ноя, во время строения ковчега.
    Некоторые утверждают, что из этого будто вытекает, что Иисус проповедовал там в эпоху самого Ноя, что Он еще задолго до своих страданий взывал к грешникам, современникам Ноя.
    Это давало сторонникам игнорирования возможность совершенно покончить с самой идеей сошествия в Гадес.
    Многие ученые приняли эту теорию, но мы не считаем, что слова Петра имели такое значение.
  2. В переводе Моффата видим нечто совершенно иное:
    «Во плоти Он (Христос) был умерщвлен, но Он воскрес в духе. Енох также ходил в духе и проповедовал находящимся в темнице духам, которые были непокорны, когда долготерпение Божие ожидало их, во время строительства ковчега в дни Ноя».

Откуда же взял Моффат такой перевод?

Имя Еноха никогда не встречается ни в одном греческом тексте. Но при изучении текстов греческих авторов ученые иногда прибегают к так называемому методу исправления текста. Они полагают, что в тексте есть искаженные места и предлагают изменить некоторые слова или добавить новые.

Рендл Хэррис предположил, что в этом отрывке при переписывании Первого послания Петра было пропущено слово Енох и что, поэтому, его следует восстановить.

На каком же основании вообще можно связывать имя Еноха с настоящим отрывком?

Дело в том, что Еноха всегда представляли очаровательной и таинственной личностью.

«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его»
(Быт. 5,24).

В эпоху между Ветхим и Новым Заветами возникло много легенд о Енохе и под именем его было написано много знаменитых и важных книг.

Согласно одной легенде, Енох, хотя он и был человеком, выступал в качестве «Божьего эмиссара» пред ангелами, которые грешили, спустившись на землю и соблазняя смертных женщин (Быт. 6,2).

В книге Еноха сказано, что он был послан на землю с небес, чтобы объявить ангелам окончательное решение об их судьбе («Енох» 12,1), и объявил людям, что им, за грехи их не будет ни мира, ни прощения во веки веков («Енох» 12 и 13).

Таким образом, по иудейской легенде, Енох действительно ходил в Гадес и проповедовал судьбу падшим ангелам. И Рендл Хэррис предположил, что разбираемый нами отрывок Первого послания Петра касается не Иисуса, и Моффат согласился с ним и соответственно, сделал свой перевод, указав имя Еноха.

Это крайне интересное и оригинальное предположение, но его, вне всякого сомнения, нужно отбросить: в его пользу нет никаких свидетельств. Да было бы и противоестественно приводить здесь имя Еноха, когда речь идет о свершениях Христовых.

2-е мнение. Второй подход — ограничить его.

Представители этой теории, а среди них есть и очень крупные толкователи Нового Завета — считают, что Петр действительно говорит, что Иисус спускался в Гадес и проповедовал, но что Он ни в коем случае не проповедовал всем обитателям Гадеса.

Различные толкователи по-разному ограничивают круг грешников, которым проповедовал Христос.

1. Одни считают, что Иисус проповедовал только душам (духам) людей, бывших непокорными во время Ноя.

Люди, придерживающиеся этой точки зрения, часто начинают утверждать дальше, что коль скоро те грешники были настолько непокорны, что Бог послал потоп и уничтожил их (Быт. 6,12.13), мы можем считать, что милосердие Божие уготовано каждому человеку.

Это были худшие из грешников, и все же Бог дал им еще одну возможность раскаяться; и, потому, даже худшие из людей все еще имеют во Христе шанс на спасение.

2. Другие утверждают, что Иисус проповедовал падшим ангелам и проповедовал им не спасение, а окончательное и ужасное осуждение.
: о них говорится в Быт. 6,1-8.

Их соблазнила красота смертных женщин; они спустились на землю, совратили этих женщин и зачали детей; и именно из-за этих их действий, порочность человека была велика и мысли его всегда были злыми.

В 2 Пет. 2,4 об этих падших ангелах говорится, что они были отправлены в ад в ожидании суда для наказания. Именно им и проповедовал Енох, и некоторые ученые считают, что из этого отрывка вовсе не вытекает, будто Иисус проповедовал милосердие и еще одну возможность спасения: увенчанный символом Своей полной победы, Он, по их мнению, проповедовал страшный суд.

3. Иные же утверждают, что Христос проповедовал только тем, кто был праведным и вывел их из Гадеса в рай Божий.

Мы уже говорили о вере иудеев в то, что все умершие попадают в Гадес, в теневой мир забвения. Так вот, некоторые ученые утверждают, что так действительно было до Христа, но что Он открыл человечеству врата небесные; при этом Иисус сошел в Гадес и сообщил благую весть всем праведным прошлых поколений и вывел их к Богу.

Это действительно величественная картина.

Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

Тема сошествия во ад раскрыта в гомилии в выражениях, напоминающих отдельные литургические тексты Древней Церкви: подобные же темы мы находим в сирийских гимнах преп. Ефрема (о них пойдет речь в следующей главе), а также в Антифонах Великой Пятницы. В гомилии, в частности, повествуется об опустошении Христом ада и смерти:
Свет дня исчез. Мир погрузился в осязаемую тьму. Все это произошло прежде, чем Христос сомкнул глаза.
Но Его свет без промедления воссиял в Аменте . Ад поразился, когда Господь снисшел к нему не во плоти, но в духе. И вот Он возобладал над вселенной, ибо она погибала прежде своего часа. Свою кровь Он пролил на землю, она стала защитой ей и тем, кто был в ней.
Тело же Его оставалось висеть на древе ради мировых основ. Его Дух нисшел в ад, спас находившихся там и опустошил его. Он (Господь) получил власть над всей вселенной. Его тело воскресило мертвых из земли, Его дух освободил души тех, кто был в Аменте.
Ибо как раз в то время, когда тело Господа висело на кресте, открылись могилы. Стража при вратах Аменте, завидев Его, в смятении бежала. Он сокрушил медные врата, разбил засовы из железа и вознес к Своему Отцу души, томившиеся в Аменте. И вот, разрушив ад и поправ смерть, Господь обезоружил и огорчил врага: Он вывел из Аменте души, а тела воскресил из земли .
Автор гомилии говорит о том, что, если «мировые основы» не могли выдержать тела Христова, висевшего на древе, то ад не мог выдержать духа Его. Воскреснув из мертвых, Господь «попрал смерть, связал тирана и освободил человека». Победа над смертью и адом описывается в ярких красках:
Итак, смерть пала к ногам Христа, и Он сковал ее, как ошеломленного пленника. Ад и силы его бросились в бегство, услышав голос Господа, призывающего все души: «Придите, связанные, пребывающие во мраке среди теней смерти, се свет воссиял вам.
Я благовествую вам жизнь, ибо Я - Христос, Сын Бога». Тогда Он освободил святые души, воздвигнув их вместе с Собой. Земля же воскликнула: «Господи, пощади, освободи от тяготеющего на мне проклятья, отними от меня дьявольскую скверну. Ведь Ты, восхотев воскресить людей, почел меня достойной того, чтобы Твое тело было погребено во мне, на которую ими было пролито столько крови. Ибо везде и всюду рассеян Твой честной образ.
Если бы Ты произнес только слово, ничто не смогло бы противиться Твоему повелению; но любовь побудила Тебя придти к Твоему творению.
И вот Ты стоишь на земле, ищешь части тела Твоего творения.
Забери же человека как некий залог ; забери Свой образ, который Ты скрывал во мне; забери Адама, исцеленного в его подобии».
Тогда Христос восстал от мертвых в третий день и вознес с Собой святых к Своему Отцу. И вот весь человеческий род будет спасен смертью Христовой.
Ибо Один был осужден, и всякое место исполнилось благодати и милости. Один умер, чтобы воскресить всех. За каждого умер Господь, чтобы каждый воскрес вместе с Ним. Ибо, умерев, Он облекся в человека и вознесся вместе с ним на небеса небес, став с ним Одним целым. Его Он принес в дар Отцу .

17 Сошествие Христа в ад

. .

Библейское описание ада . .

. Природа смерти . Аргументация

верующих в воскресение Христа . Аргументация противников воскресения Христова .

? Вознесение Христа на Небо .

Каким образом совершилось освобождение древних праведников , древних людей ?

И каково значение воскресения Христова для людей ?

Учение о сошествии Господа в ад

Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад.

Первый текст: « Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда

непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения

ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19-20).

Христос после смерти сошел в темницу к духам в ад проповедовать там

воскресение. Чтобы увериться в том, что это были умершие люди, обратимся к книге

Бытия: « Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны

Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [ их] себе в жены, какую

кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками;

потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле

исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям

человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1-

Второе место, которое говорит о сошествии Господа в ад: « Сего, по определенному

совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных,

убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было

удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он

одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился

язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде

и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты

исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с

дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его

воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о

воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, 23-32).

Как Господь мог одновременно быть и в аду, и в раю?

« И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

(Лк. 23, 43). Господь вездесущ: « Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес

Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Божеством он ввел покаявшегося разбойника в рай, а душой был в аду. Есть еще

одно место, в котором говорится о власти Господа над смертью и адом: « Ибо Христос для

того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»

(Рим. 14, 9). Чтобы утвердить Свою власть над мертвыми, Он сошел в ад: « И когда я

увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и

сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во

веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18). Об этом же говорит

послание апостола Павла: « А " восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил

прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех

небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10).

Основание церковной молитвы за умерших мы находим в посланиях апостола

Павла к Ефесянам и к Римлянам.

В Ветхом Завете не все спаслись .

Допотопные люди, как и сейчас, могли спасаться, могли и гибнуть. Какие люди

вошли в Царствие Небесное после сошествия Христа в ад? Те, кто при жизни раскаялся,

кланялся Единому Богу, желал жить по заповедям (поступать по совести). До воскресения

Христа все умершие попадали в ад, в том числе ветхозаветные праведники, и никто не мог освободиться, лишь Христос освободил праведников - людей, живших по совести и

раскаявшихся.

« Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на

день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам

его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -

жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются

неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-

первых, Иудея, [ потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему

доброе, во- первых, Иудею, [ потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 5-11).

Эллины - это древние язычники, которые спасались, если не поклонялись идолам,

жили по совести (по толкованию святителя Иоанна Златоуста).

Библейское описание ада .

Ад описывается, например, в Книге пророка Исайи: « Ад преисподний пришел в

движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя

Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В

преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается

червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,

попиравший народы. А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих

вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты

облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: " тот ли это человек,

который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал

города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью,

каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь,

как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как

попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил

народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 9-20).

Наиболее подробное описание ада содержится в Книге пророка Иезекииля. Здесь

речь об аде не в смысле наказания, а в смысле заключения душ.

« В двенадцатом году, в пятнадцатый [ день того же] месяца, было ко мне слово

Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей

знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь?

сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките

его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его

первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом»

(Иез. 32, 17-21).

Это место показывает, что в преисподней обсуждают вновь поступивших.

« Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от

меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых» (Иез. 32, 22-23).__ 4

В аду души лежат в символических гробницах, они расположены вокруг

родоначальников народов. Праведники располагались в особом месте, они видели Бога,

поэтому и наполнялись некой радостью - даже в аду.

« Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные,

павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые

распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу.

Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и

несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных»

(Иез. 32, 24-25).

Люди, проливающие чужую кровь в земной жизни, сохраняют это желание и после

смерти, их ненависть остается с ними (мечи под головами).

« Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле

живых. Не должны ли [ и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с

воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на

земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными

мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости

положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу.

Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными,

быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными,

пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу. Увидит их фараон и

утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его,

говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет

фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит

Господь Бог» (Иез. 32, 26-32).

Мешех - предок славян, Фувал - предок грузин. Обратите внимание: фараон, придя

в ад, сможет сам всё увидеть. Церковное предание утверждает, что души умерших с 9-го

по 40-й день осматривают ад, поэтому Церковь сугубо молится за новопреставленного

человека. Смысл в том, чтобы человек понял, к чему приводит грех, видя следствие греха.

В аду - гниль и черви, а также черная бездна, тьма: « Прежде нежели отойду, - и

уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак

тени смертной, где нет устройства, [ где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 21-22);

« Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем5

приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал

бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя

пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои

серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.

Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3, 11-19).

Бог есть свет: « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет (Бог)

приходит во тьму (ад), и ад как место тьмы исчезает, ад разрушается. Суть ада в

невидении Бога. Слово «ад» происходит от греческого «адес» - невидимое. Библия

понимает его конкретно - как невидимую область, куда сходит Господь. Подробности

сошествия Христа в ад содержатся в одах Соломона, послании апостола Варнавы, древних

апокрифах (Евангелие Петра - II век, Евангелие от Никодима - IV-V века), проповеди о

Кресте священномученика Ипполита Римского (начало III века), «Книге о ересях» святого

Иринея Лионского, в сочинении митрополита Илариона (Алфеева) «Христос - губитель

ада» и ряде других текстов. Все эти тексты говорят некие общие вещи, рассказывают о

диалоге с Сатаной, который сначала радуется приближающемуся Христу, но, когда видит

Его в ярком свете, начинает паниковать, говоря, чтобы закрыли дверь и ни в коем случае

не пускали Иисуса Христа.

Что происходило после сошествия Христа в ад .

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, ад - это место бессилия, это место на

границе бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, - это бессильная

душа, потому что она разъедена ничем не сдержанными страстями. Ад - это место

безнадежной тоски, о мучениях же Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем

неутолимых желаний. А настоящие мучения начнутся только после конца мира.

После прихода Христа в ад разворачиваются следующие события.

1. Сатана не хочет пускать Христа в ад.

2. Христос врывается в ад и разоряет его, врата ада падают. И из-за этого падения

на земле случилось землетрясение. Это подробно описано в 106-м псалме: « Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи

железные сломил» (Пс. 106, 10-16).

3. Ангелы подводят ко Христу Сатану.

4. Христос спрашивает Сатану, по какому праву тот смел протянуть руку к Христу,

ведь Он не сделал никакого греха. За это Сатана лишается своего обычного

местопребывания.

5. Христос связывает Сатану узами вечного мрака и бросает его на тысячу лет в

подземелье.

6. Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они просыпаются.

7. Христос будит праведников ото сна и всех, кто не был идолопоклонником и жил

по совести, забирает их с Собой в Царствие Небесное.

8. Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву, говоря Адаму: «Зачем ты

так далеко убежал от Меня?»

9. Христос воскрешает нескольких праведников. По преданию, это были

Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Симеон Богоприимец и два его сына.

Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. Они

умирают в день Вознесения, чтобы вместе с Господом войти в рай. У Евангелиста Матфея

есть подтверждение воскресения праведников: « И гробы отверзлись; и многие тела

усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и

явились многим» (Мф. 27, 52-53).

Воскресение из мертвых Христа Спасителя .

Господь - источник нетления, и Он явил нетление людям: « Открывшейся же ныне

явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и

нетление через благовестие» (2 Тим. 1, 10).

С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак

будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России - это мощи

преподобного Александра Свирского, которые практически полностью нетленны и весят

16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии

описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и

воскрес: « И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище,

[ погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся

костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего

воскресения

Почему тело Иисуса Христа было нетленным ?

По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его

Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и

через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения

происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми - преграды смерти

(преграда природ рушится воплощением, преграда греха - на Кресте). Смысл воскресения

Христова подробно описан в первом послании Коринфянам (1 Кор. 15).

Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый

день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог

сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он - тот же Бог,

тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же

день.

Почему Христос был распят в пятницу ?

В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек

сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на

Кресте.

Почему Господь лежал в могиле в субботу ?

Суббота - день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на

тождество Делающего.

Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос?

Восьмой день Творения - это вступление Вселенной в вечность, а вечность не

описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается

никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже

воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в

день принесения снопа нового урожая, Он - первенец из мертвых. Жертва урожая

начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.

Когда начнется воскресение ?

Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли.

По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий

Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у8

каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но

в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на

атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, - и это было сказано в IV веке.

Насколько же прогрессивная вещь - Православное богословие! В IV веке

рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже

преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены,

когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись»

(начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба.

Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно

стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать.

Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения.

Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев

бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к

другу (Лк. 24, 4). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от

чистилища (очищения), то в Новом - самым главным местом считается Престол. Престол

Символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

Почему женщина первой услышала весть о воскресении?

Женщина первой была наказана, но женщина первой была и благословена.

Почему гроб находился в саду ?

Сад праведного Иосифа - символ сада Эдемского.

Природа смерти .

Смерть - это личное существо, падший ангел: « И смерть и ад повержены в озеро

огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20, 14). Это всадник с косой. Смерть возникает как

результат проклятья: « Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не

увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Христиане умирают, а смерти не видят: дух смерти к

ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни и привязаны к Небесам.

Аргументация верующих в воскресение Христа .

1. Пустой гроб.

2. Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы тело было украдено,

то украли бы его вместе с пеленами).

3. Явление воскресшего Христа

4. Чудеса, которые связаны с воскресшим Господом (власть над демонами, над

смертью).

Аргументация противников воскресения Христова.

1. История воскресения - выдумка от начала до конца. Однако факты,

подтверждающие воскресение, описаны у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях».

2. Самый древний аргумент, он описан еще в Евангелии: тело Христа было

украдено из гробницы. Этот аргумент приводится в иудейском антихристианском

документе «Тольдот Иешу» (VI век по Рождестве Христовом), в ряде ссылок «Талмуда».

В чем нелепость этой версии? Например, мы видим, что не был организован розыск.

Найти апостолов было не так сложно. В Римской империи все допросы велись под

пытками, и, если бы Тело действительно было украдено, стражники не смогли бы не

рассказать, где Оно спрятано. Но допроса не было. Как в христианских, так и иудейских

документах нет ни одного упоминания, что апостолов кто-либо пытался юридически

обвинить в факте кражи тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи

был сотник Лонгин. 13 человек из 16 (стража) взяли деньги - плату за молчание о

воскресении. Сотник Лонгин входил в число трех, кто не взял денег: он уверовал во

Христа и стал проповедником, а вскоре был казнен в городе Кесарии.

Представьте себе такую картину. Спят 16 человек римской охраны (в то время в

римской армии полагалась смертная казнь за сон на посту), в это время к ним

подкрадываются некие люди, сдирают печати, совершенно бесшумно перемещают

двухтонный камень на верх гробницы (более трех метров вверх), бесшумно берут тело и

прямо на месте начинают сдирать окровавленные пелены, затем сворачивают и аккуратно

кладут их на место, причем придают им форму тела. Потом забирают Тело, прячут

неизвестно куда и говорят всем, что Христос воскрес из мертвых, чтобы гарантированно

получить за это смертную казнь. Очень «логичное» объяснение. Целая цепь нелепостей.

3. На третий день в гробнице был Христос, а женщины пришли не к той гробнице,

вместо ангела они видели юношу, а описание воскресения - позднейшая вставка.

Итак, женщины могли заблудиться? Могли. И ученики могли? И ученики могли.

Но могли ли заблудиться первосвященники? В день Пятидесятницы в Иерусалиме

крестилось более 3000 человек. Первосвященников прямо обвиняют в смерти Христа.

Если бы Тело Христа было, его бы показали народу, но тела не было. Есть древний текст

времен императора Тиберия, найденный в 60-х годах XX века, в котором сказано, что за

кражу мертвецов из гробниц предусматривается смертная казнь. Из этого следует, что10

Пилат написал докладную записку в Рим и, чтобы оправдать себя, уверял, что тело

украли.

4 Гроб пуст, потому что у Христа был обморок, и Христос сам ушел из гробницы.

Это версия Давида Штрауса, сейчас ее поддерживает ряд мусульманских

организаций. Развитие этой версии есть у Дэна Брауна в книге «Код да Винчи»: якобы

Христос со своей женой Марией Магдалиной уехал во Францию или в Кашмир. Что будет

с человеком, если его в обмороке плотно и герметично закатать в ткань и положить в

непроветренную холодную гробницу с температурой около 0 ºС? Этот человек все равно

умрет. Максимум, что мог тогда сделать обморочный, - это свалиться вниз. Вспомним,

что Христу пробили копьем сердце (шла кровь и вода). Но даже если представить, что Он

после этого выжил, остается одно препятствие - двухтонный камень, который нужно

отвалить изнутри.

5. Иисус превратил свое тело в газ и просочился. Так считают Свидетели Иеговы.

Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладают способностью кушать. А Христос

многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы вложить

в газовые раны? Иеговисты объясняют это тем, что Христос воскрес духом: « Так и нас

ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу

доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21), но там не сказано,

что Он Воскрес в духовном теле, без плотского тела. Само слово «воскресение»

предполагает восстановление того, что упало. И Христос говорит апостолам в 24-й главе

Евангелия от Луки, что имеет кости и плоть. Многие священники израильские (на момент

Второго Храма их было 18 000 человек) поверили в воскресение Христа. Об этом

говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX века во многих

священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус

действительно воскрес.

Что сделал Господь после воскресения ?

« Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными

доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием»

(Деян. 1, 3).

Из этого видно, что Христос учил о тайнах Царствия Божия.

Дары воскресшего Христа: 1) Крещение (Мф. 28, 1-19; Мк. 2, 16); 2) понимание

Писания; 3) обещание даров Святого Духа.

Вознесение Христа на Небо. На 40-й день Христос возносится на Небо. Для нас весть о вознесении Христа - это

весть о том, где находится наша Родина: « Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь

ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,

сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 1-11).

Нравственные требования вытекают из факта воскресения Христова. Христиане

имеют жизнь на небе со Христом, они мертвы для мира сего._

Тем же авторитетом должны пользоваться вероучительные документы Вселенских и Поместных Соборов, прошедшие церковную рецепцию. При этом необходимо помнить, что документы Соборов не должны рассматриваться вне того контекста, в котором они писались: каждый из них отвечал на те или иные вызовы своего времени, и не все в них имеет равную значимость для современного христианина. Кроме того, вправе возвращаться к решениям своих Соборов и при необходимости вносить в них коррективы .

Следующее по значению место в иерархии авторитетов занимают творения Отцов Церкви по вероучительным вопросам. В святоотеческих писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (теологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоей упрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя» православного догматического учения . В то же время частное мнение, авторитет которого основывается на имени человека, признанного в качестве Отца и учителя, не освящено соборной рецепцией церковного разума, а потому не может быть поставлено на один уровень с мнениями, такую рецепцию прошедшими. Частное мнение, коль скоро оно было выражено Отцом Церкви и не осуждено соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих.

Из святоотеческого наследия приоритетное значение для православного христианина имеют произведения Отцов Древней Неразделенной Церкви, в особенности же восточных Отцов, оказавших решающее влияние на формирование православной догматики. Мнения западных Отцов, согласующиеся с учением Восточной Церкви, органически вплетаются в православное Предание, вмещающее в себя как восточное, так и западное богословское наследие. Те же мнения западных авторов, которые находятся в явном противоречии с учением Восточной Церкви, не являются авторитетными для православного христианина.

На следующем месте после святоотеческих писаний стоят сочинения так называемых учителей Церкви – богословов, оказавших влияние на формирование церковного учения, однако по тем или иным причинам не возведенным в ранг Отцов. Их мнения авторитетны постольку, поскольку они согласуются с общецерковным учением.

Из апокрифической литературы авторитетными могут считаться только те памятники, которые в прямой или опосредованной форме рецептированы церковным сознанием, в частности, нашедшие отражение в богослужении или в агиографической литературе. Те же апокрифы, которые были отвергнуты церковным сознанием, никакого авторитета для православного верующего не имеют.

Наконец, авторитетными для православного христианина являются многие богословские произведения как древних, так и современных церковных авторов, разъясняющие те или иные аспекты вероучения. Догматическое учение Церкви во все века остается неизменным, однако оно требует различного выражения в различные эпохи церковной истории. Православная не ограничивает «святоотеческую эпоху» каким-либо определенным периодом в истории Церкви: святоотеческая эпоха продолжается в течение всего того времени, пока стоит на земле Церковь Христова и пока действует в ней Святой Дух, просвещающий людей и вдохновляющий их на богословское творчество. Однако существует ясный критерий, по которому труды православных богословов любой эпохи могут быть «проверены» на догматическую точность: этим критерием для православного сознания является верность церковному Преданию.

Расставив приоритеты и расчистив таким образом поле для дальнейшего исследования, мы можем теперь вернуться к нашей основной теме и попытаться отделить в догмате о сошествии Христа во ад то, что является общепринятым церковным учением, от того, что относится к области частных богословских мнений.

1 . К области общецерковного учения относится прежде всего вера в то, что Христос сходил во ад и проповедовал там умершим. Эта вера основывается на Священном Писании Нового Завета, творениях Отцов Церкви и литургических текстах. Проповедь Христа в аду не была тщетной: ее услышали и на нее откликнулись те, кто находился в аду. Все ли услышали проповедь Христа и все ли откликнулись на нее? Попытки ответить на этот вопрос в «ограничительном» смысле относятся уже к области частных богословских мнений, в число которых входит, например, представление о том, что проповедь Христа в аду услышали только ветхозаветные праведники.

2 . Общецерковным следует признать учение о том, что, сойдя во ад, Христос всем даровал возможность спасения, для всех открыл двери в рай. Это учение подтверждается многочисленными богослужебными текстами и творениями Отцов Церкви. Все ли последовали за Христом или только некоторые? Ответ на этот вопрос относится к области частных богословских мнений. Сформулированное восточными Отцами (в частности, преп. Максимом Исповедником и Иоанном Дамаскиным) учение о спасении может служить ключом к ответу на данный вопрос. Согласно этому учению, ко спасению призваны все, но не все откликаются на призыв Христа. Единственным препятствием для спасения человека является свободная воля человека, противящаяся Божьему призыву. Такое понимание радикальным образом отличается от учения о предопределении, сформировавшегося в западной августинианской традиции.

3 . Общецерковным является учение о том, что Христос вывел из ада ветхозаветных праведников. Это учение основано на творениях Отцов Церкви, богослужебных текстах и древних апокрифах, рецептированных церковным сознанием. Однако мнение, что число спасенных ограничилось исключительно ветхозаветными праведниками и что все прочие остались в аду на вечные муки, следует признать частным. Оно, во всяком случае, не более авторитетно, чем восточно-христианское представление о изведении из ада ветхозаветных праведников во главе спасенного человечества.

4 . Общецерковным является основанное на новозаветном благовестии, богослужебных текстах и творениях Отцов Церкви учение о том, что Христос Своей попрал смерть, упразднил державу диавола и разрушил ад. При этом и диавол, и смерть, и ад продолжают существовать, но их власть над людьми не является безусловной и неограниченной: ад «царствует», «но не вечнует над родом человеческим». Мнение же о том, что Христос лишь «уязвил» ад, но не умертвил его, следует признать частным толкованием, не имеющим общецерковного авторитета.

Автор этих строк отдает себе отчет в том, что вышеприведенные суждения и оценки могут быть оспорены. Нам могут сказать, что не следует выстраивать «иерархию авторитетов», но что все перечисленные нами источники равно авторитетны для православного христианина. Могут, кроме того, указать, что в некоторых учебниках по догматическому богословию приоритеты расставлены несколько по-иному, а потому и оценки отличаются от наших. В частности, в «Православно-догматическом богословии» митрополита Макария (Булгакова) утверждается, что Христос вывел из ада «собственно одних уверовавших в Него, одних ветхозаветных праведников»; и «если некоторые из древних иногда выражали мысль, будто Христос вывел из ада не одних ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения частного» .

Отвечая на возможные возражения, скажем, во-первых, что выстроенная нами иерархическая лестница является весьма условной, и мы вовсе не настаиваем на том, что приоритеты должны быть расставлены именно так, а не иначе. Мы, однако, хотели бы указать на тот весьма для нас очевидный факт, что «профессиональные» богословы, в том числе и принадлежащие к православной традиции, очень часто недооценивают роль литургического предания, забывая о том, что церковный lex credendi основывается на lex orandi и что православное богослужение является органичным и адекватным выражением догматического учения Церкви. Желанием восстановить справедливость и обусловлено то обстоятельство, что мы поставили богослужебные тексты на второе место после Священного Писания , а прочие источники ниже литургических текстов. Исторически же даже Священное Писание Нового Завета вторично по сравнению с литургическим Преданием, так как именно Евхаристия (и литургия в более широком смысле, т. е. «общее дело», общая молитвенная и богослужебная жизнь) была тем, из чего выросла христианская община: литургия совершалась христианами задолго до того, как появились новозаветные писания и как они были сведены в один общепринятый канон.

Что же касается упомянутого мнения преосвященного Макария, то оно, конечно же, не единично и отражает то понимание, которое было господствующим в русском догматическом сознании XVII-XIX вв. Однако в формировании этого понимания, нам думается, не последнюю роль сыграло то «схоластическое пленение», о котором много говорилось богословами XX века (Флоровским, Шмеманом, Лосским, Мейендорфом и др.). Влияние латинской схоластики, которое было решающим для формирования догматической системы богословов киевской школы XVII-XVIII столетий, остается достаточно ощутимым в труде митрополита Макария (впервые изданном в 1849–1853 гг.), несмотря на очевидное стремление его автора вернуть догматическое богословие к святоотеческим корням. Схоластическое влияние проявляется как в структуре книги и способе подачи догматического материала (например, разделение служения Христа на пророческое, первосвященническое и царское), так и в изложении многих отдельных догматов (например, догмат Искупления, в соответствии с латинской традицией, излагается в терминологии «уплаты нравственного долга» Божественному Правосудию ). В качестве источников митрополит Макарий использует тексты Священного Писания и отдельные высказывания Восточных и Западных Отцов Церкви; что же касается богослужебного материала, то он практически полностью игнорируется. Если бы автор «Православно-догматического богословия» был, во-первых, вполне свободен от схоластического наследия, а во-вторых, имел возможность исследовать с догматической точки зрения богослужебные тексты и другие произведения древне-церковной письменности, оставшиеся вне поля его зрения (например, приведенные нами в настоящей книге гимны преп. Ефрема Сирина и кондаки преп. Романа Сладкопевца), его выводы, по-видимому, были бы несколько иными.

Современник митрополита Макария, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), говоря о сошествии Христа во ад, обращается к богослужебным текстам Православной Церкви в поисках ответа на вопрос о том, кого Христос вывел из ада. В отличие от митрополита Макария, архиепископ Иннокентий считает мысль о спасении «самых упорных душ», т. е. отнюдь не только ветхозаветных праведников, не частным мнением, а общецерковным учением, и говорит – вслед за авторами литургических текстов – о полном опустошении ада Христом:

Догмат о сошествии во ад и теодицея

Перейдем к вопросу о богословской значимости догмата о сошествии Христа во ад. Этот догмат, на наш взгляд, имеет большое значение для теодицеи – оправдания Бога перед лицом взыскующего человеческого разума . Почему Бог допускает страдания и зло? Почему осуждает людей на адские мучения? В какой степени Бог несет ответственность за происходящее на земле? Почему в Библии Бог предстает как жестокий и немилосердный Судия, «раскаивающийся» в Своих действиях и карающий людей за ошибки, о которых Он знал заранее и которые мог предотвратить? Эти и другие подобные вопросы возникали в течение всей истории; возникают они и у современного человека, соприкасающегося с религиозным мировоззрением и пытающегося найти путь к истине.

Прежде всего скажем о том, что догмат о сошествии Христа во ад приоткрывает завесу над тайной, которой окутаны взаимоотношения между Богом и диаволом. История этих взаимоотношений восходит ко времени сотворения мира. По общецерковному учению, диавол был сотворен как существо благое и совершенное, но отпал от Бога вследствие гордости. Драма личных взаимоотношений между Богом и диаволом этим не окончилась. С момента своего отпадения диавол начал всеми силами сопротивляться божественной благости и любви, делать все от него зависящее, чтобы воспрепятствовать спасению людей и тварного бытия. Однако диавол не всесилен: его возможности ограничены Богом, и он может действовать только в тех рамках, в которых это попускается Богом. Последнее подтверждается начальными строками книги Иова, где диавол предстает как существо, во-первых, находящееся в личных взаимоотношениях с Богом, во-вторых, всецело подвластное Богу.

Сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступился в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошел во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу. Сойдя во ад, Христос не уничтожил диавола как персональное живое существо, но «упразднил державу диавола», то есть лишил диавола власти и силы, украденной им у Бога. Ибо диавол, воспротивившись Богу, ставил перед собой задачу создать свое автономное царство, в котором он один был бы хозяином, отвоевать у Бога некое пространство, где присутствие Божие вообще никак не ощущалось бы: именно таким местом был шеол в ветхозаветном представлении. После Христа шеол становится местом божественного присутствия.

Впрочем, это присутствие, которое воспринимается находящимися в раю как источник радости и блаженства, для находящихся в аду является источником мучений. Ад после Христа – уже не место, где диавол властвует, а люди страдают; ад – это прежде всего темница для самого диавола, а также для тех, кто добровольно остается с ним, чтобы разделить его судьбу. Жало смерти упразднено Христом, и стены ада разрушены. Но «смерть и без жала для нас еще сильна... Ад и с разрушенными стенами и с упраздненными вратами еще продолжает наполняться теми, кои, оставив тесный царский путь креста, ведущий в рай, идут всю свою жизнь путем широким, коего последняя зрят во дно адово " .

Христос сошел во ад не как очередная жертва диавола, но как Победитель: Он сошел, чтобы «связать сильного» и «расхитить сосуды его». По святоотеческому учению, диавол не узнал во Христе воплотившегося Бога: он принял Его за простого человека и под «приманкой» плоти проглотил «крючок» Божества (Григорий Нисский). Однако присутствие Христа в аду стало тем ядом, который начал постепенно разрушать ад изнутри (Афраат). Окончательное разрушение ада и окончательная победа над диаволом произойдут при Втором Пришествии Христа, когда «последний враг истребится – смерть», когда все будет покорено Христу и станет «все во всем» .

Догмат о сошествии Христа во ад имеет важное значение для понимания действий Бога в человеческой истории, отраженных на страницах Ветхого Завета. Библейское повествование о всемирном потопе, результатом которого была гибель всего человечества, является камнем преткновения для многих, кто хотел бы уверовать в милосердного Бога, но не может смириться с Богом, «раскаивающимся» в собственных действиях. Однако учение о сошествии во ад, изложенное в , вносит совершенно новую перспективу в наше понимание тайны спасения. Оказывается, выносимый Богом смертный приговор, прерывающий жизнь человека, не означает того, что человек лишается надежды на спасение: не обратившись к Богу в жизни земной, люди могли обратиться к нему за гробом, услышав проповедь Христа в темнице ада. Предав созданных Им людей смерти, Бог не погубил их, но лишь перевел в иное состояние, находясь в котором, они имели возможность услышать проповедь Христа, уверовать и последовать за Ним.

Сошествие Христа во ад имеет отношение не только к судьбе человека, но и к судьбе всего тварного бытия. Свет Божий проник в те области, в которые он никогда раньше не проникал, и озарил не только небо и землю, но и преисподнюю. Как мы уже говорили при рассмотрении Пасхального канона св. Иоанна Дамаскина , весь тварный мир оказался подвержен тлению и смерти в результате грехопадения человека; поэтому вся тварь нуждается в искупительном подвиге Христа, победившего смерть. Дело, начатое Христом на земле,

было завершено в аду. В то время как на протяжении стольких веков никто не заставил освободить ее узников, «Ангелов Владыка, сошед» в эту мрачную темницу, вынудил смерть освободить всех узников! И, «связав крепкого тирана», Он «похитил» его оружие! Сияющее Божество Солнца Правды «осветило» мрачное логово ада, опустошило его и везде рассеяло невечерний свет Его преславного Воскресения. Пренепорочное тело Господне, как яркий светоч, было положено в землю, и неудержимое свечение и сильнейшее сияние разогнало мрак, царствовавший в аду, и озарило концы вселенной... Озаряя концы вселенной, поразительное блистание Божества умертвило смерть и ад... И теперь все: небо, земля и преисподняя – приняло свет безмятежной славы Пресвятой Троицы. Теплотой этого Божественного Света оживляется человек, мир, все творение, празднуя и веселясь с невыразимым ликованием .

Сотериологическое значение догмата о сошествии во ад

Догмат о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью православной сотериологии. Однако его сотериологическая значимость во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей . Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда сотериологическая значимость догмата минимальна; если же проповедь была адресована всем находившимся в аду, его значимость существенно увеличивается. Кажется, мы имеем достаточно оснований утверждать, – вслед за греческим православным богословом И. Кармирисом, – что, «по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных» . Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних» сил . Богочеловек, сойдя не только на землю, но «и под землю», открыл истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было «исполнено Божества» , чтобы Он стал Господом и мертвых и живых . Сошествие Господа во ад стало поводом для всеобщей радости и ликования...

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как то казалось Фоме Аквинскому. Весь контекст 1-го Послания апостола Петра, где повествуется о проповеди Христа в аду, «говорит против понимания проповеди Христа в смысле осуждения и обличения» .

Открытым остается вопрос о том, все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада. Если мы встанем на точку зрения тех западных церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда спасительное дело Христа сводится к восстановлению справедливости. Ветхозаветные праведники страдали в аду незаслуженно, не за свои личные грехи, а в силу общей греховности человеческого естества, и потому изведение их из ада было «долгом», который обязан был исполнить по отношению к ним. Но в таком случае речь уже не идет о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнов.

Восточное христианское сознание, в отличие от западного, допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. Мысль о том, что в аду были спасены все откликнувшиеся на проповедь Христа, а не только те, кто при жизни исповедовал правую веру, т. е. не только ветхозаветные праведники, но и те из язычников, которые отличались высокой нравственностью, развивается в одном из гимнов св. Иоанна Дамаскина :

Некоторые говорят, что [Христос вывел из ада] только веровавших ,

каковы суть отцы и пророки,

судьи, а вместе с ними цари, местные начальники

и некоторые другие из народа еврейского –

немногочисленные и известные всем.

Мы же на это ответим

думающим так, что нет ничего незаслуженного,

ничего чудесного и ничего странного

в том, чтобы Христу спасти уверовавших ,

ибо Он остается только справедливым Судией,

и всякий уверовавший в Него не погибнет.

Так что и должно было им всем спастись

и разрешиться от уз ада

сошествием Бога и Владыки –

что и произошло по Его Промыслу.

Теми же, кто только по человеколюбию [Божию]

спаслись, были, как думаю, все,

которые имели чистейшую жизнь

и совершали всевозможные добрые дела,

живя скромно, воздержно и целомудренно,

но веры чистой и божественной

не восприняли, потому что не были наставлены в ней

и остались вовсе ненаученными.

Их-то Управитель и Владыка всех

привлек, уловил божественными сетями

и убедил их уверовать в Него,

воссияв им божественными лучами

При таком подходе сотериологическая значимость сошествия во ад представляется исключительной. Уверовать в аду могут, по мысли Дамаскина, те, кто не был научен истинной вере при жизни. Добрыми делами, воздержанием и целомудрием они как бы подготовили себя к встрече со Христом. Речь идет о тех самых людях, о которых апостол Павел говорил, что, не имея закона, они «по природе законное делают», ибо «дело закона у них написано в сердцах» . Те, кто живет по закону естественной нравственности, но непричастен истинной вере, в силу своей праведности имеют надежду на то, что, встретившись лицом к лицу с Богом, они узнают в Нем того, Кого, «не зная, чтили» .

Имеет ли все это какое-либо отношение к тем, кто умер вне христианской веры уже после сошествия Христа во ад? Не имеет, если мы примем западное учение о том, что сошествие во ад было событием «одноразовым» и что память о Христе в аду не сохранилась. Имеет, если мы будем исходить из того, что ад после Христа уже не подобен ветхозаветному шеолу, но является местом божественного присутствия. Кроме того, как пишет протоиерей Сергий Булгаков, «все события жизни Христовой, совершающиеся во времени, имеют вневременнoе, пребывающее значение», а потому

так называемая «проповедь во аде», которая есть верование Церкви, есть явление Христа тем, кто в земной жизни не могли видеть и знать Христа. Ограничивать это явление... одними ветхозаветными святыми, как это делает католическое богословие, нет основания. Скорее, следует расширить силу этой проповеди на все времена для тех, кто в земной жизни не знал и не мог знать Христа, но встречается с Ним за гробом .

По учению Православной Церкви, все умершие – будь то верующие или неверующие – предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.

В приведенном выше гимне св. Иоанна Дамаскина ясно говорится о том, что добродетельные язычники не были «научены» истинной вере. Это очевидная аллюзия на слова Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ; «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» . Осуждение распространяется только на тех, кто был научен христианской вере, но не уверовал. Если же человек не был научен, если он в своей реальной жизни не столкнулся с евангельской проповедью и не имел возможности на нее откликнуться, может ли он быть осужден за это? Мы возвращаемся к вопросу, который волновал уже таких древних авторов, как Климент Александрийский .

Но существует ли вообще возможность изменения судьбы человека после смерти? Не является ли тем рубежом, после преодоления которого наступает некое неизменное статичное существование? Не прекращается ли развитие человеческой личности после смерти?

С одной стороны, в аду невозможно деятельное покаяние, невозможно исправить совершенные злые дела соответствующими добрыми делами. Однако покаяние в смысле «перемены ума», переоценки ценностей, очевидно, возможно. Об этом свидетельствует хотя бы то, что евангельский богач, о котором мы уже упоминали, осознал бедственность своего положения, как только попал в ад: если при жизни он был сосредоточен на земных стяжаниях и не помнил о Боге, но оказавшись в аду понял, что единственной надеждой на спасение является Бог . Кроме того, по учению Православной Церкви, посмертная участь человека может быть изменена по молитвам Церкви. Таким образом, и в посмертном бытии есть своя динамика. Дерзнем на основании сказанного предположить, что после смерти развитие человеческой личности не прекращается: посмертное существование не есть переход из динамичного бытия в статичное, но продолжение – на новом уровне – того пути, по которому человек шел при жизни.

Скажем в заключение еще о трех аспектах темы сошествия во ад. Прежде всего, это событие имеет глубокий нравственный смысл. Христос сошел на самое дно человеческого бытия, чтобы «взыскать и спасти погибшее» , и тем самым показал Своим последователям путь, по которому им надлежит идти. Подражание Христу, являющееся основой христианской жизни, должно простираться до той степени самоистощания, которая сродни сошествию во ад. По словам митрополита Сурожского Антония, Своим сошествием в глубины преисподней Иисус говорит верующим в Него:

Сойдите, если нужно, в самые мрачные задворки ада, как Я сошел; с теми, которые были узниками смерти, Я сошел в долину смерти; так же идите и вы в этот человеческий ад... Для многих в наши дни ад – это старческие дома, психиатрические больницы, тюремные камеры, колючая проволока вокруг лагерей... Идите в самые глубины беспросветности, одиночества и отчаяния, страха и мучений совести, горечи и ненависти. Сойдите в этот ад и оставайтесь там, живые, как Я это сделал, живые той жизнью, которой никто не может у вас отнять. Дайте мертвым возможность приобщиться этой жизни, разделить ее. Раскройтесь, чтобы мир божественный излился на вас, потому что он – Божий. Светитесь радостью, которой не одолеть ни аду, ни мучению .

Сошествие Христа во ад, кроме того, свидетельствует о том, что граница между миром живых и миром усопших не столь непроходима, как это представляется многим. Перейдя ее, Господь показал, что спасение может стать уделом человека не только в настоящей жизни, но и после смерти, так как и для живых и для мертвых Он является единственным истинным Спасителем. Именно в этом смысл «двойного сошествия», о котором говорили византийские авторы, а вслед за ними и первый русский духовный писатель митрополит Киевский Иларион:

К живущим на земле людям, облекшись в плоть, пришел Он,

а к тем, кто в аду, сошел через распятие и пребывание во гробе,

чтобы как живые, так и мертвые познали свое посещение и Божие пришествие,

и чтобы уразумели, что как для живых, так и для мертвых

Наконец, необходимо сказать о том, что, будучи последним этапом божественного нисхождения (katabasi) и истощания (kenosi), сошествие Христа во ад стало одновременно начальной точкой восхождения человечества к обожению (theosi) . С момента этого сошествия для живых и умерших открывается путь в рай, по которому вслед за Христом пошли те, кого Он вывел из ада. Конечной точкой пути для всего человечества и для всякого человека является такая полнота обожения, при которой будет «все во всем» . Именно ради обожения сначала создал мир и человека, а затем, «когда пришла полнота времени» , Сам стал человеком, пострадал, умер, сошел во ад и воскрес. Об этом с большой силой говорится в анафоре Литургии св. Василия Великого , совершающейся в Православной Церкви десять раз в год, в том числе в Великую субботу, когда Церковь вспоминает сошествие Христа во ад:

Бог Сый превечный, на земли явися и человеком споживе; и от Девы святыя воплощься, истощи Себе, зрак раба приемь, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея; понеже бо человеком грех вниде в мир и грехом смерть, благоволи единородный Твой Сын, сый в недрех Тебе Бога и Отца... осудити грех во плоти Своей, да во умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем; и пожив в мире сем, дав повеления спасительная... приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца, стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык свят; и очистив водою, и освятив Духом Святым, даде Себе измену смерти, в нейже держими бехом, продани под грехом; и сошед крестом во ад, да исполнит Собою вся, разреши болезни смертныя; и воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых, зане не бяше мощно держиму быти тлением Начальнику жизни, бысть начаток умерших, перворожден из мертвых, да будет Сам вся, во всех первенствуяй...

Будучи превечным Богом, Он явился на землю и жил вместе с людьми; от святой Девы воплотившись, Он истощил Себя, приняв образ раба и став телом подобен образу нашего смирения, дабы нас сделать подобными образу Своей славы. Поскольку же через человека грех вошел в мир и через грех смерть, Сын Твой единородный, сущий в лоне Твоем, Бога и Отца, соблаговолил... осудить грех в плоти Своей, чтобы те, кто в умер, были оживотворены в Самом Твоем Христе. Прожив в этом мире, дав спасительные заповеди... Он привел нас в познание Тебя, истинного Бога и Отца, приобретя нас как род избранный, царственное священство, народ святый . Очистив нас водой и освятив Святым Духом, Он в обмен [на нас] отдал Себя смерти, под властью которой мы находились, будучи данниками греха, и, через крест сойдя в ад, чтобы наполнить Собою все, Он разрешил муки смерти и воскрес в третий день и открыл путь для всякой плоти к воскресению из мертвых, ибо невозможно было Причине жизни подвергнуться тлению. Он стал начатком, первенцем из мертвых, дабы Самому стать всем, первенствующим во всем...

Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное, когда Он станет «все во всем». Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение. Такова вера Древней Церкви, унаследованная от первого поколения христиан и бережно хранимая православным Преданием. Такова неоскудевающая надежда всех верующих во Христа, Который однажды и навеки одержал победу над , опустошил ад и даровал воскресение всему роду человеческому.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!