Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Петров пост: когда начнется и заканчивается, правила и питание. Петров, Петра и Павла или Апостольский пост

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Согласно уставу православной церкви, существует всего четыре поста, длящихся продолжительный период времени. Из них строгими являются два - Великий пост и Успенский. Два других - менее строгие (во время их осуществления разрешается есть рыбу), это Рождественский и Петров пост. Сегодня пойдет речь о последнем из них.

Гармония души и тела

Под церковным постом подразумевается попытка верующих людей освободиться от совершенных ими грехов. При этом речь идет о двух сторонах этого процесса. С одной стороны это очищение души, с другой - тела. Первая сторона подразумевает молитвы, размышления о Боге, раздумья о своей жизни. А вторая - ограничения в употреблении отдельных продуктов.

Отцы церкви рассматривают такие действия в единстве, потому что природа человека устроена таким образом, что умеренность в еде дает организму легкость, которая помогает сосредоточиться на высоких стремлениях. Такая же цель ставится и перед проведением Петрова поста, который еще называют Апостольским.

Откуда пошло название

Об Апостольском посте упоминалось еще в письменных источниках, относящихся к III веку. Оба названия имеют отношения к ученикам Иисуса Христа, которые прибегали к посту (духовному и физическому) перед тем, как отправиться в далекое путешествие с целью проповеди о жизни и учении Сына Божия.

Раньше он назывался постом Пятидесятницы (50-го дня после Пасхи - Дня Святой Троицы) и предназначался для тех людей, которые по тем или иным причинам не смогли предаваться Великому посту, например были больны или находились в длительном путешествии, или же состояние здоровья вообще исключало для них эту возможность в принципе.

Сегодня такое понимание остается актуальным, но акцент переносится на связь с апостолами, а именно с Петром и Павлом - любимыми учениками Христа. При этом подчеркивается не только значение ограничений для организма, но и в первую очередь для души. Ведь Петр и Павел являются примерами истинных христиан, связь с подвигом которых не прерывается и в наши дни.

Начало и конец

Какого числа начнется Петров пост? Он начинается по прошествии одной недели после Дня святой Троицы и следует за девятым по счету воскресным днем после Пасхи. В связи с этим каждый год сроки выдерживания Апостольского поста разнятся. Какого числа заканчивается Петров пост? Последним его днем является строго фиксированный день - канун дня святых Петра и Павла - 12 июля (в простонародье - Петров день).

Таки образом, если происходит раннее наступление Пасхи, длительность Петрова поста становится намного больше. Самым коротким был восьмидневный пост, а самым длинным - пост в 42 дня. В 2018 году он будет равен 38 дням, срок его проведения - с 4 июня по 11 июля включительно.

Однако сам день чествования и Павла не входит в этот пост. Но нужно учитывать, что если он приходится на среду, пятницу, то относится к

и питание

Как уже говорилось выше, этот пост не относится к строгим, но это нельзя понимать буквально. Ведь изначально он предназначался для служителей церкви, жизнь которых в принципе подвергнута массе ограничений. Поэтому то, что для них является нестрогим постом, необязательно будет таковым для мирян.

«Легкость» Апостольского поста выражается в том, что из животной пищи можно употреблять рыбу, да и то не во все дни. В связи с летним периодом упор делается на овощи и фрукты, что должно поддержать организм во время ограничений. Для усвоения правил проведения Петрова поста нужно обратить внимание на следующие установки:

  1. Животные белки (кроме рыбы) исключаются.
  2. Не допускаются молочные продукты и блюда, в состав которых они входят.
  3. Приветствуется легкая, приносящая здоровье пища.
  4. Применяется готовка только с использованием растительных масел.
  5. В среду и пятницу запрещается подвергать пищу термической обработке.
  6. В понедельник можно есть горячее, но приготовленное сугубо на воде, без масла.
  7. Овощи, фрукты, зелень можно употреблять в любые дни. Во все дни, кроме среды и пятницы, можно есть рыбу, грибы, орехи, каши.

Схема для мирян

Для мирян схема питания выглядит следующим образом:

  • В понедельник, среду и пятницу практикуется сухоядение. Под этим подразумевается, что продукты можно есть в сыром виде, но не только. Можно их варить, запекать, тушить на воде. Например, разрешается сварить кашу, но не добавлять в нее мяса, молока, масла. Пища принимается однократно, в 3 часа дня.
  • Во вторник и в четверг можно есть ту же пищу, что и в указанные выше дни, но уже два раза в день.
  • В субботний и воскресный дни допускается употреблять продукты в горячем виде, например, сварить постный борщ, приготовив зажарку для него на подсолнечном масле, добавить грибы. Разрешается есть блюда из рыбы. Принимается пища два раза в день.

Послабления

Как видим, требования к православному Петрову посту не такие уж и легкие, и выдержать его может не каждый. Поэтому существует так называемое послабление (или же полный отказ от поста), которое позволено женщинам кормящим и находящимся в состоянии беременности, престарелым, путешественникам, людям со слабым здоровьем - физическим и психическим.

В связи с этим, соблюдая пост, не нужно ориентироваться на образ жизни в монастырях, а отдавать себе отчет в необходимости разумного подхода к осуществлению ограничений в продуктах. Тем более что существует и духовная сторона поста, которая является не менее важной. В любой ситуации не помешает обратиться за советом к служителям церкви.

Во время поста предусмотрен и ряд других ограничений, таких как избегание интимной близости, неучастие в разного рода увеселительных мероприятиях. К ним относится и запрет на венчание, о котором мы поговорим подробнее.

Свадьба и венчание

Лето является излюбленным временем для проведения свадеб, поэтому многие задаются вопросом, играют ли свадьбы в Петров пост. Можно ли планировать бракосочетание на это время, и что делать, если оно уже назначено? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что в церкви понимается под заключением брака.

Дело в том, что, с точки зрения церковных канонов, вступление в брак - это не официальная регистрация отношений в органах ЗАГСа и не свадебное торжество как таковое. Это одно из таинств, которое предполагает венчание в храме, освящающее союз двух сердец перед Господом Богом.

Как поступить правильно?

Но есть один нюанс: как правило, для венчания в церкви необходимо свидетельство о браке. То есть эти два события взаимосвязаны. При этом время любого поста, как и Петрова, не рассчитано на проведение венчания. Какие выводы можно сделать из всего сказанного - играть или не играть свадьбу в пост? Ответ будет следующим.

  • Если речь идет о свадьбе, которая рассматривается только в смысле регистрации в ЗАГСе, то скромная церемония не будет являться нарушением ограничений, накладываемых правилами поста.
  • Что касается свадебного торжества, то, когда человек является глубоко религиозным, он не будет закатывать шумное веселье в этот период.
  • Если молодожены и их родственники не придерживаются строгих церковных канонов, и все же свадьбу решено играть в пост, стоит подумать о тех людях, которые приглашены на нее, но соблюдают ограничения в еде. Для них подаются те блюда, предписанные календарем для мирян, о котором сказано выше.
  • Если речь идет о регистрации брака с учетом одновременного проведения как «гражданской» церемонии, так и венчания в церкви, то сделать это не получится. Для осуществления венчания в храме жениху и невесте будет предложено назначить дату свадьбы на день, следующий за 12 июля.

Начинается Петров (Петра и Павла) или Апостольский пост , в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла.

В 2018 году Апостольский пост начинается 4 июня, а закончится 11 июля.

Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа» - пишет святой Лев Великий.

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы - относится к самым первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме святой равноапостольный Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по старому стилю - 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.

Святой Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за святою Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Святой Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»
(Митрополит Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. - М., 1882. Сс. 151-152).

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).


Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

В Петров пост 2017 питание довольно разнообразное, так как этот пост не такой строгий, как Великий. По уставу церкви требовалось воздерживаться от скоромной пищи (жирной, калорийной), рыбы, вина, масла, яиц, молока три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу. Хлеб во время поста употребляют только из муки грубого помола, черный хлеб. В эти строгие дни Петрова поста ели в основном пищу в сухом виде – вода, хлеб, сырые овощи, никакие блюда специально не готовили – это так называемое сухоядение.

Например, можно употреблять овощи в любом виде, каши, грибы, рыбу в нестрогие постные дни, сухофрукты, соленья, бобовые, соевые продукты, растительное масло.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

Употребление определенных продуктов во время поста хорошо сказывается на пищеварительной системе. Организм отдыхает от переваривания тяжелых калорийных продуктов. Так что периодическое голодание или переход на малокалорийную пищу приносит только положительный результат для любого организма.

Вообще к любому посту нужно относиться осмысленно. Неправильно будет выполнять условия поста по пище и не ходить в церковь. Такое поведение будет называться – диетическое питание, голодание, очищение организма. Чтобы очиститься духовно, требуется большая духовная работа, общением со своим настоятелем, выполнение канонов церкви – духовное очищение. Бог не следит за тем насколько правильно миряне выполняют его заповеди. Каждый сам в ответе перед собой за свое поведение. И потому следовать ли посту и каким образом, зависит только от нашего решения и жизненных обстоятельств.

Любой пост – это воспитание души человека. Если он преодолеет такие испытания, будет много времени уделять молитвам и осмыслению своих поступков, значит у него сильный дух и он сможет преодолеть любые испытания. У такого человека вера сильная и дух его ничем не сломить. Многие люди, пусть не верующие, тоже хотят провести испытание постом. Осторожно в дни поста следует вести себя тем, у кого есть проблемы со здоровьем, беременным женщинам, детям. У них рацион питания остается свой привычный и пост на них строго не распространяется.

Можно ли играть свадьбу в Петров пост или не стоит? Что касается проведения свадебной церемонии в Петров пост, то священники рекомендуют отложить венчание и начало семейной жизни до его окончания. А узаконить свой брак в ЗАГСе можно.

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение , сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

Заметка о Петровом посте:


Так готовились святые
Петр и Павел,
Пока были живые,
И Бог их прославил.

В понедельники и среды,
А еще и в пятый день -
Полагали наши деды
Нужно сухояденье.

А во вторник с четвергом
Ужин подели с врагом,
И питайся рыбой только,
Чтоб из поста больше толка.

С понедельника, 4 июня 2018 года начался один из самых «длинных» постов года - Петров пост . Длинный он, потому что - многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому, его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого Поста.

У Петров поста, который еще называют - апостольский, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако в отличие от Великого поста можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Что нельзя делать во время поста

Помимо этого стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях. Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что если ты - верующий человек, то ты попросту не будешь отметить такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее итак запрещено делать верующему православному человеку).

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически — апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел — обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты — он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) - в 2018 году выпадает на 4 июня.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна — эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии — одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять — высший духовный подвиг.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2018 году он выпадает на 4 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2018 году он длится 38 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости - разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что "истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много".

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака — венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься — волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!