Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Отличие добрых услуг от посредничества. Переговоры и консультации, добрые услуги и посредничество

В отличие от переговоров эти средства решения споров предполагают участие третьей стороны. Начало кладется соглашением сторон. Но может существовать и обязанность сторон прибегнуть к их помощи, когда это предусмотрено договором или резолюцией международного органа.

Функции третьей стороны определяются сторонами в споре.

Ее роль могут выполнять государства и международные организации, их должностные лица, а также авторитетные частные лица.

Добрые услуги означают деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими сторонами.

В некоторых случаях стороны соглашаются на более широкие функции третьей стороны, на ее участие в самих переговорах. В таких случаях добрые услуги приближаются к посредничеству. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН указывают на необходимость активизации деятельности Совета Безопасности по использованию миссий добрых услуг.

Во время Карибского кризиса в 1962 г. СССР согласился на добрые услуги Генерального секретаря ООН, что содействовало переговорам с США, в результате которых была обеспечена безопасность Кубы. В 1965 г. СССР оказал добрые услуги Индии и Пакистану. В результате эти страны подписали Ташкентскую декларацию 1966 г. Генеральный секретарь ООН оказывал добрые услуги при мирном урегулировании в Афганистане. Возможность использования их была предусмотрена в соглашениях о мирном урегулировании в этой стране 1988 г.

Посредничество - способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных приемлемых для сторон предложений.

Гаагские конвенции о мирном разрешении международных споров 1899 и 1907 гг. (далее - Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.) установили, что роль посредника заключается в согласовании конфликтных претензий и умиротворении чувств сопротивления сторон.

Посредниками могут быть как государства, так и международные органы и организации, а также отдельные лица.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН не раз участвовали в посредничестве через Генерального секретаря. Посредником в споре между Индией и Пакистаном в 1952 г. был Международный банк реконструкции и развития. В 1979 г. посредником в споре между Чили и Аргентиной был католический кардинал.

Особенность процедуры посредничества - неформальность и конфиденциальность. Предложения посредника не обязательны для сторон. Результаты посредничества находят отражение в совместном коммюнике, соглашении или в джентльменском соглашении.

Установление фактов - процедура, применяемая в случае необходимости установления фактов, лежащих в основе спора, в частности фактов нарушения соглашения.

В таких случаях обычно создается смешанная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон. В других случаях в комиссию включается и третья сторона. Иногда эти функции осуществляются отдельным лицом, в частности должностным лицом организации. В Резолюции "Вопрос о методах установления фактов" 1963 г. Генеральная Ассамблея подчеркнула значение этого средства и, в частности, беспристрастного установления фактов в рамках международных организаций.

Процедура может включать слушание сторон, опрос свидетелей, посещение соответствующих мест. Результатом процедуры является доклад, сообщаемый сторонам. Некоторые договоры придают итогам установления фактов большое значение. Приложение VIII к Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривает, что принятое заключение будет окончательным для сторон в споре.

Порядок создания и деятельность следственных комиссий определены Гаагской конвенцией мира 1907 г.: доклад комиссии ограничивается установлением фактов - он не является решением, стороны свободны определять его обязательную силу.

Эти положения подтверждены Факультативными правилами для следственных комиссий по установлению фактов, принятыми бюро Постоянной палаты третейского суда в 1996 г. При этом подчеркивается, что если стороны не решат иначе, то доклад должен быть конфиденциальным. Объясняется это тем, что публикация доклада может отрицательно сказаться на отношениях сторон.

Следственные комиссии довольно редко используются государствами. В последние годы получила распространение практика направления Генеральным секретарем ООН миссий для расследования ситуаций по просьбе спорящих сторон, например в споре между Ираном и Ираком в 1988 г., а также по решению Совета Безопасности. Наиболее известным случаем является создание Специальной комиссии ООН по разоружению Ирака, которая была наделена необычайно широкими полномочиями.

Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество.

Обычно примирение осуществляется согласительной комиссией. Такая комиссия выясняет предмет спора, собирает необходимую информацию и стремится подвести стороны к соглашению. О результатах комиссия информирует стороны в споре. Поскольку согласительная комиссия не ограничена жесткими рамками права, постольку она обладает широкими возможностями для достижения взаимоприемлемого урегулирования.

В большинстве многосторонних конвенций предусмотрен следующий способ формирования следственной комиссии. Каждая из сторон назначает в ее состав своего гражданина и одного гражданина другого государства. Эти члены назначают пятого, который становится председателем.

В качестве примера двусторонних комиссий можно указать на франко-марокканскую комиссию (1958 г.), норвежско-исландскую (1981 г.). В 1961 г. Генеральная Ассамблея решила создать согласительную комиссию по Конго. Ее члены были назначены председателем Генеральной Ассамблеи.

В последние десятилетия многие универсальные и региональные договоры предусматривают использование согласительных комиссий. При этом некоторые из них установили, что в случае недостижения согласия сторон о создании согласительной комиссии в течение определенного срока к ее формированию привлекается третья сторона, обычно должностное лицо международной организации. Такие положения содержат, например, Венская конвенция о праве договоров и Конвенция ООН по морскому праву.

Комиссия ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) приняла в 1995 г. рекомендуемые правила примирительной процедуры в спорах между государствами. В 1966 г. бюро Постоянной палаты третейского суда приняло факультативные правила примирительной процедуры.

Несмотря на свои преимущества, примирительная процедура используется сравнительно редко. За последние 70 лет она применялась примерно в 20 случаях, и не всегда успешно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в специальных областях международного сотрудничества обнаруживается тенденция к повышению эффективности согласительной процедуры. Показательна в этом отношении процедура, установленная ВТО. Если стороны не решили спор путем переговоров, добрых услуг и посредничества, то он передается на рассмотрение Органа по разрешению споров. Исполнению принятого решения содействует потенциальное воздействие со стороны членов ВТО. Орган по разрешению споров может контролировать исполнение, а в случае необходимости определить меры воздействия на не выполняющую решение сторону.

Еще по теме 2. Добрые услуги, посредничество, установление фактов, примирение:

  1. 20. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ, ДОБРЫЕ УСЛУГИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО
  2. Вопрос 82. Установление фактов, имеющих Юридическое значение
  3. Глава 28. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -

Добрые услуги

В широком смысле слова понятие "добрые услуги" означает вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов между сторонами спора.

Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Уверенность сторон спора в беспристрастности третьей стороны является обязательным предварительным условием оказания ею добрых услуг.

Добрые услуги могут быть предложены третьим государством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора.

Различают добрые услуги технического и политического характера. Вместе с тем, поскольку оба вида добрых услуг нередко оказываются одновременно одним и тем же субъектом, отличия между ними не всегда очевидны.

Политические добрые услуги включают призывы спорящих сторон к миру или установлению перемирия и последующему проведению переговоров для разрешения конфликта. Политическими добрыми услугами является также решение с согласия спорящих сторон отдельных, связанных с урегулированием спора проблем, таких как контроль за исполнением достигнутых договоренностей, репатриация военнопленных и пр. В отличие от технических добрых услуг, политические в значительно большей степени предполагают вовлечение третьей стороны в решение конфликта по существу. Оказывая политические добрые услуги, государство или международная организация может вносить предложения по процедуре разрешения спора.

Право оказывать добрые услуги основано на обычном международном праве. Из принципа же суверенитета государств вытекает право отказываться от добрых услуг. Следовательно, вмешательство третьей стороны в международный спор без согласия хотя бы одного из его участников нельзя рассматривать в качестве добрых услуг.

Положения, предусматривающие использование добрых услуг, содержатся во многих многосторонних и двусторонних международных договорах. Например, ст. 2 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. предусматривает, что в случае возникновения спора договаривающиеся стороны прибегнут к добрым услугам или посредничеству дружественных государств до начала вооруженной борьбы. Статья 3 Конвенции закрепляет право нейтральных государств предлагать добрые услуги и в период вооруженного конфликта, причем оказание таких услуг не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к любой из сторон конфликта. В качестве примера положений, закрепляющих право на оказание технических добрых услуг, можно привести ст. 45 и 46 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 8 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые предусматривают право одного государства представлять в мирное время интересы другого государства на территории третьего государства.

Из истории известно много примеров оказания добрых услуг, значительная часть которых была успешной. Так, Генеральный Секретарь ООН оказывал добрые услуги СССР и США во время Карибского кризиса, СССР играл аналогичную роль в ходе Индо-Пакистанского конфликта 1965-1966 гг. Одним из наиболее ярких примеров добрых услуг являются миротворческие операции ООН, в ходе которых войска ООН осуществляют контроль за соблюдением перемирия, оказывают содействие в репатриации военнопленных и беженцев, обеспечивают безопасность встреч конфликтующих сторон.

Примирительная процедура и посредничество

Достаточно сложно провести различие между примирительной процедурой и посредничеством; их часто используют как равноценные или взаимозаменяемые понятия. Обе процедуры предусматривают вступление третьей стороны в спор между государствами с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть государство, международная организация или частные лица.

Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными вопросами или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий - сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых - просто непредвзятое прояснение ряда спорных фактов.

В отличие от арбитражного разбирательства предложения третьей стороны в указанных процедурах не обязательны для сторон спора, а, напротив, требуют их одобрения. Таким образом, их следует считать рекомендациями.

Процедуры примирения и посредничества могут быть как добровольными, так и обязательными. В первом случае необходимо одобрение обеих сторон. Во втором - каждая из сторон имеет право в одностороннем порядке инициировать процедуру; другая сторона обязана будет согласиться. Для обязательных процедур необходима предварительная договоренность сторон об особом постоянном органе, которому будут передаваться споры. Такая договоренность обычно закрепляется в международном договоре.

Преимуществом процедуры посредничества и примирения является привнесение нейтрального элемента в спор. Обе процедуры характеризуются существенной гибкостью. В данных процедурах в значительной степени могут учитываться пожелания сторон. Именно поэтому государствам проще обращаться к этим процедурам для мирного разрешения споров. Третья сторона не столь строго связана существующим правом и может принимать во внимание все относящиеся к делу обстоятельства. Она может предложить новые интересные варианты, которые не обязательно касаются предмета спора. Уступки в одном деле могут быть компенсированы взаимными уступками в другом деле. Такая "комплексная сделка" часто подготавливает почву для разрешения конфликта. Хотя примирительный орган или посредник, как правило, не может выносить обязательных решений, добровольное согласие сторон с предложенным решением может обеспечить его эффективность.

В противоположность судебному разбирательству, где одна из сторон обязательно проигрывает и в результате страдает ее авторитет, здесь решение компромиссное и стороны могут избежать позора. По сравнению с прямыми переговорами, преимущество в том, что часто намного проще принять предложение третьей стороны и сделать уступки ей, чем уступить непосредственно оппоненту. Политические и моральные соображения, к числу которых нередко относится желание сохранить нормальные отношения с влиятельным государством-посредником, могут не позволить сторонам отклонить предложенный компромисс. Кроме того, маловероятно, что решение примирителя или посредника создаст прецедент как в случае с судебным решением.

Неоспоримым преимуществом посредничества и примирения является их конфиденциальность. В ходе их использования стороны могут избежать разглашения некоторых аспектов спора. Множество попыток посредничества закончились неудачей именно из-за нарушения конфиденциальности, поскольку общественное мнение обычно ограничивает не только свободу действий сторон спора, но и посредника.

Если обратиться к негативным сторонам, то для сторон спора сложнее инициировать процедуру в одностороннем порядке. Примирение и посредничество особенно зависимы от согласия и готовности сторон; эти необходимые предпосылки обычно отсутствуют в случаях, когда обсуждение существенных интересов зашло в тупик или когда одна из сторон требует капитуляции другой. Кроме того, посредничество и примирение вносят меньший вклад в развитие международного права, чем арбитражные трибуналы или международные суды. Поиск компромисса приводит к снижению степени объективности, законности и справедливости предложенного решения.

Под посредничеством понимается средство мирного урегулирования спора, при котором не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры, со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для его достижения.

В качестве посредников могут выступать одно или несколько государств или международная организация, которые могут действовать по собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора.

Так, Чад и Ливия свой спор по поводу пограничной полосы Аузу до обращения правительства Ливии в Международный Суд пытались урегулировать при помощи посредничества Алжира, вследствие чего ими был подписан договор, в котором стороны обязались решить проблему Аузу только мирным политическим путем.

Согласие сторон спора - необязательное первоначальное условие, но оно должно быть достигнуто до того, как действенная помощь всем сторонам будет предоставлена посредником.

В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров в присутствии или с участием посредника, иногда даже под его руководством.

Посредник, кроме предложения компромиссного решения, может оказывать и добрые услуги, такие как финансовая помощь в исполнении компромиссного соглашения или контроль за его исполнением. Один из примеров такой ситуации - посредническая деятельность Всемирного банка в споре между Индией и Пакистаном в 1951-1961 гг. по поводу Индийского водного бассейна, который не мог быть решен без финансовой помощи, предложенной банком.

Когда государства выступают как посредники, их влияние может содействовать разрешению спора. Как правило, государства имеют в своем распоряжении больше технических возможностей, чем частные лица. Негативная сторона - государство-посредник в отдельных случаях может быть озабочено, главным образом продвижением своих собственных интересов и использовать свое влияние в ущерб сторонам спора.

История знает много примеров посредничества, которые обычно были успешными, если посредник относился к числу великих держав. Особого внимания заслуживает роль Германии на Берлинском конгрессе 1878 г., роль Советского Союза в разрешении Индо-Пакистанского конфликта и роль США в мирных переговорах между Египтом и Израилем в 1978 г. С другой стороны, нельзя однозначно назвать успешным посредничество США и других ведущих мировых держав в долгосрочном конфликте между Израилем и Палестиной.

Существует и ряд связанных с посредничеством проблем. Почти неизбежно одна сторона выигрывает в ущерб другой. В этой связи посредник подвергает риску свои собственные отношения со спорящими сторонами. Это особенно очевидно в случаях вооруженных конфликтов; риск присутствует в таких ситуациях и для нейтральных государств. Кроме того, когда одна сторона соглашается с предложениями посредника, другая сторона обычно рассматривает это как признак слабости. Это приводит к нежеланию государств участвовать в качестве посредников в спорах.

Посредничество имеет наибольший шанс быть успешным в тупиковых ситуациях или в условиях угрозы обострения конфликта вплоть до военных действий. Эту процедуру стоит также использовать при разрешении конфликтов, имеющих второстепенное или местное значение. Благоприятными для такого вида урегулирования спора также можно назвать условия, когда спор в сущности уже разрешен (как в случае поражения в войне) и все что остается сделать - это определить последующие меры.

Добрые услуги , предусмотренные в числе мирных средств ре­шения международных споров Гаагскими конвенциями 1899 и 1907гг., оказывают третье (не участвующее в споре) государство или группа государств. Задача добрых услуг в том, чтобы скло­нить государства, между которыми возник спор, к урегулирова­нию его при помощи какого-либо мирного средства, в частно­сти содействовать установлению между ними прямых диплома­тических переговоров и контактов. Государство, которое оказывает добрые услуги, не участвует в переговорах и не предлагает условий решения спора. Добрые услуги не являются для сторон спора обязательными и имеют лишь значение совета.

Посредничество также предусматривается Гаагскими конвен­циями 1899 и 1907гг. Оно активно используется и в современной международной практике.

Посредником может быть не участ­вующее в споре государство, группа государств или международ­ная организация.

В отличие от добрых услуг посредник принима­ет активное участие в переговорах между спорящими государст­вами.

Его задача заключается «в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возник­ло между государствами, находящимися в споре». Более того, по­средник может вносить свои предложения, давать свое решение, составлять проекты соглашений для спорящих сторон. Правда, все они имеют лишь значение совета (ст. 4 и 6 1 Гаагской конвен­ции о мирном решении международных столкновений 1907 г.).

Широкий спектр функций посредника обусловливает важную особенность посредничества: в отличие от добрых услуг для осу­ществления посредничества необходимо согласие обоих спорящих государств . Посредничество может осуществляться как по прось­бе спорящих сторон (испрашиваемое посредничество ), так и по инициативе третьей стороны (предлагаемое посредничество ).

С момента обращения к посреднику наступает примиритель­ный период. Он не может превышать 30 дней . В это время нахо­дящиеся в споре государства прекращают всякие непосредствен­ные сношения между собою по предмету спора, считающегося переданным исключительно на обсуждение держав-посредниц, которые «должны приложить все свои старания к решению не­согласия».

3) смешанные комиссии – следственные и согласительные соз­даются из представителей спорящих государств на паритетных началах для урегулирования спора мирным путем или создания основы для такого урегулирования.

Целью следственных комиссий является установление фактов, лежащих в основе спора, посредством беспристрастного и доб­росовестного расследования.

Стороны спора имеют право назначить при следственной комиссии особых агентов, с поручением представлять их и слу­жить посредникам между ними и комиссией. Кроме того, сто­роны могут поручать назначенным или советникам или адвокатам излагать и поддерживать их интересы перед комиссией.



Следствие производится состязательным порядком. При этом комиссия имеет право просить у каждой из сторон необхо­димые объяснения или сведения, а стороны обязываются пре­доставить комиссии в самой широкой мере, признаваемой ими возможной, все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов.

Совещания следственных комиссий происходят при закры­тых дверях и остаются секретными . Решение постановляется по большинству голосов членов комиссии.

Согласительные (примирительные) комиссии не ограничива­ются фактической стороной дела, а предлагают условия урегу­лирования спора по существу.

Однако в обоих случаях, как и при других формах международной согласительной процедуры, выводы комиссий не являются обязательными для спорящих го­сударств, а носят рекомендательный характер.

4) международная арбитражная и судебная процедура ;

Международный арбитраж - это разрешение спора между сторонами третьей стороной (арбитром), решение которой обя­зательно для спорящих сторон .

Арбитром может быть одно лицо или несколько лиц, но всегда нечетное число, которые избира­ют председателя, называемого суперарбитром.

Обращение к арбитражу, как и к другим мирным средствам разрешения международных споров, добровольное, однако ес­ли спорящие стороны согласились передать свой спор в арбит­раж, то тем самым они обязались подчиниться его решению. Это важнейшее отличие арбитража от других видов согласи­тельной процедуры - посредничества, следственных, согласи­тельных комиссий.

Соглашение, которым спорящие стороны передают свой спор на арбитражное разбирательство, называется компромиссом или третейской записью . В нем указываются порядок образования арбитражного суда, предмет спора, процедура разбиратель­ства, источники права, которые будут применяться арбитражем при решении спора, порядок вынесения решения и обязательст­во сторон подчиниться арбитражному решению.

Особым видом международного арбитража является разреше­ние международного спора в Постоянной палате третейского су­да, созданной в 1899 г.

Постоянно действующий орган Палаты ­Международное бюро - находится в Гааге (Нидерланды). На­блюдение за его деятельностью возложено на Постоянный рас­порядительный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств - участников Гааг­ских конвенций 1907 г.

Бюро составляет список арбитров из числа юристов, выдви­гаемых в количестве не более четырех человек от каждого участ­вующего в конвенциях государства и компетентных в вопросах международного права (сроком на шесть лет ). Из этого списка (всего около 160 человек) спорящие стороны в каждом конкретном споре выбирают себе арбитров - по два от каждой сторо­ны при этом собственным гражданином может быть только один арбитр.

Избранные арбитры выдвигают пятого (суперарбитра) председателем. Палата компетентна рассматривать любой спор между государствами - участниками 1 Гаагской конвенции 1907 г. Ее решение является обязательным и окончательным. Всего По­стоянная палата третейского суда с 1902 г. рассмотрела более 30 споров между государствами.

Споры между государствами могут разрешаться Междуна­родным судом ООН на основании норм международного права и в соответствии с принципом добровольности. Подробнее со­став и деятельность Международного суда рассматриваются в следующем параграфе.

В некоторых международных региональных организациях существуют региональные международные суды. Суд имеется, например, в Европейском Союзе и именуется Судом Европейско­го сообщества .

Он обладает функциями не только международ­ного, но и административного и конституционного суда.

Глав­ной его задачей является обеспечение применения права Сооб­щества посредством единообразного толкования и применения Договора об учреждении ЕС. Решения обязательны для сторон спора, как если бы это были решения национальных судов. Они образуют своего рода прецедентное право Союза.

По Маастрихтсткому договору 1992г. Суд должен состоять из 13 членов и шести юридических советников, оказывающих им содействие. Но число и судей, и советников постепенно увеличивается в связи со вступлением в ЕС новых членов. Судьи и юридические советники назначаются с общего согласия прави­тельствами государств - членов ЕС сроком на шесть лет и мо­гут быть переизбраны вновь. Каждые три года происходит час­тичное обновление состава судей и советников. Суд избирает председателя и назначает секретаря.

Решения Суда ЕС апелляции не подлежат . Вместе с тем до­пускается апелляция по вопросам права на решения Суда первой инстанции.

Одно из средств мирного разрешения международных споров. Это действия третьей стороны (государства, международной организации, известного общестенного или политического деятеля), призванные установить контакты между спорящими. Д.у. могут… … Юридический словарь

ДОБРЫЕ УСЛУГИ Большой Энциклопедический словарь

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - ДОБРЫЕ УСЛУГИ, Россия, ВГИК, 1994, цв. По мотивам рассказа Х. Кортасара. Неожиданным и шокирующим оказывается рассказ стареющей женщины о необычных услугах, которые ей приходится оказывать, будучи служанкой в одном знатном доме. В ролях: Нина… … Энциклопедия кино

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - «ДОБРЫЕ УСЛУГИ», в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Заключается в содействии какого либо не участвующего в споре государства или международного органа установлению контакта и началу… … Энциклопедический словарь

Добрые услуги - в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Заключается в содействии какого либо не участвующего в споре государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных переговоров… … Политология. Словарь.

Добрые услуги - (bons offices; термин международного права), как средство к мирному прекращению международного спора, могут быть оказаны по просьбе спорящих сторон или одной стороны или же могут быть предложены третьим государством по собственной его инициативе … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

"ДОБРЫЕ УСЛУГИ" - (французское bons offices, английское good offices) международно правовая процедура, относящаяся к праву войны и входящая со времени Гаагской конвенции 1899 в нормативную часть международного права. В случае конфликта или войны между двумя… … Дипломатический словарь

Добрые услуги - («Добрые услуги»,) в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Под «Д. у.» понимается содействие какого либо государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных… … Большая советская энциклопедия

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - одно из мирных средств разрешения международных споров. Д.у. представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала… … Энциклопедический словарь экономики и права

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - мирное средство разрешения споров между субъектами международного права с привлечением третьей, не участвующей в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля и т.д.). Функции третьей… … Энциклопедия юриста

В Уставе ООН выделены следующие виды международных споров: споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст.ст.33, 36, 37); любые споры (ст.ст.34, 35, 38); споры юридического характера (ст.36); местные споры (ст.52). В Уставе ООН содержится также положение о ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор (ст.34). В ст.36 Устава ООН указывается, что Совет Безопасности уполномочен рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора. При этом должна учитываться специфика спора. Местные споры следует разрешать мирными средствами при помощи региональных соглашений или органов до передачи в Совет Безопасности ООН (п.2 ст.52 Устава ООН). Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п.3 ст.36 Устава ООН).

До передачи какого-либо спора в Совет безопасности согласно ст.33 Устава ООН стороны, участвующие в нем, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами. Как видно, перечень мирных средств и процедур разрешения международных споров не является исчерпывающим, и стороны по своему усмотрению могут выбрать дополнительные. Совет Безопасности, когда он считает необходимым, может потребовать от сторон разрешения их спора при помощи перечисленных средств (п.2 ст.33).

Переговоры являются эффективным универсальным средством урегулирования отношений между государствами, применяемым с незапамятных времен. Весьма важную роль играют переговоры в поддержании дружественных отношений между государствами и предотвращении конфликтных ситуаций и международных споров. Вместе с тем переговоры выступают и как действенное средство разрешения споров. Объясняется это простотой, гибкостью и удобством данного средства, что делает его очень распространенным. Данное обстоятельство обусловило тот факт, что переговоры стоят на первом месте в перечне мирных средств разрешения споров ст.33 Устава ООН.

При непосредственных переговорах происходит, как правило, двустороннее обсуждение спорных вопросов. При этом обычно исключается какое-либо давление и вмешательство со стороны третьих государств или международных организаций. Во время переговоров устанавливаются личные контакты между сторонами, что также способствует позитивному решению проблем, являющихся предметом переговоров.

В последнее время все большее распространение получает такая форма переговоров, как консультации. В ряде двусторонних и многосторонних соглашений консультации предусмотрены как обязательное средство устранения разногласий (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982г.; Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО 1997г. и др.). В документах ОБСЕ подчеркивается, что обновленная структура организации сохраняет традиционную роль. Отводимую в ее функционировании механизмам консультаций и переговоров между государствами – членами.

Добрые услуги и посредничество в мирном разрешении спора заключаются в участии третьей стороны в споре для его успешного разрешения.

Добрые услуги представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации), направленные на установление прямых контактов между спорящими сторонами с целью начала переговоров по мирному разрешению спора. Добрые услуги оказываются как по инициативе третьей стороны, так и по просьбе спорящих. При этом третья сторона не участвует в переговорах спорящих сторон и не влияет на их ход. Т.е. основная задача добрых услуг -–это содействие третьей стороны в установлении или возобновлении диалога между спорящими сторонами для нахождения мирных способов разрешения спора.

Посредничество отличается от добрых услуг тем, что третья сторона не только помогает «навести мосты» между спорящими, но и непосредственно участвует в переговорах по мирному разрешению спора. Более того, посредник (государство или международная организация) может вносить свои предложения по мирному урегулированию спора. Для участия посредника в мирном разрешении спора необходимо согласие всех спорящих сторон. Формы и способы посредничества определяются договоренностью между спорящими сторонами и посредником.

Примером добрых услуг может служить участие правительства СССР в налаживании переговоров между Индией и Пакистаном в 1966г. по урегулированию вооруженного конфликта между ними.

После создания ООН Генеральный секретарь этой организации или его специальные представители довольно часто используются для оказания добрых услуг и посредничества. Так, в 1988г. в Женеве благодаря добрым услугам и посредничеству личного представителя генерального секретаря ООН были подписаны соглашения по ликвидации афганского кризиса.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!