Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Описание моделей самолетов не 129. Штурмовые самолёты Третьего Рейха

Перед войной в Люфтваффе не было ясной концепции ударного бронированного самолёта. Предполагалось, что перспективный “самолёт поля боя” должен совмещать функции разведчика и штурмовика. Поэтому основным конкурентом Hs.129 был Fw.189. Оба самолёта оснащались рядным двигателем Аргус мощностью 460 л.с.

В итоге в 1939 г Fw стал основным фронтовым разведчиком Люфтваффе. А Hs.129 получил трофейные французские двигатели воздушного охлаждения Гном-Рон, мощностью 700 л.с., и стал первым специализированным противотанковым самолётом. Острой надобности в такой машине Вермахт в начале войны не испытывал. Соединение Hs.129 было учебным, пилоты и техники осваивали новые машины. Тем временем, на Восточном фронте ситуация развивалась не так, как её планировали стратеги Третьего Рейха, и осенью 1941 г было принято решение о создании полноценного боевого соединения и переброске Хеншелей в Россию.

13 января 1942 г. сформированная Sch.G 1 начала пятимесячную подготовку. Наземный и летный состав изучали новое оружие. Летчики отрабатывали тактику полетов над полем боя. После первых полетов по программе подготовки пилоты Hs 129В были слегка удивлены, что штурмовик обладает отличными характеристиками управления; один из них вспоминал: “Это очень стабильная машина в воздухе, и у меня сложилось впечатление, что она может очень хорошо справляться со штурмовыми задачами”. Однако существовало и другое мнение.


С поступлением самолетов Hs -129 в люфтваффе, пилоты с неудовлетворением обнаружили, что новый самолет лишь на 30 км/ч быстрее, чем Ju.87D, уступая Штуке в маневренности. Это вряд ли способствовало популярности самолета в войсках. Тем не менее, он имел прочную конструкцию и обеспечивал хорошую защиту пилота. Кроме того, мог нести довольно много вариантов вооружения. Стандартное вооружение Нs.129B-2/Wа состояло из 7.92мм пулемётов и 20мм пушек, а в подфюзеляжной гондоле стояла пушка МК-103, имевшая большую начальную скорость и более настильную траекторию, чем у МК-101. Несколько самолетов получили 37 мм пушку ВК-3,7, что заставило снять два пулемета МG-17 для размещения на их месте магазинов для 37 мм снарядов. Оба орудия и МК-103 и ВК-3,7 были эффективными при стрельбе по бортам и корме советских танков.


В ходе переподготовки в Липпштадте произошло только три аварии.

В конце апреля эскадрильи Sch.G 1, одна за другой отправились на восточный фронт, в южный сектор, где они были включены в состав 4-го воздушного флота. Германия готовилась к летней компании 1942 г. Немецкий план состоял в прорыве русского фронта между Курском и Ростовом, с последующим выходом к Волге и захватом нефтеносных районов Северного Кавказа.

Поддержка Hs 129 оказывала большую помощь наземным войскам вермахта. Командиры немецких дивизий отмечали высокую активность своих штурмовиков. Генерал-фельдмаршал фон Бок, командующий группой армий «Юг», докладывал Гитлеру, что пехота получала большую моральную поддержку, когда в небе появлялись штурмовики.

Основным недостатком Hs .129 были французские двигатели воздушного охлаждения Гном. В лучшем случае - двигатели не развивали полную мощность, в худшем - неожиданно загорались. Постоянно ощущалась нехватка запасных частей к ним, к тому же двигатели оказались крайне чувствительны к засорению частицами пыли и песка, которых в южно-русских степях оказалось более чем достаточно.

В начале июня 1942 г. 4./Sch.G 1 получила комплекты R-2 с 30-мм пушками и была переброшена под Харьков, где пилотам Hs 129 предстояло остановить наступающие советские танки. В боях под Харьковом была разработана новая тактика борьбы с танками. Пилоты выпускали весь боекомплект 30-мм пушек по одной цели, в результате с большей долей вероятности танк выводился из строя. Недостаток такого метода был в том, что в одном вылете поражалась только одна цель.

19 марта 1943 г. одна из пехотных дивизий немцев, атаковавшая деревню Тамаровка, вызвала по радио штурмовики Hs 129, которые атаковали советские танки недалеко от деревни. После того, как Томаровка была взята, немцы насчитали 29 подбитых советских танков. В материалах докладов в главный штаб люфтваффе, датированных мартом 1943 г., упоминается большое количество донесений и телеграмм, полученных от наземных войск, в которых они выражают благодарность за поддержку с воздуха, оказанную противотанковыми эскадрильями.

Но такая поддержка в условиях огня ПВО нередко давалась ценой больших потерь. Во многих случаях пилоты Hs 129 оставались в живых лишь благодаря бронезащите кабины. 29 мая 1943 г противотанковая авиация Германии потеряла одного из своих лучших летчиков обер-лейтенанта Фридриха Зеукена из Pz.Ja.St./JG 51. Во время атаки танков Т-34 восточнее ст. Крымской его Hs 129B-2 был подбит из легкого зенитного пулемета. Самолет разбился, похоронив под своими обломками летчика.


Все пять эскадрилий Нs.129B были сведены в команду "охотников за танками". В начале июля 1943 г четыре эскадрильи участвовали в немецком наступлении под Курском. В ходе операции "Цитадель" Нs.129B действовали под командованием капитана Бруно Мейера. 8 июля 1943 г на третий день немецкого наступления было обнаружено выдвижение танковой бригады Красной Армии во фланг II танкового корпуса СС под Белгородом. Четыре эскадрильи Нs.129B с 16 самолетами каждая, атаковали по очереди. Пока одна вела штурмовку, вторая возвращалась на аэродром, третья заправлялась и довооружалась, а четвертая была на маршруте к цели. Танковая бригада фактически полностью потеряла боеспособность, большинство танков было подбито, а пехота была рассеяна осколочными бомбами с Fw.190.
(P-O) Надо отметить что в 1943г войсковая ПВО РККА не обладала мобильными зенитными установками и не была способна прикрывать подвижные соединения. Например, на 28 июня 1943 г. в 180-й ОТБр вообще не имелось зенитных средств, а 192-я ОТБр располагала 3 ДШК.


Следует отметить, что, несмотря на то, что боевые потери и износ техники сократили число Hs 129, соединение оставалось боеспособным, и если перед операцией «Цитадель» было 68 исправных машин, то к середине августа в строю осталось 27штурмовиков. Можно сказать, что в ходе Курского сражения “хеншели” в целом действовали удачно. Вероятно, именно с этого момента противотанковые эскадрильи Hs 129 стали своего рода “пожарной командой” вермахта на восточном фронте. Они перебрасывались с одной «горячей точки» в другую.

Удачи добились немецкие штурмовики 12 марта 1944 года, когда сильный передовой отряд советских танков довольно близко приблизился к аэродрому, с которого действовала одна из штурмовых эскадрилий. По своей собственной инициативе, волна за волной эскадрилья начала атаки против советских танков. Со своего аэродрома наземный персонал видел, как их “хеншели” заходят на цели для атаки, и между перезарядкой авиационного оружия и дозаправкой топливом своих самолетов они сами готовились к обороне аэродрома. К наступлению темноты эскадрилья записала на свой счет 19 подбитых и 5 поврежденных танков.

Доклад, подготовленный одним из техников фирмы “Хеншель”, утверждал, что, независимо от типа предпринятой боевой операции, все полеты Hs 129 проходят успешно, а летчики, выполняющие на них полеты, испытывают доверие к своим самолетам. Даже с пробитыми рулями, множественными повреждениями фюзеляжа и крыла летчик всегда мог положиться на свой самолет, который дотянет до базы или перевалит через линию фронта. Hs 129 можно было использовать не только против танков, но и против пехоты, а также для маловысотной разведки: хороший обзор из кабины позволял определять замаскированные и скрытые цели.

14 июля 1944 г. две советские армии ударили по немецкой I танковой армии с левого фланга восточнее Львова. В последующую неделю 13-я (Pz)-эскадрилья SG 9 совершала постоянные боевые вылеты. В течение этих двух недель немецкие летчики заявили о 38 подбитых ими танках противника. Сам командир заявил о 10 уничтоженных им танках в 13 вылетах. 24 июля 13-я (Pz)/SG 9 совершила свой 3000-й боевой вылет и отпраздновала 50-ю победу над танками за 10 дней.

Обеспечить сопротивление советскому наступлению с имеющимися у немцев ресурсами было невозможно. Немецкие войска могли лишь оттянуть полную катастрофу и отступали «сжигая за собой мосты». Количество Hs 129 было слишком малым для изменения всей фронтовой ситуации, их успехов хватало лишь для изменения хода боев местного значения, но штурмовики продолжали летать без передышки.

В июне 1944 г недостаток топлива резко ограничил боеспособность эскадрилий Нs.129 , в результате чего даже обнаруженные танковые соединения Красной Армии продвигались вперед, не подвергаясь ударам с воздуха. Зимой 1945 г боевые вылеты на ликвидацию советских танковых прорывов через оборону вермахта совершались всё реже и реже, это объяснялось недостатком топлива. К началу 1945 г противотанковая авиация имела в своем составе две эскадрильи (10-ю и 14-ю). Так как потери росли, а пополнения не было, Нs.129 скоро сошли со сцены боевых действий.

Оценки Hs.129 были весьма противоречивы. Тем не менее, самолёт обладал весьма впечатляющим потенциалом, но потенциал это не был реализован. Главным и основным недостатком штурмовика были маломощные и ненадёжные двигатели Рон. При массе 5250 кг, площадь крыла - 29 м.кв., а мощность равнялась 2х700 л.с., скорость составляла всего 405 км/ч. В случае установки на самолёт двигателей BMW 801, мощностью 1500 л.с., нагрузка на крыло была бы вполне сопоставима с нагрузкой FW.190 и заметно меньше чем у He. 219. Но конструкция крыла рассчитывалась на нагрузку с лёгкими двигателями Аргус, возможно, пришлось бы дорабатывать несущие плоскости. Скорость и подвижность должны были увеличиться до вполне приемлемых величин. Кроме того, Hs.129 отличался основательным бронированием в 12 мм и очень продуманным размещением вооружения, обеспечивающим эффективную стрельбу из 37мм пушки. Возможно, причина была в том, что руководство Люфтваффе возлагало основные свои надежды на проект многоцелевого Ме.210 - Ме.410, впоследствии совершенно не оправдавшего этих самых надежд.


Техническое описание самолета Хеншель Hs-129

Самолет Хеншель Hs-129 представлял собой двухмоторный низкоплан с убираемым трехопорным шасси.

Сечение фюзеляжа близко к треугольному, фюзеляж состоял из трех секций: передней бронирован­ной; средней заодно с которой вы­полнялся центроплан крыла и мото­гондолы; хвостовой.

В передней бронекапсуле раз­мещалась кабина летчика. Днище и лобовая стенка капсулы изготовлены из бронелистов толщиной 12 мм, бор­та - из бронелистов толщиной 6 мм. Соединение бронелистов выполня­лось сваркой. Фонарь кабины состо­ял из неподвижного козырька и сдвижного в направлении по полету сегмента. В козырьке из стальных полос толщиной 6 мм монтирова­лось лобовое бронестекло толщиной 75 мм. Голова летчика находилось на расстоянии 30 см от лобового броне­стекла, от ударов об стекло голову летчика предохраняли кожаные вали­ки. На некоторых самолетах на раме козырька фонаря кабины устанавли­вались зеркала заднего обзора.

Каркас сдвижного сегмента фонаря кабины выполнялся из дюра­люминия, в верхней части монтиро­валась прозрачная плексигласовая панель. Боковое остекление включа­ло с каждой стороны один фиксиро­ванный сегмент и один сдвижной (по полету). На левой сдвижной панели бокового остекления наносились под углами 10, 20 и 30 градусов к гори­зонту риски, облегчавшие летчику выдерживать угол пикирования. Бо­ковые панели можно было сдвинуть как изнутри кабины, так и снаружи.

Бронесиденье летчика крепи­лось к задней стенке бронекапсулы посредством трубчатой рамы параллелограммного типа. Сиденье регу­лировалось по высоте вручную. В чашке сиденья имелась выемка под ранец парашюта. Привязные ремни крепились к креслу в четырех точках. Особенностью кабины летчика явля­лась необычно короткая ручка уп­равления. Педали управления рулем направления - обычные для немецких самолетов того периода типа 8-3715 А-2, изготовленные литьем из легко­го металлического сплава.

Кабина обогревалось бензи­новым отопителем, установленным в носу фюзеляжа вне бронекапсулы. Общая масса передней секции фюзе­ляжа составляла 469 кг.

Центральная секция фюзеля­жа полумонококовой конструкции изготавливалась их легкого металли­ческого сплава. Она состоит из не­посредственно части фюзеляжа, внут­ренних частей плоскостей крыла и мотогондол. Центральная и пере­дняя части фюзеляжа соединяются болтами. Силовой набор централь­ной секции состоит из лонжеронов, стрингеров и четырех шпангоутов. Между шпангоутом №1 и шпангоу­том №2 расположен резервуар с ра­бочей жидкостью гидросистемы, между шпангоутом №1 и №3 - про­тестированный топливный бак; топ­ливный бак с бортов прикрыт бронелистами толщиной 6 мм. В централь­ной секции фюзеляжа также находят­ся также пушки MG-151/20 и пневма­тические механизмы перезарядки пу­леметов MG-17. На шпангоуте №3 закреплен привод закрылков. Акку­мулятор устанавливался в верхней части фюзеляжа между шпангоутами №3 и №4.

Внутренняя секция плоскости крыла имела двухлонжеронную полумонококовую конструкцию и уси­ленный носок. Кроме лонжеронов в состав силового набора входили че­тыре главных и две промежуточных нервюры. В центроплане устанавли­вались пулеметы MG-17 и магазины с патронами к пулеметам, а также размещался боекомплект к пушкам. В левой внутренней секции крыла находился комплект для выживания, в состав которого в частности входи­ли пистолет-пулемет МР-40, стальная каска и противогаз. Трубчатая подмоторная рама крепилась к 2-й и 3-й промежуточным нервюрам. В мото­гондолах находились привода убор­ки/выпуска основных опор шасси и огнетушители, масляные баки нахо­дились в плоскостях крыла между 3-й и 4-й нервюрами. Масса централь­ной секции фюзеляжа без двигателей и опор шасси составляла 1063 кг, с двигателями и шасси - 2666 кг.

Технические данные

HS-129B-0 HS-129B-1 HS-129B-2
Двигатель 2 х Гном-Рон 14М-04/05
Длина, м 9,75
Высота, м 3,25
Размах крыла, м 14,20
Размах стабилизатора,м 4,78
Площадь крыла, м? 29,00
Масса пустого, кг 3675 3661 3810
Нормальная взлетная масса, кг 3839 4057 4197
Максимальная взлетная масса, кг 5000 5000 5250
Скороподъемность, - - 8,25
Дальность полета, км 750 - 680

Данные о производстве самолетов Hs-129B-1/B-2/B-3

1941 1942 1943 1944
январь - 3 24 30
февраль - 3 27 25
март - 6 30 35
апрель - 31 33 35
май - 18 36 35
июнь - 18 36 35
июль - 20 40 18
август - 24 40 3
сентябрь - 15 40 17
октябрь - 33 40 -
ноябрь - 24 40 -
декабрь 1 24 24 -
всего: 1 219 414 225
Всего изготовлено 859 самолетов Hs-129B-1/B-2/B-3

К задней части фюзеляжа по­лумонококовой конструкции, изго­товленной из легких сплавов, крепит­ся хвостовое оперение. В силовой набор входят десять шпангоутов и стрингеры. Радиостанция FuG-16Z УКВ диапазона установлена в хвос­товой части между шпангоутами №3 и №4. Рядом с радиостанцией хранят­ся инструмент для ее ремонта и тех­ническая документация на нее. Дис­танционный компас закреплен на шпангоуте №6. Опора хвостового колеса и гидроамортизатор одним концом закреплены на шпангоуте №9. На конце хвостовой части фюзе­ляжа смонтирован аэронавигацион­ный огонь белого цвета. В хвостовой части возможен монтаж оборудова­ния для буксировки планера.

Внешние секции крыла изго­тавливаются отдельно. Каждая (ле­вая и правая) секция имеет двухлон­жеронную полумонококовую конст­рукцию с усиленным носком. В сило­вой набор внешней секции крыла включены шесть нервюр. Лонжероны имеют двутавровый профиль.

Элероны имеют металличес­кий каркас с обшивкой из полотна. Привод элеронов - гидравлический. Масса внешней секции крыла состав­ляет 122 кг.

Навигационные огни крепят­ся к законцовкам крыла, красный -на левой, зеленый - на правой На ле­вой секции крепится трубка Пито. На самолетах ранних выпусков под левой секцией крепилась посадочная фара в цилиндрическом обтекателе.

Хвостовое оперение имеет ме­таллическую полумонококовую кон­струкцию. Горизонтальный стабили­затор состоит из правой и левой по­ловин. Силовой набор стабилизато­ра включает главный лонжерон и пе­редний, вспомогательный лонжерон и по три нервюры в каждой половин­ке. В каждой половинке смонтирова­но по электромотору привода трим­меров. Руль высоты также состоит из двух половин, половины руля высо­ты взаимозаменяемы. Рули имеют статическую и аэродинамическую балансировку.

Вертикальное оперение имеет однолонжеронную конструкцию с вспомогательным лонжероном в пе­редней части. Силовой набор вклю­чает, помимо лонжеронов, три не­рвюры. Внутри вертикального опере­ния установлен электромотор приво­да триммера руля направления.

Руль направления - металли­ческой конструкции с полотняной обшивкой, сбалансирован статичес­ки и аэродинамически.

Хвостовая опора шасси - од­ноколесная. Основные опоры - одноколесные с гидропневматическими амортизаторами. Уборка/выпуск ос­новных опор выполняются гидро­приводом. Опоры убираются в мото­гондолы поворотом по полету. В уб­ранном положении колеса основных опор шасси частично выступают за обводы мотогондол. Масса одной основной опоры с колесами и приво­дом составляет 125 кг. Неубираемое хвостовое колесо оснащено гидро­пневматическим амортизатором. Масса хвостовой опоры 18 кг. Дав­ление в пневматиках основных опор 4 атмосферы, в пневматике хвосто­вой опоры - 3,5 атмосферы.

Силовая установка включает два французских 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Гном-Рон 14М 04/05. Двигатель 14М 04 имеет вал, враща­ющийся против часовой стрелки и устанавливается на левую плоскость крыла; вал двигателя 14М 05 враща­ется по часовой стрелке и монтиру­ется на правой плоскости. Макси­мальная взлетная мощность двигате­ля Гном-Рон 14М 04/05 700 л.с. при частоте вращения вала 3030 оборо­тов в минуту. Максимальная продол­жительная мощность - 660 л.с. на вы­соте 4025 м в условиях стандартной атмосферы. Масса сухого снаряжен­ного двигателя 589 кг. Двигатели прикрыты броней толщиной 5 мм.

Двигатели приводят во вра­щение трехлопастные металлические воздушные винты Ратье-1527/1528 диаметром 2,6 м. Шаг лопастей воз­душного винта изменяется с помо­щью электропривода в диапазоне от 26 до 50 град. Установка шага лопа­стей производится автоматически или вручную. Масса одного воздуш­ного винта - 94 кг.

Емкость двух маслобаков на самолетах модификации Hs-129B-1 составляет 35 л, на самолетах Hs-129В-2 - 41 л. Прикрытые броней маслорадиаторы расположены под центральной секцией фюзеляжа.

Топливная система включает три протектированных основных бака для горючего. Верхний фюзеляж­ный бак имеет емкость 200 л, два ниж­них фюзеляжных бака - по 205 л. В качестве горючего используется бензин с октановым числом не менее 87.

С помощью гидросистемы убираются и выпускаются основные опоры шасси и закрылки.

Пневматическая система слу­жит для дистанционной перезарядки пулеметов MG-17.

Электрическая система напря­жением 24 В состоит их генератора и аккумуляторной батареи.

В состав приборного оборудо­вания входит комплект пилотажно-навигационных приборов и приборы контроля работы двигателей. Пилотажно-навигационные приборы расположены на приборной доске, ус­тановленной в кабине летчика ниже лобового бронестекла. Из-за тесноты кабины приборы работы контроля двигателей пришлось монтировать на внутренних частях мотогондол.

Состав радиооборудования неоднократно менялся в процессе производства. Самолеты Hs-129B ос­нащались приемо-передающими ра­диостанциями для связи с землей FuG-16ZY или FuG-16ZE,приемо­передающими радиостанциями FuG-16 и FuG-25. На самолетах поздних выпусков ставились радиополуком­пасы, имевшие характерные круглые рамочные антенны.

Штатное вооружение самоле­та состояло из двух автоматических пушек Маузер MG-151/20 калибра 20 мм и двух пулеметов Рейнметалл-Борзиг MG-17 калибра 7,92 мм. Пу­леметы и пушки оснащены электро­спуском, перезарядка пулеметов - с помощью пневмосистемы, перезаряд­ка пушек - электрическая. Боекомплект к пулеметам составляет 500 пат­ронов на ствол. К пушкам - 125 сна­рядов на ствол.

На самолете установлен при­цел Реви С-12/С. Машины, вооружен­ные 75-мм пушками оборудовались телескопическими прицелами ZFR-3. Слева от прицела монтировалась плата с горизонтальными металли­ческими полосками, по которым лет­чик определял пространственное по­ложение самолета по крену на пики­ровании. Необычная установка при­цела на фюзеляже перед кабиной объясняется нехваткой свободного пространства в кабине.

Hs 129A-0 красная «16» был пятнадцатым из 16 предсерийных машин этого типа, переданных в Школу штурмовой авиации под Парижем в 1943 г. В мае эта машина была разбита при вынужденной посадке из-за остановки двигателей. Пехотный штурмовой знак нанесен на лбу носовой части самолета перед кабиной летчика.

Hs 129В-1 поздней серии из 5./Sch.G. 1. Самолет был подбит огнем с земли и совершил вынужденную посадку у украинского города Константиновка 23 мая 1942 г. Самолет продолжил службу после ремонта, окончательно был уничтожен 21 февраля 1944 года при налете американской авиации на Диенпольц, Германия.

Hs 129В-2 из 5./Sch.G. 1, Северная Африка, весна 1943 г. Танковый штурмовой знак нанесен на стандартное место на носу фюзеляжа. Эта машина была захвачена британцами в Ливии.

Hs 129В-2 из эскадрильи истребителей танков, приданной JG 51. Восточный фронт, 1943 г. В конце года самолет передали румынам, в августе 1944 он был захвачен немцами.

Hs 129В-2 из 2-й учебной штурмовой авиагруппы. 1943 г. Ранее этот самолет служил на Восточном фронте в составе II./Sch.G 1. В сентябре 1944 года машина была потеряна в летном происшествии. На тот момент этот «Хеншель» был в составе 6./Sch.G. 151.

Экспериментальный противотанковый Hs 129В- 2 с системой «Fostersonde», весна 1944 г.

Hs 129В-2 с временным зимним камуфляжем, 10 (Pz)/SG 9, Украина, март 1944 г.

Hs 129В-2 сержанта Василе Клару из румынских ВВС, 42-я эскадрилья 8-й штурмовой авиагруппы. 1944 г. Самолет был списан после вынужденной посадки на территории Молдавии из-за остановки двигателя. «В4» в треугольнике обозначает 87-октановый бензин В4.

Один из 20 доставшихся румынам после выхода из Оси Hs 129В-2. Опознавательные знаки заменены на довоенные. Самолет был сбит истребителями 19 декабря 1944 г.

Кавалер Рыцарского креста оберлейтенант Рудольф Руффер на Hs 129В-2 взлетает на штурмовку советских войск на Кубанском секторе Восточною фронта, весна 1943 г.

Hs 129В-2 румынских ВВС на Восточном фронте, 1944 г. Этот самолет был подбит огнем с земли 29 апреля 1944 года и совершил вынужденную посадку. После ремонта использовался румынами для тренировок летчиков.

Из книги Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне автора Алексеенко Василий

Техническое описание самолета И-301 Истребитель И-301 представлял со бой одноместный истребитель-моноплан деревянной конструкции с низкорасположенным крылом, мотором водяного охлаждения М-105П и трехлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61.Фюзеляж самолета деревянный,

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета A6M «Рейсен» Самолет Мицубиси A6M представлял собой одномоторный, одноместный палубный истребитель цельнометаллической конструкции с матерчатой обшивкой элеронов и рулей, выполненный по схеме свободнонесущего низкоплана.ФюзеляжФюзеляж

Из книги D3A «Val» B5N «Kate» ударные самолеты японского флота автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета aichi D3A «Val» Одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик по схеме свободнонесущего низкоплана. Шасси не убирающееся, закрытое обтекателями. Конструкция цельнометаллическая, обшивка рулей и элеронов матерчатая. Крыло состоит из трех

Из книги Ju 87 «Stuka» Часть 2 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Nakajima B5N «Kate» Одномоторный палубный бомбардировщик-торпедоносец, построенный по схеме свободнонесущего низкоплана. Шасси убирающееся. Конструкция цельнометаллическая, обшивка рулей и элеронов матерчатая. Крыло состоит из трех частей и

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 3 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Junkers 87 D-1 Самолет Junkers 87 D-l был одномоторным двухместным пикирующим бомбардировщиком, низкопланом цельнометаллической конструкции с классическим неубирающимся шасси.ФЮЗЕЛЯЖ овального сечения, полумонокок, цельнометаллический, собирался

Из книги Ла-7 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Як-9П Фюзеляж состоял из сварной стальной фермы, окруженной каркасом из дюралевых стрингеров и дужек-шнангоутов. Обшивка фюзеляжа дюралевая, причем перед кабиной она состояла из шести легкосъемных крышек-люков, которые обеспечивали доступ

Из книги F6F «Hellcat» часть 2 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Ла-7 Истребитель Ла-7 является одноместным однодвигательным низкопланом смешанной конструкции с убираемым трехопорным шасси с хвостовой стойкой. Фюзеляж овального сечения представляет собой деревянную полумонококовую конструкцию,

Из книги Nortrop P-61 BLack Widow. Тяжелый ночной истребитель США автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета F6F-5 «Hellcat» Самолет F6F-5 представлял собой одноместный одномоторный среднеплан с трехточечным шасси по классической схеме, убирающимся в полете. Самолет предназначался для действий с палубы авианосцев. Истребитель имел цельнометаллическую

Из книги Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Нортроп P-61 Самолеты P-61A и P-61B представляют собой двухмоторные 2-3-местные ночные истребители с фюзеляжем-гондолой и мотогондолами, переходящими в хвостовые балки с вертикальным оперением на концах. Шасси - убираемое с носовой опорой.

Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Re.2002 Реджиане Re.2002 Ариете был одномоторным одноместным цельнометаллическим истребителем - бомбардировщиком низкопланной схемы.Фюзеляж - был развитием конструкции Re.2000–2001 и имел схему полумонокок. Кабина пилота закрывалась открываемым

Из книги Ar 234 «Blitz» автора Иванов С. В.

Техническое описание самолета Re.2005 Reggiane Re.2005 Sagittario был одноместным одномоторным истребителем, выполненным по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана.Фюзеляж - монокок, такой же конструкции, как и у Re.2001. Открываемая вправо сдвижная часть фонаря имела

Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

Техническое описание самолета МиГ-29 («изделие 9-12А») Истребитель МиГ-29 – одноместный двухдвигательный всепогодный фронтовой истребитель. Самолет оптимизирован для завоевания превосходства в воздухе в районе линии фронта, обладает ограниченными возможностями по

Из книги Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд автора Хазанов Дмитрий Борисович

Техническое описание самолета Arado 234 В-2 Arado Ar-234 В-2 был одноместным, двухдвигательным, реактивным самолетом бомбардировочным и разведывательным, построенным по схеме свободнонесущего высокоплана с трехопорным шасси с передним колесом, убираемым в полете.Фюзеляж – имел

Из книги автора

Краткое техническое описание самолета Як-15 Истребитель Як-15 - классический однодвигательный низкоплан с убирающимся шасси с хвостовой опорой.Крыло - аналогично несущей поверхности самолета Як-3 с мотором ВК-107А, но центральная часть переднего лонжерона выполнена в

Из книги автора

Краткое техническое описание самолета МиГ-9 Одноместный цельнометаллический двухдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по реданной схеме, и с убирающимся трехколесным шасси.Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Силовой

Из книги автора

Техническое описание самолета Ер-2 2М-105 Самолет представлял собой двухмоторный четырехместный цельнометаллический моноплан с крылом типа «обратная чайка» и разнесенным вертикальным оперением.Каркас фюзеляжа был набран из 40 шпангоутов, 36 неразрезных стрингеров и

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.7 / 3.3 / 3.7 БР

1 человек Экипаж

4,5 тонн Вес пустого

5,2 тонн Взлётный вес

Лётные характеристики

7 500 м Максимальная высота

сек 31,0 / 31,0 / 27,9 Время виража

Км/ч Скорость сваливания

2 х Gnome et Rhône Baumuster 14M Двигатель

Радиальный тип

воздушная система охлаждения

Скорость разрушения

630 км/ч конструкции

295 км/ч шасси

500 снарядов боезапас

750 выстрелов/мин скорострельность

2 000 снарядов боезапас

1 151 выстрелов/мин скорострельность

Подвесное вооружение

1 x 30-мм пушка MK 103 (подвесная) Набор 1

1 x 37-мм пушка BK 3,7 (подвесная) Набор 2

4 x 50-кг бомба SC50JA Набор 3

Экономика

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования - важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

Одноместный двухмоторный самолет штурмовой авиации люфтваффе «Хеншель-129» был построен в 1939 году на мощностях завода «Хеншель», что в городе Шенефельде. Главным конструктором проекта был Фридрих Николаус. Штурмовик участвовал в военных действиях, происходивших на Восточном фронте, с 1942 по 1945 год. За период его производства – с 1940 по 1944 годы – с конвейера предприятия сошло 880 машин.

Помимо авиасоединений люфтваффе, штурмовик поставлялся в ВВС Венгрии и Румынии.

Хеншель-129 имел цельнометаллический фюзеляж, состоящий из носовой, центральной и хвостовой частей, соединенных между собой болтами по всему периметру. Центральная часть несла центроплан, оснащенный двигателями, находящимися в просторных мотогондолах. В передней части размещалась кабина пилота коробчатой формы, сваренная из броневых листов толщиной 12 мм по передней и задней стенке. Днище кабины было бронировано листом 14-миллиметровой толщины. Стенки кабины были защищены броней толщиной 6 миллиметров.

Все плоские стороны кабины летчика закрывались конструктивными дюралевыми обтекателями. Передняя часть обтекателя штурмовика Хеншель-129 имела значительный скос вниз, что давало хороший обзор пилоту при выполнении штурмовых атак. Передний козырек кабины был сделан из стальной обоймы с вмонтированной полусферой из бронестекла толщиной 75 мм, которое выдерживало очередь из крупнокалиберного пулемета. Сдвижной фонарь был в виде дюралевого каркаса с плексигласовым остеклением.

Силовая установка Хеншель-129 состояла из двух 14-ти цилиндровых двигателей французского производства марки «Gnome Rhome 14M» с двухрядным радиальным расположением цилиндров. Мощность каждого из них составляла 700 л.с. при скорости вращения винтов 3000 об/мин. Моторы были вариантными, с левым вращением винта или с правым. Для двухмоторного штурмовика это было очень удобно, поскольку пропеллеры вращающиеся в разные стороны обеспечивали идеальную управляемость самолета.

Каждый двигатель размещался в мотогондоле. Туда же убиралось и шасси самолета . Однако часть колеса оставалась открытой и выступала вниз, что было весьма полезным в случае аварийной посадки. Хвостовая колесная стойка не убиралась. Все колеса оснащались амортизаторами гидропневматического действия. Убирались передние колеса с помощью общей гидросистемы самолета. В случае необходимости аварийного выпуска шасси использовалась ручная гидропомпа.

Штатное вооружение «Хенкель-129» было составлено из двух пушек «Маузер MG151» калибра 20 мм с ленточной подачей боезапаса в количестве 500 патронов на каждую, одной 30-ти миллиметровой пушки «Рустсат МК» с боезапасом 80 снарядов и двух пулеметов «Рейнметалл Борзиг» калибра 7.92 мм с боевым запасом в 1000 патронов на каждый.

Hs 129 – немецкий двухмоторный одноместный штурмовик времен Второй мировой войны, созданный компанией Хеншель (Henschel). Данный самолет использовался в основном в боевых операциях на Восточном фронте с 1942 по 1945 годы. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Можно сказать, что Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, основной задачей которого была борьба с бронетехникой противника.

В 1937 году командование Люфтваффе предложило компаниям «Фокке-Вульф», «Блом и Фосс» и «Хеншель» принять участие в конкурсе на создание нового самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Новый штурмовик должен был заменить своего предшественника полутороплан Hs 123. Согласно подготовленному техзаданию, которое составлялось с учетом опыта боев в Испании, предполагалось разработать маневренный, небольшой, хорошо бронированный самолет с мощным вооружением, который для обеспечения большей живучести должен был оснащаться 2-мя двигателями. Из представленных для постройки опытных образцов выбор был остановлен на проектах компаний «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Испытания, которые проводились в 1939 году, выявили преимущества самолета разработки компании «Хеншель». В результате штурмовик Hs 129 созданный главным конструктора Ф. Николаусом в 1940 году был запущен в серийное производство под индексом Hs 129A.

Однако уже с поступлением первых серийных штурмовиков в боевые части пилоты быстро выявили его недостатки, в частности слабое бронирование, недостаточную мощность авиационных двигателей, очень плохой обзор из кабины пилота, что делало невозможным использование группового полета из-за опасности столкновения машин в воздухе. Компания «Хеншель» была вынуждена срочно вносить в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года было начато производство новой модификации штурмовика Hs 129B, который и стал наиболее массовой моделью и основой штурмовой авиации Люфтваффе.


Оружейники заряжают 30-мм пушку MK 103 штурмовика Хеншель Hs-129

Штурмовик Hs 129В представлял собой двухмоторный одноместный свободнонесущий моноплан, обладающий низкорасположенным крылом. Фюзеляж самолета – полумонокок цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидное сечение с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж штурмовика состоял из 3-х основных частей, которые были состыкованы между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наибольший интерес представляла носовая часть фюзеляжа, в которой находилась кабина летчика. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Все используемые листы были плоскими, за исключением верхнего листа, которому была придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекороба имелось 2 желоба, предназначенных для проведения стволов авиационных пушек.

Для того чтобы придать носовой части фюзеляжа машины обтекаемую форму, с боков и снизу она была прикрыта дюралюминиевыми обтекателями (съемные). По сравнению с другим известным самолетом-штурмовиком Второй мировой войны – Ил-2, у которого самой конструкции бронекапсулы была придана обтекаемая форма, обтекатели Hs 129 можно было рассматривать как лишний и достаточно обременительный для самолета балласт.

Носовая часть крепилась к центральной при помощи болтов, к центральной части фюзеляжа был пристыкован также центроплан крыла. Соединение фюзеляжа с центропланом было выполнена при помощи 2-х силовых нервюр, которые переходили в боковины фюзеляжа. В центральной части фюзеляжа находилось стрелково-пушечное вооружение и топливный бак емкостью в 200 литров. Хвостовая часть фюзеляжа штурмовика, которая несла вертикальное и горизонтальное оперение, был выполнена отъемной. Ее крепление к центральной части производилось по всему контуру при помощи болтов.

Конструкция, использованной на самолете бронекапсулы, отражала многолетний опыт компании «Хеншель» по изготовлению разнообразной бронетехники для нужд сухопутных войск, именно это производство для компании являлось основным. Главный конструктор самолета Николаус и его команда хотели обеспечить пилоту хороший обзор из кабины вниз-вперед при помощи небольших смотровых приборов по типу танковых. При этом при их применении накладывалось достаточно жесткое ограничение – расстояние между остеклением и глазами пилота не должно было быть больше 30 см.

Требования о размещении головы летчика близко к лобовому остеклению фонаря кабины привели к тому, что ноги летчика необходимо было «протянуть» в носовую часть, а желание максимально облегчить вес бронекапсулы – к низкому расположению кресла пилота. Ширина верхней части капсулы определялась лишь шириной плеч пилота – «абы пролез». Приборная доска была исключительно мала и на ней не нашлось места для установки приборов контроля двигателей, которые были вынесены на внутренние стороны мотогондол. При этом маленькие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины очень сильно затрудняли обзор в стороны, из-за чего у пилотов возникали проблемы при полете строем и рулежке по ВПП. Об обзоре задней полусферы речи вообще не велось.

Плохой обзор с места пилота так и остался платой за сравнительно хорошую его защищенность. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. При этом низкое расположение кресла пилота в кабине являлось причиной применения очень короткой ручки управления, которая не нравилась пилотам.

Силовая установка штурмовика состояла из 2-х моторов, расположенных на специальных рамах под крылом самолета. Первоначально на штурмовике устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Ag-410A жидкостного охлаждения производства компании «Аргус». Однако их мощности в 465 л.с. было явно недостаточно. По этой причине, когда вермахт захватил в побежденной Франции достаточное количество двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», которые обладали большей мощностью, они сразу же были использованы для оснащения штурмовиков Hs-129 в модификации B. Двигатели GR-14 были звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми и развивали мощность в 700 л.с. Двигатели оснащались трехлопастными винтами «Ратье», которые имели металлические лопасти диаметром в 2,6 метра. Нижние «полуцилиндры» капотов двигателей производились из штампованных листов стали толщиной в 5 мм. Броня такой же толщины прикрывала маслорадиаторы, которые были смонтированы под корневыми частями консолей.


Запас горючего самолета равнялся 610 литрам и находился в 3-х протектированных баках, из которых один емкостью в 200 литров был расположен в центральной части фюзеляжа самолета, а еще 2 бака емкостью по 205 литров в крыле с левой и правой стороны фюзеляжа. Центральный бензобак оснащался центробежной мотопомпой, которая служила для перекачивания топлива.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B включало в себя 2х7,92-мм пулемета MG-17 и 2х15-20 мм пушки MG-151. Пулеметы находились в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки располагались по бортам фюзеляжа в специальных гнездах над крылом и были прикрыты обтекателями. Боезапас каждой пушки – 250 снарядов, пулеметов – 1000 патронов. Помимо этого самолет мог нести различное подвесное вооружение, в том числе 30-мм, 37-мм и даже 75-мм пушки. Управление стрельбой и перезарядка пушек были полностью электрическими. Управление стрельбой пулеметов было электрическим, перезарядка электропневматическая. Управление оружием было сосредоточено на рукоятке управления штурмовиком, имеющийся на ручке переключатель позволял вести стрельбу из всего оружия одновременно или отдельно из пулеметов или пушек.

О том насколько пилотам Hs-129 «нравился» штурмовик можно судит по следующему высказыванию одного из летчиков. «Летные характеристики штурмовика были настолько плохими, что я обеспечил себя кошмарами по ночам на долгие годы вперед! Управление рулями требовало от пилота очень больших физических усилий, по этой причине даже немного скорректировать прицел в процессе атаки получалось далеко не всегда. Коротка ручка управления самолетом почти никак не учитывала анатомическое строение летчика. Сложной была и посадка. Помимо тяжелого управления, штурмовик отличался неустойчивостью относительно всех 3-х осей во время полета в турбулентной атмосфере. Фактически у Hs-129 имеется лишь 1 плюс – это высокая вероятность, что пилот останется жив в результате жесткой посадки машины на брюхо – конструкция бронекапсулы достаточно прочна».


Проверка двигателей немецкого самолета-штурмовика Хеншель Hs 129. Достаточно редкая машина (выпущено 865 самолетов), использовалась в основном на Восточном фронте с 1942 по 1945 год

Изготовление штурмовиков Hs-129 было остановлено в сентябре 1944 года. До этого времени Люфтваффе успели получить около 870 самолетов. В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Но его производство велось очень медленно, так что достаточная партия из 411 штурмовиков была произведена только в 1943 году, когда советская авиация уже полностью оправилась от нанесенных ей потерь.

Основными недостатками штурмовика Hs-129В были низкая скорость и отсутствие защиты от истребительных атак с задней полусферы, из-за чего самолет становился легкой добычей советских летчиков-истребителей. Несмотря на это самолет применялся немцами до начала 1945 года, некоторое количество штурмовиков находилось также на вооружении ВВС Румынии и успело повоевать как против советских, так и против немецких войск.

Советский офицер поздравляет командира зенитной батареи, сбившей румынский штурмовик немецкого производства Hs-129B-2 лейтенанта Мунтяну (Munteanu), Номер 327 (W. Номер 141263). Перед «Крестом Михая» на фюзеляже нанесена фраза «HAI FETITO» («Давай, девчонка»). А под номером на хвосте, вероятно, личная эмблема Мунтяну - череп и наклоненая кость

Летно-технические характеристики Hs.129b-2

Размеры: размах крыла – 14,2 м., длина – 9,75 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 28,9 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 4310 кг., максимальная взлетная – 5250 кг.
Запас топлива – 610 л.
Тип двигателя – 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5, мощностью 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 320 км/ч.
Крейсерская скорость – 265 км/ч.
Практическая дальность – 560 км.
Практический потолок – 7500 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: стандартное: 2х20-мм пушки MG-151/20, 2х7,92-мм пулемета MG-17. Подвесное до 4-х 50-кг бомб или до 96х2-кг осколочных бомб, 1х30-мм пушка МК-101 или 4х7,92-мм пулемета MG-17.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!