Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Olympus OM-D E-M10 Mark II. Большой тест

После выхода Sony A99 mark II провел немало времени в раздумьях, так как пора было определиться с основным байонетом Sony - А или E? Стоимость новых светосильных объективов Sony оптимизма не добавляла, имеющийся парк качественной оптики под Minolta A был уже самодостаточен и вложений практически не требовал, что упрощало принятие решения. В итоге Sony A6000, sel 1018f4, sel2470f4Z и 70200f4G уехали к новому хозяину, я заказал обновленную 99 и получал удовольствие от новой камеры (сделаю позднее отдельный пост про опыт работы с ней).
Но - пришла зима, а вместе с ней пора подумать, что возить с собой/оставлять в машине при отрицательных температурах дорогую оптику и камеру ради возможного случайного снимка будет нелогично, постоянно таскать за собой сумку весом в 5 с плюсом килограмм нелегко, а обходиться без фотоаппарата совсем - уже отвык.
И встал вопрос о покупке карманной камеры "на каждый лень". Вывел для себя список того, что хотел бы иметь в этой камере и стал сравнивать его с предложениями на рынке на конец октября 2017 года:

1. Цена. Решил ограничить потолок поисков суммой в 999 USD (60.000 рублей) за камеру. В конце концов мне нужна просто дополнительная камера к имеющимся четырем полнокадровым фотоаппаратам. И растить еще одну полноценную систему "камера+парк оптики" стоимостью в две-три-четыре и т.д. сотни тысяч рублей не планировал.

2. Вес и размер. Новая камера должна была помещаться во внутренний карман зимней куртки. Вместе с объективом.

3. Матричный стабилизатор. Попользовавшись им пару лет на Olympus e-m5, а затем на Sony a99mII понял что покупать фотоаппараты без него смысла нет. Отсутствие стабилизатора в камере сейчас говорит только о том, что мы видим несколько устаревшую модель или жадного/ленивого производителя.

4. Возможность смены оптики. На рынке есть много интересных цифрокомпактов с довольно большими матрицами - вплоть до полного кадра - но при этом установленные объективы имеют фиксированное фокусное расстояние. Либо зум-объектив - но матрица максимум размером в 0,52 дюйма. Фикс не подходит по определению - нет смысла себя искусственно ограничивать в выборе сюжетов. А мелкоматричные камеры с зумом хороши, но я слишком часто снимаю с недостаточным освещением, что накладывает свои требования на физический размер матрицы. Да и масса-габаритные параметры у них обычно достаточно велики.

5. Наличие встроенного видоискателя. О преимуществах встроенного видоискателя в солнечную погоду над визированием по экрану спорить бессмысленно. А раз удобно - значит нужно.

6. Наличие откидного экрана. Именно откидной экран послужил причиной покупки в свое время (в 2012 году) системной камеры - Sony A77. Больше возможностей для построения интересных кадров - это удобно. Удобно - нужно.

7. Наличие тач-скрина. 2017 год на дворе. Выбор точки фокусировки по экрану - это, на мой взгляд, оптимальное решение. Хорошо, если оно продублировано удобным джойстиком (зима, перчатки). Но зима у нас не круглый год, поэтому можно просто тач скрин.

8. Наличие встроенного wifi. Уже не раз использовал удаленное управление камерой в совершенно разных ситуациях. Да и оперативность передачи фотографий без проводов на планшет/смартфон большой плюс. Значит опять формула - "Удобно, нужно, будем искать."

Просмотрел кандидатов из того, что есть в наличии во Владивостоке. Практически все современные камеры независимо от производителя имеют набор перечисленных функций. Веяние времени и сформировавшееся пожелания потребителей. Разница только в стоимости. Поехал в магазин и перешел к тактильному тесту. Покрутил Один фотоаппарат, второй, третий - ну и дошла очередь до героя сегодняшнего обзора - Olympus om-d e-m10 mark II.

Цена. На момент написания обзора фотоаппарат можно приобрести в ДНС с китовым 14-42mm 3,5-5,6 IIR за 36999. Серебристую версию - аналогично. Цена практически едина относительно других крупных сетей, и такая же как в основном интернет магазине Олимпус (но в официальном магазине shop.olympus.com.ru неокрашенная версия второй десятки стоит на 10 000 дороже - мистика). Версия с более современным "блинозумом" 14-42mm EZ - дороже на 4 000 рублей. Но сама философия электрозума мне чужда, привык крутить руками понимая что и в каких пределах происходит - поэтому ее не рассматривал. Опять же - у 14-42IIR 7 лепестков диафрагмы, у панкейка - всего пять. И - эта разница заметна, особенно при ночной съемке на точечных источниках света.

Вес и размер. Камера очень легкая - вес с батареей и картой памяти всего 390 грамм. Но при этом из за металлического корпуса не ощущается непрочной или дешевой. Все очень качественно и плотно собрано. Цельный и аккуратный фотоаппарат. Размер - всего 120х83х47 мм. Помещается в ладонь.

Третье. Стабилизатор. Пятиосевой. Официально - 4 ступени EV. На деле 1/15 на ЭФР 100 мм с рук. Показался слабее чем стабилизатор в первой пятерке - Olympus om-d e-m5. Незначительно, но слабее. Но - добавилось настроек вариантов работы стабилизатора.

Остальные факторы выбора камеры в Олимпусе есть и работают без нареканий. Тач скрин отзывчивый и быстрый, видоискатель неплох, беспроводные соединения с достаточным функционалом.

Оптика. В наличии сейчас китовый 14-42 и ранее купленный (на всякий случай) 40-150 4-5,6. В планах докупить светосильный портретный фикс - скорее всего Olympus 45 1.8 - очень впечатляют снимки, сделанные на этот маленький но красиво рисующий объектив.

О том что понравилось в Olympus e-m10 m2:

Он красивый.
Как ни крути, вещи имеют такое определение как красивые и гармоничные. И в этом случае камера однозначно совпала с моими представлениями о красоте. Строгий, лаконичный, но при этом очень удобный дизайн вкупе с отличными материалами.

Он удобный.

Отдельная благодарность разработчикам за высокие барабаны настроек. У меня крупные руки. И сложно бывает управлять камерами с невнятными дисками. Хорошо помню зимние ночные съемки с первыми Sony A7 - постоянно замерзшие руки, потому что в перчатках что то поменять в настройках было нереально.
Но на этой крохе диски управления выше всяких похвал. Ребристые, большие, с глубокой насечкой. Кстати, в недавно выпущенной третьей версии м10, барабанчики урезали и сделали обычными-невнятными. Так что - радуюсь, что здесь с ними все в порядке.

Обратите внимание - неприметная кнопка справа от переднего диска позволила получить очень удобный алгоритм настройки камеры. Пожалуй в этом крошка м10м2 даже удобнее моего фаворита Fujifilm XT-2. В настройках камеры назначаем на кнопку Fn2 выбор ISO/WB - и получаем моментальный доступ к главным параметрам съемки. Диафрагма/выдержка/ISO и бонусом - баланс белого. В два пальца. Это нереально удобно (есть с чем сравнивать).

Аналогичные настройки есть в Fujifilm XT-20, но - крутилки) Они на Олимпусе удобнее всего, что крутил ранее.

Он быстрый.
Камеру покупал что бы иметь возможность в любой момент начать съемку. Всегда наготове, всегда под рукой. Неважно что привлекло внимание - цветущий в ноябре цветок

Или электрик, ремонтирующий освещение трассы, а ты едешь со скоростью 80 км/ч и нет времени останавливаться, доставать большую черную камеру и снимать - но есть полторы секунды поднять кроху и нажать на спуск,

Или свет фонарей глубокой ночью - кстати, ISO 6400

или красивое небо над мостом по пути на работу

Или ягоды шиповника на фоне голубого неба

в общем - со своей главной для меня в нем функцией он справляется отлично и в любых ситуациях. Настоящий "Ловец впечатлений"

Недостатоки:
Пока заметил только один - непривычно расположение кнопки включения - нужно задействовать обе руки.
Обновлено:
В лучших традициях Олимпуса указатель заряда аккумулятора абсолютно неинформативен. Два положения - "Полностью заряжен, лопаюсь от энергии, переполняющей меня" и "Все, у тебя пара минут - я отключаюсь". Тут либо развивать навыки телепатического бесконтактного замера оставшейся мощности, либо на алиэкспрессе заказывать пару батареек от DSTE. Почему не оригинал? Потому как цена в 15% от стоимости камеры на родные аккумуляторы несколько завышена. Хотя это уже вторая камера Olympus у меня, и пора привыкнуть к привычке этого производителя жлобить на мелочах - как например блендах для объектива, которые предлагают купить отдельно, прося за кусок пластика 15-20 % от стоимости самого объектива).

Но - привычка никогда не выключать камеру пока есть вероятность что то сфотографировать, и держать ее с подходящими настройками в спящем режиме нивелирует этот недостаток.

Позже обновлю пост - когда поработаю с фирменными фишками Олимпуса - брекетингом по фокусу и режимом Live Composite.

Обновление 16.11.2017

Про следящий автофокус

Сегодня довелось проверить работу следящего автофокуса. Еще раз порадовался покупке этой умной и компактной камеры.- заехал в автосервис на ремонт и ТО автомобиля - а во дворе такое вот юное и позитивное плюшевое чудо.

Автофокус на слежение (режим C-AF TR ) отрабатывает очень уверенно - промах процентов 10, но и пес двигался по кадру совершенно хаотично, от угла к угла снимка, то приближаясь, то отбегая. Так что на мои потребности тест пройден.

Про брекетинг по фокусировке

Задумался о проверке еще одного режима, который есть в этой камере - режим брекетинга по фокусу.
Пара слову о самом режиме. Итак, при настройке брекетинга по фокусировке камера делает заранее установленное количество кадров (от 2 до 999) с устанавливаемым отклонением по фокусу (от условной единицы до девяти). Т.е. выставил например 12 кадров с шагом 2 - нажал спуск и у тебя с максимально возможной для текущих настроек скоростью камера снимает непрерывно 12 изображений. Каждый раз перефокусируясь чуть дальше от кадра. Потом эти равы ты переносишь в комп, открываешь в фотошопе, нажимаешь Автослияние слоев - и получаешь картинку на которой все в фокусе от края до края.

С теорией разобрался, выставил настройки в камере, пришел домой - а дома был шикарный ужин. Решил сфотографировать произведение кулинарного искусства, полез в карман, навел камеру - спуск - и думаю - "Что то долго предпоказ не срабатывает..." Оказалось, что пока я думал свою мысль, камера сделала 19 кадров и сохранила их. Ранее в меню камеры назначил брекетинг по фокусировке на клавишу Fn3 - и случайно нажал ее, вынимая фотоаппарат. В общем, получился случайный несинтетический тест этого режима.

Первый снимок из серии - привычная небольшая ГРИП.


Во второй части обзора мы поговорим о начинке камеры - фотосенсоре, затворе, фокусировке и стабилизаторе, оценим шумы и посмотрим на качество картинки и видео.

Фотосенсор

Во всех камерах линейки OM-D используется по сути один и тот же фотосенсор 16 мгпкс формата micro 4/3 (с незначительными вариациями типа фазовых датчиков в E-M1).
Это часто служит поводом для упреков в адрес Olympus. Мол, сколько уже можно делать камеры на одной и той же матрице. С другой стороны, 3.5 года - не такой уж большой период времени, если вспомнить Кэнон, то они часто используют один и тот же техпроцесс сенсоров (причем в равной степени на кропе и ФФ) на протяжении 4-5 лет. Не надо также забывать, что совершенствуется электронная обвязка матрицы, что в некоторых случаях позволяет добиться улучшения по шумам.

Сегодня мы попробуем разобраться, есть ли видимая разница по шумам между тремя последними камерами Olympus - E-M10, E-M5 Mark II и E-M10 Mark II.
Тестовая сцена у нас довольно бесцветная (основная задача сейчас - посмотреть шумы и ДД, а про цветопередачу и так известно, что у Олимпуса она отличная, и у новой камеры в этом плане никаких отличий нет).


Освещение - люминесцентная лампа с CRI >90, прогретая в течение часа после включения.
Объектив - OM Zuiko 50 1.2, f/4.0. Ручная фокусировка.
Мишень Colorchecker в расфокусе намеренно, чтобы было легче оценивать шумы.
Режим съемки - "М", ISO и выдержка устанавливались вручную - 200 (1/13), 400(1/25), 800 (1/50), 1600 (1/100), 3200 (1/200), 6400 (1/400), 12800 (1/800), 25600 (1/1600).
Режим затвора - механический, антишок включен, задержка спуска 12 сек.
Перед съемкой каждого кадра камера выключалась и включалась заново, чтобы полностью исключить "накопление" тепловых шумов.

Конвертация - RPP, профили отключены полностью, баланс белого выставлен вручную 1 раз по 2 серой плашке колорчекера. Контрастная кривая - L*.
Экспокоррекция, шарп и шумодав не применялись.

Посмотрим на кропы со всех трёх камер на основных значениях ISO.



Какие интересные моменты здесь обнаруживаются?

Во-первых, экспозиция кадров с E-M10 чуть-чуть (где-то на 1/5 ступени) выше, чем у E-M10-II и E-M5-II.
Ошибка при съемке? Прогрев лампы? Нет. Правильный ответ - чувствительность сенсора в E-M10 реально выше где-то на четверть ступени.
Если спросить у главного технодрочера по матрицам - DxO - то их графики эту разницу показывают однозначно:


Минутка язвы:
Для меня остается загадкой только одно - зачем называть “ISO 200” реальную чувствительность ISO 100. Мне кажется, что от этого никакой особой выгоды маркетингу нет, только путаница. Ведь выдержки все равно будут соответствовать реальной чувствительности. Опять же, жпеги сильно отличаются от равов, если равы открывать правильным конвертером. В общем, мне кажется, что абсолютно всем производителям камер стоит просто перейти на реальные а не рейтинговые ISO. Там разница-то везде в пределах 1 стопа, а вот оценка шумов получается при сравнениях неадекватная. Да и много других сложностей. Опять же, зачем путать студийщиков, если оказывается, что ISO 200 на самом деле не 200, а 100, и выдержка синхронизации позволяет снимать на более открытых диафрагмах...

Что в итоге?
Всё примерно поровну у трёх камер. В данном тесте старую десятку я бы назвал самой шумной, хотя отличия незначительны. Да и по ДД она чуть проигрывает тоже.
Цветные шумы у E-M10 Mark II на высоких ISO чуть-чуть пониже. Едва заметно. Впрочем, такие отличия бывают даже в разных партиях одной и той же модели камеры, поэтому можно условно считать, что фотосенсор в новой десятке фактически идентичен сенсору в E-M5 Mark II .

“Точку невозврата”, при которой начинают теряться важные детали изображения, я условно отмечу как ISO 6400, выше которого я бы не советовал подниматься. В этом плане очень показателен семпл номер 4, где видно, как с повышением ISO пропадает рифление на кольце объектива. На 3200 фактура еще есть, на 6400 она перестает читаться. Но это в довольно глубоких тенях. В середине и в светах картинка еще более-менее пригодна на ISO 6400, хотя на 12800 уже и в светах появляется основательный песочек.

Давайте отвлечемся от синтетических тестов и 100% кропов и все-таки посмотрим на реальные снимки, сделанные на разных ISO. Кадры обработаны минимально (конвертация в RPP по вкусу, ресайз), шумоподавление не применялось.

ISO 200:

115 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

ISO 500:


90 mm, f/2.8, ISO 500, по клику - крупнее


ISO 640:



150 mm, f/2.8, ISO 640, по клику - крупнее


ISO 800:


25 mm, f/1.8, ISO 800, по клику - крупнее

ISO 2500:



40 mm, f/2.8, ISO 2500, по клику - крупнее

ISO 3200:



25 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее


Даже в очень сложных по свету условиях (темно + цветные лампы), Olympus вытягивает отлично. Вот, например, фото из Москвариума. Кто было - тот знает, что там довольно темно, освещение для камеры сложное. Причем, что интересно, в такой ситуации даже камерный жпег ведет себя адекватно. Баланс белого - автоматический. По цвету абсолютно адекватно реальному освещению в этой экспозиции аквариума (посетители подтвердят).



8 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее


А в раве можно вообще при желании 1 движением руки компенсировать цветной свет, позволив RPP самостоятельно угадать баланс белого, - и увидеть реальный окрас этого товарища:



8 mm, f/1.8, ISO 3200, конвертация в RPP, по клику - крупнее


Шумы при этом конечно же вырастут (слишком большой дисбаланс каналов), но попробуйте в таких условиях снять на любую другую камеру - увидите примерно то же. Впрочем, шумы равномерны, не раздражают и больше походят на пленочное зерно, и, что меня уже много лет радует у Олимпуса - файлы (при своем небольшом весе и 12-битном раве) остаются очень гибкими в обработке. Не лезет кислота, не лезут цветные плюхи, а коэффициенты отдельных каналов можно крутить при этом в разные стороны более чем на ступень.

Что касается детализации в нормальных условиях съемки, то 16 мегапикселей - на мой личный взгляд - очень хорошая цифра. Во-первых, этого разрешения достаточно вплоть для метровых отпечатков, не говоря уже о просмотре на всяких ретина-5К. Во-вторых, малый размер файлов, скорость обработки. Разумное значение дифракции, позволяющее без проблем зажимать диафрагму до f7.1, что по глубине резкости эквивалентно полнокадровым f14 (на той же выдержке - вот несомненный плюс дваждыкропа!)
То есть абсолютно достаточное разрешение для любительской фотокамеры. Еще можно вспомнить мой двухлетней давности, результаты которого (а все же более 300 участников) как бы намекают либо на то, что людям действительно оптимально 16 мгпкс, либо на то, что у меня тут собрались одни дваждыкропщики:)

Взгляните на эти пейзажи, посмотрите на детализацию, на цвет. Посмотрите, как камера справляется с высококонтрастными сценами. И да, все это снято c рук, некоторые кадры - на телевик, на открытой диафрагме. Шарп или шумодав при обработке не применялись. Конвертация в RPP, ресайз в ФШ, наложение копирайта, сохранение как жпег.


12 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


75 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее


73 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


40 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


79 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


85 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее


25 mm, f/1.8, ISO 200, по клику - крупнее


27 mm, f/5.6, ISO 200, по клику - крупнее

В последнее время стали популярны риторические дискуссии о “прогрессе” сенсоров у других производителей и его “отсутствии” у Олимпуса. К сожалению, у меня нет сейчас на руках нового 20-мгпкс Панасоника, чтобы сравнить его с Олимпусом. Потому что семплы, которые я видел, отличаются шумами. Оно и понятно - покуда нет принципиально нового техпроцесса, наращивать мегапиксели - нет смысла, а понижать шумы - нет возможности (при таком размере ячейки).

Еще у меня есть в запасе один преинтереснейший тест, в котором я решил снять одну и ту же сцену на OM-D E-M10 Mark II и Canon 5D Mark III :) Но этот тестик я вброшу отдельным постом, попозже.

Затвор

Главное отличие новой камеры в том, что она поддерживает электронный (и полностью беззвучный) режим затвора и обеспечивает выдержки до 1/16000 сек. Механически же обе камеры дают минимальную выдержку 1/4000.

Чуть-чуть улучшена серийная съемка (8.5 к/с вместо 8 к/с) и выдержка синхронизации с внешними студийными вспышками (1/250 вместо 1/200).

Мне частно задают вопросы о - явлении, при котором камера испытывает встряску в момент открытия затвора, и эта встряска ухудшает резкость кадра, особенно с телеобъективами.
Этот вопрос я тщательно проверил на новой десятке, и могу сказать, что OM-D E-M10 Mark II не страдает shutter shock, если влючена опция "Antishock 0". То есть на фокусных от 50 мм и выше и на выдержках даже вплоть до 1/15 сек именно шаттер шока не наблюдается. Да, конечно никто не может застраховать вас от смаза из-за тряски рук. Но именно с ТЕХНИЧЕСКИМ явлением shutter shock я не сталкивался уже очень давно (последний раз я видел это на E-M1 с ранней прошивкой). Разумеется, опция антишока и соответствующий режим затвора должны быть включены.
Также не забывайте включить в настройках стабилизацию при серийной съемке.

Автофокус

Olympus при выходе каждой новой камеры и прошивки заявляет улучшения следящего автофокуса, но принципиальную разницу в этом плане я сегодня вижу в основном только на E-M1 - за счет фазовых датчиков. В других камерах c контрастным автофокусом в режимах C-AF и C-AF с трекингом все еще трудновато потягаться с зеркалками.
В то же время, одиночная фокусировка остается очень быстрой и цепкой, а ее точность значительно превышает точность АФ в зеркальных камерах - поскольку в первом случае происходит фокусировка по фактической картинке на матрице, а не по отдельно стоящим датчикам, что требует юстировки (причем как камеры, так и объективов). О том, как работают разные системы автофокуса, я писал в .
В общем, в реальных условиях никаких проблем с одиночной фокусировкой я не заметил. Как и заметных отличий от других камер линейки.

Стабилизация и возможности видеосъемки

С одной стороны, полторы ступени разницы - это не слишком много. И многие тесты показывали, что разница в плавности видео между 3- и 5-осевой стабилизацией не слишком велика.
С другой стороны, если разница есть - о ней следует сказать.

Я провел тест, соединив камеры одним креплением.
Режим стабилизации на E-M10 был M-IS ON, а на E-M10 Mark II - M-IS1. Здесь следует сделать пояснение - на старой десятке в режиме M-IS ON принудительно включается программная стабилизация, поэтому и на новой камере я выставил аналогичный режим M-IS1.

Как видно, именно по стабилизации разницы почти нет, хотя и заметно, что при тряске камеры вперед-назад и при ходьбе (сюжет с лампой) марк 2 держит картинку чуть лучше.
Возможно, здесь будут какие-то улучшения в грядущих прошивках.

Помимо этого, детализация видео на новой камере на порядок лучше, и меньше заметен роллинг-шаттер (хотя там и там он пренебрежимо мал). Также более адекватен динамический диапазон (настройки стиля изображения использовались одинаковые).

К слову о качестве видео.
В новой камере повышен битрейт видеопотока (при качестве Super Fine это более 50 мегабит), усовершенствованы кодеки (H.264, AVC).
Появился полный набор частот кадров, включая классические киношные 24 fps и очень полезные 60 fps (которые можно потом замедлить в 2.5 раза, получив 24 fps). Кстати сказать, режим замедленного или ускоренного видео также можно включить и непосредственно в меню камеры в виде множителя скорости, а не в виде fps.
Появился вариант сжатия ALL-I, при котором все кадры видеопотока являются ключевыми. Битрейт при этом достигает 77 мегабит (этот режим работает только для частот кадров 24-25-30). Такая настройка кодека более "дружественна" для видеоредакторов и дает ощутимо более качественную картинку на статичных сценах.
Я проверил запись видео, и на всех моих флешках 10 класса оно работает нормально, поэтому имеющиеся карточки менять не придется.

К обзору я смонтировал небольшой ролик, который показывает возможности камеры (хотя и без особой смысловой нагрузки):

И да, я попробовал режим 120 к/с. Как я уже говорил, он скорее номинальный (малое разрешение, нет звука), однако любителю (у которого еще нет айфона с 120 к/с 720p) будет интересно поэкспериментировать. Думаю, что на телевизоре при домашнем просмотре эти видео будут выглядеть вполне приемлемо. Но не более того. Ведь разрешение роликов - всего 640х480 (VGA). Частота кадров в файле - 30 fps (видео сохраняется уже замедленным в 4 раза при фактической скорости записи 120 fps).

Не смейтесь:) Пройдет немного времени - и Олиспус выпустит камеру с очень продвинутым видео. Там будет и 4К, и 120 к/с в FullHD, и всё, что хочешь. Но на это нужно время, а пока что посмотрим на эти 120 к/с как на своего рода "тренировку" :) Не забывая, что в режиме FullHD камера выдает вполне пристойную картинку.

Выводы:

Качество изображения, стабилизации и видео на E-M10 Mark II не отличается принципиально от E-M5 Mark II (за исключением режима 40 мгпкс).
Если же сравнивать с предыдущей моделью (E-M10), то стало чуть-чуть меньше шумов, а видео заметно улучшилось (появился полноценный набор частот кадров и хороший битрейт).

Теперь нам остается разобраться, как работает брекетинг по фокусировке. А также будет парный тест-холивар "E-M10 Mark II против Canon 5D Mark III".

ВСТУПЛЕНИЕ:

Olympus последнее время не слишком часто радует нас новинками. Грандиозный скандал, который пережила компания в конце 2011 года, изрядно "подкосил" финансовые возможности "олимпийцев", что незамедлительно сказалось на разработках и выводе на рынок новых товаров. И к 2014 году линейка камер сократилась почти вдвое, ограничившись "необходимым минимумом".

Справедливости ради, нельзя не отметить, что подобные трудности иногда идут на пользу (в первую очередь нам - потребителям). Компания-разработчик начинает более тщательно и скрупулёзно подходить к выводу на рынок новых моделей, так как вывод не очень удачной может иметь критические последствия. Кроме того, нужно попытаться узкой линейкой продукции "перекрыть" более широкие линейки конкурентов, да и максимально удлинить жизнь каждой модели, сделав её технологически продвинутой.

Бюджетные модели практически убрали, оставив только пару цифрокомпактов-амфибий и пару суперзумов. Да и их особенно бюджетными и не назовёшь. Основной же упор делается на камеры со сменной оптикой стандарта Micro 4/3 .

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Olympus OM-D E-M10 Mark II, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ КАМЕРАМИ ЛИНЕЙКИ OM-D:

OM-D E-M10 mark II
OM-D E-M5 mark II
OM-D E-M1
Сенсор Micro 4/3 Live MOS, 17,3 x 13 mm
Количество мегапикселей Всего - 17,2; эффективных - 16,1 Всего - 16,8; эффективных - 16,1
Процессор TruePic VII
Фото JPEG (Exif 2.2), RAW (12 bit); максимальное разрешение кадра - 4608х3456, MPO (3D)
Видео FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 60p, 50p, 30p, 25p, 24p FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 30p, 25p, 24p
Чувствительность ISO от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100) от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)
Стабилизация изображения Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 5 шагов EV Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 4 шагов EV
Система автофокусировки Контрастная, 81 зона Контрастная, 81 зона Гибридная (81 контрастная зона + 37 фазовых датчиков)
Экспозамер 324 зоны
Скорость срабатывания затвора От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/4000 секунды), Bulb От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/8000 секунды), Bulb
Скорость серийной съёмки 8,5 к/с 10 к/с 10 к/с
Дисплей Поворотный, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп Наклонний, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп
Видоискатель Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,23х (100% охват) 1,48х (100% охват) Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,48х (100% охват)
Вспышка Встроенная, ведущее число 8,2 (при ISO200) Внешняя (в комплекте), ведущее число 12,9 (при ISO200)

Внешняя (в комплекте), ведущее число 10 (при ISO200)

Wi-Fi / GPS Да / Нет Да / Нет Да / Нет
Интерфейсы AV/USB, micro-HDMI AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, выход на наушники 3,5 мм AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, порт подключения внешней вспышки
Аккумулятор BLS-50 (8,5 Вт*час), 320 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 310 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 350 кадров (CIPA)
Корпус Металл, без защиты от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги
Габариты, вес 120 х 83 х 47 мм, 390 грамм 124 x 85 x 45 мм, 469 грамм 130 х 93 х 63 мм, 497 грамм

Фактически, Olympus во многом повторяют линейку камер Fujifilm (ну, или Fujifilm повторяет линейку Olympus - это уже как кому больше нравится). Как и Fujifilm в своё время представили "упрощённый" , который мало отличался от флагманского функционально, но существенно дешевле стоил, так и Olympus решили заполнить нишу упрощённым "почти флагманом".

Как и в случае с Fujifilm, системные камеры OM-D с момента своего запуска имеют достаточно характерную и узнаваемую внешность, стилизованную под ретро-зеркалки. Как и в 70-е годы 20-го века основной упор делается на компактность, но при этом соизмеримую с "большИми" камерами функциональность и удобство использования.

Корпус E-M10 mark II выполнен из металла с прорезиненным покрытием передней части. Камера выглядит очень красиво, производит впечатление дорогого качественного изделия. Она идеально собрана, все чётко подогнано, ничего не скрипит, не люфтит и ощущается монолитно. В руках E-M10 mark II держать действительно удобно, несмотря на довольно маленький выступ батарейной ручки. Удобство обеспечивается благодаря небольшому выступу под большой палец на тыльной стороне камеры. На самом деле, уже все производители беззеркалок поняли, что таким нехитрым и очевидным способом можно существенно улучшить хват камеры, и практически повсеместно внедряют его, что радует.

Основных же минусов два. Во-первых, корпус, в отличии от старших OM-ов, не защищён от влаги. Влагозащищенных объективов в линейке Olympus уже предостаточно, так что дополнительная защита была бы полезным дополнением. Но с другой стороны, за счёт этого (в том числе) была существенно снижена стоимость камеры. И во-вторых, как и в старшей модели, все кнопки на корпусе камеры - мелкие и недостаточно выпуклые. Так что, обладателям больших рук (как и людям с не очень хорошим зрением) придётся привыкать к эргономике.

Кнопок на "десятке" меньше, чем "пятёрке", а программируемых - всего три. Кроме того, здесь нет интересного 2-позиционного переключателя, который присутствует на старших моделях и позволяет менять логику работы колёс управления (подробнее об этом есть в обзоре E-M5 mark II) . Все три колеса управления сосредоточены с правой стороны. Камера позволяет очень гибко настроить управление. Помимо трех функциональных клавишь, можно перепрограммировать кнопку активации видеозаписи, а также запрограммировать оба колеса управления. На выбор предоставляется более двадцати функций.

Учитывая, что камера достаточно маленькая, для удобства использования, колёса пришлось разнести по высоте и сделать рифлёными. Колесо выбора режимов, так вообще, существенно приподнято над корпусом. И нужно сказать, что выглядит это всё здОрово, реализовано качественно, да и пользоваться действительно удобно.

В камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 037 Мп - по характеристикам такой-же, как и во всей линейке OM-D. То, что его сделали поворачивающимся в одной плоскости, видимо, заслуга маркетологов. Ничего не мешало сделать дисплей поворотным во всех плоскостях, как в E-M5 mark II, но была необходимость "развести" продукты, увеличив количество преимуществ между старшей и младшей моделями.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно изменять зону фокусировки, скролить меню и пролистывать фото при просмотре. Но мультитач не поддерживается, так что привычным "смартфонным" жестом увеличить или уменьшить фото во время просмотра не получится.

Электронный видоискатель имеет такое-же разрешение, как и у других камер линейки - 2,36 Мп, но меньшее увеличение (1.23х против 1.48х, что заметно при использовании). Но наконец-то его реализовали на основе OLED-матрицы. В "пятерке" картинка казалась очень уж холодной, что вызывало дискомфорт. Здесь-же такого эффекта нет - изображение контрастное, теплое и приятное для глаз.

Кроме того, в новинке появился интересный режим работы ЭВИ - Simulated optical viewfinder (Симуляция оптического видоискателя) . В нём изображение в видоискателе не отображает реальную экспозицию, а пытается симулировать то, что мы теоретически должны видеть через оптический видоискатель (если бы таковой был). На практике - это не более чем интересная фишка, практическая польза от которой стремится к нулю.

ВСПЫШКА:

В камере есть встроенная вспышка и горячий башмак. Вспышка не мощная - ведущее число всего 8,2 при ISO200 (в пересчете для ISO100 ведущее число будет всего-то 5,6). Но в камеру такого размера едва-ли можно было разместить более мощное освещение. Вспышка может работать в таких режимах: авто, ручной (с установкой делителя мощности от 1/1,3 до 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по второй шторке. Можно устанавливать компенсацию в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 ступени. Скорости синхронизации можно регулировать в пределах от 1/250 до 1/60 секунды, а также установить режим высокоскоростной синхронизации (Super FP) с выдержкой 1/4000 секунды.

К сожалению, конструкция вспышки не позволяет изменять угол её наклона, так что направить её в потолок для получения более мягкого свето-теневого рисунка не получится.

Как видно из приведённой выше таблицы, отличия у камер минимальные. У E-M10 mark II, помимо упрощённого корпуса и видоискателя, ниже скорость серийной съёмки, а механический затвор ограничен минимальной скоростью срабатывания в 1/4000 сек (у старших моделей - 1/8000). Кроме того, есть незначительные отличия в реализации программных "улучшателей". Но, с другой стороны в камере есть функции, которыми не могут похвастаться даже старшие модели. Но, правда, все эти функции полностью программные и не исключено, что они могут появиться в других камерах OM-D с выходом новых прошивок.

Первое - режим AF Targeting Pad (Тачпад автофокус) . Если активировать эту функцию, можно глядя в электронный видоискатель производить фокусировку, проводя пальцем по дисплею. Сам дисплей, если поднести камеру к лицу, "гасится" датчиком приближения, работает только сенсорная панель. Это очень удобно, так как позволяет изменять точку фокусировки, не используя навигационные кнопки.

Еще одна интересная функция - Focus BKT (брекетинг по фокусировке) . Суть заключается в том, что камера может делать определенное количество снимков, автоматически смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру. Тот, кто занимался предметной и макросъёмкой знает, что получение большой глубины резкости - это задача не из простых, так как даже сильное закрытие диафрагмы может не дать достаточную ГРИП, чтобы получить весь объект целиком в резкости. На сегодняшний день для решения подобных задач чаще всего используется метод совмещённого фокуса - Focus Stacking . Он позволяет увеличить глубину резкости путём объединения нескольких кадров с разной фокусировкой. Это самый качественный, но при этом и весьма трудоемкий, и затратный по времени метод. Во-первых, необходимо фокусироваться вручную, последовательно меняя плоскость фокусировки и при этом соблюдать определённый шаг. При этом, нужно учитывать, что с удалением объекта съёмки от камеры, увеличивается и , так что плоскости фокусировки будут расширяться. Во-вторых, учитывать, что при перефокусировке многие объективы незначительно изменяют , так что изображения будут не совсем идентичны. Это может создать дополнительную "возню" при совмещении снимков в графическом редакторе. И в-третьих, все снимки нужно делать так, чтобы при перефокусировке не захватывать "лишнюю" зону резкости, так как это тоже создает определённые дополнительные сложности при совмещении кадров.

После этого, полученные снимки можно объединить в фотографическом редакторе (Photoshop и любом другом на выбор).

Часть трудоёмкого вышеописанного процесса Olympus автоматизировали. Но без нюансов, конечно, не обошлось). Во-первых, полученные с помощью Focus BKT снимки все равно придётся объединять в графическом редакторе, так как внутрикамерная обработка этого делать не умеет. Во-вторых, с особенностями работы брекетинга придется разбираться эмпирическим путём. В камере есть 2 настройки, отвечающие за его работу: количество снимков (от 1 до 999) и сдвиг фокусировки, измеряемый в неких условных единицах (от 1 до 10). Так вот, эти параметры придётся подбирать, в процессе съёмки, методом проб и ошибок, так как определить сколько нужно снимков для получения резкого изображения камера сама не может, а понять логику сдвига фокусировки сходу не получится, так как это не понятно к чему привязанные величины.

Но, тем не менее, потратив некоторое количество времени на подбор нужных параметров, в дальнейшем можно существенно экономить время съёмки. Тем более, что сам автоматический процесс фотографирования проходит очень быстро.

Во всех трех камерах линейки Olympus используется, скорее всего, один и тот же сенсор на 16 мегапикселей (информацию о происхождении сенсоров и их модификациях производитель старательно прячет "за семью замками"). Во флагманском E-M1 в сенсор дополнительно интегрированы ещё и фазовые датчики, которые позволяют производить более точную следящую автофокусировку при съёмке движущихся объектов.

На сегодняшний день 16-мегапиксельный сенсор можно, де-факто, считать стандартом системы Микро 4/3. Пока что, есть только две камеры с сенсором на 20 Мп - это Olympus PEN-F и Panasonic DMC-GX8 . Размер сенсора для систем Микро 4/3 составляет 17.3 x 13.0 мм, в то время как размеры полного кадра - 36 x 24 мм. Если посчитать, то получится, что площадь сенсора Micro 4/3 в 3,8 раза меньше площади сенсора полнокадровой камеры. Значит, полный 35-мм сенсор с такой-же, как у E-M10 mark 2 плотностью пикселей, имел бы разрешение в 62 Мп. И ни для кого не секрет, что увеличение числа пикселей (а как следствие - уменьшение их размера и расстояния между ними) ощутимо сказывается на "шумности" получаемого изображения. На сегодняшний день только у Canon есть 35-миллиметровая камера с рекордным 50-мегапиксельным сенсором, в которой было изрядно "подкручено" максимальное значение ISO, чтобы "не пугать" пользователей сильным цифровым шумом. Потому, как мне кажется, даже 16 Мп - это максимальный разумный предел для такого размера матрицы, а 20 Мп - это уже "немного перебор".

У камеры очень неплохой динамический диапазон. Она отлично справляется со сценами, в которых присутствуют сильные перепады яркости. Из сильно недоэкспонированного RAW-файла путем нехитрых манипуляций в графическом редакторе, можно получить вполне приличную картинку. Естественно, проявятся шумы, но лишь в виде "зерна", а не грязных цветных пятен. Ниже пример фото: справа - оригинальный JPEG, слева - изображение из RAW-файла с "вытянутыми" тенями +80 в Adobe Camera RAW.

Что касается "шумности", инженеры Olympus, кажется выжали из данного сенсора всё, что можно было "выжать". Камера начинает шуметь уже на ISO1600, но позволяет получить вполне приличную картинку вплоть до ISO3200. На ISO6400 уже видна существенная потеря детализации и выше светочувствительность поднимать не стоит ни в коем случае.

Скачать оригиналы снимков, сделанных с использованием разных значений ISO (RAW+JPEG) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке .

Традиционно, в камере используется контрастная система автофокусировки. В E-M10 mark II она такая же, как и в E-M5 mark II - 81 датчик фокусировки, практически полностью покрывающие кадр. Одиночная фокусировка очень быстрая и цепкая. Её точность практически всегда превышает точность фазовой автофокусировки зеркальных камер, так как фокусировка осуществляется датчиками, расположенными на матрице, а не отдельными датчикам, расположенными на зеркале, которые требуют очень точной юстировки.

В сравнении с я разницы не ощутил, автофокусировка очень быстрая. Но вот, если сравнивать с , то разница в работе автофокуса ощущается очень сильно. При единичной фокусировке (особенно в условиях низкой освещённости) Panasonic фокусируется быстрее и точнее. И это при том, что формально автофокусировочная система GM5 значительно проще - 23 датчика против 81. Но при использовании следящей автофокусировки, E-M10 mark II все же ведет себя корректнее, реже сбивается и теряет объект съёмки. И тем не менее, с полноценной съёмкой быстро движущихся объектов современные беззеркальные камеры с контрастным автофокусом пока не справляются. Здесь однозначное преимущество у камер с фазовой (или гибридной) автофокусировкой.

Камере досталась новая 5-осевая матричная система стабилизации изображения, но более упрощённая, относительно E-M5 mark II, модификация. К сожалению, и скорее всего, по этой причине в E-M10 mark II нет High Res Mode, который был у E-M5 mark II. Согласно спецификациям, стабилизатор может компенсировать до 4 EV (в E-M5 mark II - до 5 EV). На практике, мне удалось получать более-менее приемлемые снимки даже на выдержке 1/2 секунды. И это очень хороший результат.

А вот, что касается видео - тут уже стабилизатор старшей камеры справляется с колебаниями значительно аккуратнее. Так что, если планируете съёмку видео с рук - E-M5 mark II вне конкуренции.

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • эффективный 5-осевой стабилизатор изображения;
  • отличное качество изображения (RAW и JPEG), широкий динамический диапазон;
  • быстрый и точный автофокус (для одиночной съёмки);
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный контрастный OLED-видоискатель;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как AF Targeting Pad и Focus BKT , которых (пока) нет даже в более дорогих камерах;
  • очень гибкая настройка "под себя" механических элементов управления камерой;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой;
  • предусмотрен опциональный батарейный блок;
  • цена.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • нет внутрикамерной склейки панорам;
  • отсутствие выхода на наушники и микрофонного входа;
  • нет съемки 4К video;
  • низкая автономность;

ВЫВОДЫ:

В процессе подготовки выводов о Olympus E-M10 mark II не покидало ощущение Дежа-Вю, настолько перекликались выводы с обзором Fujifilm X-T10. Даже фраза "фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру, у которой по таким-то пунктам урезан функционал" более чем применима и к этому обзору, но с одним существенным "НО". Есть момент, который должен изрядно озадачить с выбором потенциальных покупателей.

Ключевое отличие между E-M10 mark II и E-M5 mark II (я сознательно не упоминаю E-M1, так как она технологически уже едва-ли может называться флагманом, думаю в самое ближайшее время производитель обновит её до E-M1 mark II) - это наличие более эффективного стабилизатора изображения у последнего. Этот фактор "тянет" за собой существенные бонусы при съёмке видео с рук и наличие интереснейшего High Res Mode .

Второй ключевой момент - не защищенный от воздействия влаги корпус.

Все остальные различия - программные (вернее сказать - маркетинговые), которые могут быть устранены с выходом очередной прошивки.

E-M10 mark II - это прекрасная высокотехнологичная камера в стильном, красивом, качественном, эргономичном (тут ещё можно добавить эпитеты) корпусе, которая ещё и выдает прекрасную картинку. Камера не боится сцен с большим перепадом яркостей, её RAW-файлы отлично "тянутся".

За эти-же деньги можно присмотреться к всё тому-же Fujifilm X-T10 или Panasonic Lumix G7 или Sony a6000. На стороне Fujifilm и Sony - больший размер сенсора (и как следствие меньшие шумы), но проще функциональное наполнение. На стороне Panasonic - лучше возможности по съёмке видео.

Повороты диска режимов сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути. С режимами P (программный автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки) и M (ручное задание экспопараметров) всё понятно, это классика. Кстати, когда вы находитесь в режимах группы P-A-S-M, нажатие кнопки быстрого меню выводит на экран панель управления SCP – ту самую, что на предыдущей иллюстрации.

«Зеленый» авторежим AUTO предназначен для тех, кто не хочет задумываться над настройками камеры. В этом режиме камера сама распознает, какого типа сюжет вы снимаете, и с учетом условий съемки автоматически устанавливает оптимальные параметры.

В режиме AUTO кнопка быстрого меню (или прикосновение к правому краю сенсорного дисплея камеры) включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).

Шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» называется – Советы по съемке. Это как бы микроучебник по съемке, где даются краткие советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов.

Намерение облегчить жизнь начинающему фотографу при помощи «Гида по легкой смене настроек» стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.

Вообще-то, большинство фотографов, даже начинающих, к «зеленому режиму» относятся немного свысока. На самом же деле за его внешней простотой (включил, и больше ничего делать не надо) скрываются сложные алгоритмы и весьма широкие изменения в поведении камеры. Например, она может сама ввести экспокоррекцию или включить съемку в HDR. Я довольно долго ходил по городу и снимал именно в режиме AUTO, и порой он приятно удивлял.

Например, на полном автомате сделан вот этот кадр.

На первый взгляд он может показаться если не пересвеченным, то все же излишне светлым, в пасмурную-то погоду. Однако на самом деле камера проанализировала сюжет, увидела съемку людей, распознала лица и, сделав экспозамер по лицам, в соответствии с этим выставила экспопараметры. Ну, поворот камеры – это уже моё :).

Для сравнения, вот как выглядела съемка в тех же условиях (и в том же режиме AUTO), но без лиц на переднем плане:

Положение диска режимов SCN – это сюжетные программы (Scenes). Доступ к ним организован совершенно не так, как во всех других камерах Olympus. Очевидно, разработчики посчитали, что перебор однообразного (и длинного, обычно более двадцати пунктов) списка слишком утомителен (особенно для любителя беспроблемного общения с камерой – а ведь именно с прицелом на него как раз и выстроен весь интерфейс E-M10 Mark III).

Когда вы поворачиваете диск режимов в положение SCN (а также, если, уже находясь в режиме SCN, нажимаете кнопку быстрого меню на верхней панели), на экран выводится шесть заголовков – Люди, В движении, В помещении, Ночная съемка, Пейзаж и Крупный план – внутри которых уже находятся сгруппированные сюжетные программы.

Передвигаться по экранному меню можно и кнопками навипада, и дисками управления, и простым прикосновением к сенсорному экрану. Причем первым касанием вы активизируете заголовок группы (он будет обведен рамкой), а уже второе касание откроет доступ к сюжетам этой группы. Это похоже на работу с мышкой, когда вы можете перебирать ярлыки приложений на рабочем столе одним кликом, а запускать приложение – двойным кликом.

Откроем первую группу, «Люди».

Там нам предложат пять сюжетных программ – Портрет, e-Портрет (с приукрашиванием)…

…Ландшафт+Портрет…

…Ночь+Портрет…

…как видите, каждая сюжетная программа сопровождается своими «обоями» (картинкой во весь экран), пояснениями о её сути, а иногда и рекомендациями (использовать штатив, поднять встроенную вспышку)…

…и, наконец, Дети.

Группа «В движении» включает в себя три сюжетных программы.

Вы уже начинаете уважать режим AUTO, не так ли? Ведь там камера сама определяет и условия, и снимаемые объекты… по сути, выбирает сюжетную программу автоматически.

Сюжетную программу Дети встречаем уже второй раз. Да, такова особенность организации нового меню – одна сюжетная программа может входит в несколько разных групп. Сюжет Дети входит в три группы: Люди, В движении и В помещении.

К сюжетам Портрет и e-Портрет также можно адресоваться через разные группы.

Любопытен сюжет съемки с проводкой. По-видимому, здесь замаскирована возможность переключения стабилизатора в режим «гасить только вертикальные колебания», которого в явном виде теперь нет.

Хотя индикация режима на панели управления по-прежнему остается просто как «S-IS On».

Группа «В помещении» включает в себя целых шесть сюжетных программ. Это уже знакомые нам два портретных сюжета и съемка детей, а кроме того, Свет свечи…

…и «Беззвучная» сюжетная программа. Именно здесь мы по-сути включаем электронный затвор (которого нет среди режимов работы затвора, выбираемых нажатием клавиши навипада Вниз). В переводе описания сюжета «Беззвучный» допущена курьезная ошибка – в словах «при низком качестве звука и света от камеры». Имеется в виду, что сюжет полезен «в условиях, когда издаваемые камерой шумы и свет нежелательны». То есть, помимо отключения механического затвора, отключается вспышка, подсветка автофокуса и звуковое подтверждение его срабатывания.

В сюжете «Подсветка HDR» делается несколько кадров, которые автоматически объединяются в один для расширения динамического диапазона. Этот же режим может включаться, порой неожиданно, при работе камеры в режиме AUTO.

В сюжете «Подсветка HDR» никаких настроек не предусмотрено, в отличие от «Продвинутого фоторежима HDR». Кстати, во всех случаях результирующий кадр может сохраняться не только в формате JPEG, но и в RAW.

Пять сюжетный программ помещены в группу «Ночная съемка».

Отметим, что встроенная вспышка сама не выскакивает – о необходимости поднять её предупреждает надпись «Вспышку POP UP».

Здесь есть как режимы, где нужен штатив, так и ночная Съемка с рук (делается несколько снимков с относительно высоким значением ISO, ради укорочения выдержки, а затем эти несколько снимков объединяются в один для снижения шумов).

Сюжет Фейерверк – это «обычная» съемка со штатива с длинной выдержкой…

…а под «Съемкой полос света» скрывается более интересный режим Live Composite, в котором процесс экспонирования при длинных выдержках наглядно виден на дисплее камеры.

Запуск «полос света» (режима Live Composite) здесь максимально упрощен, он включается одним нажатием кнопки – причем делать это можно как из сюжетных программ SCN, так и из «продвинутых функций» AP.

Четыре сюжета группы «Пейзаж» – это Ландшафт, Закат (с усиленной передачей красных и желтых оттенков), Пляж и Снег (с сохранением ярко-белых участков), а также уже знакомая нам Подсветка HDR.

Последняя, шестая, группа сюжетных программ названа «Крупный план».

Два сюжета посвящены Макросъемке.

Конечно, макросъемка здесь фигурирует только в смысле настроек камеры, но не масштаба изображения; для получения настоящих макроснимков с большим увеличением потребуются специализированные объективы.

Сюжет Документы оптимален для съемке контрастных монохромных текстов.

Наконец, сюжетная программа «Расширенный фокус» включает функцию брекетинга по фокусировке. Как и в случае «Полос света», а также «Подсветки HDR», запуск из сюжетных программ получается максимально беспроблемным, «однокнопочным», подходящим для самых начинающих фотографов.

Мы добрались до группы режимов, для которых на диске режимов выделено отдельное положение АР, что расшифровывается как Advanced Photo, или «Продвинутые фоторежимы», или, как на экране – «Расширенный режим съемок».

Напомню, что меню режима АР, которое вы видите на следующем скриншоте, появляется как при повороте диска режимов в соответствующее положение (то есть, когда вы только попадаете в режим АР), так и при нажатии «кнопки быстрого меню» (если вы уже в режиме АР находитесь).

Функция Live Composite (переведённая в этой камере как «Коллаж в реальном времени») – воистину продвинутый инструмент для ночной съемки. Камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Наблюдая за дисплеем, вы можете ждать, пока сформируется нужное изображение, или рисовать его сами – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Запуск функции Live Composite из режима АР максимально упрощён, вы нажимаете кнопку один раз, задумываться ни о чем не нужно, установку экспопараметров берет на себя автоматика камеры.

Вместе с тем, сохранена и возможность более осознанного запуска Live Composite (а также Live Bulb и Live Time) с большим количеством настроек – через внутрикамерное меню.

Более подробно о работе с режимами Live Composite и Live Time можно посмотреть в моём .

Live Time – более простой режим, чем Live Composite. Он позволяет смотреть на экране, как проявляется изображение при длинной выдержке, и остановить съемку, когда достигнут нужный результат, нажав кнопку спуска затвора.

Перед запуском режима Live Time можно задать максимальную выдержку, после которой камера автоматически прекратит экспозицию, даже если вы забыли нажать кнопку.

В режиме «Мультиэкспозиция» вы последовательно делаете два снимка, которые затем автоматически складываются в один.

Результат сохраняется в форматах JPEG и/или RAW.

Режим HDR полезен при очень высоком контрасте освещения в кадре. Камера делает три быстрых последовательных снимка с разной экспозицией, которые затем автоматически объединяются в один. Грубо говорят, от недодержанного снимка берутся самые светлые участки, а от передержанного – тёмные. В результате получается изображение с расширенным динамическим диапазоном.

Есть два варианта – более реалистичный HDR 1 (с меньшей эксповилкой) и более «эффектный» HDR 2.

Посмотрите три примера работы функции HDR. Во всех случаях использован вариант HDR 1.

Если в кадр попадают движущиеся предметы (а такое бывает нередко), то камера не формирует несколько полупрозрачных «призраков», а успешно разбирается с проблемой, используя лишь один из дублей, так что двоений и троений в итоговом снимке не наблюдается.

Заметьте, что во всех трёх случаях динамического диапазона матрицы хватало, чтобы информация в светах и тенях не терялась, и в принципе было достаточно снимать в RAW, не используя HDR. Ну а поскольку в результате съемки в HDR получается кадр RAW, то… мы можем при необходимости вытянуть детали из него, и получится как бы двухступенчатое сохранение деталей!

Следующий режим в группе АР – «Беззвучный». С ним мы уже знакомы, он встречался среди сюжетных программ SCN, в группе «В помещении». Включается беззвучный электронный затвор, выключаются издаваемые камерой звуки и подсветка автофокуса.

В режиме «Панорама» вы делаете последовательно несколько кадров, при этом на экране отображаются метки, облегчающие кадрирование (вам показывают край предыдущего кадра, который надо совместить со следующим).

Внутрикамерной склейки панорам у E-M10 III нет, как нет её и в других системных камерах Olympus. Можно посетовать по этому поводу, хотя я бы особенно не расстраивался – редакторы изображения прекрасно справляются с этой задачей, склеивая панораму из отдельных кадров быстро и качественно.

Пример панорамы из четырех кадров, снятых камерой E-M10 III и склеенной за пару минут во внешнем редакторе (по клику – файл разрешения 4564×1080 точек):

Функция коррекции трапецидальных искажений может использоваться для изменения геометрии снимка прямо во время съемки. Можно выпрямлять сходящиеся вертикали, можно наоборот, добавлять снимкам драматизм.

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9-18 мм f/4-5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18-36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14-150 (28-300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки - для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG - и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение - назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.


OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… - камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере - матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы - самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока - можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) .

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.


M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» - фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 - как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II - как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе , подробная - на сайте производителя.

Южный конец Крымского моста. Фок. расст. 9 мм, 1/800, f/7,1, 200 ISO.

Макет ранее сущестсовавшей парашютной вышки в музее ЦПКиО. Фок. расст. 9 мм, 1/60, f/4, 250 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке на музыкальный фонтан ЦПКиО. 75 мм, 1/1250, f/2,8, 200 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО в сторону ХСС и Останкинской телебашни. 75 мм, 1/2000, f/4, 200 ISO.

Телевик 75 мм во всей своей красе. 1/3200, f/2,5, 200 ISO.

Обмен опытом. 75 мм, 1/250, f/2, 200 ISO.

Набережная Москвы-реки в ЦПКиО. Фок. расст. 13 мм, 1/400, f/6,3, 200 ISO.

Семейная фотосессия. 75 мм, 1/1600, f/2,8, 200 ISO.

При уменьшении освещённости светосила начинает играть важнейшую роль. 75 мм, 1/40, f/2,0, 3200 ISO.

Панорама Садового кольца со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО; компьютерная склейка 6 горизонтальных кадров. 18 мм, f/5,6, 200 ISO.

Панорама ордена Ленина ЦПКиО им. Горького со смотровой площадки на входной арке; компьютерная склейка 11 вертикальных кадров. 22 мм (объектив 14-150 мм), f/6,3, 200 ISO.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!