Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Обская губа. таз

Сегодня «Я и Мир» держит путь на Обскую губу – самый крупный залив на карте России.

Край земли Сибирской

Длина залива около 800 км, ширина в разных местах от 30 до 80 км и глубина до 25. Обская губа вместе с находящейся рядом Тазовской имеет площадь почти 62 тыс. кв. км и омывается Карским морем. Она образовалась в результате затопления огромной долины в нижнем течении реки Обь.


Разглядывая карту Севера, эти места кажутся очень далёкими и недосягаемыми, ведь здесь самый настоящий край тундры, вечная мерзлота и жутко холодное море. Обская губа занимает место между двумя полуостровами Гыданским и Ямалом и имеет такие координаты: широта 69.058882 N, долгота 73.404696 E. Высота над уровнем моря: -5.6 м.


Попасть сюда не так-то просто. В низовье Великой реки Обь часто дуют холодные ветры. Она собирает воды со всей Сибири и несёт их навстречу Карскому морю, направляющего своё течение вглубь материка. И там, где они соединяются, образовался этот залив. Это место ещё не считается морем, но уже и не река. Соленость воды здесь слабая, но ширина совсем не речная, и судоходство действует по морским правилам, потому что штормит в заливе довольно сильно.


«Достопримечательности»

В июле поверхность освобождается ото льда, а снова замерзает уже в октябре. По берегам совершенно нет леса и однообразный, унылый пейзаж освежается несколькими населёнными пунктами: Новый Порт, Ямбург, Мыс-Каменный. Нормально проехать по посёлкам можно только зимой на обычной машине, а когда сойдёт снег – здесь повсюду раскатывает вот такая (фото) техника с огромными колёсами.


А вот рыбой залив очень богат: здесь ловят стерлядь, осетров, нельму, муксуна, налима, сельдь и других – вот какой подарок преподносит людям Обская губа.


В заливе имеются медленные, но хорошо заметные течения. У мыса Трехбугорный течение всего – от 0,06 до 0,15 м/с. На юге и в середине губы скорость воды увеличивается до 0,3 – 0,4 м/с.

Здесь ещё в 1964 году были открыты месторождения газа, углеводорода и нефти. В 2012 году запустили первый газовый промысел мощностью 60 млрд куб. м газа в год. В настоящее время здесь строится завод по сжижению газа, что привело в район огромные инвестиции, позволяющие изменить его до неузнаваемости.


Всем любителям рыбалки предлагается путешествие на 10 дней на Ямал, где желающие посетят Тазовскую и Обскую губу и в сопровождении опытных ненцев будут ловить рыбу в северных водах.

ВИДЕО

Огромный Обской залив образовала Великая русская река Обь, впадающая в Карское море. Что это такое за место и где находится, вы теперь узнали. Бескрайние просторы русского Севера до сих пор изучены не полностью, но постепенно все «дары» северной природы откроются человеку.

Знакомство русских с Обской губой началось в 1600 году; в 1601 экспедиция из Берёзова к устью реки Таз , под предводительством воевод Савлука Пушкина и князя Масальского, имела успех, и с тех пор этим путём, до самого уничтожения города Мангазеи , ежегодно совершались плавания из устьев Оби по её губе и Тазовскому заливу к Мангазее. Архангелогородцы , пустозеры и мезенцы также неоднократно плавали через Обскую губу в Мангазею; они шли с товарами, на лёгких карбасах, от Карской губы вверх по реке Мутной до озера, из которого она вытекает, затем разгружали суда, перетаскивали их порожнем через небольшой волок на реку Зелёную, впадающую с запада в Обскую губу, нагружали вновь свои суда, плыли вниз по Зелёной до её устья, пересекали Обскую губу и шли далее по Тазовской губе к устью реки Таз до города Мангазеи. Тем же путём они возвращались из Мангазеи на другой год обратно. Плавания эти прекратились с уничтожением Мангазеи.

В 1828 году западный берег губы, от мыса Дровяного до устья Оби, обойден сухопутно и описан корп. фл. штурм. штабс-капитаном Ивановым и поручиком Бережных . В 1863 снаряжённая М. К. Сидоровым экспедиция, под начальством Кушелевского, вышла из Обдорска на парусной шхуне в Обскую губу и достигла устья реки Таз. В 1874 английский капитан Джозеф Виггинс , на пароходе «Диана», был в устье Обской губы. В 1877 паровая шхуна «Луиза», г. Трапезникова, пришла из Европы в устье Оби и дошла до Тобольска . В 1878 датский пароход «Нептун» прошёл всю Обскую губу до устья реки Надым , равно как и английский пароход «Warkworth» Виггинса, и оба в то же лето успели вернуться в Европу, с обратным грузом. В то же лето, построенная в Тюмени г. Трапезниковым шхуна «Сибирь» вошла из Оби в Обскую губу, прошла её и благополучно прибыла в Лондон . В 1880 году тот же пароход «Нептун» благополучно совершил плавание из Европы к устью Оби и обратно. В 1893 северную часть губы пересекло одно из судов экспедиции морского министерства - пароход « Лейтенант Малыгин», под начальством лейтенанта Евгения Шведе . При этом впервые были получены указания на существование к северу от мыса Мате-Сале какой-то бухты.

По исследованию экспедиции Андрея Вилькицкого , в 1895 году, эта бухта оказалась принадлежащей довольно большому низменному острову, названному именем Вилькицкого . В 1895 и 1896 годах экспедиция подполковника Вилькицкого, посланная морским министерством для описи части Карского моря и Обской и Енисейской губернии, на пароходе «Лейтенант Овцын» и парусной барже «Лейтенант Скуратов», благополучно плавала в Обской губе, зимовала в Оби у Тобольска и, исполнив своё поручение, вернулась через Карское море в Архангельск осенью 1896 года. Оказалось, что Обская губа удобна для плавания; вход в реку Обь, бар которой мелководен и занесён банками, имеет фарватер для судов с осадкой от 2,7 до 3,4 м; льдов, в позднее время лета, в губе не бывает. Съёмка восточного берега губы, произведённая ещё Овцыным, оказалась неверной; местами он лежал на картах на 30, 40 и 50 миль с лишком к востоку; западный берег, съёмки Иванова, нанесён был гораздо вернее. Исследования экспедиции Вилькицкого показали, что вообще губа далеко не столь широка, как это казалось по существовавшим до того картам. С 1897 года через Обскую губу было установлено пароходное сообщение реки Обь с Лондоном, английской компанией Лайборн Поппам, которой было закуплено до 3,2 тысяч тонн хлеба в Барнаульском округе и наняты пароходы для доставки этого груза в бухту Находка и для провоза оттуда товаров, которые будут привезены морем из

March 15th, 2016

Очертания Обской губы вместе с примыкающей к ней Тазовской, как и всей северной части Ямало-Ненецкого автономного округа, легко узнаваемы на карте. В Карское море выдаётся полуостров Ямал, давший название округу. Когда-то при разглядывании карты эти места казались мне чем-то далёким и недосягаемым, — край тундры, вечной мерзлоты и холодных морей. В августе 2015 года мне наконец-то довелось оказаться в Сибирском Заполярье, и почему-то пейзаж посёлка на Крайнем Севере вызвал у меня ощущение, будто я когда-то давно это видел во сне.

Наш маршрут на карте Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь путь прочерчен красной линией.

Посёлок у Края Земли, где шумит прибой и кричат чайки, — образ, уже знакомый мне по Териберке на Кольском полуострове. Но с той разницей, что туда намного проще добраться, — туда есть дорога, а здесь лишь тундра и Обская губа. И здесь, в отличие от Мурманской области, в земле сплошная вечная мерзлота...

15 августа мы с Ильёй varandej сначала добрались на "Метеоре" в Салехард и пересели там на теплоход "Механик Калашников" до села Антипаюта . Погода в Салехарде была пасмурной и дождливой. В низовьях Оби дул холодный ветер, разгонявший волну. Но уже после полуночи, когда я ложился спать, на северном горизонте виднелась яркая полоска ясного неба. Великая река Обь, собирающая воду со всей Западной Сибири, здесь заканчивает свой путь. Этот грандиозный поток воды встречается с суровой Арктикой: течение Карского моря заходит вглубь материка навстречу Оби, и образуется Обская губа. Это речной эстуарий — залив моря, где ещё сохраняется речное течение, и вода слабосолёная, но ширина губы исчисляется десятками километров. Это уже не река, но ещё не открытое море. В то же время, здесь действуют морские правила судоходства, и бывают сильные шторма, изрядно качающие теплоход на волнах.

2. Но в тот день погода была спокойной. Выйдя на палубу утром 16 августа, я увидел вокруг вот такой пейзаж — воды Обской губы до горизонта. И волна совсем слабая, — по местным меркам, почти штиль.

3. О том, что здесь бывают шторма, напоминает вид свободной от багажа палубы: если на теплоходе Омск - Салехард вся палуба заставлена какими-то ящиками и мешками, то здесь всё хранится строго во внутренних помещениях теплохода. Иначе при первом же шторме и крене судна всё улетит за борт на корм рыбе.

4. Бескрайний простор поражает своим величием. Казалось бы, кругом совершенно однородная вода, и этот минималистичный пейзаж должен быстро наскучить. Но почему-то нет...

5. Где-то вдалеке буксирное судно тащит тросом две пустые баржи. Не совсем, кстати, понятно, как они перевозят грузы во время штормов.

6. За кормой теплоход догоняют чайки. На палубе ощущается ветер. Хоть и погода намного более приятная, чем была накануне, здесь по-прежнему холодно. Всё-таки надо понимать, что мы в Заполярье, и семь-восемь градусов тепла в августе — совершенно обычное здесь дело.

Атмосфера здесь была уже какая-то более суровая, чем на теплоходе "Родина" на Иртыше. Там на палубе приглушённо играла музыка, за бортом был пейзаж юга Сибири, берега извилистого Иртыша. А здесь... Здесь свист ветра, шум волны и крик чаек. На Обской губе теплоход иногда слегка покачивался, но не настолько, чтобы это влияло на самочувствие.

Большинство пассажиров судна — ненцы. Не такие, которые кочуют в тундре и разводят оленей, а жители посёлков Новый Порт и Антипаюта. Обычные, в общем-то люди, носят обычную одежду. И в общении в основном оказываются весьма интересными людьми. Кстати, сидевшие на кормовой палубе ребята-ненцы лет 15-16 проявили неподдельный интерес к компании путешественников откуда-то из южных краёв (да, в сравнении с Ямалом, Питер — тот ещё юг). Кстати, в разговоре с ними был забавный эпизод: затронули тему климата и полярных дней и ночей, и на их вопрос "А когда у вас начинается зима?" я даже не нашёл что ответить:)

7. Так мы и проводили время...

8. Уже в час дня впереди вдруг как будто прямо из воздуха возник разноцветный городок. Словно какой-то заполярный Китеж-град, который, кажется, сейчас так же исчезнет и растворится в студёной воде.

9. Но здесь же стал виден и берег. Среди глухой тундры горит огненный факел, — идёт добыча газа.

10. Где-то через час берег стал ближе, дома на нём теперь чётко различимы, и становится ясно, что это не мираж, а посёлок Новый Порт — единственная остановка на двухдневном пути в Антипаюту. Между прочим, расписание движения теплохода здесь составлено с явным расчётом на возможность штормов, так как по хорошей погоде мы прибыли в Новый Порт на пять часов раньше, чем должны были.

11. Но наш теплоход не подходит к берегу, — не позволяет мелкая глубина бухты. Из-за мелководья пассажирская плавучая пристань стоит на воде примерно в полутора километрах от берега. С другой стороны к ней пришвартован катер, который в несколько заходов переправляет пассажиров в посёлок.

12. В Новом Порту "Калашникова" покидает примерно треть пассажиров, причём мы, кажется, единственные, кто хочет просто сходить на берег и вернуться обратно. Пристань качается на волнах и поскрипывает, с шумом ветра смешивается крик чаек и голоса толпы пассажиров. И вот мы уже на палубе катера отчаливаем к берегу.

13. Пассажиры "Калашникова". Лица Севера...

15. А это пассажиры катера. В Новом Порту тоже больше половины населения — ненцы.

16. Не торопясь, катер наперерез волнам уходит к берегу. Стоящий на рейде "Калашников" остаётся позади, а люди на пристани ожидают, когда катер вернётся с берега за ними.

17. Вот мы и на берегу. Вблизи посёлок кажется уже не таким красивым, как издалека, — к разноцветным новостройкам добавляются и довольно невзрачные детали. Вот, например, какой-то полусгнивший старый пирс по соседству с тем, на который высадились мы, болотистый берег, ржавые бочки...

Между прочим, западный берег Обской губы, где мы сейчас находимся, — ни что иное, как полуостров Ямал, давший название всему автономному округу. В обиходе "Ямалом" называют иногда и весь ЯНАО, включая такие места, как, например, Новый Уренгой и Ноябрьск. И, надо сказать, из тех, кто был в ЯНАО, не так уж много людей бывало на самом полуострове Ямал.

18. Пейзаж Нового Порта впечатляет сразу. Выглядит посёлок местами грубовато и довольно неказисто, и яркие новостройки только усиливают это впечатление. Но нужно понимать, какой здесь климат. Заполярная зима, которая длится почти девять месяцев в году, и во время которой бывают вьюги и полярная ночь; лето короткое и прохладное, с редкими тёплыми днями. Здесь другая жизнь, и в таких природных условиях просто не до эстетики.

Посёлок Новый Порт был основан в 1920 году, и, несмотря на название, здесь так и не возник крупный порт, да и "новый" он уже почти сто лет как. По изначальному предназначению, это истинное место встречи речного судоходства с морским — пункт обмена товарами между обскими речниками и арктическими моряками, то есть сюда должны были заходить суда, идущие по Северному морскому пути.

19. Вид с берега на причал. Вдалеке виден "Калашников". Судя по болотистому берегу на переднем плане, сейчас на Обской губе отлив.

Однако планы по созданию здесь порта так и не были реализованы, и основным предприятием посёлка стал Новопортовский рыбзавод, основанный в 1931 году. Особенно интересная его деталь — подземное хранилище рыбы в вечной мерзлоте, вырытое в 1950-е годы. Директор рыбзавода охотно пускает туда туристов, и Илья перед поездкой договорился об экскурсии по мерзлотнику, которую нам провёл заведующий мерзлотным цехом Александр Николаевич Неляпин.

20. Вряд ли можно найти мерзлотник, если не знать, где находится вход в него. В прибрежный склон встроен вот такой неприметный деревянный амбар, в который уходит ленточный транспортёр. Стоя снаружи, ни за что не догадаешься, что там внутри.

21. А внутри скрывается вот что. Настоящая ледяная пещера в вечной мерзлоте. На улице были привычные для этих мест августовские +7 градусов, а здесь, внутри, около 10 градусов ниже нуля. Я даже подумал о том, что посещение мерзлотника стало для меня апофеозом холода лета 2015 года.

22. В августе в коридорах мерзлотника тихо и пусто. Рыбу здесь хранят не круглый год, а лишь в конце весны и начале лета, — потом, после открытия навигации, из Салехарда приходит рефрижераторное судно и увозит рыбу на Большую землю. При этом и сейчас в некоторых коридорах и уголках стояли пустые деревянные ящики с названиями рыб.

23. Так вход в мерзлотник выглядит изнутри. Справа виден тот самый ленточный транспортёр, который в нужный момент выгружает ящики с рыбой из мерзлотника.

24. Как сказал нам сам Александр Николаевич, зимой температура в мерзлотнике не намного холоднее, чем летом. А значит, здесь можно греться: снаружи -50, а в мерзлотнике всего лишь -20:)

25. Переливчатый узор ледяных кристаллов смотрится необычайно красиво:

27. Монеты, вмороженные в лёд:

28. Покрытые изморозью провода:

Кстати, при виде ленточного транспортёра мне в шутку подумалось, что для перевозки ящиков с рыбой здесь можно было бы проложить узкоколейку с вагонетками:) Получилось бы грузовое новопортовское метро наподобие Локнянского троллейбуса.

29. Ящики. Названия рыб самые разные — пелядь, муксун, пыжьян, нельма.

31. Дальние коридоры мерзлотника:

32. Царство вечного льда. В то, что на календаре август, уже трудно было поверить.

Наконец, осмотрев мерзлотник, выходим обратно наружу. Отогреваемся, — теперь уже и +7 градусов с ветром кажутся теплом.

33. Времени до отправления теплохода ещё довольно много, и мы идём гулять по Новому Порту. В основном он выглядит примерно так. Улицы, домики, новостройки, и трубы, проложенные над землёй из-за вечной мерзлоты. В посёлке сейчас живёт чуть меньше двух тысяч человек, и в основном ненцы.

34. Старое здание конторы рыбзавода — яркая иллюстрация того, что в климате Крайнего Севера ухаживать за зданиями нужно чаще. Впрочем, как уже говорилось, нельзя мерить Крайний Север мерками Средней полосы, — наличие в посёлке обшарпанных и ветхих зданий не отменяет возможность наличия новостроек по соседству.

35. Во дворах домов стоят снегоходы и моторные лодки. А ещё в посёлке можно увидеть вот такие машины с огромными колёсами, специально для езды по тундре и болотам. На обычной машине здесь можно ездить только зимой, когда по Обской губе открывают зимник.

36. А попасть сюда можно лишь по воде, как мы, или по воздуху — на вертолёте из Салехарда. Отсюда даже Салехард воспринимается как такой "Малый Материк".

37. Арктический посёлок на Краю Света. По стылой земле свистит ветер, — в Заполярье он какой-то особенно пронизывающий. Почему-то здесь у меня часто возникало ощущение, будто я когда-то давно видел во сне этот посёлок, или похожий на него. Впрочем, может быть это и правда.

38. Гул ветра, звон какой-то металлической проволоки, которая на нём раскачивается, крики чаек, рокот вертолётов над головой, — эти звуки будто отсчитывают здесь время вместо маятника. Совсем другая жизнь, — здесь странно вспоминать даже про среднерусские сёла, и уж тем более, про Питер и Москву с их пробками и давкой на входе в метро.

39. Яркие цвета новых домов здесь вклиниваются в пейзаж, наперекор скудным краскам долгой полярной зимы.

41. А вот это новое и весьма впечатляющее здание — школа-интернат:

42. А это детский сад:

43. В общем, пейзаж арктического посёлка являет собой удивительное зрелище.

44. С жилыми домами и улицами мирно соседствует груда ржавого металлолома. В посёлках Крайнего Севера, которые не сообщаются с Большой Землёй дорогами, такое почти повсеместно. Дело в том, что вывозить металлолом из таких отдалённых мест просто невыгодно, — продажа не окупает вывоз.

45. Забавное название улицы. Вануйто — распространённая ненецкая фамилия.

46. А это новые дома, которые в посёлке тоже активно строятся. Между прочим, обратите внимание, — дома чуть приподняты над землёй. Всему виной, опять же, вечная мерзлота.

47. Дома строятся здесь на сваях. Между прочим, с этим явлением связано распространённое заблуждение, — будто бы строят так из-за невозможности вырыть здесь котлован и залить фундамент. На самом деле, это не так: построить фундамент не сложнее, чем вбить в мерзлоту сваи на глубину 12 метров. Дело в том, что верхний слой мерзлоты летом оттаивает, а зимой намерзает снова, и таких колебаний здание на фундаменте просто не выдержит и развалится через несколько лет; поэтому сваи вбиваются на глубину, где мерзлота сохраняется круглый год. Кроме того, важно, чтобы тёплое внутри здание не соприкасалось с вечной мерзлотой и не растапливало её (по той же причине трубы кладутся над землёй).

48. Пожарная техника на окраинной улице посёлка:

49. Так мы вышли за пределы посёлка. Тундра простирается до горизонта, — трава, пушица и карликовые деревья. Даже дух захватывает, — совершенно плоская равнина с открытым горизонтом, где свободно гуляет ветер.

50. Мы находимся на 67-й параллели, то есть примерно на широте Кировска и Хибинских гор. Но если не знать географию, то кажется, что мы гораздо севернее: в Мурманской области климат заметно теплее, и на этой же широте растёт ещё полноценный лес, а здесь уже тундра.

Тундру я уже видел тоже под Мурманском, возле Териберки. Но там пейзаж другой: хоть и растительность примерно такая же, но ландшафт там холмистый и сплошь состоит из камня. Тогда как здесь, на полуострове Ямал, всё та же плоская Западно-Сибирская равнина, что и в лесостепи возле Омска, где почва песчано-глинистая, и камень в земле даже трудно представить.

51. Рядом с посёлком — вертолётная площадка. Мимо нас оживлённо снуют грузовые "Уралы", у некоторых из них почему-то дагестанские номера.

52. Приняв на борт какой-то груз, вертолёт, громко вращая лопастями, поднялся над землёй и полетел куда-то дальше.

53. Вид обратно. Там, за посёлком, — берег Обской губы.

55. А где-то в тундровой дали пылают факелы, которые мы уже видели с теплохода. До них отсюда примерно 15 километров. Это — Новопортовское месторождение газа, которое было открыто ещё в 1964 году (когда большинство газовых месторождений ЯНАО ещё не было известно), но разрабатываться стало лишь в последние несколько лет. Вертолёт летел, по-видимому, именно туда.

56. Тундра в августе уже начинает окрашиваться в осенние цвета. Если стоять спиной к посёлку, то прямо, где-то в двухстах километрах отсюда, — Байдарацкая губа, омывающая Ямал с запада, а чуть южнее — Полярный Урал, узкий горный хребет, разделяющий Западно-Сибирскую равнину и Большеземельскую тундру.

57. Иногда в тундре встречаются небольшие болота. Хотя в целом Новый Порт стоит на сухом месте.

58. Мотоцикл с большими колёсами — ещё один экзотический северный вид транспорта:

59. А мы возвращаемся в посёлок:

60. Между домами — свинцово-серебристая вода Обской губы:

61. Необычный домик, составленный из строительных вагончиков:

62. Какой-то старый заколоченный амбар. Возможно, ещё времён основания посёлка.

63. Рядом — новодельная деревянная часовня. Между прочим, стоит она тоже на сваях, которые прикрыты щитами.

64. Крест обращён к пристани:

65. Напоследок — ещё пару видов посёлка:

67. Советский мотоцикл у берега:

68. Берег Обской губы и очень необычный узор облаков:

69. Но вдалеке нас ждёт "Механик Калашников". Пора возвращаться и продолжать свой путь!

70. Снова пристань и катер "Яр". Происхождение его названия я так и не выяснил, но, кстати, так же звучит распространённая ненецкая фамилия.

71. Рулевая рубка катера. Есть и штурвал, и бинокль!

72. Прощаемся с Новым Портом и садимся на деревянную скамейку на носовой палубе. Кроме нас, на катере никого нет, — потому что нет пассажиров, которые ехали бы из Нового Порта в Антипаюту. Отчаливаем. Катер приятно покачивается на волнах, а "Калашников" становится всё ближе.

73. Заполярное небо:

74. По уже знакомой плавучей пристани возвращаемся на теплоход и бросаем последний взгляд на Новый Порт.

Стоянка в Новом Порту длилась три часа, и уже ближе к вечеру "Калашников" отчалил и пошёл дальше на север, а Новый Порт ещё долго исчезал за кормой. В следующей части полюбуемся вечерними пейзажами Обской губы.

Энциклопедический словарь

Обская Губа

залив Карского м., у берегов Российской Федерации, между п-овами Ямал и Гыданский. Длина 800 км, ширина 30-90 км. Глубина 10-12 м. На восток от Обской губы ответвляется Тазовская губа. Впадает р. Обь. Большую часть года покрыт льдом. На западном берегу - Нов. Порт.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Обская губа

Обширнейший залив Карского моря. Началом его можно принять устье реки Оби, в параллели мысов Ямасол с левой и Жертв с правой стороны устья, почти под 72° восточной долготы. По исследованиям корп. фл. штурм. подполковника А. И. Вилкицкого, произведенным в 1895 и 1896 гг., О. губа имеет до 750 верст. Губа имеет в общем направление с юга на север. От мыса Ямасол губа направляется к северо-северо-востоку и имеет ширину до 50, далее до 70 верст и затем в параллели мысов Каминного и Круглого суживается до 35 верст; пройдя эти мысы, губа снова расширяется до 60 верст, причем справа принимает в себя значительный Газовский залив, имеющий при устье до 45 верст ширины, считая от мыса Круглого до мыса Трехбугорного. От устья Тазовского залива губа направляется к северо-западу и северо-северо-западу, шириной от 50 до 60 верст. От мыса Голага слева губа направляется к запад-северо-западу, затем северо-северо-востоку и восток-северо-востоку, образуя на правой своей стороне вдающийся в губу обширный выступ, от крайнего восточного конца которого направление губы становится северо-северо-западным. Здесь ширина губы доходит до 75-80 верст, образуя к востоку нечто вроде залива; соединяется губа с Карским морем в параллели мысов Дровяного и Тора-сол; первый находится на западной стороне губы, второй на восточной, причем от последнего тянется в море длинная отмель. В параллели этих мысов ширина губы более 60 верст. О. губа отделяется от Тазовской плоским самоедским полуостровом до 200 с лишком верст длиной, разделяющим обе губы от впадения в первую реки Ныды, а во вторую реки Пур. Глубина губы на фарватере не превосходит 12 саженей, в большинстве же встречаются глубины от 6 до 10 саженей; к устью реки Оби глубины уменьшаются до 5, 4 и 3 1 / 2 саженей, а в параллели рек Яды и Ныды до 2 саженей, причем на баре, при входе в Хаманельскую Обь, глубина всего 10 футов. Грунт в губе вязкий, синий ил, береговые же отмели и банки песчаные. Волна в губе очень крутая, короткая и неправильная. Вода в губе пресная и очень мутная. Берега губы совершенно безлесные, однообразные, с западной стороны отрубистые, с восточной более плоские или бугристые; почва болотистая; выкидного леса (плавника) на берегах почти не встречается и они совершенно необитаемы. Острова встречаются только в устьях впадающих в губу рек и речек. Нет заливов и бухт, и только лишь у Дровяного мыса, на западной стороне, находится небольшая, мелководная бухта Преображенья и близ мыса Ямасол тянется небольшая удобная бухта Находка. В губу кроме Оби впали следующие реки: в юго-восточную ее часть реки Надым и Ныда, образующие при впадении своем целый архипелаг островов. С западной стороны, ограниченной обширным полуостровом Ялмал, впадают в большинстве небольшие реки, из которых некоторые в низовьях своих доступны для небольших речных судов, как то реки Яда, Оя, Ивоча, Зеленая и др. Рыбами губа довольно богата, в ней водятся как речные, так и морские породы рыб: осетры, стерлядь, нельма, налим, сельди, максун, шокур и др. О. губа освобождается ото льда, кроме южной части, в июле и покрывается льдом в октябре. Знакомство русских с О. губой началось в 1600 г.; в 1601 г. экспедиция из Березова к устью реки Таз, под предводительством воевод Савлука Пушкина и князя Масальского, имела успех, и с тех пор этим путем, до самого уничтожения города Мангазеи, ежегодно совершались плавания из устьев Оби по ее губе и Тазовскому заливу к Мангазее. Архангелогородцы, пустозеры и мезенцы также неоднажды плавали через О. губу в Мангазею; они шли с товарами, на легких карбасах, от Карской губы вверх по реке Мутной до озера, из которого она вытекает, затем разгружали суда, перетаскивали их порожнем через небольшой волок на реку Зеленую, впадающую с запада в О. губу, нагружали вновь свои суда, плыли вниз по Зеленой до ее устья, пересекали О. губу и шли далее по губе Тазовской к устью реки Таз до города Мангазеи. Тем же путем они возвращались из Мангазеи на другой год обратно. Плавания эти прекратились с уничтожением Мангазеи. В 1734 г. лейтенант Овцын (см.), начальник той части большой северной экспедиции, которой было поручено исследовать часть берега Сибири между устьями Оби и Енисея, на доппельшлюпе, в начале августа, вошел в губу, достигнув 70°4" северной широты. В 1736 г. он дошел до 72°34" северной широты, а в 1738 г., со штурманом Кошелевым, прошел, к 8 августа, всю губу до Карского моря. В том же, благоприятном для плавания в северных морях, году, лейтенанты Малыгин и Скуратов, следуя из Карского моря, вошли в О. губу и в устья реки Обь. В 1738 г. лейтенант Скуратов, борясь со льдами в О. губе, прошел ею вплоть до устья и вошел в Карское море. В 1828 г. западный берег губы, от мыса Дровяного до устья Оби, обойден сухопутно и описан корп. фл. штурм. штабс-капитаном Ивановым и поручиком Бережных. В 1863 г. снаряженная М. К. Сидоровым экспедиция, под начальством Кушелевского, вышла из Обдорска на парусной шхуне в О. губу и достигла устья реки Таз. В 1874 г. английский капитан Виггинс, на пароходе "Диана", был в устье О. губы. В 1877 г. паровая шхуна "Луиза", г. Трапезникова, пришла из Европы в устье Оби и дошла до Тобольска. В 1878 г. датский пароход "Нептун" прошел всю О. губу до устья реки Надым, равно как и английский пароход "Warkworth" Виггинса, и оба в то же лето успели вернуться в Европу, с обратным грузом. В то же лето, построенная в Тюмени г. Трапезниковым шхуна "Сибирь" вошла из Оби в О. губу, прошла ее и благополучно прибыла в Лондон. В 1880 г. тот же пароход "Нептун" благополучно совершил плавание из Европы к устью Оби и обратно. В 1893 г. северную часть губы пересекло одно из судов экспедиции морского министерства - пароход "Лейтенант Малыгин", под начальством лейтенанта Шведе. При этом впервые были получены указания на существование к северу от мыса Мате-Сале какой-то бухты. По исследованию экспедиции А. И. Вилькицкого, в 1895 г., эта бухта оказалась принадлежащей довольно большому низменному острову, названному именем Вилькицкого. В 1895 и 1896 гг. экспедиция подполковника Вилькицкого, посланная морским министерством для описи части Карского моря и О. и Енисейской губернии, на пароходе "Лейтенант Овцын" и парусной барже "Лейтенант Скуратов", благополучно плавала в О. губе, зимовала в Оби у Тобольска и, исполнив свое поручение, вернулась через Карское море в Архангельск осенью 1896 г. Оказалось, что О. губа удобна для плавания; вход в реку Обь, бар которой мелководен и занесен банками, имеет фарватер для судов с осадкой от 9 до 11 футов; льдов, в позднее время лета, в губе не бывает. Съемка восточного берега губы, произведенная еще Овцыным, оказалась неверной; местами он лежал на картах на 30, 40 и 50 миль с лишком к востоку; западный берег, съемки Иванова, нанесен был гораздо вернее. Исследования экспедиции Вилькицкого показали, что вообще губа далеко не столь широка, как это казалось по существовавшим до того картам. С 1897 г. через О. губу устанавливается правильное пароходное сообщение реки Обь с Лондоном, английской компанией Лайборн Поппам. Ею куплено до 200 тысяч пудов хлеба в Барнаульском округе и наняты пароходы для доставки этого груза в бухту Находка и для провоза оттуда товаров, которые будут привезены морем из Англии, в Тюмень и Томск.

Обская губа - наибольший по своим размерам залив Карского моря, образованный устьем Оби и расположенный между Ямальским и Гыданским полуостровами. По своему устройству Обская губа это эстуарий - однорукавное устье расширяется в сторону моря и характеризуется активным смешением соленой и пресной воды.

Несмотря на гигантские размеры (площадь по разным оценкам от 40 до 50 тыс. км²), глубина залива невелика - не более 25 метров. Ширина Обской губы - от 30 до 80 километров, а длина достигает 800 километров - это 1/8 длины самой Оби.

На побережье Обской губы расположено несколько постоянных населенных пунктов:

  • вахтовый поселок Сабетта на Ямальском полуострове с временным населением в 33 тыс. человек (на данный момент самый крупный населенный пункт в регионе, постоянное население поселка не превышает нескольких десятков человек);
  • село Новый Порт и поселок Мыс Каменный на Ямальском полуострове;
  • закрытый поселок вахтовиков Ямбург на Тазовском полуострове;
  • село Антипаюта на Гыданском полуострове, расположено в пределах Тазовской губы.

Как добраться до губы

Чтобы ощутить масштаб Обской губы добираться до нее нужно водным путем. В короткий период летней навигации по устью Оби и Обской губе осуществляется рейс теплохода «Механик Калашников» по маршруту Салехард - Новый Порт - Антипаюта. До Нового Порта теплоход доходит за 22 часа, до конечной точки маршрута - за 40 часов. Стоимость билетов - от 1300 RUR до 4700 RUR за взрослый и от 652 RUR до 2350 RUR за детский в зависимости от класса каюты. Чтобы добраться из Салехарда до Антипаюты, придется раскошелиться на сумму от 2046 RUR до 7364 RUR за взрослый билет и от 1023 RUR до 3682 RUR за детский соответственно.

В зимнее время единственный способ достичь Обской губы - это воспользоваться авиаперевозками. Аэропорты региона располагаются в следующих населенных пунктах: в Ямбурге, Мысе Каменном, в Сабетте и в Новом Порту., принимающие как самолеты, так и вертолеты. Рейсы в эти воздушные гавани осуществляются из аэропортов Нового Уренгоя, Салехарда, Тюмени, Москвы. Также до Ямбурга можно добраться автобусом по автомобильной дороге из Нового Уренгоя. Ямбург с Новым Уренгоем также соединяет железная дорога, однако с 2015 года пассажирское сообщение по ней не осуществляется.

Погода и климат

Обскую Губу можно по праву назвать настоящим севером, так как почти вся территория залива находится за полярным кругом. Южная часть Обской Губы относится к зоне субарктического климата, северная - к зоне морского полярного климата. Для всей Обской Губы характерны зимы продолжительностью более 6 месяцев с экстремально низкими температурами и короткое холодное лето. Южная часть залива освобождается ото льда лишь в июне, северная - месяцем позже. Зима здесь наступает уже в октябре.

Среднегодовая температура в населенных пунктах Обской губы колеблется от -9,1 °C в Новом Порту до -10,1 в Сабетте. Самый холодный месяц в году - февраль (средняя температура -27 °C в Мысе Каменном, -26,1 °C в Антипаюте и Новом Порту, -25,1 в Сабетте). Разброс средних температур самого теплого месяца в году довольно велик: от +10,1 °C в Новом Порту до всего лишь +7 °C в Сабетте. В любое время года для Обской губы характерны сильные ветра, еще более усиливающие некомфортность климата. Ну и дополняет картину полярная ночь, длящаяся здесь 40 дней.

Когда сезон и лучше ехать

Лучшее время для посещения Обской губы - короткий летний промежуток в июле и августе, когда залив освобождается ото льда и стоят более-менее комфортные температуры. Летняя навигация продолжается и в сентябре, однако в этом месяце уже регулярно случаются заморозки.

Природа края

Побережье Обской губы представляет собой тундру, переходящую в арктическую пустыню. Животный мир представлен леммингами, песцами и белым медведем. Растительность - лишайники, мхи, в южной части - трава и кустарники (багульник, бедренец).

Животный мир водной толщи довольно богат и разнообразен. Для Обской губы характерно совместное обитание пресноводных и морских видов рыб. Здесь водится множество особо ценных промысловых видов рыб: осетр, стерлядь, лососевые (муксун, чир, пелядь, тугун, пыжьян), ряпушка. Также обитают и другие виды: налим, окунь, елец и т. п.

История открытия

Изучение Обской губы было начато в самом начале XVII века, когда из Мангазеи была совершена экспедиция В. Масальского и С. Пушкина к устью реки Таз. В дальнейшем берега Обской губы исследовалась жителями Мангазеи - первого русского заполярного города, располагавшегося на реке Таз и ныне исчезнувшего.

Новый этап исследования Обской губы наступил в ходе Великой Северной экспедиции в 30-е годы XVIII столетия. В 1734 году дубель-шлюпка под руководством гидрографа Д. Овцына вошла в акваторию Обской губы, в 1736 году достигла широты в 70°, а в 1738 году прошла весь залив и вышла в открытое море. В те же годы А. Скуратов дважды пересек залив, сначала войдя в него из Карского моря и достигнув устья реки Обь, а затем совершив обратное путешествие.

Достопримечательности

Особыми достопримечательностями населенные пункты Обской губы похвастать не могут. Исключением является село Новый Порт, в котором в середине XX века было возведено уникальное естественное рыбохранилище - устроенная в вечной мерзлоте морозильная камера. Мерзлотник Нового Порта является крупнейшим в мире и рассчитан на хранение 1700 тонн рыбы. Мерзлотное рыбохранилище представляет собой ледяные коридоры с общей длиной ходов более 1300 метров, температура в нем постоянная и держится на отметке в -12 °C в любое время года. По назначению оно используется лишь с апреля по июнь, а в остальное время сюда пускают туристов. Постоянного экскурсовода нет, экскурсии проводятся главным инженером мерзлотника. Договориться о пропуске можно с директором Новопортовского рыбзавода.

Из остальных достопримечательностей региона можно отметить лишь горящие факелы газовых месторождений и саму природу севера.

Так как Ямбург и Сабетта - закрытые вахтовые поселки, то чтобы попасть сюда надо обзавестись пропуском от «Газпрома» (рабочим или гостевым). А порты Обской Губы, такие как Новый Порт, Антипаюта и Мыс Каменный, находятся в пределах 10-километровой прибрежной погранзоны, поэтому посещение этих населенных пунктов потребует разрешения погранслужбы РФ. Получить разрешение необходимо заранее в Тюмени, Салехарде или Новом Уренгое.

В большинство населенных пунктов Обской губы, таких как Ямбург или Сабетта, строго запрещен ввоз алкогольной продукции. Этот запрет касается не только прибывающих сюда рабочих, но и гостей, причем нарушение запрета может привести к снятию с рейса. Найти алкоголь в магазинах поселков также нельзя.

Обская губа - один из самых суровых в плане климата регионов России, привлекающий туристов красотой северной природы и возможностями первоклассной рыбалки. Туристический поток сюда невелик, однако смягчение правил посещения пограничной зоны, прошедшее в 2015 году, уже значительно его увеличило.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!