Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Обелиски рима - история и описание. Чем отличается обелиск от стеллы Что такое обелиск в древнем

Обелиски Рима являются его уникальной характеристикой. Как ни в каком другом городе мира, здесь находятся 13 древних монолитных обелисков из гранита. Семь из них являются древними египетскими обелисками, они привезены в Рим в разные годы Имперского периода. Первый обелиск доставлен по приказу Августа в 10 году до н.э., а последний приказал привезти в Рим император Констанций II в 357 году н.э. Остальные обелиски являются копиями и изготовлены в Египте римлянами.

После завоевания Египта в 31 году до н.э. в Риме появилась возможность украшать город обелисками. Их применение было различным, некоторые, невысокие, были установлены вдоль центральной улицы на Марсовом Поле (Campo Marzio), среди них и те, которые ныне находятся во Флоренции и Урбино. Высокие обелиски украшали центры древних цирков: Большого цирка (Circo Massimo), цирка Максенция (Circo di Massenzio) Ватиканского цирка (Vaticano) и Варианского (Variano). Два обелиска украшали вход в Мавзолей Августа, а один служил гномоном огромных солнечных часов.

Египетские обелиски перевозили на кораблях и разгружали в порту Остии, где некоторые из них дробились на секции и описывались в каталоге для последующего монтажа. Обелиски преисполняли жителей Древнего Рима чувством гордости. После многочисленных нашествий варваров многие обелиски были разрушены, а некоторые попросту исчезли и покрылись прахом забвения. Кроме архитектурного украшения города, обелиски выполняли конкретные функции геометрической планировки площадей и располагались в их абсолютном центре. С точки зрения символики обелиски Рима выражали идею взлета христианства и его стремления приблизиться к Богу.

Справка. Обелиски представляют собой монолитные гранитные блоки с четырьмя гранями, которые сужаются к верху. На самом верху увенчаны пирамидальной позолоченной стрелой (острием, позже - крестом или шаром). Название происходит из греческого Obelìscos (шпиль, копье, пика). Древнеегипетское название обелисков - TEKHENU.

Обелиски вырезали в каменоломнях Асуана в Египте и сплавляли по Нилу на специальных баржах. Некоторые обелиски колоссальны по размеру, самый большой из сохранившихся ныне в городе Риме имеет высоту 32 метра. Египтяне устанавливали обелиски для прославления бога солнца Ра. Обелиски символизировали солнечные лучи, которые нисходили на землю, чтобы осветить ее и обогреть всех. Кроме того, обелиски устанавливались перед храмами и гробницами, а надписи на них прославляли фараонов. Первые обелиски были возведены в египетском городе Иуну, что переводится, как “город столбов”, или обелисков. Греки называли этот город Илиополь или Гелиополь, что означает ”город солнца”. Именно отсюда, на специально построенных кораблях, и привезли римляне один из самых древних обелисков.



В статье расскажем о том, что такое обелиск, когда впервые зародился этот элемент архитектуры, разберем историю Луксорского обелиска.

Архитектура

Люди всегда уделяли искусству огромное значение, в том числе и архитектуре. Жизнь большинства древних цивилизаций мы знаем в основном благодаря сохранившимся строениям и элементам архитектурного стиля, к примеру, к таковым относятся в Южной Америке. Конечно, далеко не все народы оставляли после себя столь значимые следы в истории, к тому же даже в наше время дома и прочие постройки в первую очередь используются с практической точки зрения, и вековой долговечностью с изысканными строительными решениями они не отличаются.

Наверное, наиболее известная историческая эпоха — это Древний Египет. И по сей день культура этого ныне мертвого народа вызывает восхищение. И, помимо пирамид, до наших дней дошел один очень важный для древних египтян такой архитектурный элемент, как обелиск. Так что такое обелиск, как он используется в наше время? Об этом мы и поговорим.

Определение

Обелиски использовались и в Древней Греции, но там они имели чисто практическое значение, к примеру, в качестве гномон (специальных указателей, прообразов часовых стрелок) солнечных часов. В то время как в обелиск - это и, вообще, один из излюбленных элементов архитектуры и символизма. Рассмотрим более подробно историю египетских обелисков и их назначение.

Устройство и назначение

Египетские обелиски (по крайней мере те, что сохранились до наших дней) представляют собой монолиты, которые были высечены из однородной каменной глыбы. Обычно материалом выступал красный гранит, что добывался в Асуане. А устанавливались они попарно вдоль входов в храмы.

В силу несовершенства инструментов, изготавливались обелиски очень долго и кропотливо. К примеру, обелиск Хатшепсут высекали на протяжении семи месяцев. Теперь мы знаем, что такое обелиск. Рассмотрим основные характеристики.

Их стороны было принято покрыть иероглифами, чьи тексты в большинстве случаев сводились к прославлению богов и действующих фараонов. Иногда, если подобное сооружение имело особое значение, его покрывали сплавом золота с серебром. Правда, делалось это только с верхушкой обелиска. Так что в Древнем Египте обелиск - это важный элемент религиозного культа и символизма.

Историкам точно известно, что искусством изготовления обелисков египтяне владели уже во времена 4-й династии, но самые древние, которые сохранились до наших дней, датируются 5-й династией. Отличительная их особенность - это небольшой размер, чуть больше трех метров. Если говорить о тех, что сохранились до наших времен на том же месте, что и были установлены, то самым старым является обелиск Сенусерта. А наиболее высокий из законченных - тот, что установлен в Карнаке, высота его более 24 метров. К слову, по примерным подсчетам весит он 143 тонны. Как видим, обелиск - это сооружение, которое бывает очень разным по размеру.

Распространение

Постепенно из Египта обелиски стали распространяться по всему миру. Первыми странами, в которых появилась мода на них, были Палестина и Финикия. Правда, там их производили посредством составления из отдельных сегментов, что сильно упрощало процесс изготовления. Далее обелиски стали распространятся по Византии, Ассирии и даже Эфиопии. Немалое их количество было вывезено в Римскую Империю. К примеру, тот, что ныне установлен перед Латеранской базиликой в Риме, был создан в Карнаке, весит 230 тонн и высота его составляет 32 метра. Правда, первое, что приходит на ум, глядя на такой обелиск, как же его транспортировали? Даже в наше время перевозка подобного груза не такая уж и простая задача.

Во времена Ренессанса обелиски стали популярны среди итальянских архитекторов в качестве элементов общей композиции. А затем, начиная с середины XIX века по мере роста интереса общественности и историков к Древнему Египту, многие страны занимались тем, что бесконтрольно вывозили к себе различные предметы искусства и старины. К примеру, в Санкт-Петербурге на набережной Невы стоят сфинксы, но мало кто знает, что привезены они прямиком из Египта, и возраст их несколько тысяч лет.

Наше время

И в наши дни обелиски очень популярны как и как отдельная скульптура символического значения или памятник. Самым крупным является монумент Вашингтона в США, его высота составляет 169 метров.

В России же распространение обелиски получили, начиная со времен правления Екатерины II, и устанавливались в честь воинских побед и достижений. То есть можно самим определить значение слова «обелиск». Это архитектурный памятник, который выглядит как столб, сужающийся кверху.

Постепенно обелиски вышли из моды как элемент дизайна или архитектуры, однако стали использоваться в качестве памятников воинской славы. К примеру, очень часто можно встретить обелиски над братскими могилами времен Великой Отечественной войны. А в российских городах установлены памятники выдающимся историческим и военным деятелям прошлый лет, к примеру, обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде, на месте командного пункта Суворова на и прочие.

Луксорский обелиск

В 1831 году правитель Египта Мехмет Али подарил Франции Луксорский обелиск, который изначально был воздвигнут в честь Рамзеса II. Уже в 1833 году он был доставлен в Париж и после королевского совещания установлен на площади Согласия, где и по сей день можно увидеть обелиск. Фото его предоставлено чуть выше. На нижней части монумента изображен процесс его доставки.

Колыбель культуры, наук и военного дела. Однако даже в таком неординарном городе нашлось место привозным диковинкам. Обелиски Рима - это дань уважения еще более древней цивилизации, египетской. Мощные остроконечные каменные глыбы взметнулись в небо итальянской столицы, украшая собой площади Вечного города.

Термин «обелиск» (др.-греч. βελίσκος) возник в Древнем Египте и обозначал он «малый вертел».

Взглянув на каменный монумент, с квадратным сечением и заостренной макушкой, поневоле согласишься, что каменная громада напоминает гигантский вертел. Египтяне высекали обелиски из целой глыбы гранита и покрывали их надписями, восхваляющими бога Солнца - Ра (др.-греч. Ρα) и прочих небожителей.

Высота обелисков достигала 30-35 метров, вес - 150-240 тонн. Подобные монументы египтяне устанавливали попарно, в качестве врат в святилище бога Ра. В Древнем Египте обелиски имели большое религиозное значение и считались сакральными. Римляне нашли утилитарное применение древним артефактам, они использовали высокие остроконечные каменные столпы в качестве: гномона (указателя) для солнечных часов, указателей на крупных дорогах и мемориалов для знати.

Интересный факт: количество обелисков в Риме равно «чертовой дюжине», то есть - 13.

Первым, кто обратил свое внимание на древне-египетские монументы стал (лат. Caesar Dīvī Fīlius Augustus). В 10 году до н.э. он транспортировал первый из египетских обелисков из Гелиополя (др.-греч. Ἡλίουπόλις) в Рим. В средние века итальянские архитекторы вновь ввели в моду древние обелиски. Таким образом, роскошная архитектура средневековья была дополненная египетскими и римскими монументами.

Древние обелиски

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Для того чтобы посмотреть на древние обелиски Рима, достаточно проложить специальный маршрут, берущий свое начало в центре столицы.

На площади дель Пополо


Данный обелиск был тем самым первым монументом, прибывшим из Египта в Рим. Привезенный императором Августом из Гелиополя, многотонный каменный столп был впоследствии установлен на просторах (лат. Circus Maximus), как указатель времени на солнечных часах. Во времена крушения Римской империи, обелиск оказался погребенным под землей. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) приказал установить вновь обнаруженный обелиск в центре (Piazza del Popolo). В 1823 году памятник был дополнительно украшен статуями львов, испускающими из своих пастей фонтаны воды, выполненных в египетском стиле.

Современная высота обелиска -24 м, при его изначальных параметрах - 36 м.

  • Адрес: Piazza del Popolo
  • На метро:
  • На автобусе №301,628

На холме Пинчо, вилла Боргезе

Древний обелиск высотой около 17 м был неизвестен широкой общественности до 16 века, пока его не обнаружили археологи неподалеку Порта-Маджоре. Сакральный столп сменил несколько мест (палаццо Барберини, ) и попал в на холме Пинчо (Pincio).

  • Адрес: Via Gabriele d’Annunzio
  • На метро: линия А (станция метро «Flaminio»)
  • На автобусе №61,89,160,490,495,590

На площади Тринита-деи-Монти


Над , по центру площади Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) находится обелиск, являющийся уменьшенной копией того, что привез император Август. Некогда этот монумент был предназначен для украшения Садов Саллюстия (Horti Sallustiani) в Древнем Риме. Своим обнаружением обелиск обязан знатной итальянской семье Людовизи (Ludovisi), которая преподнесла свою находку в качестве подарка Риму. Некоторое время обелиск провел на площади у (Arcibasilica Papale di San Giovanni in Laterano), однако установили его в конце 18 века на площади у церкви Тринита-деи-Монти.

  • Адрес: Piazza della Trinita dei Monti
  • На метро: линия А (станция метро «Spagna»)

На площади Навона


30-метровый обелиск был доставлен в Рим императором Домицианом (лат. Titus Flavius Caesar Domitianus) в 1-м веке н.э. Он являлся дубликатом сакрального столпа, установленного в храме богу Серапису (греч. Σέραπις). В 3–м веке н.э. монумент был размещен в Большом цирке, согласно воле императора Максенция (лат. Marcus Aurelius Valerius Maxentius).

В первой половине 17 века английский граф купил, разделенный на 4-е части обелиск и хотел увезти его в Британию, чему воспрепятствовал папа Урбан VIII (Urban VIII). В 1651 году (Gian Lorenzo Bernini) сделал древний обелиск частью скульптурной группы (Fontana dei Quattro Fiumi) установленного в центре (Piazza Navona).

  • Адрес: Piazza Navona
  • На автобусе №30,40,46,62,63,64,70,81,87,116,492,571,628,630,780,916

На площади дель Ротонда

Монумент, возвышающийся на пьяцца дель Ротонда (Piazza della Rotonda), перед входом в (лат. Pantheon), является одним из парных обелисков, некогда отмечавшим вход в храм Ра в Гелиополе. Высота памятника - 6,34 м без пьедестала, что делает его гораздо короче собрата, установленного на вилле Челимонтана (Villa Celimontana). В древние времена обелиск был установлен у входа в святилище Изиды, и со временем утрачен. В 14 веке каменный столп был найден при строительстве церкви Сан-Макуто (Chiesa di San Macuto).

Только в 1711 году обелиск занял свое нынешнее место перед Пантеоном по распоряжению папы Клемента XI (лат. Clemens XI). Обелиск оформлен фонтаном в исполнении Филиппо Бариджиони (Filippo Barigioni).

  • Адрес: Piazza della Rotonda
  • На автобусе №30,51,62,63,70,81,83,85,87,160,492,628

На площади дела Минерва


В одном квартале от Пантеона находится пьяцца дела Минерва (Piazza della Minerva) и одноименная церковь (Santa Maria sopra Minerva). Неподалеку входа в церковь установлен один из парных обелисков, родом из египетского Саиса (др.-греч. Σάϊς). Небольшой обелиск, высотой неполные 6 м, выглядит торжественно и утонченно. Привезенный в 1-м веке н.э. Домицианом для украшения храма Изиды, повторно этот монумент был использован Бернини в 17 веке для оформления римской площади.

Особую трогательность обелиску придает пьедестал, выполненный в виде слоненка. Таким образом, талантливейший скульптор символизировал высшую мудрость бога.

  • Адрес: Piazza della Minerva
  • На автобусе №70,81,87,492,628,N6,N7

На площади Монтечиторио


Считается, что данный обелиск был также привезен в столицу императором Августом из Гелиополя в 1-м веке н.э. Высота обелиска - 22 м, что позволило его применить в качестве гномона для солнечных часов на (лат. Campus Martius).

Повторно обелиск был обнаружен в 16 веке, однако его не спешили извлекать из толщи земли. Археологи достали и реставрировали только пьедестал монумента, первоначально приписав его императору Марку Антонию. Уже в конце 18 столетия папа Пий VI (лат. Pius VI) решил использовать обелиск красного мрамора для оформления площади Монтечиторио (Piazza di Montecitorio).

  • Адрес: Piazza di Monte Citorio
  • На автобусе № 51,62,63,83,85,160,492,N4,N5,N12,N25

На площади Святого Петра


Каменный шпиль 25,5 метров высотой, изначально предназначался для Форума Лилиума (лат. Forum Iulium) в египетской Александрии (др.-реч. Ἀλεξάνδρεια), римским префектом Корнеллием Галлом (лат. Cornelius Gallus). Этот монумент, созданный в 1-м веке до н.э. и был примечателен тем, что не сдержал на себе иероглифов. В 40-х годах н.э. Калигула (лат. Gaius Julius Caesar Augustus Germanicus) переместил столп в Рим, для того, чтобы украсить им Цирк Нерона (Circo di Nerone).

В конце 16 столетия папа Сикст V распорядился перевезти обелиск на площадь Святого Петра в Ватикан. Для транспортировки многотонной каменной глыбы использовалась методика, разработанная архитектором Доменико Фонтаной (Domenico Fontana).

Примечательно, что данный обелиск - единственный, который не был свержен или разгромлен за время забвения Римской империи. Еще один интересный факт: шар, установленный на вершине монумента, долгое время считался вместилищем праха (лат. Gaius Julius Caesar). Когда же Фонтана демонтировал украшение и передал его в музей, оказалось, что в нем хранится только вековая пыль.

Данный обелиск стоит напротив (Basilica di San Pietro) - патриаршей базилики.

  • Адрес: Piazza San Pietro, Vaticano
  • На метро: линия А (станция «Ottaviano – San Pietro»)
  • На автобусе № 23,32,34,40,46,49,62,64,81,98,271,492,571,870,881,907,916,982,990
  • Трамвай №19

На площади Сан-Джованни-ин-Латерано

Наивысший обелиск Рима возвышается на 38,12 метра над землей. А его вес равен 230 тоннам, что делает его рекордсменом по мощности среди аналогичных монументов всего мира.

Первым местом «прописки» данной диковинки являлся храм египетского бога Амон-Ра (др.-греч. Ἅμμων Hámmōn) в Карнаке. В 4-м веке н.э. правитель Константин II (лат. Flavius Julius Constantius Augustus) привез несколько обелисков, включая самый огромный столп, в Рим. В 357 г. н.э. гигантский монумент стал частью украшения Большого цирка.

Спустя множество столетий, после падения великого Рима, обелиск был вновь обнаружен, расколотым на три части. В 1587 году его собрали заново, при этом, утратив 4 метра от изначальной высоты. Новым местом «жительства» грандиозного артефакта стала площадь у Латеранского дворца (Palazzo del Laterano) - резиденции понтификов Ватикана и папской базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano), на месте позолоченной конной статуи Марку Аврелию (лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus), перемещенной на (Campidoglio) Рима.

  • Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano
  • На метро: линия А (станция «San Giovanni»)
  • На автобусе № 81,85,117,650,665,673,714,792
  • Трамвай №19

На Эсквилинском холме

Эсквилин (Esquilino), один из украшает обелиск, изъятый из гробницы Александра Великого в Александрии. Позже монумент и его двойник были установлены у входа в мавзолей императора Августа на Марсовом поле.

Столпы были извлечены из-под земли в начале 16 столетия, и один из них был установлен у папской базилики (Basilica di Santa Maria Maggiore) на Эквилинской площади (Piazza dell’ Esquilino), а второй - у Квиринальского дворца (Palazzo del Quirinal). Все работы производились под неусыпным руководством любимого архитектора папы Сикста V, Доменико Фонтаны.

  • Адрес: Piazza dell’ Esquilino
  • На автобусе №16,70,71,75,117,360,649,714
  • Трамвай №5 и 14


На площади Квиринале

Обелиск на Квиринальской площади (Piazza del Quirinale) является точной копией обелиска, установленного на Эсквиинском холме. Гладкая поверхность каменных обелисков, свобода от иероглифов. Высота - без малого 15 м. Обнаруженный в начале 16 века, столп не был задействован вплоть до 1786 года. По распоряжению папы Пия VI обелиск был возведен у мраморных статуй Диоскуров (др.-греч. Διόσκοροι) на площади у Квиринальского дворца - официальной резиденции президента Италии.

  • Адрес: Piazza del Quirinale
  • На автобусе №64,70,117,170


В Термах Диоклетиана

В оригинале, обелиск, украшающий ныне Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano), имел брата-близнеца, совместно с которым был размещен в Гелиополе в храме фараона Рамзеса II. На заре нашей эры римляне перевезли монумент в Рим в храм Изиды. В 1883 году Родольфо Ланчани (Rodolfo Lanciani) вновь обнаружил столп в толще земли, при раскопках возле церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

Долгое время каменная «свеча» стояла напротив входа в (Stazione Termini). Каменный столп стал частью мемориала, посвященного итальянским военным, павшим в 1887 году в битве при Догали (Dogali) в Эфиопии. В 1924 году, увенчанный звездой мемориал был перемещен с привокзальной площади Чинквиченто (Piazza dei Cinquecento) в сады в Термах Диоклетиана.

  • Адрес: Viale Luigi Einaudi
  • На метро: линия А (станция «Repubblica – Taetro Opera»)
  • На автобусе №40,60,64,70,82,85,170,590,910

На вилле Челимонтана


Роскошные сады на холме Целий (Celio), украшены обелиском, привезенным из Гелиополя во 2-м веке н.э. Известно, что изначальная высота монумента составляла около 12 м, в то время, как нынешняя - всего 2,68 м. Римляне использовали его для украшения святилища Изиды недалеко от церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

В следующий раз обелиск был найден и использован в 14 веке для украшения базилики Санта-Мария-ин-Арчели (Santa Maria in Aracoeli) на Капитолийском холме. Во второй половине 16 столетия (Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni) занимался реорганизацией садов на вилле Челимонтана (Villa Celimontana), тогда еще носившей название виллы Маттеи (Villa Mattei). В качестве одного из элементов декора сада был использован древний обелиск. Утерянный вновь, столп был обнаружен в 19 веке, в разрушенном состоянии. Именно тогда высота его сократилась в 4 раза, что делает обелиск наименьшим в коллекции аналогичных Римских монументов.

  • Обелиск на вилле Медичи (Villa Medici) - копия, выполненная в 19 веке, древнего артефакта, найденного в садах поместья, и перевезенного во Флоренцию (Firenze).
  • Два обелиска , выполненных из бавенского гранита, установлены на вилле Торлония (Villa Torlonia) в конце 19 столетия.
  • В 1932 году обелиск из каррарского мрамора был установлен в Итальянском форуме (Foro Italico ) в честь дуче Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini).
  • В квартале всемирной выставки Рима ЭУР (Esposizione Universale di Roma) в 1959 году появился 45-метровый беломраморный обелиск, посвященный изобретателю Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi) .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Который находится в Ливане. И до сего момента был уверен. что именно этот камень под названием «Южный камень» является самым большим — он лежит в карьере близ Баальбека. Размеры этой каменной глыбы - 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту. Весит она приблизительно 1000 тонн.

Оказывается это не так. Самым большой обработанный камень в мире ВОТ:

Обелиск (вход 1OLE.) находится на восточном берегу Нила в километре от центра Асуана. До обелиска нужно ехать по улице Эль-Бандар (el-Bandar St.). Рядом — несколько гробниц с круглыми крышами древнего кладбища эпохи Фатимидов. Обелиск, слитый со скалой, из которой его хотели высечь, лежит всей своей массой (1200 т) и во всю длину (42 м) на гранитном ложе.

Обелиск намеревалась воздвигнуть царица Хатшепсут, но обелиск бросили, оставив незаконченным, потому что обнаружили в нем несколько трещин. По этой причине он никогда не был отделен от скалы. Если бы его поставили, это был бы самый большой из известных нам обелисков. Его окружают древние карьеры, протянувшиеся почти на 6 км, где трудились рабочие, которые извлекали огромные каменные блоки для строительства храмов и дворцов.

Это была адская работа! Надо было долбить скалу твердым камнем, чтобы появились достаточно широкие и глубокие трещины. Туда вбивали деревянные клинья и поливали их водой, расширяясь, клинья раскалывали скалу. Работа проводилась с трех сторон с бесконечными предосторожностями на всех этапах, чтобы не расколоть каменный блок. В соответствии с предполагаемым назначением блок обтачивали на месте. Затем его помещали на деревянные сани, которые тащили или животные, или люди, спуская его к воде, к специальной платформе.

Ее сооружали из строительного мусора, на который каменщики помещали несколько слоев кирпича, покрытого толстым слоем влажной тины. Баржу, которая должна была перевозить каменные блоки, ставили перед отливом рядом с берегом. Баржа садилась на мель, и теперь можно было её загружать. В следующий паводок платформа снова оказывалась на воде и была готова к транспортировке. Разгрузку проводили тем же способом.

Учитывая примитивные мягкие металлические инструменты древних египтян, обелиск в Северном карьере показывает нам удивительный подвиг технологии. При раскопках археологи многое узнали о методах камнерезки. И даже та ошибка, которую совершили строители во время его сооружения, не помешало ему неподвижно крепиться к скале вот уже более 3000 лет!

При слове Древний Египет у подавляющего большинства людей, естественно, возникает ассоциация с пирамидами или мумиями. Но не менее известным видом монументального зодчества древних египтян являются обелиски. Слово «обелиск» — греческого происхождения, означающее шампур или вертел, и появилось оно в поздний период, когда греки установили тесные контакты с Египтом. Сами же египтяне обозначали обелиск как «бен-бен». Так назывался упавший с неба в начале времен камень пирамидальной формы, который установили на столб в священной столице городе Инну (греки называли его Гелиополем). Этот камень бен-бен, помещенный на столб, был спрятан от глаз непосвященных в храме Феникса, но, как известно, он исчез еще в древности. Обелиск повторяет форму древнего священного бен-бена в виде правильного квадратного в сечении столба с пирамидальной вершиной, устремленной в небо.

Известно, что навершие обелисков обычно покрывалось золотом или медью, которые до сегодняшнего дня, естественно, не сохранились. Практически все известные обелиски были изготовлены из розового гранита, который добывался в каменоломнях, располагавшихся возле первого порога Нила, там, где сегодня лежит современный город Асуан. Здесь Нил прорезает скальное тело Нубийского нагорья и окончательно вырывается на равнину, принимая свои привычные величественные размеры. В асуанских каменоломнях египтяне добывали розовый гранит начиная с эпохи Древнего царства а, возможно, и ранее. Розовый гранит, несомненно, являлся для древних египтян особой горной породой. Из него создавались наиболее важные архитектурные и скульптурные формы: порталы храмов, саркофаги, статуи царей и, конечно, обелиски.

До нашего времени дошли, естественно, далеко не все. Причем большая их часть сегодня находится за пределами Египта. После установления здесь своего господства, римляне начали активный вывоз обелисков в Рим, не считаясь особенно с физическими и финансовыми затратами. И сегодня в Вечном городе высятся 13 обелисков. В XIX веке французы и англичане устроили настоящую охоту за древнеегипетскими древностями, не обойдя своим вниманием и обелиски, весившие по нескольку сот тонн. Поэтому сегодня египетские обелиски трех тысячелетней давности можно увидеть в Париже, Лондоне и даже Нью-Йорке. Согласно сохранившимся источникам наибольшего расцвета возведение обелисков достигло в период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.). Особенно «отличились» в возведении гранитных монолитов наиболее известные фараоны этого времени — Тутмос III и Рамсес II.

Последний, как считается, за время своего правления успел воздвигнуть 23 обелиска. Средняя высота больших обелисков равнялась 20 метрам, вес превышал 200 тонн. Один из обелисков, изготовленных при Тутмосе III, находится сейчас в Риме и имеет высоту в 32 м. Примерно треть из сохранившихся до сегодняшнего дня 27 обелисков не превышает в высоту 10 м. Практически все известные сегодня обелиски покрыты по всей поверхности иероглифическими надписями, славящими царя и его деяния. Посвящались обелиски верховному солнечному божеству и, как правило, устанавливались парами. Технология производства священных каменных столбов включала в себя три этапа: вырубка монолита из материнской скалы и его шлифовка, транспортировка к месту возведения и, наконец, установка. Все три технологических стадии считаются достаточно хорошо известными, поскольку до нашего времени дошел ряд письменных источников, описывающих изготовление обелисков и набор изображений из погребальных сооружений и храмов, где отражены разные этапы этого процесса. Считается, что вырубка камня производилась следующим образом: в начале в скале вырубали отверстия, располагая их по прямой, затем в них забивали деревянные клинья и поливали их водой. Дерево разбухало и разламывало породу. Получившиеся блоки выравнивали с помощью пил и, при необходимости, шлифовали.

Еще древнеримский историк Плиний Старший (I в. н.э.) упоминает, что процесс пиления камня осуществлялся при помощи тонких пил, под полотно которых постоянно подсыпали мелкодисперсный песок, который служил в качестве абразива. Транспортировка каменных блоков осуществлялась при помощи деревянных салазок, под которые подливали воду или разжиженный ил для улучшения их скольжения. Многочисленные изображения таких санок хорошо известны как в изобразительном искусстве, так и в археологических находках. Так перемещали камень на небольшие расстояния. Дальние транспортировки осуществлялись по Нилу с использованием специальных барж, которые тянули небольшие гребные суда. При перевозке крупных монолитов таких судов могло быть несколько десятков. Установка обелиска осуществлялась при помощи наклонной насыпи, которая представляла собой кирпичную конструкцию, разделенную на многочисленные отсеки, забутованные песком и щебнем. Насыпь имела очень небольшой уклон и, соответственно, очень значительную длину. Обелиск затаскивали по ней нижним концом вперед и воздвигали на пьедестал.

Казалось бы данный исторический вопрос можно считать хорошо изученным и не вызывающим каких-либо сомнений. Однако факты — упрямая вещь, особенно те, которые лежат, в прямом смысле этого слова, на поверхности. Значительную часть древних асуанских каменоломен уже поглотила территория современного города Асуана. В этих гранитных каменоломнях расположен единственный в Египте обелиск, который остался незавершенным, т.е. неотделенным до конца от материнской скалы. И вот он-то и вызывает целый ряд парадоксальных вопросов, ответить на которые современная наука не может. Прежде всего, следует отметить, что это самый большой из известных в Египте обелисков. Его длина составляет 41,8 м! Асуанский обелиск не имеет никаких надписей, поэтому датировать его не могут. Но из-за его гигантских размеров обелиск относят ко времени Древнего царства, т.е. к эпохе Великих пирамид. Обелиск расположен на поверхности и лежит под небольшим углом, следую направлению слоев гранитного массива.

По всему периметру монолит окружен узкой траншеей менее 1 м шириной, которая повторяет контур обелиска. Таким образом, получается, что обелиск выдолблен в скале, и работы велись сверху, а не с боков. Какой инструмент здесь использовался? Понятно, что о применении пил говорить здесь не приходится. Боковые стороны обелиска и окружающей его траншеи имеют следы большого округлого инструмента. Ширина следа составляет 27 см. Итальянский исследователь А.Прети в конце 80-х годов прошлого века предположил, что следы оставлены вращающейся фрезой, которую древние египтяне использовали для вырезания монолита из скалы. Откуда у древних мог быть такой инструмент? Впрочем, аналогичные следы встречаются во множестве на горизонтальных поверхностях вокруг обелиска. И похожи они, скорее на следы от гигантской стамески. Но можно ли представить себе стамеску с рабочей кромкой в 30 см, режущей гранит словно пластилин? На самом монолите, кстати говоря, имеются многочисленные следы пропилов и традиционной техники колки при помощи клиньев.

Но они оставлены явно в более поздние времена и эти попытки не нанесли существенного урона монолиту. Ни расколоть, ни распилить его не удалось. Предполагают, что асуанский обелиск остался незавершенным, поскольку в ходе работ была допущена ошибка и монолит треснул. Действительно, верхнюю часть обелиска пересекает продольная трещина, нарушившая его цельность. Но причины такого разлома не обязательно кроются в просчетах строителей. Это мог быть, к примеру, результат землетрясения. Не стоит обвинять в глупости или нерадивости древних инженеров, которые смогли выполнить такой объем работ, тем более, что способ решения данной технической задачи нам не понятен. Более того, проблему можно поставить и несколько иначе: раз древние вырезали подобный монолит, значит, они собирались его куда-то транспортировать и устанавливать. И тогда возникает еще ряд вопросов. Во-первых, каким образом монолит, расположенный внутри скалы и окруженный узкой траншеей по периметру, можно отделить от этой скалы? Ведь обелиск лежит на скале, неотделенной осталась только его нижняя стенка. Как можно в такой ситуации использовать пилы? Пропилить по горизонтали сорок метров гранитной породы, не нарушив при этом прямой плоскости и избежав надлома монолита под собственным весом? В литературе приводятся разные цифры для веса асуанского монолита, но в среднем они колеблются вокруг цифры в 1200 тонн. Это самый тяжелый в мире искусственный монолит! Хотя не очень понятно, почему фигурирует такая цифра.

Понятно, что взвесить такого исполина никто не в состоянии и его вес вычисляется арифметически. Хотя обелиск остался неотделенным от скалы, его запланированные размеры хорошо известны. Высота должна была бы составить 41,8 м, обелиск имеет квадратное сечение со сторонами 4,2 м на 4,2 м. Его стороны тянутся параллельно на всем протяжении, только в верхней части сужаюсь и образую вершину. При средней плотности гранита в 2600 кг на м куб. легко вычислить вес монумента. И если не учитывать незначительную поправку на суженную вершину, расчетный вес асуанского обелиска должен был бы приближаться не к 1200 тоннам, а составить примерно 1900 тонн! Понятно, что ничего подобного асуанскому обелиску не было ни в древнем мире, ни в новейшей истории человечества. И древние инженеры собирались такой монолит куда-то двигать и после — устанавливать.

Книга рекордов Гиннеса полна примеров, когда человек в одиночку сдвигает большегрузные автомобили, самолеты и железнодорожные вагоны. Но во всех этих случаях речь идет об огромных грузах, поставленных на колеса и двигать их надо по ровной горизонтальной поверхности. Каким образом можно решить задачу по транспортировке по неровной гористой местности цельного монолита весом почти в 1900 тонн? И на этом загадки, связанные с асуанским обелиском не исчерпываются. В десятке метров от обелиска расположены два вертикальных колодца или шахты, пробитых вертикально в теле гранитной скалы. Их глубина составляет примерно 3-4 м, диаметр — около 80 см. По форме отверстия представляют собой нечто среднее между кругом и квадратом. Инспектора службы древности, работающие в Асуане, объяснили, что эти колодцы египтяне выдалбливали с целью выяснения направления трещин в скальном массиве. Может быть такое объяснение верно, таких колодцев на территории каменоломен не два, а около десяти. Но остается вопрос о том, какой инструмент использовался при этом? Дело в том, что стенки колодцев имеют гладкую равномерную поверхность без всяких следов сколов, возникает ощущение, что породу просто вынули при помощи установки, аналогичной той, что используется для бурения скважин.

Вот так выдалбливали обелиск

Только здесь речь идет о граните. Искусство обработки этой твердой вулканической породы достигло в Древнем Египте небывалых высот. И оно вызывает не только уважением, но и изумление. Действительно, нельзя же объяснить все принципом «упорство и труд все перетрут». Этого не достаточно. Дошедшие до нас образцы древнеегипетской гранитной архитектуры демонстрируют не только высочайший уровень технологии обработки и строительства, но и требуют наличия у древних достаточно совершенных знаний в области естественных наук. Причем, чем ближе мы подходим к истокам египетской цивилизации, тем эти показатели выше. Технология строительства, которую демонстрируют памятники плато Гизы, не была после превзойдена или усовершенствована. Наоборот, налицо процесс деградации многих аспектов ранней египетской цивилизации, которые мы наблюдаем в III тысячелетии до н.э. в период Древнего царства.

Сам феномен возникновения такого культурного комплекса с упорядоченной системой иероглифического письма, разработанным календарем, с развитой технологией монументального строительства, вызывает неподдельное изумление. И в этом аспекте совершенно уместны и правомерны идеи тех исследователей, которые считают Древний Египет наследником еще более древней и более развитой цивилизации, следов которой до нас дошло очень мало. Но следы такие есть, их надо только не пропустить мимо внимания, суметь изучить и правильно интерпретировать.

Вот таким обелиском он должен был стать в будущем:

Ну или вот например таким, как знаменитый Луксорский обелиск, стоящий сейчас во Франции.

Для сравнения — высота обелиска достигает 23 метров, вес равняется 220 тоннам , возраст – 3600 лет. На всех четырех сторонах монумента изображены иероглифы и рисунки, которые были высечены во славу Рамсеса II. На Луксорском обелиске запечатлели и самые важные моменты его перевозки из Египта в Париж. С двух сторон вокруг памятника в середине 19 века архитектором Гитторфом были созданы изящные фонтаны, которые функционируют и по сегодняшний день. В 1999 году пик обелиска был облачен в золотой наконечник, на отливку которого было потрачено полтора килограмма золота высшей пробы.

В южной части Асуана когда-то была площадь, где находились древние карьеры гранита. Он считался самым ценным камнем, который использовался для строительства в египте. Сейчас эта площадь интересует туристов имеющимся здесь памятником, который все еще прикреплен к одной из скалы – незаконченный обелиск.

Вообще, сам Северный карьер – это прекрасное место для посещения тех, кто заинтересован в изучении древнейших технологий. Он славился своим производством гранита, который использовался в строительстве погребальной камеры Великой пирамиды Хеопса, а также в качестве облицовочного камня в других пирамидах. Каждая скала в нем показывает на себе отпечаток древних камнерезов.

Площадь северного карьера была раскопана совсем недавно. Здесь были найдены ранее неизвестные объекты из гранита, в том числе фрагменты колонн и статуй. К югу от обелиска археологи обнаружили надпись, приуроченную к 25 году царствования Tuthmose III. Также близ него были откопаны ниши еще семи больших обелисков, которые сегодня находятся в храмах в Карнаке и Луксоре.

Входной билет в музей под открытым небом, как еще называют Северный карьер, обойдется в 30 EGP.

Северный карьер расположен рядом с кладбищем Фатимидов, в южной части Асуана. К нему легко добраться на такси или пешком в гору от нубийского музея.

Все больше потайных уголков и ранее неизведанных мест открывается в асуанских карьерах. Вот и ложе обелиска (-ов) Тутмоса III можно воочию лицезреть. А почему именно Тутмоса III? Потому что именно работники его написали прямо на стенке карьера о добыче двух обелисков для его величества

In the 23rd year of his majesty , the mighty Horus “ refers to the king” of Kemet” Egypt name” “who is blessed by Nakhebet and Wajet” the vulture goddess of Upper Egypt and the cobra snake of lower Egypt” Eternity to him who is like Ra “ the Sun” in the sky. The living god, master of offerings “and “ structures of the beloved gods , king of Upper and Lower Egypt- {Men –Kheper-Ra}, child of Ra of his body, his beloved { Thut-moses III } master of offerings, he who is given the life as the Sun forever, made with love two great obelisks in the abode of Amun, in the Karnak.”

Асуан (Aswan) – город на юге Египта, расположенный на правом берегу реки Нил, примерно в 865 км от Каира. Один из самых сухих населенных пунктов на планете. Население – 275 000 человек (2008).

Асуан на протяжении многих веков был торговым центром на караванном пути. Через город, занимающий правый берег реки, еще в древности шли торговые потоки из Нубии и обратно. Сегодня на улицах Асуана не торгуют слоновой костью и драгоценной древесиной, но третий город Египта наполнен ароматами и пряностями, прибывшими с юга. Местные рынки своим колоритом и запахами напоминают суданские базары.

Между Асуаном и Луксором курсируют многочисленные туристические теплоходы. По дороге они, как правило, делают остановки в Ком-Омбо и Эдфе, где можно осмотреть прекрасно сохранившиеся древние храмы.

Основная масса туристов приезжает в Асуан в зимние месяцы. В это время город наполняется толпами туристов.

В Асуане есть очаровательный Ботанический сад, дача и мавзолей Ага-Хана, развалины монастыря Святого Симеона и Нубийский музей, который находится несколько на окраине. Музей занимает площадь в 50 000 м², и включает не только выставочные залы, но и библиотеку, учебные центры, а также зеленый парк вокруг.

источники
http://www.95live.ru/
http://tourweek.ru/
http://www.yestravel.ru/
http://www.egypt-best.ru/

А я вам напомню еще про , а так же вспомните Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

И обелиски, и стеллы в различные исторические эпохи изготавливались из разных материалов: мрамора, гранита или какого-либо другого камня, даже . И на обелиски, и на стелы наносились письмена. Различаются эти памятные знаки своей формой.

Обелиск – это , чаще всего имеющая вид столба, сужающегося кверху. Чаще всего такая колонна имеет квадратное сечение, но встречаются и обелиски в виде конуса. Стелла же имеет вид плиты, а не столба.

Обелиски

Слово «обелиск» имеет греческое , но самые первые обелиски появились не в Греции, а в Древнем Египте. Изготавливали их из красного гранита. Это было нелегким делом! Так, надпись над одном из Египетских обелисков, расположенных в Карнаке, гласит, что на его изготовление пришлось потратить целых семь месяцев!

Египетские обелиски представляют собой четырехгранные сужающиеся столбы. На всех четырех гранях высекали иероглифические надписи, в которых египтяне восхваляли своих богов, прежде всего – бога солнца Ра, а также , тоже причисляемых к богам. Многие обелиски украшены пирамидальными вершинами, покрытыми сплавом серебра и золота.

Традицию строить обелиски у египтян позаимствовали многие народы Древнего мира. Обелиски стали возводить в Финикии, Ассирии, Эфиопии.

Завоевав Египет, римляне перевезли множество египетских обелисков в Рим. После этого в Риме стали возводить и собственные обелиски, но они имели и практическое значение: их использовали как столбики солнечных часов.

В Европе традиция возведения обелисков была забыта в Средние века, но воскресла в эпоху Возрождения и не прерывается до сих пор. В России обелиски стали возводить при Екатерине II.

Самый высокий обелиск в мире находится в Вашингтоне (США) между Капитолием и Белым домом. Это монумент Вашингтона, высота его превышает 169 метров.

Стеллы

Как и обелиски, стелы появились в глубокой древности. Одна из самых древних стелл – та, на которой клинописью начертан свод законов вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1793-1750 гг. до н.э. Изготовлена эта стелла из диорита – горной породы магматического происхождения.

Другая известная древняя стелла известна под названием Розеттский камень. Найдена эта стелла в Египте, а приечательна она тем, что текст на ней начертан в трех вариантах: на древнеегипетском языке – иероглифами и более поздним демотическим письмом и на древнегреческом. Ученые уже давно знали древнегреческий язык, и благодаря Розеттскому камню началась древнеегипетских текстов.

Но особенно любили стеллы в Китае, где их возводили как по повелению императоров, так и по инициативе храмов. В этой стране, в городе Сиане, даже существует музей под названием «Лес стелл», где можно увидеть стеллы, созданные в разные периоды китайской истории.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!