Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

О творчестве фёдора шехтеля.

Ф едор Шехтель - создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий - Ярославский вокзал и типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского и здание МХТ . Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Федор Шехтель - архитектор без диплома

Федор Шехтель остался в Саратове и получил начальное образование на дому. В 1871 году он сдал вступительные экзамены в первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федору Шехтелю приходилось заботиться о больной матери и много работать, чтобы содержать семью. Времени на учебу почти не оставалось - и в 1878 году студента отчислили за «плохую посещаемость». В результате он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова , Константина Терского.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы» , а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре .

Русский модерн Шехтеля

Параллельно Шехтель создавал и архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружали театры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династии Морозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова , усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892. Фотография: правдинформ.рф

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892-1894. Фотография: is-tok.ru

Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Фёдор Шехтель. 1894-1898. Фотография: starkult.ru

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых - типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» - было выдержано в готическом стиле , а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки - торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова.

Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов - особняк московского миллионера Степана Рябушинского . Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня - МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все - от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Особняк Степана Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1900

Особняк «Дом Шаронова». Архитектор Фёдор Шехтель. Таганрог. 1912

Ярославский вокзал. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1902-1907

Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля стали яркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего. Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов».

Давид Аркин, архитектурный критик

В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств . В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях - неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн - кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога - Москвы, Архангельска и Ярославля .

После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ - центральном органе, который управлял наукой, - преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты - Мавзолея Ленина , Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.

Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Федор Шехтель - один из самых известных российских архитекторов. Среди его творений - особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ и Ярославского вокзала, которые стали символом Серебряного века и образцами стиля модерн.

Федор Шехтель, фото 1890-х годов

Рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина.

Федор (настоящее имя Франц-Альберт) Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова , куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов - брат Антона Чехова . Из училища Шехтеля вскоре отчисляют за прогулы, но это не мешает блестящей реализации молодого человека.

Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж» , который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры.

В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы , Кузнецовы , Локаловы и другие.

Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению. После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну.

Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926…

Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры.

Особняк в Ермолаевском переулке

Ермолаевский пер., 28, с. 1

Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом зодчего. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Все помещения особняка выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — этот прием будет повторен в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.

Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.

«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», - иронично оценивал зодчий свой труд в письме к Антону Чехову. И, действительно, при пристальном взгляде на дом можно увидеть и средневековый английский замок, и русскую избу.

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, 6/2 с. 5

Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны. Искусствоведы усматривают символизм в каждом из этажей дома: первый - подводное царство, второй - мир воздуха и света, молельня - высшее духовное пространство. Заказчик дома Степан Рябушинский был представителем богатого рода старообрядцев, коллекционером древних икон. В момент постройки здания старообрядчество было запрещено, и молельня проектировалась как тайная комната. Если смотреть с улицы, ни за что не догадаешься, что она там есть. С 1931 по 1936 годы в особняке жил Максим Горький, сегодня здесь находится дом-музей писателя.

Особняк Рябушинского

Особняк Дерожинской

Кропоткинский пер., 13 с. 1

Первый муж заказчицы этого дома Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской. Роскошный особняк для Дерожинской Шехтель строит в 1901-1903 годах. Дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды - классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и ручки дверей (кстати, входная была в виде черного паука). Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.

Особняк Дерожинской

Ярославский вокзал

Комсомольской пл., 5

Ярославский вокзал назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице - Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. В 1898 - 1899 годах железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Тогда началась очередная его перестройка, к которой был приглашен архитектор Федор Шехтель. Зодчий пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, применяя современные строительные материалы. Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный архитектором в индивидуальной манере.

Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, - здание выглядит как сказочный замок.

Ярославский вокзал в начале XX века

Особняк Морозовой

Спиридоновка, 17

Федор Шехтель был знаком практически со всеми представителями рода Морозовых, но настоящая дружба связывала его с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. По заказу купца Шехтель строит особняк на Спиридоновке, ставший одним из лучших его произведений. Савва Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию. Шехтель, тогда еще не бывший в звании архитектора, выполнил задачу безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. В строительстве «замка» он использовал архитектурные новации. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.

Особняк на Спиридоновке

Ольга Ваганова/АиФ

Фарфоровый дом

Мясницкая ул., 8/2

В 1898 году фарфоровый магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «Товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В этом магазине выставлялись фарфоровые изделия, которые выпускались на всех многочисленных кузнецовских фабриках. Посуду на любой вкус здесь могли купить и крестьяне, и мещане, и купцы, и аристократы. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека. Фасад дома украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения. После революции сюда въехал синдикат силикатной промышленности, а после войны войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.

Дом фарфора

Здание МХТ

Камергерский пер. , 3

В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструирует здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров. Летящая над волнами чайка — образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, — до сих пор остается символом МХТ. Знаменитую крутящуюся сцену зодчий конструировал вместе с Морозовым, который не гнушался никакой работы и принимал участие непосредственно в ее установке. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской пьесы «Мещане».

Франц-Альберт (Фёдор) Шехтель родился 7 августа 1859 года в Санкт-Петербурге. Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна - купчихой из семьи саратовских купцов Жегиных. Позднее она работала экономкой у Третьякова. У Шехтеля также было ещё два брата и три сестры.

Детство он провёл в Саратове. Его отец рано умер и положение семьи было почти бедственным. Шехтель окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в Строгановском училище, но не окончил его, и был отчислен за плохую посещаемость. После этого работал архитекторским помощником у известных московских зодчих конца XIX века А.Каминского и К.Терского. Он участвовал в проектировании театра "Парадиз" на Большой Никитской, составив проект фасада этого здания. Под влиянием Каминского – знатока русского и западных средневековых стилей - у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который вскоре нашел отражение в его работах. Не без влияния Каминского развился и колористический дар Шехтеля – одного из самых замечательных мастеров цвета в архитектуре.

С конца 1870-х годов Шехтель начал работать самостоятельно. Архитектура была на время оставлена - он иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами "Будильник" и "Сверчок". Вместе со своим приятелем по училищу Н.Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова "Пёстрые рассказы".

Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника. Он создал костюмы и эскизы декораций, помогал знаменитому декоратору Большого театра К.Вальцу – большому любителю красочных зрелищ. Вместе с тем он работал и в народном театре "Скоморох", оформлял народные гуляния. Забавно, что свою карьеру антерпренёр "Скомороха" Лентовский начинал в "летнем театре городского "Сада Шехтель" в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича.

Женился Шехтель на своей кузине Наталье Тимофеевне, чей отец - купец Т.Жегин - был известный меценат и друг Третьякова.

Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре. Уже в середине 1880-х годов по его проекту велась застройка имений Кирицы и Старожилово в Рязанской губернии, строились загородные дома в Московской и Ярославской губерниях, отделывались интерьеры московских особняков.

Настоящий успех приходит к нему после того, как он построил несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (в частности, особняк З.Морозовой на Спиридоновке, в оформлении которого Шехтелю помогал тогда ещё малоизвестный М.Врубель и "готический замок" И.Морозова в Петровском парке). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.

В 1893 году Шехтель получил диплом техника-строителя и окончательно решил посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работал в двух разных стилях - "русском" и "готическом". Но главный принцип Шехтеля - здание не должно быть скучным и его невозможно рассмотреть с одной точки, оно должно меняться, пока ты идёшь по нему. Современники называли его настоящим "певцом прекрасного". Он насыщал свои здания интересными деталями, умел создать ощущение гармонии, спокойствия и уюта. Ведь дом, по мнению Шехтеля, создан в первую очередь не для того, чтобы производить впечатление, а для жизни. Характерно, что так же внимательно, как к строительству самых ответственных заказов, он относится к собственному дому в Ермолаевском переулке. Над его входом, как символ наступивших художественных перемен, была помещена выразительная мозаика. Она метафорически изображала неумолимую динамику жизни - рождение, расцвет и смерть - в виде бутона, расцветшего и увядшего цветков ириса на золотом фоне.

Весной 1900 года Шехтель подготовил проект здания типографии А.Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершается постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. В творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна. Возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки, которая дала творческий импульс многим художникам и на которой Шехтель был награждён серебряной медалью. В любом случае, считается, что работы Шехтеля - это классика московского модерна. А самое известное здание Фёдора Осиповича, выполненное в этом стиле - особняк Рябушинского.

Он был построен по принципу спирали и совмещал в себе достижения Ар Нуво с русской архитектурной традицией.

В 1901 году Фёдор Осипович был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.

Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в этот период в любимом "псевдорусском" стиле - Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина.

Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, именно благодаря Шехтелю (развившему здесь орнаментальные достижения Климта) МХТ обретает свой фирменный дизайн.

До революции Шехтель создал ряд значительных построек, в том числе в стиле "рационального модерна" - со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади - прекрасный образец этого стиля.

Впрочем, работал он не только в Москве, данью памяти Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге. Интересны также его "духовные" работы, например, старообрядческая Белокриницкая церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенная по заказу купцов братьев Мальцевых и выполненная всё в том же "псевдорусском" (или неорусском) стиле, или совсем другая - в византийском стиле - Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Шехтель перешёл в православие и принял имя Фёдор. Шехтель был далёк от политики, и после революции продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.

В 1918 году особняк Шехтеля для был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Он скитался по разным квартирам, пока не нашел пристанище у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Всего у Шехтеля было две дочери и два сына. Внук Шехтеля - эстрадный артист Вадим Тонков, больше известный как Вероника Маврикиевна.

В 2009 году о Фёдоре Шехтеле был снят документальный фильм "Гений русского модерна".

Your browser does not support the video/audio tag.

Российский архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве; кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.


Родился в Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822-1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи саратовских купцов Жегиных и позже служила экономкой в семье Третьяковых. Федор Осипович был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым.

В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего - купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещенного купечества - Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего свое начало от маленького театра Шехтеля.

Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьёй на постоянное место жительства в Саратов случился, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. Возможно, на переезде Осипа настоял его старший брат. Сам он тяжело заболел, а других братьев - Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей - уже не было в живых. Вероятно, хозяйство братьев требовало постоянного внимания, а инженер-технолог Осип Шехтель мог правильно управлять принадлежавшей братьям ткацкой фабрикой и театром.

Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренера не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля 1867 года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив после себя в «наследство» запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо - Т. Е. Жегина - продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжелым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.

Годы учёбы

После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии - единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Федор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да еще по рисованию и черчению. Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.

26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г. Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы».

В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова, которое он оставил в 1878 г., не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимом Финь-Шампань), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полетов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве - множество временных сооружений. Н. А. Попов - замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик - так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома - «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ. Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.

Самостоятельное творчество

В 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. Видимо, самой первой постройкой Шехтеля можно назвать жилое помещение на углу Немецкой (ныне Бауманской), 58 и Денисовского переулка. Будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова на это строительство. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом.

К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля - особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 г.), где С. Т. Морозов дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. К работе над оформлением этого здания Шехтель привлек тогда еще малоизвестного М. А. Врубеля. Среди построек зодчего 1890-х годов следует ещё назвать «готическую» дачу И. В. Морозова (1895) в Петровском парке (в комплексе усадьба, конюшня, ограда), построенный в этом же стиле особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице, д.6, дом готических форм по адресу проспект Мира, 43 и собственный дом в Ермолаевском переулке (1896 г.).

Работы архитектора конца 1890-х годов показывают мастерское владение «готикой», но зодчий вновь несколько раз обращается к «русскому» стилю, делает классические интерпретации. Черты принципиально нового направления, позже названного «модерном», впервые проступили в торговом доме В. В. Аршинова на Большой Ордынке, 32 (1899 г.).

Перелом от готики к модерну произошёл в 1900 году. Весной Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. Что же произошло в творческой биографии мастера в процессе перестройки этого сооружения?

14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, почти на целый год взбудоражившая художественную среду всей Европы. Шехтель был награждён за участие в ней серебряной медалью.

После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и много строит. Ряд других зданий - таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902 г.), - решены в «неорусском» духе. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учетом современных функций. Зачастую облик здания строится - как в известнейшей его постройке - особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900 г.) - на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.

В 1901 году Фёдор Осипович удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.

Он участник выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902-1903 гг.).

Среди других его значительных работ - особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом «Московского общества страхования от огня» и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902 г.); (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрёл свой «фирменный» дизайн), банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади (1903-1904), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904-1906 гг.), типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907-1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому «рациональному модерну» - с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге (1914 г.).

Среди нестоличных проектов архитектора можно отметить старообрядческую Белокриницкую церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенную по заказу купцов братьев Мальцевых. Эта церковь - прекрасный образец национально-романтического варианта модерна - неорусского стиля. Шехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты Института гражданских инженеров Виктор и Александр Веснины (они получили за свой проект третью премию). Зодчий предложил Анисиму Мальцеву проект храма на 1200 молящихся с просвирней и оградой. Идея была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Балаковки в завершении Амбарной площади поднялось фантастическое сооружение из бетона и камня. Журнал «Зодчий» за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балакове.

Возведённая в Иваново-Вознесенске великолепная Спасская церковь в византийском стиле была выстроена на средства фабриканта А. И. Гарелина, наблюдение за строительством проводил архитектор П. Г. Беген. В 1900 году храм заложили, а освятили постройку 30 октября 1903 года. В оформлении фасадов церкви Ф. О. Шехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделённые полуколоннами. Храм завершался пятью шлемовидными куполами на гранёных барабанах. Стены украшали мозаичные орнаменты.

После Октябрьской революции 1917 г. зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище композицию).

Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа. С 1921 по 1923 гг. возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1923 году принял участие в первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, спроектировав павильон Туркестана.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был крещён в православие и принял имя Фёдора.

В 1918 году особняк по адресу Б. Садовая, д.4, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Скитался по разным квартирам, пока не нашел пристанище на ул. М. Дмитровка, 25, у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Имел детей - Льва Фёдоровича Жегина (1892-1969), Бориса, дочь Екатерину.

Искусствовед Е. И. Кириченко отметила: «Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество - одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».

Семья

Сын Ф.О. Шехтеля, Лев Фёдорович (1892-1969), носивший фамилию «Жегин», стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970). Сын Иван трагически погиб. Дочь Шехтеля, Екатерина (Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц. Дочь Шехтеля, Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова) - художник оформитель, в ранней юности участница движения футуристов, возлюбленная В. Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году родилась дочь Марина (впоследствие театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). Второй брак с Сергеем Васильевичем Тонковым. В 1932 году родился сын Вадим (впоследствии заслуженный артист России Вадим Сергеевич Тонков, известный в образе экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской).

Модерн Шехтеля в архитектуре Ярославского вокзала.

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (1859-1926 гг) - российский архитектор рубежа 19 и 20 столетия. Выходец из семьи немецких колонистов он был одним из воспитанников Приготовительного училища Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Его семья дружила с П. И. Третьяковым, который взял на себя заботу о Франце, устроив его в мастерскую архитектора А. Каминского. В соавторстве с Каминским Шехтель участвовал в работе над проектом фасада Исторического музея Москвы. В 1875 г. Шехтель начинает учиться на курсе Чичагова на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Через 3 года его отчислили за плохую посещаемость, так как он вынужден был зарабатывать на жизнь. 1880-1890-е гг. ознаменовались разнообразной деятельностью Франца Шехтеля: он создавал декорации к спектаклям, рисовал костюмы для постановок, проектировал сооружения для парков, а также работал оформителем, художником. В этот же период началась работа над архитектурными проектами, которые он уже подписывал собственным именем. Шехтель являлся кавалером орденов св. Анны и св. Станислава

Архитектура Шехтеля расцвела в недолгую эпоху модерна и привнесла в столицу свежую струю модного направления европейского зодчества и особую философию искусства. Однако архитектор не ограничился оригинальным модерном, периодически возвращаясь к канонам классики. По его проектам возведено около пятидесяти сооружений, многие из которых охраняются государством и входят в Золотой фонд отечественной архитектуры. В архитектуре Шехтеля первым московским особняком стал дом Морозовых (1893 г.) на ул. Спиридоновка, 17 (Дом приемов МИД России), выполненный по заказу владельца по мотивам английской готики.

Особняк Морозовых.

К архитектуре Шехтеля принадлежит трехэтажный дом 8 на Мясницкой улице - дом с Меркуриями, построенный в 1898 г. для М. Кузнецова. На этой же улице вырос и доходный дом Строгановского училища с керамическим фризом.

Дом 8 на ул. Мясницкой. 1898 г. Здание Торгового дома фарфоровых заводов М. Кузнецова.

В 1900 г. Ф. Шехтель создал проект особняка Рябушинского на углу Спиридоновки и Малой Никитской в стиле модерн с добавлением в него национальных мотивов. Особенностью архитектуры Шехтеля, проявившиеся в этом проекте, стали плавные, извилистые линии в декоре фасада, сочетающиеся с кубическим зданием и огромными окнами, рамы которых изображают ветви деревьев. Поддерживает плавность линий кованая решетка ограды, напоминающая скрученные спирали, создающие эффект движения. Дом украшает мозаичный фриз, изображающий орхидеи и вьющиеся растения с извивающимися стеблями. Начиная с этого проекта, Шехтель стал востребованным и модным архитектором, которого приглашали самые богатые люди столицы. Сейчас в здании расположен музей Горького.

Особняк Рябушинского. 1900 г.

В 1901-1902 гг. архитектор построил особняк примы оперы А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (сейчас здесь посла Австралии), соединив на его фасаде ковку, орнамент из лепнины, изображающей растения, женские головки.

Особняк А.И. Дерожинской. Кропоткинский переулок, 13.

В 1902 г. Ф. Шехтель начал реконструкцию Художественного театра (МХАТ) в Камергерском переулке, который украсил барельеф с музами. В 1904 г. в архитектуре Шехтеля появился еще один особняк в Ермолаевском переулке, 28, построенный зодчим для своей семьи (сейчас здесь располагается резиденция посла Уругвая). Сооружение отличается ярусностью и разноформенностью: прямоугольный корпус с высокой крышей, часть здания - в виде неправильного треугольника, башни. Окна дома выполнены в стиле поздней готики.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28.

В 1906-1907 гг. Шехтель создал проект нового здания Ярославского вокзала, в неорусском стиле. Основной акцент здания - ассиметричные башни над полукруглыми пилонами. Главный вход имеет крышу с оригинальным козырьком, фасад украшает панно, фронтон декорирован барельефами с изображениями Георгия Победоносца, Св. Архангела Михаила. Скульптура медведя с секирой на барельефе символизирует Россию.

Здание Ярославского вокзала. 1906-1907 гг.

В 1910 г. на Большой Садовой, 10 был построен еще один особняк Шехтелей, ставший одним из замечательных образцов архитектуры Шехтеля в стиле классицизм с портиком из четырех колонн.

Особняк Шехтелей на Большой Садовой, 10.

Архитектура Шехтеля украшала и другие города и пригороды: усадьба Кирицы С.П. фон Девиза (1883-1889 гг.), усадьба Соха П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.), усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.) в Рязанской области, часовня Михайловской церкви (1887 г.) Таганрог, дом А.А.Шилова в Пруссах (1888г.), дом Локалова, дом Иродова в селе Великое (1888-1890 гг.), особняк П.М. Мальцева, храм Пресвятой Богородицы в г. Балаково (1900- 1912гг.) и многие другие здания, которые могут служить примером для современных архитекторов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!