Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Нормы твердых бытовых отходов. "Нормы накопления ТБО."

  • Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м² торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день , год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг ) или объема (л , м³).

    Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО ) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м³ (30 млн. т) в год.

    Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.

    При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.

    К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

    Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

    • жилых зданий;
    • учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

    На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

    Также важны климатические условия - различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

    При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

    В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.

    Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.

    Классификация жилищного фонда Нормы накопления ТБО на 1 человека Средняя плотность кг/ м³
    кг/год м³ /год
    Благоустроенные жилые дома 200…280 1,1…1,5 200…220
    Жидкие отходы из непроницаемых выгребов неканализационных домов - 2,0…3,25 1000
    Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 000 человек 260…300 1,3…1,5 190…210

    Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

    Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30…50% от норм накопления жилых зданий.

    Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ ) «Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора» установлены следующие нормы:

    • Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м³ (262 кг) в год.
    • Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м³ (77 кг) в год.

    В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г. нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.

    Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

    Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР».

    Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:

    • в городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2% населения;
    • в городах с населением 300…500 тыс. чел. -1%;
    • в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5%.

    По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

    Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

    Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3…0,5% в год, а по объему - 0,5… 1,5% в год.

    Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.

    Объект образования отходов Расчетная единица Норма накопления Плотность кг/ м³
    кг/год м³ /год
    I. Предприятия торговли
    Продовольственный магазин На 1 м² торг. площади 348 1.74 200
    Универсам На 1 м² торг. площади 252 1.40 180
    Павильон На 1 м² торг. площади 570 2.85 200
    Лоток На 1 торговое место 680 3.40 200
    Палатка, киоск На 1 м² торг. площади 866 5.09 170
    Торговля с машин на 1 торговое место 849 5.30 160
    Промтоварный магазин На 1 м² торг. площади 139 0.77 180
    Хозтовары На 1 м² торг. площади 206 1.29 160
    Супермаркет (универмаг ) На 1 м² торг. площади 157 0.87 180
    Рынки продовольственные На 1 м² торг. площади 363 1.21 300
    Ярмарки промтоварные На 1 м² торг. площади 267 0.99 280
    II. Административные здания, учреждения, конторы
    НИИ, проектные институты и конструкторские бюро На 1 сотрудника 156 1.42 110
    Сбербанки, банки На 1 сотрудника 75 0.62 120
    Отделения связи На 1 сотрудника 104 0.95 110
    Административные и другие учреждения, офисы На 1 сотрудника 131 1.19 110
    III. Медицинские учреждения
    Аптеки На 1 м² торг. площади 48 0.44 110
    Больницы На 1 койку 402 2.01 200
    Поликлиники На 1 посещение 12 0.07 170
    Санатории, пансионаты На 1 койку 169 1.00 170
    IV. Автотранспортные предприятия
    Автомастерские На 1 машино-место 46 0.22 210
    Автозаправочные станции На 1 машино-место 23 0.11 200
    Автостоянки и парковки На 1 машино-место 23 0.11 200
    Гаражи На 1 машино-место 22 0.16 140
    V. Дошкольные и учебные заведения
    Ясли, детские сады На 1 место 80 0.40 200
    Школы, лицеи, проф-тех. Училища На 1 учащегося 24 0.12 200
    Техникумы, ВУЗы На 1 студента 22 0.11 200
    Дома-интернаты На 1 учащегося 215 1.13 190
    VI. Предприятия службы быта
    Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники На 1 м² общей площади 15 0.07 210
    Ремонт и пошив одежды На 1 м² общей площади 23 0.13 180
    Химчистки и прачечные На 1 м² общей площади 20 0.19 105
    Парикмахерские и косметические салоны На 1 посадочное место 32 0.23 140
    Гостиницы, общежития На 1 место 192 1.13 170
    Предприятия общественного питания (кафе , рестораны, бары, закусочные и т.п.) На 1 место 215 1.13 190
    VII. Культурно-спортивные учереждения
    Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки На 1 место 27 0.18 150
    Спорт. арены, стадионы На 1 место 43 0.26 170
    VIII. Предприятия пассажирского транспорта
    Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты На 1 пассажира 145 0.80 180

Нормы накопления ТБО — количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (жилищный фонд — 1 человек или 1 место в гостинице; магазины и склады — 1 кв.м. торговой площади) в единицу времени (день, год).

Нормы накопления измеряются в единицах кг или л, кубических метрах.

На территории субъектов РФ общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет около 150 млн. кубических метров или 30 млн. тонн в год.

Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Достоверная информация о количестве накапливающихся в городе отходов, позволяет планировать всю технологическую цепочку — сбор — транспорт — обезвреживание и утилизацию ТБО.

При выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

  • жилых зданий;
  • учреждений и предприятий общественного назначения
    (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц,
    детских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения.
В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

Также важны климатические условия — различная продолжительность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

При проектировании мусороперерабатывающих предприятий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО

Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией.

Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах составляют 30…50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) «Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора» установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже.
Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются.

В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР».

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:

  • в городах с населением до 300 тыс. чел. — участки с
    охватом 2 % населения;
  • в городах с населением 300…500 тыс. чел. -1 %;
  • в городах с населением более 500 тыс. чел. — 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3 … 0,5 % в год, а по объему — 0,5 … 1,5% в год.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы

Объект образования отходов Расчетная единица Норма накопления Плотность кг/м 3
кг/год м 3 /год
I. Предприятия торговли
Продовольственный магазин На 1 м 2 торг. площади 348 1,74 200
Универсам На 1 м 2 торг. площади 252 1,40 180
Павильон На 1 м 2 торг. площади 570 2,85 200
Лоток На 1 торговое место 680 3,40 200
Палатка, киоск На 1 м 2 торг. площади 866 5,09 170
Торговля с машин на 1 торговое место 849 5,30 160
Промтоварный магазин На 1 м 2 торг. площади 139 0,77 180
Хозтовары На 1 м 2 торг. площади 206 1,29 160
Супермаркет (универмаг) На 1 м 2 торг. площади 157 0,87 180
Рынки продовольственные На 1 м 2 торг. площади 363 1,21 300
Ярмарки промтоварные На 1 м 2 торг. площади 276 0,99 280
II. Административные здания,
учреждения, конторы
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро На 1 сотрудника 156 1,42 110
Сбербанки, банки На 1 сотрудника 75 0,62 120
Отделения связи На 1 сотрудника 104 0,95 110
Административные и другие учреждения, офисы На 1 сотрудника 131 1,19 110
III. Медицинские учреждения
Аптеки На 1 м 2 торг. площади 48 0,44 110
Больницы На 1 койку 402 2,01 200
Поликлиники На 1 посещение 12 0,07 170
Санатории, пансионаты На 1 койку 169 1,00 170
IV. Автотранспортные предприятия
Автомастерские На 1 машино-место 46 0,22 210
Автозаправочные станции На 1 машино-место 23 0,11 200
Автостоянки и парковки На 1 машино-место 23 0,11 200
Гаражи На 1 машино-место 22 0,16 140
V. Дошкольные и учебные заведения
Ясли, детские сады На 1 место 80 0,40 200
Школы, лицеи, проф-тех. Училища На 1 учащегося 24 0,12 200
Техникумы, ВУЗы На 1 студента 22 0,11 200
Дома-интернаты На 1 учащегося 215 1,13 190
VI. Предприятия службы быта
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники На 1 м 2 общей площади 15 0,07 210
Ремонт и пошив одежды На 1 м 2 общей площади 23 0,13 180
Химчистки и прачечные На 1 м 2 общей площади 20 0,19 105
Парикмахерские и косметические салоны На 1 посадочное место 32 0,23 140
Гостиницы, общежития На 1 место 192 1,13 170
Предприятия общественного питания (кафе,
рестораны, бары, закусочные и т.п.)
На 1 место 215 1,13 190
VII. Культурно-спортивные
учереждения
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры,
библиотеки
На 1 место 27 0,18 150
Спорт. арены, стадионы На 1 место 43 0,26 170
VIII. Предприятия пассажирского
транспорта
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные
порты
На 1 пассажира 145 0,80 180

Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).

Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м3(30 млн. т) в год.

Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.

При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

Жилых зданий;
учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

Также важны климатические условия - различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.

Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.

Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора " установлены следующие нормы:

Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.

Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:

В городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.

Объект образования отходов

Расчетная единица

Норма накопления

Плотность кг/м 3

кг/год

м 3 /год

I . Предприятия торговли

Продовольственный магазин

На 1 м 2 торг. площади

Универсам

На 1 м 2 торг. площади

Павильон

На 1 м 2 торг. площади

На 1 торговое место

Палатка, киоск

На 1 м 2 торг. площади

Торговля с машин

на 1 торговое место

Промтоварный магазин

На 1 м 2 торг. площади

Хозтовары

На 1 м 2 торг. площади

Супермаркет (универмаг)

На 1 м 2 торг. площади

Рынки продовольственные

На 1 м 2 торг. площади

Ярмарки промтоварные

На 1 м 2 торг. площади

II . Административные здания, учреждения, конторы

НИИ, проектные институты и конструкторские бюро

На 1 сотрудника

Сбербанки, банки

На 1 сотрудника

Отделения связи

На 1 сотрудника

Административные и другие учреждения, офисы

На 1 сотрудника

III. Медицинские учреждения

На 1 м 2 торг. площади

Больницы

На 1 койку

Поликлиники

На 1 посещение

Санатории, пансионаты

На 1 койку

IV. Автотранспортные предприятия

Автомастерские

На 1 машино-место

Автозаправочные станции

На 1 машино-место

Автостоянки и парковки

На 1 машино-место

На 1 машино-место

V . Дошкольные и учебные заведения

Ясли, детские сады

На 1 место

Школы, лицеи, проф-тех. Училища

На 1 учащегося

Техникумы, ВУЗы

На 1 студента

Дома-интернаты

На 1 учащегося

VI. Предприятия службы быта

Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники

На 1 м 2 общей площади

Ремонт и пошив одежды

На 1 м 2 общей площади

Химчистки и прачечные

На 1 м 2 общей площади

Парикмахерские и косметические салоны

На 1 посадочное место

Гостиницы, общежития

На 1 место

Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.)

На 1 место

VII. Культурно-спортивные учереждения

Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки

На 1 место

Спорт. арены, стадионы

На 1 место

VIII. Предприятия пассажирского транспорта

Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты

На 1 пассажира

Развитие человеческого общества и его деятельность тесно связаны с возникновением огромной массы отходов и мусора. Производство и потребление растут соразмерно темпам изменения цивилизации, потому в последние десятилетия особенно остро встала такая проблема, как накопление ТБО. По приблизительным оценкам ежегодно появляется примерно 400 миллионов тонн бытового мусора. При этом предприятия по переработке или утилизации не справляются с объемом работ: например, в России есть 15 заводов, но они могут обезвредить только 6–8 % от ТБО по всей стране.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как государством регулируется накопление ТБО.
  • Как в 2019 году выполняется расчет накопления твердых бытовых отходов (ТБО) на одного человека.
  • Как выполняется расчет нормы ТБО для организаций и предприятий.
  • Как должно осуществляться накопление ТБО в контейнерах.
С 1 января 2019 года

Как государством регулируется накопление ТБО

Для начала определим источники коммунального и бытового мусора, в основном это:

  • жилые здания;
  • торговые площади и заведения общепита;
  • помещения общественного назначения;
  • развлекательные мероприятия и участки, на которых они организованы (например, парки аттракционов, концертные залы, спортивные арены);
  • прочие источники, стимулирующие накопление ТБО.

Для контроля и предотвращения подобных происшествий существует СУТБО – система управления твердыми бытовыми отходами. СУТБО подразумевает регламентирование и организацию сбора, перевозки, утилизации, вторичной переработки мусора.

Для того чтобы грамотная система управления образующимся мусором была возможна, в первую очередь проводится определение норм накопления ТБО в год на 1 человека. Этот норматив рассчитывается для жилых сооружений и изменяется в зависимости от того, насколько благоустроенные здания берутся в расчет, так как это влияет на объемы формирующегося мусора:

  • Если в помещении наличествует электроэнергия, центральное отопление или для приготовления еды применяется газ, то никаких топливных отходов возникать не будет. Но в то же время люди не смогут утилизировать отработавший картон, бумагу и т. п. посредством сжигания их в печи. За счет этого падает средняя плотность мусора и растет его объем.
  • Если в здании нет канализации, то происходит накопление ТКО большей влажности и средней плотности, а также увеличивается их масса. Канализация дает возможность через сантехнические приборы утилизировать часть биологических отходов, которые в противном случае привели бы к увлажнению остального мусора, формирующегося в помещении.

Климат и местность также важно учитывать при определении норматива накопления ТБО в связи с тем, что на объемы мусора влияет потребление жителями фруктов, зелени и овощей, уровень озеленения населенного пункта, продолжительность периода уборки тротуаров и придомовых территорий, длительность отопительного сезона.

При определении нормативов в отношении бытового мусора государство применяет следующие принципы:

  • Сохранение экологического баланса территории, природных богатств, местной фауны и растительности. Соблюдение принципов охраны жизни и здоровья населения муниципального образования.
  • Экономическое регулирование объема ТБО и нагрузки, которой подвергаются специализированные свалки.
  • Уровень технологий, позволяющих организовать переработку мусора или безотходное производство вместо накопления ТБО.
  • Возможность комплексно перерабатывать те виды отходов жизнедеятельности человека, в которых содержится ценное сырье.
  • Научный подход к экономическим и экологическим условиям существования общества.
  • Информирование населения и предприятий в области нормативов и законов, регулирующих обращение с бытовым мусором.
  • Соответствие мировым стандартам и сотрудничество с государствами-партнерами, решающими те же экологические задачи.
  • Что такое лицензия на вывоз ТБО и как ее получить в 2018 году

Расчет накопления твердых бытовых отходов (ТБО)

Нормативные единицы складываются из следующих параметров:

  • типа сырья, используемого в промышленности населенного пункта;
  • размера территории, подлежащей уборке;
  • расстояния до полигона или предприятия по утилизации и технического обслуживания необходимого транспорта;
  • показателей коммунальных организаций из расчета на душу населения;
  • размещения социальных предприятий.

В России рекомендации по определению норм накопления ТБО, а также ограничения для жилых и промышленных объектов определяются законодательством. Как составляющая государственной политики законы и рекомендации разрабатываются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и природоохранными принципами.

Для формирования репрезентативной выборки при определении норматива накопления ТБО замеры проводятся на следующих группах населения:

  • 2 % жителей – в поселках и городах с населением менее 300 тыс. человек;
  • 1 % – в населенных пунктах, где проживает до полумиллиона человек;
  • 0,5 % – в городах с населением менее миллиона жителей.

Для замеров массы бытового мусора в культурных организациях проводятся недельные наблюдения за 2–3 городскими объектами.

Муниципальные власти организуют измерения и по итогам готовят постановление о нормах накопления ТБО. Также в их зоне ответственности оказываются сбор, транспортировка и складирование бытового мусора. Как правило, замеры проводятся с перерывами в пять лет. Согласно статистике объем ТБО ежегодно увеличивается на 0,5–1 %.

Кроме основного документа под названием «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР», нормы накопления ТБО от организаций и предприятий формулируются и определяются разнообразными приказами, постановлениями и официальными обращениями.

Например, Правительство Российской Федерации утвердило для Москвы следующие допустимые нормы накопления ТБО в 2017 году:

  • Масса расходуемого крупногабаритного мусора не должна превышать 80 кг в год, а объем – 0,40 м³.
  • Один горожанин в столице за год накапливает не более 260 килограммов бытового утильсырья (или же не более 1,30 м³).

Важно обратить внимание на то, что норма накопления ТБО производственными помещениями или организациями обратно пропорциональна числу коммерческих предприятий в населенном пункте.

Для измерения массы накопившихся отходов в жилых зданиях или на предприятиях применяют простое взвешивание всего утильсырья, что загружено в мусоровоз или контейнер.

Замер фактически накопленных бытовых отходов как для общественных, коммерческих, так и для жилых объектов проводится для каждого сезона в отдельности. Нормы по области или краю определяются замерами в самых больших городах данного региона.

  • Плата за вывоз твердых бытовых отходов: предоставление и расчет новой коммунальной услуги

Какова норма накопления ТБО на человека

Под нормами накопления подразумевают массу (измеряемую в килограммах) или объем (в литрах либо кубических метрах) образующегося бытового мусора на выбранную расчетную единицу: в расчете на человека, гостиничное место, квадратный метр торговых площадей и складов, на год, месяц или день.

Нормы накопления ТБО и КГМ (крупногабаритного мусора) определяются по двум сферам:

  • сооружения общественного назначения (учебные помещения, общепит, гостиницы, развлекательные центры и т. д.);
  • жилые здания.

Расчет норм накопления ТБО требует учета следующих факторов:

  • число этажей в зданиях;
  • благоустроенность городского жилищного фонда (центральное отопление, газопровод, электричество, канализационные коммуникации);
  • уровень общепита;
  • тип топлива, применяемый для отопления помещений;
  • благосостояние жителей;
  • развитость торговой сферы;
  • местный климат и длительность отопительного сезона;
  • употребление растительных продуктов.

В больших городах норматив накопления ТБО для населения, как правило, выше, чем в менее густонаселенных образованиях.

В таблицах 1.1 и 1.2 приведены укрупненные нормативы по образованию твердых бытовых отходов, которые можно применять для прогнозирования. В таблице 1.1 рассматриваются различные жилые объекты, а в таблице 1.2 – помещения общественного назначения в больших городах.

Обратите внимание, что данные сведения следует использовать только как ориентировочные нормы накопления ТБО, так как в зависимости от населенного пункта и региона фактические и нормативные показатели разнятся в значительной мере.

Таб. 1.1

Норматив накопления ТБО на 1 человека

Средний показатель плотности мусора, кг/м 3 *

Жилой фонд

Благоустроенные дома:

без учета пищевого мусора

с учетом пищевого мусора

Неблагоустроенные здания:

без отделения пищевых отходов

жидкие отходы из выгребных ям у домов без канализационной системы

Общие показатели по образованию бытового мусора для благоустроенных жилых и общественных объектов в городах более чем со 100 тысячами жителей

Те же показатели с учетом арендаторов помещений

*Примечание. Благоустроенные жилые объекты – дома с отопительной и канализационной системами, газо- и водопроводом.

Неблагоустроенные дома – здания без канализации, использующие твердое топливо для прогрева.

Общественные объекты – учебные учреждения, предприятия общественного питания, торговые площади, зрелищные сооружения, спортивные комплексы и арены.

Как уже говорилось, для определения нормы накопления ТБО от организаций и предприятий выбирается два-три общественных сооружения, где в течение календарной недели для каждого сезона делаются замеры.

При этом во время взвешивания контейнеров и мусоровозов, заполненных мусором, обращают внимание на заполнение машины. С этой целью загруженные отходы разравнивают, а свободное место измеряют по рейке. Важно, чтобы во время этой процедуры ТБО намеренно не уплотнялись внутри контейнера.

В таблице 1.2 представлены ориентировочные нормы накопления ТБО для торговых, зрелищных и прочих общественных сооружений:

Норма образования отходов

Плотность мусора, кг/м 3

Средний показатель за год

Средний показатель за сутки

Одно гостиничное место

Одно место в учреждениях дошкольного образования

Норматив накопления ТБО на 1 человека в средних, средних специальных и высших учебных заведениях

Одно место в кинотеатрах и театрах

Образование бытового мусора на одного сотрудника предприятия

На квадратный метр промтоварного магазина

На квадратный метр продовольственного магазина

На квадратный метр рыночной площади

На одно место в доме отдыха, пансионате, санатории

На квадратный метр ж/д-, автовокзала, аэропорта

Также стоит обратить внимание на методические рекомендации по определению нормативов накопления ТБО (материал для скачивания).

Что нужно знать про накопление ТБО в жилых зданиях и на социальных объектах

Нормы накопления ТБО для магазинов , жилых и прочих городских сооружений определяют массу либо объем бытовых отходов, которые образуются за временную единицу, принятую для расчета. Исходя из этого, нормы измеряются кубометрами или килограммами мусора.

Накопление бытового мусора определяется отдельно:

  • для объектов жилого фонда;
  • культурно-бытовых, общественных, производственных и других сооружений и предприятий города.

Норматив накопления ТБО для населения определяется для следующих видов мусора:

  • Объедки и разнообразные упаковки, пластиковая и стеклянная тара, битая посуда, мебельные обломки, металлический мусор, изношенные предметы гардероба, домашний текстиль, газеты и прочая макулатура, сор и пыль, собираемые при уборке.
  • Строительные отходы, образующиеся во время ремонта: древесная стружка, разбитые плитки, обломки покрытий.
  • Зола, пепел, шлак, обугленные остатки топлива – для домов, использующих печи для отопления.
  • Мусор, собранный на территории у дома.

Также определяются нормативы накопления ТБО для населения в следующих случаях:

  • выброс крупного мусора – сантехники, старой мебели, новогодних елей;
  • подрезание кустов и деревьев на придомовой территории;
  • капитальный ремонт или демонтаж больших конструкций;
  • осенние листопады;
  • содержание домашнего скота (в этой ситуации расчет ведется на единицу поголовья).

Официальная документация, устанавливающая норматив накопления ТБО на человека, определяет существенные для объема образующихся отходов факторы: уровень благоустроенности как сооружений общественного пользования, так и жилого фонда; этажность зданий; экономическое благополучие населенного пункта или района; продолжительность отопительного периода; культура потребления, принятая в регионе. В связи с этим для столиц и больших городов устанавливаются более высокие нормативы.

В Российской Федерации 70 % нормы накопления ТБО для населения в 2017 году происходит в жилом секторе, четверть от общей массы образующегося мусора приходится на организации социальной сферы, а оставшиеся 5 % – отходы функционирования инфраструктуры. Основываясь на этой закономерности, среднегодовую норму накопления ТБО определяют отдельно для каждой категории.

В качестве иллюстрации рассмотрим такие закономерности: в среднем на одного человека, проживающего в многоквартирном здании со всеми удобствами, приходится от 200 до 260 килограммов мусора ежегодно. Учитывая площади и виды деятельности, тот же норматив для организации будет всего 30–60 % от этого количества. Но на деле невозможно определить даже разброс чисел в качестве единого показателя по всему государству. Причиной тому, например, увеличение объема ТКО в городах-курортах в летние месяцы или необходимость вывоза льда и снега в населенных пунктах, находящихся на севере страны. Вследствие этого регионы вырабатывают свои рекомендации по нормам накопления ТБО.

Взвешивания образующихся бытовых отходов являются единственным способом получить объективные показатели для формирования нормативов. В зависимости от размера города комиссия определяет район, число жителей которого составляет 0,5–2 % всего населения, и маркирует мусорные контейнеры. В каждый из сезонов на протяжении недели определяется масса этих контейнеров. При этом крайне важно, что содержимое запрещено уплотнять искусственно. Полученные показатели ложатся в основу нормативов и корректируются раз в пять лет.

Уровень социального развития влияет на координацию управления ТБО и производственным мусором. Чем больше качественных и проверенных механизмов будет применяться в сфере нормирования отходов, тем эффективнее будут функционировать свалки, захоронения и предприятия по вторпереработке. А это должно привести к улучшению экологической ситуации и сделать наш мир чище и здоровее.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Норма накопления ТБО для организаций

Согласно российскому законодательству нормативные показатели для производственных предприятий обязательно должны учитывать допустимую концентрацию веществ и отходов для предотвращения отрицательных последствий для окружающей среды. И хотя реально работающие нормы накопления ТБО от организаций и предприятий устанавливаются региональными властями, лимиты для них определяются на уровне правительства государства.

До недавнего времени от всех организаций без исключения требовалось ведение документации, связанной с образованием на их территории мусора, а также разработка проектов управления отходами. Сейчас же от этой обязанности освобожден средний и малый бизнес, что значительно упрощает работу с нормами накопления ТБО для юридических лиц и экономит им часть средств. Теперь подобные предприятия оплачивают захоронение своего мусора на полигонах, а полученная плата идет на снижение негативного влияния на окружающую среду.

Однако от предприятий крупной промышленности все еще требуется ежегодная корректировка их проектов по управлению отходами. Эту документацию обычно готовят независимые организации либо специальные экологические подразделения. В проект включаются:

  • определение предельно допустимого объема ТБО;
  • экономически обоснованные отходы по всем направлениям деятельности, а также доступные способы обезвреживания мусора;
  • утверждение норм накопления ТБО в компании с учетом производственных мощностей, площадей, класса опасности и т. п.

Всякий подобный проект обязан содержать также все уникальные особенности предприятия: техническую оснащенность для обеззараживания опасных отходов, число площадок для хранения мусора, уровень имеющегося на них оборудования, возможность складирования ТБО на специализированных площадках других объектов. Ко всем местам сбора мусора предъявляются требования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Для расчета нормативных показателей применяются готовые формулы, подразделяющиеся на два основных типа:

  • те, что определяют нормы накопления ТБО от организаций и предприятий на единицу производимого продукта (здесь значимым становится объем выпуска в течение года);
  • те, что позволяют рассчитывать обновление и ремонт оборудования на основании взаимосвязи между количеством отходов производства и длительностью эксплуатации.

Если на предприятии образуется сложный мусор, то для определения нормативов обращаются к опыту всей отрасли промышленности, к экспериментам и статистическим показателям.

  • Полигон ТБО: эффективная мера избавления от мусора или загрязнение окружающей среды

Когда все нормы установлены и документы готовы, организация передает проект в подразделение Росприроднадзора, где происходит регламентация норматива.

Накопление ТБО в контейнерах и другие способы сбора мусора

Независимо от того, о каких территориях идет речь (спортивные, развлекательные или образовательные учреждения, торговые и производственные площади, жилой сектор или общественные здания), для сбора и уничтожения бытового мусора используется одна из следующих схем:

  • Сбор мусора без контейнеров

Имеется в виду способ сбора бытовых отходов, при котором на придомовых территориях нет мусорных баков и нет возможности обеспечить ими территорию. В таком случае к зданию по расписанию приезжает специальная техника, а жильцы самостоятельно выносят мусор именно в этот момент. Так как накопление ТБО происходит далеко не всегда в соответствии с расписанием, а жители могут не иметь возможности встретить машину во дворе, то главным недостатком этой схемы является образование мусорных куч и стихийных свалок в районах без накопительных контейнеров.

  • Использование накопительных несменяемых контейнеров

В противоположность предыдущему методу это самый популярный вариант сбора бытовых отходов. Как правило, рядом со зданиями находятся площадки с пластиковыми или металлическими мусорными баками. Чтобы освободить контейнеры, раз в установленный период прибывает машина с возможностью фронтальной или боковой загрузки. Плюсом этого метода является то, что горожане могут выносить свой мусор в любой момент, что защищает территорию от появления стихийных свалок. Но, к сожалению, способ имеет несколько важных недостатков: накопление ТБО в открытых баках, высыпание части содержимого во время погрузки в мусоровоз, а также отсутствие регулярного мытья контейнеров делают метод практически антисанитарным.

  • Использование сменных контейнеров

Наиболее гигиеничным, санитарно приемлемым, но и самым дорогостоящим является метод замены мусорных баков. В этом случае вывозом с придомовой территории занимаются бункеровозы, которые загружают на себя контейнеры со всеми собранными бытовыми отходами, а на их место ставят пустые баки, привезенные с чистки и обработки. Эта схема позволяет сохранить территорию чистой, дает возможность жильцам выносить мусор в любой удобный момент, а также гарантирует удовлетворительное состояние санитарной площадки. Однако из-за дороговизны данная схема вывоза ТБО используется в России далеко не повсеместно.

СанПиН: нормы накопления ТБО

В санитарных правилах и нормах установлены показатели и правила относительно образующихся отходов. Например, для сбора и накопления ТБО обязательны внешние условия, оберегающие мусор от разложения, потому определены различные допустимые сроки его хранения в разные сезоны (зимой это не более трех дней; летом, в жаркий период, – всего одни сутки). Однако местные власти уполномочены самостоятельно определять частоту сбора и вывоза бытовых отходов в разных районах населенного пункта.

Некоторые правила по условиям накопления ТБО, утвержденные СанПиНом:

  • Запрещается вынимать из накопительных контейнеров мусор для применения его в качестве вторсырья.
  • Санитарная площадка для сбора отходов, баки должны располагаться не ближе 20 метров от жилых помещений.
  • Если жилой комплекс находится в ведении определенной компании или организации, то раз в неделю ею должно осуществляться удаление отходов с территории.
  • Металлические контейнеры для накопления ТБО должны в обязательном порядке соответствовать установленному стандарту.
  • Мытье и санитарная обработка мусорных баков не может производиться реже, чем раз в десять дней.
  • Мусороприемное помещение и мусоропровод должны соответствовать Ведомственным строительным нормам (ВСН 8-72) «Указания по проектированию мусоропроводов в жилых и общественных зданиях».
  • В жилых зданиях высотой более четырех этажей по последним правилам обязательна установка мусоропроводов для организованного сбора и накопления ТБО.

Все перечисленные правила обязательны для исполнения в соответствии с утвержденными СанПиНами. Нарушение любого из них может повлечь наказание и штраф в соответствии с российским законодательством.

Кем производится вывоз мусора, чтобы не происходило чрезмерное накопление ТБО

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники в многоквартирных жилых зданиях должны обеспечивать также и содержание общедомового имущества, к которому относятся и мусорные баки. Обычно проблему обслуживания и опорожнения накопительных контейнеров решают через товарищества собственников жилья либо другие объединения, занимающиеся поиском и договорами с компанией, которая организует вывоз ТБО. Однако любой из владельцев имеет право самостоятельно решить, кто и когда будет забирать мусор из его квартиры.

При этом дела с накоплением ТБО в частных секторах, например в коттеджах, обстоят куда сложнее. Во-первых, по закону владельцы отдельных домов не обязаны подписывать договор с подрядчиком, который займется их бытовым мусором. Потому многие просто вывозят отходы на городскую свалку своими силами. Во-вторых, если хозяин коттеджа захочет выносить мусор в уличный бак, то ему придется заключить контракт. В-третьих, санитарное состояние домов и придомовых территорий входит в число вопросов, которыми занимаются местные органы управления, а значит, за загрязнение домовладельцу может грозить административная ответственность и прочие неприятности. И, в-четвертых, иногда отсутствие договора с компанией, вывозящей отходы, может быть расценено как загрязнение.

Не только нормы накопления ТБО для юридических лиц становятся проблемой, но и организация вывоза мусора из офисов, магазинов и других помещений. Предприниматели также могут выбрать один из двух путей избавления от бытовых отходов: сбор и доставка их на свалки своими силами либо договор на обслуживание в специализирующейся на этом компании. Но все усложняется, когда муниципальное образование вводит свои требования к санитарным условиям для юридических лиц. Тогда в городе может действовать предписание всем предприятиям подписывать контракт для вывоза отходов. Единственной лазейкой в этом случае становится возможность оформить соответствующую лицензию и самим стать компанией, обслуживающей сбор, вывоз и накопление ТБО.

Для оформления и подписания документов на вывоз бытового мусора привлекаются юристы ТСЖ, управляющей компании и фирмы, которая будет обслуживать многоквартирный дом. Для составления грамотного договора следует обратить внимание на следующие сведения:

  • полные имена либо юридические названия сторон;
  • адрес сооружения или помещения, которому необходимо обслуживание;
  • масса мусора, которую придется увозить за раз;
  • график забора ТБО (может быть прописан пунктом договора или оформляться отдельным приложением к документу);
  • тарифы, стоимость и периодичность оплаты услуг;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя, меры ответственности за нарушение контракта.

Так как на предприятии может происходить накопление ТБО разных видов, договор может включать перечень отходов, которыми исполнитель заниматься не будет, например: лампы и градусники, содержащие ртуть (такой мусор строго запрещено выбрасывать в обычные баки, его утилизацией занимаются специалисты), крупногабаритные или строительные отходы, листва и спиленные ветки.

Важно сказать, что подписываемый с мусоровывозящей организацией договор является публичным, иными словами: исполнитель, если у него есть все технические ресурсы для вывоза ТБО, должен согласиться на оказание услуги и подписать договор с любым обратившимся заказчиком. С одной стороны, это может усложнять функционирование мусоровывозящих компаний, но, с другой, – дает карт-бланш на определение единых условий контракта для всех клиентов заранее (кроме отдельных льготных категорий). Так что заказчик, решающий проблему накопления ТБО на своей территории, скорее всего, не сможет получить для себя более выгодные условия, ему придется либо согласиться на имеющееся предложение, либо пытаться найти другого исполнителя.

Договор на вывоз мусора стандартно подписывается в печатном варианте. Согласно российскому законодательству это не обязательно должно быть соглашение сторон, можно оформить его как договор присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса): если у мусоровывозящего предприятия определены условия сотрудничества, то получаемые заказчиком квитанции или другие документы, подтверждающие оказание услуг, фиксируют его отношения с исполнителем.

Государство устанавливает не только разного рода правила и среднегодовые нормы накопления ТБО, но и предписывает всем организациям, утилизирующим отходы, проходить лицензирование. Потому крайне важно проверять наличие лицензии у компании, вывозящей ваш мусор.

Также стоить отметить, что законы Российской Федерации утверждают принцип свободы договора, что означает свободу заказчика в выборе организации, которой он готов поручить сбор и утилизацию своего бытового мусора. Несмотря на это, часто местные власти не только создают муниципальные унитарные предприятия, занимающиеся вывозом отходов, но и настаивают на заключении договоров именно с этими компаниями. Это частое требование по большому счету является незаконным. И так как запретить создание лицензированных частных фирм по утилизации мусора администрация не может, у заказчика всегда остается выбор.

В связи с тем, что накопление ТБО в жилом секторе происходит с разной интенсивностью, размеры платы за вывоз могут вычисляться разными способами:

  • на основании числа жильцов;
  • на основании общей площади жилья.

Последний вариант может сбивать с толку, так как не прослеживается никакой связи между размером квартиры и образованием на ее территории мусора – ведь он появляется в результате жизнедеятельности человека, а не квадратного метра. Но существование этого метода объясняется в Жилищном кодексе: собственник жилья обязан также содержать часть общедомового имущества (к нему относятся как баки для накопления ТБО, так и мусоропроводы), и размер доли, за которую он несет ответственность, определяется размером жилплощади. Второй причиной распространения этого способа расчетов является простота: размеры квартир в доме не меняются, а вот число жильцов может значительно колебаться даже в течение года.

В частном секторе иной расклад: тарифы за работу мусоровоза и утилизацию отходов здесь определяет исполнитель.

Бывают ситуации, когда мусоровывозящая компания начинает требовать дополнительную плату за оказанные услуги, например за утилизацию отходов, в то время как заказана была только транспортировка. Если обратиться к закону «О защите прав потребителей», становится ясно, что подобные требования нелегальны, так как без официального согласия клиента исполнитель не может оказывать платных услуг, кроме оговоренных в контракте. Еще одним ценным уточнением здесь будет то, что накопление ТБО в жилом секторе не представляет такой экологической угрозы как, например, производственные отходы, а потому собственники жилья должны организовать только вывоз мусора, а утилизация не их ответственность.

Накопление ТБО и их утилизация

В настоящее время существует несколько основных способов утилизировать бытовые отходы. Их перерабатывают во вторсырье, сжигают либо закапывают и складируют на специально организованных полигонах.

Накопление ТБО может стать меньшей экологической проблемой, если все сырье, поддающееся переработке, будет использовано в качестве ресурса. А это от 40 до 50 % от всей массы бытового мусора:

  • любые металлические предметы;
  • макулатура;
  • полимеры;
  • стеклянные изделия;
  • текстиль и пряжа;
  • асфальт;
  • автомобильные покрышки и шины;
  • биологический сельскохозяйственный и бытовой мусор.

Все названные виды отходов могут быть полезны как вторсырье, если станут отправляться на переработку.

  • Захоронение мусора

На сегодняшний день во всем мире это самый популярный метод утилизации мусора. Захоронению подлежат те отходы, которые невозможно сжечь и которые горят с выделением опасных веществ.

Накопление ТБО и их утилизация на полигонах считаются относительно безопасным для окружающей среды способом, так как полигоны, соответствующие всем требованиям, – это высокотехнологичные сооружения, способные предотвращать загрязнение грунтовых вод и воздуха, а с рядом разработок – даже преобразовывать газы от гниения в тепловую энергию. Подобные инженерные решения относительно безопасны, но, к сожалению, полигонами такого уровня владеют в основном европейские государства.

Потому в России все еще остро стоит вопрос классического захоронения мусора, так как все отрицательные последствия накопления ТБО на одной территории не предотвращаются даже фильтрацией и очистительными системами. Ферментация, разложение и гниение отходов часто приводят к загрязнениям. Так что, несмотря на распространенность и доступность этого метода утилизации, экологи настаивают на популяризации вторичной переработки максимального количества ТБО.

  • Компостирование мусора

Это метод обезвреживания и последующей переработки некоторых видов бытового, сельскохозяйственного, а иногда и промышленного мусора, подверженного биоразложению. Потому компостирование чаще всего используется для предотвращения накопления ТБО органического происхождения. Собранный мусор обезвреживают, уничтожая патогенные микроорганизмы, а затем перерабатывают в удобрение.

Чаще всего компостирование производится домовладельцами частного сектора или садоводами самостоятельно, так как конечный продукт может быть полезен для удовлетворения сельскохозяйственных нужд. Однако компостирование ТБО как способ утилизации может быть организовано централизованно и осуществляться специальными предприятиями по переработке органических отходов. В данный момент в России не слишком распространен этот подход к проблеме накопления ТБО.

  • Термическая переработка мусора (ТБО)

Бытовой мусор, как правило, в значительной степени состоит из отходов органического происхождения, потому для его переработки возможно применение термического воздействия. Метод тепловой обработки ТБО влияет на их массу и общий объем, помогает обеззараживать образовавшийся мусор и даже получать инертные материалы и разнообразные энергоносители.

Термическая переработка ТБО обладает следующими достоинствами:

  • патогенные микроорганизмы не выживают в созданных условиях;
  • объем собранного мусора сокращается иногда почти в 10 раз;
  • накопление ТБО может приносить пользу за счет энергетического потенциала.

Самым распространенным способом термической утилизации и переработки мусора является банальное сжигание. Причины его популярности:

  • максимально проверенная технология;
  • выпуск необходимого оборудования поставлен на поток;
  • автоматизация процесса;
  • большие эксплуатационные сроки оборудования.

Технологии термической утилизации развиваются, и сейчас наблюдается переход от простого сжигания отходов к выработке топливной фракции из мусора и дальнейшему оптимизированному сжиганию с образованием тепловой или электроэнергии. Также на решение проблемы накопления ТБО значительно влияет использование плазменной технологии, позволяющей повысить температуру переработки мусора и получить из него обеззараженный остеклованный остаток.

  • Плазменная переработка мусора (ТБО)

Этот метод называется также плазменной газификацией или высокотемпературным пиролизом твердых бытовых отходов. В общих чертах данная схема утилизации сводится к переработке биологической фракции мусора при помощи особенно высоких температур в газ, преобразующийся в электрическую энергию или пар.

Пиролиз в решении задачи накопления ТБО и последующего их уничтожения может сыграть большую роль, так как является экологически чистым методом переработки, не требующим особой подготовки отходов к утилизации (не нужно сортировать, отдельно сушить мусор и т. д.). При этом плазменная газификация не только эффективно обеззараживает и обрабатывает ТБО, на выходе оставляет безвредный шлак, пригодный для дальнейшего использования, но и стоит не слишком дорого для предприятий, занятых утилизацией мусора.

Мнение эксперта

Накопление ТБО и их последующая утилизация – задача, которую можно решить своими силами

Денис Дорофеев,

руководитель отдела рециклинга полимеров завода «Осколпласт»

Наша компания сотрудничает с местными и зарубежными предприятиями, рассматривающими экологическую ответственность как один из своих приоритетов. Для этих партнеров принципиально важно, чтобы полученное от нас сырье было результатом вторпереработки, потому «Осколпласт» задался целью получить качественные вторичные материалы. Но, к сожалению, закупка у сторонних компаний, занимающихся накоплением ТБО и их переработкой, может не оправдать ожиданий, так как многие предприятия не соблюдают даже минимальных требований к процессу (например, не моют сырье). И это чревато тем, что увеличивается процент бракованной продукции при литье, а оснастка изнашивается и требует более частой амортизации. Также проблема закупки вторички упирается в то, что не всякий поставщик может обеспечить наш завод нужным количеством сырья в установленные сроки.

Организовать же собственное предприятие по переработке ТБО достаточно сложно и стоит больших денег. Независимо от того, на чем специализируется компания: на макулатуре, текстиле, металлическом мусоре, пластике или чем-либо еще. Во-первых, требуется регулярный источник нужного вида отходов. Во-вторых, решение всех юридических вопросов. В-третьих, помещение для завода должно быть большим, иметь высокие потолки, находиться на промышленной территории, но рядом с коллектором для сточных вод. В-четвертых, предприятию наверняка понадобятся дополнительные энергетические ресурсы и источник воды.

Притом что проблема накопления ТБО стоит довольно остро и заводы по переработке необходимы обществу, непросто будет решить даже кадровые задачи. Специалистов в данной области найти очень трудно, а ведь это должны быть высококвалифицированные инженеры, электрики и т. д.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

С начала текущего года в платежках у жителей нашей страны появилось нововведение – оплата вывоза . Это выполнение решений правительства РФ, которое новым законом скорректировало требования к определению нормативов отходов коммунальных предприятий и проведению расчетов по его вывозу и переработке. Услуги утилизации мусора перестали считаться жилищными услугами, а перешли в разряд коммунальных.

В регионах появились операторы, которые несут ответственность за качество услуг по сбору и транспортировке мусора и отходов.

Что представляют собой твердые коммунальные отходы?

В прошлом (2015) году были внесены изменения в закон, определяющий порядок определения отходов предприятий и бытовых потребителей. Было введено понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимают весь мусор из жилых массивов, продовольственные товары с вышедшим сроком хранения, отходы от предприятий и организаций – с юридическим статусом и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, новая инструкция перестала разграничивать отходы от жилых и производственных помещений.

Проводится создание единой системы информационного учета движения отходов и контроля над их своевременной утилизацией. Вносить информацию вменяется в обязанность местных государственных администраций.

Изменены расчеты платы за утилизацию домового и промышленного мусора. Введены нормы и инструкция накопления твердых коммунальных отходов на каждого жителя квартиры, гостиниц, кинотеатров – с одного места и торгового помещения — с учетом общей площади.

По новому закону жители многоквартирных домов обязаны вступить в договорные отношения с региональным оператором учета твердых отходов. Посредником между ними будут выступать жилищные конторы и товарищества.

Инструкция четко определяет задачи регионального оператора ТКО. Он не вправе отказать любому собственнику, который живет или работает в зоне его ответственности. Все договора со стороны оператора – публичные. Оператор обязан создать эффективную систему сбора, транспортировки и утилизации мусора, а также определить тарифы, исходя из существующих нормативов.

Определение оператора ТКО в регионах будет вестись на конкурсной основе. Он проводится органами власти в порядке, установленном правительством. Оператор должен иметь необходимое оборудование и транспортные средства для осуществления деятельности, а также лицензии от органов Роспотребнадзор.

Виды нормативов коммунальных отходов

Норматив – показатель количественный, который выражается через объем, массу и расчетную единицу. Единицы расчетов по каждой группе объектов определяются городскими и поселковыми администрациями.

Нормативы твердых отходов различаются по:

  • Территориальному признаку – регионам и муниципальным районам.
  • Группам заказчиков.
  • Классу объектов, где образуется мусор.

В течение года регионы будут тестировать и определять нормативы твердых коммунальных отходов. А с начала января следующего года они отразятся в платежках, как отдельная услуга и появится инструкция по их утилизации.

Правила определения нормативов

Определение нормативов производится с учетом категорий объектов, к которым относятся:

  • Собственники квартир и домов.
  • Придомовые территории.
  • Собственники производственных помещений – с юридическим адресом и индивидуальные предприниматели.

Нормативы определяются отдельно по каждой группе, согласно инструкции. Региональные операторы ТКО при определении нормативов должны замерить объемы мусора и отходов. Для этого выбираются жилые кварталы, в которых проживает не менее 2 % жителей от общего числа для средних и малых населенных пунктов, не менее 1 % для больших городов и 0,5 % для крупных мегаполисов. Для проведения замеров используются специальные контейнеры, бункеры или прочные полиэтиленовые пакеты. Исключается смешивание мусора от жилых, производственных помещений и придомовых территорий, а также его уплотнение. Оператор обязан проводить замеры не менее недели в течение каждого сезона, вне зависимости от периодичности вывоза твердых отходов. Данные собираются с учетом каждого из дней недели, определяется масса ТКО и их объем.

  • Средний норматив посуточно на каждый сезон, который выражается в отношении массы отходов на расчетную единицу.
  • Средний по каждому сезону норматив, выраженный количественно — отношение массы мусора к расчетной суточной единице.
  • Годовой норматив, где среднесуточный показатель умножается на 365 дней.
  • Средний месячный норматив, который определяется отношением объема отходов к единице расчета.

Определение массы и объема коммунальных отходов в контейнере проводится в следующем порядке:

  1. Отходы разравниваются.
  2. Мерной линейкой, которая представляет собой окрашенную рейку с нанесенными делениями, определяется объем собранных отходов. При этом нулевое деление на рейке должно совпадать с верхом емкости, а ее длина составлять 1,5 метра.
  3. Масса отходов определяется динамометром. Из показателя вычитается масса пустого контейнера. Используются динамометры до полутонны, имеющие точность до 5 кг.
  4. Допускается взвешивание мусора на погрузочной машине, если предварительно была определена его масса на транспортных весах с пределом в 10 кг и точностью до 5 кг.

Полученные результаты по каждой группе складываются понедельно и заносятся в сводную таблицу за каждый месяц и сезон.

Накопление отходов по нормативу коммунального мусора определяется его средним количеством, которое накапливается от жилых, производственных помещений и придомовых территорий в единицу времени. Оператор по ТКО – это лицо с юридической ответственностью или предприниматель, который ведет работу со всеми видами отходов.

Что определяет нормы накопления отходов?

На влияет целый ряд факторов:

  • Благоустроенность жилья – наличие системы централизованного отопления и прочих удобств.
  • Возможность раздельного сбора составляющих мусора – бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок и прочего.
  • При раздельном сборе уменьшается масса ТКО, в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – на более чем 30 кг, что влияет на разработку нормативов.
  • Климатические условия – в северных регионах долго длиться отопительный сезон, в южных – увеличивается число дней уборки придомовых территорий.
  • Наличие зеленых насаждений, потребление местным населением овощей и фруктов.

Для определения нормативов подбираются жилые массивы двух типов – благоустроенные и неблагоустроенные. Основное внимание уделяется виду отопления – газовое или печное. На разные виды жилья составляются санитарные паспорта, в которых находят отражение данные о количестве жильцов домов и мест в гостинице или кинотеатре, степень благоустройства, состояние придомовой территории – наличие тротуаров, деревьев и кустарников. При раздельном сборе мусора обязательно указывается масса и объем.

Нормативы накопления ТКО в жилых массивах на человека

Для расчетов в государственном масштабе и планирования есть инструкция и в ней определены ориентировочные нормы на одного потребителя. Они высчитываются среднегодовые, среднесуточные за год, среднесуточные сезонные с указанием плотности. Нормативы определяются по следующим категориям:

  • Благоустроенное жилье – при наличии газа, централизованного водоснабжения, отопления и канализации с раздельным сбором пищевых отходов и без него.
  • Неблагоустроенное жилье – с самостоятельным отоплением, без водопровода и канализации, без сбора пищевых отходов, отдельно отмечаются дома коммунального фонда и частные домовладения.
  • из выгребных ям и закрытых подвалов.

Нормативы накопления твердых отходов в жилых домах определяются решением местных органов власти и уточняются раз в 5 лет.

Временные нормативы ТКО

Они действуют, пока региональный оператор не разработал и не ввел в практику нормативов, действующих в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий с юридическим адресом.

Временные нормативы ТКО определяют количество мусора, образующегося в результате деятельности владельцев и арендаторов помещений, не входящих в жилой фонд. Нормативы определяются характером деятельности.

Основными показателями этого вида нормативов ТКО являются усредненный норматив накопления и их плотность. Нормативы подлежат уточнению каждый год, для этого пишется инструкция.

Расчет накоплений ведется по формуле, где коэффициент расчета для каждого вида деятельности перемножается на норматив накопления и общее число рабочих дней.

В настоящее время действуют усредненные временные нормативы ТКО для:

  • Предприятий торговли продовольствием.
  • Магазинов промтоваров.
  • Магазинов хозтоваров.
  • Павильонов, палаток, лотков.
  • Рынков, складских помещений, баз.
  • Рынков, базаров, ярмарок.
  • Медицинских и фармацевтических учреждений.
  • Образовательных учреждений.
  • Транспортных предприятий.
  • Предприятий сферы услуг.

При определении нормативов ТКО предприятия обязаны самостоятельно проводить взвешивание мусора и отражать в ведомости его фактическое количество.

  • В учреждениях образования нормативы складываются на 1 студента или ученика.
  • В предприятиях общепита на блюдо.
  • В поликлинике на посещение.
  • В ателье на работающего.
  • В общежитиях на место с указанием фонда – благоустроенное или неблагоустроенное.

Временные нормативы складываются без учета отходов крупных габаритов. Если таковые имеются, то применяется расчетный коэффициент 1,5. Нормы накопления мусора от предприятий и организаций в больших городах составляют 30 — 50 % от норм накопления от жилых зданий.

Почему назрела необходимость пересмотра нормативов?

Принятый термин «твердые коммунальные отходы» в большей степени отражает масштаб требований к экологической сохранности мест проживания. В настоящее время ведется учет мероприятий по ТКО, сравниваются реальные показатели с ожидаемыми.

На основании этого планируется:

  1. Стимулирование строительства производств по утилизации и переработке ТКО.
  2. Разработать схемы безопасного обезвреживания и захоронения опасных отходов.
  3. Строительство заводов по вторичной переработке использованных товаров и категорий с вышедшим сроком хранения.
  4. Выявление и уничтожение несанкционированных свалок ТКО, привлечение к ответственности лиц, ведущих несогласованный вывоз мусора.

Все мероприятия по организации утилизации мусора региональный оператор согласовывает с местными органами Роспотребнадзора и экологами.

Новый закон и введение единых нормативов позволят более эффективно решать задачи по утилизации специфичных видов отходов. Ранее предприятиям часто отказывали в приеме таких отходов, оставляя их с дилеммой, куда их девать. Теперь отрегулирована система обращения с отходами коммунальных предприятий, которая включает:

  • Транспортировка, обработку и прессовку ТКО.
  • Обезвреживание.
  • Уничтожение или захоронение.

Все виды деятельности определяются нормативами. Оплата производится по договору соглашения с оператором по региону, с учетом предельных тарифов, действующих на территории субъекта РФ. Органы исполнительной власти обязаны по закону регулировать тарифы на обработку, вывоз, обезвреживание и захоронение отходов всех классов опасности.

Что такое норматив НВОС?

При сборе, вывозе, обезвреживании, захоронении или уничтожении опасных отходов с предприятий будет взиматься плата за отрицательное воздействие на окружающую среду. Плата будет осуществляться предприятиями и организациями, у которых в производственной деятельности образуются опасные отходы, а плательщиком будет выступать оператор по региону, осуществляющий мероприятия по сбору и уничтожению.

Планируется направлять средства, полученные за НВОС на:

  • Проведение природоохранных мероприятий в зоне захоронения опасных отходов.
  • Строительство технических и инженерных сооружений с целью охраны окружающей среды.
  • Исследование экологической обстановки в зоне полигонов для захоронений.

По закону у местных органов власти теперь нет права самостоятельно на сбор, транспортировку, захоронение отходов. Они могут лишь согласовывать вопросы с операторами ТКО и принимать участие в мероприятиях. С точки зрения разработчиков законов – это к лучшему. Как правило, на местах имеет место полное непонимание необходимости экологического контроля и надзора за утилизацией отходов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.

При расчете нормативов НВОС учитывают:

  1. Площадь объекта или ряда объектов, объединенных единым технологическим циклом.
  2. Технологические нормы – загрязнение продуктами производства, воздействие на экологию местности.
  3. Технологические показатели – концентрация вредных веществ, объем и масса выбросов, отходов производства, использование энергоресурсов за определенный момент времени или в пересчете на произведенный продукт.
  4. Технические нормативы, которые устанавливаются на двигатели и механизмы, как источники загрязнения окружающей среды.
  5. Разрешенные выбросы – объем и масса химикатов, их транспортировка.
  6. Действующие производственные технологии, позволяющие проводить природоохранные мероприятия.

Все объекты, которые подлежат нормированию по показателям НВОС, подразделяются на 4 категории:

  1. Сильное воздействие на экологическую обстановку.
  2. Умеренное негативное влияние.
  3. Незначительное отрицательное воздействие.
  4. Минимальное отрицательное воздействие.

Плата взимается за то, что производится транспортировка, размещение и производственной сферы и потребления.

Отходы с полезными компонентами

Новая инструкция немного изменена. Теперь в ней содержится поправка, которая регулирует обращение с отходами, имеющими в своем составе полезные компоненты. Теперь их запрещено утилизировать. Региональные операторы обязаны собирать такой мусор и направлять его к местам вторичной переработки. На все мероприятия по сбору и транспортировке будут действовать определенные нормативы.

В настоящее время разрабатывается список отходов, подлежащих вторичной переработке для того, чтобы на местах не было разночтений.

Ответственность производителей и импортеров товаров

Инструкция подразумевает, что производители и импортеры товаров несут ответственность за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Если они отказываются это делать, то предусмотрен экологический сбор. Деньги, вырученные от сбора, пойдут на поддержку и развитие предприятий – региональных операторов ТКО.

При разработке нормативов для производителей и импортеров товаров учитываются масса и объем отходов производства и потребления, возможность вторичной переработки товаров с вышедшими сроками хранения, объем и масса упаковочных материалов.

В первую очередь экологический сбор коснется производителей потребительской продукции – шин, аккумуляторов, батареек, упаковочных материалов, флаконов и прочей тары.

Со временем планируется часть доходов с экологического сбора направлять на обустройство комплексов по переработке твердых отходов с целью улучшения экологии.

В связи с изменениями в сфере регулирования нормативов ТКО возникает ряд проблем. Кто теперь будет убирать площадки для сбора отходов. Раньше этим занимались управляющие компании, а теперь все средства будут направляться оператору ТКО. Возможно, инструкция будет изменена.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!