Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Низкая самооценка. Как поведение родителей влияет на будущую самооценку человека

? » — неверный по своей сути, так как любая оценка истребляет нашу духовную сущность.

С точки зрения психологии, самооценка – это личное отношение человека к самому себе. И от того, как индивидуум относится к себе, формируется его поведение в социуме, что вполне логично. Психологи различают нормальную, завышенную и заниженную самооценку.

Однако, самооценка – это продукт нашего разума или мозга, вполне материального объекта.

А человек изначально – это воплощение духа, который является на свет, чтобы усвоить уроки материального уровня. Другими словами, духовное начало выбирает себе материальное тело в качестве друга на срок пребывания в материальном мире.

Поскольку человек – духовное существо, тогда, как может он разумом оценивать свой Дух?!

Самооценка, как осязаемый органами чувств материальный уровень, созвучна со словами «будь хорошим!».

Но человеку просто надо быть , таким, каким его создал Всевышний (Бог, Вселенная).

Просто быть самим собой и быть хорошим (угодным для общения в социуме) – это взаимоисключающие понятия

Учиться быть самим собой

Человек с «нормальной самооценкой» (трактовка психологов), по моему мнению, – это тот из немногих на Земле, который уравновешен и способен быть самим собой либо от рождения, либо в результате
воспитания уравновешенными родителями.

Очень немного людей унаследовали генетически от своих предков чувство собственного достоинства или росли в семье, где родители сами жили с чувством собственного достоинства, и любя без условий, свое дитя, уважительно к нему относились с младенческого возраста.

Но большая часть людей приходит в этот мир учиться быть самими собой , быть личностью. Приходит исправлять ошибки своих предков и родителей, у которых «завышенная» или «заниженная» самооценка, говоря языком психологов.

Самооценка возникает от внутренних стрессов: , что я не такой, как все, злобы , что все не
так ко мне относятся, как мне хотелось бы и т. п.

Не согласны? Считаете, что у вас нет страхов и злобы? Тогда подумайте, сколько у вас желаний! А всякое желание есть страх не получить того, чего желаете. Если часто не получаете желаемого, начинаете злиться на себя, на всех окружающих людей, вините обстоятельства и пр.

У одних формируется заниженная самооценка: они становятся робкими, неуверенными в себе, считая всех людей более умными, успешными, счастливыми. Часто винят себя, и болезненно реагируют на критику.

Другие страдают от завышенной самооценки. Не удовлетворенные в душе собой, они хотят казаться лучше перед окружающими. Поэтому ведут себя вызывающе, высокомерно, надменно. Хотят, чтобы все считали их лучшими, признавали их превосходство. На критику реагируют агрессивно.

Не оценивайте себя, не задавайтесь вопросом, влияет ли самооценка на поведение человека .

Что же делать, чтобы не оценивать себя, и жить в согласии со своей душой и духом, чувствовать себя счастливым?


Учиться быть самим собой:

1. Перестаньте сравнивать себя с другими и с собой в прошлом. Вы – высшее творение Бога. Вы уникальны, в вас с рождения заложены определенные таланты, которые нужно раскрыть в себе путем проб и ошибок.

2. Перестаньте критиковать и винить себя за жизненные ошибки. Ведь, если человек не будет ошибаться, он не усвоит свои жизненные уроки и не исправит ошибки предков.

3. Любите себя таким, каким вас создал Бог! Любите без условий, прощайте себя за ошибки. Делайте выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.

4. Принимайте каждого из окружающих вас людей таким, какой он есть. Не критикуйте, не осуждайте. Таким его создал Бог. У каждого свои жизненные уроки.

5. Не пытайтесь нравиться всем. Старайтесь быть самим собой , слушайте свое сердце, а не воспаленный разум. Желание нравиться окружающим есть в каждом человеке. Но пусть это желание не перехлестывает, не будет чрезмерным и губительным для вас.

6. Помните, что вы духовная сущность. Что это значит?

Свою духовную сущность вы не можете увидеть в реальности. Но, если будете смотреть сердцем, то можете ее представить себе.

Представьте себе точку, из которой исходят в разных направлениях энергетические волны. Они бесконечны. Это и есть вы, человек, то есть духовное существо.

Есть ли у вас начало или конец? Нет. Есть только средоточие.

Есть ли начало и конец у жизни? У неба? У Бога? Нет. Ведь это одна и та же энергия.

Вдумайтесь: «Я безграничен, жизнь безгранична, Бог безграничен. Средоточие моей жизни заключено во мне, а я со своим средоточием – в них». Другими словами: «Во мне есть все, и я есть во всем».

Каждый из нас мог бы видеть и ощущать это сердцем, если бы мы не ограничивали себя страхами .

Наша ограниченность приводит к стрессам и болезням, к заниженной или завышенной самооценке.

Дорогие читатели, помните, что вы – средоточие всего сущего! Учитесь познавать себя и людей, окружающих вас, тогда жизнь не будет для вас проблемой. Ваше поведение будет естественным, продиктованным самоуважением к себе. И не будет звучать вопрос, как влияет самооценка на поведение человека .

То, как человек оценивает себя, имеет очень сильное влияние и на образ его жизни, и на состояние его дел. Так что для того, чтобы стать более успешным в жизни, нужно оценивать себя соответственно. Каждый человек имеет свое собственное мнение о себе же. У некоторых оно вполне оправдано, и это полностью нормально. Лучшим за это может быть то состояние, когда есть еще и оптимизм. Некоторые же люди слишком высокого о себе мнения, другие же наоборот. Последние часто страдают меланхолией, вследствие чего у них случается нервный срыв. В этом случае только выход из глубокой депрессии способствует лечению невроза , но достичь этого бывает очень непросто.

То, насколько человек оценивает самого себя, определяет всю его жизнь. Например, повышение уверенности в себе позволяет делать более смелые действия, вследствие чего человек получает больше шансов добиться в жизни высот. Однако все может сложиться и по-другому. Например, такой человек может стать никем, так как будет чересчур раскрепощен. Все должно быть в меру, иначе ничего доброго из этого не получиться. Например, не рекомендуемое продвижение сайтов в Интернет для тех, кто не любит общения, или же не умеет находить общий язык с другими. Вряд ли такой человек сможет достичь хорошего результата в этом деле. Часто такие люди стают замкнутыми, одинокими, чувствуют себя брошенными и ненужными. В результате все может свестись к тому, что человеку придется проводить лечение невроза. Без изменения отношения к себе такой человек, скорее всего, не сможет достичь счастья.

Что касается людей, чья самооценка слишком высока, то это тоже не приносит им ничего хорошего. Конечно, многие из этой группы являются очень энергичными людьми, и благодаря этому они добываются многого. Но их недостаток в том, что им всегда будет мало и они никогда не будут по-настоящему счастливыми.

Вообще лучше всего тем, кто знает себе цену. Тем же, кто хочет определиться с ней, мы рекомендуем продвижение и оптимизация сайтов в интернете, или тому подобную деятельность, которая проявляет весь спектр способностей человека, а также его умение разрешать трудные задания и находить общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Необходимость повышения уверенности в себе для карьерного роста необычайно важна. Тот человек, которые в любой ситуации может точно оценить свой труд, является специалистом.

Каждый человек имеет право на счастье, но не каждый находит способ, чтобы его достичь. Только знание того, что оценивать себя нужно по справедливости, способно указать человеку на выход из глубокой депрессии и дальнейшего личностного роста.

Как отношения в семье и способы воспитания детей влияют на их самооценку? Низкая или высокая самооценка будет у человека, сильно зависит от поведения родителей по отношению к ребенку. Нужно ли повышать самооценку вам самим и нуждается ли в повышении самооценки ваш ребенок? Вот вопросы, которые не заменят тест на самооценку, но помогут разобраться, от чего она зависит.

Слушая рассказы взрослых пациентов на психотерапевтических сеансах и отмечая обстоятельства их прошлого, в которых порой принимались трагичные решения, нетрудно понять упущения и потребности детских лет. Поняв, в чем заключались нанесенные раны, логично предположить, как их можно было бы избежать.

Вот вопросы, которыми я пользуюсь в своей психотерапевтической практике для исследования истоков низкой самооценки, уходящих в детские годы. Список этот может помочь самоанализу взрослых, а также стать руководством для родителей, которым кажется, что с самооценкой ребенка что-то не так.

Когда вы были ребенком, вызывала ли у вас манера поведения родителей ощущение, что вы живете в рациональном, предсказуемом и понятном мире? Или же мир противоречив, непонятен и непознаваем? Чувствовали ли вы, что в вашем доме очевидные факты признают и уважают или избегают и отрицают?

Говорили ли вам, что важно учиться думать и развивать интеллект? Стимулировали ли родители ваш интеллект, внушали ли идею о том, что использовать собственный разум необходимо и приятно? Ценилась ли в родительском доме осознанность?

Побуждали ли вас думать самостоятельно, развивать ваши уникальные способности? Или от вас требовали исключительно послушания вместо умственной активности и желания задавать вопросы? (Дополнительные вопросы: внушали ли вам родители, что важнее соглашаться с убеждениями других людей, чем искать истину? Желая от вас чего-то добиться, апеллировали ли они к вашему пониманию и объясняли ли причины, если это было возможно и уместно? Или же общались так: «Делай, что говорю»?) К чему вас призывали - к покорности или самоответственности?

Могли ли вы свободно и открыто выражать свое мнение, не боясь наказания? Были ли самовыражение и самоутверждение безопасными?

Выражали ли родители свое неодобрение шутками и сарказмом в отношении ваших мыслей, желаний или поведения? Ассоциировалось ли самовыражение с унижением?

Уважительно ли родители обращались с вами? (Дополнительные вопросы: принимались ли во внимание ваши мысли, нужды и чувства? Признавалось ли ваше человеческое достоинство? Принимались ли всерьез ваши идеи и мнения? Относились ли взрослые с уважением к тому, что вам нравится и не нравится? Реагировали ли на ваши желания вдумчиво и опять-таки с уважением?) Побуждали ли неявным образом вас уважать себя, всерьез относиться к своим мыслям, упражнять свой ум?

Ощущали ли вы, что психологически видимы для своих родителей, что вас замечают и понимают? Чувствовали ли вы, что реальны для них? (Дополнительные вопросы: как вам кажется, прилагали ли родители искренние усилия, чтобы понять вас? Действительно ли вы интересовали их как личность? Могли ли вы разговаривать с родителями о важных вопросах, встречая заинтересованное, осмысленное понимание? Имелось ли соответствие между вашим представлением о себе и тем, что внушали вам родители?)

Чувствовали ли вы, что родители вас любят и ценят как источник радости? Или вы чувствовали себя нежеланной обузой? Ощущали ли вы ненависть с их стороны? Или к вам просто относились с безразличием? Прилагали ли родители усилия к тому, чтобы вы ощущали себя любимым?

Относились ли к вам родители справедливо и честно? (Дополнительные вопросы: прибегали ли родители к угрозам, чтобы контролировать ваше поведение, - угрозам немедленного наказания с их стороны, долгосрочных последствий для вашей жизни, наказания свыше, к примеру, что вы попадете в ад? Одобряли ли вас, когда вы поступали хорошо, или только критиковали за плохое поведение? Были ли родители готовы признавать свои ошибки? Или же это противоречило их позиции?) Ощущали ли вы, что живете в разумном, справедливом и вменяемом окружении?

Принуждали ли вас родители к дисциплине наказаниями или побоями? Был ли страх средством манипулирования и контроля?

Выказывали ли родители веру в то, что вы изначально хороший и способный? Или они считали, что вы сплошное разочарование, ни на что не годны, ничего не добьетесь и вообще плохой? Чувствовали ли вы, что родители на вашей стороне и поддерживают в вас самое лучшее?

Давали ли вам родители понять, что верят в ваш интеллектуальный и творческий потенциал? Или показывали всем своим видом, что считают вас тупым, неадекватным, бездарным? Чувствовали ли вы, что ваши ум и способности ценят?

Учитывали ли родители при анализе вашего поведения и успехов ваши знания, нужды, интересы и конкретные обстоятельства? Или ожидания и требования были завышены? Мотивировали ли вас считать свои желания и нужды важными?

Способствовали ли родительское поведение и манера общения с вами возникновению у вас чувства вины? Побуждали ли вас (явно или неявно) считать себя плохим?

Способствовало ли родительское поведение и манера общения с вами возникновению у вас страха? Побуждали ли вас думать не для того, чтобы приобретать ценности или чувствовать удовлетворение, но чтобы избежать негативных ощущений или неодобрения?

Уважали ли родители вашу интеллектуальную и физическую неприкосновенность? Уважали ли они ваши достоинство и права?

Говорили ли родители, что хорошо думать о себе, то есть обладать здоровой самооценкой, - это в ваших интересах? Или вас настраивали против того, чтобы себя ценить, и культивировали в вас смирение? Считалась ли самооценка в вашем доме хорошим качеством?

Внушали ли вам родители мысль о важности умения строить свою жизнь? (Дополнительные вопросы: объясняли ли вам родители, что люди, и вы в особенности, способны на великие дела? Создавали ли родители у вас ощущение, что жизнь может быть волнующей, захватывающей, настоящим приключением?) Предлагалась ли вам оптимистичная картина жизненных возможностей?

Культивировали ли в вас родители страх перед миром, перед другими людьми? Внушали ли вам, что мир полон зла?

Побуждали ли вас открыто выражать эмоции и желания? Или же поведение родителей и обращение с вами заставляли страшиться эмоционального самоутверждения и открытости, считать их неуместными? Поддерживались ли эмоциональная честность, самовыражение и самопринятие?

Считались ли ваши ошибки нормальной частью учебного процесса? Или же они влекли за собой насмешки и наказания? Учили ли вас без страха относиться к новым жизненным вызовам и урокам?

Культивировали ли в вас родители здоровое и позитивное отношение к сексу, к собственному телу? Или отношение было негативным? Или они вообще вели себя так, будто этого аспекта не существует? Ощущали ли вы поддержку при формировании счастливого и позитивного отношения к своему физическому существованию и развивающейся сексуальности?

Способствовала ли родительская манера общения с вами развитию и укреплению ощущения мужественности или женственности? Или вела к растерянности и подавлению? Если вы мужчина, формировали ли у вас родители ощущение того, что быть мужчиной желательно? Или женщиной, если вы женщина?

Внушали ли вам родители, что ваша жизнь принадлежит вам? Или вас заставляли думать, что вы просто собственность семьи и ваши достижения значимы лишь постольку, поскольку служат славе ваших родителей? (Дополнительный вопрос: обращались ли с вами как с «семейной собственностью» или как с самостоятельной личностью?) Помогали ли понять, что вы живете на Земле не ради того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям?

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Самооценка является важной составляющей любого успешного человека. Как относиться к себе справедливо, но при этом оставаться позитивно настроенными и заслуживать уважение окружающих?

Когда заходит речь о самооценке, некоторые люди начинают чувствовать себя напряженными. При этом они автоматически придают этому термину некоторый негативный оттенок. Сейчас вопрос самооценки активно обсуждается в обществе, из-за чего становится очень сложно определить, что же действительно представляет из себя самооценка? Тем более что в последнее время становится нормальным чувствовать себя отсталым в некоторых вопросах или ощущать подавленность из-за влияния некоторых людей или сообществ, однако самооценку можем дать себе лишь мы сами.

Это очень важно. Самооценка оказывает воздействие на наши поступки и поведение. Человек с хорошей самооценкой может улучшить качество своей жизни благодаря положительным мыслям. Тот, кто оценивает себя с хорошей стороны, понимает, что он заслуживает большего и способен это получить. И такой настрой позволяет совсем по-другому относиться к проблемам и сложным задачам.

Самое подходящее определение самооценки

Некоторые люди стремятся быть знаменитыми. Они считают, что это улучшит их жизнь и позволит повысить самооценку. Однако на самом деле в большинстве случаев это совершенно разные вещи. Люди начинают быть зависимыми от количества подписчиков и «лайков» на фотографии, загоняя себя в узкие рамки. А ведь на самом деле в большинстве случаев это даже не имеет никакого отношения к реальной жизни. Самооценка - это способность держать баланс. Каждый человек должен любить себя, однако эта любовь не должна переходить в самолюбие. В таком случае самооценка будет сбалансированной и оптимальной.

Признаки проблем с самооценкой

Завышенная или заниженная самооценка негативно влияет на поведение и состояние человека. Например, люди с заниженной самооценкой постоянно относятся к себе чрезмерно требовательно. Они не получают удовлетворения от своих заслуг, а к комплиментам относятся очень осторожно - по их мнению, человек просто старается быть вежливым, поэтому и говорит приятные слова. Это приводит к тому, что удовольствия от жизни такие люди получают меньше.

Другая крайность - завышенная самооценка. Такие люди отличаются самовлюбленностью и не обращают внимания на других. Общаться с ними достаточно сложно, поэтому обычно окружающие не слишком хорошо к ним относятся. Кроме того, люди с завышенной самооценкой намеренно ограничивают свое развитие. Они свысока смотрят на множество возможностей и активностей и считают их слишком простыми/неинтересными/бесперспективными для себя, а также избегают встреч со многими людьми, находя на это тысячи совершенно необъективных причин.

Скрытые причины низкой самооценки

Самооценка формируется с самого раннего возраста. Поэтому воспитание играет очень важную роль. К примеру, чрезмерная любовь родителей может слишком сильно ее завысить, а безответственное отношение наоборот приведет к заниженной самооценке.

Некоторые люди подвержены влиянию социальных сетей. Они внимательно следят за трендами, за действиями друзей. Если их стиль жизни не соответствует тому, который ведут некоторые кумиры, то самооценка начинает падать. При этом у друзей могут быть совсем иные обстоятельства, да и зачастую люди любят выставлять на общее обозрение только самые яркие моменты жизни, что создает иллюзию, будто у них все прекрасно. Очень часто реальная ситуация совсем иная.

Аналогичный эффект оказывает чрезмерная зависимость от мнения других людей. На самом деле, мнение каждого человека субъективно, и пытаться всем угодить - весьма сомнительная затея. Не стоит действовать так, будто кто-то постоянно наблюдает за каждым шагом и движением. Человек имеет полное право быть личностью, и в этом нет ничего плохого, пусть даже кто-то и не одобряет некоторые поступки.

Как формируется самооценка?

Достижение успеха в некоторых сферах, целенаправленные правильные действия - это все хорошо, но не гарантирует того, что после повысится самооценка. Из-за всего этого может развиться страх оступиться, потеряется индивидуальность и уверенность в себе, а значит, самооценка может даже понизиться. Хотя со стороны вышеуказанный пример - крутой и правильный человек.

Чем больше мы сравниваем, тем сильнее теряем себя. Так или иначе, при сравнении появляется желание стать похожим на кого-то. Вместо того чтобы развиваться и расти самому, мы смотрим на людей, которые преуспели. На это уходит время, а настроение падает. Зачем это делать? Всегда можно найти человека, который лучше вас в чем-то. Но это не повод расстраиваться. Точно так же можно с легкостью найти тех, кто сильно отстает в развитии. На их фоне мы выглядим «красавчиками», но ведь это не значит, что мы достигли совершенства и должны на этом остановиться.



Наличие цели в жизни сможет существенно повысить самооценку. Положительно скажется работа или иная деятельность, которая интересна и приносит много удовольствия. Если человеку будет нравится то, что он делает, это улучшит его самоуважение.

Важно помнить, что самооценка определяется исключительно самим человеком. В идеале она не зависит от количества «лайков» в Facebook или других внешних факторов.

Как стать уверенным в себе?

Уверенность в себе сильно зависит от самооценки. Это очень важная черта характера, которая позволяет добиваться больших успехов в жизни, а также заслуживать уважение других людей. Безусловно, всегда важна мера. Если уверенных в себе людей считают очаровательными, то слишком самоуверенных обычно не любят и не уважают.

Чтобы обрести уверенность, нужно поверить в себя и свои возможности. Нужно верить в то, что вы можете решить любую задачу, разобраться с какой-либо проблемой. Более того, важно понимать, что каждый человек способен достичь высот в какой-то сфере, стать действительно великим. Уверенный в себе человек может искренне радоваться за других людей вместо того, чтобы им завидовать. И это очень сильно помогает в жизни.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Вирджиния Н. Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я» - концепцией, возникавшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка».

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Куперсмит так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития».

Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. "Если мы не любим себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем". Исследования показывают, что самоуничижающее поведение ("если бы только…"), например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины.

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к "выученной беспомощности" - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями».

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т. Шибутани говорит об этом так: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится, что низкая самооценка - это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём… Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.

«Низкая самооценка,- продолжают Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали, - влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

Кутрон, Рассел и Пепло установили, что самооценка играет важную роль в том, испытывают ли студенты - новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному приспособлению в колледже, нежели студенты с низкой самооценкой.

Ф. Зимбардо пишет о том, что то, что мы думаем о себе оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти на пролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока... Весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена. Если человек застенчив, как правило, он страдает низкой самооценкой; - пишет Ф. Зимбардо, - там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости».

Вирджиния Н. Квинн пишет об исследованиях, проведённых Левануэем и Уайли, позволивших заключить, что люди с положительными «Я» - концепциями склонны терпимее относиться к окружающим, им легче смириться со своими неудачами, которые у них происходят реже, так как работают они эффективнее людей с низкой самооценкой; высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность; люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых авторов, Вирджиния Н. Квинн говорит, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя; они легко поддаются давлению, - «… поскольку им не хватает уверенности в себе, ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, так как тогда они уверены в успехе. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений».

Т. Шибутани говорится: «Когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание».

Том Шрайтер пишет: «То, как мы себя видим, определяет, как мы думаем, и определяет решения, которые мы принимаем. Если вы зарабатываете пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете самооценку на пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц, то вы имеете самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного автора я не вполне согласна, так как в жизни людей встречаются ситуации, когда данное заключение себя не оправдывает.

Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его возможностями. Обобщая взгляды различных исследователей, можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной либо заниженной самооценки на социальное поведение человека, то есть на поведение человека в обществе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!