Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Не все на продажу. Рекомендации греко исполнены наполовину

В 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США .

Задачи

Задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки анти-коррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.

Комиссия Группы государств против коррупции (Group of States Against Corruption, GRECO) завершила свою работу по оценке законодательства РФ - в частности, антикоррупционной повестки в парламенте нашей страны. Полный текст рекомендаций будет опубликован в ближайшее время. В октябре российская делегация приняла участие в пленарном заседании GRECO в Страсбурге, где обсуждался черновой вариант документа.

О том, как международная организация оценивает потенциальную коррупциогенность российского парламента, о новых требованиях к декларации о доходах, стоимости подарков, а также о допуске западных СМИ в нижнюю палату «Известиям» рассказал зампредседателя комитета по безопасности Госдумы, представитель ГД по вопросам взаимодействия с GRECO Анатолий Выборный.

- Удалось ли вам в ходе визита в Страсбург повлиять на переоценку ранее принятых решений?

На пленарном заседании проводятся последние обсуждения текста рекомендаций, когда представители страны могут в рабочем порядке предложить комиссии переоценить какие-то выводы и внести изменения в итоговый документ, согласно которому Россия будет менять свое законодательство. В пленарном заседании с российской стороны принимали участие сотрудники Генпрокуратуры, Верховного суда, ЦИК и парламентарии. Были жаркие и очень непростые споры, но в итоге GRECO приняла во внимание многие наши аргументы, и некоторые рекомендации были сняты. В целом переговорный процесс прошел очень конструктивно, думаю, мы можем рассчитывать на успешные результаты оценочного раунда.

По предварительным данным, GRECO считает целесообразнымрасширить объем деклараций о доходах, создать более эффективный механизм контроля указанной в них информации. Также, по мнению комиссии, парламентарии должны сообщать обо всех полученных подарках вне зависимости от их стоимости. Предложат принять кодекс этики и ввести более широкий спектр санкций за нарушения, включая конфликт интересов и предоставление неполных или недостоверных деклараций. Среди рекомендаций есть и повышение прозрачности законодательного процесса.

- Что за данные, которые необходимо дополнительно указывать в декларации о доходах?

По мнению GRECO, декларации должны были настолько полными, насколько это возможно. Сейчас прорабатывается вопрос о дифференциации доходов по источникам - например, зарплата, проценты, дивиденды. Это важно для последующей проверки документов.

- А поверять декларации будут по-прежнему?

В GRECO считают, что профильные комиссии палат должны иметь право самостоятельно инициировать проверку деклараций. Сейчас они проводят лишь поверхностный анализ, а решение об углубленном изучении может приниматься по информации о нарушениях, полученной от правоохранительных или налоговых органов, политических партий, НПО, Общественной палаты РФ, СМИ.

Кроме того, GRECO полагает, что депутаты должны предоставлять декларации после начала и после окончания работы в парламенте.

- Вы говорите, что GRECO предлагает ввести «более широкий спектр санкций за нарушения», что это значит?

Сейчас законом предусмотрена только одна санкция за нарушения в декларировании доходов - прекращение действия мандата. По мнению GRECO, необходимо ввести менее строгие варианты наказаний, пропорциональные незначительным нарушениям, чтобы они не оставались безнаказанными. Например, за предоставление неточных сведений, допущенный конфликт интересов.

На мой взгляд, разумно было бы продумать систему наказаний по аналогии с той, что предусмотрена сейчас за нарушение этических требований - публичные извинения, распространение в СМИ информации о факте нарушения и т.д.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

GRECO рекомендует установить более четкие правила, в соответствии с которыми депутаты должны сообщать обо всех полученных подарках, в том числе неденежных. Вопросы получения подарков у нас и сейчас регламентированы законом о статусе депутатов. Установлено, что парламентарий не должен получать в связи с осуществлением своих полномочий ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов. Обо всех подарках дороже 3 тыс. рублей он должен сообщить спикеру.

Однако в GRECO указали, что депутат может получить подарок, например, в кулуарах или во время деловых поездок. Рекомендуется подробно прописать алгоритм действий во всех возможных ситуациях, чтоб не было разночтений. Это можно было бы сделать например, в Кодексе этики, наличие которого GRECO считает необходимым.

- Такой кодекс ГД и СФ пытаются написать уже несколько созывов, но документа нет до сих пор...

Все вопросы у нас так или иначе отрегулированы, серьезных претензий к нам по этому поводу нет. Скорее GRECO ориентируется здесь на общий тренд. В ГД этот вопрос обсуждается, но однозначного решения на сегодня нет. При этом не исключаю, что по результатам мы можем прийти к выводу о его целесообразности.

Имеется в виду проведение обязательных публичных обсуждений законопроектов с возможностью комментариев со стороны общества, которые должны быть учтены при доработке. Парламент уже идет по этому пути. Проекты открыто публикуются, проходят обсуждение в экспертных советах.

Но в отдельных случаях публичное обсуждение представляется нецелесообразным - например, по ратификациям конвенций, по закрытым статьям бюджета, и GRECO с этим согласилась.

А что, сейчас у СМИ ограничение на доступ в Госдуму? Среди парламентских корреспондентов есть и российские и иностранные, и проблем с аккредитацией ни у кого раньше не возникало.

В этой связи мы объяснили экспертам GRECO, что существующие правила аккредитации никак не препятствуют доступу СМИ к освещению законодательного процесса. Здесь, как нам кажется, комиссия проявила недопонимание нашей процедуры. Не исключаю, что в этой части проявилась политическая подоплека, которая связана с последними событиями. Думаю, эксперты боятся, что западным СМИ может быть отказано в аккредитации. Это действительно может случиться, но совершенно обоснованно.

В законодательстве четко регламентированы причины отказа: если деятельность СМИ носит чисто рекламный характер, если СМИ является специализированным изданием, не публиковало статьи, касающиеся деятельности ГД, а также если СМИ предоставило неточную информацию о публикациях и аккредитованных журналистах.

Эти ограничения, а также 30-дневный срок для рассмотрения заявки на постоянную аккредитацию, показались GRECO проблемными. Тем не менее в свете сегодняшних реалий мы считаем, что не стоит менять правила аккредитации, если ограничения, касающиеся наших международных СМИ (Russia Today, Sputnik) в западных странах будут продолжаться. Госдума уже приняла закон о признании СМИ иностранным агентом, и дальше готова зеркально реагировать на действия США.

После всех обсуждений на пленарном заседании и получения страной полного текста рекомендаций они становятся обязательными. Как правило, мы достаточно оперативно исполняем только те нормы, которые согласуются с нашим национальным законодательством. В то же время, если по результатам проработки мы придем к выводу, что какие-либо действующие нормы уже охватывают рекомендации GRECO, то мы, безусловно, свое решение в этой части мотивировано отстаиваем. Стандартный срок для исполнения рекомендаций GRECO – 18 месяцев, то есть завершить работу предполагается до конца апреля 2019 года.

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (ОLAF)

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (The European Anti-Fraud Office) было создано на основе решения Еврокомиссии 1999 г. В задачи ОЛАФ входит проведение административных расследований случаев мошенничества, коррупции и других незаконных действий, направленных против финансовых интересов Сообществ, а также деятельности в области компетенции Сообществ.

В рамках ОЛАФ действуют: Надзорный комитет, директор.

Надзорный комитет создается на основе документов Сообществ. Комитет ответственен за регулярный мониторинг выполнения ОЛАФ своих функций.

Директор назначается Еврокомиссией после консультаций с Европарламентом и Советом. Срок полномочий - пять лет. Директор ответственен за проведение ОЛАФ расследований; он не должен получать указаний от Комиссии и национальных правительств. Директор назначает персонал Агентства.

В процессе своей деятельности ОЛАФ активно взаимодействует с органами и институтами ЕС, учреждениями государств - членов ЕС.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО)

Группа государств против коррупции "Group of States against Corruption* (GRECO) в начале действовала как форум сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. В 1993 г. Комитетом министров Совета Европы была принята так называемая "Уставная Резолюция" (93) 28, заложившая институционные основы ГРЕКО. Несмотря на то что юридически ГРЕКО стала международной организацией лишь в 1999 г., она рассматривалась таковой с самого момента принятия решения об учреждении.

Как международная организация ГРЕКО действует на основании Соглашения об учреждении "Группы государств против коррупции". 12 мая 1999 г. Комитет министров Совета Европы резолюцией (98)7 утвердил Устав ГРЕКО.

Согласно Уставу в задачу ГРЕКО входит мониторинг за соблюдением "Руководящих принципов борьбы с коррупцией" и имплементация конвенций Совета Европы 1999 г. Целью деятельности ГРЕКО объявлено: повышение способности государств-членов бороться с коррупцией путем наблюдения за соблюдением ими обязательств в этой области, используя процессы оценки и контроля.

Все государства - члены Совета Европы могут присоединиться к ГРЕКО путем нотификации соответствующего заявления Генеральному секретарю Совета Европы. В отношении государств - нечленов Совета Европы предусмотрено специальное правило: при ратификации ими хотя бы одной конвенции 1999 г. они автоматически становятся членами оценочных процедур ГРЕКО (Evaluations procedures). Так, в 2000 г. США подписали уголовно-правовую конвенцию 1999 г. Гражданско-правовую конвенцию о коррупции США подписать отказались как "несовместимую с их гражданско-правовой практикой". Таким образом, США, как и некоторые иные государства - нечлены Совета Европы, являются участниками ГРЕКО.

В ГРЕКО действуют следующие органы: Пленарная сессия, Бюро, Уставной комитет, Секретариат.

Пленарная сессия является главным органом ГРЕКО. Государства-члены направляют не более чем двух представителей на Пленарную сессию.

Бюро состоит из президента, вице-президента и пяти членов, избираемых на Пленарной сессии на два года. Бюро выполняет следующие функции: готовит проекты ежегодных программ оценок; организует посещения государств с целью подготовки оценочного доклада; представляет доклады Пленарной сессии; другие функции.

Уставной комитет учреждается Комитетом министров Совета Европы. Он может быть также учрежден органом ГРЕКО.

Секретариат возглавляет исполнительный секретарь ГРЕКО. В Секретариат входят четыре администратора, Центральный офис оценочных процедур, Генеральный директорат по правовым отношениям, а также секция технического сотрудничества.

ГРЕКО находится в Страсбурге.

В работе органов ГРЕКО могут участвовать представители институтов Совета Европы, а также Европейского комитета по правовому сотрудничеству и Европейского комитета но проблемам преступности. ГРЕКО ежегодно представляет доклад о своей деятельности в Совет Европы.

Оценочная процедура подробно описана в ст. 10 и 16 Устава, а также в гл. II Правил Процедур (утверждены Пленарной сессией ГРЕКО 6 октября 1999 г.). Оценочные процедуры осуществляются раундами. ГРЕКО определяет длительность каждого раунда и предмет оценочной деятельности. Для каждого раунда ГРЕКО утверждает вопросник, который адресуется субъектам оценки. Государства-члены представляют список максимум из пяти экспертов, из которых создаются комиссии ad hoc для каждого раунда оценки для каждой страны (Правило 25). Комиссии получили называние "Оценочные команды ГРЕКО" (GRECO Evaluation Team - GET).

Комиссии посещают соответствующие государства, встречаются с представителями государственных органов, бизнеса, СМИ, общественными организациями. Государства представляют информацию об антикоррупционном законодательстве и практике его применения. Комиссии готовят проекты предварительных докладов. Согласно Правилу 31 Бюро назначает двух лиц, ответственных за подготовку Согласованного доклада (Compliance report), который и обсуждается на Пленарной сессии.

Поскольку Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) была ратифицирована Россией в 2006 г., в соответствии с и. 3 ст. 32 Конвенции после ее вступления в силу для Российской Федерации Россия автоматически стала участницей ГРЕКО. В 2008 г. Россия была подвергнута Оценочным процедурам I и II Оценочных раундов. ГРЕКО сделала России около 30 замечаний. В 2010 г. был сделан доклад, в котором рассматривалась деятельность нашего государства по устранению замечаний. Многие из них были учтены. Исключение составила проблема введения уголовной ответственности юридических лиц.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!