Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Населенные пункты Камчатки (даты возникновения, наименования, переименования, упразднения; краткая топонимика Камчатки).

Фото с panoramio.com

Город в России, административный центр Камчатского края. Расположен на Дальнем Востоке России, в юго-восточной части полуострова Камчатка, на берегах Авачинской бухты Тихого океана. Вблизи города возвышаются действующие вулканы Корякская и Авачинская сопки.

Основан в 1740 году Второй Камчатской экспедицией, назван по имени кораблей экспедиции «Святой Пётр» и «Святой Павел». Во время Крымской войны в 1854 году гарнизон Петропавловска отразил нападение англо-французского флота. Является самым восточным городом всего северного полушария с населением больше 100 тыс. человек.

История

Основание города

Один из самых старых городов на Дальнем Востоке. Первыми из Русского царства сюда добрались казаки в 1697 году. Казаки в Авачинской губе, рядом с камчадальским селением Аушин, что на берегу Авачинской бухты Тихого океана, заложили лабазы для хранения ясака и основали острог. Через сорок три года, по составленным ранее картам Камчатской земли, сюда прибыла на двух пакетботах 17 октября 1740 год Вторая Камчатская экспедиция 1733-1743 гг. под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Название Петропавловский острог получил от имён кораблей-пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел».

Основатель города - штурман мичманского ранга Елагин Иван Фомич. 29 сентября 1739 года, по приказу руководителя 2-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга, Иван Елагин на боте «Святой архангел Гавриил» отправился из Охотска на Камчатку. Ему поручалось описать морской берег от устья реки Большой до Авачинского залива, продолжить исследования Авачинской губы, составить её карту, построить склады и жилые помещения для остановки экспедиции, а также осуществить промеры для выяснения возможностей захода крупных морских судов, поскольку «при оной губе надлежит быть для жилья служителем строение, також и для клажи провианта магазеинам, да и от Большой реки до означенной губы морской берег поныне ещё не описан». Авачинскую губу Беринг выявил в 1729 году во время возвращения Первой Камчатской экспедиции в Охотск.

16 мая 1740 года И. Елагин отправился от устья реки Большой (Большерецкий острог) вдоль юго-западного побережья Камчатки и обогнув её мыс 10 июня прибыл в Авачинскую губу. Бот «Святой Гавриил» был первым в истории морским судном, приставшим к берегу в Авачинской губе. Осмотрев губу, Елагин приступил к описанию губы и выбрал место для строительства складских и жилых помещений на северном берегу гавани Ниакиной у ительменского стойбища Аушина. Строительство первых домов русского поселения началось в июне 1740 года из заранее приготовленного леса и было закончено к осени того же года. 20 сентября 1740 года И. Елагин составил в гавани Ниакиной рапорт и сообщил, что служилыми и местными жителями построены в гавани «жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента». Елагин доложил также о завершении промеров глубин Авачинской губы, составлении карт западного и восточного берегов Камчатки на предполагаемом пути экспедиции.

6 октября (17 октября по н. ст.) 1740 года в Авачинскую губу прибыли пакетботы «Святой апостол Павел», ведомый Алексеем Чириковым, и «Святой апостол Пётр» с командором Витусом Берингом. Этот день принято считать днём рождения города.

Степан Крашенинников, путешествующий в это время по Камчатке в своей книге написал:

Ниакина губа, которая от зимовавших в ней двух пакетботов Петра и Павла называется ныне Петропавловской гаванью, лежит к северу и так узка, что суда на берегах прикреплять можно, но так глубока, что в ней способно стоять и таким судам, которые пакетботов больше: ибо глубиной она от 14 до 18 футов. При сей губе построены офицерские светлицы, казармы, магазины и другое строение от морской команды. Там же по отбытии моем заведён новый российский острог, в который жители переведены из других острогов.

Центр Петропавловска-Камчатского. Култучное озеро. Мишенная сопка Вид города, на заднем плане Корякский вулкан
Исторические даты
  • 1779 год - Петропавловскую гавань посетили два английских военных судна «Дискавери» и «Резолюшн» Третьей кругосветной экспедиции Дж. Кука. В гавани в августе был похоронен Ч. Кларк, принявший на себя руководство экспедицией после гибели Дж. Кука.
  • 1787 год - Петропавловск посетили корабли «Буссоль» и «Астролябия» кругосветной экспедиции Лаперуза.
  • 1812 год - получен статус города и имя Петропавловская гавань . Также вышло «Новое положение о Камчатке», по которому управление Камчаткой поручалось особому начальнику. Местом пребывания начальника «назначалась» Петропавловская гавань, которая становится столицей Камчатки.
  • Районы города 2 декабря 1849 года - образована Камчатская область во главе с губернатором В. С. Завойко, с центром - Петропавловский порт .
  • С 18 по 24 августа (с 30 августа по 5 сентября) 1854 года - продолжалась Петропавловская оборона. В память этого события в городе установлены памятники: Памятник Славы и Памятник 3-ей батарее Александра Максутова, существует мемориальный комплекс - Братская могила и часовня. Все памятники территориально расположены на склонах Никольской сопки в историческом центре города.
  • 1913 год - учреждён герб города, который в основных чертах повторял областной герб, но имел по верху герба трёхбашенную корону областного города, внизу - два якоря, перевитых Александровской лентой. В 1993 году по инициативе городской администрации герб города был восстановлен.
  • В 1924 году - постановлением Президиума ВЦИКа переименован в , где определение включено для отличия от названия города Петропавловск в Казахстане.
  • 15 июня 1932 года - организовано Камчатское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
  • 21 апреля 1933 года - в городе начал свою работу первый профессиональный театр.
  • 6 ноября 1936 года - завершено строительство первой очереди судоверфи: «Первенец тяжёлой индустрии на Камчатке - в строю».
  • В 1942 году - в Петропавловске-Камчатском был открыт Моррыбтехникум (Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум Народного комиссариата рыбной промышленности СССР).
  • В 1946 году - техникум получил новое название - Петропавловск-Камчатский морской рыбопромышленный техникум Министерства рыбной промышленности Восточных районов СССР.
  • В 1952 году - рыбопромышленный техникум преобразован в Петропавловск-Камчатское мореходное училище (ПКМУ).
  • В 1957 году - создаётся УКК (Учебно-консультационный пункт) Дальневосточного института рыбной промышленности.
  • 31 августа 1958 года - официальное открытие первого на Камчатке высшего учебного заведения - Камчатского педагогического института.
  • В 1959 году в черту Петропавловска был включён пгт Индустриальный.
  • В 1970 году - организован филиал Дальрыбвтуза.
  • 31 октября 1972 года - город Петропавловск-Камчатский был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
  • 27 декабря 1973 года - образованы Ленинский и Октябрьский районы в городе Петропавловске-Камчатском
  • В июне 1976 года - с Охотского побережья училище Рыбокомбината имени Микояна переехало в Петропавловск-Камчатский. С этого времени оно стало именоваться ГПТУ № 2. Полная история училища на сайте.
  • В 1987 году - на базе УКК создаётся ПКВИМУ (Петропавловск-Камчатское высшее инженерное морское училище).
  • В 1991 году - произошло объединение ПКМУ и ПКВИМУ, и училище стало называться ПКВМУ (Петропавловск-Камчатское высшее морское училище).
  • В 1991 году - Камчатский рыбопромышленный техникум был переименован в Камчатский политехнический техникум.
  • В 1997 году - ПКВМУ переименовано в КГАРФ (Камчатскую государственную академию рыбопромыслового флота).
  • В 2000 году - КГАРФ переименована в КамчатГТУ (Камчатский государственный технический университет).
  • 31 октября 2000 года - приказом Министерства образования Российской Федерации № 3149 «Камчатский Государственный Педагогический Институт» переименован в «Камчатский Государственный Педагогический Университет».
  • 15 июля 2005 года - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 686 «Камчатский Государственный Педагогический Университет» переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский Государственный Университет».
  • 6 марта 2006 года - приказом Федерального агентства по образованию № 120 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский Государственный Университет» переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга».
  • 1 июля 2007 года - согласно результатам референдума стал административным центром Камчатского края.
  • 3 ноября 2011 года - городу присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Официальное деление города на районы в настоящий момент отсутствует. 19 декабря 1973 года город был разделён на Ленинский и Октябрьский районы, в 1988 году это деление было упразднено. Городу административно подчинены посёлки: Долиновка, Радыгино (п. Радыгина - предположительно получил название по фамилии одного из первых командиров расквартированной в нём части, на современных картах и в документах необоснованно называется - Радыгино) [источник не указан 1182 дня ] , Чапаевка, Дальний, Заозёрный, Халактырка, Авача, Моховая, Нагорный, Завойко [источник не указан 1363 дня ] .

Вид на центр города Здание на Ленинской улице в историческом центре

Советская улица

Экономика и промышленность

Добыча и переработка рыбы

По-прежнему основная отрасль экономики Петропавловска. Среди наиболее крупных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий - ЗАО «Акрос», рыболовецкий колхоз им. Ленина, ПАО «Океанрыбфлот» и ряд других. В целом же отрасль, в основном, представлена мелкими компаниями, работающими сезонно на лососёвых породах рыбы. В то время как в ряде посёлков восточного и западного побережья Камчатки в последние годы в связи с постройкой новых заводов рыбопереработка получила «второе дыхание», в самом Петропавловске отрасль потеряла былое значение.

Горнорудная промышленность

В последние годы набирает силу и горнорудная промышленность. В городе расположены офисы горнодобывающих компаний, осуществляющих добычу золота (Асачинское, Агинское, Родниковое и другие месторождения), никеля (Шануч), платины (месторождения расположены на севере края, в Корякии), а также серебра.

Туризм

Туризм начинает играть одну из важнейших ролей в экономике города, многочисленные туристические фирмы предлагают множество маршрутов на горячие источники, вулканы, вертолётные экскурсии в знаменитую Долину гейзеров и кальдеру вулкана Узон, конные походы, а также морские прогулки, сплавы по рекам и рыбалку. К сожалению, высокие тарифы на авиабилеты и отсутствие развитой инфраструктуры, особенно качественных и недорогих гостиниц, препятствуют развитию отрасли, ежегодно Камчатку посещает всего несколько десятков тысяч туристов, при том, что соседнюю Аляску каждый год посещает миллион человек.

Ближайшие к городу вулканы, называемые домашними , выстроены в одну гряду. Их три: Козельский вулкан (2189 м), Авачинская сопка (2741 м) и Корякская сопка (3456 м). На склонах Козельского вулкана находятся две базы - альпинистская и горнолыжная, работающие практически круглогодично. Для восхождения на него, как и на Авачу подготовка и снаряжение не требуются, в отличие от Корякской сопки.

Ночной город Вид на город со стороны Авачинской бухты, на дальнем плане вулкан Корякская сопка

Энергетика

В городе работает две крупных теплоэлектростанции - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые полностью обеспечивают потребности города в электроэнергии. В настоящее время закончены работы по строительству газопровода Соболево - Петропавловск, в результате чего ТЭЦ-2 частично работает на природном газе (2 котла из трёх). Таким образом, зависимость города от привозного топлива незначительно, но снизилась. Кроме того, городские электрические сети соединены с Мутновской ГеоЭС, которая способна обеспечивать до 62 МВт электроэнергии для центрального Камчатского энергоузла.

В первые послевоенные годы государству было не до полуострова Камчатка. Все средства уходили на восстановление разрушенных войной деревень, сел, городов и народного хозяйства. Камчатка жила за счет слабых ресурсов, которых хватало только на поддержание имевшихся производственных структур и минимума социальных объектов, созданных почти десяток лет назад.

Военные годы наложили свой отпечаток на Петропавловск-Камчатский. В запущенном состоянии было благоустройство, не развивались строительная индустрия и социальная сфера. Даже в центре города большинство улиц было непригодно не только для автомобилей, но и для гужевого транспорта. Более-менее приличными были улицы Ленинская и Микояновская. Гравийное покрытие было только на Ленинской улице, а на остальных - грунтовое. Всякое строительство велось медленными темпами, стихийно и беспланово. Застраивался Петропавловск-Камчатский в основном частными домами: маленькими каркасно-засыпными коробочками, а также бараками, становившимися основным жильем. Эти строения возникали всюду, где только позволяла местность: на склонах Петровской и Мишенной сопок, вдоль дороги на СРВ, на берегах Култучного озера. Они добавляли городу деревенский вид не лучшего варианта. В границах города тех лет насчитывалось чуть более ста улиц. Мне пришлось захватить это время.

Нахождение Камчатской области в составе Хабаровского края негативно сказывалось на развитии далекой окраины России. Многие социально-экономические вопросы решались не в ее пользу. Такое положение серьезным образом отражалось на благополучии Петропавловска-Камчатского, но и в этих условиях в первые годы второй половины XX века город, вопреки всему, становился промышленным и культурным центром области, повышалась его роль в экономике Камчатки.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов в городе стали создаваться новые предприятия и организации. В августе 1946 года бывшие механические мастерские Акционерного Камчатского общества (АКО) на Озерновской косе были преобразованы в механический завод, который с июля 1954 года стал Петропавловским судоремонтно-механическим заводом (ПСРМЗ). В 1946 году был создан Камчатрыбвод, который контролировал промысел рыбы и морского зверя в водах, омывающих не только Камчатку, но и Чукотку, и Курильские острова. С 1948 года хлеб для Петропавловска-Камчатского стал выпекать хлебосухарный завод № 1. До этого хлеб производили несколько пекарен. В одной из них, на улице Ключевской, после открытия завода был организован горпищекомбинат, в котором стали выпускать кондитерские изделия, винно-водочные и безалкогольные напитки, пиво. 17 мая 1949 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР было организовано Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство . В октябре 1949 года Совет Министров СССР принял решение о реконструкции Петропавловского морского порта и организации для этого специального строительного треста, который был создан в декабре, - строительно-монтажный трест № 6 Главморстроя. В 1954 году трест был переименован в строительно-монтажный трест Камчатморстрой. В этом же году был организован строительный трест Камчатморгидрострой .

Выделение из состава Хабаровского края в 1947 году Сахалинской области, а в 1948 году Амурской, позволившее им более успешно развивать свою экономику и культуру, подтолкнуло Камчатский обком КПСС и Камчатский облисполком в 1955 году войти с ходатайством в Правительство РСФСР о выделении Камчатской области из состава Хабаровского края .

23 января 1956 года Камчатская область вышла из подчинения Хабаровскому краю и стала самостоятельной, что положительно сказалось на развитии Камчатки и Петропавловска-Камчатского. В нем стала интенсивно развиваться промышленность, активизировалось жилищное строительство и начало улучшаться благоустройство. Такое Петропавловск ощущал уже дважды - в 1849–1855 и 1909–1916 годах, когда Камчатка становилась самостоятельной. Начался "золотой век" Петропавловска-Камчатского. Его условно можно определить рамками 1956–1991 годов. За этот период сформировался новый город, определились его современные границы.

"Золотой век" Петропавловска-Камчатского можно условно разделить на три этапа. Первый: 1956–1966 годы; второй - 1967–1977 годы; третий - 1978–1991 годы.

Первый этап "золотого века" Петропавловска-Камчатского - 1956–1966 годы. В этот период интенсивно реализовывались старые и новые социально-экономические планы развития областного центра. Создавались новые предприятия и организации, укреплялась их материально-техническая база. Были востребованы производственные здания, рабочие руки, жилье. В Петропавловске-Камчатском появились признаки большого строительства: закладывались новые корпуса промышленных цехов, школ и больниц, административных зданий и жилых домов. Активно велась работа по открытию образовательных и культурных заведений.

Заметнее всего стала развиваться строительная индустрия. Стремительно менялся облик Петропавловска-Камчатского, что особенно бросалось в глаза и запомнилось. Особенно его исторический центр, в котором сносились деревянные дома старой постройки и возводились многоэтажки. Началось жилищное строительство во многих микрорайонах города .

Коротко об отдельных постройках этого периода. В 1956 году в центре города было построено (№ 52), ближе к Култучному озеру - . Кинотеатр открылся 5 ноября 1956 года. В было два кинозала: "Голубой" и "Розовый". и кинотеатра продолжили ряд каменных многоэтажек на главной улице, где находились гостиница "Восток" (Ленинская, 40), (Ленинская, 34), продовольственный магазин (Ленинская, 32) и другие, возведенные в 1950 году и 1954–1955 годах. В 1957–1960 годах шло строительство ГУМа (открыт в апреле 1962 года), Дома связи, административного здания УТРФ. С их завершением в начале 1960-х годов улица Ленинская стала принимать почти тот вид, который открывается сейчас каждому. Аналогично в эти годы менялось лицо улицы Советской.

В южной части города в 1958 году завершалось строительство группы жилых домов для портовиков, работников пароходства и судоремонтников на улицах Красная Сопка, Океанской и Индустриальной. Этот район, ранее оторванный от центра города, постепенно соединялся с ним. Этому также способствовало развитие общественного транспорта. В 1958 году пассажиров в Петропавловске-Камчатском перевозили 56 автобусов и 23 такси. С 1959 года автобусное движение стало уже до поселка Индустриального - "5-й километр - СРВ". До 1967 года автобусный маршрут увеличивался почти через каждые год-два в северном направлении по Елизовскому шоссе до 6, 7 и 10-го километров. Стоит отметить, что в первые годы горожане на остановках занимали очередь и согласно ей садились в автобус. До ЖБФ был маршрут № 1, до лесозавода - № 2 и до СРВ - № 3. Эти маршруты десятилетиями имели свои номера. Потом уже пролегли маршруты в сторону Халактырского аэропорта, Сероглазки, Моховой, Авачи и других поселков в пригороде Петропавловска-Камчатского.

До осени 1957 года город заканчивался на 5-м километре. Далее была территория Елизовского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 октября 1957 года в черту города была включена территория, расположенная на 6–10-м километрах Елизовского шоссе . В основном это были пустыри с редкими островками частных домов.

К этому времени строительные тресты Камчатморгидрострой, Камчатрыбстрой и Камчатстрой стремились к освоению индустриального жилищного строительства, позволявшего не только возводить отдельные объекты, но и вести комплексное строительство жилых микрорайонов. Так, на пустырях на 5-м километре с 1958 года началось возведение многоэтажных жилых домов для рыбаков. По примеру Москвы этот микрорайон назвали Черемушками.

О серьезных подвижках в жилищном строительстве тех лет в Петропавловске-Камчатском говорят отдельные цифры. Если в 1954–1958 годах в областном центре было введено в строй по линии местного Совета около 60 домов, а частными лицами 350, то за 1959–1960 годы и 6 месяцев 1961 года государством было построено 204 дома и индивидуальными владельцами 278 .

В 1961 году в городе насчитывалось 5650 жилых домов, но только 393 из них были построены из бетонных блоков и 968 из деревянного бруса. Остальные 4289 представляли собой каркасно-засыпные бараки и дома .

До второй половины 1950-х годов город был недостаточно благоустроен. Так, в поселке Индустриальном, в районе Красной сопки, на 4-м километре и 75-м участке (район улицы Пограничной) дороги были разбиты, не имели кюветов и ливнестоков, а на большинстве улиц города отсутствовали тротуары. Такие основные улицы Петропавловска-Камчатского, как Советская, Партизанская, Ларинская (Чирикова), Беринга и Строительная, не имели гравийного покрытия, не говоря уже об остальных улицах. Вопросу благоустройства Петропавловска-Камчатского в 1957 году было посвящено заседание бюро Камчатского областного комитета КПСС. Бюро обязало Петропавловский горисполком до 1 октября приступить к строительству дорог с гравийным покрытием и окончить строительство тротуаров на улицах Советской, Микояновской (Ленинградской), Озерновской, Ключевской, Индустриальной и Рябиковской .

Нужно отметить, что уже к 1960 году большинство улиц города были приведены в порядок, а 14,3 километра центральной дороги города были заасфальтированы, и такая дорога достигла 5-го километра. В 1960 году город в современных границах насчитывал уже 190 улиц.

Выделение Камчатской области из состава Хабаровского края положительно сказалось на развитии промышленности не только области, но и Петропавловска-Камчатского. Для этого были сделаны дополнительные ассигнования. Особенно большие вложения были сделаны в развитие производства рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отрасли, в которой во второй половине 1950-х годов начался новый этап. Промысловые суда работали в Охотском и Беринговом морях, в Тихом океане. Такой возможностью располагал базировавшийся в городе траловый флот. С получением в 1953–1958 годах 29 новых средних рыболовных траулеров (СРТ) в нем стало 60 добывающих судов, и траловый флот превратился в мощную рыбодобывающую организацию области. 2 апреля 1957 года произошло слияние тралового флота, Камчатрыбфлота, рыбного порта в одну организацию - Управление морского активного рыболовства (УМАР). В этом же году управлению было передано бондарное производство в поселках Малая Лагерная и Большая Лагерная . Уже в 1958 году прошли новые преобразования. , Камчатрыбфлот вновь стали самостоятельными предприятиями в системе Камчатрыбпрома, а рыбодобывающий флот со многими вспомогательными производствами в мае 1959 года получил наименование Управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ).

УТРФ стал основным градообразующим предприятием в Петропавловске-Камчатском, а рыбная промышленность - главной сферой экономики города. К 1965 году траловый флот насчитывал более 130 судов, в том числе 7 больших морозильных рыболовных траулеров, 5 плавбаз, 74 средних рыболовных траулера и множество других судов . В коллективе УТРФ трудились тысячи людей, в том числе известные капитаны: П. Е. Алешкин, А. А. Кузнецов, Г. В. Мещеряков, А. Ф. Мердов, К. А. Числов. Руководителями тралового флота и УТРФ в разное время были: П. А. Демидов, П. И. Анода, И. П. Черниговский, В. П. Потапенко.

Еще в 1960 году из трех рыболовецких колхозов, расположенных на берегах Авачинской губы, - им. С. М. Кирова, им. И. В. Сталина и "Красная связь" - был организован в селе Сероглазка рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина. Первым председателем колхоза стал М. К. Старицын. После него председателями крупного коллективного хозяйства были: С. И. Новоселов, В. В. Сватковский. В колхозе работали прославленные рыбацкие капитаны: И. И. Малякин, А. А. Пономарев, Н. И. Хорт .

Креп рыбодобывающий флот, продолжала развиваться судоремонтная база. К судоремонтной верфи и судоремонтно-механическому заводу добавилась судоремонтная база "Фреза". Ее основой стали плавдок и плавмастерская "Фреза", доставленные в Петропавловский рыбный порт в сентябре 1958 года. В 1960 году база была преобразована в завод "Фреза" .

Создание новых промышленных предприятий, развитие рыбодобывающего флота, бурное жилищное строительство обеспечили рост населения Петропавловска-Камчатского. В 1959 году в нем проживало 85,6 тыс. человек, что составляло 38,8 процента населения Камчатки. На город приходилось 44 процента валовой промышленной продукции области .

В 1958 году в Петропавловске-Камчатском имелось 242 торговые точки, включая киоски. К 1963 году их уже насчитывалось 301. Развивались предприятия общественного питания. Горожане пользовались в 1958 году 97 столовыми и закусочными, а в 1963 году их уже было 119 . В 1960 году в городе было 40 промтоварных, 21 продуктовый, 5 молочных и 2 овощных магазина. Горожане могли помыться в пяти городских банях.

К 1959 году к услугам жителей было три кинотеатра, драмтеатр, краеведческий музей, 11 клубов, 60 киноустановок, 12 массовых библиотек с 222 тыс. книг . К единственному в городе добавились в 1958 году два: "Маяк" и широкоэкранный "Октябрь". Излюбленным и единственным местом отдыха петропавловцев оставалась Никольская сопка с парком культуры и отдыха. Большинство городских праздничных мероприятий проходило на ней.

По инициативе командующего Камчатской военной флотилией Г. И. Щедрина был построен Музей боевой славы, который открылся в День военно-морского флота в 1959 году. 11 августа того же года многие петропавловцы присутствовали на торжественном открытии , а осенью - на открытии на Никольской сопке мемориала .

С середины 1950-х годов в городе появился круг пишущих творческих людей, объединившихся вокруг областной газеты "Камчатская правда". При газете в 1957 году была создана книжная редакция, которая в 1964 году стала Камчатским отделением Дальневосточного книжного издательства. Стали выпускаться первые книги по истории Камчатки, сборники стихов и прозы местных авторов. С 1963 года Камчатский отдел Географического общества периодически стал издавать сборник "Вопросы географии Камчатки" .

27 июля 1958 года в поселке Завойко состоялось открытие , герою Советского Союза, погибшему при штурме японских укреплений на острове Шумшу, грудью закрывшему амбразуру вражеского дзота. 30 июля 1963 года в сквере Музея боевой славы был открыт , погибшему 11 октября 1942 года в Тихом океане от торпедной атаки неизвестной подлодки.

Конец 1950-х годов характерен открытием в Петропавловске-Камчатском многих учебных заведений, которыми до этого была обделена Камчатка. Из-за этого большинство молодежи после окончания школы покидало полуостров, чтобы продолжить образование, и больше сюда не возвращалось. 31 августа 1958 года в торжественной обстановке был открыт , первое высшее учебное заведение на Камчатке. Ректором института стал доцент Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена кандидат исторических наук Ю. Е. Новиков . В разные годы в институте преподавали известные на Камчатке люди: Л. П. Лельчук, М. П. Стельных, Б. В. Бушелева, Г. Г. Кравченко. Окончили КГПИ камчатские писатели и историки: Е. В. Гропянов, В. П. Пустовит, С. И. Вахрин.

К имевшимся в городе средним специальным учебным заведениям: Петропавловск-Камчатскому мореходному и Петропавловскому медицинскому училищам в 1958–1963 годах добавилось еще четыре. Были открыты: 1 сентября 1958 года - Петропавловский торгово-кооперативный техникум; 1 августа 1959 года - морской рыбопромышленный техникум; 13 мая 1963 года - Петропавловское музыкальное училище и 1 сентября 1963 года - Петропавловское педагогическое училище.

Через двадцать лет после первого (1940) празднования Дня города вспомнили об этой дате. Уместна здесь выдержка из воспоминаний В. И. Алексеева: "В октябре 1960 года отмечалось 220-летие города Петропавловска-Камчатского. В день празднования (17 октября по новому стилю. - А. П. ) на городской площади, которая в то время называлась Театральной, а теперь носит имя В. И. Ленина, состоялся городской митинг трудящихся (была ясная морозная погода с ветром. - А. П. ). И вот к этой площади стала приближаться большая колонна автомашин с лозунгами и транспарантами. Машины были загружены картофелем, капустой. Несколько машин были с крупным рогатым скотом, свиньями и птицей. Это был дар горожанам от тружеников Елизовского района за их участие в подъеме сельского хозяйства. Автомашин было 220, то есть столько, сколько лет исполнилось областному центру" .

В 1965 году в Петропавловске-Камчатском широко и празднично отмечали его 225-летие. В дни празднования первым стал один из первых председателей Петропавловского горисполкома, активный участник за установление советской власти на Камчатке .

В центре Петропавловска-Камчатского на Никольской сопке 17 октября 1961 года заработал телецентр со 112-метровой телевышкой; в 1963 году открыли двери новые здания и . В первой половине 1960-х годов вступили в строй новые предприятия и организации. 5 октября 1962 года на базе Камчатской геолого-физической обсерватории и Лаборатории вулканологии был создан Институт вулканологии Сибирского отделения Академии наук СССР. Первым руководителем стал известный ученый-вулканолог Борис Иванович Пийп. В институте долгие годы работали ученые С. И. Набоко, Е. Ф. Малеев, С. А. Федотов.

В 1964 году приступили к работе сразу несколько организаций и промышленных предприятий: 14 февраля - , 10 июля - институт Камчатгражданпроект, 31 октября - Южные электрические сети; 4 декабря - кондитерская фабрика. 30 мая 1965 года вступила в строй первая очередь ТЭЦ-1 . В 1966 году были организованы два автотранспортных предприятия: автоколонны 1958 и 1400.

В 1962–1965 годах активно продолжалось . Так, на 6-м километре возник большой жилой район с развитой социальной сферой: школой (№ 7), столовой, книжным магазином ("Дом книги"), аптекой (№ 44), магазином промышленных товаров ("Спутник"), двумя детскими садами. В эти годы многоэтажки стали появляться в районе школы № 9 на улице Кутузова. С введением в строй 8 февраля 1966 года Петропавловского домостроительного комбината возможности строителей возросли в несколько раз.

В 1965 году в Петропавловске-Камчатском было 44 дневные общеобразовательные школы и три профессиональных училища. В школах работали опытные педагоги и воспитатели: К. А. Баранцева, Е. А. Головин, Е. В. Диордиенко, И. П. Олейников, Л. П. Мамонтова, Т. Д. Зеленова, И. А. Платонова.

В период значительных перемен, преобразивших город, председателем Петропавловского горисполкома в 1953–1960 годах был Владимир Захарович Мельников. Ему, как никому из председателей горисполкома, пришлось в сложный период роста города решать много градостроительных, социальных и других проблем, с которыми он успешно справлялся.

В 1960–1967 годах председателем Петропавловского горисполкома был Федор Константинович Белопотапов. Бывший партийный работник. Он в 1947–1950 годах был первым секретарем Усть-Камчатского райкома ВКП(б), а в 1952–1955 годах - Соболевского РК КПСС .

Второй этап "золотого века" Петропавловска-Камчатского - 1967–1977 годы. Стройки в этот период охватили весь город. В 1967 году несколько десятков домов были построены в районе 7-го километра. На пустом ранее месте возникли улицы Бохняка, Войцешека, Давыдова, Тушканова и Лукашевского. Они были названы в соответствии с решением исполкома Петропавловского городского Совета депутатов трудящихся, принятым осенью 1967 года. С открытием там магазина промышленных товаров "Силуэт" за этим районом до настоящего времени сохранилось данное название. Меняли свой облик улицы Пограничная, Океанская, Зеленая Роща.

От точечной застройки в старых районах Петропавловска-Камчатского строители перешли к массовому индустриальному строительству на новых свободных территориях. В 1967–1970 годах также велось и выборочное строительство в отдельных районах города. По-прежнему строились дома вдоль "красной" линии. Они возводились на улицах Океанской, Пограничной, в районе "Силуэта". Продолжалось строительство в будущем микрорайоне Дачный. Под него сносились частные дома постройки начала 1950-х годов. Центр города к 1970-м годам соединился с ранее оторванными от него южными и северными районами. В обиходной речи стали исчезать понятия , Ближний совхоз, Мангруппа, Шанхай. Город стал восприниматься как единое целое. Он растянулся по берегу Авачинской губы более чем на 20 километров.

В эти годы в Петропавловске-Камчатском появились мясокомбинат, мелькомбинат, междугородная, автобусная (1 февраля 1967 года) и автозаправочная станции, новое здание областной типографии, плавательный бассейн у хлебозавода, Дом культуры рыбаков на 5-м километре.

Петропавловск-Камчатский из маленького провинциального городка, быстро минуя стадию среднего, стал превращаться в один из крупных городов Дальнего Востока. В 1970 году в нем проживало 153,9 тыс. человек, или 53,5 процента жителей Камчатской области. 28 декабря 1973 года в составе города было образовано два района: Ленинский и Октябрьский (в 1988 году районы были ликвидированы).

Председателем Петропавловского горисполкома в 1967–1968 годах был Петр Илларионович Загоруй ; в 1968–1973 годах - Иван Гаврилович Коваленко.

Многоэтажные дома в районе бывшего Петропавловского совхоза (улицы Кроноцкая, и Ботанический проезд), 8–10-го километров стали появляться в 1970 году. После основной их застройки город вышел на свободные пространства бывших полей Петропавловского совхоза, отходя от традиционного строительства вдоль "красной" линии. Так в 1974–1975 годах стал застраиваться микрорайон Зазеркальный.

Жилищное строительство привело к появлению новых улиц. В 1973 году в Петропавловске-Камчатском было 260 улиц. Они стали чаще получать названия, связанные с историей города и его людьми. Так, в 1971 году появилась улица Молчанова, в 1972 году - Штурмана Елагина, в 1973 году - Чубарова, в 1976 году - бульвар Пийпа.

К концу 1970-х годов возникли микрорайоны Горизонт и Горизонт-Юг. В первой половине 1970-х годов в городе были построены здания с отличительной и заметной архитектурой: гостиница "Авача" и Дом быта на Комсомольской площади , на проспекте 50 лет Октября, дом быта "Чайка" на улице Ленинской , Дворец пионеров , а во второй половине - административные здания для облисполкома и горисполкома.

31 октября 1972 года Петропавловск-Камчатский за успехи в хозяйственном и культурном строительстве и за заслуги в становлении и укреплении советской власти на Камчатке был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этот же год началось строительство объездной дороги от хлебозавода до развилки улицы Лукашевского и проспекта Карла Маркса.

Оживилась культурная жизнь города. К издаваемому сборнику "Вопросы географии Камчатки" прибавились с 1968 года "Краеведческие записки" , а с 1976 года стал выходить литературно-художественный сборник "Камчатка" . С 1974 года ведет свою историю Камчатская писательская организация, с 1976 года - Камчатское отделение Союза художников. На полуострове хорошо известны местные писатели и поэты: Е. В. Гропянов, Г. Г. Поротов, В. В. Коянто (Косыгин), Н. В. Санеев, В. П. Кудлин, М. Я. Жилин; художники: А. Ф. Винокуров, К. В. Килпалин, В. А. Шохин, Ф. Г. Дьяков, В. И. Ворошилов, В. А. Белых, В. П. Соколов-Ширшов.

С 1967 года в городе имеется Камчатская хоровая капелла, организатором и руководителем которой бессменно является заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского ; с 1972 года - Камчатский камерный оркестр, организатором и главным дирижером которого в 1972–1997 годах был заслуженный артист России Г. А. Аввакумов.

В 1968 году к единственному высшему учебному заведению на Камчатке Камчатскому государственному педагогическому институту прибавилось еще одно - Камчатский филиал Дальрыбвтуза с дневным отделением по специальностям: "Промышленное рыболовство" и "Технология рыбных продуктов".

Менялась и производственная структура областного центра. В январе 1977 года территориально-производственное управление Главкамчатрыбпром было реорганизовано в производственное объединение Камчатрыбпром. В его состав вошло большинство рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Петропавловска-Камчатского. В том числе получившие новое наименование: УТРФ - База тралового флота (БТФ), Управление океанического рыболовства - База океанического рыболовства (БОР), Камчатрыбфлот - база Рыбхолодфлот. Кроме них, в объединение входили жестянобаночная фабрика, судоремонтный завод "Фреза", фабрика орудий лова, радиоцентр, Петропавловский рыбоконсервный завод и еще 11 береговых рыбоконсервных заводов и рыбозаводов области. Все вместе они производили 80 процентов валовой промышленной продукции области, а доля камчатских рыбаков составляла 12 процентов от общесоюзного вылова рыбы .

В 1978 году было организовано Управление промыслового флота (УПФ) межколхозного производственного объединения и вступила в строй цементно-помольная установка.

В 1975 году в Петропавловске-Камчатском торжественно проходили мероприятия в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. 7 мая 1975 года на Комсомольской площади состоялось открытие памятника в честь камчатцев, трудившихся в тылу. На - мемориальная доска: "Танк Т-34 установлен в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.". 8 мая был открыт . На постаменте, на котором стоит торпедный катер , - мемориальная доска: "Священной памяти мужества и героизма моряков-тихоокеанцев в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. от трудящихся города. 8 мая 1975 г.".

А 1978 год был отмечен и другим событием в Петропавловске-Камчатском. На засыпанной части Култучного озера, рядом с административным зданием Камчатского облисполкома, 6 ноября 1978 года был открыт . Площадь Театральная была переименована в площадь им. В. И. Ленина, хотя сохранила в разговорной речи и прежнее имя.

С 1970 года по 1979-й количество жителей в Петропавловске-Камчатском увеличилось на 61 тыс. человек и в 1979 году составило 214,9 тыс. .

Третий этап "золотого века" Петропавловска-Камчатского - 1978–1991 годы. В 1980-х годах Петропавловск-Камчатский продолжал менять облик, особенно своих окрестностей. Перечислить построенные за эти годы здания сложно, однако без указания весьма заметных, определявших лицо города, не обойтись. В новые современные здания из стекла и бетона переехали областная научная библиотека им. С. П. Крашенинникова , педагогическое училище, детская поликлиника № 1. Домостроители получили в свое распоряжение спортивно-культурный комплекс "Авангард" . Открылся плавательный бассейн на проспекте Победы ; в центре города - магазин "Холкам", водно-оздоровительный комплекс "Бодрость". В 1985–1987 годах были построены здания областного Управления внутренних дел . 22 декабря 1985 года дала первый ток ТЭЦ-2 . В последние дни 1986 года вошел в эксплуатацию гостиничный комплекс "Гейзер". С апреля 1988 года стали работать городской аэровокзал и гостиница "Петропавловск" . В 1987 году напротив заработал городской фонтан.

В эти годы стабильно работали рыбодобывающие, судоремонтные, строительные предприятия и предприятия энергетики. Вместе со вспомогательными и сопутствовавшими им организациями они определяли экономику города и области. С развитием социально-культурной инфраструктуры Петропавловск-Камчатский стал привлекательным для людей с материка. К этому периоду стало формироваться постоянное население областного центра, хотя город и был переполнен временщиками.

В 1986 году в Петропавловске-Камчатском действовало более 20 научно-исследовательских и проектных учреждений и институтов. В них работали 8 докторов, 200 кандидатов наук, около 450 научных сотрудников. Среди научных учреждений выделялись Камчатское отделение ТИНРО и Дальневосточного научного центра АН СССР. Действовали Камчатский государственный педагогический институт и филиал Дальрыбвтуза, который в январе 1987 года стал самостоятельным техническим вузом - Петропавловск-Камчатским высшим инженерным морским училищем (ПКВИМУ).

На культурную жизнь города большое влияние оказывали областной драматический театр , музыкальные школы и училище, два музея, картинная галерея (открытая в 1985 году), общество книголюбов, общество "Знание", областная научная библиотека им. С. П. Крашенинникова, где с 1982 года работал краеведческий клуб "Уйкоаль". Камчатское отделение Дальневосточного книжного издательства регулярно выпускало литературно-художественный сборник "Камчатка" и краеведческий сборник "Норд-ост" , издавало книги местных поэтов и прозаиков. Позитивную информацию о жизни на Камчатке, ее прошлом и настоящем давали областные газеты и телевидение. Для жителей города работали 128 массовых и специальных библиотек, дома культуры и кинотеатры: , "Мир", "Океан", "Октябрь", "Парус", "Победа", "Россия" и "Горизонт".

Еще в 1973 году появилась в Петропавловске-Камчатском первая мемориальная доска с указанием, в честь кого была названа улица. Она была посвящена , участнику борьбы за установление советской власти на Камчатке. В 1980-х годах в городе вновь стали устанавливать памятные доски - не только информирующие о том, в честь кого была названа улица города, но и посвященные знатным людям Петропавловска-Камчатского. Всего с 1973 года по 1990-й было установлено 12 таких досок: В. П. Андрианову, Г. Г. Поротову, Б. И. Пийпу, Н. П. Фролову, С. П. Беляеву, Я. М. Драбкину, Л. С. Молчанову, .

В годы стабильного развития города председателями Петропавловского горисполкома работали: в 1973–1984 годах - Иван Павлович Черниговский ; в 1984–1987 годах - Лев Николаевич Егоров ; в 1987–1989 годах - Вячеслав Иванович Шуваев ; в 1989–1990 годах - Николай Родионович Задорожный .

К началу 1990-х годов Петропавловск-Камчатский достиг тех границ, в которых находится до настоящего времени. Грянувшие изменения в государственном и общественном устройстве в стране в 1991–1992 годах отодвинули планы по воплощению хороших замыслов по улучшению архитектуры города на неопределенное будущее. Однако еще в 1989 году серьезно обсуждался вопрос о строительстве в Петропавловске-Камчатском второго домостроительного комбината и грандиозный проект культурного комплекса в историческом центре города. Именно тогда определение "исторический центр", охватывающий район от площади им. Г. И. Щедрина до Култучного озера, стало известно широкой общественности, а не только специалистам.

В феврале 1987 года появились улицы Ларина, Топоркова и Виталия Кручины, в сентябре 1988 года - улицы Обороны 1854 года и Старицына, в июне 1989 года - улица Фролова и переулок Заварицкого. В 1991 году список улиц пополнили Флотская и Якорная.

Начавшаяся в 1985 году в стране перестройка разбудила политическую и общественную активность людей. В марте 1989 года у здания геологоуправления в поселке Геологов прошел многотысячный митинг жителей города по вопросам демократии и власти. Потом несколько митингов проходило на площади им. В. И. Ленина. Они также были многолюдны, но затем митинговая демократия вскоре прекратилась. На волне либерализации политической жизни возникли общественные организации "Инициатива", "Мемориал" и "Товарищ". Областные газеты выходили небывало большими тиражами. В 1990 году газета "Камчатская правда" печатала 83 700 экземпляров, а "Камчатский комсомолец" - 68 165.

В 1989 году в Петропавловске-Камчатском проживало 242,5 тыс. человек (без закрытых территориальных образований - Петропавловска-50, -53 и др.), что составляло 52,8 процента населения области.

К этому времени экономика социализма стала давать сбои, что отразилось на сокращении объема промышленного производство в стране, в том числе продуктов и промышленных товаров для населения. На Камчатку надвигались сложные времена, однако это не помешало в 1990 году широко отметить 250-летие Петропавловска-Камчатского .

С 1991 года начался отсчет новой эпохи: распался СССР. Россия стала суверенным федеративным государством. В стране приступили к переделу собственности. Государственные предприятия переходили в руки акционерных обществ, становились частной собственностью. В Петропавловске-Камчатском акционировались почти все промышленные предприятия и организации. Многие старые предприятия прекратили свое существование. Наступила другая эпоха.

Петропавловск-Камчатский стал переживать не самые лучшие свои времена. В его прошлом такие периоды уже были: запустение поселения после завершения Второй Камчатской экспедиции в XVIII веке, с переводом военно-морской базы в 1855 году из Петропавловска в устье Амура, забытость в послеоктябрьский переворот 1917 года. Однако история хранит былые периоды бурного развития города, позволившие его не только сохранить, но и построить. Оставил самый заметный след в ней и период "золотого века" Петропавловска-Камчатского.

Петропавловск-Камчатский, 1998. - 624 с.

9. Камчатка во второй половине XX века: (воспоминания современников) . - М., 2005. - 494 с.

11. Лютиков В. Р. С маркой "Фреза" // "Плавать по морю необходимо…" . - Петропавловск-Камчатский, 1998. - 624 с.

12. Мартыненко В. П., Захарова Н. И. Петропавловск-Камчатский. Краткая хроника событий (1917–1988) // Камчатка : сб. - Петропавловск-Камчатский, 1990. - 182 с.

13. Народное хозяйство Камчатской области : стат. сб. - Хабаровск, 1966. - 150 с.

15. Остроухов С. Строители морских ворот Камчатки // Камчатская правда. - 1979. - 21 дек.

16. Петропавловск-Камчатский, 1740–1990: история города в док. и воспом . - Петропавловск-Камчатский, 1994. - 504 с.

21. Советы Северо-Востока СССР (1962–1982): сб. док. и материалов. - Магадан, 1986. - 360 с.

Петропавловск-Камчатский,
апрель 2015 года.
Публикуется впервые.

Общие сведения и история

Петропавловск-Камчатский является столицей Камчатского края. город в России, административный центр Камчатского края. 362,14 км². Самый восточный город на земле, число жителей которого составляет свыше 100 тысяч жителей.

В городе находится Тихоокеанский Флот Российской Федерации.

Основан в 1740 году Второй Камчатской экспедицией, название дано в честь ее кораблей «Святой Павел» и «Святой Петр». В 1812 году поселение стало городом с названием Петропавловская гавань. В 1849 году появилась Камчатская область со столицей Петропавловский порт. В 1913 у города появился герб.

Через 11 лет город был переименован в Петропавловск-Камчатский.

Районы Петропавловска-Камчатского

На сегодняшний день в Петропавловске-Камчатском отсутствуют официальные районы. Такая ситуация существует с 1988 года. До этого, 15 лет, город делился на Октябрьский и Ленинский районы. Официальное деление города на районы в настоящий момент отсутствует. 19 декабря 1973 года город был разделён на Ленинский и Октябрьский районы, в 1988 году это деление было упразднено. Городу административно подчинены посёлки: Авача, Дальний, Долиновка, Завойко, Заозёрный, Моховая, Нагорный, Радыгино, Чапаевка, Халактырка.

Численность населения Петропавловска-Камчатского на 2017 и 2018 год. Количество жителей Петропавловска-Камчатского

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Петропавловска-Камчатского. В таблице указано распределение количества жителей Петропавловска-Камчатского по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Петропавловска-Камчатского:

Общее количество населения в 2014 году составило 182 711 человек. По этому показателю Петропавловск-Камчатский занимает 102 место среди российских городов. Плотность населения - 504,53 чел./км².

За всю историю существования города его население то увеличивалось, то сокращалось. Как пример можно привести то, что в середине 19 века оно составляло 1500, а к концу столетия - всего лишь 395 человек. Перед революцией в нем проживало примерно 2000 человек. Наибольшее число жителей относится к 1989 году.

В 90-е годы из города уехало очень много людей из-за безработицы и падения уровня жизни. В 1997 году эта тенденция ослабла. Но, в то же время, много выпускников школ, получив высшее образование в других городах, обратно не возвращаются.

Уменьшение числа жителей с конца 90-х составляло не больше 1 % по отношению к предыдущему году. Оно происходит в основном по причине оттока населения. В 2008 году средняя продолжительность жизни равнялась 66,8 годам, смертность - 10,4 человек на тысячу жителей. На первом месте причин смертности стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором - травмы, отравления и несчастные случаи, а на третьем - новообразования. Начиная с 2002 года, появился относительный рост рождаемости. В 2006 году она стала больше, чем смертность. Общая численность пенсионеров, по состоянию на 2008 год, составила четверть от общего числа жителей.

По данным 2010 года национальный состав распределился следующим образом: русские (79,19%), украинцы (3.56%), татары (0,75%), белорусы (0,59%), азербайджанцы (0,44%), корейцы (0,33%), армяне (0,32%), чуваши (0,26%), узбеки (0,25%), коряки (0,23%), ительмены (0,19%), молдаване (0,17%), мордва (0,14%), немцы (0,12%), башкиры, киргизы (по 0,11%), буряты (0,09%), эвены, лезгины, осетины (0,08%), таджики, казахи, удмурты, камчадалы (по 0,07%). марийцы, грузины (по 0,06%), а также другие национальности.

Этнохороним: петропавловец, петропавловцы, петропавловчанин, петропавловчанка и петропавловчане.

Петропавловск-Камчатский фото города. Фотография Петропавловска-Камчатского


Информация о городе Петропавловск-Камчатский в Википедии:

Ссылка на сайт Петропавловска-Камчатского. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Петропавловска-Камчатского, официальном портале Петропавловска-Камчатского и правительства.
Официальный сайт Петропавловска-Камчатского

Карта города Петропавловска-Камчатского. Петропавловск-Камчатский яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Петропавловска-Камчатского на карте России. г. Петропавловск-Камчатский Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Петропавловска-Камчатского с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Петропавловска-Камчатского, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Петропавловска-Камчатского. Так же увидеть расположение города Петропавловск-Камчатский на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Отзывы о городе Петропавловск-Камчатский (23)

Город небольшой. Очень красивая природа, но на этом все. Дома старые, цены бешеные на продукты, на коммуналку, на бензин. С каждым годом увеличивается численность приезжих гастарбайтеров. Практически нет парков. Придомовые территории находятся в запустении. Кругом одни магазины и торговые центры. Летом очень холодно. Зарплаты небольшие.

Действительно, что такое рюмочные??? Всю жизнь тут живу, рюмку видел только на плакате наркодиспансера. Зарплаты маленькие по сравнению с ценами, т. е. сами цифры. Если получать 85000 - то нормально, но не хорошо. Бензин дорогой, продукты дорогие, коммуналка за двушку 55 кв.м. - 12000. Кто-то и на 40000 в месяц живет и не жалуется. Местная продукция хорошая, но дорогая. Никогда не понимал, наши местные свинки и коровки что, по умолчанию дают дорогое молоко и мясо???

Всё привозное. Диковинные фрукты летят до Камчатки отдельно в бизнес-классе, каждая черешня на отдельном месте.

Погода. Зима снежная. Очень. Много снега. Не холодно. Весна поздняя. Лето не жаркое и короткое. Теплые деньки в сентябре уже и заканчиваются, иногда в августе.

На мой взгляд, работа есть, причем везде, надо только хотеть работать, а не ждать, лежа на диване, когда контракт с ручкой принесут. Про рыбу и икру можно говорить долго и по разному. Цены, конечно, немного ниже, чем в других городах, возможно и одинаковые. Да,да. Но вкус, конечно, чавычовой икры не сравнится ни с какой икрой лососевых видов рыб других регионов.

Улицы даже поливают. Иногда. Могут подметать. Зимой снег чистят, весной песок с дорог убирают. Но это как бы наплывами, что ли. Сам город кажется серым. Многие люди живут тут до пенсии и уезжают в теплые края и на чернозем.

Побывав во многих городах и странах, возвращаясь в Петропавловск, постоянно живу с мыслью свалить с этого города, потому что, как не приедешь в любой другой город, он кажется лучше чем Петропавловск. Зато люди добрые и отзывчивые, не боятся работать и переносить трудности, за что и платят нам северные надбавки. Читал много отзывов про города (Курск, Липецк, Орел и т. д.) Какие-то нытики. Дорогу они не могут почистить для выезда зимой своей машины)))) Приезжайте сюда))) Научу, как сначала находить крышу именно своей машины, а потом откопать её, а не соседскую!

Очень красиво. Очень. Тут без слов. Но мне эти вулканы уже вот где.

В общем, дослужившись до пенсии, сваливаю отсюда и стараюсь обеспечить детям Нормальные условия жизни, а не выживания, нормальные продукты, а не траву китайскую, нормальную погоду, а не насморк полгода.

Камчадалка

Денис, никогда не берите на себя труд отвечать за всех. Люблю свой город, и никуда уезжать не собираюсь. Причем среди моих многочисленных знакомых единицы хотят уехать. Вы такой же нытик, про которых пишите.

Дружище, местные коровы дают дороже молоко, чем привозное даже. Как и мясо.

Давай прикинем.

На 1 килограмм роста КРС надо 7,5 килограмм качественного комбикорма. Откуда его берут? Правильно - везут. Т.е. если даже допустить, что светлое время суток в том же Владике одинаковое с ПК, если даже допустить одинаковый климат с одинаковым по стоимости отопительным сезоном, если ДАЖЕ допустить одинаковое по стоимости содержание коровника (что не так, конечно же), то вырастить 1 килограмм мяса во Владике все равно дешевле и лучше один раз его привезти, чем 7 раз привезти ради этого килограмма мяса корм с материка. Смекаешь?

Вот тебе и цены.

Добрый день всем. Хочу сказать про Камчатку. Служил я там в армии 2 года в 1988-90-м. Город очень понравился, особенно природа. Рыбы много и икры переел, не то, что в Украине, где нет ничего. Вспоминаю постоянно службу на Камчатке. Служил в поселке Раздольный. 186 батальон Морской пехоты. Очень хочу туда еще раз попасть, но не знаю, есть еще эта часть или нет. Да и друзей никаких там не осталось. Если кто знает или может помочь, подсказать что-то, буду очень рад. Да и вообще, очень там красиво. Авачинская бухта, сопки, вулканы. С радостью бы переехал туда жить. Если кто что знает и подскажет, как это сделать, буду очень благодарен. Пишите. Привет с Украины.

Виолетта Калинина

Надо ехать... Я с сыном была в июне 2014 г... Красотища!!! Да... дома неприглядные, но главная площадь понравилась... А песок!! Он же черный!! Где вы увидите такой классный песок!! На сопки поднимались, в море выходили -)) как бы в океан)) В Паратунке окунулись, а вокруг был еще снег!!! ИЮНЬ! Единственное - в маленьких магазинах надо аккуратнее покупать продукты, особенно кондитерскую продукцию - сильно просрочена... Зато рыба (!) в 10 раз дешевле, чем у нас в Москве, а какая же вкусная, потому что СВЕЖАЯ... Красотища!!! Очень понравилось, собираюсь еще, не доехали до гейзеров...

Город выглядит убого, несмотря на красивейшую природу вокруг - Авачинская бухта, Вилючинский вулкан, группа "домашних" вулканов - Корякский, Авачинский, Козельский. Дома серые. Пару лет назад стали дома обшивать пластиком - стали выглядеть более ухоженно. Новострой на Северо-Востоке (район города) радует глаз, но очень огорчает кошелек (цены на жилье высокие), и разочаровывает качеством. Это один из немногих районов, где достаточно детских площадок.

Основные проблемы, беды и неудобства города:
- возле дома парковок катастрофически не хватает, причем в некоторых районах даже с платными проблема;
- низкое качество медицины. Катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Много вакансий врачей "забили" трудовыми мигрантами, не знаю, откуда они прибыли, но бывают проблемы с общением на русском языке (лично я ко многим врачам нашей поликлиники не могу обратиться по имени-отчеству, т.к. у некоторых я его даже читаю с трудом. Нет, у меня проблем с чтением нет, просто что-то типа Хасанамбековна на язык не ложится). Есть и славяне врачи. но всем одинаково пофиг на пациента. Зато они после работы подрабатывают в платных и там уже они нас очень рады видеть, сама вежливость и внимательность... без непечатных слов не обойтись...;
- низкое качество услуг ЖКХ. Тут не буду комментировать. Т.к. слов много, половина непечатных;
- дороги (или точнее отсутствие нормальных дорог) - это касается как дорожного покрытия, так и удобства развязок. В городе по сути 2 дороги, через один из крупных спальных районов - Ленинский, проходит всего одна дорога, двухполосная (т.е. одна полоса туда и одна обратно), есть несколько участков, где полос три, но это не спасает ситуацию - возле этих "бутылочных горлышек" собирается пробка. В центр города ведут всего две дороги - одна с Ленинского района, другая с Октябрьского - город стоит в часы пик в пробках. Помимо того, что последнее время автомобилей очень много в городе, узкие дороги и неудобные перекрестки еще больше усугубляют ситуацию. В прошлом году открыли объездную дорогу, и на том спасибо. Еще одно из неудобств - вы подъезжаете к светофору в правом ряду с намерением свернуть направо. На светофоре горит зеленая стрелочка направо. Но вы все равно ждете основной зеленый, т.к. отдельной полосы для поворачивающих на большинстве перекрестков нет (стрелочка есть, а полосы нет), и не факт, что вам повезет и впереди едущий тоже хочет направо;
- люди. Каждый второй настолько борзо ведет себя за рулем, что просто удивляешься человеческой наглости. А еще людям очень нравится отдыхать на помойках и свалках. Иначе как объяснить, что все доступные для отдыха места просто загажены мусором (бутылки, окурки, упаковки от всего, чего угодно и прочий мусор). Периодически устраиваются экологические акции, но через неделю - снова, пардон, срач;
- что касается загаженности мест отдыха тут отчасти вина и власти, т.к. все эти места хоть и массово посещают местные (и гости), инфраструктуры и облагороженности нет. Хотя бы наладить вывоз мусора можно было организовать. Взять ту же Малую Лагерную. Чуть дальше - поселок Завойко, так что машина-мусоровоз мимо проезжает в любом случае. Просто к Лагерным надо сделать крюк метров в 500 (250-300 метров туда и столько же обратно);
- еда дорогая. Фрукты-овощи китайские, безвкусные. Местных мало и стоят дорого;
- рыба и икра стоят так, как будто наш край ее не добывает;
- работодателям выгодно брать на работу приезжих, т.к. они готовы работать за меньшую ЗП;
- очень высокие %% ставки по кредитам и ипотеке (по сравнению с тарифами этого же банка в других регионах).

Есть оптимисты и пессимисты, первые верят и что-то делают, вторые ноют и ждут, что для них кто-нибудь сделает благо. А город очень красивый и строится. А в остальном как везде в России - и медицина, и жкх, и дороги, и цены. Не нравится -переезжайте куда-нибудь, узнайте, как в подобных городах живут, а не в Москве, Питере и других мегаполисах, тогда и сравнивайте.

По поводу дорог, был в этом году в Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске, Чите, Владивостоке. Поверьте, у нас дороги очень даже неплохие. Асфальт каждую весну смывает, но тем не менее, власти приводят их в норму. Культура вождения у нас вообще на высшем уровне), серьезно! В Забайкалье и Приморье вообще нет такого понятия как пропустить, пристегнуться, остановиться у стоп-линии и не гнать, пока ездил там на авто, семь потов сошло).

Согласна во всем. Приехала в город через 12 лет и удивилась таким изменениям - водители только нерусские узбеки или туркмены, автобусы старые, где коляску ставить некуда и что делать маме с малышом, как ехать до больницы? Далее: 150 у.е хватит, только чтобы сходить в магазин 5-6 раз за продуктами. Зарплата, в основном, для оплаты коммуналки и питания низкая. Одинокому человеку не прожить месяц без долгов. Врачи русские классные, а нерусские не соответствуют квалификации в основном. Просто получают зарплату и не лечат. Много ТРК настроили (которые закрываются в 20 часов, работают как магазины, а не ТРК). Настроили много магазинов и предприятий общепита. Отдохнуть с семьей негде, только летом - лес, океан. Все время - работа, дом и все. Без общения народ ожесточается. Строят большие гостиницы - для чего и кого? Лучше бы сносили старые дома. Возвращаться и жить не хочу. Выживать не хочется, хочется нормально жить и правильно питаться, не китайскими продуктами. Русские тоже некачественные стали - нет вкусного настоящего масла и колбасы, одни добавки. Понравилась картошка, овощи камчатские и все. А жила на Камчатке с 1994 года. Если думать о своем здоровье и детях - там делать нечего больше. Администрация не думает о населении и качестве оказанных услуг - у них свое обслуживание.

Восточный форпост России, удалённый от первопрестольной на восемь с лишним тысяч километров, город святых Петра и Павла, Петропавловск-Камчатский раскинулся на берегах Авачинской бухты. Перед его лицом плещут неласковые волны Тихого океана, за спиной возвышаются заснеженные вулканы-сопки, а под ногами почти постоянно дрожит земная твердь - район Камчатки - самое сейсмоактивное место на планете, так что землетрясения здесь - вполне обыденная вещь. Петропавловск-Камчатский широко известен прежде всего как база Тихоокеанского флота России, а в узкой туристической среде - как отправная точка для охотничьих туров и сурового экстрима, типа рафтинга, восхождений на сопки и зимнего дайвинга. Между тем, и «спокойным» туристам здесь вполне будет, чем себя занять: от посещения рыбных ресторанов до дзен-созерцания таящихся в тумане голубых вершин камчатских спящих вулканов.

А вот это лишнее

    Исследуем остров Врангеля — самый уникальный остров Российской Арктики, во время круизов на борту ледокола "Капитан Хлебников"


    Невероятное количество белых медведей и моржей, легендарные Берингов пролив и Мыс Дежнева, культура местных жителей и птичьи базары.

Как добраться до Петропавловска-Камчатского

Самый быстрый и без преувеличения незаменимый способ (при наших-то отечественных расстояниях!) - прибыть в Петропавловск-Камчатский на самолёте. Регулярные рейсы из Москвы выполняют «Аэрофлот» и «Вим-авиа». Время в пути - от 8 до 8,5 часов. S7 и «Владивосток Авиа» летают в Петропавловск-Камчатский из Новосибирска, Владивостока, Хабаровска и Краснодара, а «Уральские авиалинии» - из Екатеринбурга.

Аэропорт Петропавловска-Камчатского «Елизово» находится в 30 км от центра города. Преодолеть это расстояние можно на муниципальных автобусах № 102 и № 104 за 60 RUB (время в пути - около 45 мин) или на такси - такая поездка обойдётся в 700-800 RUB.

Поиск авиабилетов в Петропавловск-Камчатский

Транспорт в городе

Основные достопримечательности города по-туристически удобно расположены в его центре, и при этом весьма компактно - так что получить представление в общих чертах вполне можно в ходе пешеходной прогулки.

Кроме этого, по Петропавловску-Камчатскому можно передвигаться на автобусах, маршрутках, ласково называемых здесь «микрики», или такси. «Микрики» курсируют по всем мало-мальских значимым улицам города; посадка производится по «общероссийскому» типу: махнуть рукой приближающейся машине с нужным номером на лобовом стекле, забраться внутрь и передать водителю деньги за проезд (30 RUB на любое расстояние) и заблаговременно и громко огласить пункт желаемой высадки. Автобусы передвигаются в основном по центральным улицам Петропавловска-Камчатского, но есть и пригородные. Поездка на автобусе в пределах городской черты обойдётся в 25 RUB, проезд нужно оплатить водителю при выходе. Таксомоторный вояж по Петропавловску-Камчатскому обойдётся в пределах 200-500 RUB.

Погода в Петропавловске-Камчатском

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Популярные отели Петропавловска-Камчатского

Кухня и рестораны Петропавловска-Камчатского

Рыба и морепродукты - основа местной кухни. Здесь всё только что «из пучины» - свежайшее, приготовленное просто, но очень вкусно. Другая «фишка» гастрономического Петропавловска-Камчатского - обилие заведений дружественных японской и корейской кухни. Суши здесь просто отменные - особенно разителен контраст с ассортиментом московских напыщенных суши-ресторанов. При этом цены более чем приемлемые - в среднем 400 RUB за фиксированный суши-ланч. Один из наиболее популярных ресторанчиков - «Ямато» в ТЦ «Планета» на улице Лукашевского. Отведать корейские кушанья можно в ресторане Korea House, что на Ленинской улице - ко всему прочему он располагается в потрясающе красивом историческом здании с панорамным видом на бухту. За классной морской кухней отправляйтесь в заведение «Сан-Марино» на улице Карла Маркса - кстати, помимо вкуснейших рыбных блюд здесь можно попробовать мясо лося и северного оленя.

Петропавловск-Камчатский

Шоппинг и магазины

Из Петропавловска-Камчатского стоит привезти резные изделия из дерева и кости (бивня мамонта, клыка моржа, китового уса, рогов снежного барана и лося), меховые и кожаные предметы одежды - от симпатичных чехлов для мобильных телефонов до «ямщицких» медвежьих шуб, в которых не страшен самый лютый мороз. Интересные вещички попадаются среди национальных атрибутов аборигенного населения - всевозможные изображения тотемных животных, обереги и амулеты, головные уборы, костюмы, бубны и предметы украшения жилища, а также варганы. Кроме этого, стоит обратить внимание на охотничьи трофеи - шкуры животных, рога и чучела.

Приобрести вышеперечисленное можно в сувенирной секции старого-доброго ГУМа - главного универсального магазина Петропавловска-Камчатского, в арт-салонах и частных сувенирных лавочках в историческом центре города.

Гиды в Петропавловске-Камчатском

Развлечения и достопримечательности Петропавловска-Камчатского

Основные достопримечательности Петропавловска-Камчатского: Театральная площадь, бывшая площадь Ленина (со статуей вождя и монументом в память трагически прервавшейся кругосветки 18-го века под руководством Жана-Франсуа де Лаперуза), памятники Витусу Берингу (именно отсюда стартовала экспедиция к берегам Америки) и ещё одному «кругосветнику» Чарльзу Кларку, мемориальный комплекс «Батарея Максутова» в честь героической обороны Петропавловска-Камчатского от англо-французских войск в ходе Крымской войны 1854 г.

Православные памятники города - Храм Святой Живоначальной Троицы, главный собор Петропавловска-Камчатского, и Храм Святителя Николая Чудотворца.

Стоит посетить Государственный музей Камчатки - здесь представлены экспонаты, рассказывающие о древней истории Камчатского края: диорамы первобытных поселений, старинные пушечные ядра и флаги, материалы о крупнейшем извержении вулкана Толбачик и карты освоения территории Аляски. Узнать больше о Камчатке вулканической можно в Институте вулканологии, где проводятся познавательные, но совсем не скучные лекции.

Природные красоты Петропавловска-Камчатского: Авачинская бухта и Петровская сопка, Мишенная сопка с фантастическими видами с её вершины на три «домашних» вулкана - Авачинский, Корякский и Козельский. Непременно стоит посетить пляж Завойко с вулканическим чёрным песком - полюбоваться на морские дали и живописную береговую линию и понаблюдать за колонией забавных птиц топориков. Популярностью пользуются также морские прогулки по Авачинской бухте с наблюдением природного памятника - скал «Три брата» и плаванье в открытый океан к острову Старичков.

Зимой в Петропавловске-Камчатском можно покататься на горных лыжах: в черте города функционируют два горнолыжных центра Покровская сопка (высота - 418 м, максимальная длина трассы - 1305 м при перепаде высот 355 м) и Красная сопка (высота - 380 м, максимальная длина трассы - 975 м при перепаде высот 300 м).

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Хороший способ начать самостоятельное знакомство со страной сразу же по прибытии - аренда авто в России документы . За рулем «своего» авто даже поездка из аэропорта в отель станет настоящим мини-приключением.

Петропавловск-Камчатский — столица Камчатского края

Датой основания города Петропавловск-Камчатский считается 17 октября 1740 года. В этот день к берегам Авачинской бухты причалили корабли Второй Камчатской экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Первоначально город назвали Петропавловский острог по именам кораблей-пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». Свое современное название город получил в 1924 году.

Стелла на въезде в город «Пакетботы Святой Петр и Святой Павел»

Город находится в живописном месте, с одной стороны омывается Авачинской бухтой, кстати считается самой большой в мире, с другой стороны город Петропавловск-Камчатский «охраняют» Домашние вулканы: Корякская сопка, Авачинская сопка, вулкан Казельский. Архитектура и застройка Петропавловска-Камчатского и окрестностей в основном серая и однообразная. Безликие сталинки и хрущевки соседствуют с такими-же безликими новостройками. В городе есть музеи: Краеведческий, Музей воинской славы, много исторических памятников, среди них: памятники мореплавателям Витусу Берингу, Лаперузу, Чарльзу Кларку, памятник защитникам города — Батарея Максутова.



Землетрясения

Вдоль всего восточного побережья Камчатского полуострова и рядом с Петропавловском-Камчатским проходит Тихоокеанский сейсмический пояс , поэтому мелкие и средние землетрясения случаются довольно часто. Жители уже привыкли жить в ожидании землетрясения.
Разрушительных землетрясений в последние 50 лет не было и не предвидятся. Но в связи с высокой сейсмической активностью региона жилые и административные здания постоянно сейсмоукрепляются, от чего некоторые строения выглядят угрожающе уродливо, как из фильмов о мировом апокалипсисе.


Так выглядит один из учебных корпусов КамчатГТУ

Климат

Зимы в Петропавловске-Камчатском мягкие и многоснежные. Средняя температура зимой около —6 градусов по цельсию. Снежные пурги (пургой местные жители называют снежные метели) обычно проходят с ноября по начало мая. В наиболее снежные зимы снег достигает окон 2-го этажа многоэтажек. По причине многоснежных зим и гористой местности в Петропавловске-Камчатском популярны полноприводные автомобили 4WD. По этой-же причине на Камчатке очень популярны лыжные виды спорта: горные лыжи, сноуборд, беговые лыжи. Непосредственно в самом Петропавловске-Камчатском много лыжных трасс и есть горнолыжные школы. Очень популярен зимний туризм: Хели-ски, горные лыжи, бассейн с горячей водой в Паратунке, это краткий перечень развлечений туриста зимой на Камчатке.


Лето в Петропавловске-Камчатском прохладное и скоротечное. У местных жителей популярен анекдот: » — Ты че такой белый? Лета что-ли не было? — Лето было, но я в этот день на работе был… «. Среднесуточная температура самого теплого месяца, августа, +13 градусов . Климатическое лето (период со средними суточными температурами выше 15 градусов) бывает не каждый год.
Летом на Камчатке популярны активные виды туризма: восхождения на вулканы, сплавы по рекам, рыбалка.


Так-что если вас не пугает длительный 8-ми часовой перелет на Камчатку, если есть желание к авантюрным и романтичным путешествиям, собирайте чемодан и Добро пожаловать на Камчатку! Здесь есть что посмотреть и есть чем заняться в отпуске!

3Д виртуальный тур в Петропавловск-Камчатский

Панорамный вид города Петропавловск-Камчатский с сопки Мишенная

Петропавловск-Камчатский сегодня фото

Можно увидеть на фото какая погода сейчас в Петропавловске-Камчатском. Веб-камера расположена в Петропавловске-Камчатском на здании по адресу Бульвар Пийпа дом 9

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!