Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Можно ли идти в церковь при менструации. Можно ли женщинам при месячных посещать церковь

Так уж задумано природой, что ежемесячно у женщин наступают критические дни. Они влияют на самочувствие и образ жизни, но, помимо этого, месячные вызывают споры о том, можно ли в этот период ходить в церковь? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. По этому поводу существуют разные мнения, даже среди священнослужителей.

До сих пор единого четкого мнения на этот счет нет. Споры о женской «нечистоте» ведутся веками. И авторитетные богословы по-разному объясняли, как дочерям Евы вести себя в дни менструаций.

Сегодня в разных храмах существуют свои правила для посещения и участия в обрядах женщин, переживающих критические дни. Сводятся они к 3 основным вариантам поведения:

  • Женщинам во время месячных нельзя даже заходить в храм, не говоря уже об участии в таинствах.
  • Посещать церковь можно, но нельзя ставить свечи, пить святую воду, прикасаться к иконам и прочим святыням. Запрещено причащаться и участвовать в таинствах крещения, венчания, елеосвящения.
  • Не существует никакого запрета на посещение храма и участие в любых обрядах.

Истоки запрета

Стоит отметить, что речь идет о христианских традициях. Но вопросы о допустимости приходить в церковь в «эти дни» беспокоят только православных прихожанок. У западных христианок таких сомнений не возникает, они свободно посещают храмы, причащаются, ставят свечи, прикасаются к иконам.

В российском православии с этим все намного сложнее. Потому наши батюшки так часто слышат вопросы от своих прихожанок, как же им быть в дни месячных. Ответы могут быть разными.

Отношение к менструации как к проявлению «нечистоты» женского тела отражено еще в ветхом завете. Нечистой считалась и сама женщина, и любой, кто к ней прикоснется.

Истечение крови воспринималось как греховное уничтожение зародыша новой жизни, напоминание о смертности людей. Когда, таким образом, проявлялась искаженная грехопадением Адамы и Евы природа человеческая, следовало держаться подальше от божьего храма.

Но есть и другое толкование запрета присутствия женщины с месячными в церкви. Дело в том, что в святом месте нельзя проливать кровь. А в те далекие времена у женщин не было надежных средств гигиены, так что в любой момент могла случиться неприятность.

Но ветхозаветные времена давно миновали, а на вопросы прихожанок, почему им в критические дни нельзя в церковь, так и нет однозначного ответа.

Мнения авторитетных богословов

Еще святой Климент Римский в III веке писал, что дух святой присутствует с верующими всегда, и женщина не лишается его в дни естественного очищения. Ведь ее именно такой создал сам господь, ничего «мерзкого» в этом нет.

Нельзя винить представительниц прекрасного пола в том, что от них не зависит, а дано природой - об этом писал и святой Григорий Двоеслов. Святитель был против запрета не только на посещение, но и на принятие святого причастия. Если женщина сама, из великого почтения и благоговения не дерзнет участвовать в этом таинстве, тогда другое дело, это достойно похвалы. Но, если она захочет причаститься, то обвинять ее в том, что она совершила прегрешение, не стоит.

Все, кто в этом споре вставал на сторону женщин, вспоминали описанную в библии историю о кровоточивой женщине. Она посмела прикоснуться к краю одежды Иисуса и тут же исцелилась. И Господь не только не прогневался на болящую, но и ободрил ее добрыми словами.

Само понятие «ритуальной нечистоты» в новом завете Иисусом Христом отделяется от всего телесного, не зависящего от человека. Естественные физиологические процессы не могут быть оскверняющими. Бояться нужно грязных мыслей и поступков и стремиться к чистоте духовной.

Современные взгляды церкви

В наше время многие прихожанки недоумевают по поводу запрета посещать церковные службы, даже обижаются такому к себе отношению. Но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Большинство церковнослужителей и богословов считают, что предвзятое отношение к особенностям женского организма является суеверием и пережитком. Но ведь есть и другое мнение. А поскольку в традициях православия в женщине приветствуется смирение и послушание, прихожанки часто просто не знают, кого слушать.

Например, аргумент тех, кто на стороне прекрасного пола, звучит так - церковь всегда была и остается приютом для всех, кого одолевают немощи, беды и скорби. А женщина в критические дни слаба не только физически, ей тяжело и в моральном плане. Так зачем же усугублять ее скорби пусть временным, но отлучением от встречи с господом в его доме?

А само признание женщины нечистой в такие дни унижает ее достоинство, превращая во второсортное существо. Протоиерей Константин Пархоменко, редактор православного интернет-портала «Азбука веры» и преподаватель Духовной семинарии, полностью на стороне женщин. Он уверен, что человека оскверняет только совершенный им грех, а не естественные процессы организма.

Многие служители церкви считают запрет на присутствие в храме и участие в обрядах устаревшим каноном. Сегодня во многих храмах женщины работают без оглядки на их месячный цикл - они наводят порядок, пекут просфоры, продают свечи, иконы, книги в церковной лавке.

С тем, что женщине во время месячных можно присутствовать в храме и молиться, согласно большинство служителей церкви. А вот с таинствами дело обстоит по-другому. До сих пор современные батюшки против, чтобы женщины причащались, принимали крещение и венчались во время менструации. Исключение делается только для смертельно больных и в том случае, если кровотечение продолжается длительный период и связано с тяжелым заболеванием.

Однако стоит отметить, что в храме никто не спрашивает прихожанку, есть ли у нее в данный момент месячные. Можно свободно приходить и участвовать в церковной жизни.

Чтобы не мучиться вопросом, идти или нет в критические дни в храм, лучше придерживаться порядков своего прихода. Если ваш священник против посещений, то лучше, подождать и со спокойной совестью прийти на богослужение в другой день. Своеволие и бунтарство не свойственны православным христианкам, поэтому получить разрешение (или запрет) на то, чтобы присутствовать в храме в «эти дни», нужно у своего духовника.

Считается, что во время месячных путь женщине церковь закрыт.

Заходить в церковь, а уж тем более причащаться нельзя.

Так ли это на самом деле?

И почему естественная физиология вызывает столько споров на протяжении нескольких веков существования христианства?

Можно ли ходить в церковь во время месячных: причины нечистоты

Никакой внятной причины, по которой женщине запрещено посещать храм во время критических дней, нет. Все дело в том, что Ветхий Завет содержит запрет, связывая отторжение крови и тканей с нечистотой женского тела в особые дни, а Новый Завет напрямую этот запрет не отменяет.

Наиболее прямой ответ на вопрос прихожан, можно ли ходить в церковь во время месячных и в чем причина запрета, дал в XVII веке афонский преподобный Никодим Святогорец:

Физической нечистотой в народе считаются все телесные выделения, откуда бы они ни исходили;

«нечистота» женщины во время месячных должна была стать запретом на совокупление, что напрямую связано с благополучным вынашиванием ребенка и появлением на свет здоровых младенцев;

Нечистота месячных символизирует телесное, не связанное с волей человека, а значит, греховное.

Двоякое понимание самой возможности прийти в храм в нечистом состоянии изложено Патриархом Сербским Павлом. Он допускает посещение храма во время месячных выделений (при условии соблюдения необходимых гигиенических процедур), но только для молитвы, целования икон, участие в песнопениях. А вот причащаться или креститься в этот период нельзя.

Понятие нечистоты женского тела в известный период связано еще и с тем, что в прежние времени отсутствовали надежные средства гигиены. Осквернение храма кровью считалось чуть ли не преступлением, ведь это символ вечной жизни, противостоящей не столько физической, сколько духовной смерти.

Кроме того, в период месячных отторгается (символически) жизнь: яйцеклетка гибнет, а вместе с ней погибает надежда на рождение нового человека, последователя Христа. Пока не завершится очищение от скверны, женщине нечего делать в Храме Господнем.

Можно ли ходить в церковь во время месячных: кто за, а кто против

Мнение отцов церкви остается мнением. Точный ответ на вопрос может дать либо Святое Писание, либо сам Господь. И здесь есть над чем подумать. Дело в том, что согласно евангельской притче, сам Христос позволил женщине в период кровотечения (в Евангелии от Матфея она названа «кровоточивой женой»), прикоснуться к нему ради исцеления, обратившись со словами: «Смелее, дочь».

Скептически настроенные церковнослужители парируют: женщина осмелилась прикоснуться лишь в краю одежды Сына Божьего, но не к телу. Нет ли в том запрета?

На вопрос мирян, можно ли ходить в церковь во время месячных, отрицательно отвечали:

Епископ Александрийский Дионисий (III век): принимать Святыню можно лишь с чистой душой и телом;

Епископ Александрийский Тимофей (IV век): причащаться до полного очищения нельзя;

Св. Иоанн Постник, живший в VI веке, требовал епитимьи (наказания) для женщины, осмелившейся принять святые тайны нечистой.

Понятие нечистоты женщины связано, возможно, с тем, что отторгается отмершая ткань и кровь. Это напрямую связано с идеей смерти, противоречащей учению Христа. Ветхий Завет регламентирует все стороны жизни верующий, уделяя особое внимание пище и болезням. Новый Завет отвергает ветхозаветное понимание нечистоты, так как прошлое миновало и наступило новое время. Всякий умерший с верой в Христа оживет, поэтому прежняя телесная нечистота не имеет никакого значения и смысла. Не имеет значения и сам вопрос мирян «можно ли ходить в церковь во время месячных». Христос в Евангелии и сам прикасается к мертвым, и разрешает дотронуться до себя «кровоточивой жене».

Допускали вхождение женщины в храм во время месячных очищений святые, признанные отцы Церкви Христовой:

Св. Григорий Двоеслов: женщина может участвовать в таинствах (в том числе в таинстве Причастия) во время кровотечения, ведь месячные – естественный физиологический процесс, они не грешны;

Святой Афанасий Александрийский: все, сотворенное Богом, чисто, все есть добро. Род Божий не несет ничего изначально нечистого, а осквернение происходит от другого.

Не удивительно, что разные отцы церкви давали разные рекомендации прихожанам относительно посещения Храма и участия в таинствах. Невоцерковленным людям трудно понять, можно ли ходить в церковь во время месячных. Тем не менее актуальность проблемы не вызывает сомнений. Бывает, что женщина долго готовится к причастию, но природа берет свое. Что делать?

Бывают и более трагические ситуации. Они могут быть связаны, например, с тяжелой болезнью. Можно ли ходить в церковь во время месячных в случае, если требуется срочно причаститься или приложиться к святыне? Иногда ситуация складывается так, что на ожидание очищения нет и нескольких дней.

Можно ли ходить в церковь во время месячных: как решить вопрос прихожанкам

Сегодня вопрос возможности прихода в храм связан с тем, как трактует его настоятель. В некоторых церквях запрещено прикасаться к святыням даже поранившимся священникам: кровотечение от раны становится прямым запретом на участие в ритуалах. Прихожанкам же запрещено исповедаться, причащаться и даже венчаться. Дело не в том, что женщина не чиста, а в том, что при кровотечении запрещено прикасаться к святыням.

Православные священники в большинстве своем запрещают таинство причащения во время очищения кровью. Степень категоричности зависит от батюшки. «Не дерзайте!» – такова формула запрета.

Есть и такие священнослужители, кто считает жесткий запрет пережитком прошлого и не препятствует женщине участвовать ни в службе, ни в таинствах. Естество женское, из которого рождается человек, не может быть источником греха.

Так что же делать прихожанкам? Можно ли ходить в церковь во время месячных? Точный ответ на этот вопрос может дать лишь батюшка той церкви, куда ходит женщина, или ее духовник. Поступать нужно так, как велит духовное лицо в соответствии со своим пониманием Писания.


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего , мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления , обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов . Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил - они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более - «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Христос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою » (1Тим. 4:4).

Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя ».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать» .

То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ».

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший ».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится ».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.

Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

_______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено . Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же «приняла Св. Тайны».

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут «приступать к Святой трапезе» в действительности означают — причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью…»

Ответы диакона Андрея Кураева и о.Дмитрия Смирнова.

Ответ о. Димитрия (Смирнова):

Ответ диакона Андрея Кураева:

У каждого поколения есть собственное мнение насчет разных вещей и событий. Например, в древности менструация и церковь считались несовместимыми понятиями.

С приходом критических дней женщины ограждались от окружающего мира, поскольку являлись нечистыми по мнению священнослужителей. Сегодня ситуация изменилась, и современные занимаются разнообразными делами.

Но вот спорным остается вопрос, можно или нет посещать храм, когда идут месячные. Рассмотрим эту тему с разных сторон.

Информация из Ветхого Завета

Ветхий Завет – это первая часть Библии, составленная до зарождения христианства. С течением времени она стала истоком для противоборствующих религий, которые знакомы современным людям. Это иудаизм и христианство. Святое Писание закрывало доступ в храм нечистым гражданам.

  • Прокаженные.
  • Женщины с месячными и патологическими кровотечениями.
  • Мужчины с больной простатой.
  • Люди, которые прикасались к трупам или имели признаки гнойно-воспалительных заболеваний.

Также в церковь не было принято ходить после грешных дел, а под это определение попадали многие состояния. Роженицы, подарившие миру мальчиков, могли посещать храм не раньше сорокового дня. Для матерей новорожденных девочек этот срок увеличивался до 80 дней.

На вопрос, почему женщине нельзя в церковь с месячными, встречается ответ, связанный с гигиеной. Древние женщины не имели прокладок и тампонов и не носили трусов. Получается, что в любой момент кровь могла пролиться на пол. В церкви кровотечение недопустимо. Уборщики священных помещений тоже не хотели вымывать чужую кровь, поскольку контакт с этой жидкостью приравнивался к грешному делу. Одноразовых перчаток тогда не было.

Благодаря прогрессу у женщин появилось удобное нижнее белье, прокладки, тампоны и менструальные чаши. Теперь уборщикам не приходится дезинфицировать полы после таких посетительниц и никто, кроме самих дам, не соприкасается с нечистотами. Таким образом, церковь и месячные у женщин совместимы в современном мире.

В период Ветхого Завета многие явления рассматривались с физической точки зрения. Испачканное тело человека считалось нечистым. Женщинам возбранялось ходить с месячными в церковь и общественные места. Несколько дней она должна была находиться в одиночестве.

Менструация и церковь: какие существуют запреты сегодня

С появлением Иисуса Христа и Нового Завета в церковных канонах произошли перемены. Сын Девы Марии акцентировал внимание народа на духовном, а физическое отодвигал на второй план. Если человек был чистым внешне, но его душа оставалась черной, Иисус делал все для того, чтобы тот избавился от греха.


Храмы продолжали существовать, но святость уже переносилась с земли в человеческие души. Христос уравнял мужчин и женщин и повелел их душам стать храмами божьими.

Рассматривая тему, можно ли с месячными ходить в церковь, приведем один интересный факт, который изменил мнение староверов. Однажды больная женщина с сильным кровотечением пробралась сквозь толпу и коснулась рукой одежд Иисуса. Он почувствовал отток энергии, однако не рассердился и произнес: «Вера твоя спасла тебя, женщина!» И с того дня сознание населения стало меняться.

Приверженцы Ветхого Завета продолжали настаивать, что женщины при месячных не должны ходить в церковь. Последователи Иисуса отказались от этого правила и начали жить по Новому Завету. Таким образом, пролившаяся прилюдно женская кровь дала начало новой жизни.

В католической церкви менструация давно не воспринимается как скверное явление. Естественный процесс сегодня можно скрыть от посторонних глаз благодаря качественным средствам гигиены. Если возникает потребность посетить храм, женщина может сделать это в любой день.

Однако священники запрещают находиться в церкви с месячными при совершении трех обрядов:

  1. Исповедь.
  2. Крещение.
  3. Венчание.

Табу имеет физическое объяснение. При крещении девушка не может погружаться в воду из гигиенических соображений, т. к. жидкость испачкается, а в половые пути проникнут болезнетворные микробы. Процесс венчания длится долго, прерывать его нельзя. Если кровотечение сильное, у невесты не будет возможности сменить прокладку или тампон. Ритуал могут испортить обмороки новобрачной, поскольку критические дни у некоторых девушек сопровождаются слабостью, тошнотой и головокружениями.

Таинство исповеди затрагивает психоэмоциональную часть женского естества. В дни менструации девушка ранима и уязвима. В процессе беседы она может наговорить лишнего священнику и сожалеть об этом впоследствии. Как сказал один батюшка, «женщина невменяема при месячных».

Почему женщины с месячными считались в старину «нечистыми», объясняет преподобный Никодим Святогорец. Такое определение представительницам прекрасного пола Бог дал для того, чтобы в критические дни мужчины избегали совокупления.

Что говорят священники

Спросите у разных священников, можно ли заходить в церковь при месячных, и вы услышите противоречивые ответы. В одни храмы женщины приходят на богослужения в критические дни, в другие – нет. Перечитывая Священное Писание, находим, что Богу важна духовность человека, тело и его процессы второстепенны. Если девушка соблюдает заповеди Всевышнего, она не согрешит своим приходом в церковь с месячными.

При беременности и после родов храм посещать тоже можно.


Некоторые мамы желают окрестить деток сразу после выписки из роддома или приглашают священников непосредственно в роддом. Если младенец очень слабенький, крещение поможет ему окрепнуть. Батюшка без страха прикасается к родильнице и не считает себя оскверненным по причине контакта с «нечистой».

Набожным женщинам перед тем, как посетить церковь в дни месячных желательно выяснить заранее, каких взглядов придерживается местный священник, и соответствовать установленным правилам. Истинно верующие в критические дни и первые месяцы после родов могут участвовать в религиозных ритуалах, если допущены батюшкой. Но прикасаться к святыням они не должны.

Если женщина посещает храм только по той причине, что так принято в определенные праздники, задумываться о месячных ей не стоит. Культовое заведение открыто для всех, но задача прихожан – стремиться к единению с Богом, а не просто стоять в толпе со свечами.

Григорий Двоеслов говорил о месячных так: если в церкви пришли месячные, это не повод чувствовать себя грешной. Естественный процесс предназначен для очистки организма. Женщину создал Бог, и повлиять на Его волю она не может. Если менструация началась в определенный день, став помехой выполнить запланированные дела, значит, такова воля Божья.

Священник Константин Пархоменко допускает участие женщины с месячными в обряде Причастия. Но если она уважает Святое Писание и отказывается от обряда, своим поступком заслуживает награды Всевышнего.

P.S. Стоит ли идти в церковь с месячными, решайте сами. Если душа тянется к Богу или хочется поставить свечку за здравие близких людей или усопших, почему бы это не сделать в критические дни. Человек с чистыми помыслами приятен Богу. Телесные выделения не должны препятствовать единению простого смертного с Высшими Силами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!