Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Монстр второй мировой - супер-пушка "дора". Кровавая «Дора»: Как гигантская пушка нацистов могла изменить ход Второй мировой войны Немецкие супер пушки

Cамая большая пушка Гитлера

В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек. Было принято решение построить орудие такой мощи, которое сумело бы разрушить долговременные укрепления линии. На заводах компании Friedrich Krupp A.G выпустили целых две монструозных пушки: Большую Дору и Толстого Густава. «Густав» (Schwerer Gustav) весил целых 1344 тонны и мог передвигаться только по железной дороге, а на подготовку к стрельбе уходило целых три дня. В боевых действиях эта штуковина поучаствовала всего раз и была захвачена союзниками у Севастополя.


Орудие "Толстый Густав" весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра. Обслуживание орудия "Толстый Густав" занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе.

Диаметр снаряда пушки "Толстый Густав" составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.

Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки "Толстый Густав" составляла 800 метров в секунду.

Угол поднятия ствола пушки "Толстый Густав" составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров. Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров. Взорвавшись, фугасный снаряд пушки "Толстый Густав" оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 80 метров железобетонных конструкций.


Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов.

Установку орудия начали в начале мая и к 5 июню пушка была готова к стрельбе. Она выпустила по Севастополю 300 снарядов (с частотой примерно в 14 штук в день) ещё 30 раз стреляла во время подавления восстания в Варшавском гетто, после чего орудие попало в руки союзхников, которые сдали его в металлолом.

Не так просто зарядить

Снаряд и заряд в гильзе 800-мм пушки

Сооружение "Толстого Густава" часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много "бы".

Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами. 6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом. 7 выстрелов было выпущено по форту "Молотов" и 9 - по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.

Ни помогло нацистам, ни мощное оружие, ни хорошо обученная армия. История все расставила на свои места.

«Секретное оружие Гитлера. 1933-1945» - книга, которая описывает основные аспекты развития секретного оружия Германии в 1933-1945 годах. Данное пособие полностью исследует программу вооружения Германии: от сверхтяжелого танка Р1000 «Ratte» (Ратте) до высокоэффективной миниатюрной подводной лодки «Seehund» (Зеехунд). Книга насыщена различной информацией и секретными данными немецкого вооружения в годы Второй мировой войны. Повествует о том, как испытывались в бою истребители с реактивным двигателем, описывает боевую мощь противокорабельной ракеты воздушного базирования Hs 293.

Кроме того, пособие включает большое количество показательных иллюстраций, сводных таблиц, карт боевых действий.

Разделы этой страницы:

В 1935 году «Хеересваффенамт» (ХВА) обратилось к Круппу за экспертной оценкой возможностей создания артиллерийского орудия, способного разрушить крупнейшие укрепления линии Мажино. Конструкторы Крупна выполнили проектные расчеты и составили доклад с баллистическими данными трех пригодных для этих целей орудий калибров 70,80 и 100 сантиметров.

Доклад был принят к сведению, но никаких дальнейших действий не предпринималось до тех пор, пока Гитлер не задал тот же вопрос Круппу во время осмотра его завода в марте 1936 года. Получив копию доклада годичной давности, Гитлер поинтересовался, осуществим ли практически проект строительства столь огромных орудий, и получил заверения в том, что, хотя эта задача будет непростой, она отнюдь не является невыполнимой. Чувствуя слабость Гитлера к поражающему воображение оружию, Густав Крупп фон Болен-унд-Хальбах, глава консорциума Круппа, распорядился выполнить подробные расчеты для 80-сантиметрового орудия.


? Поверженный гигант - поврежденный ствол «Густава», обнаруженный американскими частями на учебном полигоне вермахта Графенвоер в Баварии. Это был, вероятно, один из запасных стволов, так как их приходилось менять не позже, чем через каждые 300 выстрелов.

Как он и предполагал, заказ на изготовление такой пушки поступил в 1937 году, и работы по его выполнению начались под руководством доктора технических наук Эриха Мюллера. Вся программа осуществлялась в режиме строжайшей секретности, благодаря которому разведка союзников даже не подозревала о работах над созданием нового германского сверхоружия.

Несмотря на предельное старание самых квалифицированных специалистов, воплощение проекта продвигалось медленно. И это было неудивительно, учитывая, что технические характеристики орудия должны были соответствовать высочайшим требованиям - его бетонобойный снаряд должен был проникать сквозь метровый слой брони, семь метров железобетона и тридцать метров утрамбованной земли. Такие показатели могло бы продемонстрировать только действительно массивное орудие, и сами его размеры вызывали нескончаемые проблемы - было ясно, что передвигаться оно сможет только по железной дороге, и его придется разбирать, чтобы поместить на платформу, движущуюся по колее стандартной ширины. Узел ствола и казенной части пришлось сконструировать таким образом, чтобы для транспортировки его можно было разбирать на четыре самостоятельных компонента. Задача по созданию такого узла, способного выдержать чудовищное давление, порождаемое каждым выстрелом, была далеко не простой, поэтому ствол был готов для тестовых стрельб с импровизированной платформы лишь в начале 1941 года.

Боеприпасы являли собою не менее впечатляющее зрелище, чем само орудие - один осколочно-фугасный снаряд весом 4800 кг, содержавший 400 кг взрывчатого вещества, создавал воронку, средний диаметр и глубина которой равнялись 12 метрам. Бетонобойный снаряд весом 7100 кг содержал в себе взрывной заряд весом 200 кг. Разгоняющие заряды также поражали воображение - общий вес заряда, используемого для выстрела каждого бетонобойного снаряда, составлял 2100 кг, тогда как заряд для каждого осколочно-фугасного снаряда весил 2240 кг.

Как только завершились испытательные стрельбы, начались работы по изготовлению платформы, и собранное орудие было доставлено на артиллерийский полигон под Ругенвальде, где в начале 1942 года и было продемонстрировано Гитлеру. Это произошло почти на два года позже намеченных сроков, и Гитлер испытывал все большее нетерпение и раздражение от казавшихся ему бесконечными задержек, однако был глубоко впечатлен и потрясающим воображение зрелищем стреляющего орудия, и результатами испытательных стрельб по «твердым» мишеням, которые полностью соответствовали заявленным в спецификациях характеристикам. Не сомневаясь в перспективах получения в будущем выгодных контрактов, Густав Крупп фон Болен-унд-Хальбах официально заявил Гитлеру, что это орудие, получившее теперь в его честь название «Густав Герат», его компания преподносит в дар рейху. Существует определенное расхождение во мнениях относительно того, сколько именно подобных орудий было в действительности произведено - согласно многим источникам, была создана и вторая такая же пушка, названная «Дора». Однако более вероятным представляется мнение, что «Дорой» германские оружейники называли между собой «Густава», тем самым создавая впечатление, что таких орудий было два.

Некоторые сложности представил собой и поиск подходящих для этого орудия целей - в разные моменты его предполагалось использовать и на линии Мажино, и против фортификаций Гибралтара, но этим планам не суждено было осуществиться из-за неожиданного фиаско во Франции и отказа генерала Франко нарушить нейтралитет Испании. Это само собой решило проблему, поскольку единственные возможные цели остались на территории Советского Союза, и первой среди них был выбран Севастополь, так как стало ясно, что только с помощью жесточайшего артиллерийского обстрела могут быть преодолены оборонительные укрепления города без колоссальных потерь в живой силе.

Осада Севастополя

«Густав» был спешно разобран и отправлен в долгое путешествие в Крым в железнодорожном составе из 28 специальных вагонов, в котором, кроме самого орудия, находился сборочный подъемный кран и два дизельных локомотива для маневрирования на месте дислокации. В начале марта 1942 года состав достиг перешейка Перекоп, где орудие оставалось до начала апреля. От железной дороги, соединяющей Симферополь и Севастополь, была проложена специальная ветка к Бахчисараю, находящемуся в 16 км к северу от цели, в конце которой были обустроены четыре полукруговых железнодорожных колеи для горизонтальной наводки «Густава». Наружные колеи были проложены и для 112-тонного козлового крана, с помощью которого предстояло собирать «Густав», и, кроме того, была выстроена маленькая сортировочная станция для складирования вспомогательного оборудования. Для того чтобы укрыть орудие от атак советской авиации и ответного артиллерийского огня, был вырыт ров глубиной в 8 метров, а на расстоянии в несколько километров была оборудована фиктивная огневая позиция с макетом пушки. Наконец, были подтянуты две легкие зенитные батареи для обеспечения ближней противовоздушной обороны всего комплекса.

Несмотря на всю техническую гениальность Круппа, проявившуюся в конструкции компонентов орудия, сборка его была задачей далеко не простой, особенно тот ее этап, когда вторую половину 102-тонного ствола пушки, раскачивающуюся под стрелой козлового крана, предстояло совместить с первой половиной и прикрепить к ней. Весь сборочный процесс занял три недели и потребовал совместных действий 1720 человек, работавших под руководством генерал-майора, но 5 августа «Густав» был готов к тому, чтобы открыть огонь. Его максимальная скорострельность составляла приблизительно четыре выстрела в час, поскольку из-за размеров и веса боеприпасов орудие невозможно было заряжать быстрее даже при использовании техники. Кроме того, для выполнения каждого залпа требовалось множество разнообразной информации, такой как начальная скорость снаряда, время его полета, масса и температура пороха, давление в пороховой камере, дальность стрельбы, атмосферные условия, износ пороховой камеры и нарезки ствола.

Дислокации батарей железнодорожных орудий

(Батарея …… Тип орудий - Количество орудий - Местонахождение)

Батарея 701 …… 21 CMK12V - 1 - 1 в 1941 г., 2 в 1943-1944 гг. Артиллерийский полк 655, август 1944 г.

Батарея 688 …… 28 см К5 - 2

Батарея 689 …… 28 см Швере Бруно L-42 - 2

Батарея 711 …… 37 см MIS - 2 - Захваченное орудие (не являлось соединением с 1941 г.)

Батарея 697 …… 28 см К5 - 2 - Подразделение измерения скорости

Батарея 713 …… 28 см К5 - 2

Батареи 765 и 617 …… 28-см К5 - 2 - Подразделение измерения скорости

Расчет 100 …… 28 см К5 - 2 - Подразделение учебы и пополнения

Батарея 694 …… 28 см Курце Бруно - 2 - 1941 г., не являлось соединением в 1943-1944 гг.

Батарея 695 …… 28 см Курце Бруно - 2 - 1 в 1941 г. +32-см в 1943-1944 гг. Артиллерийский полк 679, август 1944 г.

Батарея 721 …… 28 см Курце Бруно - 2 - 1 в 1940 году, 2 в 1943-1944 гг. Артиллерийский полк 780, объединен с полком 640 в августе 1944 г.

Батарея 692 …… 27,4 см 592 - 3 - Артиллерийский полк 640, объединен с полком 780 в августе 1944 г.

Батарея 722 …… 24 см Т. Бруно - 4 - Береговая артиллерия

Батарея 674 …… 24 см Т. Бруно - 2 - Артиллерийский полк 780, объединен с полком 640 в августе 1944 г.

Батарея 664 …… 24 см Курце Т. Бруно - 2 - Артиллерийский полк 780, объединен с полком 640 в августе 1944 г.

Батарея 749 …… 28 см К5 - 2 - Артиллерийский полк 640, объединен с полком 780 в августе 1944 г.

Батарея 725 …… 28 см К5 + 28 см Н. Бруно - 2 + 2 - Артиллерийский полк 646, Н. Бруно вышел из состава в августе 1944 г.

Батарея 698 …… 38 см Зигфрид - 2 - 1 в 1944 г., когда 1 Зигфрид перешел в 679 полк; Артиллерийский полк 640, объединен с полком 780 в августе 1944 г.

За время осады «Густав» произвел 48 выстрелов по различным целям, в частности:

5 июня: батареи береговой обороны были обстреляны с расстояния в 25 км огнем, который корректировал собственный самолет-наводчик «Густава». Цели были уничтожены восемью выстрелами. Затем обстрелу подвергся Форт Сталин, который был разрушен шестью бетонобойными снарядами.

6 июня: первой мишенью в этот день стал Форт Молотов, который был уничтожен семью снарядами. После этого «Густав» стал обстреливать объект, представлявший собой, пожалуй, наиболее укрепленное военное сооружение Севастополя, Белую Скалу. Это был склад артиллерийских боеприпасов, расположенный в 30 метрах под бухтой Северная и защищенный по меньшей мере 10-метровым слоем железобетона. По цели было выпущено девять снарядов, и последний из них спровоцировал впечатляющий по мощи взрыв боеприпасов, в результате которого объект был полностью уничтожен.

17 июня: последние за время осады пять снарядов «Густав» выпустил по Форту Максим Горький I, хорошо защищенной огневой позиции, оборудованной двумя спаренными 305-миллиметровыми орудиями.

После капитуляции Севастополя 4 июля «Густав» был отправлен в Германию для восстановления его изношенного ствола. В дальнейшем орудие предполагалось использовать в боях за Сталинград и Ленинград, однако вполне вероятно, что в боевых действиях «Густав» больше не участвовал, хотя, по неподтвержденным сведениям, он произвел несколько выстрелов в 1944 году при подавлении Варшавского восстания.

Крупп предлагал создать некоторые модификации базовой конструкции, включая строительство 52-сантиметрового орудия на стандартной платформе «Густава». Такая пушка была бы способна вести огонь 1420-килограммовыми снарядами на дистанции до 110 км. В качестве альтернативных боеприпасов к ней предлагались 52/38-сантиметровые контейнерные снаряды с максимальной дальностью стрельбы в 150 км или 52/38-сантиметровые разгоняемые ракетами снаряды, способные преодолеть расстояние в 190 км. Однако было понятно, что осуществление любого из этих проектов потребует нескольких лет напряженной работы, поэтому было решено ограничиться полумерами и оборудовать стандартный 80-сантиметровый ствол гладкой внутренней насадкой и тем самым увеличить дальность стрельбы при использовании ракет со стреловидным оперением «Пеенемюнде». Для этой цели было предложено два вида снарядов: 80/35-сантиметровые с максимальной дальностью полета в 140 км и 80/30,5-сантиметровые, способные преодолеть 160 км. Однако все эти предложения так и остались на бумаге, хотя работы и начались над опытным образцом 52-сантиметрового орудия, которые так и не были завершены по причине серьезного урона, нанесенного бомбовыми ударами британской авиации по Эссену.

80-сантиметровое орудие «Густав Герэт Дора»


Технические характеристики

Длина: 47,3 м

Длина ствола: 32,48 м (L/40,6)

Калибр: 800 мм

Угол вертикальной наводки: 65 градусов

Угол горизонтальной наводки: отсутствует

Вес снаряда: 4,8 т (осколочно-фугасный) и 7,1 т (бронебойный)

Дальность стрельбы: 47 км (осколочно-фугасный) и 38 км (бронебойный)

Кончина проекта «Густав»

Существуют несколько противоречивых версий относительно судьбы «Густава», однако наиболее вероятной из них представляется та, согласно которой он был демонтирован ближе к концу 1944 года. «Густав» никогда не принадлежал к числу практичных орудий, так как был невероятно дорог - затраты на его производство, включая дополнительное оборудование, составляли около семи миллионов рейхсмарок. На эти деньги можно было построить не менее 21 «Тигра II», стоимостью по 321500 рейхсмарок каждый!

Кроме того, это орудие в огромных объемах поглощало и человеческие ресурсы - многие из 1720 человек, участвовавших в его обслуживании, были высококвалифицированными специалистами, особенно 20 ученых и инженеров, вычислявших требуемые данные для выполнения каждого выстрела.

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.

Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Некоторые особенности конструкции орудия.

Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).


Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Боевое применение.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.
Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.
Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

Конец «Доры» и «Густава».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

в Избранное в Избранном из Избранного 5

Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305-381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.

Предок Доры — пушка «Колоссаль»

Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.

Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.

Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности - 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.

В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы - 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.

По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.

Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и - ошибочно - «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).

Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.

Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда - 180 килограммов, дальность боя - 130 километров, максимальная высота траектории - 40 километров. Орудийный расчет - 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).

До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметров.

Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.

Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики: самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.
Единственным достоинством данного орудия была его огромная дальность стрельбы — свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».

Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918 г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.

Суперорудие «Дора»

Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора. Это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.

За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.

Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.

Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).

Технические характеристики орудия

Параметры «Доры» впечатляют:
Калибр - 813 мм.
Длина ствола - 32 м.
Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).
Минимальная дальность стрельбы - 25 км, максимальная - 40.
По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.
Полная длина орудия - 50 м.
Общий вес - 1448 тонн.
Живучесть ствола - 300 выстрелов.
Скорострельность - 3 выстрела в час
Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек. Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.

Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей №30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т - 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые - для горизонтальной наводки - параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4120-4370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.

В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.

Боевое применение

Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1050 л.с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».

Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: так, было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.

В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что, как и в случае с «парижской пушкой», «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

Эрих фон МАНШТЕЙН:

«…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» - в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас - 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»

В дальнейшем, после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер:

«Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».

В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.

С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» - в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.

К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.

Вероятно, свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.

И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

«Дора» строилась для прорыва линии Мажино. Заказ на пушку, которая смогла бы пробивать броневую плиту толщиной 1 метр и слой железобетона толщиной 7 метров при максимальной дальности стрельбы в 35–45 километров, поступил на завод Круппа в 1936 году. По этому проекту построили три пушки. Первой из них была «Дора», вторая (также калибром 80 см), была испытана на немецком полигоне в Рюгенвальде (Rügenwald, сейчас – Darlowo, Польша) и получила название «Тяжелый Густав» (Schwerer Gustav), но нигде не применялась. Третье орудие такого типа с калибром ствола 52 см и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав», вообще не было достроено, его уничтожила союзная авиация.

Позицию для «Доры» в Крыму выбирал генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» перемещалась по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна. Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели.

В месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего – доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (15°C), размещались снаряды и пороховые заряды. «Дору» обслуживали и охраняли 4370 офицеров и солдат. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.

Как различать снимки, сделанные в Рюгенвальде и под Севастополем

Большинство снимков пушки «Дора» сделано на позиции в районе Бахчисарая.

ЗАМЕТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ

Утром 5 июня 1942 года два дизель-электрических локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра.

Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый и гильзы весом 920 килограмм.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!