Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Мониторинг сми: "некто епископ роман серпуховской (гаврилов) – скучный дед с серым лицом и пустыми глазами. Епископ серпуховской роман, викарий московской епархии

ИА SakhaNews. 1 февраля 2016 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Якутский и Ленский Роман возведён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архиепископа. Об этом ИА SakhaNews сообщили в пресс-службе Якутской епархии.

Напомним, архиепископ – почетный титул епархиального архиерея, даруемый указом патриарха.

Глава города Якутска Айсен Николаев и депутаты Якутской городской Думы сердечно поздравляют Владыку Романа с возведением в сан архиепископа и благодарят за вклад в укрепление духовного здоровья народа, воспитание любви к Отечеству, уважение к национальным святыням.

Справка:

Архиепископ Якутский и Ленский Роман , в миру Лукин Алексей Александрович , родился 11 октября 1968 года, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в г.Прохладный Кабардино-Балкарской АССР, в православной семье.

По окончании средней школы города поступил в Профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 году.

В июле 1987 года, принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989) правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 года принят в 1 класс Ставропольского епархиального училища имени святителя Игнатия Брянчанинова. В 1990 году переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 года нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 года, обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, архимандритом Евгением (Решетниковым) (ныне архиепископ Верейский), пострижен в монашество с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 года митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, в Андреевском соборе города Ставрополя, рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г.Кисловодска – в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателя литургики и нравственного богословия Ставропольской Семинарии.

С 18 октября 1993 года – ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 года – главный редактор газеты "Православное слово".

В 1995 году, за усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II наперсным крестом.

В том же году поступил на очное отделение Московской Духовной Академии, которую окончил в 1999 году со степенью кандидата богословия защитив диссертацию на тему: "Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)".

С 1999 года - проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

В 2000 году согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ко дню Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В последующие годы был председателем комиссии по Религиозному образованию и катехизации Ставропольского благочиннического округа, редактором и ведущим духовно-просветительской телепрограммы "Ставропольский Благовест".

В 2004 году окончил психологический факультет Института Дружбы народов Кавказа в Ставрополе.

11 апреля 2004 года за усердное служение Церкви Божией Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден крестом с украшениями.

С 2005 года - наместник Кафедрального собора св. ап. Андрея Первозванного г.Ставрополя, настоятель храма святой мученицы Татьяны и декан теологического факультета Института Дружбы народов Кавказа. Неоднократно совершал пастырские поездки в Чеченскую Республику и Республику Ингушетию.

За время служения в Ставропольской епархии стал инициатором большой социальной и образовательной работы.

Ко дню Святой Пасхи 2006 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 6 октября 2008 года (журнал №82) избран епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии.

С 2009 - сотрудник отдела Внешних церковных связей.

С 2009 – по 2011 гг. - слушатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

25 декабря 2009 года постановлением Священного Синода, по результатам состоявшегося согласования с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II, как клирик Московской епархии направлен в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви (журнал № 106).

С 4 января 2010 года по благословению предстоятеля Грузинской Церкви приступил к служению в Тбилисском храме Апостола Иоанна Богослова.

Определением Священного Синода от 30 мая 2011 г. избран епископом Якутским и Ленским (журнал №42).

18 июня 2011 года в домовой церкви патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялось наречение архимандрита Романа во епископа Якутского и Ленского.

19 июня 2011 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице Всех святых, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь), митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Зарайский Меркурий (Иванов), епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Талыпин), епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин).

25 ноября 2012 года, в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г.Москвы, награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом памятной панагией.

23 октября 2014 года Священным синодом Русской Православной Церкви (Журнал №91) избран членом комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации Церковной миссии.

Церковные:

2002 г. - орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского III степени (Русская Православная Церковь);

2012 г. – юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (Русская Православная Церковь);

2013 г. – медаль «Каложскага Крыжа» III степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святителя Кирилла Туровского I степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святого благоверного князя Киевского Ярослава Мудрого (Украинская Православная Церковь);

2013 г. – орден святой равноапостольной Марии Магдалины III степени (Польская Православная Церковь);

2013 г. – грамота Синода Белорусской Православной Церкви в память празднования 1025-летия Крещения Руси;

2014 г. – Патриарший знак "700-летие преподобного Сергия Радонежского";

2015 г. – Юбилейная медаль "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".

Светские:

2005 г. – медаль «10 лет Институту дружбы народов Кавказа»;

2008 г. - медаль «За заслуги перед Ставропольским краем»;

Медаль «Патриот России»;

2012 г. – юбилейный знак «380 лет Якутия с Россией»;

2012 г. – медаль Уссурийского войскового казачьего общества «Николай Муравьев-Амурский»;

2012 г. – юбилейный знак «380-летие основания города Якутска»;

2013 г. – юбилейный знак «370 лет Среднеколымску»;

2013 г. – почетный знак «За вклад в развитие Вилюйского улуса»;

2013 г. – юбилейный знак Управления ФСКН России по РС(Я);

2013 г. - благодарность Президента Республики Саха (Якутия) №859РП.

2015 г. - серебряная медаль ФСИН «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы в России»;

2015 г. – почетный знак Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы народов»

Дата рождения: 11 октября 1968 г. Страна: Россия Биография:

По окончании средней школы города поступил в профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 г.

В июле 1987 г. принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989), правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 г. принят в первый класс Ставропольского епархиального училища им. свт. Игнатия Брянчанинова. В 1990 г. переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 г. нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 г., обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, пострижен в монашество с именем Роман в честь прп. Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 г. в Андреевском соборе г. Ставрополя митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска, ― в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателем литургики и нравственного богословия Ставропольской семинарии.

С 18 октября 1993 г. ― ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 г. ― главный редактор газеты «Православное слово».

В 1995 г. поступил на очное отделение , которую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

С 1999 г. ― проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

С 2009 г. по 2011 гг. ― слушатель .

25 декабря 2009 г. постановлением Священного Синода (), по результатам состоявшегося согласования с , как клирик Московской епархии в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.

С 4 января 2010 г. по благословению Предстоятеля приступил к служению в тбилисском храме апостола Иоанна Богослова.

Во епископа 18 июня 2011 г. в домовой церкви Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. 19 июня за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 ноября 2012 г., в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, награжден Святейшим Патриархом Кириллом памятной панагией.

- Ваше Преосвященство, я никогда не понимала пристального внимания к биографии писателей, художников, учёных... Мне кажется, что для любого творческого человека, а тем более священнослужителя, а тем более епископа, посвятившего себя сотворчеству с Богом, внешние обстоятельства большого значения не имеют. Ведь благодаря таинству рукоположения, молитвам, богослужению в судьбу священника, в его характер, в его ум, чувства, поступки начинает вмешиваться благодать Божия. Он становится не равен сам себе. Но всё же у людей есть большой интерес именно к этому - подробностям жизни.

Расскажите, пожалуйста, о себе, о семье. Как Вы верить в Бога начали? Когда и почему решили принять монашеский постриг? Как стали священнослужителем? Короче говоря, поведайте о жизни, которая привела Вас к нам, в Якутию .

Мне думается, есть два пути к Богу. Первый - когда вера передаётся, что называется, по наследству. Второй - встреча с Богом в результате разных обстоятельств: болезнь или озарение, или призвание Божие, или… Этих «или» может быть очень много. Совсем не значит, что какой-то из путей - более величественный и предпочтительный. На каждом из них есть свои сложности.

- Искушения второго пути мне понятны, а какие бывают на первом?

Когда вера дана от рождения, от воспитания семейного, она не подвергается такому рассудочному, интеллектуальному усвоению, как это бывает, когда человек обретает её в зрелом возрасте. Несмотря на то, что всё моё детство прошло в церкви, я впервые должен был защищать веру, формулировать и излагать свои религиозные убеждения в армии, когда встречался с атеистами.

Так вот, я принадлежу к тем людям, которые впитали веру с молоком матери. Родился на Северном Кавказе, в Кабардино-Балкарии, в станице Прохладной (сейчас это город), в семье традиционной, православной, консервативной. Моя бабушка была монахиней. Меня крестили вскоре после рождения. Восприемником моим стал священник, настоятель храма. Детство я провёл в его стенах. Всё воспитание, формирование мировоззрения проходило под влиянием Церкви, священников и благочестивых родителей. Мама до сих пор жива, за что я благодарю Господа.

По окончании восьми классов мне пришлось идти учиться в ПТУ, потому что в семье был сложный период - отец сильно болел, и мама воспитывала нас, троих детей, практически одна. А в училище я имел возможность три дня учиться и три дня работать, помогать маме кормить брата и сестру.

По древней русской семейной традиции в многодетной семье одного из детей посвящали служению Богу. И мама дала обет, что я, первенец, буду посвящён Господу. С детства она меня духовно «программировала» на это служение. Поэтому к моменту принятия монашества не было дилеммы, какой путь выбрать. Так меня воспитали. Я родился монахом. Как Владимир Высоцкий пел: «Колея эта - только моя!» Моя колея - монашеская.

После окончания училища, почти год до призыва в армию, я провёл близ почившего архиепископа Антония (Завгороднего), тогда управляющего Ставропольской епархией, очень одарённого, талантливого архиерея. Он принял меня в состав иподьяконов, и я впервые был вовлечён активно в церковную жизнь. Владыка много миссионерствовал, ездил по епархии, часто совершал богослужения, и первую школу священства, миссионерства я прошёл подле него.

В 1987 году меня призвали в ряды вооружённых сил. Служил, естественно, в стройбате, в то время и быть не могло по-другому, ведь я призывался из Церкви. Служба была, с одной стороны, сложная, с другой - много оставалось времени для чтения, повышения своего интеллектуального и богословского уровня, чем я и занимался. Благодарю Господа за те два года, тот опыт, который приобрёл в армии. Я отдал долг Родине. Так нас всегда воспитывали и, думаю, что это правильно - защищать Отечество.

После возвращения я был принят в Ставропольскую духовную семинарию. На третьем курсе принял монашеский постриг. В 1992 году ректор семинарии, тогда архимандрит, а ныне архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии, постриг меня в монашество. Он же стал моим духовным отцом. Владыка Евгений - человек глубочайшей веры, такого же смирения, удивительной простоты, ведущий правильную монашескую жизнь (как я сейчас могу это оценивать). Имея духовников в Троице-Сергиевой лавре, он в простоте и смирении меня воспитывал и заложил основы монашеской жизни. Для монаха это очень важно. Монах не может состояться без духовника. Всякому человеку нужен духовный отец, который рождает и закладывает основы мировоззренческие, монаху - особенно.

Ещё учась на четвёртом курсе, я стал заведующим канцелярией семинарии, занимался издательской деятельностью.

- Об этом подробнее, пожалуйста.

Мы выпускали семинарскую газету «Православное слово». Интересно, как она появилась. В город приехал популярный тогда экстрасенс, соблазнять и совращать людей. И мы, семинаристы, пошли к цирку, где он выступал, чтобы на ступеньках останавливать людей. А перед этим кто-то из сокурсников сказал: «Хорошо бы сделать листовки!» И мы сделали… газету. И раздавали её. Печатали сначала на старинном угольном ротере. Конечно, первый номер был обличительный, направленный против экстрасенсов и прочей оккультной деятельности. Потом газета издавалась семинаристами еженедельно.

На четвёртом курсе я получил рукоположение сначала в иеродиакона, потом в иеромонаха. После окончания семинарии остался в ней преподавать и был инспектором. Затем началась очная учёба в Московской духовной академии, которую я окончил, написав кандидатскую работу «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

После окончания академии в 1999 году возвратился в Ставропольскую семинарию в качестве проректора по воспитательной работе. И там десять лет занимался делами семинарии во всём их многообразии.

В 2009 году я был направлен представителем Патриарха Московского и Всея Руси в Грузию, где прослужил полтора года до решения Синода назначить меня епископом Якутским и Ленским.

Монашеский идеал

- Удивительно: Вы посвятили кандидатскую диссертацию архиепископу Феодору (Поздеевскому), а Владыка Зосима составил жизнеописание этого выдающегося деятеля Церкви периода её новомученичества!

Ничего в нашей жизни не бывает случайным. Узнав о том, что Владыка был специалистом по архиепископу Феодору, я просто прослезился. Отслужив литию на могиле епископа Зосимы, позвонил родителям покойного, рассказал о том, что нас связывает, и, мне кажется, папа его тоже растрогался до слёз.

- Владыко, думаю, общий интерес к личности архиепископа Феодора (Поздеевского) тоже не случаен. Значит, у вас один монашеский идеал? В чём он?

Митрополит Антоний Храповицкий говорил, что монашество может быть монастырским и учёным. Наверное, как подвизаются монахи, живущие в монастыре, понятно. Учёные же монахи посвящают себя научной и просветительской деятельности. Архиепископ Феодор (Поздеевский) был одним из самых ярких представителей такого типа монашества. Он возглавлял Московскую духовную академию в сложный период перед революцией. Был одним из последних настоятелей Данилова монастыря. Аскет, подвижник благочестия, богослов, человек учёный, знавший множество иностранных языков… Таким ведь был и Владыка Зосима. Вот мой монашеский идеал.

- Вы исследовали а скетические воззрения Владыки Феодора . Скажите, аскетика для Вас в большей мере предмет исследования или способ жизни? Возможно ли первое без второго? Необходим ли аскетизм христианину?

Христианина без подвижничества не бывает. Аскетика - это наука о подвижничестве. Духовная жизнь имеет свои правила, законы, живя по которым только и возможно наследовать жизнь вечную, получить спасение. Подвижничество может быть и неправильным. У апостола Павла есть такие слова: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (Тим 2, 5).

- Читатель спросит: а кто создал эти законы? Почему я должен им подчиняться?

Во-первых, они отражены в Священном Писании - в Нагорной проповеди Спасителя, которую передаёт Евангелие от Матфея. И далее, более глубоко, - в творениях апостола Павла, а потом - у отцов Церкви. Уже начиная с мужей апостольских, в писаниях апологетов, первых монахов, значительное место уделялось правилам подвижничества, духовной жизни. Знание этих законов имеет исключительную важность. Потому что в них заключён опыт людей, достигших богообщения, святости.

Парадоксально, что никто из святых отцов не писал книги просто так, из внутренней потребности самовыразиться. Они писали не для тщеславия, не для того, чтобы положить свои труды в стол, не потому, что очень захотелось порассуждать…. Всякий богословский святоотеческий труд - ответ на вопрошание. И «Лествица» Иоанна Лествичника, и «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея - книги, которые так и начинаются: ты спрашивал, я тебе отвечаю…

Святые отцы пережили всё, о чём они учили других. Они делятся результатами собственных духовных подвигов, объясняют, как правильно молиться, поститься, держать свои помыслы в узде, следить за своими чувствами, не заниматься собственным восхвалением, не искать восхищений. Это правила, выведенные из глубины личного опыта.


/p>

Миссионерствовать - значит гореть

- Ваше Преосвященство, я с удовольствием прочла в интернете Ваши журналистские материалы. Совсем недавно, в январе 2011 года, спрашивая митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николая (Пачуашвили), творчески свидетельствующего о вере Христовой в Грузии, с чего он начинал, Вы добавили: «Ведь ваша епархия особенная - миссионерская». И вот сами возглавили епархию, ещё более нуждающуюся в христианской миссии. Переадресую Вам Ваш же вопрос: на что, Владыко, Вы намерены опираться в большей мере - на свой опыт или наработки предшественников?

Конечно же, я буду опираться и на знания свои, и на опыт, которые получил, но ещё более - на тот опыт, который здесь, в Якутии, уже есть. Хочу подражать и святителю Иннокентию, и архиепископу Герману, и епископу Зосиме, и всем прежним святителям.

Главное в миссионерстве, как мне видится, это явление Евангелия собственной жизнью, на собственном примере. Потом уже можно говорить о путях и методах, которые могут быть разными, исходящими из реальных условий, особенностей времени… Но, мне кажется, всё это второстепенно по отношению к первому.

- Тем не менее, о методах… Какую форму миссии Вы считаете наиболее продуктивной и целесообразной: командировки священников на приходы для постоянного духовного окормления верующих и просветительской работы (на это делал упор архиепископ Герман), религиозно-светские мероприятия с привлечением широкой общественности (активно практиковавшиеся епископом Зосимой), миссия через печатные и электронные СМИ, что-то ещё?

Я полагаю, что Вы говорите о разных частях единой сильной миссионерской деятельности. Нельзя одно другому противопоставлять и тем более говорить о превосходстве той или иной формы. Безусловно, должна вестись активная, большая работа на приходах. Буду и священников подвигать, и сам ездить. Это очень важно. Но так же важны церковно-общественные и даже чисто светские мероприятия. Я прошу священников не отказываться ни от одного приглашения, которые они получают. Всегда их участие полезно. Даже хождение по улице в рясе, в священной одежде - это миссионерство. Любое присутствие священника - вид, слово, дело - в любой ситуации должны нести весть о Христе.

Проблема в том, что мы очень много знаем о миссионерстве: методы, способы, приёмы... Но самое важное - всё это делать: не потухать, не угасать, не быть теплохладным, как сказано в Откровении. Главное - гореть! Но кроме горения, активности миссионер должен быть, как мне видится, смиренным.

- Святейший Патриарх и в своей речи при наречении Вас епископом, и за обедом говорил о необходимости сотворчества с якутской интеллигенцией: «Ваша задача заключается в том, чтобы протянуть им руку, участвовать в диалоге, посещать университет, читать лекции, не уходить от контакта с мыслящими людьми, рассказывать им об истории православия - потому что в нынешних условиях местный народ не выдержит глобализации, если не будет православным». Но, согласитесь, интеллигенты - везде самая трудная для проповеди прослойка. Свойственные нам гордыня ума, обострённое тщеславие и прочие страсти как бы закладывают уши, как в самолёте. Но, с другой стороны, умному, образованному человеку, может быть, легче объяснить свою точку зрения. Как Вы смотрите на эту проблему?

Конечно, Вы правы, интеллигентным людям, как никому другому, свойственно чувство собственного достоинства. Во многом знании много печали... Вот тут-то надо потерпеть! И гордыньку, и упивание собственной значимостью надо потерпеть потому, что такая есть особенность у людей, которым много дано. Если не проявить терпение и смирение, ничего не получится: и миссионер гордый, и представитель интеллигенции с обострённым чувством собственного достоинства… Плюс на плюс - последует отторжение.

У меня есть опыт работы с научной интеллигенцией - небольшой, но есть. Я был деканом факультета в светском вузе - в Институте дружбы народов Кавказа. И с профессурой общался, и с преподавателями, и со студентами. Да, сразу никто не открывает сердце, но со временем и слова находятся, и людей начинаешь чувствовать. Мы служили миссионерские литургии в институте - сокращённые, с комментариями… Учитывать сложности людей творческих вполне возможно.

- А Вы не можете сказать, что с какими-то людьми Вам проще найти общий язык, с какими-то труднее?

Нет. Мне сложно с агрессивными людьми, которые заведомо относятся к тебе враждебно. Но в этой агрессии нужно разбираться. Иногда за ней скрывается гордыня: человеку интересно бы узнать о Христе, о Евангелии, а весь его прошлый опыт жизни атеистический так и противится признать это, и он начинает спорить, причём агрессивно. С таким человеком можно не спорить, а говорить. А бывает слепая агрессия, бесовская, тогда не стоит метать бисер… Но это редко встречается, к счастью.

- Владыко, в Якутске на 290 тысяч человек - четыре действующих храма (не считая домовых), то есть не более 1% населения являются регулярными прихожанами. Как Вы видите миссию в «легкодоступном» (в сравнении с северными улусами) городском пространстве?

Черчилль говорил, что статистика - узаконенная система обмана. Я с недоверием отношусь к статистике. Как посчитать, сколько людей посещает храм? Кто-то приходит раз в год, кто-то несколько раз в неделю… В Якутске, конечно, мало храмов. Чем меньшую территорию охватывает приход, тем ближе священник к людям, тем больше у него времени заниматься их проблемами. Я полагаю, что на 10 тысяч человек должен быть храм. Храм - центр миссии. Понятно, что это не так просто, но мы будем стремиться восстанавливать и строить храмы параллельно с миссией евангелизации. Мне хочется, чтобы их было больше.

Будем служить по-якутски

- Сейчас лишь небольшая часть богослужения совершается на якутском языке, планируете ли Вы ввести хотя бы иногда или в отдельных храмах служение полностью по-якутски?

Я бы очень этого хотел! Хочу, чтобы одна из литургий (ранняя или поздняя) в воскресный день в кафедральном соборе была на якутском языке в самое ближайшее время. А сейчас надо использовать шире хотя бы то, что уже переведено: возгласы, молитвы, ектении, Евангелие, Апостол… Но я ставлю перед собой задачу, чтобы богослужение на якутском языке совершалось полностью, как при святителе Иннокентии.

- Значит, в Ваших планах продолжение переводческой деятельности? Предполагаете ли Вы более широко издавать то, что уже переведено: Новый Завет, Псалтирь, молитвы?..

Когда я совершал первый свой молебен в Преображенском кафедральном соборе г.Якутска, увидел, как много пришло представителей саха, впервые услышал ектению на якутском языке, песнопения и сказал, что мне очень понравился якутский язык, он прекрасно ложится на мотивы, распевы церковнославянские. Я дал обещание, что буду учить якутский язык. Думаю, нет, уверен, что мы займёмся и литургическими переводами, будем служить литургии на языке саха. И уже начал заниматься якутским.

- А русский язык? Не считаете ли Вы возможным в большей степени вводить его в богослужение, хотя бы параллельно?

Межсоборное присутствие недавно опубликовало на официальном сайте по этому поводу проект концепции. Я его вполне одобряю. Совершенно согласен, что в переводе на русский язык богослужение нуждается, но категорически против, чтобы это было сделано спешно и неграмотно. Увы, примеры нехорошие есть. Осторожность нужна и в силу того, что в Церкви значительная часть консервативно настроенных людей решительно против участия русского языка в богослужении. Поспешность может привести к расколу, как это случилось в Греции, например. Нельзя этого допустить.

- Читая одно из Ваших интервью, я узнала, что Грузинская и Греческая Церкви осуществили совместно замечательный проект: напечатали миллион экземпляров Евангелия от Марка и… по почте разослали всем жителям страны! О важности раздачи духовной литературы говорил протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ, когда приезжал в Якутию. Не кажется ли Вам, что Слово Божие должно быть доступно хотя бы тем, кто этого желает?

Сделаю смелое заявление: мы в самое ближайшее время предпримем издание Евангелия на якутском языке и будем раздавать его бесплатно, обеспечим библиотеки, храмы. Думаю, я найду помощников из числа добрых меценатов, которые к этой программе подключатся. Можете считать, что она уже началась. Вы дали мне эту идею.

- Тогда позволю себе ещё одну: отец Анатолий Астафьев издал в Ленске молитвослов с параллельными текстами на якутском и церковнославянском языках с русскими комментариями. Причём многие молитвы Саломия Леонтьева, редактор этого молитвослова, в своё время переводила специально для «Логоса». Тираж две тысячи экземпляров разлетелся…

Я посчитал своим долгом на следующей день после хиротонии поехать в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и там отслужить молебен у мощей святителя Иннокентия, чтобы получить его благословение на епископское служение в Якутии. Во время службы ко мне подошёл отец Анатолий, показал молитвослов, сказал, что хочет переиздать его. Я ответил, что этот тираж нужно увеличить как минимум в пять раз, раздавать какую-то часть бесплатно и пообещал, что этот проект епархия возьмёт на себя. Тем более, что в молитвослове есть катехизическая часть, к тому же его можно использовать как пособие для тех, кто хочет учить якутский. Очень хорошее издание!

- Святейший Патриарх в своём напутствии Вам сказал: «…Никогда Якутия не знала такого числа священников и архиереев, как в годы репрессий… И может быть, ты также примешь на себя труд рассказать поимённо о каждом, кто мученически скончался на якутской земле за верность Христу Спасителю». Готовы ли Вы, Владыко, принять на себя этот благодатный труд?

На заседании первого же епархиального совета мы приняли решение о создании комиссии по канонизации святых. В неё будут привлечены специалисты историки-архивисты. Для начала надо хотя бы составить базу данных, а потом собрать сведения о жизни и смерти мучеников и исповедников ещё пока неведомых. Мы будем это делать. Я знаю, что при Владыке Зосиме такая работа уже началась. Думаю, что это архи необходимо. Надо возвращать память о людях святых.

- Владыко, меня очень тронул вопрос, который Вы ставите перед собой: «А сумел бы я, будучи распят на кресте, с этого креста, подобно апостолу, проповедовать слово Христовой истины?» Наверное, этот ответ может дать только жизнь, но от всего сердца желаю, чтобы люди не распинали Вас своей злобой, недоверием, клеветой, ведь архипастырский крест и без того тяжёл. Чтобы, понимая, насколько благое дело Вы призваны делать, все якутяне помогали Вам, кто чем может.

Епископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. - делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

10 августа 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II за Божественной литургией в Смоленском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы возглавил хиротонию архимандрита Романа во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) назначен игуменом Высоцкого монастыря г. Серпухова с освобождением от обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни.

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.

В этом месяце Якутская и Ленская епархия отмечает 20-летие возрождения кафедры. Что было сделано за это время? Какие трудности стоят перед миссионерами и катехизаторами сегодня? В чем уникальные особенности служения на Якутской земле? Кто они, герои сурового Севера, несущие Слово Божие людям? Обо этом и много другом рассказал "Фоме" епископ Якутский и Ленский Роман.

* * *

Первым очень значительным и шокирующим открытием в Якутии стали громадные расстояния. В школе географию учил, карту знаю, а вот ощутить это через колеса автомобиля и через ноги при отсутствии дорог было настоящим потрясением. Первая поездка, четырнадцатичасовая, была в Вилюйск, причем это центральный город Якутии, никакая не окраина. Якутск и Вилюйск — два центральных города республики. Прочувствовать эту дорогу каждой клеточкой физически — вот что открыло мне истинный масштаб территории. Долгим зимним периодом очень пугали, но я морозов как-то не заметил. Наверное, потому что много суетился и много ездил. Первая зима не оставила в памяти какого-то заметного отпечатка. Хотя температуры под минус 60 и теперь страшат.

Я понял, что мой первый шаг должен быть навстречу пастве. Не ждать, пока меня пригласят, а ехать самому. Потом я читал у многих церковных историков, что миссия Православия в Якутии именно такой особенностью и отличалась: священник не ждал, пока люди придут к нему на службу в отстроенный храм, а сам шел в народ, шел в кочевые стоянки коренных народов и первым предлагал общение, а уже дальше вокруг этого создавалась община и рождалась вера во Христа. Так и получилось, что в течение этих двух лет мной руководило стремление познакомиться с людьми, даже не любопытство и необходимость знать всю Якутию, а именно через эти встречи и беседы утверждать веру Христову.

Самым большим открытием в Якутии для меня оказались люди. Святитель Иннокентий Московский сказал, что Якутия — это целый мир, пестрый, разнообразный. Именно это я и увидел: в каждом районе свой уклад, свое внутреннее содержание, местные культурные традиции. В арктических улусах народ особенно отличается степенностью, спокойствием и вдумчивостью. Одна из моих последних поездок, в Среднеколымск, подарила мне встречу с удивительными людьми — людьми с очень глубоким и чутким восприятием веры и желанием слышать Слово Божие. Они сами строят церковь, бревнышко за бревнышком. От Якутска расстояние большое, это скорее уже ближе к Магадану, а священника там нет. Эта среднеколымская территория очень пострадала во время гонений. Около десяти одних только священников из этого улуса были расстреляны за веру.

* * *

Большой радостью во время этих передвижений по бесконечному бездорожью является то, что открывается слева и справа от трассы — невероятные пейзажи. Еще не испорченнная человеческим вмешательством девственная красота природы всегда поднимает настроение и по-особому ободряет. Глядя сквозь дорожную пыль на эту красоту, даже забываешь о сложностях передвижения. У нас есть уникальные животные — очень красивые якутские лошади, они больше дикие, чем домашние. Они сами пасутся и летом, и зимой, заходя к человеку только на время появления потомства. Зимой они копытами ковыряют снег и добираются до мерзлой травы.

В одном из интервью владыки Зосимы* я прочел, что в Якутии люди зимой друг на друга пристально смотрят, в глаза и на лицо, и вовсе не из любопытства или с бесцеремонностью, а ради предупреждения обморожения. В 50-градусный мороз очень легко не заметить, как отморозишь нос, щеки, уши — они начинают белеть, а человек часто и не чувствует этого. Поэтому с такой заботой и сопереживанием люди друг на друга смотрят. Эти суровые условия повлияли на взаимоотношения между людьми, они всегда предупредительные и внимательные. Я не знал этих особенностей, но в любой поездке люди, даже совершенно незнакомые, спрашивали меня, хорошую ли я надел обувь и теплую ли одежду. От такой заботы было приятно и тепло на душе, тут ведь не только о здоровье речь, это касается всей жизни вообще.

* * *

Природные условия, конечно, очень суровые, сложные и налагают отпечаток на планы, на построение передвижений. Люди знакомили со своей родиной, подсказывали, как правильно учитывать специфику природных условий. До сих пор советуют мне не планировать мероприятия друг за другом, нужно иметь запас в несколько дней, потому что может пойти дождь и взлетная полоса размокнет. В Якутии около пятнадцати аэропортов с грунтовыми взлетными полосами — можно на несколько дней застрять в отдаленном населенном пункте. Слава Богу, пока Господь меня не наказывал такими скорбями. Бывало, что рейсы откладывались на несколько часов, самое большое — пять часов в аэропорте ждали посадки, но чтобы на несколько дней — пока не было. При таких исключительных климатических сложностях очень важно, что все друг другу помогают.

Я долго не мог привыкнуть к местной кухне. Она простая и очень достойная, но в ней много мяса и рыбы, много жеребятины и оленины. Сейчас даже появились любимые блюда. Саламат — горячая закуска, которая подается перед всеми блюдами, в основе своей это прожаренная мука со сливками или сметаной. Здесь очень вкусно готовят карасей, удаляя из них только желчь, оставляя все внутренности, рыба получается сочной, в отличие от Центральной России, где карась — это нечто зажаренное до корочки и хрустящее. В Якутии карась в кулинарном плане — культовое блюдо.

При отсутствии дорог очень неприятным сюрпризом оказалась высокая стоимость перелетов. Перелет внутри республики обходится в три раза дороже, чем билет из Якутска до Москвы. Чтобы посетить Тикси или Чокурдах, нужно 25 тысяч рублей в один конец. Для совершения архиерейской службы я беру с собой как минимум еще одного человека, чаще нужны два помощника. Вот такой очень тяжелый расклад — и по карману сразу бьет, и смиряет. Меня большей частью сопровождает в поездках иеродиакон отец Симеон, такой человек-оркестр: фото-графирует, служит, облачает, пишет новости и тексты, носит тяжелые чемоданы с литературой, пономарит и регентует. Во все регионы, во все 32 улуса республики, можно добраться только из Якутска. По соседним улусам проехаться просто невозможно, нужно возвращаться в столицу. Например, жители дальних районов, может быть, никогда и не бывали в самом Якутске, не говоря уже о других улусах. Чтобы совершить путешествие из Оленька в Якутск или из Якутска в Среднеколымск, нужно только в один конец заплатить более 50 тысяч рублей и потратить на это два дня. Из-за таких расстояний территории исторически развивались по-разному. Здесь многоликие районы с разным национальным составом населения. Печально зрелище оставленных северных территорий. Очень тяжело наблюдать эту картину. Так хочется как-то помочь, что-то сделать.

Самая удобная дорога — зимой. Здесь шутят: самые лучшие асфальтоукладчики — снег и мороз. Как выпадет снег, уже получается дорога, тем более когда ее потом прокладывают по реке — идеальная трасса. Многие населенные пункты вообще доступны только в зимний сезон. Однако зимой есть и очень большой риск. Практически все автомобили, начиная с октября, имеют двойные стекла, даже самые крутые внедорожники. Если заглохнет один-единственный автомобиль, на котором ты едешь, то в запасе всего один-два часа: машину тут же поджигают, и пока она горит, есть надежда не замерзнуть и дождаться, что кто-то проедет мимо. На десятки километров телефонная связь между поселками отсутствует. Поэтому обязательно нужно ездить несколькими машинами, но и тогда это все равно риск.

* * *

За время пребывания в Якутии мы пробовали все средства передвижения, в том числе совершили поездку на собачьих упряжках (за один день 70 километров проехали). Это была экспедиция, посвященная памяти миссионеров прошлого, — мы попытались приблизиться к тем условиям, в которых жили просветители XVIII и XIX столетий. Прочувствовав каждой клеточкой своего тела всю сложность и тяжесть тогдашнего служения святителя Иннокентия и других подвижников, начинаешь глубже понимать ответственность, которая лежит на нас — в наших условиях, с современными удобствами. Еще больше зауважал я тех, кто в прежние времена трудился на этой земле, ездил, просвещал людей.

* * *

Один из ярких и значительных исследователей христианства в Якутии Инна Игоревна Юрганова пишет, что до 1916 года в Якутии было порядка 300 храмов и часовен, в которых служило более 200 священников. Причем надо отметить, что половина из них были якутами. К 1993 году от храмов не осталось почти ничего. Сейчас, когда мы в этом году празднуем двадцатилетие возрождения Якутской епархии, у нас 65 храмов и 60 священников. Но число населенных пунктов, которые бы хотели иметь священника и регулярные богослужения, раза в два больше. При нашей транспортной специфике не все могут поехать в тот населенный пункт, где есть храм и община со священником.

* * *

Воспитывать священника гораздо тяжелее и труднее, чем строить храмы. Это более длительный и кропотливый процесс, именно поэтому такое большое внимание уделяется семинарии, на ее содержание выделяются значительные средства. Обучение нашего студента обходится в несколько раз дороже, чем такое же обучение в Москве или Санкт-Петербурге. Но мы сознательно идем на это, потому что нужно взращивать пастырей из коренных жителей, для которых этот климат привычен, и эта специфика жизни во всем ее многообразии, культурном и климатическом, — это все родное и свое.

Служащие здесь священники, с одной стороны, приехали с первым архиереем возрожденной Якутской епархии, теперь уже митрополитом, Германом. Из них я бы выделил протоиерея Сергия Клинцова, настоятеля нашего Преображенского собора. Человек, который 12 лет подвизается в Якутии, очень известный миссионер, даже, пожалуй, образец миссионера. То, что он еще и хороший фотограф, свидетельствует о яркости и одаренности его личности. Вторая группа — те, кто приняли сан уже при владыке Германе, были воспитаны им. Это настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Зарубин и настоятель Архангельского храма протоиерей Михаил Павлов. Еще часть священников приехала вместе со мной, по моему приглашению, чтобы поддержать церковную жизнь, это мои ученики по семинарии, и они глубоко верят в то, что делают. Приехали, потому что герои. Правда, им я этого не скажу, они еще молодые — могут возгордиться.

Для меня лично очень большая радость то, что за два года мы рукоположили двух священников-якутов. Теперь у нас в епархии их трое. Клирик Никольского храма отец Павел Слепцов был рукоположен четыре года назад, после окончания Московской духовной семинарии. Он очень энергичный человек и первый переводчик богослужебных текстов на якутский язык. Рукоположенный мною отец Александр Борисов родился и вырос в Якутии, наш студент, сейчас он служит в Сунтарском районе.

Интересная история с отцом Михаилом Иннокентьевым, который сначала был призван к служению и рукоположен, а сейчас проходит обучение в нашей Якутской семинарии заочно. Он многодетный папа — четверо детей, работает бухгалтером в Федеральном казначействе. В один из моих приездов в Верхневилюйск я увидел его во время богослужения в приходской общине. Прихожане очень хорошо отзывались о нем, и я предложил ему стать священником. Ему сложно было сразу принять решение, нужно было время для размышления, чтобы посоветоваться с супругой. Через две недели он позвонил и дал согласие, но при этом ему необходимо было сохранить и прежнюю, светскую, работу — на этом и договорились.

Возможно ли привести какую-то статистику, оценить количество православных людей? Очень разные и противоречивые приводятся цифры. Я вообще не сторонник таких подсчетов. Но три раза в год — на Рождество, Пасху и Крещение — наши храмы бывают переполнены. И во внебогослужебное время в эти храмы круглый год приходит очень большое количество людей с различными вопросами и потребностями. Поэтому думаю, что православных в Якутии действительно немало. И духовная жизнь, и вопросы веры у якутян далеко не на последнем месте. Другое дело, что в силу специфики Севера это возвращение к вере происходит медленнее, чем хотелось бы. В личном общении, на встречах в школах или на предприятиях люди потихонечку открываются. Недавно мой советник подвел меня в храме к окну и показал, сколько людей стоят за оградой, смотрят с глубоким почтением и интересом на собор и не уходят, ждут конца богослужения. Наша задача — выйти к ним и помогать, чтобы эти ростки веры и духовные запросы реализовывались.

* * *

С властью выстраивались и выстраиваются отношения довольно сложно. Видимо, потому что я новый человек, на меня должны были посмотреть. Скажу, что все вопросы, которые я обозначал, — передача земли Спасского монастыря, возвращение Троицкого собора, возведение еще трех храмов в городе и выделение земли под их строительство — я на все получил согласие и одобрение. Однако мои пожелания о том, чтобы священники были включены в общественную жизнь, не сразу были положительно восприняты, но сейчас нас зовут на ряд значительных мероприятий и общественно важных событий.

Есть проблема с «Основами православной культуры» в школах, есть проблема взаимоотношений с Министерством образования, в которых чувствуется напряжение и даже некоторый холодок, боязнь идти нам навстречу. Здесь на сегодняшний день, пожалуй, самая большая проблема, о чем свидетельствует резолюция Святейшего Патриарха на наш ежегодный отчет. Патриарх Кирилл указал, что у нас низкий процент выбравших этот предмет, что это направление должно быть предметом постоянной заботы на ближайшие два-три года. Это проблема значительная и большая. Хотя скажу, что мы многое сделали для того, чтобы идти навстречу Министерству образования. И более того, за два года во время каждой поездки я обязательно посещаю все школы и встречаюсь с учениками и преподавателями, до сих пор я не получил ни одного отказа во встрече. Однако же на постоянной основе, регулярной и более тесной, взаимного сотрудничества пока не получилось. Это самое большое мое беспокойство.

* * *

Вот, пожалуйста, последний пример. Меня пригласили на августовское республиканское совещание в Министерство, но оно назначено на десять часов утра 19 августа — Пре-ображение Господне, Великий двунадесятый праздник, а у нас это еще и Престольный праздник. Что мне сделать? Как решить, остаться ли мне с паствой или пойти к учителям, которые проводят важное совещание? Это сложно. Порой кажется, что все, что делает Министерство образования, построено вот на таком стыке напряжения. Но, на-деюсь, меня слышат, и по отношению к учителям, и вообще к Министерству образования Господь поможет растопить какое-то недоверие и упразднить эту стену.

Самым показательным положительным примером наших взаимоотношений со светской властью будет то, что в октябре, когда мы будем праздновать 20-летие возрождения епархии, будет подготовлен пакет документов по передаче и возвращению кафедрального Троицкого собора. Причем, с помощью светской же власти мы будем его восстанавливать.

* * *

Еще одна из проблем, которую я озвучивал на совещании полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева: было бы неплохо каким-то образом оказать нам помощь в передвижении по республике. Успех просветительской деятельности, успех работы священников в области духовно-нравственного воспитания зависит от частоты поездок, ведь мы пока не имеем постоянных священников во многих местах. То небольшое количество священников, которые горят желанием и могут ехать, имеют на то необходимые знания и опыт, но часто не имеют возможности совершать подобные поездки из-за дороговизны перелетов. Да, нам сказали, что государство выделяет средства на компенсацию перелетов, но вот где получить эту компенсацию, каким образом подключиться к этой программе?

Наш миссионер-священник — он больше, чем совершитель только богослужений, хотя это главное. он выполняет функции просветителя и воспитателя. Если рассматривать его полезность с точки зрения всего общества — это про-светитель в самом возвышенном смысле этого слова, это психолог, это духовный врач, который услышит и подскажет, это человек, который поможет решить многие социальные и злободневные проблемы. Не секрет, что для Якутии проблема суицида очень значительна. Чтобы все проблемы решать сообща и вместе, помогите нам добраться до нуждающихся в те далекие арктические улусы. Мы просто не в состоянии делать это часто, потому что наш епархиальный бюджет весьма скромный. Значительная часть священников в силу слабости приходов получает у нас жалование здесь, в кафедральном соборе. Таким образом город Якутск содержит всех наших священников. Вот такая проза дня.

В течение двух лет у нас регулярно выходят две передачи на телевидении*. Когда я бываю в улусах, встречаюсь с жителями, то вижу, какой отклик находят эти передачи. Их смотрят с вниманием, запоминают, а потом на наших встречах поднимают темы, которые в них затрагивались. В Якутии большое количество людей крещеных, желающих получить ответы на свои вопросы о вере. Конечно, это опосредованные признаки, косвенные. Но то, что такое пробуждение происходит, — это факт. Нельзя торопиться, нельзя подталкивать, нужно ждать. Семена посеяны прежде нас, при владыках Германе и Зосиме, мы должны помочь им прорасти, окрепнуть и начать свою жизнь в ограде церковной.

У меня вера от рождения, но я не скажу, что это одно-значно хорошо, потому что вера, впитанная с молоком матери, не подвергается критическому анализу. Впервые я стал защищать веру с позиций знаний и обосновывать ее при помощи интеллекта, а не сердца и души, — когда был уже в армии. Я оказался неподготовленным к вопросам сослуживцев, ибо сам не прошел через поиск, в котором находились они. Это был период не кризиса веры, а интеллектуального обоснования заповедей. Это было моим первым испытанием — защитить веру и свои убеждения.

Сначала в армии мне было сложно, потому что я не был готов к экстремальным условиям, но привык быстро. А то, что обо мне знали, что я человек церковный, верующий, даже сохраняло меня от вовлечения в какие-то конфликты, помогало мне самому. Когда я пытался где-то схалтурить, мне говорили: «Как же так? Ты же будущий поп! Тебе нельзя». У меня искали ответов на сложные вопросы, со мной советовались, делились душевными переживаниями: кто-то в письме поссорился с девушкой, у кого-то в семье трудности. Это был мой первый душепопечительский опыт. Например, ночью будят и говорят, что вызывает командир. Прихожу. Он усаживает меня за стол в «красном уголке» и говорит, что поссорился с женой, не знает, что делать, начинает изливать душу солдату, который в два раза моложе его. Но командир понимает, что перед ним уже почти священник. К тому времени я увлекался духовным наследием митрополита Антония Сурожского, и это мне очень помогло, так как именно его советы я давал тем, кто нуждался в них (своих советов дать не мог: откуда бы я их взял — без опыта и в таком юном возрасте).

У нас есть приход в Тикси, куда Синодальный миссионерский отдел направляет на определенные периоды для помощи священников — в данном случае это отец Агафангел (Белых), он приезжает уже второй раз — и студентов Белгородской семинарии. Договоренность об этом была заключена с председателем отдела, митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, еще при приснопамятном епископе Зосиме и потом была подтверждена мною. Это такой миссионерский стан, который содержится вниманием и заботой Синодального миссионерского отдела.

* * *

Предполагается обратить подобное внимание на еще однин дальний приход. В Якутии есть Аллаиховский улус, который находится на одной с Тикси параллели, и там есть старинное село Русское Устье. В XVII веке его основали выходцы из Великого Новгорода, и до сих пор жители этого села количеством в сто пятьдесят человек сохранили в своеобразном фольклорном варианте песни двухсот-трехсотлетней давности, говор и традиции Великого Новгорода. Когда об этой истории узнал митрополит Новгородский и Старорусский Лев, он предложил создать программу помощи и поддержки для Русского Устья. Благодаря администрации Великого Новгорода и новгородским предпринимателям была срублена деревянная церковь, сейчас она плывет в Русское Устье в разобранном виде. Владыка Лев позаботился не просто о строительстве храма, но и о полном внутреннем его убранстве и содержании, более того, он пообещал, что из Великого Новгорода будет приезжать и священник.

Фото Юлии Маковейчук и протоиерея Сергия Клинцова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!