Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Могут ли православные венчаться в костеле, если католичество нам ближе, а Бог для всех один? Вечная любовь: что нужно знать про католическое венчание.

Православный обряд венчания подразумевает собой полное согласие жениха и невесты дать клятву верности друг перед другом, а также получение от церкви благословения их союза, рождения и воспитания детей в соответствии с традициями христианского общества.

Церемония состоит из двух частей: и самого венчания. Изначально эти два процесса проходили отдельно друг от друга, но к концу XVII века их совместили. В процессе обручения священник надевает жениху и невесте обручальные кольца, как символ их бесконечной, вечной и безграничной любви. Супруги же в знак своего согласия должны обменяться кольцами три раза, после чего одно кольцо остаётся у невесты, а второе – у жениха.

После обручения священник при помощи венца крестообразно знаменует жениха и невесту. Супругам подносят чашу с красным вином, которое символизирует их общую судьбу, и молодожены попеременно в три приёма выпивают всё вино. Далее священник соединяет правые руки новобрачных и три раза обводит их вокруг аналоя. Это является символом начала совместного пути.

В конце церемонии жених и невеста целуют иконы Божьей Матери и Спасителя, получают от священника две иконы, заранее подготовленные родителями супругов, и обряд венчания заканчивается.

Традиции католического венчания

Католическое венчание – это обряд, преисполненный торжественности и красоты, который совершается раз в жизни. После венчания супругов-католиков может разлучить только смерть.

В отличие от православного, где главные роли распределены между священником и вступающими в брак, в католическом обряде одним из главных участников является отец невесты. Как глава семьи, он ведет свою дочь к алтарю и передаёт её в руки будущего супруга. С этого дня именно муж будет обязан заботиться и трепетно любить свою избранницу.

Основная церемония начинается со вступительной молитвы католического священника, во время которой жених и невеста стоят на коленях на специальных стульчиках, свидетели находятся рядом, а родственники и приглашенные гости сидят. После молитвы и ответов на вопросы священника жених и невеста произносят клятвы верности и любви, обмениваются кольцами и в церковной книге. На этом обряд венчания в католической церкви заканчивается.

Запреты на венчание

По законам православной и католической церквей запрещены браки между кровными родственниками, а также сводными братьями и сестрами. Для православного обряда обязательно, чтобы оба супруга были крещеными; в католической же церкви невозможен брак , монахом или , а также в случае, если один из супругов ранее был повенчан в православной церкви.

Венчание является одним из семи церковных таинств, во время которого новобрачные заключают брачный союз перед Богом, удостоверяя свои чувства друг к другу. таинство венчание в православном храме длится около часа.

Само таинство состоит из последования обручения и непосредственно . Перед началом торжественного богослужения служащий священник встречает новобрачных под звон колоколов у входа в храм.


Перед началом обручения новобрачные находятся в конце храма (при этом, им под ноги стелят специальный плат). Далее новобрачным дают в руки венчальные свечи. После этого священник отходит в центр храма и дает возглас к началу таинства. Далее священнослужитель произносит ектенью с особыми прошениями о новобрачных. Затем читается молитва после которой священник вновь подходит к новобрачным и одевает на их пальцы кольца. Перстни (так в православной традиции именуется ) троекратно меняются. То есть, поочередно обручальное кольцо мужа и жены одевается на палец супруга (супруги). После этого читается еще несколько молитв священником в центре храма.


После молитв священник подходит к паре и при пении определенных венчальных песнопений подводит новобрачных к центру храма. Затем происходит вопрошание о желании церковный брак. После получения с обеих сторон начинается непосредственно таинство венчания.


Одним из главных моментов венчания является возложение на новобрачных венцов. Уже после этого священник произносит трижды тайносовершительную формулу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)». При этом, священник воздевает руки к небу, а затем поворачивается к новобрачным и благословляет их. Это происходит троекратно. Далее следуют чтения отрывков из Священного Писания Нового Завета.

Я крещенная в Православной Церкви, родители - православные, но по материнской линии были поляки (родной дедушка) - католики. Дедушка к сожалению рано умер, и так получилось, что в детстве бабушки меня водили и в церковь, и в костел, и даже когда я была еще ребенком, меня раздражали некоторые вещи, например то, что в церковь люди приходили скорее как в клуб... поговорить, посплетничать... А также сильно отвлекает слишком шикарное убранство - до сих пор захожу, как в музей, - стою, рассматриваю золотую лепку и живопись, забывая, зачем пришла... Но, - понимая, что так говорить, наверное, нельзя, - по этой причине мне с детства костел стал почему-то ближе, что ли, как дома... Мне там спокойно, ничего не отвлекает. Спустя 15 лет я опять попала в тот костел, в который меня водили в детстве... Он уже полуразрушен, 1810 года постройки. Но там такая атмосфера, как будто я никуда не уходила (костел находится в другом городе за 500 км). Простите, что так много пишу, но у меня вопрос: могу ли постоянно посещать костел, исповедоваться и причащаться, а также венчаться с православным молодым человеком в католическом храме и давать клятву именно по католическому обряду - обращаясь друг к другу? (Молодой человек крещен по православному обряду, но церковь практически не посещает.) Мне всегда было непонятно. какие могут быть запреты... Бог ведь один для всех... Как можно делить людей на одних и других...

Уважаемая Ольга, действительно, одни люди хорошо чувствуют себя в православном храме, другим больше по душе органная музыка и скамеечки в католическом костеле, третьи пойдут слушать музыку в консерваторию, а четвертые - на футбол. Однако же при выборе наших мировоззренческих приоритетов, при определении столь важных вещей: как мы хотим верить и к какой Церкви хотим принадлежать, то есть какую мы опознаем как истинную Церковь Христову, — вероятно, нужно руководствоваться не только и не столько эмоционально-эстетическими предпочтениями или знакомствами с людьми, которые к той или иной Церкви или организации принадлежат. Как-то это было бы уж очень неглубоко по отношению ко Христу и Его Церкви. Не будет ли неудобно перед Христом за столь мелкие побуждения в определении своего религиозного мировоззрения? Согласитесь: и среди представителей тоталитарных сект, и даже среди представителей явно нехристианских мировоззрений - скажем, коммунистов - встречаются люди высокой нравственной жизни и очень и очень достойные по своему облику. А на сектантских собраниях обстановка кому-то может показаться весьма «молитвенной». И будет там «спокойно как дома». Но это же не побудит нас на этом основании присоединиться к сектантам или коммунистам. Точно так же из наличия достойных инославных, не нарушающих разговорами строй богослужения, из красоты знакомого с детства католического костела, не вытекает и то, что мы должны разделять все заблуждения, которые есть в инославных конфессиях.

Повторенный Вами штамп о том, что Бог один для всех и неважно, как называется вера, можно произнести только на основании, простите меня за резкость, приметного религиозного невежества. Христос пришел на Землю не для того, чтобы дать этическую доктрину, возвышенный сборник нравственных норм, которым бы следовали Его ученики, не для того, чтобы объяснить тайны мира и создать самую величественную из всех философий, существовавших когда-либо. Он пришел, чтобы основать Церковь - таинственный духовный организм, в котором бы мы все с Ним, как главой, были соединены. И надо четко осознавать, что на небе нет множества различных церквей. Там нет церкви мусульманской, буддистской, синтоистской или иеговистской. На небе только одна Церковь - Христова, воплотившегося Сына Божия. Это та Церковь, тот духовный организм, то Тело Христово, членами которого мы становимся через таинство Крещения и в котором живем через принятие других ее (Церкви) таинств, и через ответственное побуждение себя стремиться исполнять в своей жизни правду Божию. Истинная Христова Церковь едина. Она не может быть разделена сама в себе.

Задумайтесь теперь над таким очевидным вопросом: неужели на протяжении тысячи лет глубочайшие мыслители, богословы, писатели и деятели культуры Православия и Католичества пребывали в каком-то ослеплении и обольщении, не замечая того, что разделяющее их на самом деле эфемерно, что это просто некая национально-культурная традиция, на которую нужно махнуть рукой и объединиться? Напротив, мы видим, что с двух сторон люди глубочайших мыслительных способностей и мистических дарований свидетельствовали о нетождественности религиозного опыта Православия и Католицизма. Какой бы выбор в итоге Вы ни сделали, ибо Вы свободны в своем выборе, но принять эту нетождественность как нечто очень серьезное будет единственным ответственным и честным подходом.

В этом смысле Ваше стремление прибегать к Таинствам Католической Церкви, при этом именуя себя православной, свидетельствует опять же о некоторой недодуманности, невыношенности Вашего религиозного мировоззрения. Если мы воспринимаем Церковь как богочеловеческий организм, Тело Христово, а ее Таинства - как Самим Богом данные нам источники благодати, если мы серьезно относимся к словам Символа веры «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», то у нас и не возникнет помысел о совершении любого Таинства вне ограды этой истинной Церкви. Если же Вы хотите венчаться в костеле просто потому, что Вам нравится то, как Венчание показывают в западных кинофильмах, то подобное побуждение не может быть признано основательным ни православными, ни католиками.

Поэтому, определяя Ваше христианское мировоззрение, постарайтесь сделать это на основании честного, непредвзятого, основанного на серьезных авторитетных источниках сравнения вероучения Православной и Католической Церкви, подумайте, какое из них полнее, четче, глубже, незамутненнее доносит до нас апостольское предание. Помочь Вам в этом может в частности книга Православие и западное христианство и многие другие материалы. Посмотрите и следующие аналогичные вопросы на нашем сайте.

И затем постарайтесь дать себе отчет, пришли ли Вы к убеждению, что Папа Римский есть наместник Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный первосвященник и абсолютный глава Вселенской Церкви, что он есть гарант церковной истины, и его веро- и нравоучительные суждения, высказанные особенным образом - ex cathedra (с кафедры) - являются безошибочными, и он один уполномочен Богом провозглашать истину в конечной инстанции? Что католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына истиннее, чем исконное святоотеческое учение об исхождении Святого Духа только от Отца? Путем тщательного разбора пришли ли Вы ко взгляду, что чистилище и индульгенции есть необходимая часть христианского учения о спасении? Является ли краеугольным камнем Вашего мировоззрения вера в сверхдолжные заслуги святых? И многое другое. Если да, то Ваше место в Католической Церкви и тогда, не разделяя этого выбора, я не могу не отнестись к нему с уважением. И если Вы разделяете догматы и вероучение католицизма, то нет оснований называть себя православной. Но если это не так, если Вам просто эстетически нравится звучание органа, привлекает эстетика католического богослужения, гладковыбритый священник больше бородатого русского батюшки, скамейки больше, чем 2-3-х часовое стояние в православном храме, общество кружка друг друга знающих интеллигентов-католиков полноты, иной раз под бок пихающих православных братьев и сестер, то дайте себе отчет, — разве это основательная причина и прочный фундамент для вынесения суждения об Истинной Церкви?

Ведь мы же идем в Церковь к Богу, а не к улыбчивому батюшке. К Богу, а не в приятное человеческое сообщество. В истинную Церковь Христову, а не туда, где нас будут все хвалить, и где мы всем будем нравиться. И если через чтение церковной литературы, через знакомство с богословием, церковной историей, человек пришел к убеждению, что истинная Церковь Христова - это Святая Православная Церковь, то могут ли его остановить при вхождении в ее ограду немощи некоторых ее прихожан, не вполне благоговейно ведущих себя на богослужении, или декоративное убранство нескольких храмов?

Сам по себе факт присутствия на инославном богослужении не является чем-то принципиально недопустимым, если это совершается нами с целью культурно-познавательной, с целью ознакомления с инославной религиозной традицией, в том или ином контексте дипломатических или человеческих отношений с нашими коллегами, родственниками или инославными друзьями. Каноны нашей Церкви никак не воспрещают римо-католикам посещать православные храмы, прикладываться к православным иконам. Присутствовать же на инославном богослужении с тем, чтобы молитвенно восполнить то, что мы будто бы недополучаем на богослужении Единой Истинной Церкви - это проявлять неверие в ее истинность и полноту пребывания в ней благодатных даров Божиих. И это уже, конечно, было бы грехом против Церкви.

Поэтому, взаимообщение в Таинствах между православными и католиками — это единственное, что, безусловно, недопустимо. Взаимное общение в Таинствах является лишь результатом единства в вере. Согласитесь, что подходить к Чаше можно лишь в случае нашего полного религиозного вероучительного единодушия, единоверия. Как бы во многом ни близки были вероучения Православной и Католической Церкви, но есть и вполне принципиальные вероучительные моменты, которые нас разделяют. Поэтому, будучи честной по отношению к своей вере и по отношению к вере католической, конечно же, было бы неправильно исповедоваться, причащаться, приступать к другим Таинствам в католическом храме, осознавая себя православной.

Относительно Вашего смущения слишком пышным убранством известного Вам православного храма, скажем следующее. Православных храмов, особенно в больших городах, сейчас достаточно много. И вовсе не все они построены в одном и том же архитектурно-художественном стиле. Есть и более строгие, аскетичные, есть и более нарядные и благоукрашенные. Есть в православном мире и такие храмы, что послы князя Владимира, побывав в Софии Константинопольской, сказали: мы словно были не на земле, а на небе.

Не потому ли Вы не имели опыта спокойствия и мира на душе при посещении православных храмов, что редко заходили в них или не пытались поискать такой храм, где ничто не отвлекало бы Вас от богослужения? В разных храмах разными будут и убранство и общины и священнослужители и традиции церковного чтения и пения. Чтобы выбрать храм, в который Вы будете постоянно ходить, можно сначала несколько раз сходить в один, потом в другой и послушать себя — где душа почувствует себя дома. Попробуйте, определив для себя конкретный срок, походить по разным храмам, разумеется, московского http://www.taday.ru/vopros/20162/308001.html , а не киевского http://www.taday.ru/vopros/20355/24664.html патриархата, помолиться там на богослужениях, послушать проповеди священников, исповедоваться, — и оставайтесь там, где почувствуете себя дома, где менее всего внешнее будет Вас отвлекать и Вам препятствовать в достижении главной цели нашей земной церковной жизни — обретению пути к жизни во Христе. Тот храм, который внутренне понравится, где не вызывает отторжения ни манера служения, ни темп его, ни проповедь, ни подход священников к исповеди, чаще всего и становится для человека его церковным домом.

Укажу здесь только на одно. В главном все православные приходы одинаковы. Это сообщества верующих людей, православных христиан, объединенных вокруг Таинств Церкви, вокруг богослужения, под водительством духовенства данного прихода стремящихся учиться любить Бога и любить друг друга через церковную приходскую жизнь. Это общее и главное. Устав богослужения у нас один. Конечно, где-то больше, где-то меньше сокращают, по-разному поют, по-разному читают, но служится принципиально одна Божественная литургия. Таинство Евхаристии совершается в каждом приходе то же самое. Единый Господь выходит к нам в Своем Пречистом Теле и Крови.

Что касается Венчания с произнесением клятв по католическому обряду, думается, что этот момент в западном обряде венчания никак не противоречит Православию. Это как раз совсем не то главное, что нас разделяет. Да, к сожалению, у нас из чинопоследования Таинства Брака в нынешнем его виде исключены, собственно, сами обещания верности, любви, заботы, попечения друг о друге и этот вопрос, может быть, следовало бы предложить соответствующей Синодальной богослужебной комиссии с тем, чтобы дополнить чин этими обещаниями.

Главное же, что надо помнить, стремясь освятить свой союз Венчанием, это, что Венчание правильным образом может быть совершено только над двумя людьми верующими и церковными, которые стремятся создавать свою семью как малую Церковь, как клеточку духовного организма под названием Церковь Христова. Это Таинство, которое не должно быть некоторым приложением к регистрации в ЗАГСе: красивой традицией или торжественной церемонией. Оно должно предваряться исповедью, встречей и беседой со священником, который бы рассказывал о том, что такое Таинство Брака, какую ответственность на себя принимают люди, стремящиеся освятить свой союз церковным благословением. Ведь стремление к Венчанию означает, что два человека, именно два, а не один только, готовы воспринять свою семью как малую Церковь и будут сознательно стремиться в центре своей семейной жизни ставить Бога, Его правду, исполнение Его заповедей. Поэтому, чего никак не следует делать - это побуждать к церковному браку невоцерковленного молодого человека. Даже в том случае, если он готов венчаться по уступке, ради Вас, не стоит этого делать. Венчание может благословлять только брак, в который вступает семья, стремящаяся стать малой Церковью. В ином случае это будет профанацией Таинства. Если люди не готовы к воцерковлению, то им лучше не торопиться с Венчанием. Ведь мы не называем гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, блудом. Гораздо более честным перед Богом и совестью будет в этом случае ограничиться гражданским законом.

"Здравствуйте, Виктор! Православный христианин может жениться на католичке только в том случае, если венчание будет совершено в православном храме, и дети их будут воспитываться в Православии. Венчаться в католическом храме православному нельзя. Желаю Вашему другу создать крепкую и счастливую семью!" Здравствуйте, отче! Таким образом Вы ответили некоему Виктору. Откуда у Вас такая категоричность? В ситуациях, когда Православный храм не доступен? Лучше не венчаться вовсе? Понимание Таинств у католиков и православных близки. Или лучше разрушить семью, но пытаться насильно загнать в православие супругу или сохранить семью и своим примером привести всю семью в храм православный? Игорь.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Игорь!

Православный христианин не должен принимать участия в таинствах, совершаемых Католической Церковью. В наше время трудно представить ситуацию, когда православный храм недоступен, но, если это действительно так, достаточно зарегистрировать брак по законам государства, на территории которого проживают жених и невеста, а при первой возможности обвенчаться в православном храме. Напомню Вам, что официально зарегистрированный брак признается Православной Церковью законным браком. Супруга-католика никто насильно в Православие загнать не стремится: венчание с инославными (то есть христианами, не относящимися к Православной Церкви) не предполагает изменения их вероисповедания.

Тем, кто решил венчаться по католическому обряду, стоит помнить, что существует ряд правил, в соответствии с которыми проводится таинство венчания.

Перед венчанием

"Когда люди принимают решение обвенчаться, то они должны прийти в костел как минимум за три месяца до предполагаемой даты венчания", - говорит епархиальный душпастырь семей Минско-Могилевской архиепархии отец Петр Антони Белевич.

По его словам, за этот срок (три месяца) "молодые" проходят своеобразную "специальную подготовку", причем есть даже особая книга, в которой описывается, как должны проходить 10 встреч с людьми, готовящимися к венчанию.

Тем не менее "бывает, что люди приходят, например, за месяц до венчания, говорят, что уже заказали ресторан, ЗАГС, что не думали, не знали и т.п, но это, скорее, исключение. Сегодня большинство молодых людей знает о том, что нужно приходить заранее".

В течение этих трех месяцев будущих супругов учат молитвам ("Отче наш", "К Деве Марии", "Верую") и основам католической веры, готовят к супружеской жизни.

"Это очень важно. Например, мы поясняем будущим супругам то, что в католической вере строго запрещено и является большим грехом использование любых противозачаточных средств. Я подчеркиваю, - любых, начиная с самых простых, таких как презерватив, и заканчивая таблетками и спиралями. Когда кто-то спрашивает: "Так что нам рожать и рожать без конца?", то я говорю, что есть естественный метод планирования семьи, и мы тоже объясняем это молодым".

Кого венчают

Если пара "смешанная", например, один из будущих супругов католик, а другой - православный, то, по словам отца Петра, в этом случае больших проблем нет, так как вероисповедания очень близки друг к другу.

"Тут только одно условие: католическая сторона должна дать обещание, что будет крестить и воспитывать детей в католической вере, а православная сторона должна знать, что католик дал такое обещание".

Кроме того, потребуется разрешение от епископа на венчание "смешанной" пары.

"Это разрешение практически всегда можно получить, если нет каких-то других проблем", - говорит отец Петр.

Кстати, получением разрешения занимается священник, который готовит "молодых". Существуют специальные формуляры, которые священник заполняет в присутствии будущих супругов, а те должны поставить свои подписи под обещанием о воспитании детей (католическая сторона) и под уведомлением о таком обещании (православная сторона), затем священник посылает документы епископу.

"Если же речь идет о некрещеном человеке (неважно, кто он - мусульманин, иудей или атеист), тут все немного сложнее: тут нужно специальное разрешение от епископа и нужен серьезный подход. Мы всегда предупреждаем молодых о большой разнице культур. Вообще же таких случаев очень мало, практически не бывает".

Отметим, что венчаться можно только после заключения официального брака.

Когда венчают

Говоря о том, когда можно или нельзя венчаться, отец Петр отметил, что "как таковых ограничений нет, ведь венчание это одно из таинств и его, как и другие таинства, можно принимать всегда".

По словам отца Петра, люди сами обычно не венчаются во время постов, хотя бывают и исключения.

"Если даже священник согласится обвенчать "молодых" в пост, например, в случае если люди уже несколько лет жили без венчания и решили как бы "узаконить" свои отношения перед Богом до Пасхи, то здесь есть очень важный момент: в этом случае нельзя устраивать свадьбу, то есть праздновать это событие (танцевать, веселиться и т.п)", - говорит отец Петр. Если это условие соблюдается, то венчаться можно в любой день.

Кого не венчают

Не венчают молодоженов, состоящих в родственной связи (по прямой линии), а также тех, кто является сводными братом и сестрой. Если же собираются обвенчаться двоюродные брат и сестра, то, по словам отца Петра, "это может быть осуществлено, но только в исключительных случаях и для проведения такого венчания требуется особое разрешение епископа, которое практически никогда не выдается".

Также помехой для венчания является импотенция одного из супругов. "Не факт бесплодия, а именно неспособность к половому акту. Даже если "молодые" не рассказали об этом священнику, венчание считается недействительным", - говорит отец Петр. Кстати, ответы на этот и другие вопросы, которые задаются "молодым" перед венчанием (отдельно мужчине и женщине, а также совместно) заносятся в специальный протокол.

Естественно, не обвенчают молодоженов, один из которых уже состоит в другом браке. Причем, как говорит отец Петр, "в католической церкви развода (развенчания) нет, даже если человек, например, ранее венчался в православной церкви, потом развелся и даже развенчался, то все равно не сможет обвенчаться в церкви католической". Если же человек был просто расписан, а затем развелся, то венчаться можно, но потребуется предоставить свидетельство о разводе.

Еще одной помехой венчанию, которая, по словам отца Петра, "практически никогда не встречается", является убийство мужем жены (женой мужа) для того, чтобы вступить в новый брак.

Как проходит венчание

Как говорит отец Петр, "какого-то одного "сценария" нет: проведение обряда зависит от священника и от традиций, принятых в данной местности (городе, деревне). Например, где-то отец невесты вводит ее в костел, где-то молодые заходят вместе".

Само венчание начинается как литургия, священник приветствует молодых, гостей, затем читается первая молитва, после этого все собравшиеся слушают один-два фрагмента из Библии и короткую проповедь, в которой "молодым" еще раз напоминают об обязанностях супругов.

1. Пришли ли вы сюда добровольно и свободно хотите заключить супружеский союз?

2. Готовы ли вы любить и уважать друг друга всю жизнь?

3. Готовы ли вы с любовью принять от Бога детей и воспитать их согласно учению Христа и церкви? (Этот вопрос задается только молодым парам).

Если хотя бы на один из вопросов кто-то из "молодых" ответит "нет", то венчание не проводится.

Если на все вопросы ответом было "да", священник просит Святого Духа сойти на супругов, молодожены подают друг другу руки, и священник связывает их специальной ленточкой, а они, стоя лицом друг к другу, повторяют (или говорят, если знают наизусть) слова супружеской клятвы.

После этого священник благословляет "молодых". Как говорит отец Петр, "брак - это единственное из таинств, которое люди дают сами себе: муж - жене, а жена - мужу священник лишь благословляет их".

Затем освящаются кольца (если они есть), читаются молитвы "Отче наш", Заступническая молитва, заканчивается же обряд благословлением (обычно на венчание уходит не более получаса).

Интересно, что для проведения венчания обручальные кольца совсем не обязательны . "В католичестве есть обряд освящения и надевания колец, но это лишь дополнение основного обряда - взаимной клятвы, то есть слов получения божьей благодати. Кольца же являются знаком того, что супруги получили эту благодать", - говорит отец Петр.

Обязательным же условием венчания является присутствие двух свидетелей, которые должны быть крещеными людьми, причем не важно - православными или католиками. Во время обряда они стоят за "молодыми" и должны слышать все, что говорит священник, а также все, что говорят жених с невестой.

Венчание может, по желанию, проводиться на одном из трех языков (белорусский, польский и русский).

Правила венчания в католической церкви существенно отличаются от православных. И хотя цель обе конфессии преследуют одну – соединить молодую чету перед лицом Бога и испросить о даровании новобрачным благодати – происходит это по-разному. Однако углубляться в теологические рассуждения мы не станем, а просто попробуем отметить основные, самые значимые этапы торжественной католической церемонии.

Условия венчания

Как и при свершении православного таинства или гражданской регистрации, строгие нормы католицизма требуют, чтобы оба супруга на момент заключения брака были совершеннолетними и находились «в здравом уме и трезвой памяти»; то есть, отдавали себе отчёт в своих действиях. Изредка, в исключительных обстоятельствах и с разрешения родителей, могут повенчать пару, не достигшую совершеннолетия, но делается это очень неохотно. К слову, в отличие от того же православия для взрослых жениха и невесты родительское благословение не является непременным условием бракосочетания, достаточно волеизъявления самих молодых.

Откажут в католическом венчании и кровным родственникам, и тем, кто уже успел вступить в брачный союз с третьим лицом. Чтобы предотвратить возможные недоразумения и спекуляции на эту тему, жениха с невестой обязательно попросят принести свидетельство о регистрации брака в государственной организации.

А вот принадлежность одного из молодых к православию, мусульманству или иудаизму препятствием не станет. Однако супругом придётся получить особое разрешение на брак и дать письменное обещание, что дети, рождённые в таком союзе, будут воспитываться в католической вере.

Подготовка

После венчания в католической церкви развод невозможен в принципе, а семейный союз считается вечным, имеющим равную силу в этой жизни и в следующей. В худшем случае брак могут аннулировать, если обряд был проведён с серьёзными нарушениями или один из супругов утаил от спутника важную информацию - например, о наследственном заболевании, которое он может передать детям. Оттого-то за несколько недель до церемонии священник в обязательном порядке проводит с молодыми несколько бесед, на которых старается внушить будущим мужу и жене мысль о важности совершаемого ими шага и разъяснить основы семейной жизни с позиции католической Церкви. Имейте в виду, к венчанию допускают лишь при наличии документа с указанием, что необходимые беседы были проведены!

Кроме того, потребуются:

  • Бумага со свидетельством о крещении каждого из новобрачных, если оба исповедуют католическую веру.
  • Сертификат о первом церковном причастии.
  • Брачная форма с запросом и разрешением на брак, выданная молодым в церкви и отмеченная печатью епископа.
  • Наконец, оба молодожёна должны назубок знать молитвы к Господу, Деве Марии и «Верую»; пройти исповедь и причаститься. Только после этого они готовы предстать перед алтарём.

Порядок и общие правила торжественной церемонии

Если вы видели, как проходит католическое венчание, то наверняка не упустили из виду волнующий и красивый момент, когда отец невесты подводит дочь к алтарю, символически вручая её заботам и покровительству супруга. После этого момента девушка выходит из-под родительской власти и становится частью новой семьи.

Свидетели жениха и невесты – до трёх человек с каждой стороны – занимают положенные им места поблизости от будущих супругов, гости рассаживаются на скамейки. Обычно у новобрачных тоже имеются маленькие стульчики, на которых те будут сидеть во время общей молитвы и вступительной проповеди.

Произнеся необходимые молитвы и причастив молодожёнов, священник задаст три главных вопроса:

  • Явились ли жених с невестой на церемонию по своей воле?
  • Готовы ли дарить друг другу любовь и верность всю оставшуюся жизнь?
  • Готовы ли растить посланных им Богом детей в заботе и по установленным Христом правилам?

Услышав в ответ тройное «да», священник спросит, не знает ли кто из присутствующих причины, по которым данный союз не может быть заключён, а затем произнесёт молитвы о сошествии на молодую пару Святого духа. Жених с невестой обменяются торжественными клятвами, скрепят свой союз кольцами и подписями в учётной церковной книге, а священник во всеуслышание объявляет пару мужем и женой. После этого венчание считается свершившимся, а союз нерушимым – разорвать его может лишь смерть одного из супругов.

Чтобы наглядно представить себе всю красоту обряда, посмотрите короткое видео венчания в католической церкви.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!