Мир природы в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знатоки природы
Вид НОД: познавательное развитие
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»
Тема: Мир растений
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Учебно-методический комплект:
- Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М. А. Васильевой. - М: Мозаика - синтез, 2015г.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты: Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в познавательной деятельности. Проявляют желание самоутвеждаться в процессе познавательной деятельности со сверстниками. Демонстрируют бережное отношение к окружающему природному миру посредством формирования осознанного отношения к окружающему природному миру.
У детей развивается волевая саморегуляция поведения посредством выполнения затруднений в деятельности. Развиваются мыслительные анализ, обобщение, классификация) в процессе познавательной деятельности. Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь в процессе познавательной деятельности. Расширяются представления детей о комнатных растениях, растениях сада, поля, о видах деревьев и кустарников. Дети умеют работать с ментальной картой. У детей обогащается словарь (барбарис, кипарис, можжевельник).
Задачи:
1.Воспитательные задачи : Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в познавательной деятельности. Воспитывать желание самоутвеждаться в процессе познавательной деятельности со сверстниками. Воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру посредством формирования осознанного отношения к окружающему природному миру.
2.Развивающие задачи: Развивать волевую саморегуляцию поведения посредством выполнения затруднений в деятельности. Развивать мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация) в процессе познавательной деятельности. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь в процессе познавательной деятельности.
3. Обучающие задачи: Обобщать представления детей о комнатных растениях, растениях сада, поля. Обобщать представления детей о видах деревьев и кустарников. Учить детей работать с ментальной картой. Способствовать обогащению словаря детей (барбарис, кипарис, можжевельник).
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО): Полноценное проживание всех этапов детства, обогащение детского развития, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей детей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношениях, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип деятельности.
Методы воспитания: беседа, художественное слово, игра, эмоциональное стимулирование.
Методы обучения: беседа, рассказывание
Средства воспитания и обучения:
словесные (загадки), наглядные (схема, иллюстрации)
Весь текст материала находится в приложенном файле
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Тема: «В мире животных»
Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, их
ролью и значением в природе; формировать
любознательность и интерес к познавательной деятельности; воспитывать у детей бережное отношение к миру животных.
Оборудование: презентация «В мире животных»; карточки
с изображением диких животных; картинки
с изображением барса, архара, сайгака,
белые и красные листы, клей, пластилин,
семечки, рисунки к д/и «Найди чей хвост».
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия: «В мире животных».
Круг приветствия:
Мы живем на планете Земля – очень щедрой и богатой животным и растительным миром. Природа нашей планеты создала все условия, чтобы мы жили и наслаждались красотой вокруг нас.
Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и окружающий нас мир.
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас!
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
Молодцы, ребята!
Сюрпризный момент (раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин)
Здравствуйте, ребята! Я почтальон Печкин, принес вам очень важное и срочное письмо. Я не ошибся адресом, Подготовительная к школе группа? (Да!) Тогда получите (вручает письмо учителю) и распишитесь. До свидания, ребята! (До свидания!)
Воспитатель: Интересно от кого это письмо? (читает письмо)
- Дорогие, дети, помогите!
У нас в лесу переполох.
Мы не можем есть и спать.
Мы не знаем, как нас звать.
Как мы ходим, что едим,
Говорим или рычим?
Помогите! Подскажите,
Кто мы есть и как нам жить.
Ребята, как вы думаете от кого это
письмо?
Дети: От диких животных
Воспитатель: Правильно, молодцы. Где живут дикие
животные?
Дети: В лесу
Воспитатель: Вы хотите помочь диким животным? (ДА)
Для этого нам необходимо попасть в лес. Закройте глаза,
покрепче возьмитесь за стульчики руками и скажите:
раз, два, три, стульчик меня в лес неси.
(Дети закрывают глаза, держатся за стульчики руками и произносят слова. На интерактивной доске слайд «Лес» звучат звуки природы «Пение птиц»).
- Оказались мы в лесу. Почему хрустят кусты? Кто такой
большой мохнатый машет нам когтистой лапой?
(Медведь) Почему он как зайчишка, нас боится, вот
трусишка.
Кто поможет медведю вспомнить кто он, где живет и чем
питается?
(У детей на партах карточки с изображением диких животных. Тот у кого карточка с медведем рассказывает о нем.)
- Молодец, медведь очень тебе благодарен.
(На доске появляются слайды с изображением медведя, Воспитатель дополняет рассказ дет - Медведь, ребята, хоть и большой и сильный, но в основном доброжелательный, если его не дразнить и
не заходить на его территорию, то он мирно будет
собирать малину и мед у пчел. Медведь всеядное животное. Очень любит ягоды, сладкие корешки и
мед. Его можно назвать сладкоежка, а еще он очень
любит купаться, ловить рыбу и лакомиться ею.
Посмотрите за сосну. Что за рыжая красавица машет
нам своим хвостом? (Лиса)
Кто расскажет лисе о ее повадках, где она живет?
(Рассказ ребенка о лисе. На доске появляются слайды с изображением лисы, Воспитатель дополняет ответ ребенка).
- Лиса – хищное животное. Она питается мелкими грызунами, птицами, яйцами, зайцами. Лиса очень
хитрая, у нее хороший нюх и благодаря ему она
выслеживает свою добычу.
Длинные уши, хвостик торчком? (Заяц)
(Рассказ ребенка о зайце. На доске появляются слайды с изображением зайцев, Воспитатель дополняет ответ ребенка).
- Зайцы травоядные животные, у них острые, крепкие
и большие передние зубы, благодаря которым они
легко грызут кору с деревьев и корешки. Зимой
заяц становится белый, чтобы легче спрятаться от хищников.
Серый, зубастый, злой и голодный? (Волк)
(Рассказ ребенка о волке. На доске появляются слайды с волками, Воспитатель дополняет ответ ребенка). - Ребята, хоть волк и опасный хищник, но все же он
приносит большую пользу в лесу, его называют
санитаром леса, потому что он в основном охотится
на слабых и больных животных. Волки живут и
охотятся стаями, у них есть вожак.
Рыжий огонек по деревьям прыг скок? (Белка)
Рассказ ребенка о белке. На доске появляются слайды с изображением белки, Воспитатель дополняет ответ ребенка).
- Белки находят в лесу на дереве уютное дупло,
которое выдолбил дятел, и устраивают там свой
домик. Летом белки собирают грибы и сушат их,
чтобы запастись кормом на зиму, а еще белочки
собирают орешки, шишки и мох, чтобы зимой не
замерзнуть.
- Мешок с иголками лежит под елками? (Еж)
(Рассказ ребенка о еже. На доске появляются слайды с изображением ежей, Воспитатель дополняет ответ ребенка).
- Еж, ребята, всеядное животное. Он любит грибы,
яблоки, а так же не прочь поохотиться на мышей.
Осенью еж сворачивается в клубок и катается по листьям, чтобы потеплее укутаться в них как в дупло. А затем спит в своей норке до весны.
Он царь в лесу, красив и статен, среди ветвей его
рога ты не заметишь никогда. (Олень)
(Рассказ ребенка об олене. На доске появляются слайды с изображением оленей, Воспитатель дополняет ответ ребенка).
- Олень очень гордое животное. У самца большие ветвистые рога, которые боятся даже волки. Вожак
олень защищает свое стадо. Питается олень
травой, лишайниками, мхом.
Молодцы, ребята. Теперь наши дикие животные вспомнили кто они, где живут и что едят и очень вам благодарны.
А мы с вами немножко поиграем.
Физкультминутка «Встреча в лесу»
По лесу мы шагаем и медведя там встречаем,
Этот мишка косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
Вдалеке из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы ее перехитрим
На носочках побежим.
Подражаем мы зайчишке
Непоседе шалунишке.
Прыг-скок, прыг-скок
С кочки прыгнем на пенек.
Вот пыхтит колючий еж
Гриб большой домой несет
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
Ребята, вам было весело сегодня на занятии? (Да!)
А вот диким животным грустно, потому что они потеряли своих детенышей. Поможем им? (Да!)
Дидактическая игра « Назови детеныша»
(дети называют детенышей диких животных в единственном и множественном числе. На доске появляются слайды с изображением детенышей) У медведя- медвежонок- медвежата
У лисы- лисенок- лисята
У зайца- зайчонок- зайчата
У волка- волчонок- волчата
У белки- бельчонок- бельчата
У ежа- ежонок- ежата
У оленя- олененок- оленята
Молодцы, ребята.
Вы знаете, многие животные на грани исчезновения, потому что
люди охотятся на них. Убивают их ради красивого меха и просто ради удовольствия. Природа матушка нам дает тепло и пропитание, так почему же людские сердца так ожесточились? Почему человек не бережет мир в котором живет? Неужели люди, которые будут жить после нас, не увидят таких красивых животных? Как защитить вымирающих животных? И вот люди решили записать всех вымирающих животных в одну книгу, чтобы все знали о них, и издали закон об охране этих видов животных. И назвали ее Красная книга.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
(на доске по очереди появляются слайды с изображением снежного барса, архара, сайгака)
Воспитатель знакомит детей с редкими животными, их средой обитания, повадками и привычками.
Снежный барс- редкий исчезающий зверь. Окраска шерсти барса белая с дымчатым налетом с крупными темными или черными пятнами. Уши у барса короткие, закругленные. А хвост длинный и пушистый. Барсы живут в горной местности и охотятся на горных козлов. Постоянного жилья у барса нет, они кочуют вслед за горными козлами. Живут барсы 15 лет.
Архар – горный баран. Живет на открытых, невысоких горах. Зимой спускается на низкогорье. Окраска шерсти бурая (темная). На голове огромные закрученные рога. Архар редкое животное. В год у архаров рождается один, иногда два ягненка.
Сайгак (антилопа) – обитают в степях Казахстана, это редкий вид антилопы. В результате охоты на сайгаков они почти исчезли, но благодаря тому, что их занесли в Красную книгу и взяли под защиту, их вид почти полностью восстановился.
Сайгак отличается от косули горбатым носом и прямыми винтообразными рогами. Если посмотреть поближе, то они похожи на винт, шуруп. У сайгака короткая, рыже-желтая шерсть и короткий хвост.
Вот, ребята, мы познакомились с редкими дикими животными: барсом, архаром и сайгаком. А сейчас мы с вами изготовим свою Красную книгу и первые три страницы займут редкие дикие животные о которых мы сегодня говорили.
Практическая деятельность
«Страница Красной книги»
(Звучит музыка «В мире животных»)
Вы разделились на 3 группы.
1 группа будет готовить страницу с барсом.
2 группа с архаром.
3 группа с сайгаком.
Каждой группе раздается по одному белому листу бумаги, клей и картинка с изображением барса, архара, сайгака.
Дети наклеивают картинки на листы. Готовые страницы Воспитатель подшивает вместе и оформляет красной обложкой.
Молодцы, ребята. Теперь у нас есть своя Красная книга. В нее мы будем вносить тех редких животных, с которыми будем знакомиться на занятиях.
Практическая деятельность
Поделка из природного материала (семечки) и пластилина
«Ежик»
Оживление «Наши ежи»
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся,
С Добрым утром!
Я проснулся!
Молодцы, ребята.
Обобщение «Что мы узнали?»
Ребята, вам было интересно на занятии?
Что нового вы узнали?
О жизни, каких диких животных мы сегодня говорили?
Почему их называют дикими?
Правильно, молодцы. Дикие животные живут в дикой среде. Животные бывают травоядными, хищниками и всеядными.
Почему волка называют санитаром леса?
Каких редких животных вы узнали?
Как называется книга, куда занесены редкие виды животных?
Молодцы, ребята.
Круг расставания
(На доске слайд «Ручей в лесу», звучит мелодия из серии «Звуки природы»)
Дети, стоя в кругу и взявшись за руки, декламируют слова:
Давайте, дети,
К тому стремится,
Чтоб нас любили
И зверь и птицы.
И доверяли повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
Добавить статью Все темы Статьи на тему: Кружковая работа Статьи на тему: Мероприятия по ОБЖ Статьи на тему: Методические разработки Статьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитание Статьи на тему: Открытое занятие Статьи на тему: Предметно-развивающая среда Статьи на тему: Работа с родителями Статьи на тему: Развивающие игры для детей Статьи на тему: Сценарии мероприятий Статьи на тему: Физическое развитие Статьи на тему: Экспериментально-образовательная работа
Статья: "Конспект НОД подготовительная группа ознакомление с природой «Путешествие в мир Дикой природы»"
Конспект НОД подготовительная группа ознакомление с природой
«Путешествие в мир Дикой природы»
Мельничук С.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 44»
Г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Программное содержание:
Систематизировать и углубить знания детей о диких животных. Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках, питании и способе существования представителей фауны населяющей нашу планету.
Усвоить названия животных, познакомить со средой их обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему.
Ход Занятия.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня прекрасное,доброе утро!Давайте поприветствуем его и наших гостей! Повторяйте за мной:»Доброе утро!Солнце и птицы!Доброе утро улыбчивым лицам!И каждый становится добрым,доверчивым!Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята,чтобы день удался нужно иметь хорошее настроение и доброе расположение духа!
Всаньте,дети,улыбнитесь,и все к солнцу подтянитесь!
Представьте себе,что вы солнечные лучики!Вам легко и приятно!А вот и солнечный зайчик!Возьмите его в ладошку,прислоните к ушку! Какие добрые слова вы услышали? (психогимнастика)
Я красивая,(добрый,умная,веселая,смелый,быстрый,ловкий, улыбчивая,спокойный и т. д.)
Отпустите его! Он обязательно еще придет к вам поиграть на прогулку!
Сегоня к вам,ребята,пришел гость!(обезьяна)
Знакомтесь:это Чарли!Он пришел к вам,чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие в мир дикой природы!
Ребята,вы согласны отправиться в путь?
Ребята,Чарли очень веселая и спортивная обезьяна!Он просто уверен,что перед тем,как отправиться в путешествие необходимо взбодрится и сделать зарядку!(зарядка аудио)
Ребята,сегодня мы вместе с Чарли будем путешествовать по необъятным просторам нашей ЗЕМЛИ,любуясь природой!
Скажите, какая бывает природа?(живая и неживая).Что относится к живой природе?(все,что рождается,развивается,растет,со временем увядает и(к сожалению)умирает!-Что такое неживая природа?(горы,вода,земля,воздух,солнце….)
Человек-это часть природы?Какой?
А сейчас внимательно просмотрите эти слайды(дикие животные)
Назовите их одним словом.
(слайды птиц)
Назовите этих представителей одним словом.
Чем отличаются птицы от животных? Чем похожи?
Ребята,я вижу у нашего Чарли очень интересную книгу!Это книга загадок!Открыть страничку можно только с помощью
Правильной отгадки!Попробуем?
1»Летом ходит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза пряча нос!»
2»посмотрите ка какая-
Вся горит,как золотая
Ходит шубке дорогой
Хвост пушистый ибольшой
3.»Не мышь и не птица
По лесу резвиться
На деревьях живет и орешки грызет!
4.»У него наголове ветки
Даже сразу две
Говорят всего два рога
Да,зато отростков много
Как он носит этот груз
Я сказать вам не берусь!
Их носить ему не лень
Потому что он-(ОЛЕНЬ)»
5.»Днем спит,ночью летает
Ухает,людей пугает
В темноте горят глаза
Всем мышам она гроза!»
Тяжелы рога по весу
Ходит важно он по лесу
Он хозяин,а не гость
Хмурый и сердитый(ЛОСЬ)
Молодци,ребята!Открыли все страницы этой интересной книги!
Мы с Чарли уверены,что следующее задание будет не менее интересным!
(работа с музыкальным плакатом!)
У всех представителях дикой природы есть дети:
У медведя-медвежата!(зайчата,волчата бельчата.кенгурята,ежата,лосята,совята!)
Они(как и люди)очень любят и заботятся о них!
Давайте посмотрим!(видео нарезка)
Мир дикой природы разнообразен и неповторим!
Путешествуя по просторам нашей планеты,можно увидеть много интересного и завораживающего!
При этом,ребята,нужно помнить,что человек(как часть этой живой природы),должен охранять и любить ее!
Наше путешествие продолжается!
Пришло время отдохнуть,и отвлечься!(пальчиковая зарядка)
Д/игра «Сундучек знаний!»
Вам понравилось путешествовать с Чарли? Что понравилось больше? Вы испытывали трудности?В чем?
На последок Чарли приготовил вам домашнее задание!
Дорисовывая и раскрашивая этих диких животных,вы вспомните наше путешествие в мир живой природы!
Маленький человечек, только что появившийся на свет, сам того еще не осознавая, начинает знакомиться с окружающей его средой: малыш впервые видит маму, слышит звуки, чувствует тепло и постигает еще очень многие другие неизведанные тайны вокруг себя. С каждым годом такие познания становятся глубже, а методы исследования - сложнее. Несомненно, проводниками в таком процессе открытия мира ребенком становятся взрослые. В первые годы жизни это - родители и люди из ближайшего окружения, а начиная с ясельного возраста, раскрытие «тайн» вокруг малыша является профессиональной задачей воспитателей дошкольных и внешкольных учреждений. В связи с этим в детских садах включены в программу занятия по окружающему миру. В подготовительной группе уделяется особое внимание этому разделу программы. Мы расскажем, какие особенности должен учесть воспитатель при работе с данной возрастной категорией и как реализовать поставленные образовательные задачи.
Цели занятий по окружающему миру
Если ранее были поставлены четкие рамки и цели, которые должен был осуществлять воспитатель в своей профессиональной деятельности, то с введением федерального государственного образовательного стандарта ситуация изменилась с точностью до наооборот. Сегодня задача педагога - не столько дать конкретные знания детям, сколько развивать у своих воспитанников познавательную активность, способность к исследованию, анализу, обобщению знаний. Соответственно, теперь принимают творческую форму Ознакомление с природой проводится таким образом, чтобы дети стали активными участниками «открытия» новой информации.
Объясним на примере занятия по окружающему миру на тему: «Осень». Если раньше достаточно было показать детям картинки листопада, дождика, рассказать об изменениях в жизни животных и людей в это время года, то сегодня наиболее эффективной формой проведения такого урока станет экскурсия, в процессе которой дети самостоятельно (под ненавязчивым руководством воспитателя) определят изменения в окружающей среде. Например, соберут букеты из опавших листьев (которые затем можно применить для закрепления знаний на эстетических занятиях), будут измерять температуру воздуха термометром, наблюдать за поведением птиц, насекомых и многое другое.
Роль занятий по окружающему миру в подготовительной группе
Занятия по окружающему миру в подготовительной группе занимают важное место во всем образовательном процессе. Это связано не только с тем, чтобы максимально подготовить будущих первоклассников к самостоятельной деятельности и ориентированию в школьном коллективе, но и с возросшими возможностями самих детей. И сегодня воспитателям открываются широкие возможности по выбору методов и приемов подачи материала, а их воспитанники являются активными участниками познания.
Интеграция знаний
Занятия по окружающему миру в подготовительной группе - это широкий спектр самых разных знаний. Начиная с трех лет, дети начинают активно интересоваться всем, что происходит вокруг них самих. Именно поэтому в таком возрасте детей называют «почемучками». Для воспитанников подготовительной группы познание окружающей среды также очень важно. Подросшие дети уже могут самостоятельно узнавать и разгадывать секреты неизведанного. Задача воспитателя на этом этапе - развивать любознательность, познавательную активность, направлять малышей на правильные выводы и умозаключения, непосредственно координировать процесс познания.
Проводятся на такие темы занятия по окружающему миру в подготовительной группе:
- Ознакомление с животными и растениями.
- Времена года, месяцы, дни недели. Время.
- Пространство вокруг нас. Элементарные географические знания. Космос.
- Предметы и их назначение. Профессии.
- Сенсорика. Направление. Ориентирование в пространстве.
- Общество: детский сад, семья, страна.
- Понятие собственного «Я».
- Трудовая деятельность человека.
- Самообслуживание.
- Этикет.
- Эстетическое развитие.
- Речь и коммуникация.
Ежедневно пребывая в дошкольном учреждении, ребенок открывает для себя что-то новое из вышеперечисленных областей знаний, закрепляя и расширяя тем самым уже имеющийся багаж информации о мире вокруг.
В подготовительной группе следует выбирать иные, чем в младших группах, методы и приемы. Такая рекомендация связана с возрастными особенностями детей, а также целями образовательно-воспитательной программы.
Во время занятий по окружающему миру воспитанникам, что называется, не сидится на месте. Поэтому эффективными и интересными для детей являются такие формы проведения занятий, как прогулка, экскурсия, путешествие, исследование, эксперимент, игра-квест. В качестве примера можно привести занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Осень». Можно придумать «станции», на которых подаются сведения и задания по конкретному явлению: дожди, листопад, поведение животных осенью, труд людей.
Полученные знание требуется в дальнейшем ежедневно закреплять не только на других занятиях (например, по теме «Осень» на занятии по изобразительному искусству рисуют листопад или выполняют аппликацию), но и прилагая практические навыки и умения (дети каждое утро измеряют температуру воздуха, ведут дневники осадков и т.п.).
Формирование экологических представлений
Перед педагогом стоит задача воспитать у детей бережное ответственное отношение к окружающему миру и живой природе. Для реализации таких целей немаловажным аспектом является наличие необходимого материально-технического оснащения в группе. Кроме методического материала, рекомендуется совместно с детьми создать «уголок живой природы». Благодаря ему воспитанники не только будут ежедневно с большим удовольствием наблюдать за животными и растениями, учиться ухаживать за ней и оберегать, но и практиковаться в общении, взаимодействию в коллективе, формировать дружбу.
Уголок природы на прогулке
На прогулке можно организовать выращивание клумбы или огорода, построить скворечник и кормить птиц. Дети получают знания непринужденно и естественно благодаря такой форме занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с секретами живой природы проводится практическими методами, давая возможность ребенку проявить свои умения и способности, самореализоваться.
Формы занятий
В детских садах применяются различные формы проведения занятий по окружающему миру: индивидуальные, фронтальные и групповые. Так, например, наблюдать за поведением рыбок в аквариуме можно всем вместе, а отвечать за полив цветов будут в один день только несколько человек - дежурные, поручить кормление можно одному ребенку.
Развитие речи на занятиях по окружающему миру
Развитие правильной грамотной речи — всеобщая задача образовательной программы детского сада. Нельзя забывать об этом аспекте и на занятиях по окружающему миру. Сегодня, благодаря технологическому развитию, воспитателю не составит труда найти литературные произведения разных жанров и соответствующие любой тематике.
Основными формами являются стихи и сказки. Так, проводятся занятия по окружающему миру в подготовительной по развитию речи с применением несложных для запоминая стихотворных форм, которые дети тут же разучивают наизусть. А, значит, материал усваивается быстрее, естественнее и запоминается надолго. Интересной формой являются рифмованные подвижные игры или театральные экологические постановки.
На занятиях по окружающему миру для подготовительной группы следует расширять словарный запас детей: вводить новые для воспитанников термины, включать прилагательные и сложные предложения. Можно предложить детям описать природу вокруг или цветок, увиденный на улице, при этом просить малышей употреблять разные формы слов, словосочетаний и предложений. Например, предложите такую игру в мячик: дети становятся в круг; передавая мяч соседу, нужно ответить на вопрос воспитателя о том, какая сегодня погода (солнечная, ясная, дождливая, хмурая, прохладная, ветряная и т. д.).
Эстетическое и художественное развитие
Несомненно, познания окружающего мира выражаются в эстетическом и художественном проявлении. Кроме того, таким образом закрепляются предыдущие занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с рисованием, аппликация и лепка тематически перекликаются с познавательным материалом. При этом у детей развиваются эстетические способности, мелкая моторика (которая, в свою очередь, непосредственно связана с речью), формируется индивидуальное мировосприятие, происходит самореализация и самовыражение ребенка.
Трудовая деятельность
Несмотря на то что по ФГОС не рекомендуется детям проводить большинство педагогов склоняется к тому, что такой процесс дисциплинирует, развивает и обучает одновременно. Действительно, полив цветы, ребенок не столько «поработал» физически, сколько проявил заботу о живой природе, реализовал себя в самостоятельной деятельности, получил поощрение коллектива. Важно лишь обратить внимание на то, чтобы деятельность доставляла удовольствие ребенку, не была принудительной и уж тем более не являлась средством порицания. Если воспитатель требует от ребенка в авторитарном тоне убрать за собой, например опрокинутый хлеб, то пользы от такой деятельности будет немного, а точнее сказать - никакой. Эту же ситуацию можно решить совершенно иным способом. Например, в этот же день провести занятие по окружающему миру на тему: «Как выращивается хлеб?»
Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада - это процесс творческий, каждый воспитатель выбирает подходящие методы и приемы работы со своими малышами. Важно дать детям возможность проявить чувства, переживания. Пусть малыши «притронутся» к природе сердцем и душой, только тогда возможно добиться поставленных перед образованием задач.