Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Менделеев какой по счету ребенок в семье. Что изобрел Дмитрий Иванович Менделеев для нужд армии

«Часто важна не сама истина, а ее освещение и сила аргументации, в ее пользу развитой. Важно и то, что делится своими мыслями гениальный ученый, подсказавший всему миру, что он способен творить великое, отыскивать ключ к сокровенным тайнам природы. В этом случае позиция Менделеева, пожалуй, напоминает ту, которую занимают великие художники Шекспир или Толстой. Истины, приводимые в их творениях, стары как мир, но на вечные времена останутся юными те художественные образы, в которые эти истины облечены».

Л. А. Чугаев

«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти». Такую оценку Менделееву дает Лев Александрович Чугаев.

Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер в 1847 г.). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и управлять небольшим стеклянный заводом, доставлявшим (вместе со скудной пенсией) более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Очень много внимания она уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности. Однако в тобольской гимназии Менделеев учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь.

Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 г. Дмитрий Иванович Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что он писал много лет спустя, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу»: «Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».

Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном педагогическом институте в Петербурге. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. В числе их были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. Самая обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, благодаря малому числу студентов, крайне заботливому к ним отношению и тесной связи их с профессорами давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей.

Студенческие исследования Менделеева относились к аналитической химии: изучение состава минералов ортита и пироксена. Впоследствии он фактически не занимался химическим анализом, но всегда рассматривал его как весьма важный инструмент для уточнения различных результатов исследований. Между тем именно анализы ортита и пироксена стали стимулом к выбору темы его дипломной работы (диссертации): «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Она начиналась такими словами: «Законы минералогии, как и других естественных наук, относятся к трем категориям, определяющим предметы видимого мира, — к форме, содержанию и свойствам. Законы форм подчиняются кристаллографии, законы свойств и содержания управляются законами физики и химии».

Понятие изоморфизма играло здесь существенную роль. Это явление уже несколько десятилетий изучалось западноевропейскими учеными. В России же Менделеев по существу был первым в данной области. Составленный им подробный обзор фактических данных и наблюдений и сформулированные на его основе выводы сделали бы честь любому ученому, специально занимавшемуся проблемами изоморфизма. Как вспоминал Менделеев впоследствии, «составление этой диссертации вовлекло меня в изучение более всего химических отношений. Этим она определила многое». Позже он назовет исследование изоморфизма одной из «предтеч», способствовавших открытию Периодического закона.

По окончании курса в институте Менделеев работал учителем сначала в Симферополе, затем в Одессе, где он пользовался советами Пирогова. В 1856 г. он возвратился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах». 23 лет от роду он становится доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию.

В 1859 г. Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу. Если многие другие его соотечественники-химики направлялись за рубеж в основном «для совершенствования образования», не имея собственных программ исследований, то Менделеев, в отличие от них, имел четко разработанную программу. Он поехал в Гейдельберг, куда привлекали его имена Бунзена, Кирхгофа и Коппа, и там работал в организованной им самим лаборатории, преимущественно исследуя явления капиллярности и поверхностного натяжения жидкостей, а часы досуга проводил в кругу молодых русских ученых: С П. Боткина, И. М. Сеченова, И. А. Вышнеградского, А. П. Бородина и др.

В Гейдельберге Менделеев сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения» (критической температуры), при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. Вскоре аналогичное наблюдение сделал ирландский химик Т. Эндрьюс. Менделеев работал в гейдельбергской лаборатории прежде всего как экспериментатор-физик, а не химик. Ему не удалось решить поставленную задачу — установить «истинную меру для сцепления жидкостей и найти ее зависимость от веса частиц». Точнее, он не успел этого сделать — истек срок его командировки.

В конце своего пребывания в Гейдельберге Менделеев записал: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики. Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но, несомненно, должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление... Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время».

Этот рукописный документ сохранился в архиве Менделеева, в нем он, по существу, высказал свои «заветные мысли» относительно направлений познания глубинной сущности химических явлений.

В 1861 г. Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. Одна из них, сугубо теоретическая, называется «Опыт теории пределов органических соединений». В ней он развивает оригинальные представления о предельных их формах в отдельных гомологических рядах. Таким образом Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает замечательный по тому времени учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году ученик был переиздан. За свой труд ученый удостаивается Демидовской премии — высшей научной награды России того времени. Спустя некоторое время так охарактеризует его А. М. Бутлеров: «Это единственный и превосходный оригинальный русский труд по органической химии, лишь потому неизвестный в Западной Европе, что ему еще не нашелся переводчик».

Тем не менее органическая химия не стала сколько-либо приметной сферой деятельности Менделеева. В 1863 г. физико-математический факультет Петербургского университета избирает его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утверждают в должности только в 1865 г. До этого, в 1864 г., Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института.

В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 г. Но, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева.

То, что некоторые химические элементы проявляют черты явного сходства, для химиков тех лет не было секретом. Сходство между литием, натрием и калием, между хлором, бромом и йодом или между кальцием, стронцием и барием бросалось в глаза. В 1857 г. шведский ученый Ленсен объединил по химическому сходству несколько «триад»: рутений — родий — палладий; осмий — платина — иридий; марганец — железо — кобальт. Были сделаны даже попытки составить таблицы элементов. В библиотеке Менделеева хранилась книга немецкого химика Гмелина, который опубликовал такую таблицу в 1843 г. В 1857 г. английский химик Одлинг предложил свой вариант. Однако ни одна из предложенных систем не охватывала всю совокупность известных химических элементов. Хотя существование отдельных групп и отдельных семейств можно было считать установленным фактом, связь этих групп между собой оставалась непонятной.

Менделееву удалось найти ее, расположив все элементы в порядке возрастания их атомной массы. Установление периодической закономерности потребовало от него огромного напряжения мысли. Написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, Менделеев стал раскладывать их в разнообразных комбинациях, переставляя и меняя местами. Дело осложнялось тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Тем не менее искомая закономерность вскоре была обнаружена. Сам Менделеев таким образом рассказывал об открытии им Периодического закона: «Заподозрив о существовании взаимосвязи между элементами еще в студенческие годы, я не уставал обдумывать эту проблему со всех сторон, собирал материалы, сравнивал и сопоставлял цифры. Наконец настало время, когда проблема созрела, когда решение, казалось, вот-вот готово было сложиться в голове. Как это всегда бывало в моей жизни, предчувствие близкого разрешения мучившего меня вопроса привело меня в возбужденное состояние. В течение нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который сразу привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги».

Таким образом, легенду, будто бы Периодическая таблица приснилась ему во сне, Менделеев придумал сам, для настырных поклонников науки, не понимающих, что такое озарение.

Менделеев, будучи химиком, за основу своей системы взял химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, при этом соблюдая принцип возрастания атомных весов. Ничего не вышло! Тогда ученый просто взял и произвольно изменил атомные веса нескольких элементов (например, он присвоил урану атомный вес 240 вместо принятого 60, т. е. увеличил в четыре раза!), переставил местами кобальт и никель, теллур и йод, поставил три пустые карточки, предсказав существование трех неизвестных элементов. Опубликовав в 1869 г. первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса».

Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы. В своей таблице он оставил незаполненные клеточки, однако предсказал атомный вес и химические свойства предполагаемых элементов. Он также поправил ряд неточно определенных атомных масс элементов, и дальнейшие исследования полностью подтвердили его правоту.

Первый, еще несовершенный набросок таблицы в следующие годы подвергся переконструированию. Уже в 1869 г. Менделеев поместил галогены и щелочные металлы не в центре таблицы, как раньше, а по ее краям (как это делается теперь). В следующие годы Менделеев исправил атомные веса одиннадцати элементов и изменил местоположение двадцати. В итоге в 1871 г. появилась статья «Периодическая законность для химических элементов», в которой периодическая таблица приняла вполне современный вид. Статья была переведена на немецкий язык и оттиски ее были разосланы многим известным европейским химикам. Но, увы, никто не оценил важности сделанного открытия. Отношение к Периодическому закону изменилось только в 1875 г., когда Ф. Лекокде Буабодран открыл новый элемент — галлий, свойства которого поразительно совпадали с предсказаниями Менделеева (он назвал этот неизвестный еще элемент экаалюминием). Новым триумфом Менделеева стало открытие в 1879 г. скандия, а в 1886 г. германия, свойства которых также полностью соответствовали описаниям Менделеева.

До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Открытия в 1890-х явления радиоактивности и благородных газов поставили периодическую систему перед серьезными трудностями. Проблема размещения в таблице гелия, аргона и их аналогов успешно разрешилась лишь в 1900 г.: они были помещены в самостоятельную нулевую группу. Дальнейшие открытия помогли связать со структурой системы обилие радиоэлементов.

Сам Менделеев считал главным изъяном Периодического закона и периодической системы отсутствие их строгого физического объяснения. Оно было невозможно, пока не была разработана модель атома. Однако он твердо верил, что «по видимости, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает» (запись в дневнике от 10 июля 1905 г.), и XX столетие дало множество подтверждений этой уверенности Менделеева.

Идеи Периодического закона, окончательно сформировавшиеся во время работы над учебником, определили структуру «Основ химии» (последний выпуск курса с приложенной к нему Периодической таблицей вышел в 1871 г.) и придали этому труду поразительную стройность и фундаментальность. Весь накопленный к этому времени огромный фактический материал по самым разным отраслям химии был впервые изложен здесь в виде стройной научной системы. «Основы химии» выдержали восемь изданий и были переведены на основные европейские языки.

Работая над изданием «Основ», Менделеев активно занимался исследованиями в области неорганической химии. В частности, он хотел найти предсказанные им элементы в природных минералах, а также внести ясность в проблему «Редких земель», чрезвычайно сходных по свойствам и плохо «укладывавшимися» в таблицу. Однако подобные исследования вряд ли были по силам одному ученому. Менделеев не мог зря тратить время, и в конце 1871 г. он обращается к совершенно новой тематике — исследованию газов.

Эксперименты с газами приобрели вполне конкретный характер — это были чисто физические исследования. Менделеева по праву можно считать одним из крупнейших среди немногочисленных физиков-экспериментаторов России второй половины XIX века. Как и в Гейдельберге, он занимался конструированием и изготовлением различных физических приборов.

Менделеев исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Осуществить полностью намеченные работы ему не довелось, однако и то, что он успел сделать, стало заметным вкладом в физику газов.

Прежде всего сюда относится вывод уравнения состояния идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Именно введение этой величины сыграло важнейшую роль в развитии физики газов и термодинамики. При описании свойств реальных газов он также был недалек от истины.

Физическая «составляющая» творчества Менделеева отчетливо проявляется в 1870-1880-х годах. Из почти двухсот опубликованных им в этот период работ по крайней мере две трети были посвящены исследованиям упругости газов, различным вопросам метеорологии, в частности измерению температуры верхних слоев атмосферы, уточнению закономерностей зависимости атмосферного давления от высоты, для чего он разрабатывал конструкции летательных аппаратов, позволяющих проводить наблюдения температуры, давления и влажности на больших высотах.

Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. По справедливому замечанию одного из биографов, «наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он выказывал свою могучую индивидуальность».

В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет в знак протеста против ущемления университетской автономии и посвятил все свои силы практическим задачам. Еще в 1860-е годы Дмитрий Иванович начал заниматься проблемами конкретных производств и целых отраслей, изучал условия экономического развития отдельных регионов. По мере накопления материала он переходит к разработке собственной программы социально-экономического развития страны, которую излагает в многочисленных публикациях. Правительство привлекает его к разработке практических экономических вопросов, в первую очередь по таможенным тарифам.

Последовательный сторонник протекционизма, Менделеев сыграл выдающуюся роль в формировании и осуществлении таможенно-тарифной политики России в конце XIX — начале XX века. При его деятельном участии в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга «Толковый тариф», представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный обзор российской промышленности с указанием на ее нужды и будущие перспективы. Этот капитальный труд стал своеобразной экономической энциклопедией пореформенной России. Сам Менделеев считал его первостепенным делом и занимался им увлеченно. «Какой я химик, я — политэконом; что там «Основы» [химии], вот «Толковый тариф» — это другое дело», — говорил он. Особенностью творческого метода Менделеева было полное «погружение» в интересующую его тему, когда в течение некоторого времени работа велась непрерывно, нередко почти круглосуточно. В результате внушительные по объему научные труды создавались им в поразительно короткие сроки.

Морское и военное министерства поручают Менделееву (1891 г.) разработку вопроса о бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. (Впоследствии Россия закупала у американцев, приобретших патент, «менделеевский» порох).

В 1893 г. Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной по его же указаниям Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организует ряд работ по метрологии. В 1899 г. он совершает поездку на уральские заводы. В результате появилась обширная и в высшей степени содержательная монография о состоянии уральской промышленности.

Общий объем работ Менделеева на экономические темы составляет сотни печатных листов, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России».

Его работы и выступления отличались ярким и образным языком, эмоциональной и заинтересованной манерой подачи материала, т. е. тем, что было характерно для неповторимого «менделеевского стиля», «природную диковатость сибиряка», не поддававшуюся никогда никакому лоску», производивших неизгладимое впечатление на современников.

Менделеев многие годы оставался на переднем крае борьбы за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. В дневниковой записи от 10 июля 1905 г. ученый также отмечал, что свою задачу видел в привлечении капиталов к промышленности, «не мараясь соприкосновением с ними... Пусть тут меня судят, как и кто хочет, мне не в чем каяться, ибо ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я ни на йоту при этом не служил, а только старался и, пока могу, буду стараться дать плодотворное, промышленно-реальное дело свое стране... Науки и промышленность — вот мои мечты».

Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. Уже в 1859 г. 25-летний ученый публикует в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма». Автор указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы: «Дым затемняет день, проникает в жилища, грязнит фасады зданий и общественные памятники и причиняет многие неудобства и нездоровья». Менделеев рассчитывает теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива, анализирует состав топлива различных сортов, процесс горения. Особо подчеркивает он вредное влияние содержащихся в углях серы и азота. Это замечание Менделеева особенно актуально сегодня, когда в различных промышленных установках и на транспорте кроме угля сжигается много дизельного топлива и мазута, имеющих высокое содержание серы.

В 1888 г. Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е ученый принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. В статье «Вода сточная» он подробно рассматривает естественную очистку сточных вод, на ряде примеров показывает, как можно очистить сточные воды промышленных предприятий. В статье «Отбросы или остатки (технические)» Менделеев приводит много примеров полезной переработки отходов, особенно промышленных. «Утилизация отбросов, — пишет он, — говоря вообще, есть превращение бесполезного в ценные по свойствам товары, и это составляет одно из важнейших завоеваний современной техники».

Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 г. Менделеев тщательно изучил прирост различных сортов деревьев (сосны, ели, пихты, березы, лиственницы и др.) на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии. Ученый настаивал на том, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами».

Появление могучей фигуры ученого-энциклопедиста и мыслителя было ответом на потребности развивающейся России. Творческий гений Менделеева был востребован временем. Размышляя над результатами своей многолетней научной деятельности и принимая вызовы времени, Менделеев все больше обращался к социально-экономической проблематике, исследовал закономерности исторического процесса, выяснял сущность и особенности современной ему эпохи. Примечательно, что такая направленность движения мысли является одной из характерных интеллектуальных традиций отечественной науки.

Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

«Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность... Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности...», - писал Дмитрий Менделеев в приватном письме председателю Совета Министров Сергею Витте, которое так и не было отправлено адресату.

Человек удивительной судьбы, Дмитрий Иванович стал настоящей легендой в мире науки..

1. Семнадцатый ребенок в семье

В 1834 году в метрической книге духовной консистории тобольской Богоявленской церкви в графе о родившихся была сделана короткая запись: «27 января Тобольской гимназии директора — надворного советника Ивана Павловича Менделеева от законной его жены Марии Дмитриевны родился сын Дмитрий».

Ария Дмитриевна Менделеева (урождённая Корнильева), мать Д. И. Менделеева. Фото: Commons.wikimedia.org

Мальчик стал семнадцатым ребенком в семье. В год, когда родился Дмитрий, его отец ослеп и вышел на пенсию. Несмотря на то, что врачи смогли вернуть зрение Ивану Павловичу, на работу он не вернулся, и большая семья оказалась в тяжелом материальном положении, вынужденная существовать на его небольшую пенсию. Когда Дмитрию было 13 лет, отец скончался, и вся забота о детях легла на хрупкие плечи матери. В Тобольском районе в небольшом селе на правом берегу реки Аремзянки у ее брата была стекольная фабрика. Энергичная вдова перебралась туда с детьми и стала управляющей завода.

Годы спустя, будучи уже уважаемым ученым, Дмитрий Менделеев вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел».

2. Род сибирских купцов и промышленников

Стоит отметить, что Мария Дмитриевна происходила из старинного рода Корнильевых, в котором было немало купцов и промышленников. Ее отец считался одним из основателей тобольского издательского дела. Первые в Сибири периодические издания печатались на типографии при бумагоделательной мануфактуре, которую в 1789 году открыл ее дед Василий Яковлевич Корнильев. В этой типографии издавались «Библиотека учёная, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей», 12 изданий «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» и исторический журнал, в котором печатались повести и анекдоты.

Ситуация изменилась в 1796 году, когда вышел указ о вольных типографиях. Корнильевы были вынуждены продать дело. Некогда успешный книгоиздатель Дмитрий Васильевич заболел и до конца своих дней жил в семье дочери Марии.

3. В родстве с декабристами

Жизнь семьи Менделеевых оказалась тесно сплетена с судьбами декабристов. Вспоминая о Тобольске, Дмитрий Иванович писал: «Тут жили почтенные и всеми уважаемые декабристы Фонвизин, Анненков, тут Муравьев, близкие к нашей семье особенно после того, как один из декабристов, Николай Басаргин, женился на моей сестре, вдове Ольге Ивановне».

Басаргин вращался в кругу передовых офицеров и был принят в число членов Союза Благоденствия. Фото: Commons.wikimedia.org

Стоит отметить, что Ольга стала третьей женой Басаргина. Для нее же это был второй брак. Ранее она была замужем за ялуторовским купцом Иваном Медведевым, который был двоюродным дядей Петра Ершова, автора сказки «Конек-горбунок».

В союзе с Басаргиным она воспитывала «Полиньку», дочь декабриста Николая Мозгалевского, который умер в Минусинске в 1844 году. Повзрослев, Пелагея официально породнилась с Менделеевыми, став женой Павла, брата Ольги и Дмитрия.

Стоит отметить, что когда Мария Менделеева овдовела, Николай Басаргин и Иван Пущин материально помогали ей и ее детям.

4. Ершов и Менделеевы

Первый брак Менделеева продлился 19 лет. Фото: Public Domain

Интересные узы связали Дмитрия Менделеева с автором «Конька-горбунка» Петром Ершовым. Помимо того, что поэт был родственником первого мужа его сестры, будущий ученый женился на его падчерице - Феозве Никитичне Лещевой.

С Физой, которая была старше Дмитрия на 6 лет, он сблизился уже в Петербурге, куда приехал учиться в институте. Несмотря на то, что сильной любви Менделеев к ней не испытывал, Дмитрий сделал предложение, на которое получил согласие. Они обвенчались в церкви Николаевского инженерного училища в Петербурге. В этом союзе родились трое детей: Мария, Володя и Ольга. К сожалению, их первенец -Мария - умерла еще в младенчестве.

Вместе они прожили 19 лет, пока Дмитрий Иванович не потерял голову от 16-летней красавицы.

5. Запретная любовь ученого

Когда Дмитрию Ивановичу шел пятый десяток он страстно полюбил дочь казачьего полковника из Урюпинска Анну Попову. Девушка приехала в Петербург поступать в Академию художеств, где и познакомилась с ученым. Скрывать свои чувства Менделеев не мог: он поджидал девушку у Академии, чтобы пройти с ней по городу, всячески искал с ней встреч и даже рассказал своей жене о нежданном чувстве к другой женщине, побороть которое он был не в силах. Феозва не захотела встать на его сторону и категорически отказалась давать развод.

Родители Анны также были напуганы таким вниманием к их дочери. Чтобы «спасти» девушку от опрометчивых поступков, они отправили ее из Петербурга в Италию на несколько месяцев. Дмитрий Иванович очень тяжело переживал разлуку, постоянно писал ей письма, но не отправлял, так как дал обещание ее родителям.

В этот период его жена неожиданно дала согласие на развод, поддавшись на уговоры друга семьи Андрея Бекетова. Окрыленный таким поворотом судьбы, Дмитрий Иванович поехал к своей возлюбленной в Рим, откуда они дальше отправились в Египет и Испанию.

А.И. Менделеева. Портрет Д.И. Менделеева. 1885. Не закончен. Фото: Commons.wikimedia.org

Стоит отметить, что ученый не мог сразу обвенчаться с 16-летней красавицей - после развода ему стоило выждать 7 лет. Однако в Кронштадте они нашли священника, который согласился нарушить это правило. Правда, за свой поступок батюшка серьезно поплатился - его лишили сана.

6. Воздухоплаватель и создатель коромысла

Дмитрия Менделеева по праву называют одним из выдающихся ученых XIX века. Он занимался исследованиями в области химии, физики, метрологии, метеорологии, экономики, интересовался сельским хозяйством. К примеру, ученый в своих работах пропагандировал использование минеральных удобрений и орошение засушливых земель. Интересно, что химик, открывший периодический закон химических элементов, разработал наилучшие конструкции коромысла, а также предложил точнейшие приёмы взвешивания.

Дмитрий Менделеев считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление»

Поэтому, занимаясь воздухоплаванием, ученый лично совершил полет на воздушном шаре.

Это произошло летом 1887 года. После этого международный комитет по аэронавтике в Париже за этот полёт удостоил Менделеева медали французской Академии аэростатической метеорологии.

Большой привязной аэростат А. Жиффара, на котором Д. И. Менделеев поднимался в 1878 году, в Париже. Фото: Commons.wikimedia.org

7. «Отец» русской водки?

В работе, хранящейся в Санкт-Петербургском государственном университете, в одной из глав говорилось о результатах исследования водно-спиртовых растворов, в том числе с концентрацией 33,4 весовых % или 40 объемных %.

При этом в диссертации, целью которой было изучение удельных весов спиртовых растворов, ни слова не было о их вкусовых особенностях или о воздействии на организм человека. Так что ученый на самом деле не имел никакого отношения к правилу, что крепость водки должна быть 40 градусов.

Скорее «отцом» 40-градусного раствора был министр финансов Михаил Рейтерн. Именно он предложил «округлить» крепость «хлебного вина», именуемого в народе «полугаром», до этой цифры. По одной из причин, два градуса добавили с запасом «на усушку и утечку», чтобы до потребителя в любом случае дошли «привычные» 38 градусов.

В 1866 году был принят Устав о питейных сборах, который и закрепил отношение воды и спирта в 40 %. Тем не менее, именно 31 января считается Днем рождения русской водки.

8. Борьба с мистицизмом

В конце XIX века в России набирал обороты увлечение мистицизмом и спиритизмом. При этом к существованию паранормальных явлений склонялись даже известные ученые, в числе которых был химик Бутлеров и зоолог Вагнер. С целью изучить вопрос, а также вывести медиумов на чистую воду, Дмитрий Менделеев предложил Русскому физическому обществу «создать комиссию по проверке всех «явлений», сопровождающих спиритические сеансы».

В итоге ученые провели ряд экспериментов, в которых постарались максимально исключить возможность «магнитизёрам» использовать какие-то манипуляции, которые могли бы создавать иллюзии и искажать восприятие реальности. Итогом этих наблюдений стало то, что комиссия пришла к выводу - медиумы опирались на людские суеверия.

Позже Мендлеев напишет: «Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. «Спиритическое учение есть суеверие», — как заключала Комиссия, рассматривавшая медиумические явления, — а метеорология борется и еще долго будет бороться с суевериями, господствующими по отношению к погоде».

Илья Репин. Портрет Д.И. Менделеева в мантии доктора права Эдинбургского университета 1885. Акварель. Фото: Commons.wikimedia.org

9. Изобретение бездымного пороха

В петербургской Новой Голландии в бывшем здании мясосольни под руководством Дмитрия Ивановича была создана лаборатория по разработке бездымного пороха. Ее возглавил профессор Кронштадтских офицерских минных классов Иван Чельцов, руководителем и консультантом по делам научно-исследовательской части стал сам Менделеев.

Существует история, что российский ученый практически был вынужден прибегнуть к методу промышленной разведки, чтобы узнать основные компоненты бездымного пороха. Во время путешествий по Европе Дмитрий Иванович посещал университеты, читал лекции, встречался с представителями научных кругов. При этом он снимал квартиру в непосредственной близости от железнодорожной станции, чтобы можно было наблюдать из окна за вагонами, которые следовали на пороховые заводы. Как пишет Георгий Зуев в книге «Там, где Крюков канал…», в те годы на вагонах указывали наименования перевозимых химических веществ и точный адрес места их доставки. Российскому химику не составило труда отследить движение грузов, узнав тем самым основные компоненты бездымного пороха. Вернувшись в Россию, он разработал технологию производства вещества, который назвал пироколлодием.

Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю.

Дмитрий Иванович родился в семье директора Тобольской гимназии Ив. П. Менделеева и М. Дм. Корнильевой, дочери небогатого сибирского помещика, 27.01 (08.02) 1834 года. Он был 17 сыном (по другой версии – 14), но мать сделала все возможное, чтобы ее «последыш» получил хорошее образование.

Детские годы и воспитание

В краткой биографии Менделеева Дмитрия Ивановича говорится о том, что часть своей жизни будущий ученый провел в Сибири, где в это же время отбывали ссылку декабристы. Семья Менделеевых была знакома с И. Пущиным, А. М. Муравьевым, П. Н. Свистуновым, М. А. Фонвизиным.

На формирование жизненных взглядов Дмитрия Ивановича оказал влияние и дядя, брат матери, Василий Дмитриевич Корнильев, который был знаком с выдающимися представителями мира искусства и науки своего времени. Возможно, в доме дяди Дмитрий Иванович мог встречать Н. Гоголя , Ф. Глинку, М. Погодина и даже Сергея Львовича и Александра Сергеевича Пушкиных .

Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был известный впоследствии поэт П. Ершов (автор знаменитого «Конька-Горбунька»).

Высшее образование будущий ученый получил в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте. Его мать сделала все, чтобы сына зачислили на первый курс этого учебного заведения.

Семья и дети

Менделеев был женат дважды. Первая жена, Физа Лещева, была падчерицей П. Ершова, а вторая, Анна Попова, была младше ученого на 26 лет. От двух браков родилось 7 детей. Одна из его дочерей, Любовь Менделеева, была женой известного русского поэта Серебряного века А. Блока .

Научная деятельность

В 1855 году Менделеев закончил институт (с золотой медалью) и начал преподавать. Сначала он работал в Симферопольской гимназии (где познакомился с Н. И. Пироговым), потом в Ришельевском лицее в Одессе. В 1856 году он защитил диссертацию и получил степень магистра химии.

С 1857 по 1890 работал в Императорском Санкт-Петербургском университете на кафедре химии.

С 1859 по 1860 год преподавал и работал в Германии, в Гейдельбергском университете, где познакомился с такими учеными, как Р. Бунзен, Дж. Гиббсон.

С 1872 года, после получения звания профессора, он преподавал в Санкт-Петербургском технологическом институте, Николаевском инженерном училище, а также в Институте путей сообщения. С 1876 года он член-корреспондент Академии наук.

Открытие Периодического закона

Ученым был открыт и сформулирован один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов. Необходимо отметить, что над своей системой Менделеев работал с 1869 по 1900 года и так и не был удовлетворен своим трудом до конца.

Последние годы и смерть

В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, основал Главную палату мер и весов, содействовал открытию в Киеве Политехнического института, создал первое в Российской империи Химическое общество.

Умер ученый в 1907 году, в возрасте 72 лет. Похоронен на одном из кладбищ Санкт-Петербурга.

Другие варианты биографии

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

У постоянно занятого Дмитрия Ивановича быт складывался неуютным, специфически холостяцким. В студенческие годы институт обеспечивал все нужды, временные пребывания в Крыму и за границей не требовали еще установившейся семьи, как бы продолжая собой студенческое житье. В Петербурге же сразу пришлось столкнуться со всеми неудобствами одиночества. Единственным близким домом для Дмитрия Ивановича была семья Басаргиных.

Ольга Ивановна Басаргина


Сестра Менделеева, Ольга Ивановна, жена декабриста Басаргина, переехала по окончании ссылки мужа в Петербург. Не имея детей, она больше других родственников заботилась о младшем брате. И теперь, видя, что сам Дмитрий Иванович посвятил всю жизнь науке и не обращает ни на что другое внимания, решила его женить. Была у нее на примете немолодая уже девушка, сибирячка, умная, скромная, бывшая институтка. Ольга Ивановна знала давно еще по Сибири и ее. и всю родню. Девушка эта, несмотря на то, что была шестью годами старше Дмитрия Ивановича, показалась Ольге Ивановне подходящей партией для брата. Дмитрий Иванович сделал предложение и оно было принято. Но уже через некоторое время Дмитрий Иванович писал в Москву сестре, уехавшей туда по делам, что он не знает, как ему быть: чем больше он сближается со своей невестой, тем больше чувствует, что у него нет тех чувств, которые должен иметь жених. На это он получил от своей сестры ответ длинный и убедительный. Она писала ему о своей собственной жизни:

"Знай, Дмитрий, я была два раза замужем. Первый раз за пожилым человеком, Медведевым, a второй раз по страстной любви за Басаргиным. Тебе первому и единственному скажу откровенно, что счастлива я была в первый раз с Медведевым. Вспомни еще, что великий Гете сказал: "нет больше греха, как обмануть девушку". Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешься?"

Феозва Никитична Лещева (Физа, как ее звали в семье) была старше Менделеева на шесть лет. Знакомы они были еще по Тобольску. Мать Физы после смерти мужа вышла замуж с четырьмя детьми за уже упоминавшегося выше поэта и инспектора Тобольской гимназии П. П. Ершова. Вскоре и она умерла. Физу и сестру взяли с собой в Петербург родственники - супруги Протопоповы. Дядю Физы, Владимира Александровича Протопопова, как раз переводили на службу в столицу по Министерству финансов.


Д. И. Менделеев с женой Феозвой Никитичной (урожд. Лещевой). 1862 г.


Барышня Феозва Никитична окончила курс в Екатерининском институте в Москве и продолжала жить у Протопоповых. Менделеев слал ей письма из-за границы (она, правда, написала ему первой), делился впечатлениями о городах, где бывал, и красотах природы. Почти ничего о работе и совсем ничего о любви. Более того: кажется, он хочет свести Физу с Сеченовым, вернувшимся в Петербург раньше: «Что вы не сердитесь на меня, Феозва Никитична, за мое непростительное молчание, то в этом я убежден, но убежден я и в том, что вы пеняли-таки иногда на меня за это и поделом, право, поделом. Зато вы, вероятно, не будете пенять на меня за то, что через посредство этого письма познакомились с Сеченовым. Он, во-первых, бывал на своем веку во многих местах, потому ему есть что рассказать, во-вторых, он был сперва офицером, потом пошел в университет - следовательно, человек с характером. А главное - он человек виду нисколько не обещающего, но в самом деле человек оригинальный, теплый, хоть и кажется подчас вовсе не таким. Мне будет интересно знать ваше мнение о нем. На этом человеке можно отчасти узнавать вкусы людей - к внешности ли они привязаны, она ли их руководит, или же они любят простоту, теплоту души, а не мягкость, увы, столь часто вредную».

Феозва Никитична Лещова, жена Менделеева, 1860-е годы.

Сеченов просто передал письмо, без каких-либо последствий для личной жизни. А Менделеев, по привычке, проводит в Петербурге редкие свободные вечера у Протопоповых, общается с Феозвой Никитичной. В дневнике записывает: «Гуляли. Ни скучно, ни весело. Нет, не живется мне, право, не такая жизнь нужна, право». Но в доме на него смотрят как на жениха, и он им становится. Потом, словно опомнившись, пытается дать обратный ход, но старшая сестра Ольга, имевшая на брата-последыша большое влияние, стыдит его в письме: «Вспомни еще, что великий Гете говорил: “Нет больше греха, как обмануть девушку”. Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешь?»

В апреле 1862 года состоялось венчание. В этом браке родилось трое детей - Мария, Владимир и Ольга. Но семейная жизнь не сложилась. Формально брак был расторгнут в 1881 году, но фактически - гораздо раньше.


В Конце 19 века в семью его овдовевшей сестры Екатерины Ивановны, переехавшей из Томска в Петербург, вошла подруга Катиной дочери Надежды донская казачка Анна Ивановна Попова. В воспоминаниях Н. Я. Капустиной-Губкиной находим такое описание внешности ее приятельницы:

«Это была высокая, стройная и статная девушка с грациозной походкой, густыми золотистыми косами, которые она носила скромно подвязанными черными лентами у затылка, но они украшали ее красивую голову. Всего же более украшали ее большие светлые глаза, с недетским, серьезным выражением на детски округленном лице, с нежным румянцем и густыми красивыми бровями. Голос у нее тоже был нежный и приятный».


Анна Ивановна Попова

Дмитрий Иванович влюбился в 17-летнюю девушку с первого взгляда. Она в него тоже.

Жена Менделеева, Феозва Никитична, предпочитала обитать в Боблово, и в апреле 1877 года Дмитрий Иванович пригласил Капустиных с Анной пожить у него, в большой квартире при университете. Ему нравилось слушать, как Анна музицирует за роялем, нравилось играть с нею в шахматы. В то же время он смущался, боялся проявить свои чувства, которые все равно не могли не заметить окружающие. От греха подальше Екатерина Ивановна переехала с девушками на другую квартиру. Но, рассказывая об этом бегстве, Анна Ивановна повторяла изречение Рабиндраната Тагора: «Можно ли бороться с ураганом? Может ли река противиться морскому приливу?» Ничто не в силах было помешать и развитию отношений между влюбленными, несмотря на 26 лет разницы в возрасте.

Как писала через много лет Анна Ивановна, «живостью и энергией Дмитрий Иванович не только не уступал молодежи, но далеко оставлял ее за собой». Жизнь, однако, давала поводы для огорчений. Феозва Никитична в разводе мужу отказала. Правда, и Анна отказала жениху, дожидавшемуся ее в Новочеркасске. Но тут в Петербург явился ее отец, отставной казачий полковник Попов, все разузнал и решительно потребовал от дочери, чтобы она взяла с Дмитрия Ивановича слово не видеться с ней и победить свое чувство.

Слово-то Дмитрий Иванович дал, но чувство победить не мог. Анна в выпускном классе получила задание исполнить в карандаше «Последний день Помпеи» Брюллова. Оказалось, что исходит оно от заказчика, пожелавшего остаться неизвестным, который приобрел рисунок за большие деньги. Нетрудно догадаться, что им был Менделеев. Его встречали в залах Академии художеств, где он бродил, разглядывая гипсовые слепки Гермесов и Персефон. Ученики и ученицы, выходя после вечерних классов, видели высокую фигуру, закутанную в черный плащ с пряжками из львиных голов, скрывавшуюся в тени портала. В гостиных Петербурга появилась новая тема для пересудов.

Тяжело переживала разлуку и Анна. Она ходила на лекции, рисовала, бывала в театрах, слушала музыку, играла сама, но (цитирую ее воспоминания) «ничего не могло заполнить пустоту души, все мне казалось тусклым и бледным».

Душевное состояние Анны было таково, что отец настоял на немедленном отъезде ее за границу. В декабре 1880 года Дмитрий Иванович дал ей рекомендательные письма к знакомым художникам, проводившим зиму в Риме. Прощание было молчаливым и грустным.

После этого Дмитрий Иванович впал в депрессию. Близкие всерьез опасались, как бы не наложил на себя руки. Посетивший в те дни квартиру Менделеева ректор университета, биолог Андрей Бекетов, застал хозяина приводящим в порядок архив. Объяснил, что собирается на конгресс химиков в Алжир, а по дороге мало ли что может случиться. («По дороге я хотел упасть с палубы в море», - скажет он потом Анне.) В запечатанном конверте он передал Бекетову самое дорогое: завещание детям и неотправленные письма к Анне, которые он опускал каждый день в особый ящик, приделанный им к своему письменному столу.

Бекетов взял конверт и, спрятав его, отправился в Боблово. Он принял на себя последнюю вспышку бесплодного отчаяния Феозвы Никитичны, но все-таки сумел добиться от нее письменного согласия на развод. Правда, она оговорила за собой право на получение в дальнейшем всего профессорского жалованья бывшего мужа. Но и это обстоятельство не могло омрачить радость Дмитрия Ивановича, когда Бекетов появился у него с новостями перед самым отплытием на конгресс. И в списках участников этого съезда химиков имя Менделеева не появилось. Вместо Алжира он очутился в Риме.

После медового месяца в Вечном городе Дмитрий Иванович и Анна Ивановна вернулись в Россию, и тут выяснилось, что епархиальная консистория, в ведении которой находилось расторжение церковных браков, наложила на Менделеева епитимью: в течение ближайших семи лет ему запрещалось вступать в новый брак. Но влюбленные все равно решили не расставаться, тем более что Анна была беременна. Как раз кстати для лишенного профессорского жалования ученого крупный нефтепромышленник Рагозин предложил ему выгодное дело: устроить лабораторию для исследованья нефти и разработки новых способов промышленного получения нефтяных продуктов на одном из поволжских заводов между Ярославлем и Романово-Борисоглебском. Поселились они в домике над Волгой. Дмитрий Иванович подолгу пропадал на заводе, но, как писала Анна Ивановна, «одиночество меня не томило <…> Здесь - глубокое сознание, что выполнено то, что надлежит выполнить, - покорность высшему…»

В новом, 1882-м году, по возвращении в Петербург они все-таки повенчались. Священник Адмиралтейской церкви в Кронштадте, исполнивший обряд таинства, был за это лишен сана, утешаясь, возможно, лишь хорошим денежным вознаграждением от Менделеевых; но законность брака церковные власти под сомнение не поставили. Молодая семья зажила дружно и счастливо. Через два года после рождения дочери Любы на свет появился сын Иван, еще через два - близнецы Мария и Василий. Возобновились «менделеевские среды». В доме снова появилась студенческая молодежь. Гостей ожидало простое угощение: чай, бутерброды, красное вино. Анна Ивановна сочла нужным в воспоминаниях особо подчеркнуть «отсутствие светских дам (бывали только художницы)» и добавила: «Все чувствовали себя легко и свободно». И еще: «Дмитрий Иванович всегда был как будто в состоянии душевного горения. Я не видела у него никогда ни одного момента апатии. Это был постоянный поток мыслей, чувств, который крушил на своем пути все препятствия».

Вообще он был большим семьянином. Вечно занятый, он всегда однако был внутренне близок всем семейным заботам, внимателен к детям, жил, сколько позволяла работа, их радостями и горестями, болезнями и ростом. Расставшись с первой семьей, он не переставал и к ней относиться хорошо. Об этом свидетельствует приводимое ниже его письмо, адресованное старшим детям от первого брака - Владимиру и Ольге. Девять лет, следующих за забаллотированием в Академию наук, складываются в жизни Дмитрия Ивановича спокойно. Время работает для его признания. И однако мы располагаем свидетельством чрезвычайно тяжелого, подавленного состояния Дмитрия Ивановича, близкого к мыслям о самоубийстве. Ввиду отсутствия внешних причин остается думать, что они были внутреннего семейного значения. Настроения эти, глубоко несвойственные Дмитрию Ивановичу, носили, очевидно, временный характер, Тем не менее письмо [Из архива дочери Д. И. Менделеева - О. Д. Трироговой ] содержит завещательный смысл и является чрезвычайно важным человеческим документом, рисующим убеждения и взгляды Менделеева. "Петербург, 19 марта 1884 г. Милые мои Володя и Леля! Пишу то, что не успел сказать и может быть не успею. Первое и главное в жизни - труд для других, но так надо устроить, чтобы самому жить можно было. Жить надо, чтобы выполнить задачу природы. А ее высшая точка - общество людей. Один - каждый нуль. Надо это помнить. И начинать не издали, а подле. Окажись полезен и нужен подле стоящим, но для этого не забывая все, сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам. Выполняйте же, что не мог. Для этого берегите мать, берегите ее, берегите. Заботьтесь" и друг о друге и о себе. Пусть встретятся недоразумения - не беда поворчите, не беда, вы в отца будьте, - делом, а не словом берите. Не гонитесь за словом. Оно только начало быть и будет - дело самый центр. А дело приятнейшее и самое подходящее - труд, т. е. работа для нужд и надобностей, полезностей и даже просто выгод - других. Ваша польза - выгода, а главное и во всяком случае ваши души спокойны, будут найдены тогда, потому что тому, кто дает, возвращается от других. Только не ждите, чтобы это случалось каждый раз, будет и так, что ты даешь, да за это тебя же и накажут словом или делом Только тот и может рассчитывать получить для себя от других, кто дает даром, без расчета, - от души. Жизнь - не рынок, где ничего даром не дается. Ведь дружба, ведь даже простая приятность отношений, ведь привязанность - не умом, расчетом и соображением определяются. Хотите этого - другим это давайте даром. Только не бросайтесь зря - это глупо. Разум не враг сердца, а только глаза его. Для глаз и даже самых милых, самых ласковых - ничего не давайте - для сердца - хоть все. Ищите не ума, не внешности - сердца и труда, - их выбирайте себе в спутники. Женитесь и выходите замуж по сердцу и разуму вместе. Если сердце претит - дальше, если разум не велит, тоже бегите. Отец ваш был слаб, был уродлив в этом отношении, не понимал того, что хочет вам сказать. Выбирайте сердце и труд, сами трудитесь и будьте с сердцем, а не с одним умом. Берегитесь какой-либо малейшей политической чепухи, потому что все латинское, а политика - латинщина, надо вырывать. Это не значит не интересуйтесь ничем. Это значит не составляйте политического или экономического идеала, не стараетесь его выдумать - напрасны, ранни еще усилия. А когда будет пора, то есть когда недеятельных, бесполезных, дремлющих, хныкающих и сидящих сложа руки будет мало - тогда все само собой сделается. Это не значит также, что где можно, где в силах сам один сделать, либо с согласными тому бы не сделать, не помочь. Это надо сделать. Только не увлекаться мнением о своих силах и убеждениях. Помните массу. Жить надо для близких, расширяя круг близости по возможности, но без самообмана. Не просто надо учиться. России ученьем, нет, надо учиться труду. Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным. Не тот храбр, вы уже понимаете, кто лезет зря, а тот, кто умеет привести в деятельное состояние, а сам всегда в труде. Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное, размеренное делание того, что надо для других и для себя в данных условиях. Представьте, льдина несет массу люден. Труд будет сообразить и выполнить - как достичь берега и может случиться, что наибольший труд и лучшую пользу внесет тот, кто сдержит суету, когда увидит, куда должна пристать льдина. Труд есть, однако, деятельность, а не апатия - не все равно что будет, а надо, чтобы по мере сил было все и всем, начиная с окружающих лучше. Берегите себя, мать, память отца, который душой любил вас и говорит в последний раз вам - труд всего важнее. Не кичитесь, не гонитесь за крупным трудом - труд всякий, если не про себя одного, как жеванье хлеба, либо толчение воды самый скромный, самый невидный - осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже веселье, только от других и плод труда - польза другим. Сперва и всего необходимее людям место и время как телу и явлению природы, потому хлеб и верхний покров, потому что люди тепличные растения, затем хлеб и покров внутренние - истина, историческая привычка, обычай, а по всему этому люди становятся людьми, когда не забывают низшего первичного, знают и работают в высшем, когда по меньшей мере причастны ему. Сухо, это далеко, а ближе не разъяснить - расплывается. Одно знаю, что живя про себя, собой и мыслею своею - скука, тяжко, а живя и сам собой и всеобщей жизнью, хоть хлеб другим трудом добывая, хоть засевая его, хлопоча, для слепца лишь про себя, а в сущности для других - самому ведь столько не съесть и тогда можно найти покой и радость, благодушно прожить получается возможно. Трудитесь же, Володя и Леля, находите покой от труда, ни в чем другом не найти. Удовольствие пролетит - оно себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Ученье - себе, плод ученья - другим. Другого смысла в ученьи нет, иначе его бы не надо было. Сами трудясь вы сделаете все для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета - лучшего дать не могу. С ним живите, его завещайте. Любовь придет сама. Простите все, все другим. Благословляю вас - живите с богом, трудом и истинной, а мне пора отдохнуть, пора, прощайте мои Адя и Леля! Отец ваш Д. Менделеев"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!