Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Марина Неелова: биография, личная жизнь. Биография нееловой марины мстиславовны Геворкян муж нееловой

Кто теперь этим может интересоваться? - только такие как мы...

МАРИНА НЕЕЛОВА И ИЯ САВИНА. ОДИН МУЖ НА ДВОИХ

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:

Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

Детство

Актриса росла в семье, которая никакого отношения к кино и театру не имели. Мама, будучи студенткой, ушла на фронт добровольно и служила в Мурманске радистом. При этом участвовала в жестоких сражениях.

С детства Марине прививали любовь к искусству. Мама с дочкой часто ходили на спектакли и концерты. Отец же приобщал будущую знаменитость к живописи и развешивал по дому собственные акварели. Параллельно мама водила малышку на занятия балетом. Поэтому к этому виду искусства у Марины Мстиславовны особое отношение. Но главным в жизни девочки всегда был театр. Никогда она не представляла себя ни кем иной, как актрисой.

Студенчество

В 1965 году, после школы, Марина Неелова отнесла документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Там конкурс был высокий всегда – около ста человек на место. Марина была скромной, маленькой, худенькой и испуганной и думала, что ее ни за что не примут в вуз.

Тем не менее, Неелова перед экзаменационной комиссией взяла всю волю в кулак и прочитала отрывок из романа «Война и мир». Текст был избитый, его не раз читали на вступительных испытаниях, однако девушка смогла произвести впечатление и профессора разглядели в Марине драматический талант. Ее приняли на курс Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева.

В институте Марина Неелова показала себя, как очень неординарная актриса. Один из ее этюдов Меркурьев отметил весьма эффектной фразой: «Ее биомеханическая ворона совсем как живая».

Театр

Диплом ЛГИТМиКа актриса получила в 1969 году. После Марина Неелова мечтала попасть в БДТ к режиссеру Георгию Товстоногову. Но даже показываться туда не стала, боялась не понравиться. Поэтому поступила в штат «Ленфильма». Она верила, что если снимется в какой-нибудь картине, то Товстоногов ее обязательно заметит и пригласит к себе в театр.

Так и случилось, после «Старой, старой сказки» режиссер заметил молодую актрису. Но пока Товстоногов собирался подойти к актрисе, она уехала в Москву.

В 1971 году Неелова пришла на работу к Юрию Завадскому в Театр имени Моссовета. Но работала там недолго. Успела сыграть в пьесе «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом» Ивана Буковчана.

Позже на молодую девушку обратил внимание режиссер «Современника» Валерий Фокин. Он вместе с Константином Райкиным пригласил ее в 1974 году в спектакль «Валентин и Валентина». До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова и звали Ирину Муравьеву. Постановка для Марины Нееловой стала удачным дебютом. И с тех пор актриса служит в «Современнике» уже более 30 лет. Она сыграла в «Двенадцатой ночи», «Вишневом саде», «Трех сестрах», «Ревизоре» и других.

На сцене она, как беспокойная кошка с голосом избалованной девочки. При этом у нее эротическая внешность, которая очень электризует публику. Так о Марине Нееловой говорили критики. Ее талию в 54 сантиметра ценили модельеры. А одевая актрису к спектаклю «Вишневый сад», Вячеслав Зайцев специально ездил в Париж за кружевами и шелком, потому что посчитал, что иначе одевать такую женщину нельзя.

Марина Неёлова. С собой и без себя

Вес Марии Нееловой – всегда был балетный – всего 45 килограммов. При таком весе ее отказывались везти даже лифты – актрисе приходилось подпрыгивать. Впрочем, знаменитость всегда стеснялась своей худобы.

Карьера в кино

Кинодебют Марины Нееловой состоялся на третьем курсе института. Она появилась в картине «Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой – сыграла две роли: дочь трактирщика и принцессу.

Вообще первые роли Марины были сказочными и романтичными («Принц и нищий», «Тень», «Сломанная подкова») либо лирическими («Ждем тебя, парень!», «Цвет белого снега»). Но драматический талант помог раскрыть фильм «Монолог».

Марина Неелова умеючи воплощает образы хрупких, ранимых, незащищенных героинь, которые пытаются отстоять свою независимость. Это, к примеру, Степанида в фильме «С тобой и без тебя», Саша в картине «Просто Саша», Валентина в «Слове для защиты», Нина в «Фотографии на стене» и Алла в «Осеннем марафоне».

В 1975 году, после работы над телефильмом «Ночь ошибок» режиссер Михаил Козаков признался, что восхищается работоспособностью актрисы: Неелова так серьезно относилась к работе, что звездная болезнь ей не грозила.

После утверждения в драматическом амплуа, Марина вернулась к лирике и фарсу – это доказывают картины «Дамы приглашают кавалеров», «Красавец-мужчина», «Карусель», «Мы веселы, счастливы, талантливы» и «Чужая жена и муж под кроватью».

Линия жизни. Марина Неелова

Ради работы Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом. Она даже снималась в постельных сценах зимой, да еще в полуразрушенном доме. Это сцена из фильма «Осенний марафон». Актеры находились под одеялами, а между ними был обогреватель.

А вот режиссер картины «С тобой и без тебя» Родион Нахапетов заставлял актрису, которая играла батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В этом же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер Юозас Будрайтис. Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссеру казалось это не правдоподобно. Закончилось тем, что к концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки.

В середине 80-х у Нееловой начался творческий простой – она снимается реже. Чередует драматические роли («Ты у меня одна», «Дорогая Елена Сергеевна») и костюмно-исторические («Ревизор», «Сибирский цирюльник», «Тень, или Может быть, все обойдется»).

Интерес зрителей вызвала картина «Тюремный романс» Евгения Татарского, которая вышла в 1993 году. Марине досталась главная роль – следователя прокуратуры, которая влюбилась в заключенного.

Личная жизнь Марины Нееловой

У коллег-мужчин Марина вызывала все время одно и тоже чувство – желание защищать. После того, как у актрисы закончилась 2-летняя любовь к шахматисту Гарри Каспарову, её начала защищать практически вся столичная артистическая публика. Актер Валентин Гафт, к примеру, во всеуслышание заявил, что шахматиста не станут принимать ни в одном доме.

Гарри и Марина познакомились в 1984 году у пианиста Владимира Крайнева. Тогда шахматисту был 21 год, а актриса была на 16 лет его старше. Каспаров жил в Баку и Марина никогда к нему не ездила, Гарри иногда сам приезжал в Москву. Отношениям помешала мама спортсмена, властная женщина, которая признавала только карьеру сына и полагала, что брак сына может ее разрушить. Гарри послушал мать и прекратил с актрисой все отношения.

Марина все-таки обрела женское счастье. На отдыхе она встретилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Стремительная любовь закончилась свадьбой. При этом Неелова пожертвовала театром ради семьи. С мужем и дочкой Никой она пять лет прожила в Париже, куда Кирилла отправили в качестве советника Российского посольства.


Несколько лет актриса жила на две страны. Но после дипломатической миссии семья вернулась в Россию. Марина Неелова опять начала активно играть.

Марина Неелова сейчас

В последнее время Марина Неелова снимается редко. К примеру, она сыграла в детективе по Борису Акунину «Азазель», а также в картине «Леди на день».

Ну а на плаву держит актрису театр. Сегодня она играет в «Вишневом саде», «Ревизоре», «Крутом маршруте», «Играем... Шиллера» и «Сладкоголосая птица юности».

Марина Неелова — знаменитая актриса кино и театра. Она начала свою карьеру еще при Советском Союзе и продолжает до настоящего времени. Носит заслуженное звание народной артистки РСФСР. В ее творческое наследие входит больше 30 ролей в различных фильмах и около 5 телеспектаклей.

Также, Марина играла и продолжает играть в театре «Современник», на ее счету более 40 ролей. Несмотря на свой преклонный возраст, она продолжает радовать своих поклонников участием в различных спектаклях. Кроме всего, она счастливая мать и жена. Подробнее о жизни и творческом пути известной женщины вы сможете узнать из приведенной ниже статьи.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Марине Нееловой

О жизни своего кумира хочется знать всё, даже малейшие подробности. Именно поэтому многих поклонников интересует вопрос, каков же у знаменитой женщины рост, вес, возраст, сколько лет Марине Нееловой. Она родилась в 1947 году, так что, на данный момент ей 70 лет. Рост у актрисы невысокий, всего 1 метр 65 см. Насчет веса Марины достоверной информации нет, так как спрашивать у женщины, сколько она весит — неприлично. Однако, по последним данным, Неелова Марина Мстиславовна весит около 68 килограмм. Это очень хороший показатель для её лет, актрисе удалось сохранить довольную неплохую фигуру.

Биография Марины Нееловой

Биография Марины Нееловой весьма интересная. Она родилась в начале января, сразу после Рождества, в Ленинграде. Девочка росла в семье, которая никак не была связана с искусством. Однако её мать, которая очень много внимания уделяла дочери, увидев желание Марины попробовать себя в роли актрисы, всячески в этом способствовала.

После школы девушка поступила в Ленинградский театральный институт и закончила с хорошими результатами актерский факультет. Учась на третьем курсе, Марина сыграла роль в фильме «Старая сказка» и ее работа понравилась критикам. Спустя два года после окончания института, женщина решила переехать в Москву. Изначально она устроилась в театр Моссовета, а потом попала в «Современник», с которым связано ее творчество уже на протяжении многих лет.

Фильмография: фильмы с участием Марина Неелова в главной роли

Первые роли Марины были больше романтическими и сказочными, однако, со временем, она начала сниматься и в других жанрах. Участие в психологической драме «монолог» принесло ей большую популярность.

Фильмография актрисы довольно обширная. Она играла в таких известных картинах, как: «Принц и нищий», «Тень», » Слово для защиты», «Азазель» и многие другие.

Личная жизнь Марина Неелова

Личная жизнь Марина Неелова — один из часто интересующих журналистов и поклонников вопросов. Женщина дважды была замужем. Первый муж — Анатолий, тоже был актером. Они прожили в браке восемь лет, детей у пары не было.

Спустя несколько лет после развода, актриса познакомилась с Каспаровым. Мужчина был талантливым шахматистом, уже начинающим набирать популярность. Марина Неелова и Гарри Каспаров познакомились на одном из творческих вечеров и, несмотря на разницу в возрасте (Марина была старше на 16 лет), между ними завязался роман. Они встречались почти два года и за это время, благодаря актрисе, Гарри стали принимать в лучших домах Москвы. Когда поползли слухи о беременности Марины, Каспаров, с подачи своей матери, которая была против этих отношений, расстался с избранницей. Вся столичная элита встала на сторону брошенной женщины. После этого случая вход в лучшие дома шахматисту был закрыт.

Через два года после этого романа актриса вышла замуж за российского дипломата, с которым счастлива в браке до сих пор.

Семья Марина Неелова

Семья Марина Неелова не особо большая. Ее отец имел большой талант к рисованию, но, к сожалению, про его профессию ничего не известно. Про мать будущей актрисы тоже особых данных нет. Сейчас семья Марины состоит из ее мужа и дочери. Около пяти лет она жила с мужем в Париже, совмещая работу в СССР и жизнь за границей. Когда же его командировка завершилась, они вернулись в Москву, но ненадолго. Большую часть своей жизни женщина жила за границей, так как работа ее мужа-дипломата подразумевала частые командировки. Кстати, до сих пор достоверно не известно, кто же отец Ники. Женщина упорно скрывает этот факт от общественности.

Дети Марина Неелова

Дети Марина Неелова — одна из часто интересующих журналистов тем. У актрисы есть всего один ребенок — дочь Ника. Девочка родилась в 1987 году, сейчас ей 28 лет. Во время беременности Марины ходили слухи, кто же отец ребенка. Многие думали, что это Гарри Каспаров, однако, мужчина точного положительного ответа так и не дал. Сама же актриса умалчивает об этом уже на протяжении многих лет и даже в откровенных интервью её не могут вывести на чистую воду.

Девушке передались таланты к искусству от матери, и сейчас Ника является довольно известной художницей.

Дочь Марина Неелова — Ника

Дочь Марина Неелова — Ника — единственный ребенок актрисы. Родилась в 1987 году. Девочка в детстве была очень похожа на Каспарова, своего предполагаемого (по слухам) отца. Благодаря своему отчиму — мужу Марины Кириллу, Ника много путешествовала. Она выучила несколько иностранных языков и свободно ими владеет. Девушка обладает весьма привлекательной внешностью — черные волосы и милое лицо, что вызывает восхищенные взгляды у многих мужчин. Однако, как признается она сама, никогда не считала себя красивой.

Девушка поступила в королевскую академию искусств в Гааге и успешно ее окончила. Сейчас Ника является весьма известной художницей, чьи работы нравятся критикам по всему миру.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев родился в 1939 году. Является известным актером кино и театра. Кроме того, обладает званием Заслуженного Артиста России, которое получил в 1999 году. В 1996 году окончил «Щуку», после чего обучался сценаристскому мастерству. По окончанию обучения работал в Таганском Театре. Брак с героиней нашей статьи продлился приблизительно восемь лет. Данный брак не принес актрисе детей. Стоит отметить, что после развода, почти 30 лет проживал в гражданском браке с Ией Саввиной.

Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян

Настоящий муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян родился в апреле 1953 года. На данный момент, он является российским дипломатом, и довольно востребованным. Занимает должность директора по Правовому Департаменту МИД РФ.

Знакомство посла и актрисы случилось на отдыхе за границей. Этот роман, конечно же, закончился браком. НА некоторое время, а точнее почти на пять лет, ей пришлось распрощаться с театральной сценой, чтобы помочь семье. Она проживала во Франции, выполняя международную дипломатическую миссию. Проживала она там, кстати, вместе с дочерью. От этого брака, у актрисы есть дочь.

Инстаграм и Википедия Марина Неелова

Сейчас, в век информационных технологий и интернета, многие известные личности пользуются социальными сетями. Там они выкладывают фотографии об интересных моментах своей жизни, чтобы их могли оценить поклонники. Инстаграм и Википедия Марина Неелова — первые источники, которые приходят на ум, когда хочется узнать что-то новое о своем кумире. Однако, у Марины нет своей странички в Инстаграме. А вот в Википедии можно найти довольно много разнообразной информации о жизненном пути и карьере талантливой актрисы.

Заслуженная артистка РСФСР (5.03.1980).
Народная артистка РСФСР (2.07.1987).

После школы, преодолев конкурс в сто человек на место,поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева. После окончания ЛГИТМИК в 1969 году была принята в штат киностудии "Ленфильм".

С 1972 года – актриса академического театра им. Моссовета, где сыграла в пьесе Ивана Буковчана «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». Репетировала у Анатолия Эфроса, который ставил тогда «Турбазу» Эдварда Радзинского, но спектакль запретили. В этот момент на Марину Неёлову обратил внимание молодой талантливый режиссер «Современника» Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным они пригласили ее войти в их спектакль «Валентин и Валентина». Для Марины Неёловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор (с 1974 года) она и служит в «Современнике», в котором в настоящее время является одной из ведущих актрис театра. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности". Интереснейшей работой в театре стал моноспектакль "Шинель" в постановке В.Фокина, в котором она играет Башмачкина.
За роль Елизаветы в спектакле "Играем... Шиллера!" Марина Неёлова удостоена Государственной премии Российской Федерации в 2001 году.

Дебютировала в кино, будучи студенткой третьго курса - снялась в фильме «Старая, старая сказка» у Надежды Кошеверовой. Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог" И.Авербаха. В дальнейшем в кино Марине Неёловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя"), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон"). Но утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").

Снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна, Георгия Данелия…
С середины 80-х Марина Неёлова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", "Ты у меня одна") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", "Сибирский цирюльник"). Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс", основанная на реальных событиях. Марина Неёлова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюсяся в заключенного.

В последние годы в кино Марина Неёлова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, в фильме "Леди на день" - Анни, актриса Вера Стрельникова в детективе "Предлагаемые обстоятельства" (2009).

театральные работы

Вероника – В. Розов "Вечно живые" - 1974
Белоснежка – Л. Устинов, О. Табаков "Белоснежка и семь гномов" - 1974
Валентина – М. Рощин "Валентин и Валентина" - 1974
Светлана – М. Рощин "Погода на завтра" - 1974
Виктория – А. Вампилов "Провинциальные анекдоты" - 1974
Лариса – В. Розов "Четыре капли" - 1974
Ника – К. Симонов "Из записок Лопатина" - 1974
К. Симонов "Мы не увидимся с тобой"
Елена - М. Рощин "Близнец"
Саня – М. Рощин "Эшелон" - 1975
Виола – У. Шекспир "Двенадцатая ночь"
Аня – А. П. Чехов "Вишневый сад" - 1976
Люба – А. Соколова "Фантазии Фарятьева" - 1977
Ленка – В. Малягин "НЛО" - 1978
Оля – М. Рощин "Спешите делать добро" - 1980
Маркиза Чибо – А. де Мюссе "Лорензаччо" - 1980
Маша – А. П. Чехов "Три сестры" - 1982
Марья Антоновна – Н. В. Гоголь "Ревизор" - 1983
Хани – Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?" - 1984
Лора – А. Галин "Звезды на утреннем небе" - 1988
Евгения Семеновна – Е. Гинзбург "Крутой маршрут" - 1989
Анфиса – Л. Андреев "Анфиса" - 1991
Паулина Салас – А. Дорфман "Смерть и дева" - 1992
Вальтрауте – Р. Майнарди "Адский сад" - 1993
Раневская – А.П. Чехов "Вишневый сад" - 1997
Елизавета – "Играем…Шиллера!" - 2000
Принцесса Космонополис, Хэвенли – Т. Уильямс "Сладкоголосая птица юности" - 2002
Башмачкин – Н.В. Гоголь «Шинель» - 2004
Шарлотта – И. Бергман «Осенняя соната» - 2012

призы и награды

1981 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - за роль Аллы в фильме «Осенний марафон» (1979).
1990 - Государственная премия РСФСР в области театрального искусства - за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург.
2001 - Государственная премия РФ - за роль Елизаветы в спектакле «Играем… Шиллера!».
1976 - премия Ленинского комсомола - за воплощение образа современников в кино.
14.04.2006 - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
9.01.2012 - орден Почёта.
13.06.1996 - орден Дружбы.
Премия зрительских симпатий на Белградском кинофестивале за роль в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя» (партнер Юозас Будрайтис) в 1975 году.
Лауреат приза "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе (за роль в фильме "С тобой и без тебя").
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты» за 1977 год.
1993 - премия «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Ты у меня одна» (1993).
2000 - премия «Триумф».
1998 - премия «Кумир».

Марина Неёлова родилась в Ленинграде в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Ее мама, Валентина Николаевна, со студенческой скамьи ушла добровольцем на фронт и всю Великую Отечественную служила радистом в Мурманске. Участвовала в жестоких боях. Война помешала ей получить высшее образование. Затем родилась Марина, и мама целиком посвятила себя воспитанию дочери.

Любовь к искусству родители привили Марине с детства. Они часто ходили с дочерью на концерты и спектакли. Отец, стараясь приобщить ее к живописи, развешивал по стенам собственные акварели. Мама исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Любовь к балету осталась у Марины на всю жизнь. Главным же для нее всегда был театр. По ее словам она никогда не представляла себя ни кем кроме актрисы.

Поступление в ЛГИТМиК

По окончании школы, в 1964 году, Марина подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Конкурс был как всегда очень большой - сто человек на место. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница Марина чувствовала себя этакой мышью: худющая, ножки "веревочками", глазищи испуганные, голосок срывается от волнения… "Да что ж это такое? Так меня ни за что не примут! - думала Марина, оглядывая своих статных конкуренток. - Хоть бы стул какой на сцене поставили, за который можно спрятаться и оттуда отрывок читать".
Стула никакого не было, и Марина, собрав всю волю в кулак, начала: "Отрывок из романа "Война и мир". Марья Львовна Куракина с дочерью!" Выбор текста был не самый лучший - наверняка "Первый бал Наташи" уже набил оскомину экзаменаторам. Но Марина сумела произвести впечатление. Матерые лгитмиковские профессора наметанным глазом сразу разглядели в девушке огромный драматический талант. Она была принята на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева.

Учась в институте, Марина Неёлова заявила о себе, как о весьма неординарной актрисе. Сам Меркурьев отметил ее этюд в своем дневнике эффектной фразой: "Ее биомеханическая ворона совсем как живая".

В 1969 году Марина Неёлова окончила институт. У нее были все шансы попасть в труппу какого-нибудь прославленного театра. Как признается сама актриса, она буквально грезила БДТ и легендарным его режиссером Георгием Товстоноговым. Но… даже показываться в БДТ Неёлова не стала. Боялась не понравиться, не поступить - и не справиться со страшной травмой в самом начале пути. Поступив в штат "Ленфильма", она баюкала себя совершенно детской мечтой: вот снимется в каком-нибудь удачном фильме, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. "Полный бред, конечно". Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой…

Товстоногов, кстати, после "Старой, старой сказки" молодую актрису заметил, сказал своим, что надо бы с актрисой встретиться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но пока Товстоногов собирался, Неёлова с киностудии уволилась и уехала в Москву - в неизвестность. "И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович - Она потеряет все". Однако и Товстоногов иногда ошибался.
В 1971 году Марина Неёлова устроилась в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Там она работала недолго. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана "Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом", которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда "Турбазу" Эдварда Радзинского, но спектакль запретили.

В этот момент на Неёлова и обратил внимание молодой талантливый режиссер "Современника" Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным в 1974 году они пригласили ее войти в их спектакль "Валентин и Валентина". Что значит случай в актерской биографии! До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Неёловой на эту роль звали Ирину Муравьёву, но она уйти в "Современник" из Детского театра отказалась. А для Марины Неёловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в "Современнике" почти уже тридцать лет.

За это время она играла в таких спектаклях, как: "Двенадцатая ночь" (Виола), "Вишневый сад" (Аня), "Три сестры" (Маша), "Ревизор" (Марья Антоновна) и других.

Изящная актриса

"По сцене она движется как беспокойная кошка… у нее голос избалованной девочки и эротическая внешность, которая электризует публику", - так отзывались о ней критики. Ее хрупкость, изящество, талию объемом в 54 сантиметра безмерно ценят модельеры. Вячеслав Зайцев, одевая Неёлову для спектакля "Вишневый сад", специально ездил в Париж за кружевами, шелками и страусиными перьями, потому что считал, что такую женщину одевать иначе было бы преступлением!

Вес у Марины Мстиславовны всегда был "балетным". 45 килограммов, и ни грамма больше! Войдя в любой лифт, Неёлова непременно подпрыгивает: только тогда лифт соглашается везти свой груз… Однажды, встав на весы на каком-то южном курорте, Неёлова обрадовалась: "48! Неужели удалось поправиться!" Проходящая мимо женщина мгновенно развеяла ее иллюзии: "Дамочка, а что-же Вы с арбузом-то взвешиваетесь!"…
Застенчивая Марина вечно комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Например, Константин Райкин так задумчиво-задумчиво говорил ей: "А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются…"

В кино Неёлова дебютировала, еще учась на третьем курсе - она снялась в фильме Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Там она сыграла сразу две роли - капризную принцессу и мечтательную дочь трактирщика.

Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог".

В кино Неёловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя", Приз "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон", Государственная премия РСФСР за 1981).

После съемок своего телефильма "Ночь ошибок" (1975) Михаил Козаков-режиссер признался, что восхищен работоспособностью Неёловой: она так серьезно относится к делу, что звездная болезнь ей не грозит.
Утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").

Следуя известной фразе, что искусство требует жертв, Марина Неёлова жертвовала и своим комфортом, и здоровьем. Где вы найдете на западе звезду, которую заставляли сниматься в постельной сцене зимой в полуразрушенном доме? Именно так снималась сцена в "Осеннем марафоне". Актеры лежали под одеялами, а между ними, вопреки правилам пожарной безопасности, находился обогреватель.

На съемках фильма "С тобой и без тебя", режиссер Родион Нахапетов заставлял Марину, игравшую батрачку, в течение нескольких недель таскать мешок, набитый камнями, вставать на рассвете, доить коров и коз, косить траву, рубить дрова, полоть лен…

В том же фильме ее должен был ударить Юозас Будрайтис. В первых дублях он бил ее деликатно, но все равно достаточно сильно - актриса падала, ударялась о телегу. Но режиссеру все казалось неубедительным, поэтому он попросим бить "понатуральнее". В результате в конце съемочного дня на лице у Неёловой красовались натуральные синяки и ссадины.

С середины 80-х Неёлова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988; "Ты у меня одна", премия "Ника") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", 1996; "Сибирский цирюльник").
Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс" (1993), поставленная на основе реальных событий. Марина Неёлова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюся в заключенного.

В кино душа Неёловой металась от одного режиссера к другому и рвалась на части. Но режиссеры, сценаристы, партнеры и даже композиторы сплошь попадались ей только хорошие или очень хорошие. Она снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна… Она произносила в кадре тексты Александра Николаевича Островского и Евгения Шварца, Дунского и Валерия Фрида, Евгения Габриловича и Александра Володина, Александра Миндадзе и Александра Бородянского… Напевала мелодии Виктора Дашкевича и Олега Каравайчука, Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, и даже Сергея Курехина… Любила до самозабвения, до обморока героев Андрея Миронова и Олега Даля, Сергея Юрского и Станислава Любшина, Константина Райкина и Олега Табакова, Олега Басилашвили и Михаила Ульянова, Юозаса Будрайтиса и Леонида Куравлева, Александра Збруева и Александра Абдулова… Не судьба, а большой советский кинословарь.

Роман с Гарри Каспаровым

"Неёлову всегда хочется защищать, она как будто слишком хрупка для этого мира", - так отзываются о ней коллеги-мужчины. Когда двухлетняя нежная любовь Марины к сильнейшему шахматисту кончилась крахом, на ее защиту встала чуть ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт, например во всеуслышание заявил, что Каспарова теперь не станут принимать ни в одном уважающем себя доме…

Марина познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год. Неёловой - на 16 лет больше. Что же могло объединить этих двух, казалось бы, таких разных людей? Наверное дело в том, что на Марину всегда неотразимо действовал чей-то талант. А на Каспарова подействовало дразнящее очарование Неёловой. "Вне сцены говорили, что она - та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, словно роза - шипы. Короче говоря, это была неординарная женщина", - так несколько лет спустя он написал в своей книге.

А возрастная разница… Так Неёлова всегда была "не от мира сего", и земное понятие возраста к ней плохо применимо.
Каспарову нравились женщины постарше, годящиеся на роль "второй мамы", вечно опекающей и не слишком требовательной. Да только вот на роль опекающей мамочки Неёлова не годилась. Ее саму надо было и защищать и поддерживать.

Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина никогда не летала к нему сама. Рядом с Гарри была его мать - Клара Шагеновна - женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила конец этой любви Призрак брачных уз, которые могут помешать карьере сына, страшно пугал ее. Послушав мать Гарри прекратил с Неёловой все отношения.

Семейная жизнь

И все же Марина обрела свое счастье. Как-то на отдыхе она познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неёлова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем - театром, пожертвовала им ради семьи. Пять лет она прожила с мужем и дочерью Никой в Париже, куда был направлен Кирилл Геворкян - советник Российского посольства. Ника в Париже пошла в первый класс.

Но вскоре стало понятно, что без сцены Марина жить не может. Несколько лет Марина ухитрялась жить "на две страны". В эти годы репертуар "Современника" подверстывался под актрису, проживающую за тысячи километров от Чистых прудов! Отыграв, Неёлова отправлялась в аэропорт…

Потом дипломатическая миссия Геворкяна во Франции закончилась, семья вернулась в Москву. Жизнь Неёловой вошла в "тихие берега": театр - дом, дом - театр. Материнство для нее оказалось таким же "делом жизни" как и искусство. Ее дочь Ника - прелестное длинноногое существо, чем-то напоминающее неёловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочь все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие утверждают, что и характера в ней неёловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неёлова родила дочь довольно поздно. Но, видимо, потому, что это было осознанное и страстное желание, рождение дочери дало актрисе такое ощущение счастья и полноты жизни.

Театр и кино в последние годы

В последние годы в кино Марина Неёлова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, а в фильме "Леди на день" - Анни.

Пока актриса не снимается, ее держит на плаву, ей помогает жить ее театр. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности".

Признание

Ее талант признали, и очень рано. Что особенно важно - признали "старики". Как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов ("Монолог") партнер Неёловой Михаил Глузский много лет называл ее внучкой и рассказывал о молодой актрисе чудеса. Ее обожала и сказала немало лестных слов в ее адрес отнюдь не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин словно в некотором недоумении и даже с испугом воскликнул: "Когда я вижу Неёлову на сцене, мне кажется, что она играет всегда как будто в последний раз". Через четыре года после окончания института ее портрет поместили на обложке журнала "Советский экран". По тем временам - это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви.

Лия Ахеджакова о Марине Неёловой: "Она вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка "корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене.

Она удивительно относится к своей профессии. Актеры, как и остальные люди, ощущают свои биоритмы, плохое состояние и настроение, иногда бывает так трудно играть. Но я никогда не замечала этого у Марины. Не потому, что она этого не чувствует, а потому, что она это преодолевает.

У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит Искусству. В ней никогда не было сытости, благополучия, "упакованности", как теперь говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы. Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, "женских нервов". С ней нетрудно, Бог защитил ее смиренным и веселым характером, что просто чудо для такой крупной актрисы".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!