Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Любит ли нас Бог такими, какие мы есть? Любим ли мы Бога.

Здравствуйте! Скажите, а для Бога все люди важны и Он всех одинаково любит? Все ли ценны, или всё зависит от пола, возраста, от «правильности жизни» и т.д.? Женщина для Бога менее ценна, чем мужчина? Бог больше мужчин любит, они для Него важнее? Мне гадко от этого. Я чувствую себя недочеловеком, потому что угораздило родиться дурацкой девочкой. И хочется умереть, потому что всё равно жизнь достала. Одним недочеловеком больше, одним меньше – не всё ли равно? Думаю, Бог больше расстроится, если какой-нибудь дядька умрёт. Я знаю, что это грех думать про то, что жить не хочется. Но мне уже всё равно. Людей и без меня много. Сначала были попытки бороться с этим состоянием, мысли что «нет, неправильно, все нужны, это грех». А потом.. все переболело и стало всё равно. Мне неуютно среди церковных людей. Я всё равно человек неправильный и слишком дрянной. Я – инфантил, большой ребёнок, неформал и ещё не знаю, как зовут моего папу. Ему было плевать и на меня и на маму. Я знаю, что это дурь, я же уже типа большая и можно забыть, но мне как-то до сих пор от этого больно. Очень больно когда люди начинают заводить речи на семейные темы или петь стандартные «женские» наставления и ещё всё это с православным декором – боль такая, что, кажется, по внутренностям прошлись раскалённым утюгом. Хочется тут же пойти головой об стенку треснуться. Моё мнение, мою боль, что мужчинам плевать на всё, они только ищут как свалить от лишней ответственности – никто не изгладит. Потому что это на моей собственной шкуре выжжено.Мужчины всегда спасают себя с моральной точки зрения. Они тут не причём, они всегда хорошие, а женщины всегда плохие. Наверное, Бог их всё-таки больше любит, они Ему нужней. Я знаю, что меня осудят, скажут тупой неофит или ещё что. Пусть. Я знаю, что я плохая – послушаю ещё раз. Я неправильный человек. Мне незачем жить. Если я ещё живу, то только ради мамы, потому что я знаю, что она без меня не сможет. В церкви сначала было хорошо. Но потом я начала чувствовать, что цветные лубочные картинки с куполами и правильными семейками – это не для меня. Вздыхания по давно ушедшему укладу жизни (какого-нибудь 19 века, а лучше 17 - с крепостным правом) – тоже. Мне это чуждо. Для меня это не более чем история, а я живу сейчас. И мне нравится, что я живу сейчас, а не когда-то там ещё, даже когда становится совсем плохо. Но я не понимаю, почему среди церковных это находит какое-то особое идеализирующее почитание. Я помню, я пыталась себя переделать. Стать «хорошей девочкой в белом платочке». Только ничего из этого не вышло. Бросила это бесполезное занятие, потому что всякие искусственные надстройки в сознании при первом удобном случае рушатся быстро и с треском. Наверное, правильный православный дядька Богу дороже, чем дурацкие девочки вроде меня? Наверное, я могла бы вообще бросить всё и проматывать жизнь как вздумается. Но я так не могу и не буду. Во-первых это не совместимо с моими моральными принципами, а во-вторых меня вечно куда-то тянет от земли подальше. От Самого Бога, от Христа я не могу отвернуться. Ни за что. Потому что внутри крепко сидит осознание, что ОН ЕСТЬ, а во-вторых, никуда от Него не денешься. Он тянет меня к Себе, а всякие земные реалии не пускают. Даже если я брошу всё и развернусь на 180 градусов, то эта ниточка всё равно останется. Хотя, если я всё равно второстепенное существо, думаю, что Он не очень расстроится. И если мне к Нему нельзя, то лучше уж абсолютная смерть. Знаете, батюшка, я не верю, что в мире осталась любовь. В Бога верю, а в любовь – нет. Я знаю, что всем всё равно. Жизнь и смерть – товар, мы все лишь потребители и никто никому не нужен. Все лишь только выполняют свои функции и человека ценят за то, что он должен что-то сделать, выполнить свою функцию. И ещё скажите мне, пожалуйста, после смерти всё останется так же?(по части мужчин и женщин) Спасибо за Ваш ответ.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Оля!

Да, Олечка, Господь всех всегда любит, и все люди, и каждый человек, и Вы в том числе, Ему настолько дороги, что Он добровольно претерпел крестные муки, смерть и Воскресение, чтобы даровать каждому из нас вечную жизнь в вечном общении с Ним. Для Господа драгоценна каждая личность, независимо от того, мужчина это, или женщина. И это удивительно! Равенства в положении мужчин и женщин на земле нет, а пред Богом мы равны. Часто бывает, что из очевидных фактов делаются неверные выводы. По-видимому, это произошло и с Вами.
Чувствовать себя недочеловеком – это грубая ошибка, от которой Вы страдаете. Но причина Ваших страданий носит субъективный характер, ведь каждый из нас – бесценная драгоценность пред Богом. В этом нельзя сомневаться, чтобы не согрешить пред Создателем и Спасителем нашим Господом Иисусом Христом.
Кто именно самое совершенное из творений Божиих? Матерь Божия, Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим! Вот как высоко Господь поставил природу женскую, ведь Пресвятая Дева родилась от святых, но обыкновенных родителей Иоакима и Анны.
Эти мысли, которые так Вас мучают, имеют природу греховную и в них нужно горячо и искренне каяться.
Избавиться от них можно только постоянной молитвой и покаянием. Но чтобы каяться, надо знать, что норма, а что не норма.
Позвольте задать Вам вопрос: какова Ваша самооценка – плохая Вы, или хорошая? Ответ на этот вопрос Вы уже дали в Вашем письме: «Я знаю, что я плохая». Так отвечает на этот вопрос более 90%, это ответ типичный, но совершенно неправильный. А правильный ответ: «Хорошая, но грешная». И Вы, судя по письму, очень хорошая, умная девушка, способная глубоко чувствовать и серьезно рассуждать. Но, вместо того, чтобы каяться, Вы терзаете свою душу без всякой меры и пощады. Вы обвиняете себя и в том, в чем Вы совершенно не виноваты. Например, Вы пишите: «Я – инфантил, большой ребёнок, неформал и ещё не знаю, как зовут моего папу». То, что Вы не знаете своего папу – это Ваша беда, а не вина. На одной международной конференции священник и одновременно профессор-психиатр сказал, что если к нему, как к психиатру, приходит девушка, первое, что он у нее спрашивает: «какие отношения у нее с отцом?» Конечно, Вам больно от того, как он поступил. Испытывать боль от причиненной боли – это нормальная реакция нормального человека. Но, в отличие от физической боли, душевная боль сама не пройдет. Чтобы ее преодолеть, надо простить, а чтобы простить, необходимы силы, которые может даровать только Господь. Не только может, но и желает даровать, только бы Вы со всей верой и надеждой обратились к Нему с мольбой об этом даре. Не хватает веры — просите веры, просите терпения, мудрости, великодушия, смирения, покаяния. Просите дара видеть свои грехи, но не для того, чтобы ужасаться, а чтобы покаянием преодолеть и избавиться от них. Покаяние приносит плод, который, по слову ап. Павла есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Видите: на первом месте любовь, а на втором – радость. Это критерии нормальной духовной жизни, к которой Господь призвал всех нас, и, конечно, и Вас, Олечка! Духовная жизнь – это постоянная борьба, она очень трудна, но нельзя отступать перед трудностями. «Мы не дрогнем в бою», как поется в песне. Без борьбы нет победы, а победа принесет Вам любовь, радость и другие благодатные дары Божии.
Вот этой победы, очень значительной и важной, я Вам от всей души желаю и верю, что с Божией помощью Вы ее одержите!
Молитесь, читайте Евангелие, Псалтирь, постарайтесь прочитать труды дивного старца Паисия Святогорца.
Господь да поможет и укрепит Вас, Оля!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Сергей Худиев

В ответ на одну из своих последних статей я получил вопрос, который мне кажется очень важным - и я попытаюсь на него ответить. Любит ли Бог злодеев? Или, как этот вопрос подробнее формулирует человек, который его ставит:

«Вы утверждаете: “Бог любит всех людей - трезвенников и пьяниц, почтенных отцов семейств и блудников с мужеложниками, врачей-подвижников - и наемных убийц, все они являются Его творениями, и Он всем им желает временного и вечного блага. Нет человека настолько ужасного, чтобы Бог его не любил. Этот человек не существовал бы, если бы Бог не любил его”.

Будьте добры, скажите, пожалуйста, как сказанное Вами согласуется со словами из Пс. 10:5, где о Боге говорится, что “нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его”?

И еще. Гитлер, на Ваш взгляд, ужасный человек? А Пол Пот? А Сталин с Лениным в придачу, одним росчерком пера приговаривавшие к смерти тысячи людей? А сатанисты, совершающие ритуальные жертвоприношения? А сексуальные извращенцы и совратители детей? А современные политики, которые для удовлетворения своих амбиций и желания удержаться у власти принимают решения, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди? А религиозные руководители, современные саддукеи и фарисеи, лицемерно говорящие одно, думающие другое, а поступающие по-третьему (или Вам такие не знакомы?)?

Их тоже Бог любит?»

Итак, любит ли Бог дурных людей? Определенно, да, Бог любит все Свое творение. Все, что существует, поддерживается в бытии исключительно силой Его любви - никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не любовь Божия. Каждый следующий вдох, который делает человек - даже человек самый дурной - есть дар любви Божией. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Творение есть дело любви, и Искупление есть дело любви - Христос умирает за злобных, порочных, враждебных Богу и друг другу грешников. Как говорит апостол:

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:3-6).

Бог любит погибшие души в аду, Бог любит сатану и бесов. Бог не питает ненависти ни к одному из Своих творений.

Абсолютно все сотворенное погружено в океан Его любви и не могло бы существовать иначе.

В то же время Писание говорит, что Бог ненавидит злодеев и сурово накажет их. Как это понимать? Одна и та же реальность выглядит любовью и гневом - в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму

Я как-то разговаривал с одним человеком, который в молодости избрал скользкую дорожку и стал профессиональным преступником. Кончилось это, предсказуемо, тем, что до него добрались начальствующие, которые не напрасно носят меч, и стражники отвели его к судье, а судья вверг его в темницу - что, несомненно, было крайне тяжелым и мучительным опытом, гневом Божиим и гневом человеческим, который пришел на его беззакония. Но в тюрьме он услышал проповедь Евангелия, раскаялся в своей прежней жизни и вышел на волю уже совершенно другим человеком.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму и тем спасли от дальнейшего возрастания во зле. Он понимает, что именно любовь Божия, ища его спасения, устроила его арест. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:67, 71).

С точки зрения озлобленного преступника, заключенного под стражу, он претерпевает ярость и гнев, и тяжкое наказание; с точки зрения преступника раскаявшегося, который научился смотреть на вещи с точки зрения его подлинного блага, и это тоже было делом спасающей любви Божией.

Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно - в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей.

То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева - еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами - а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.

Суд Божий будет делом любви

Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели - а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других - он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду.

То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев.

Конечно, любой человеческий суд погрешим - я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви.

Страшный Суд Божий будет делом любви - и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд - невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей» (Пс. 95:10-13).

Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).

Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование - это благо, познание истины - это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле - это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить - это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.

Но обычно они вовсе не считают себя злодеями

Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны - они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха.

Но у злодеев есть еще одна особенность - обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке.

Злодеи - это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим.

Библия говорит, что напрасно - мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти - то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами.

Для этого нужно признать, что дурные люди - это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь.

Пусть каждый читатель задаст себе этот вопрос: «Любит ли меня Бог?» А я спрошу себя так: «За что Бог должен любить меня? И вообще, должен ли Бог любить меня? » Любовь Бога к человеку в христианской религии – это непреложная догма. А в исламе Бог – это Справедливость. Он создатель всего сущего на Земле и на небесах. Ему принадлежит всё, что находится на Земле, в небесах и между ними. «Это Он – единственный хозяин всего сущего, Господь Земли и 7 Небес, Господь Миров, Он, который заставил плакать и смеяться, Он, который умертвил и оживил, Он создал супругов – мужа и жену, Он, который обогатил и наделил, Он – Господь Сириуса»(Коран, сура №53 «Звезда»).

В Священном Коране Господь говорит людям: «О сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую Я оказал вам и верно соблюдайте Мой завет, тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь» (Коран, сура №2 «Корова», стих№38) Так, где тут про любовь?

Богобоязненность – вот то ключевое слово, которое соединяет нас с Творцом. Слово, которое мы давно исключили из своего обычного лексикона в силу исторических обстоятельств. А теперь я осмелюсь задать читателю такой вопрос. Уничтожение церквей, храмов, мечетей, монастырей коммунистами в 30-ых годах ХХ века известно всем, как доказанный факт вандализма, об этом все знают, а некоторые даже помнят. А кто-нибудь помнит тех людей, кто это делал? Спросите своих старших родственников, помнят ли они тех, кто крушил веками намоленные храмы и мечети? Так что с ними стало?

По рассказам моей бабушки в нашей деревне тоже разрушили мечеть, а люди, которые это сделали, поплатились за свои деяния очень высокой ценой. Думаете, они умерли? Нет, намного хуже. Один из них 27 лет своей жизни пролежал в постели без всякого адекватного тому диагноза, врачи просто разводили руками. Ни живой, ни мёртвый. Другой коммунист спился сам, и все потомки его вот уже 4 поколения горькие пьяницы и из-за алкоголя рано ложатся в могилу. Женщина, которая полезла на минарет той мечети, впоследствии сошла с ума, хотя видимых предпосылок к этому не было. Так и дожила свои дни в качестве овоща, не помня ни себя, ни родных, ни близких.

Только 4-ый коммунист спустя некоторое время после этих событий опомнился и начал выпрашивать у Господа прощения, но Бог наказал его одиночеством - ни жены, ни ребёнка. Умер в доме престарелых. Эти люди были атеистами, не признавали никого, о богобоязненности забыли. И вот какая жуткая расплата. Так любил ли Господь этих людей, ведь они глубоко раскаялись? А собственно, за что он их должен любить? За раскаяние? Но ведь мечети не стало. А раскаяние очищает душу, но мечетей не строит...

О богобоязненности мы, как люди верующие, должны помнить всегда и везде. И в богатстве, и в бедности, и в болезни, и тем более, в здравии. Всё, что нам даёт Господь, он даёт лишь во испытание. Как человек распорядится дарами Господа, зависит только от самого человека. Один будет делится с ближними благами, которые дал ему Господь. А другой заявит: «Это всё я сам заработал, сам всего достиг. И поэтому я никому ничего не должен!» А сам ли?

В современном обществе существует такая фраза, даже уже поговорка: «Оказался в нужное время в нужном месте». А как конкретный человек там оказался (заметьте – именно оказался!)? Господь привёл этого человека туда, куда нужно. А почему? Думаете, потому что Бог любит этого конкретного человека? Нет, Господь выбрал этого человека для испытания, например, богатством. Кстати, весьма тяжкое испытание. « Они – те, которые купили ближайшую жизнь за будущую, и не будет облегчено им наказание, и не будет им оказана помощь. А если бы они уверовали и были богобоязненны, то награда от Аллаха лучше – если бы они знали! Да! Кто предал свой лик Аллаху, причём, творит добро, то ему – его награда у его Господа, и нет страха над ними и не будут они печальны.» (Коран, сура №2 «Корова», стихи №86, 103, 112)

Как наш Господь определяет - кто богобоязнен, а кто нет? «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в Ангелов, и в Писание, и Пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат договор, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненны» (Коран, сура №2 «Корова», стих № 177). Вроде, всё очень просто. Ничего сложного, и всё вполне выполнимо.

Так почему же не выполняется? Почему сироты наши, которые растут в детских домах, не видят перспективы в будущем? Потому что в детстве недополучили, поэтому нет уверенности в дне завтрашнем. Почему так много нищих пенсионеров? Потому что мы не даём им стать богатыми. Это мы отбираем из их маленькой пенсии за коммунальные услуги, хлеб, молоко и лекарства. А ведь цены на это всё совсем не равнозначны их пенсиям. Это из этих нищенских пенсий складываются баснословные зарплаты топ-менеджеров российских энергетических компаний и руководителей ЖКХ.

Почему в СМИ встречаются такие вопросы: «Достали нищие и попрошайки! Давать им денег или нет?» И в этих же СМИ печатаются и показываются очерки и телепередачи о том, что это за мафия – попрошайки. Не стыдно? Потратили кучу денег, чтобы снять видеорепортаж. Так кто из нас более нечестив? Зачем приумножаем свой собственных грех? Дай ты им, не задавая вопросов! Не миллионы ведь раздаёшь? Будь богобоязненным, ведь Господь всё видит! Не твоё это дело, как нищий потратит твои 10 рублей. Даже если он купит себе квартиру в Москве – возрадуйся за него! Скажи: «Слава Богу! Помог человеку». Про путников и просто бедняков я вообще умолчу. Нам легче всё свалить на государство и правительство… А ещё лучше создать ток-шоу на ТВ и смаковать у телеэкрана: « Вот нищие – пьющие!» Между прочим, не все нищие пьющие, и ещё больше пьющих, далеко не нищих.

Чтобы надеяться на любовь Господа к себе, необходимо её заслужить. Ведь даже на любовь близкого человека можно рассчитывать, лишь любя его самого. Чтобы влюбить в себя противоположный пол, мы идем, в какой-то степени, на самопожертвование: тратим деньги на одежду и побрякушки, на салон красоты, маникюр-педикюр, цветы, конфеты, рестораны и так далее. А что мы делаем для любви Господа? Где наше самопожертвование ради Божественной любви? И вообще, не стоит рассчитывать только на любовь Господа, потому что за грехи всё равно отвечать придётся.

И знаете что? Отвечаем за свои грехи мы здесь, на этой земле и в этой жизни. Не рассчитывайте на то, что это произойдёт когда-нибудь потом, «после смерти, на том свете». Господь терпелив и милосерден. Он – прощающий и милостивый. И милость его к нам заключается в том, что свои долги перед Господом мы отдаём в жизни ближайшей. И это лишь для того, чтобы наши грешные души предстали перед Творцом, как можно более чистыми. Ведь после смерти у души нет права просить прощения за грехи, содеянные умышленно или нечаянно. За гордыню мы отвечаем последующим унижением. За убийство – жуткой насильственной смертью. За жадность – бедностью. За воровство – потерей в 100-кратном размере. За ложь – ложным обвинением в свой адрес. За прелюбодеяние –потерей любящей семьи. За несправедливость по отношению к ближним – несправедливым отношением к себе. За зависть – никогда не исполнятся наши собственные мечты и желания, потому что желаем чужого, забыв о своём. Наши лень, чревоугодие и уныние могут безвозвратно погубить здоровье. Безрадостная картина, не правда ли?

«Кто даст Аллаху хороший заём, дабы ОН увеличил ему во много раз? Аллах сжимает и щедро даёт, и к нему вы будете возвращены! (Коран, сура №2 «Корова», стих №245) Чтобы брать, сначала необходимо дать. Будьте щедрыми, и не только в деньгах. Дарите окружающим свою бескорыстную помощь и своё искреннее участие, свой добрый совет и своё доброе слово. Свою улыбку, в конце концов! Не скупитесь! И будьте богобоязненны. Ведь богобоязненность - источник милости Господа. «И Мы осенили вас облаком и низвели для вас манну и перепелов. Питайтесь благами, которыми Мы вас наделили! Не Нам вы причинили несправедливость, а самих себя обидели!» (Коран, сура №2 «Корова», стих№57)

Так, любит ли нас Бог? Любит, конечно. Поэтому и дал нам свободное волеизъявление. То есть СВОБОДУ…

И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

(Еф. 3: 9-12)

Все домостроительство Божие и дело, совершенное Богом для спасения человека, было тайной Бога, сокрытой в Нем. И Промысл Божий о человеке был таков, чтобы человек не оставался в падении, не оставался пленником сатаны; Бог сплел огромную сеть, в которую уловил даже самого сатану, уже уверовавшего было в свою победу - в то, что ему удалось поразить образ Божий, низложить человека - самое красивое творение Божие. Но Промысл Божий был иной: чтобы человек не оставался в этом разложении, а имел возможность - разумеется, будучи свободным, - не только возвратиться туда, к началу, к тому, каким создал его Бог, но и пойти намного дальше - стать настоящим чадом Божиим.

Все это было в Божием замысле, потому что Бог не хочет, чтобы человек погиб. Это единственное, чего не хочет Бог, - Он не хочет порока, не хочет греха, не хочет, чтобы человек погиб. Он - Бог и делает все, чтобы спасти человека.

Так задумайтесь над тем, что это значит: всемогущий Бог делает все для спасения человека. Единственное, чего Он не делает, - не потому, что не может, а потому, что не хочет этого делать, - это отнять свободу у человека. Он никогда не делает этого, никогда не отнимает у нас свободу.

Он посылает нам приглашения прийти к Нему. Не принуждает нас силой подойти к Нему ближе, а шлет нам много приглашений, подает много поводов к тому, чтобы мы полюбили Его. Подумайте: прежде всех веков, еще до того, как мир был создан, Бог, так сказать, думал о нас, знал каждого из нас, испытывал эту любовь к нам, ради нашего спасения! Намерение Его было таково, чтобы мы не погибли, не сгинули где-нибудь вдали от лица Его.

А поняв хотя бы это, мы испытаем такое сильное чувство, от которого человек воистину тает в бескрайней благодарности к Богу, ведь он видит безбрежную Божию любовь к нам и при этом - к сожалению - и наши грехи и страсти, наше окаянство, безумные поступки, которыми мы противодействуем плану Божию о нас и нашем спасении и тем срываем его. Потому что грех - это, несомненно, не что иное, как наша попытка, наше согласие с сатаной на то, чтобы нарушить Божию волю о нашем спасении.

Божия любовь, мудрость и Промысл были известны всему творению - ангелам, началам и властям, всем небесным чинам. Но даже ангелы не знали, как Бог спасет человека. Потому и говорится: «Еже от века утаенное и Ангелом несведомое таинство» , - ибо и они не знали, как Бог спасет человека. Они видели и знали Божию любовь, но не знали того, что было открыто только через Пресвятую Богородицу, через воплощение Бога Слова, ставшего Человеком ради нас. Именно эта тайна открывается нам, говорит святой апостол Павел, и многоразличная премудрость Божия, которая так многообразна, так богата, так многогранна .

Бог не есть нечто одностороннее. Он совершенен, с какой стороны на Него ни посмотри; Божия премудрость многообразна, она всесовершенна. И право же, если человек, имеющий хоть толику чистого ума и духовности, задумается о том, как Бог управляет всем творением, всей нашей жизнью, нами Ему вверяемой, и как все точно расположено на своем месте и ничто не ускользает от Промысла Божия, тогда он не сможет не восхититься.

Вот, к примеру, на дорогах, даже высокогорных, обычно очень узких и извилистых, порой встречаются бесшабашные водители, куда-то спешащие и безрассудно всех обгоняющие. Кто-нибудь пролетает мимо на огромной скорости, глазом не моргнув. И тут же навстречу ему вылетает другой автомобиль. И ты говоришь себе: «Гляди-ка! Еще секунда-две, и они столкнулись бы: погибли бы сами и погубили бы нас, оказавшихся рядом с ними!»

Разве это не Промысл Божий, наперекор всему снисходящий к нашему безумию и беспечности и тем способом, ведомым только Богу, предусматривающий даже мелочи в нашей жизни?

Конечно, спросят меня: «А почему же тогда происходит столько несчастных случаев? Разве Бог не обо всех промышляет?» Мы не можем знать, почему случаются несчастья; у них бывает много причин: наша беспечность и тысячи других причин. Единственный, Кто не бывает причиной зла, - это Бог. Бог никогда не становится причиной зла. Напротив, имеются случаи, когда, например, происходит какое-нибудь небольшое замедление - к примеру, кто-то задержал нас и потому мы опаздываем куда-то, а позднее оказывается, что если бы мы вышли вовремя, то с нами случилось бы то-то и то-то. Видите, как все, что делает человек, Бог превращает в повод спасти его?

Вспомните, что мы говорим на святой литургии о видимых и невидимых благодеяниях, о которых знаем и о которых не знаем . Невидимых благодеяний и тех, о которых нам неизвестно, больше, чем тех, о которых знаем. Тех, о которых мы знаем, мало. То есть известных нам случаев, когда Бог облагодетельствовал нас, сохранил и спас нас, несравнимо меньше, чем тех, о которых мы даже не подозреваем, когда нечто губительное произошло бы, если бы Бог не вмешался.

Однако когда человек обретет духовный покой, когда он очистит свой ум и войдет в благословенную атмосферу молитвы и безмолвия, тогда душа чувствует эти Божии благодеяния, она становится чуткой к ним и с легкостью понимает Божии благодатные вмешательства. Много раз мы бывали свидетелями вот чего: происходит, например, какое-нибудь потрясающее событие, а мы его не понимаем, так что и не придаем ему значения в тот момент, когда оно случается, но спустя время, когда пройдут дни, недели, месяцы, а может, даже годы, мы понимаем, что случившееся тогда было не чем иным, как мощным вмешательством Промысла Божия для того, чтобы сохранить нас от всякого телесного и душевного зла.

Итак, Божия премудрость необъятна. Когда Бог делает что-нибудь, Его дело совершенно со всех точек зрения. С какой стороны на него ни посмотришь - видишь совершенство. Человеческие планы несовершенны. Сколь бы совершенными мы их ни создавали, все равно где-нибудь да будет недочет. А когда Бог делает что-нибудь и мы даем Ему исполнить Его замысел, не прерываем Его, злоупотребляя своей свободой, тогда мы видим, сколь необъятна Его мудрость с любой точки зрения - у Него все совершенно, полно, ни в чем нет недостатка, даже и в самом малом, даже в тысячной доле, ни в чем нет погрешности. Поэтому нам нужно научиться вверять себя Божию Промыслу. Это не значит, что нужно быть безразличным к событиям в нашей жизни. Нет, мы будем делать то, что зависит от нас, человеческое. Но спокойно, без всего этого натужного напряжения, которое разъедает нас, расстраивает и не дает нам покоя.

Приведу один исторический пример: 400 лет турецкого рабства. Если бы мы жили в то время, то мы не принадлежали бы себе. Рабство, тяжелые времена, целых 400 лет - это не шутка. Тогда ведь не было ни прав человека, ни чего-нибудь подобного. Тогда существовал другой образ мыслей, другие состояния. Но, посмотрев на всю историю мира, историю нашего народа, абстрагировавшись от сентиментальностей, мы должны будем констатировать, тем не менее, определенную благотворность этих тяжких событий. В течение этих 400 лет нас, может, и убивали, и мучили, но у нас появились сонмы мучеников, наполнившие рай. Что еще? Мы спаслись от смерча средневекового западного Просвещения, потому что в противном случае неизвестно еще, сохранились бы мы как православные христиане или нет. Да, все эти 400 лет рабства нас мучили и унижали, если мерить по человеческим меркам, да, погибло столько людей - но мы сохранились.

Это я говорю для того, чтобы мы научились быть людьми. Да, мы будем сражаться, будем бороться, по-человечески будем делать то, что можем, но у нас должна быть и уверенность в Боге. То, что сегодня нам кажется злом, в долгосрочной перспективе может оказаться добром. А то, что сегодня кажется добром, в долгосрочной перспективе может оказаться злом. Возможно даже, что борьба, восстания, бывшие некогда, очень благородны, с точки зрения обстоятельств и образа мыслей той эпохи, проникнуты идеалами и необходимы, но по прошествии некоего времени все это может оказаться ошибкой.

Вы скажете мне: «Но человек тогда не понимал этого». Да, конечно, откуда же нам знать, как все будет развиваться во времени? Однако история народов много раз свидетельствовала: то, что сегодня кажется добром, со временем оказывается ошибкой, а то, что сегодня кажется злом, со временем оказывается полезным, независимо от той цены, которую платишь в тот момент, когда мучаешься.

Как, например, при болезни: человек болен и мучается-мучается, и мы говорим себе: «Как жаль этого человека! Зачем он мучается? Вот бы он выздоровел и чувствовал себя хорошо!» А знаем ли мы, какую пользу приносит ему эта болезнь? В какой-то момент и она закончится, хотя, может, до этого должны пройти годы.

Скажете мне: «Да ведь как они проходят!» Да, очень тяжело. Невообразимо тяжело. Однако конец так велик, он так величествен, что человеку стоит пройти через эту тяготу. Как жена, которой предстоит рожать, девять месяцев мучается всеми этими муками, которые вам, матери, известны, всеми этими болезнями, пока не родит. Однако когда ребенок родится и женщина увидит своего младенца - такого милого, красивого, единственного, - то все забывается. Так и с человеком, по крайней мере в настоящей жизни. Он мучается, страдает, терзается, но когда появится плод, тогда им измеряется все минувшее.

Поэтому человеку нужно научиться иметь мир в душе, делать то, что он может, но с миром, сознавая, что не все зависит от него. Ты делай то, что можешь. Ты будешь судим, если не сделаешь того, что можешь. Ты будешь судим Богом, если окажешься боязливым, нерадивым, если окажется, что тебе тяжело делать то, что следовало бы. Однако в тот момент, когда ты скажешь себе: «Все, я уже больше ничего не могу сделать! Я вижу, чувствую, уверен, что сделал все что мог! Все! На этом я останавливаюсь и предаю все в руки Божии!» - ты увидишь, как Бог все устроит…

Верим - и тогда все для нас прекрасно. Напротив, когда теряется душевное умиротворение, мы становимся подобны зверю, запертому в клетке, желающему сами решетки перегрызть, потому что не произошло того, чего мы хотели, потому что не произошло того, что мы задумали, и мы места не находим себе поэтому. Но если мы не хотим смириться и постоянно возмущены тем, что у нас ничего не получается, мы так и будем все время совершать ошибки. Ни де ла, которое хотим, мы не сделаем, ни мира в нас не будет. И все это - признаки нетерпения, которое рождается из маловерия, и это приводит нас к ошибкам.

К сожалению, в последние годы для нас, как народа, характерно нетерпение. Тогда как для наших предков было характерно терпение. Они проявляли терпение в течение веков. У них была вера, они были верующими людьми, и терпение заставляло их быть мудрыми и благоразумными. В то время как нетерпение приводит к поспешности, панике, ты теряешь хладнокровие, решаешься на необдуманные, импульсивные поступки, а потом открывается множество ошибок. И иногда уже бывает поздно исправить их, а вопрос касается серьезных решений, которые человек должен принять.

Итак, Божия мудрость многообразна, и, когда Бог делает, что хочет, Его дело совершенно.

Апостол говорит: «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» . Эта мудрость стала известной через Церковь… Что значит «через Церковь»? Как она стала известна начальствам, ангелам, всему творению?

Через Церковь - потому что Церковь есть Тело Христово. Христос стал Человеком, чтобы основать Церковь, которая будет хранить тайну спасения человека через все века. Когда мы говорим «Церковь», то, естественно, имеем в виду не церковь как здание и не ее иерархию, а всех нас, вместе взятых. Когда человек спасается и через святые тайны соединяется с Христом, это есть откровение Божией любви и мудрости. Никому не могло взойти это на ум - ни ангелу, ни иному творению, - что человек сможет соединиться с Богом.

Это нечто невозможное, это не укладывается в человеческом уме. Помолиться Богу и чтобы Он оказал тебе какое-нибудь благодеяние - это да, разумеется, но чтобы соединиться с Богом и стать с Ним чем-то одним - это не может быть понято человеческим умом. Как такое может быть? И, несмотря на это, Бог стал Человеком, и человек обожился. Бог стал Человеком, чтобы обожить человека, - это Церковь, это великая тайна: человек обожился по благодати. Когда мы принимаем крещение, мы возрождаемся, становимся новыми людьми, и изменяется вся наша сущность; а когда мы причащаемся тела и крови Христовых, и соединяемся с Богом, и делаемся с Ним одним целым - это что? Разве это не великое таинство Церкви?!

Вот некоторые люди порой говорят: «Я хожу в церковь, но сам по себе!»

Раз я спросил у одного человека:

Ты ходишь в церковь?

Да, но сам по себе.

Ты сам служишь литургию там?

Нет, я иду в церковь и там молюсь.

«Там молюсь»… Так ты молишься и дома! Нет нужды ходить еще и в храм, чтобы молиться. Ну, хорошо, конечно, и в храм пойти надо. Но ты и дома молишься. А в церковь мы зачем ходим? Мы ходим в церковь, то есть в храм, потому что там совершается Евхаристия, святая литургия, потому что там мы все, как один, служим Богу и причащаемся Христовых тела и крови, и так совершается наше спасение, и мы образуем Церковь как собрание верных людей.

Если мы это поймем и будем этим жить, то тогда, что бы ни случилось, как бы нам ни было трудно и мучительно, мы не отдалимся от святой литургии - так христиане первых веков шли на святую литургию, невзирая на то, что знали: это будет стоить им жизни. Невзирая на то, что их часто убивали по пути к храму или даже в самом храме, на святой литургии. Были случаи, когда людей сжигали тысячами: так 20 тысяч мучеников сгорели в Никомидии в храме во время совершения святой литургии. Они не испугались, не дрогнули, потому что знали, что соединиться с Богом - намного важнее, чем прожить еще 50 лет или даже вообще жить этой земной жизнью.

Итак, мы - Церковь, все мы вместе, все люди, и нам нужно развивать этот великий дар - дар быть членами Церкви, нужно усвоить себе сознание того, что мы не некие изолированные индивиды и личности, действующие каждый сам по себе, нет, мы - члены одного тела. Церковь - это одно тело, распростертое по всему миру, и все вместе мы, люди, являемся одним телом.

Потому-то Церковь, к примеру, вела борьбу за то, чтобы все праздновали Пасху одновременно, а не каждый когда ему вздумается, ибо Церковь - одно тело. Существует пост, и мы постимся все вместе. Церковь не говорила нам: «Поститесь, когда захотите», - и тогда кто-нибудь мог бы сказать: «А мне нравится поститься в понедельник и четверг», «А мне во вторник и субботу», «А мне в воскресенье».

Быть членом Церкви - значит не вести отдельную от других жизнь. В Церкви ты становишься единым со всеми другими, и потому в Церкви есть подвиги, которые общи всем нам, например Великий пост: это время подвига для всех христиан - время поста, молитвы, бдения, милостыни, покаяния. Или если взять воскресенье - оно всеобщий день проведения богослужения; или вот среда и пятница - дни поста, и вся Церковь постится, все ее члены постятся. И это помогает нам понять и почувствовать, что мы не изолированы, а являемся членами тела Церкви и поэтому должны быть органично связаны с Христовым Телом - Церковью.

Итак, это та мудрость, которая через Церковь открылась миру «по предвечному определению, которое Бог исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» , то есть по вечному плану Бога. Как мы уже говорили раньше, Бог предвечно знал, что Ему нужно сделать, чтобы не дать нам погибнуть, то есть знал то, что совершится в Господе нашем Иисусе Христе, в Лице Христа.

Мы много раз говорили о том, что в Церкви мы не идеологи, не философы и не люди, следующие неким принципам и идеалам. А кто мы? Вы знаете, кто мы? Мы - влюбленные. Влюбленные в Господа нашего Иисуса Христа. Так можно сказать о христианине. Если мы не поймем этого, мы никогда не поймем ни ту войну, которую ведет Церковь, ни святых.

Но как часто, ой как часто, мы видим христиан, которые ходят в церковь, но не понимают самых основных вещей. Вот конкретный случай. Один юноша захотел стать монахом. И вот приходит ко мне его мать. Вы знаете, ведь когда кто-нибудь на Кипре хочет стать монахом, то виноват в этом я - независимо от того, знаю ли я его вообще или нет, но виноват я. И этого юношу я не знал, я его даже ни разу не видел, да и уехал-то он, чтобы стать монахом, вовсе не на Кипр и не в Грецию, а в совсем другую страну. Я ни разу не видел этого юношу. Я даже полагаю, что и он меня не знает в лицо, может, только слышал мое имя. Итак, и я его не знаю, и он меня не знает. И я спросил его мать:

А я его когда-нибудь видел?

А он меня видел?

Думаю, что нет.

К счастью, слава Богу, ни я его не видел, ни он меня. Ну, хоть в этом случае я ни при чем. Но что же она мне сказала?

Это я виновата, что он ушел в монахи!

Я спросил ее:

А почему ты считаешь себя виноватой?

Потому что я с малых лет водила его в храм и говорила ему, чтобы он любил Бога и Церковь.

Ах да, действительно! А он, вот досада, взял и поверил тебе! К сожалению, он тебе поверил. Ведь он же должен был не верить тебе. После того, как ты ему сказала, чтобы он любил Бога.

Да, я говорила ему, чтобы он любил Бога, но не говорила, чтобы он взял да и стал монахом!

Ну, так надо было сказать ему так: «Сын мой, ты люби Бога, но в меру, ты не люби Его много, люби Его мало, потому что если возлюбишь Его много, то у нас потом могут быть проблемы». А ведь так не бывает. В Церкви любовь не имеет меры.

Но разве он не мог выбрать какой-нибудь другой путь?

Разумеется, мог и выбрать какой-нибудь другой путь, и заняться чем-нибудь другим.

Мы должны понять, в Церкви мера - это не то, что я могу делать или что должен делать, а то, что говорит мне сердце. Как если кто любит какую-нибудь девушку и женится на ней, то его побуждением является любовь. Самое главное - любовь, а потом уже все остальное. Так и с человеком, который любит Бога, но намного больше, и он действует, меряя все любовью к Богу.

Церковь - это не то место, где учат детей быть хорошими, чтобы они потом не стали принимать наркотики и не попали в тюрьму, а место, где учатся любить Бога. Кто хочет только того, чтобы его дети были хорошими, тот пусть водит их не в церковь. Пусть он водит их в какое-нибудь другое место. Никакой нужды нет водить их для этого в церковь, мучить их стоянием с раннего утра, с 7 часов, в храме. Пусть водит их в другие места - ведь есть столько мест, групп, систем обучения, где детей учат быть хорошими.

Человек, приходя в Церковь, должен научиться любить Бога. Если он не поймет этого, то он ничего не добьется. Говоря «любить Бога», я имею в виду не какого-то абстрактного бога, сидящего где-то за облаками, которого мы хотели бы любить, но только он - в своем доме, а мы - в своем. Я имею в виду: любить Иисуса Христа; говоря «чтобы он любил Его», имею в виду: любить Его больше всего. Если ты любишь, то ты любишь самоотверженно, в противном случае ты не любишь.

Скажут мне: «Хорошо, значит, чтобы любить Бога, я должен стать монахом?»

Нет, конечно! Кто тебе сказал такое? Ты можешь любить Бога и жениться, и совершить тысячу дел, и жить в обществе, спору нет. Любовь к Богу, однако, должна быть для тебя на первом месте, а не так, что сначала другие дела, а потом уже любовь к Богу. Если ты ставишь другие дела на первое место, а уже затем - любовь к Богу, тогда это и не любовь, а приспособление, подлаживание.

Получается, что мы хотим держать Бога в уголке - на всякий случай, чтобы у нас не было проблем: чтобы Он не прогневался и мы не заболели бы или с нами чего-нибудь не случилось бы. Так что иногда Бог бывает нужен нам, и поэтому не будем упускать Его, чтобы, когда Он нам потребуется, мы Его позвали бы - и Он вышел бы из угла. Или, когда умрем, чтобы Он поселил нас в раю.

Нет, не так надо. Потому и Христос говорит нам, что Он не хочет теплохладности. Он сказал, что выплюнет, изблюет того, кто теплохладен . Бог не желает такого. Бог хочет, чтобы ты Его любил.

А разве мы с вами не такие же? Сколько раз бывало, что приходят супруги и говорят: «Я понял, что моя супруга (мой супруг) не любит меня, и не могу вынести этого!»

Да, мы не допускаем того, чтобы другой любил нас мало. Мы хотим, чтобы другой любил нас безусловно. Ведь любовь - это сила, не знающая ограничений, тем более Божия любовь - она безгранична. И нам нельзя любить Бога мало.

Скажут мне: «Я хочу сильно любить Его, но не могу. Я не умею этого!»

Ну, хорошо, я понимаю: мы все хотим любить Бога, но наша повседневная жизнь такова, к сожалению, что у нас не получается любить Его так, как следовало бы. Однако будем пытаться, по крайней мере; хотя бы поймем, что нужно любить Его всецело. Давайте хотя бы в теории не будем ошибаться; другое дело - на практике: там мы не умеем, но там существует покаяние. Покаяние в конечном счете спасет нас, именно оно спасет нас, а не дела. Однако когда мы и в теории грешим, тогда мы достойны жалости. Всю свою жизнь прожить в Церкви, водить внука своего в церковь, причащать его, заставлять молиться, исповедоваться, читать книги о святых, а когда он захочет подражать тому, о чем читает, ты отступаешься - тогда, действительно, что тебе сказать? Жалко потраченных тобою лет, жалко обувь, которую ты истоптал, ходя в церковь. Лучше бы ты не приходил сюда вовсе. Такие люди намного хуже других людей.

Признаюсь вам, что знаю таких религиозных, благочестивых людей, которые бывают хуже бесов, стоит только Богу слегка задеть их, то есть чтобы кто-нибудь из их ближних захотел сделать шаг вперед. Видел я и других людей, далеких от Бога, которые встречали проблемы и выбор своих детей благородно и с достоинством. Вот и говоришь себе: человек может годами ревностно ходить в церковь, он может состариться, сидя на табуретке или скамейке в храме, и не иметь в душе ничего, что напоминало бы об Евангелии и Церкви. Что толку от всех этих лет?

Знаете, этот случай, о котором я вам рассказал, не самый страшный. Бывают и другие, и тогда мы обнаруживаем, прикоснулись ли мы к Церкви за все эти годы.

Мне приходит на память один старец со Святой Горы, который говорил: «Я спрашиваю себя: читал ли этот человек вообще когда-нибудь Евангелие?» Он говорил это главным образом о священниках и духовниках, которые держали себя так, как будто никогда не читали Евангелие. Господи, сохрани и помилуй нас!

Это трагедия - всю жизнь простоять в храме и не понять, почему Христос стал Человеком, не понять, что Он стал Человеком, чтобы привлечь нас и чтобы мы Его возлюбили, и все эти святые, на чьи праздники мы ходим и чьи иконы целуем, были не иными какими, а такими же людьми, как и мы, но только они возлюбили Бога всем сердцем.

Мы не поняли также, что первая и особая заповедь - это не стать хорошим человеком или хорошим ребенком, а возлюбить Бога всем своим сердцем. Я могу быть окаянным, треклятым, но любить Бога и каяться потом в делах, которыми огорчаю Бога. И могу быть порядочным, но не любить Бога, а любить свои страсти, прилепиться к своим страстям, и когда начнется противоречие между Богом и моими страстями, то я предпочту оттеснить подальше Бога и выставить вперед страсти, какая бы это страсть ни была - сластолюбие, сребролюбие, славолюбие, все наши пороки и ничтожество.

Действительно, такой человек - самая трагичная фигура, какая только может быть: годы подряд провести в храме и вообще так не понять цели, ради которой Христос стал Человеком, и спрашивать себя: «Но почему тот-то делает то-то? Разве он не мог сделать что-то другое? Бог хочет того, Бог хочет другого…»

Бог ничего не хочет. Чего Он может хотеть от нас? Только одного - нашего спасения. А как мы совершим наше спасение - это уже вопрос нашего выбора.

В Церковь мы приходим, чтобы научиться любить Христа - конкретного Христа, не что-то неопределенное, а конкретную личность, Того, Кто ради нас стал Человеком 2000 лет назад, Того, Кого мы видим на иконе, Того, Кого мы причащаемся на всякий день, Того, к Кому мы обращаемся всякий раз, когда говорим: «Спасе Христе, помоги мне! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Это цель Церкви - чтобы мы возлюбили Христа в ответ на Его любовь. Кто поймет это, тот сможет привести в порядок всю свою жизнь. А кто думает, что в храм приходят с какой-то другой, какой бы то ни было, целью, тот совершает ошибку. И время проходит, а он не извлекает пользы, и чаще всего становится только хуже, потому что думает, что все в порядке, что он - уже очень хороший христианин.

Знаете, однажды, когда я был на Святой Горе, пришел туда юноша, выпускник богословского факультета, чтобы стать монахом. Через два дня явился его отец. Он пришел, чтобы забрать своего сына. Ну, хочешь его забрать - забирай. Никаких проблем. И вот отец его говорит мне:

У меня давно было такое желание - прийти на святой Афон!

Ну, вот Бог и сподобил тебя прийти!

А если уж мы пришли, то завтра я в честь этого даже причащусь!

Я не допустил его к причастию. Я сказал ему:

Завтра буду служить я, и не смей приступать ко святому причастию!

Как, я так хотел приехать на Святую Гору, и мне здесь не причаститься?!

Я сказал ему:

Да ты в своем уме? Ты понимаешь ли, что ты творишь? И еще хочешь причаститься? Имей же хоть капельку совести. Или хоть капельку ума, если не чего-нибудь еще!

Он мне сказал:

Я забираю его из сада Пресвятой Богородицы, чтобы отвести в сад Христов!

Ну, - ответил я ему, - быть по сему. Забирай его, сын мой, в сад Христов.

Не буду говорить вам, чем это кончилось, потому что конец вышел очень трагичный. Годы спустя он снова пришел и просил принять его сына обратно в сад Пресвятой Богородицы - но уже было слишком поздно.

Этот человек был благочестивым, он ходил в церковь, назидал других, он приехал на Афон, он даже постился, чтобы причаститься там, и в то же время совершал духовное преступление. Но совесть не обличала его, потому что он никогда не понимал, столько лет проведя в храме, что цель, ради которой ты находишься там, - это полюбить Христа, а не исполнять несколько формальных обязанностей, которые сделают тебя хорошим человеком.

Это опасно, когда человек пребывает в Церкви, ничего не понимая, особенно если он не кается, - так он может уверить себя, будто он очень хороший человек. Такие люди часто встречаются, они имеют весьма лестное представление о себе и говорят: «Мы хорошие люди! Где ни спросишь, тебе всюду скажут обо мне одно только хорошее! Нет такого человека, который сказал бы что-нибудь плохое обо мне. Мы никогда никому не делали зла. Никогда никого не обижали. Никогда никого не притесняли, никогда никому не причиняли вреда».

Когда кто-нибудь думает о себе таким образом, тогда он нуждается в срочном наблюдении: он опасный человек, духовно опасный. Великие святые, апостолы говорили: «Мы самые плохие люди». «Я наименьший из всех», - говорит апостол Павел, и он даже говорит, что он - изверг (Еф. 3: 8; 1 Кор. 15: 8), то есть нечто такое, что мы выбрасываем вон, как самую мерзкую нечистоту. Апостолы говорили, что нет таких зол, которых они не совершили бы, и они никогда не находили ничего хорошего в себе. Так говорили святые, и мы в тропарях читаем: «Хочу найти в себе что-нибудь хорошее - и не нахожу». Нет во мне ничего хорошего, я не нахожу, чтобы я совершил что-нибудь хорошее.

Вспоминается мне отец Ефрем Катунакский. Это было уже на закате его жизни, и ему Богом дано было предвкусить смерть. Он сказал нам:

У меня предчувствие скорой смерти уже несколько дней подряд, и я исхожу слезами, потому что ищу в себе что-нибудь хорошее, но не нахожу ничего!

И я сказал себе: вот авва Ефрем Катунакский; ему 80 лет; он живет в пустыне; это человек, который видел Бога каждый день, как говорится, - и он не находит в себе хорошего! И я потом видел других людей, которые ищут в себе что-нибудь плохое и не находят - столько в них хорошего…

Как же мы немощны, и сколько же нам нужно работать над собой! Поистине, да помилует Бог всех нас, потому что наше ослепление часто бывает так велико, что мы вообще не видим, что происходит вокруг нас. Поймем же хотя бы одно это: в Церкви критерием служит то, любим ли мы Бога - всей душой и всем существом своим…

«Какая польза в ненадежных друзьях «по счастью»

и исчезающих, когда вы лишаетесь и того и другого?
Один Бог — ваш верный друг.

Он всегда остается с вами и защищает вас.

Поняв это, вы сможете бесстрашно встретить

любую жизненную ситуацию.»

Очевидно, Вы читали, что Бог любит всех. В этом гарантия того, что Он любит и Вас. Что бы с Вами ни случилось, как бы Вы ни поступили, помните, что Бог любит Вас. Когда-то давно моя знакомая прочитала, что Саи приходит во сне только по Своему желанию, а не по желанию своих преданных. Очень хорошая женщина, она вспомнила темный эпизод в своем прошлом, связанный с черной магией, и подумала:

«Ко мне-то Ты никогда не придешь!»

Той же ночью к ней во сне пришел Саи Баба и сказал:

«Ты думала, что Я к тебе не приду? Вот Я.»

Бог любит одинаково и праведника и грешника. Вспомните Ратнакара. Он был разбойником, раскаялся, возлюбил Бога и стал великим святым. Вспомните разбойника на кресте, просившего Иисуса Христа в Царствии Своем помянуть его. Богатые и бедные, умные и глупые — все мы равны перед Богом. Он, как Солнце, освещает всех, как костер греет всех. Поищите самого дурного человека в городе, и окажется, что он любим Богом так-же как и Вы.

Почему множество людей в России не верят в Бога и не идут к Нему?

Саи Баба говорит, что Он, как огонь: многие отвернулись от Него и стоят далеко и поэтому не ощущают тепла и не видят света. Они говорят, что Бога нет. Другие повернулись к Нему лицом и подошли поближе. Они ощущают тепло и видят свет.

Как можно приблизиться к Богу и ощутить Его тепло?

Саи говорит, что нужна любовь к людям и служение им.

«Разнообразные духовные практики, в том числе джапа, йога и другие, сами по себе не приведут вас к богоосознанию. Я не предлагаю вам прекратить эти занятия. Любая деятельность, связанная с поклонением, по крайней мере лучше, чем пустые развлечения. Но, если Вы хотите стать ближе к Богу и ощутить Его, вам придется преобразовать свое сердце. Что посеете, то и пожнете. Посадите семена любви, и вы соберете плоды любви. Посадите семя бессмертия, и вы вкусите плод бессмертия».

Где-то я читала, что если не религиозный человек неделю не будет плохо думать о других людях, то он ощутит Божественное. Хорошая практика для желающих приблизиться к Нему.

Так давайте же искать близости к Богу. Подойдем поближе к костру, согревающему всех во Вселенной.

« Бог — это духовное блаженство. «

Саи Баба

Секреты эзотерики на сайт

Есть люди – ярые скептики. Или те, кто верит в Бога. Существует человек, которому все равно, он не спорит, не доказывает. Ему некогда – он работает, самосовершенствуется. А что такое эзотерика? Религия? Вера в Бога? В людей? В сверхразум? А, может быть, в себя? Многие не задумываются о таких вещах, а задумавшись, не находят ответов на свои вопросы.

Эзотерика – это тайные знания, не доступные людям, несведущим в магии, мистике, оккультизме. По крайней мере, таковыми они были раньше. Знаниями и умениями, которыми не могли обладать все. Лишь избранные.

Начитавшись разных лент в Интернете, можно получить лишь разрозненные данные и слабое представление о том, что такое эзотеризм. Лишь решившись изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону, собравшись с силами и пройдя курс видео семинаров, построенных специалистами так, что все становится по полочкам, на свои места, можно добиться успеха.

Понятие эзотерики и почему не нужно ее бояться

Эзотерика – это огромный раздел человеческой жизни, помогающий обрести себя через познание мира. Ее изучение дано далеко не каждому. Ведь это не просто религия или наука. Это та самая нить, соединяющая все нюансы и аспекты обычного мира и области непознанной магии, которая окружает нас.

Самым первым таким тайным обществом была пифагорейская школа. Она делилась на обычную и эзотерическую. Ее тайная часть давала пожизненную клятву о неразглашении того, чему учили членов общества. И какие знания они там получали, человечеству не известно до сих пор. Сейчас эзотерика не является скрытой от всех. Есть доступная информация, изложенная в видеосеминарах или мастер-классах. Почему же люди боятся или не хотят прикоснуться к неизвестному и изучить неизведанные области собственной жизни?

Рассмотрим основные критерии человеческого нежелания:

  1. Многие не хотят изучать новую религию. На самом деле, эзотерика – не только религия, хотя и тесно с ней соприкасается. Она помогает раскрыть себя и собственный скрытый внутренний потенциал. Да, здесь присутствует религия – вера в себя и окружающий мир.
  2. Неверие в возможность изменить свою жизнь. Мысль всегда материальна. А желания всегда исполнимы. Возможно все — стоит только поверить и пройти этот непростой путь к знанию.
  3. Нежелание получать новые знания, так как уже есть успех в личной жизни. Эзотеризм дает возможность получить успех не только в одной области человеческой деятельности. Он позволяет уравновесить все критерии, которые крайне важны. Добиться желаемого и самого сокровенного всесторонне.
  4. Боязливое отношение к понятию магия. Стоит отметить, что непознанное – это не только магическое. Это просто незнакомое. После прохождения семинара, становится ясно, что магическим считается часто то, что кажется невероятным, невозможным.
  5. Отсутствие свободного времени. Для прохождения обучение, естественно, нужно время и немало. Но в последствии, потраченные часы окупаются сторицей. Жизнь уравновешивается, все становится на свои места и все происходит в свой миг.

Уже утвердившаяся отрасль, наука, как психология, давно считается с эзотерическим мнением. Прибегает к ее методам. Благосклонно относится к практике тайного знания.

Что дает эзотерическое познание?

Почему считается, что эзотерическое знание дано далеко не всем? Лишь избранным? Потому, что не каждый готов проститься с прежним миром, трехмерным пространством, ощущением шаткой стабильности своей жизни. Каждый человек – кузнец своего счастья. Понимающие это стремятся к лучшему.


Что такое эзотерика — ответы на сайт

К преобразованию себя. Изнутри. Начиная с мыслей. А мысли – это то, что происходит с нами. Эзотерические практики же дает людям не только знания. Они помогают прочувствовать окружающее пространство. Начать мыслить иначе, не как раньше. Проснуться однажды и осознать происходящее. То, что нужно делать, чтобы добиться успеха в желаемых отраслях. Понять, что мир не трехмерен. Он вообще безграничен. Сознание всесильно.

Почему человек приходит к эзотерике?

Разные дороги могут привести к тому или иному знанию. События, люди, случайность? В любом случае, эзотеризм появляется в жизни человека, когда он нужен. Причины же могут быть разные:

  1. Поиск новых, небывалых ощущений. Когда становится скучно, мир теряет свою привлекательность, окружающие не приносят былой радости. Эзотерика поможет взглянуть на все в другом свете, увидеть новое и поверить в чудо.
  2. Поиск метода лечения. Когда традиционная медицина бессильна. Когда таблетки не помогли. И речь не только о привычных болезнях, но и о постоянной депрессии, о болезни самой жизни, когда, сколько бы человек ни старался, он не может достичь своих целей. Человек обращается в отчаянии. И эзотеризм, магия, ритуалы помогают вылечиться.

Эзотерика и магия – это древние науки. Это знания, накопленные множеством лет и веков. Это великая мудрость, которую постичь может каждый, действительно желающий этого. И помочь себе преодолеть трудности. Освободиться от тяжести и стать свободным. Достичь результатов и быть счастливым.

Проще сказать, что такое эзотерика, следующим образом. Это попытка объяснить сложное строение видимого и невидимого мира и процессов, которые протекают в этих мирах и влияют на человека, его поступки и даже судьбу. Почти все слышали о необыкновенном опыте видоизмененного сознания. На этом принципе построены большинство современных коммерческих практик достижения финансового успеха, практик осуществления желаний человека или формирования событий.

Эзотерические практики направлены на достижения устойчивого расширения сознания человека, которое позволило бы получить более совершенное мировосприятие. В более узком, прикладном смысле все эзотерические учения направлены на изучение внутреннего мира человека, его скрытых возможностей и выработку конкретных приемов для самореализации и духовного развития. Эзотерические течения есть во всех мировых религиях, хотя много и самостоятельных эзотерических систем.

Существуют теоретические мировоззренческие системы, рассматривающие только духовное развитие личности путем накопления специальных знаний и медитативных практик. Есть течения, направленные на достижение конечного результата при помощи обрядов, ритуалов и прочего. К ним относится оккультизм, который предполагает использование магии, обращение к непризнанным силам духов, природных сил и обитателей параллельных миров. Интересное отношение к вопросу, что такое эзотерика, у представителей религиозных систем. Например, есть мнение, что любые эзотерические практики запрещены христианством, а обращение к подобным знаниям или практикам расценивается как тяжкий грех, за который предусмотрены жесткие наказания.

Но подобное отношение церкви не останавливает тех, кто видит в эзотерике средство для решения своих жизненных проблем. Такое положение вещей, на наш взгляд, связано еще и с тем, что официальная церковь налагает жесткий запрет без объяснения реальных возможностей эзотерических практик. Вместе с тем существует огромное количество специфических обрядов, относящихся к так называемой церковной магии, которые доступны для ознакомления и широко применяются. Современному человеку полезно знать ответ на вопрос: «Эзотерика — что это?», так как это возможность больше узнать о своей внутренней структуре, природе и окружающем мире. Зная об эзотерических методах познания, человек не будет бояться совершать ошибки, а проблемы не будут казаться ему непреодолимым препятствием на пути к счастью.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!