Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Либеральные реформы 60 70 таблица содержание значение.

Вывод

Великие реформы 60-70-х годов XIX века означали важный шаг в формировании в России правого государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации, именно на их основе на рубеже XIX - XX веков проводил свои реформы С.Ю. Витте. Однако реформы были внутренне противоречивы. Так, крестьянская реформа обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости, земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной структуры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера. В российских судебных уставах отсутствовал один из важнейших принципов правового государства - ответственность чиновников перед судом. Университетская реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность богословия.

Кроме этого, в ходе проведения реформ в жизнь они подвергались корректировке “вправо” и оказались незавершенными. В обществе не оказалось сил, способных оказать давление на правительство и довести реформы до логического конца - создать общероссийское представительство. Более того, процесс преобразований был прерван в результате контрреформ 80-90-х гг. Это затруднило дальнейшую модернизацию страны и усилило социальную напряженность в обществе.

Еще другой вариант

Учреждение земств. После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.


Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – земские собрания – состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы – земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии – там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления – городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы – городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган – губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. – Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. – в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда»; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату – от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора – представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную – в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее – с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет – действительной службы, 9 лет – в запасе. На флоте – 10 лет: 7 – действительной, 3 – в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию – появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию – появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. – в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения – промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?

1864 г. – земская реформа

1870 г. – городская реформа

1864 г. – судебная реформа

1863-1874 гг. – военные реформы

1864-1865 гг. – реформы просвещения и печати


Шитова О. Г.

МОУ «Лицей № 86»

г. Ярославль

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века

История России


Дворянское или Благородное собрание - орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы.

Было учреждено в 1785 году Жалованной грамотой дворянству Екатерины II.

Участниками собрания являлись представители дворянского общества определенной территории (губерния, уезд). Глава дворянского собрания имел звание предводителя (выборная должность).

Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства.



  • После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами
  • Государство не могло осуществлять всё местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
  • Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

Земская реформа 1864 г.

Разработчики проекта реформы – комиссия

во главе с Н.А. Милютиным

Суть: создание в уездах и губерниях выборных

органов местного самоуправления ( земств )

Принципы:

Отделение от

Хозяйственно-

Выборность,

административной

всесословность

финансовая

самостоятельность


Земские органы

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ


Вопросы местного

хозяйственного значения:

Строительство школ, больниц, дорог

  • развитие местной промышленности

Губернская земская управа

Губернское земское собрания

Уездная земская управа

Уездное земское собрания

Уездный съезд

выборщиков

землевладельцев

Курия городских

избирателей

Волостные сходы

6 тыс. руб.

Сельские сходы

Курия выборных от

крестьянских обществ

ИЗБИРАТЕЛИ


  • Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
  • Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
  • Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Городская реформа 187 0 г.

Функции

  • Благоустройство города
  • Попечение о местной торговле и

промышленности

  • Здравоохранение
  • Образование
  • Санитарные и противопожарные

Городской голова

Городская управа

Городская дума – 4 года

налогоплательщики

налогоплательщики

налогоплательщики

Имущественный ценз


Домашнее задание

Параграф 21-22 (Стр. 144-147)

Вопросы 1-2 – устно

Задания к документам 1 - письменно


Судебная реформа 1864 г.

Сенат

ОБЩИЙ СУД

Судебная палата

МИРОВОЙ СУД

Мелкие уголовные и

апелляция

гражданские дела

  • мировой судья

Окружной суд

Суд присяжных,

прокурор, адвокат

Мировой судья

(образовательный и

имущественный ценз,

Сложные уголовные и

гражданские дела


Наиболее последовательная и прогрессивная

Судебная реформа 1864 г.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
  • Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Институт следователей
  • Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).

Военная реформа 1863 - 1874 гг.

Д.А. Милютин – военный министр

1863-1864 гг.

  • реформирование военно-учебных заведений

(военные гимназии, военные училища, юнкерские училища, Военно-юридическая академия (1867), Морская академия (1877)),

  • образование военных округов

1874 г. – «Устав о воинской повинности»

  • введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
  • сокращение срока службы:

сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)

  • Отмена телесных наказаний
  • Улучшение быта
  • Перевооружение армии
  • Изменена система боевой подготовки

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

образование

образование

Начальное

образование

«Университетский

устав» 1863 г.

«Положение гимназий и

прогимназий»

«Положение о начальных

народных училищах»

Прогимназии

Учебные заведения

(4 года обучения)

могли открывать земства,

общественные организации,

частные лица

Автономия

(выборность ректоров,

проректоров, деканов,

профессоров;

создание советов

университетов)

Гимназии

Реальные

Готовили к поступлению

в высшие технические

учебные заведения

Классические

Готовили к поступлению

в университет

гимназии

Образование стало более доступным для представителей различных сословий


Домашнее задание

Параграф 21-22

Вопросы – устно

Задания к документу 2-4 - письменно

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II , царь-освободитель был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права .

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности - барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.


Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860-1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет - 6 лет, во флоте - 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Всемирно-историческая теория

Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-эконо­ми­чес­кой формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала , а реформы, сле­до­вавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в про­ве­де­нии реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллиген­ции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медлен­ного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфис­ка­ции и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.

Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Пла­то­­­нов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и по­сле­дую­щие реформы . Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техни­чес­кое от­ста­вание России от З апада и подорвало международный престиж страны.

Позднее либеральные историки(И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точ­­ки экономической эффективности . Причины отмены крепостного права - по­­ли­­ти­ческие. Пора­же­ние России в Крымской войне развеяло миф о военном мо­­гуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабиль­но­сти страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономиче­ским измене­ни­ям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не впра­ве было отменять крепостное право и проводить реформы без все­сто­рон­ней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян . По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невоз­мож­но изменить насильственным путем.

Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:

Порвалась цепь великая,

порвалась и ударила:

одним концом по барину,

другим – по мужику!…

Историки технологического направления(В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают,что отмена кре­пост­ного пра­­ва и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от тради­ци­он­ного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и при­­об­ре­ла форму европеизации, то есть сознательного изменения традицион­­­ных национальных форм по европейскому образцу.

Ма­шин­ный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки . А это определило специфику модернизации в России. Рос­сийское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-органи­за­цион­ные элементы, одновременно консервировало и традиционные струк­туры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения истори­чес­ких эпох ” (индустроиалная - аграрная), которая и при­ве­ла в дальней­шем к со­ци­альным потрясениям .

Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни . Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший спра­вить­ся с ее последствиями.

Локально-историческая теория .

Теорияпред­ставлена трудами славя­но­филов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития . Они обосновали возможность в России некапиталисти­ческого пути раз­вития к социализму через крестьянскую общину .

Реформы Александра II

Земельная реформа . Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики . Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела .

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов . Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестья нам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др.

Отмена крепостного права не была единовременным событием . Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу , но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно­обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе , после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину . Она сохранялась как гарант крестьянских платежей . Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

Либеральные рефор­мы 60-70-х годов

Земская и городская реформы . Принцип проведенной в 1864 г . земской реформы состоял в выборности и бессословности . В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов . Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы . Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохране­нию - проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В круп­ных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов . Однако выборы проводились на цензовой основе , и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления , образования и медицинского обслуживания . Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам .

Судебная реформа. Новыесудебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой.Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура.Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей . Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ ты. Была вве­дена должность нотариуса . С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената , кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.

Финансовая реформа . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов ; бюджет стал гласным . Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения . «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповедани й, но вводил плату за обучение .

Гимназии разделили на классические и реаль ные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий .

Университетский Ус тав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров . Руководство учебным заведением передавалось Совету проф ессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани .

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения .

Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры , были введены «временные правила », которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социаль­но-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного произ­вод­ства , но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства , часть из которых использовали сельскохозяйственные машины . Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговл е, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная . Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промыш­ленности и транспорта . Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

Рост предпринимательства контролировался государст­вом на основе выдачи специальных заказов , поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством . Быстро возрастало число промышленных рабочих , однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

Реформы заложили основу новой системы кредита . За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки . В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство . Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась.

В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники . Разночинная интеллигенция, опираясь на рево­люционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева , создала те­о­рию революционного народничества . Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира» . «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьян­скую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком госу­дарственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян­ к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ », но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля », которая в 1879 г. распалась на две группы .

Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде;

«Народная воля» во главе с А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской в ы­двигала на первый план политическую борьбу . Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор , цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распоряди­тель­ная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия » во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государст­венных реформ» . Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова » предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова . На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в исто­рико-материалистической литературе «контр­реформами », а в либерально-истори­ческой - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказ­чики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были за­крыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности » времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения » был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоно­сцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью . На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие . Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!