Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кубики Зайцева: методика обучения чтению.

Ни одна из методик обучения чтению и письму не может быть совершенна. Рассмотрим позитивные и негативные моменты при обучении детей чтению по методике Николая Зайцева.

Достоинства методики

Беглое чтение

Разумеется, к основным достоинствам методики Зайцева относится то, что в игре ребенок быстро запоминает сочетания букв. Так как вместо букв на кубиках используют склады, ребенку не нужно долго думать над прочтением отдельных букв - он просто сразу читает согласную и гласную вместе. Таким образом, ребенку намного легче освоить процесс чтения.

Грамотное письмо

Склады, которые изображены на гранях кубиков, представляют собой только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, вы не найдете склада, сочетающего в себе шипящие с Ы. соответственно, обучаясь по кубикам Зайцева ребенок никогда не допустит подобные ошибки на письме, так как просто не будет представлять себе такого сочетания букв.

Отсутствие возрастных ограничений

Вы можете учить ребенка читать, даже если ему еще не исполнился год. Методика Зайцева, хоть и разработана для работы в детских садах, эффективно обучает детей, как самого младшего дошкольного возраста, так и деток, которые пошли в первый класс.

Быстрый эффект

Методика Зайцева настолько эффективна, что детки трех-четырех лет успешно учатся читать уже за 4-5 занятий с кубиками и таблицами. Таким образом, зайцевская методика очень пригодится, если ребенок испытывает трудности со школьной программой в первом классе или совсем не умеет читать к пяти-шести годам. Методика работает очень быстро и эффективно.

Самостоятельность

По мнению самого автора методики, учебный материал должен влиться в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия не должны быть подчеркнуто серьезными - они должны проводиться незаметно, в игровой форме. Подбрасывая ребенку кубики во время игры, вы даете ему новую информацию, развлекаете его, а ребенок учится уже самостоятельно - ведь он может играть и без вашей помощи, составлять слова и выполнять различные задания.

Укрепление здоровья и общее развитие

Набор Зайцева представляет собой разноцветные кубики разного размера, которые еще и издают различные звуки: трещат, звенят и так далее. Таким образом, автор воздействует сразу на несколько анализаторов.

Цвет кубиков подобран таким образом, чтобы не утомлять и не раздражать глаз ребенка. Текст напечатан крупно и четко, что позволяет видеть склады издалека. Во время игр по Зайцеву, кубики находятся в разных местах и ребенку нужно тренировать мышцы глазного яблока. Чтобы охватывать взглядом все склады.

Звуки, издаваемые кубикам, различны по высоте и тембру.

Кроме этого, Зайцев советует родителям и преподавателям озвучивать склады так называемыми попевками. Благодаря песенкам и звукам у ребенка развивается слух, чувство ритма.

Кубики различны по размеру, а значит, при работе с ними у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит и обучаемость ребенка, его умение манипулировать предметами.

Правильно размещенные таблицы - выше уровня глаз, заставляют ребенка держать спину прямо и тянутся к таблице. А это означает профилактику сколиоза и перегруженности позвоночника.

Недостатки

А в школе все не так

Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. Начнем с того, что понять, как именно буквы сливаются в слоги, а слоги в слова - сложно для ребенка. И одновременно, это необходимо для того чтобы в дальнейшем суметь правильно разобрать морфемный состав слова и правильно произносить слова. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.

Также стоит отметить, что цвета кубиков, с которыми дети занимались достаточно долгое время, врезаются им в память. А значит, если в школе учитель будет изображать гласные, согласные, глухие и звонкие цветами, отличными от зайцевских кубиков, ребенок будет очень долго путаться. Ему просто будет сложно привыкнуть к новым обозначениям уже знакомых слогов. Таким образом, ребенка будет очень сложно переучить.

Отсутствие последовательности

Как уже было отмечено выше, Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ и так далее. В русском языке крайне мало слов, в которых после согласного пишется Э. Но, тем не менее, ребенок привыкает, что это сочетание существует и использует его не только в тех слова, где это уместно. Поэтому воспитателям придется выполнять двойную работу, объясняя детям, какие именно слова могут включать в себя букву Э после согласного, а какие - нет.

Дороговизна и трудоемкость методики

Как ни печально, однако, учебные пособия Николая Зайцева далеко не всем доступны. Заготовки для кубиков, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если вы решили делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и ваше время тоже.

Кстати, о времени. Кубики Зайцева продаются в виде заготовок. То есть вам придется потратить массу времени и сил, чтобы склеить кубики и как-то защитить их от детского интереса. Ведь двух-трех летний малыш вполне может порвать кубики с целью посмотреть, что там внутри.

Кубики картонные, а значит, как бы вы ни старались. Они быстро придут в негодность. А это значит, что вам нужно будет тратить еще больше денег, чтобы купить новые пособия.

Николай Зайцев , выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, а также и автор уникального пособия "Кубики Зайцева ", настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением. Так как данная технология, весьма негативно отражается на здоровье и психомоторном развитии ребенка .

Все его методики , пособия и всем известные основаны на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку исключительно только радость, а также и на системности подачи материала. Весь материал подается ребенку в такой игровой форме, что он с большим удовольствием в эти пособия играет. И неважно всей группой или поодиночке. "Кубики Зайцева " дают прекрасную возможность детям научиться, с самого маленького возраста , а это в свою очередь благоприятно повлияет и на детей . Комплект состоит из картонных разверток кубиков, материала для их заполнения, методического пособия для занятий и аудиозаписи всех слогов. Кроме того эффективность "Кубиков Зайцева " уже проверена различными педагогами из многих стран. Николай Зайцев является основателем и руководителем центра "Нестандартные технологии в образовании".

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева . Это значит, что дети могут заниматься на спортивных снарядах, сидеть на полу и все это даже поощряется. Вместо привычного спокойного сидения за партами, дети могут прыгать, шуметь, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами. Ведь все это выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. Так работая по кубикам Зайцева и складовым таблицам, малыши находятся в постоянном поиске, т.е. дети учатся читать, ставить ударение, разбивать слова на слоги, осуществлять звукобуквенный анализ слов, считать, и составлять предложения только «играя».
Методика развития детей педагога-новатора позволяет задействовать у ребенка такие органы чувств как слух, осязание и зрение. А совершенствование органов чувств практически всегда обуславливает достаточно высокий уровень восприятия окружающей среды. А, это известно, обеспечивает активное развитие творческих задатков и речи детей.

Методика Зайцева

Все в первую очередь основаны на наблюдениях самого автора. Николай Зайцев в своем подходе использовал детскую особенность развития речи. Ведь лепет ребенка совсем не похож на взрослый язык: нет четкого произношения звуков и он не понятен. Значит, и в традиционной подаче освоение чтения противоречит естественному развитию речевой активности малыша. Автор выделил единицу произношения - склад, т.е. слияние гласных и согласных звуков в разных вариациях. Именно такие склады и обозначены на известных " ". Эти кубики подходят так и для обычных детей так и для малышей с задержкой речевого развития. С данным материалом могут заниматься дети еще не знающие букв и не умеющие читать.

Николай Зайцев предлагает постепенный процесс. Сначала ребенок знакомится с элементом обучения и пробует с ним играть. Далее учится выкладывать из кубиков и слова. Затем процесс усложняется: необходимо уже из слов выкладывать простые фразы. Автор данной методики раннего развития детей уверяет, что она отлично и подходит для логопедической работы. Но конечно лучше, если обучать ребенка будет специалист. Так как у родителей в самостоятельном обучении может просто не хватить банального терпения. Ведь ребенок, хорошо определяющий уже слоги-склады, не сразу сможет перейти к чтению. Николай Зайцев также заостряет внимание на том, что чтение приходит через письмо.

Для малыша оптимальным вариантом является перевод звуков в знаки. Так со временем он постепенно привыкает к тому, что слова можно, и собрать, а затем и произнести. Как и любой методике развития детей , так и в этой все занятия имеют форму игры. Автор убежден, что любая другая подача материала способна сделать процесс напряженным, что, в конце концов, может завести в тупик все обучение.

Кубики Зайцева


5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, которые легко складываются в кубики, наполнители для кубиков (деревяшки и металлические пробки), аудиокассета (CD с попевками) методическое руководство, предлагающее 65 видов работы – все это состав Кубиков Зайцева. При этом все 65 видео работ испытанные пятнадцатилетней практикой. «Кубики Зайцева» рекомендуется детям от 1,5-2 лет. Все кубики разных размеров и заполняются наполнителями в зависимости от склада. Например, глухие заполняются деревяшками, звонкие - металлическими пробками от бутылок. А также за кубиками определенного цвета закреплены и определенные буквы. Это очень помогает ребенку на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. Кроме того дети запоминают и легко все склады, так как кубики отличаются друг от друга и по весу, оформлению и размеру. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта "Кубиков Зайцева " достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

Как "работают" кубики?

Вся методика обучения чтению Николая Зайцева построена на "складовом" принципе. А это имеет много общего с тем, как ребенок только начинает говорить. Ведь мы не начинаем говорить с отдельных букв. К примеру, "А" затем "М". А начинаем именно говорить сразу "ма", "ба", "да".Так и происходит и с буквами. Склады и буквы малышу показывают все сразу, т.е. все 56 кубиков. Склады поются на мотив любимой песни ребенка. И так можно продолжать ненавязчиво, десятки раз, но в подходящее правильное для малыша время. Это - когда ему интересно, легко и обязательно должно нравиться.

Почему кубики разного размера и цвета?

Как было уже сказано все кубики различны по цвету: "железные" (серые), "деревянные", "золотые", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Такие названия своим кубикам Николай Зайцев дал за счет их наполнителей. Значит в "деревянные" стоит наполнять очищенными прутиками или маленькими деревяшками, железные - железными лимонадными крышками, "золотые" - жестяными кусочками, бело-зелёные – бумагой. Тогда и при процессе встряхивания кубики будут звучать. Наличие больших кубиков для твердых складов и маленьких кубиков для мягких складов также отражает и своеобразную особенность русской речи: произносить твердые склады с более открытым ртом, а мягкие с полузакрытым и узкой щелью. Таким образом, научная обоснованность и серьезность чувствуется в каждом нюансе (даже самом незначительном) метода Николая Зайцева.
Кроме того методика развития детей Николая Зайцева имеет также большое преимущество и в том, что она может работать и как самостоятельный метод обучения так и легко сочетаться и другими методами, которые родители выберут для своего ребенка.
Автор не исключает возможности начать процесс обучения малыша, когда ему всего несколько месяцев. Показать ему склады, назвать, а затем и напеть их. И так продолжать в год, два и три. Складывать слова и писать свое имя кубиками. Кроме того дорасти с кубиками даже и до 5-6 лет и ввести терминологию: согласные, гласные, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие, знаки пунктуации. Это поможет объяснить ребенку, наконец, почему его кубики разные по цвету и размеру. Кроме того буквы на кубиках Зайцева и таблицах достаточного размера, чтобы они были видны и с 10 метров. Это очень важно для того, чтобы с самого начало обучения ребенок не испытывал никаких напряжений зрения. Во избежание нарушение осанки, нижний край таблиц, располагающих на стене находится на высоте 165-170 см от пола, поэтому необходимо чаще стоя работать и к тому же с поднятой головой. Очень удобна для составления слов из кубиков, расположена полка в три доски под таблицей.

Многолетняя практика педагогов, работающих по системе « » обозначила определенную статистику по срокам обучения детей разного возраста. Но она имеет право существовать только при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю:

  • двух-трехлетние дети начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырехлетние - через 16 занятий,
  • пятилетние - через 5-10 занятий,
  • шестилетние - через 4-6 занятий.

Николай Зайцев , таким образом, разработал свои пособия, что они предусматривают и использование при обучении взрослых и детей, для которых русских язык не является родным. Даже взрослые иностранцы, которые не знают не одной русской буквы, уже на первом занятии через 40-50 минут начинают из кубиков составлять слова, которые им произносит преподаватель. И даже через некоторое время уже и прочитывают эти слова. Естественно достигнутые результаты будут напрямую зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в пособиях Николая Зайцева.

Данная методика раннего развития Зайцева дает хорошие результаты и при работе с слабослышащими, глухими, слабовидящими детьми, а также имеющими диагнозы ММД, аутизм, алалия, ОНР, ЗПР.

При правильном соблюдении методических указаний пособий Николая Зайцева, процесс обучения дает следующие результаты:

  • быстро расширяется словарный запас,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • становится отчетливей и чище, благодаря постоянному пропеванию и проговариванию складов,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается умение добывать нужные знания,
  • развивается способность самостоятельно работать.

Стоит напомнить, что основная цель всех методик автора - обеспечить непроизвольное, надежное, быстрое, запоминание. А также и то, что кубики Зайцева-это увлекательная игра, а не урок. Ведь кубики – это универсальная игрушка, которую можно и на зубок попробовать, построить башню или паровоз. А также и с их помощью научиться читать, считать или вовсе выучить почти с пеленок иностранный язык.

Кроме того если нет возможности купить «Кубики Зайцева », из можно сделать своими руками. Для этого понадобится определенный материал, воображение, фантазия и конечно, огромное желание.

Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель "кубиков зайцева" окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Преподавание по Зайцеву - это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) - непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят... Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой.

По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. "Играя", дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.
Сайт

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
Таблицы Зайцева

Автор популярной методики - это талантливый и опытный педагог Николай Зайцев. Он является автором великолепных и эффективных методик, направленных на обучение чтению (кубики Зайцева). Также среди его разработок ведущее место занимают методики по обучению детей грамматике, математике, английскому языку.
Главными учителями малышей являются педагоги и родители. Методика предусматривает занятия с детьми от рождения до семи лет.

Книга "Письмо. Чтение. Счет";
Книга "Читай и пой".

Основные идеи Николая Зайцева:

Абсолютно новый метод обучения детей чтению, который предлагает Зайцев, сводится к тому, что начинается оно не с изучения букв, а с особых складов. Склад Зайцева - это "осознанное мускульное усилие речевого аппарата". Это слияние гласных и согласных звуков воедино. Автор утверждает, что малыши начинают говорить по складам с самого раннего возраста, произнося долгожданные "ма-ма", "ба-ба", "па-па". Поэтому такая техника обучения является природным и естественным.
Основу методики Зайцева составляет совместная работа взрослого и ребенка по специальным кубикам и таблицам, на которых изображены слоги.

Принципы методики Зайцева:

Если методика Николая Зайцева вам идеально подходит, тогда вам необходимо полностью согласиться с ее основными принципами:

1. Обучение по Зайцеву - это игра. Самое главное условие занятий - это непринужденная и естественная обстановка. Во время занятий по данной методике детки вполне могут сесть на пол, попрыгать, ходить по комнате, даже вести себя шумно, заниматься на спортивных снаряжениях. Такие малыши никогда долгое время не сидят на одном месте (за партой), они очень подвижные и активные. Занятия проходят динамично: малыши очень быстро меняют вид деятельности, на смену изучения таблиц приходят кубики, затем дети рисуют на доске, топают, хлопают в ладоши и т.д. Но одновременно такая игра не служит отдыхом для детей. Согласно мнению Зайцева, в основе каждой развивающей и обучающей игры поиск и выбор. Занимаясь по его пособиям и материалам, дети находятся в состоянии поиска, они учатся читать, разделяя слова на склады, запоминают ударения слов, делают звуковой анализ, пробуют составлять предложения, учатся считать, писать. Все это происходит только в процессе игры;

2. Все обучающие материалы обязательно должны быть компактно расположены или вывешены на стене. В каждом пособии Зайцева имеются плакаты с материалами, которые обязательно развешиваются на стенах в комнате или классе. Важно, что необходимо развешивать сразу все таблицы, которые входят в комплект, а не по очереди;

3. Малыши должны взаимодействовать со всеми инструментами и материалами, по которым будет проводиться обучение. При этом важно, что использовать их необходимо с самого первого занятия;

4. В процессе обучения необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности малышей. Важно использовать стремление детей во всем подражать взрослым. Поэтому взрослые должны принимать самое активное участие в играх вместе с малышами. Учитывайте и интересы детей. Если им хочется петь - пускай поет, но одновременно вместе со взрослыми пускай разбирает и слова песни.

Результаты использования методики Зайцева:

В настоящее время методикой Зайцева пользуется множество людей не только в домашних условиях, но и образовательных учреждениях.
Урок, на котором используется методика, проводится в игровой форме. Он достаточно короткий и длится всего 20-25 минут. Детки могут постоянно менять свое положение. При этом у них не портится осанка и зрение, поскольку происходит довольно частое переключение взгляда и изучение таблиц больших размеров.
Даже затрачивая мало времени на занятия, вы очень быстро увидите результат своего труда.
Пособия Зайцева отлично подходят малышам с различным темпераментом и характером. В детских садах, занимающихся по Зайцеву, группы комплектуются так, чтобы в них присутствовали как сильные, так и более слабые дети, которые вскоре никак не отстают от остальных ребят.
В процессе игр с кубиками Зайцева, малыши очень быстро учатся читать, запоминают буквы, учатся чувствовать разницу в звучании согласных, гласных, твердых и мягких, шипящих и свистящих звуков. Малыши учатся составлению простых слов и их написанию. Кроме этого, они показывают эти слова на таблице и "пропевают" их.
Зайцев - это автором уникальных методик, которые предусматривают использование кубиков, позволяющих легко обучить малышей письму, счету, английскому языку.
Огромным достижением Зайцева является разработка системных подходов к изучению математики. Его методика основана на использовании системы таблиц, которая погружает малыша в мир цифр и образно демонстрирует состав чисел, какими они обладают свойствами. Малыши учатся понимать, какие действия можно проводить с числами. Благодаря этому дети быстро осваивают счет до 100, а в дальнейшем с легкостью проводят разные действия с числами. Методика позволяет доступно пояснить малышам, что такое дробь и степень.

Когда начинать занятия?:

На самом деле занятия по кубикам Зайцева можно начинать проводить с любого возраста. Но наиболее эффективным считается момент, когда дети начинают активно осваивать устную речь. Занятия по Зайцеву дает невероятный рывок в развитии речевого аппарата, а также позволяет быстро освоить навыки чтения (практически одновременно с усвоением устной речи). Основные правила игр - все слова можно как видеть, так и слышать. Малыши запоминают два образа слова сразу.
4 года - это время, когда ребенок уже может полноценно читать. Обязательно прививайте любовь к книгам! В этот период обучение по методике Зайцева проходит наиболее быстрыми темпами.
Зайцев утверждает, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению с трехлетнего возраста. Но многие мамы начинают обучение с самого рождения. При этом важно предлагать малышам кубики в качестве игрушек для изучения размеров предметов и цветов.

Упражнения для новорожденных:

С самого рождения родителям обязательно необходимо работать над созданием речевой базы. Для этого нужно использовать мимику, эмоции. Но самое главное - постоянно общайтесь с малышом!
Новорожденным детям нравится трогать кубики, брать их в ручки, строить из них. Постепенно внимание карапузов переключается на то, что изображено на кубиках.
Примерно со второго месяца малыши начинают активно гулить. Необходимо его поддерживать в этом, проговаривая с ним звуки: "уэ-уэ-уэ", "уа-уа-уа" даже тогда, когда ребенок молчит.
Около трех месяцев появляется детский лепет, поэтому взрослые должны повторять слоговые цепочки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, га-га-га, бо-бо-бо.
Родители должны осознавать, что дети смогут произнести свое первое слово не ранее, чем научатся говорить и произносить звуки. Этот период растягивается от 10 месяцев до 1,5 лет. При использовании методики Зайцева вы окажете большую помощь ребенку в развитии речи и умственных способностей.
Не забывайте, что от того момента, когда малыш прочел свое первое слово до начала свободного чтения пройдет не менее шести месяцев.

Упражнения для детей старше одного года:

Занятия с кубиками Зайцева

Представлены разноцветными кубиками и таблицами (выполнены на листах формата А1). Каждый кубик заполняется звенящими, гремящими материалами, чтобы можно было изобразить с помощью характерных звуков как глухие, так и звонкие склады.
Звонкие звуки изображают на металлических кубиках и заполняют их металлическими предметами. Кубики из дерева, обозначающие глухие звуки и склады, заполняются кусочками или остатками деревянных предметов (палочки, веточки).
Кубики, имеющие большие размеры, предназначены для твердых звуков и складов, а маленькие - для мягких.
В комплекте 61 кубик, 16 из которых является дубликатами. На них обозначаются одинаковые звуки или склады. Это позволяет составлять слова из одинаковых складов, например, дя-дя, па-па.
По ходу игры взрослые должны сначала сами произнести, пропеть склады, изображенные на кубиках и в таблицах. Потом это должен сделать ребенок. Сначала необходимо учить по два склада. Когда малыш полностью освоит пение по кубикам, то необходимо перейти к обучению письму. Для этого из кубиков необходимо сложить простые слова, а ребенок пальцем повторяет их по таблице.

Игра "Паровозик"

Малышу нужно построить паровозик. Поставьте на стол золотистый кубик с изображенной на нем буквой А. Скажите, что в паровозе все вагоны должны быть содержать букву А и на примере одного кубика продемонстрируйте, как ее нужно находить. Остальные вагоны поезда ребенок должен пробовать подбирать самостоятельно. Вмешивайтесь только тогда, когда замечаете, что малыш не понимает принцип поиска кубиков с заданной буквой.
Объясните ребенку, что буква А может присутствовать на различных кубиках. В результате малыш занимается с кубиками, зрительно выделяя букву А. Когда паровозик будет построен, необходимо обязательно прочитать все склады, содержащие букву А. Для этого необходимо взрослому показать пальчиком первый большой золотистый кубик и назвать его. Малыш должен произнести услышанное после вас. То же самое проделайте с другими "вагонами". Важно, что сначала вы перемещаете свой палец, а только потом проговариваете склад.
На последующих занятиях стройте паровозы с другими гласными. В дальнейшем ребенок уже будет сам выбирать, какие буквы будете искать.

"Абракадабра"

Пускай ваш ребенок сложит из кубиков слово на свой вкус. Пускай он возьмет несколько кубиков и поставить рядом. Одновременно показывайте малышу, что кубики важно располагать только слева направо и рядом. Прочтите получившееся слово. Малышей очень веселит получившаяся абракадабра. Они входят в азарт, требуя продолжения. Такая игра развивает в малышах самостоятельность и учит осознанно составлять существующие слова из кубиков.

"Поем песенки..."

Взрослый поясняет ребенку, что кубики волшебные и музыкальные. Каждый имеет свою песенку. "Пропойте" склады, написанные на нескольких кубиках, затем предложите малышу выбрать любой, который бы он хотел прослушать.
В процессе "пропевания" кубиков лицо взрослого должно располагаться на уровне глаз ребенка. Кубик удерживайте в двух руках справа от лица. Движения вашего рта и сторону кубика, склад которой "пропевают" ребенок должен видеть одновременно. Это прекрасное упражнение для тех детей, которые говорят нечетко.
"Пропевание" кубика должно быть медленным, слегка утрированным. Малыши, услышав, как вы это делаете, обязательно со временем стараются повторить.

"Поящие башни" ("Говорящие башни")

Пускай малыш построит из кубиков башню. расскажите ему, что кубики у башни не простые. Они могут петь по-своему (пропойте любой кубик).
Кроме этого, скажите, что кубики умеют разговаривать (озвучьте любой склад). Важно характеризовать кубики, которые "пропеваете" или "проговариваете" (например: "Этот большой железный").

Поем песни по таблице

Таблица, разработанная Зайцевым, обязательно должна располагаться прямо перед ребенком. Взрослый стоит справа от нее. Объясняйте малышу следующим образом: "Это табличка. В ней также живут песенки, как и в твоих волшебных кубиках. Давай я тебе буду петь, а ты следи за моей указкой и пробуй подпевать". Указкой по таблице нужно двигать очень медленно.
Во время пения звуки необходимо произносить очень четко. Во время занятий обязательно следите за реакцией ребенка.
Разнообразьте игру. Например, при пропевании большого кубика руки нужно поднимать вверх, а маленького - приседать.
Обратите внимание малыша на то, что разные кубики имеют разную интонацию. Например, большие нужно "пропевать" низким голосом, а маленькие - более высоким.
Пропевайте табличку целиком каждое занятие. Если ребенок сильно устает и не концентрирует внимание, тогда разбивайте таблицу на части. Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес.

Пишем слова по таблице

Расположите табличку перед малышом. Поставьте кроху на стул и держите указку вместе. Выберите слово, которое будете "писать". Затем четко проговорите первый слог слова и направьте ручку ребенка вместе с указкой к столбику, где содержится нужный слог. Каждый склад сначала озвучивают, а только потом показывают. После первой попытки "написать" слово повторите все заново, но в ускоренном темпе.
Зайцев рекомендует для начала "написать" имя ребенка, затем фамилиею, название любимой игрушки и т.д.

Роль загадок в процессе обучения чтению:

Малыши очень любят отгадывать загадки, а также их загадывать. Этот интерес можно использовать при обучении чтению. Сначала отгадки выкладывайте из кубиков, потом их можно уже записывать на доске и предлагать малышам составлять их самостоятельно из кубиков. Очень важно, чтобы ваш ребенок запоминал как можно больше загадок, сам загадывал их своим родителям. Такие упражнения будут великолепно развивать речь, а также положительно влиять на развитие образного, абстрактного и художественного мышления, знаний литературы.

Картинки для обучения чтению, рисованию, письму...:

Зайцев является разработчиком пособия, которое позволяет обучить детей чтению целыми словами и без запинок и значительно укрепит моторику ручек при помощи обведения объектов, рисования по клеткам, научит различать шрифты.
На карточки Зайцева нанесены разнообразные изображения с обеих сторон. На лицевой части изображены силуэты различных животных, и написаны их названия печатными буквами. На обратной стороне представлены эти названия, прописанные с использованием заглавных и строчных печатных букв, а также прописных. Слова обязательно разбиваются на склады. Тот склад, на который падает ударение, выделяется ярче.
Сначала ребенок рассматривает большие картинки, а взрослый должен акцентировать внимание на то, что написано. Слог, находящийся под ударением важно произносить более протяжно.
Если малыш ознакомился с 6-7 карточками, изучив их с обеих сторон, то в 2-3 года он уже спокойно будет отыскивать загаданное слово по надписям. Также со временем дети начинают понимать, что на обеих сторонах написаны одинаковые слова, только разными способами.
На листах, где изображен алфавит можно карандашом потренироваться обводить буквы.

Учим математику по Зайцеву...:

- "Тысяча +";
- "Миллион +";
- "Орнамент".

Система таблиц, погружающая детей в мир цифр позволяет детям очень легко освоить счет и математические действия, изучить состав и свойства чисел. Зайцев в очень легкой и непринужденной форме объясняет, как появляется дробь и степень числа. Методика предусматривает занятия с малышами 3-4 лет, а также учащимися начальных классов.
Зайцев разработал специальную временную ленту. Она состоит из 24 отрезков. Малыши очень быстро учатся по ней определять время, ориентироваться в понятиях часов и минут.
Сначала небольшие отрезки-минуты наклеивают на изготовленную или приобретенную ленту, складывая их в часы.
Зайцев представляет вниманию взрослых и детей также и числовую ленту. На ней числа помещены в окошки. Оно обозначается как цифрой, так и соответствующим количеством кругов и квадратов. Один вариант ленты отображает десятки и выглядит как пирамида из 10 кружочков. Другой вариант - это полочка из 10 квадратиков, расположенных в два этажа.
С помощью числовых лент малыши 3-4-х лет после трех занятий уже умеют считать до 100 и обратно, а также находить на них любое число.
Главная прелесть методики в том, что ребенок не только видит само число, но и сохраняет в памяти количество обозначенных около него предметов (квадратиков и кружочков), учит состав числа (единицы и десятки) и различает четные (черные) цифры и нечетные (оранжевые).
Визуально малыши учатся определять, какое число является большим, а какое меньшим и на сколько. Кроме этого, дети начинают осваивать простые математические действия с помощью добавления по одному в пределах 100.
В дальнейшем малыши уже учатся складывать и вычитать в уме, выходят за пределы 100 и учат таблицу умножения, для чего используют карточки, математические кубики

Орнамент...:

Для игры необходима шкатулка, в которой имеется большое число фигур для составления узоров и изучения фигур. Для изучения фигур необходимо находить все ромбы или треугольники и т.д. Также по таким материалам дети быстро учатся понимать, что такое больше-меньше.
Кроме этого, игра отлично развивает память. Для этого необходимо выстроить ряд фигур, дать время малышу, чтобы рассмотреть их. Затем цепочку закройте листом бумаги и предложите ребенку назвать все фигуры, которые он видел и выложить точно такую же.
Из фигурок можно составлять узоры, картинки.

Учим английский язык...:

Зайцев разработал специальные обучающие кубики для изучения английского языка. Но они являются грамматическими, а не складовыми. Предназначены для детей старшего возраста.

Для кого подходит методика Зайцева?:

Эта методика идеальна для тех родителей, которые хотят научить малыша в дошкольном возрасте читать, писать, считать, рисовать. При этом они желают это делать без принуждений и в игровой форме. Такие родители готовы потратить время и деньги на приобретение пособий, предусмотренных методикой.

Положительные стороны методики Зайцева:

Пособия изготовлены в очень простой и доступной форме. Любой родитель сможет без труда заниматься по ним со своими детьми;
- Во время занятий малыши проявляют активность, а не сидят на одном месте;
- Благодаря игровой деятельности в условиях активности значительно усиливается умственная работа малышей. Они быстро осваивают навыки чтения, письма, счета, исправляются логопедические недостатки, расширяется словарный запас и развивается логика;
- Обучение чтению по Зайцеву позволяет получить очень быстрый результат: дети 2-3 лет учатся читать за 6-9 месяцев, 3-4 лет - за 16 занятий, 4-5 лет - за 5-10 занятий, 5-6 лет - за 4-6 занятий;
- Дети, которые отличаются плохой усидчивостью и невнимательностью добиваются очень высоких показателей в обучении;
- Медика положительно влияет на здоровье малышей. У них нет перегрузок, не происходит ухудшение зрения и осанки;
- Методики Зайцева прекрасно зарекомендовали себя в процессе обучения детей, имеющих отклонения в развитии;
- Занятия проходят интересно и увлекательно. Интерес малышей не угасает.

Сложности при использовании методики:

К методике негативно относятся логопеды. Они считают, что дети, обученные по ней "проглатывают" окончания слов и затрудняются в анализе состава слова;
Когда в первом классе учат фонетический состав слов, учителя часто переучивают таких детей. Обозначения звуков по методике Зайцева отличается от школьных и малыши часто из-за этого путаются;
Занятия по методике Зайцева - это не дешевое удовольствие.

Затраты для занятий...:

Прежде чем приступить к использованию методики, нужно приобрести специальную литературу, записи с "пропеваниями" складов, пособия. Пособия можно как купить, так и изготовить самостоятельно. В интернете имеются готовые развертки кубиков. Таблицы можно распечатать и наклеить частями на ватман. Цветные фрагменты необходимо разукрасить.
Также можно купить или изготовить ленту времени, которая состоит из 24 отрезков. Отдельно нарежьте к ней 60 "минуток".
В составе комплекта "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию" 120 карточек из картона большего размера (133*133) и 120 - меньшего (50*50), два листа А3 для освоения навыков каллиграфического письма. Их можно купить или изготовить самому.

Успехов в применении методики!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!