Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кто убил мишу япончика. Виват, Король! Правнуки Мишки Япончика в эксклюзивном интервью- о нём, семье и фильме

В «местах не столь отдаленных» весьма популярны сидельцы умеющие «тИскать рОманы», т. е. увлекательно рассказывать различные воровские легенды. В этих изустных историях воспеваются бандюганы, искусно и с блеском проворачивающие грандиозные аферы, ловко грабящие неприступные банки и «на раз» разбивающие сердца различных светских красавиц и прочих «дочек прокуроров». И в изумлении отвесив челюсти внимают полуграмотные з/к похождениям различных «королей и королев» преступного мира, хотя в действительности все эти «короли» являются тривиальными «гоп-стопщиками», а «светские красавицы» обыкновенными вечно полупьяными «марухами» с немытыми пятками, готовые «отдаться за полбутылки».

Подобным же «рОманом» «порадовали» невзыскательных домохозяек и тинэйджеров, не отягощенных интеллектом, и авторы сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» «тИснув» историю о бандите-авантюристе Мишке Япончике на TV, благо ныне «деньги не пахнут» и подобное гуано среди части телезрителей «проходит на ура». Так что, фильм является откровенной романтизацией бандитизма, тем паче, что сделан он довольно хорошо для нашего нынешнего «мыльного» TV и заняты в нем довольно неплохие актеры.

Из положительных моментов хочется отметить великолепные эстрадные вставки, стилизованные под еврейский фольклор в исполнении актеров варьете и замечательную игру В. Гафта. Но, в целом, очень чувствуется влияние сериала «Ликвидация»: та же чрезмерная стилизация речи под «одесский» говор, колоритные «одесские» пейзажи и «одесские типажи»… одним словом, «Одесса-мама» во всей красе. Но, повторюсь, если в «Ликвидации» весь этот антураж является фоном, где ДОБРО призвано ПОБЕДИТЬ ЗЛО, то в «Жизни и приключениях…» откровенно романтизирует самые низменное чувство: желание жить за счет других. Ведь если всмотреться в эту «бандитскую оперетту» попристальней, что в ней можно увидеть? Жизнеописание обыкновенного ловкого бандита-авантюриста (каким и был Япончик в действительности), любящего вкусно поесть и сладко попить, но исключительно ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ. И не только жизнеописание-авторы откровенно любуются своим «героем» и мелодраматически «подыгрывают» ему в «мексиканских страданиях» по поводу неразделенной любви и прочей романтической и слезливой чуши.

Но ведь нынешнее молодое (и не только) поколение не желает ВСМАТРИВАТЬСЯ СЕРЬЗНО… и оно с восторгом смотрит как ловкий бандюган безнаказанно грабит одесских толстосумов не желая знать, что будучи ума выше среднего среди себе подобных, Япончик понимал, что для поднятия авторитета среди бедных слоев населения, нужно бедняков не трогать (да и что с них возьмешь-то, с бедняков), а «потрошить» исключительно богатеньких, но при случае не брезговал и грабежом «простых» граждан. Например, при освобождении заключенных из тюрьмы 12 декабря 1918 года (политических, правда, уголовники «забыли» там и тех освобождали рабочие, участвовавшие в митинге в начале событий), одетые в арестантские халаты бандиты, проблему с одеждой решили просто: остановили первый попавшийся трамвай и раздели всех пассажиров до нижнего белья. Но, по воле авторов, этого зрителю и не положено знать-перед ним (зрителем) рисуют обаятельного и несчастного в личной жизни молодого и привлекательного человека, пекущегося о несчастной голытьбе Молдаванки.

Так что, сделали авторы сериала увлекательное и исключительно вредное «теле-мыло», с успехом романтизирующее бандитизм, а потом с удивлением морщим лоб-НУ ОТКУДА у нас в России ТАКОЙ рост преступности? В том числе и от ВАС, господа телевизионщики, от ВАШИХ принципов-«деньги не пахнут» и «ради рейтинга и мать родную продам»!!!

Одним словом, 1 из 10

(Один балл за эстрадные вставки и игру В. Гафта… хотя откровенно не понимаю, КАК он решился сниматься в этом фильме?)

4 и 6 августа исполнилось две даты: 4 августа 1919 года годовщина убийства Мойше Винницкого, легенды Одессы времён Гражданской войны, а 6 августа, на дому у своей любовницы был убит молдавский бандит, член ВКП(б) Григорий Котовский, тот самый человек, благодаря интригам и стараниям которого Мойше Винницкий был предательски застрелен, а память о нём была очернена и предана забвению, навсегда сделав из Мойше Винницкого обыкновенного уголовника и вора.

Но вспоминать мы будем не о Котовском...

Для того, что бы говорить о Мойше Винницком - "Мишке Япончике" - давайте сразу избавимся от легенд и сказок, которыми окружена его персона. Потому, что даже замечательный фильм "Однажды в Одессе. Жизнь и приключения Мишки Япончика", благодаря которому Мойше Винницкий был реабилитирован в глазах людей, прежде всего одесситов, во многом пестрит именно этими самыми "сказками".

И так, поочерёдно "сказки" о Мишке "Япончике":

1. Япончик был безграмотный и невежественный человек;

2. Япончик был вором, бандитом и убийцей;

3. Япончик был беспредельщиком, шпаной и хулиганом;

4. Япончик подался в РККА, так как у него не оставалось выбора;

5. Полк Япончика разбежался с первыми же выстрелами, перепившись награбленным самогоном;

6. Япончик был расстрелян по приказу трибунала.

Вот, собственно и всё.

Теперь, постараемся развенчать эти сказки, а точнее - обыкновенные сплетни.

на фото: революционный отряд Мишки "Японца" (Одесса; 1918 год)

Начнём с того, что Мойше Винницкий вообще не был одесситом. Родился он в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого в местечке Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии (сейчас город Первомайск Николаевской области Украины). Практически одновременно с ним, в этом же местечке родился и мой прадед, так что в некотором роде, я могу гордиться, что мы с Японцем земляки, а возможно и родственники. Когда ребёнку было 4 года, семья переехала в Одессу, на Молдаванку. При рождении получил двойное имя Мойше-Яков, отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».

Мойше Винницкий; фото ориентировочно 1918 года

Не был Японец простолюдином, эдаким шпаной и хулиганом. Потомок знаменитой еврейской династии Коротичей, на шестом году жизни потерял отца. Как любой старший мужчина в семье в те годы, мальчик тянул вместе с матерью младших братьев и сестёр. Ему пришлось быть учеником в матрацной мастерской, после - работать электриком на заводе «Анатра» одновременно посещая хедер (религиозную школу).

С началом революционных событий 1905 года, Одессу и юг России накрыла волна первых кровавых еврейских погромов в истории Империи. Мойше Винницкий стал бойцом отряда еврейской самообороны, находившегося под идейным влиянием анархистов-коммунистов организации «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря (1907 год) был осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (1907). В тюрьме он познакомился с тем, кто станет впоследствии рукой его смерти - с Г. И. Котовским.

Согласно данным исследователя Савченко В. А., в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера. Наверное стоит оговориться, что ни одно из указанных преступлений не было совершено лично Японцем: это были "революционные акты реквизиции", осуществлённые "во благо угнетённых граждан". Не знаю как и кто, но 17-летний Мойше Винницкий, до этого участвовавший в боях с погромщиками и другими "революционными отрядами", свято верил, что действительно протягивает руку помощи угнетённым братьям.

В 1917 году вышел на свободу по амнистии, заново организовал отряд самообороны и стал «грозой» Одессы. очевидно, что на сей раз Японец прекрасно понял, что на поводу у многочисленных "революционных вождей" он больше не пойдёт. Ему хватило загубленной на каторге молодости, заработанного туберкулёза и хотелось не просто пожить красиво, а красиво пожить во имя своего народа. А народ (даже еврейский, а Мойше был всё-таки евреем!) прекрасно понимал, что монополия на здоровье, достаток, благополучие, (как и по сей день) находятся у не совсем лучших представителей нации, которых совершенно не касаются погромы, издевательства над женщинами и детьми, всё сильнее растущий беспредел и безвластие. Но Мойше Винницкий, выросший сиротой на Молдаванке, видел это каждый день. Именно поэтому, вернувшись домой, он заявил, что советская власть на Молдаванке и Пересыпи это он и его совет. "Жертвы" Японца были далеко не благодетелями Одессы. Осенью 1917 года отряд Япончика совершил ряд дерзких налётов, в том числе ограбив средь бела дня Румынский игорный клуб, а в новогодние дни 1918 года были ограблены магазин Гольдштейна и сахарозаводчик Ю. Г. Гепнер.

В то же время Мойше Винницкий организует Еврейскую революционную дружину самообороны как военную структуру советской власти, для борьбы с погромами и выпускает «Воззвание» к ворам и налётчикам, с призывом грабить «только буржуазию» и оставить в покое простых людей. В ноябре 1917 года один из грабителей даже был убит самим Япончиком за ограбление рабочего.

Большевицкого подполья в Одессе тогда не было. Япончик налаживает контакты с одесским анархистским движением, которое гораздо ближе и понятнее было населению юга России. В ноябре-декабре 1917 года группа Японца устроила мощный взрыв на Дерибасовской, требуя прекратить самосуды над гражданами. И надобно сказать, что истребление офицеров и беспорядочные грабежи домов интиллегенции в Одессе действительно прекратились.

В декабре 1917 года анархисты и бандиты захватили публичный дом Айзенберга на улице Дворянской, устроив там свой штаб. Вопреки современному мнению, отмечу, что это не был штаб Японца. Штаб Японца, на самом деле находился по месту жительства Винницкого.

В январе 1918 года дружина Мишки Япончика совместно с большевиками, анархистами и левыми эсерами участвовала в уличных боях. В частности, именно на его отряд было возложено задание по штурму и нейтрализации полиции и жандармерии города, с чем он превосходно справился.

12 декабря 1918 года, во время эвакуации из Одессы австро-германских войск, организовал успешное нападение на Одесскую тюрьму, результатом которого был массовый побег заключённых. Но к сожалению, этот шаг в деятельности Японца могут оценить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВОЕННЫЕ, т.е. люди, которые понимают, что значит дестабилизация обстановки в тылу у отступающей армии...

Во время оккупации Одессы интервентами в начале 1919 года активно сотрудничал с большевистским подпольем (в том числе через Григория Котовского). По словам дружившего с ним Леонида Утёсова, старался избегать убийств и покровительствовал артистам.

После того, как в апреле Одесса перешла в руки красных, командовал советским бронепоездом № 870932, направленным против атамана Григорьева.

В мае 1919 года получил разрешение сформировать отряд в составе 3-й Украинской советской армии, позднее преобразованный в 54-й имени Ленина советский революционный полк. Адъютантом у него был Мейер Зайдер по кличке «Майорчик», впоследствии застреливший Котовского. Полк Япончика был собран из одесских боевиков-анархистов и мобилизованных студентов Новороссийского университета.

Попытки наладить в сформированной части «политработу» провалились, так как многие коммунисты отказались вступать в полк для ведения в нём пропагандистской работы, заявив, что это опасно для жизни. Официальным комиссаром полка был назначен анархист Александр Фельдман.

Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й стрелковой дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Симона Петлюры. Перед отправкой в Одессе Мойше Винницкому были торжественно вручены серебряная сабля и красное знамя.

Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, в результате чего удалось захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и отступлению полка на 10 км. вглубь фронта. Оставшаяся часть полка после этого дезертировала. Однако, массовое дезертирство в той войне не было из ряда вон выходящим событием. Подобные "потери" попросту "списывались" на общие военные. А потери полка составили 1498 человек. По доносу Котовского, на котором и лежит основная вина прорыва фронта петлюровцами, полк якобы "взбунтовался и захватил два поезда", чтобы "вернуться в Одессу". таким образом, организованное отступление вглубь территории на 10 километров, Григорий Иванович Котовский преподнёс как "измену". Якир приказал Япончику, чтобы изолировать его от полка, "направиться в Киев в распоряжение командующего 12-й советской армией". До Японца этот приказ, видимо, не дошёл, так как с ротой численностью в 116 человек он продолжал с боями отступать в сторону Одессы, однако в Вознесенске попал в организованную Котовским засаду и был убит при инсценеровке ареста. Оставшиеся бойцы 54-го полка были частично перебиты кавалерией Котовского, частично выловлены частями особого назначения; уцелел только бывший начальник штаба полка Мейер Зайдер. Кроме того, до 50 человек были направлены на принудительные работы.

Уцелевшие люди Винницкого обвинили в его смерти комиссара полка Фельдмана и убили его в октябре 1919 года. По данным исследователя Савченко, Фельдман прибыл на могилу Японца лишь через четыре часа после похорон и потребовал раскопать её, чтобы удостовериться, что там действительно похоронен Япончик. Через два дня на место прибыл наркомвоенмор Украины Н. Подвойский, потребовавший снова вскрыть могилу.

В то же время, согласно архивным данным, в действительности Мойше Винницкого расстреляли уездный военный комиссар Никифор Иванович Урсулов и комбриг Григорий Котовский, награждённый за это орденом Красного Знамени. Именно убийство Мойше Винницкого и послужило причиной того, что Мейер Зайдер в 1925 году застрелил бывшего бессарабского бандита Григория Котовского....

В чём же была причина такой ненависти Котовского к Винницкому? Да мне кажется, что на самом деле всё было очень просто: Котовский, в отличие от политического заключённого Мойше Винницкого, был обыкновенным уголовником и бандитом. В отличие от Котовского Винницкий был образованным человеком для своего времени (он закончил религиозную школу и только лишь один шаг отделял его от поступления в иешиву, или получения высшего образования за границей. Революция 1905 года не дала ему этого сделать). Котовский же - не имел даже пяти классов образования. В отличие от Котовского Японец имел более продолжительный стаж подпольщика и революционера. Если Котовский являлся всего-навсего "приблудным попутчиком революции", то Японец с младых годов участвовал в революционной борьбе и сражался на баррикадах 1905 года. Смекалка, сообразительность и природный талант организатора были присущи не Котовскому, а именно Японцу. Ну и конечно же сыграло роль и то, что молдаванин Котовский просто не мог простить, что под ногами у него путается "какой-то еврей", затмевающий ему солнце. При этом, Котовский не брезговал "целовать сапог хозяину" - еврею Ионе Якиру. Не поэтому ли всю тяжесть боёв под с петлюровцами под Одессой Котовский взвалил на полк Японца, после чего всю славу присвоил себе?


Евгений Ткачук в роли Мойши Винницкого;

к/ф "Однажды в Одессе. Жизнь и приключения Мишки Япончика"

МИШКА ЯПОНЧИК

Настоящее имя – Винницкий Моисей (Мойше-Яков) Вольфович

(род. в 1891 г. – ум. в 1919 г.)

Знаменитый одесский «король» бандитов, лидер анархистов-налетчиков, красный командир полка, прототип героев многих рассказов Бабеля.

Будущий «король воров» Мишка Япончик родился в Одессе в пригороде Молдаванка в многодетной семье еврейского фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого. С десяти лет Мишка-Мойше работал и учился в еврейской школе при синагоге, в шестнадцать начал работать заводским электриком.

В октябре 1905 года в Одессе вспыхнул кровавый еврейский погром. В те дни революционно настроенная часть еврейской молодежи взяла в руки оружие, чтобы не допустить погромщиков в еврейские кварталы Молдаванки. В один из таких отрядов вступил Мойше Винницкий. Вскоре молодой боевик присоединился к отряду анархистов-террористов «Молодая воля», состоявшему из юношей 15–19 лет. В отраде было 150 боевиков. Анархистская «Молодая воля» не только обороняла еврейские кварталы от черносотенцев, но совершала налеты на магазины, склады, частные квартиры для изъятия денег «на революцию».

«Молодую волю» возглавили анархист Лева Мочман и бандит Яша Фукс. Вместе с товарищами из «Молодой воли» Винницкий занимался вымогательством и принимал участие в ряде террористических актов. Он был замечен среди нападавших на казачьи казармы (казаки участвовали в усмирении забастовщиков), в покушении на полицмейстера, в налете на мучную лавку, на частную квартиру купца Ландера… В конце 1907 года «Молодая воля» была разгромлена полицией, а Винницкий (бандитская кличка Япончик) – арестован. Приговор Одесского окружного суда гласил: 12 лет каторжных работ в Сибири.

Только в марте 1917 года он был реабилитирован как «политический» анархист, летом того же года возвратился в Одессу, где связался с анархистскими организациями и организовал вооруженную Еврейскую революционную дружину самообороны, которая экспроприировала ценности «для нужд революции». В дружине Япончика состояло 120 человек, вооруженных винтовками и револьверами, имелось 2 пулемета. Эта дружина грабила почтовые отделения, магазины и склады, игорный клуб. «Изъятие ценностей у буржуазии» Япончик оправдывал эксплуатацией еврейского пролетариата.

В ноябре 1917 года Япончик инспирировал бунт в Одесской тюрьме, устроил побег уголовников. В то же время он призвал бандитов не грабить рабочих, а «перенести свою деятельность в центральные, буржуазные кварталы». Один вор был убит людьми Япончика за ограбление рабочих, на грудь ему положили воззвание, написанное Япончиком, в котором говорилось о терроре против грабителей «трудящегося человека». Молдаванка, где хозяйничал Япончик, объявила себя «Молдаванской республикой». Япончик написал «Манифест независимой Молдаванки».

1 декабря 1917 года на улицах Одессы, которая с ноября 1917-го вошла в состав Украинской Народной Республики, разгорелся бой между анархистами и гайдамаками. Двадцать анархистов Япончика напали на гайдамацкий патруль, гайдамаки же попытались штурмовать штаб анархистов, анархисты бросили бомбу в районный комиссариат.

Отряд Япончика в конце 1917 года «реквизировал» более миллиона рублей у сахарозаводчика Гепнера, купца Карского, дворянина Сухомлинова, ограбил кассы кожевенного и мыловаренного заводов…

13 января 1918 года большевики, анархисты и левые эсеры подняли восстание в Одессе против власти Центральной Рады УНР. Тогда левый эсер Яков Блюмкин вместе с Япончиком формирует в Одессе 1-й Добровольческий революционный железный отряд, участвовавший в уличных боях против гайдамаков 14–18 января 1918 года.

Япончик напал на полицейский участок и освободил 30 уголовников. Закончилась «одесская революция» нападением уголовников на Регистрационное бюро милиции и сожжением 16 тысяч карточек, заведенных на уголовников Одессы. Боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской красной армии как резерв правительства советской Одессы (СНК) и командования и была переведена на государственное обеспечение. Винницкий после «одесского Октября» стал известным «славным» революционером.

Под влиянием Япончика воры-«профессионалы» Одессы давали слово грабить только богатых и требовали к себе «уважения». «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!» – писали в своем воззвании «профессионалы».

13 марта 1918 года красное командование сдало Одессу, в Одессу вошли германские и австро-венгерские части. В ночь на 13 марта отряд Япончика совершил нападение на банк, гостиницу, военные склады. Большевики оставили отряд Япончика в подполье и делали все возможное, чтобы провести в «короли воров» Одессы своего человека – анархиста Япончика. Этой цели добивались и вооруженные дружины террориста Котовского, анархиста Зайдлера, подпольная дружина «Моревинт». Япончик умело использовал «левую фразу» и игру в политику, чтобы заручиться сильной финансовой и организационной поддержкой подпольщиков и их «кураторов» из Советской России.

В ноябре 1918 года Япончик сосредоточил в своих руках огромную власть: ему подчинялись все предместья Одессы и уголовники, которых насчитывалось 15 тысяч. Контроль над ворами, «патронаж» спекулянтов, проституток, шулеров, валютчиков приносили громадные деньги. Япончик объединил весь уголовный мир Одессы, стал «королем». Гетманская полиция Одессы завела дело о «похождениях короля». Расследование его деятельности завершилось решением о высылке Япончика и его жены за пределы Украины. Но он бежал из-под ареста, ушел в глубокое подполье. Большевик Акулов сообщал: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу, главным образом, лимонки и револьверы».

12 декабря 1918 года власть гетмана Украинской Республики в Одессе пала, и в город ворвались петлюровцы. В это же время в порту высадились войска Антанты. Япончик решил воспользоваться ситуацией и со своей тысячной «армией» уголовников штурмовал полицейский участок (выпустил 56 заключенных) и одесскую тюрьму, в которой сидело 700 заключенных-уголовников. Охрана тюрьмы была буквально растерзана, начальник тюрьмы сожжен, все дела преступников – уничтожены. Новая украинская власть, узнав о разгроме тюрьмы, срочно бросила на поимку преступников полк солдат и два броневика. У стен тюрьмы завязался бой между бандитами и петлюровцами, но большинство бандитов скрылись. 16 декабря 1918 года Япончик обратился с новым воззванием к преступникам Одессы, призвав их не грабить рабочие кварталы. 18 декабря 1918-го белогвардейцы и части французских интервентов оттеснили украинские войска из Одессы. В городе устанавливается двойная власть – французского командующего и белого генерала. В разгар уличных боев между белыми и петлюровцами Япончик ограбил казначейство на миллион рублей. Новая власть решила очистить Одессу от уголовно-революционных шаек. Облавы и расстрелы без суда стали обычным явлением для Молдованки. Тогда Япончик направил губернатору Одессы письмо-просьбу: «Мы не большевики и не украинцы. Мы уголовные. Оставьте нас в покое, и мы с вами воевать не будем». Но губернатор Одессы генерал Гришин-Алмазов твердо решил «искоренить преступность». На белогвардейские репрессии бандиты ответили «бандитским террором» – Япончик и его «армия» начали в Одессе «партизанскую» борьбу против белых и французов. Япончик распространял слухи о том, что в «бандитской армии состоит 10 тысяч человек». За его голову белогвардейцы обещали 100 тысяч «наградных» рублей.

Япончик через Котовского и анархиста Анатолия Железнякова заключил союз с подпольным ревкомом Одессы, который получил от Япончика 80 револьверов, несколько винтовок и 200 гранат. Япончик помогал подполью выкупать большевиков из тюрем, уничтожал провокаторов-предателей, «отстреливал» белых офицеров. Часть отобранных у буржуазии денег он передавал на закупку хлеба для голодающих Одессы. Когда в начале апреля 1919 года части красных повстанцев и Красной армии штурмовали Одессу, «армия» Япончика ударила по белым с тыла, подняв восстание на Молдаванке. Против Япончика белогвардейцы бросили две тысячи штыков и два броневика. Вскоре в Одессу ворвались отряды красного комдива атамана Григорьева.

Япончик, как «старый революционер», был назначен на командную должность в советскую Заднепровскую дивизию, вскоре он – командир 56-го Жмеринского полка. Но этот полк был разбит петлюровцами под Тульчиным, Япончик попал в плен. В мае 1919-го он бежит из плена и становится командиром советского бронепоезда, который был направлен на подавление восстания, поднятого атаманом Григорьевым.

В начале июня 1919-го Япончик явился в Особый отдел ЧК 3-й Украинской Красной армии и предложил организовать отряд из числа своих приверженцев «для защиты революции». Это предложение поддержал реввоенсовет 3-й армии, и Япончику было разрешено сформировать батальон особого назначения из одесских бандитов. Когда число добровольцев в отряде Япончика превысило тысячу, батальон был развернут в 54-й имени Ленина (!) красный стрелковый полк 3-й Украинской Красной армии. Полк насчитывал 2200 бойцов, 40 пулеметов, конную сотню, был даже полковой оркестр. Командиром полка остался «товарищ Мишка», а комиссаром был назначен секретарь Одесского исполкома анархист Фельдман. Тогда Япончик даже сделал заявление в местной газете, в котором говорилось: «…буржуазия, привыкшая грабить бедняков, сделала меня грабителем ея, но именем такого грабителя я горжусь, и покуда моя голова на плечах, для капиталистов и врагов народа буду всегда грозой». В полк Япончика было зачислено 132 коммуниста, мобилизованных губкомом КП(б)У для воспитательной работы. Однако большинство коммунистов отказались вступить в полк, ссылаясь на то, что пребывание в бандитском полку опасно для жизни.

В июле 1919 года полк Япончика использовался как карательный отряд для подавления крестьянских восстаний. Совет обороны Одесского военного округа направил полк Япончика на «петлюровский фронт» в 45-ю дивизию Якира. Комендант Одессы большевик Мизикевич наградил Япончика от имени Совета обороны серебряной саблей с революционной монограммой и именным красным знаменем. Когда началась погрузка полка в эшелон, выяснилось, что не явилось около 700 одесских воров. По дороге на фронт сбежали еще несколько сот «боевиков», а до фронта доехало 704 бойца.

Полк Япончика участвовал в боях против армии Петлюры у станции Вапнярка 26–28 июля 1919 года. Первый день боев был для Япончика удачным, его полк развил наступление на Крыжополь. Но на следующий день петлюровцы обратили Япончика в бегство. «Боевики» заявили, что их предала Бессарабская бригада Котовского, и потребовали вернуть полк в Одессу. Часть бывших уголовников, бросив Япончика, бежала в Одессу, часть ушла в окрестные села на «реквизицию».

Комдив Якир решил расстрелять Япончика как «контрреволюционера и паникера». Он направил Япончика с остатками полка в штаб армии в Киев, рассчитывая арестовать его по дороге, а полк разоружить. Путь в Киев для эшелона Япончика был закрыт, его перекрыли петлюровцы и повстанцы. В столицу Япончик ехать не собирался, потому что знал, что там его ждут арест и застенки ЧК. Он отобрал 116 преданных «боевиков» в свою личную «охранную сотню» и отбыл поездом на Ольвиополь. Япончик мечтал прорваться в Одессу и… стать ее «королем»…От станции Помашная он поворачивает эшелон на Одессу. Командование приказало догнать беглецов и наказать виновных в бегстве с позиций по всей строгости военного времени. Комиссар Фельдман с особым отрядом ринулся в погоню, всем военкомам станций было предписано блокировать поезд Япончика. Далее обратимся к докладу уездвоенкома М. Синюкова Одесскому окружному комиссару по военным делам:

«4 августа 1919 года я получил распоряжение со станции Помашная от командующего внутренним фронтом т. Кругляка задержать до особого распоряжения прибывающего с эшелоном командира 54-го стрелкового советского украинского полка Мишку Японца. Во исполнение поручения я тотчас же отправился на станцию Вознесенск с отрядом кавалеристов Вознесенского отдельного кавалерийского дивизиона и командиром названного дивизиона т. Урсуловым, где распорядился расставить кавалеристов в указанных местах и стал поджидать прибытия эшелона. Ожидаемый эшелон был остановлен за семафором. К остановленному эшелону я прибыл совместно с военруком, секретарем и командиром дивизиона и потребовал немедленной явки ко мне Митьки Японца, что и было исполнено.

По прибытии Японца я объявил его арестованным и потребовал от него оружие, но он сдать оружие отказался, после чего я приказал отобрать оружие силой. В это время, когда было преступлено к обезоруживанию, Японец пытался бежать, оказал сопротивление, ввиду чего был убит выстрелом из револьвера командиром дивизиона. Отряд Японца, числом 116 человек, арестован и отправлен под конвоем на работу в огородную организацию».

Легендарный Япончик послужил прототипом для «короля» одесских бандитов Бени Крика – одного из главных героев Исаака Бабеля. В 1926 году вышла киноповесть И. Бабеля «Беня Крик», а в следующем году режиссер В. Вильнер на Одесской кинофабрике снял художественный фильм «Беня Крик». Известный куплетист Владимир Коралли вспоминал: «Знаменитый “король” одесских налетчиков Мишка Япончик был одной из ярчайших личностей старой Одессы. Это был колоритный тип романтического разбойника и афериста… О Мишке Япончике рассказывали разного рода романтические истории. Говорили, что он не грабит врачей и артистов, любит ходить в театр, кино и на дивертисменты. А его “мальчики” работают очень картинно: на вечерах и маскарадах появляются в смокингах, ничем по облику не отличаясь от господ, и вежливо просят дам и кавалеров расстаться с драгоценностями. Никакой грубости, хамства, а тем более насилия не допускают, только поигрывают своими никелированными браунингами. Для маскировки налетчики иногда облачались и в студенческую форму…

Я жадно рассматривал Мишку Япончика. Ему было лет тридцать. Брюнет, широкие смуглые скулы. Обращали на себя внимание неспокойные раскосые глаза. Они мгновенно и как-то незаметно перебегали с предмета на предмет, казалось, что он смотрит на всех и на все сразу. Он часто оглядывался. А одет был богато и несколько мрачновато. Пальто украшал черный каракулевый воротник, шапка того же меха лежала на коленях, едва придерживаемая рукой. Пальто было расстегнуто, и виднелся черный костюм и того же цвета косоворотка. Япончик сидел на крайнем месте, поставив ногу на проход, словно каждую минуту готов был вскочить…»

Леонид Утесов в книге «Спасибо, сердце» добавляет, что «Япончик очень неохотно шел на “мокрые дела” (убийства), а вид крови его смущал». Утесов писал: «У Япончика недурные организаторские способности. Это сделало его королем уголовного мира в одесском масштабе. Смелый, предприимчивый, он сумел прибрать к рукам всю одесскую блатную шпану… Белогвардейцев он не любит и даже умудрился устроить “на них тихий погром”».

Из книги Норильские рассказы автора Снегов Сергей Александрович

Мишка Король и я В начале октября меня перевели из второго лаготделения в первое. Во втором отделении жили строители – землекопы и проектировщики. В первом – производственники: рабочие Малого завода, шахтеры и рудари. Я был теперь производственником – инженером

Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

МИШКА ХАЛИФ Я хорошо помню кровельщика Мишку Халифа, жившего в нашем доме. Его жизнь заслуживает быть описанной в юридических учебниках. У Мишки была сезонная работа, три-четыре месяца. Управдомы каждое лето нанимали его на работу, но платить им было нечем и получить

Из книги То ли быль, то ли небыль автора Рапопорт Наталья

МИШКА Повесть (основано на реальной истории) Времена не выбирают – В них живут и умирают… А. Кушнер ПредисловиеЭто – рассказ о неожиданной встрече бывших супругов, каждый из которых в течение почти трёх десятилетий считал другого погибшим. Из одной совместной жизни

Из книги Сорок пять лет на эстраде автора Смирнов-Сокольский Николай Павлович

Мишка, верти! Поверьте, дорогие товарищи, что, если бы любому из вас предоставить возможность выйти вот сюда, на эстраду, посмотреть на публику, окинуть взором зрительный зал, вы могли бы убедиться лично, какая, в общем, грустная и совершенно безотрадная картина

Из книги Мои показания автора Марченко Анатолий Тихонович

Мишка, верти! Вторая редакция Люди, понимающие в кулинарном деле, говорят, что раков, например, можно есть только в месяцы, в названии которых имеется буква «р»: например, январь, февраль, ноябрь, декабрь и так далее. В месяцы без буквы «р», как-то: май, июнь, июль – раков есть

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора Водопьянов Михаил Васильевич

Мишка Конухов Весной 1966 года на одиннадцатый прибыл новенький, и его зачислили к нам в бригаду аварийщиков. Это был Мишка Конухов, архангельский портовый грузчик.Мишка Конухов - парень лет двадцати пяти. Детство у него было тяжелое, рос без родителей. Стал грузчиком,

Из книги Авантюристы гражданской войны: историческое расследование автора Савченко Виктор Анатольевич

Мишка и Машка До Северного полюса, кажется, сейчас рукой подать, так он «приблизился» к Москве. Самолет, вылетев из советской столицы, в этот же день доставляет пассажиров в самый центр Арктики. Наши летчики на быстроходных воздушных кораблях совершают далекие рейсы в

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Мишка Япончик - «король» одесских бандитов Улица Запорожская, что в одесском пригороде Молдаванка, приобрела дурную славу еще в девятнадцатом веке. Тут находились дома свиданий, дешевые кабаки, воровские «малины». Каждую ночь улицу оглашали крики дерущихся, ругань,

Из книги Мне скучно без Довлатова автора Рейн Евгений Борисович

Любит Мишка сладкую воду! 1954 год.

Из книги 100 знаменитых судебных процессов автора Скляренко Валентина Марковна

МИШКА НА СЕВЕРЕ В давние годы на Н-ской киностудии снимался фильм «Полярная охота». Интересную роль в этом фильме должен был играть белый медведь. Должен - значит надо достать. Для кино в те годы не было ничего невозможного. Достали белого медведя, и он неплохо сыграл свою

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

Япончик - легендарный «король» преступного мира «Вор в законе» Вячеслав Иваньков, известный под кличкой Япончик, прославился как один из самых влиятельных уголовных «авторитетов» на территории всего постсоветского пространства. Об этом человеке, признанным

Из книги Из одного котелка автора Мыслиньский Станислав

Мишка из Майданека Малолетним узникам фашистских концлагерей На Поклонной горе в многолюдном музее Экспоната не встретишь грустней и добрее: Так пронзителен взгляд чёрных бусинок-глаз, Повидавших все ужасы ада не раз! – Кто хозяин твой, милый вельветовый

Из книги автора

МИШКА Я был на Украине.Больше недели ехали мы по железной дороге. И здесь не обошлось без боев. Трижды наш эшелон атаковала фашистская авиация. Были убитые и раненые. После каждого налета врага эшелон останавливался. Мы хоронили тех, кто навсегда был вырван из наших рядов.

Оригинал взят у komanda777 в 4 августа 1919 годы был застрелен легендарный Мишка Япончик

Принято считать, что 4 августа (29 июля) 1919 года, примерно в 8 утра, поезд, который следовал со ст. Помошная на Одессу со 116 бойцами полка Япончика, дезертировавшими с фронта, остановился под закрытым семафором в районе Марьиной Рощи.
Япончик, его любовница Лиза и комендант Халип отправились к будке стрелочника, чтобы выяснить причину остановки. В это время и произошла их встреча с Никифором Урсуловым и партизанами отряда. По одной версии, Урсулов застрелил Япончика без предупреждения, не вступая с ним в переговоры. По другой - Япончик отказался сдать оружие, сильно ударил Урсулова в грудь и последний выстрелил, смертельно ранив Мишку.

Но вот недавно Дорошовский сельский голова Александр Руденко, который заочно учится на истфаке университета и давно интересуется историей своего родного села, рассказал в беседе, что Япончика застрелил не Урсулов, а житель Дорошовки (Арнаутовки) Антон Корженко. Об этом сельскому голове когда-то рассказал его отец, а ему, в свою очередь, сам А. П. Корженко. Получилось так, что в решающий момент, револьвер Урсулова дал осечку, а Япончик был готов выстрелить в него со своего нагана. Тогда стоящий за спиной Урсулова А. Корженко и сделал свой прицельный выстрел. Правда, этот эпизод долгие годы замалчивали, в силу каких-то обстоятельств не рассказывал о нем и сам А. Корженко…

Что ж, эта версия имеет полное право на существование. Ведь хорошо известно, что во время Гражданской войны в партизанском отряде Н. Урсулова сражались 75 жителей Арнаутовки. Известно также, что после ликвидации Япончика, Никифора Урсулова наградили орденом Боевого Красного Знамени. Орденами Красной Звезды наградили также жителей Дорошовки С. П. Капсиза и А. П. Корженко, как активных участников Гражданской войны. Причем к наградам их представили только в… 1967 году. Не это ли косвенно подтверждает причастность одного из орденоносцев - Антона Корженко - к событиям 29 июля 1919 года?

…Наконец, в нашем городе проживают родственники Владимира Дмитриевича Чернышева, 1900 г.р., который во время Гражданской войны был учеником шофера в ЧК, в Вознесенске, и стал свидетелем гибели Мишки Япончика, о чем рассказывал своим родственникам. Вот некоторые детали.

Герой криминальной оперетты

Молдаванка

Артистичность, когда она в крови, закономерно принимает самые удивительные формы, говорил мистер Холмс. Реальный современник великого детектива, известный русской полиции как Мишка Япончик (он же Мишка Лимончик, он же Беня Крик и т.д.), был артистичен, талантлив и честолюбив.

Гигантское местечко под названием Одесса издавна считалось чудесной кузницей, в которой всевышний и сатана лепили самые невероятные свои творения. Поразительное соседство благочестия и смешного плутовства, любви к ближнему и тяги к крикливой роскоши, гостеприимства и - временами - невероятного обжорства, провинциального простодушия и прямо-таки столичной спеси - примерно таким был тесный и шумный уют бесконечных одесских коммунальных колодцев.

Сердце Одессы - Молдаванка. Своеобразные нравы обитателей этого района при всех властях и во все времена вызывали законное беспокойство стражей порядка. Именно там, в этой «бесклассовой среде», не признававшей за власть имущими никаких привилегий, в начале 90-х годов позапрошлого века и родился Миша Винницкий.

В те времена еврейским младенцам с пеленок без конца примеряли скрипку Страдивари, очки Спинозы или фрак Ротшильда. На худой конец, видели свое сокровище служащим какого-нибудь почтенного банка. Прыгнув выше собственной головы, не слишком состоятельные Мишины родители обеспечили его будущее: аристократическая профессия электрика сулила неплохие заработки. Но при виде роскоши, окружавшей богатых клиентов, ловкий молодой человек не без оснований подумывал о том, что в этой жизни он может рассчитывать на нечто большее.

Тонкий ценитель красивой жизни довольно быстро выдвинулся среди авторитетов Молдаванки, и вскоре вести о его похождениях достигли не только генерал-губернаторских, но и досточтимых царственных ушей. «Сценический псевдоним» Михаила Винницкого естественным образом был связан с его характерной, но отнюдь не уникальной внешностью. Этот специфический тип одесского еврея с жуликоватыми узкими глазками и сейчас часто встречается на шумных улицах славного города.

Япончик вырастил целое поколение налетчиков. Эти «мальчики» приходили к нему отовсюду. Среди них были беспризорники, искатели приключений из хороших семей и опустившиеся люмпены. Как наставник Япончик, вероятно, не уступал своему знаменитому земляку и современнику маэстро Столярскому, через музыкальный инкубатор которого прошла едва ли не половина скрипачей с мировым именем.

Воспитанник Япончика подвергался самым серьезным испытаниям. Зато если ему удавалось незаметно вытащить часы у самого «директора школы», который с завязанными глазами сидел на скрипучем табурете в совершенно пустой комнате, ученик уже мог не бояться полиции. Впрочем, жандармы сами побаивались многотысячной армии Япончика и даже не пытались задержать главнокомандующего, хотя прекрасно знали его резиденцию на Молдаванке.

«Мастера высшей квалификации» работали отнюдь не на большой дороге. В банках, казино, клубах и публичных домах эти «симпомпончики» не отличались от представителей высшего общества. В критический момент улыбающиеся джентльмены удачи вежливо просили «почтеннейшую публику» безвозмездно уступить им наличность и драгоценности. Подобной обходительности требовал их начальник: он считал, что профессия вора сродни высокому искусству, которое было одной из его слабостей.

Творческая натура

Каждый одессит неравнодушен к прекрасному. Не был исключением и Япончик. Он любил театр, кино и особенно - дивертисменты. Часто"Король» со своей свитой занимал лучшие места в зрительном зале во время выступлений известных артистов. Многим из них оказывал покровительство.

Журнал «Лехаим» познакомил читателей с любопытными воспоминаниями Леонида Утесова , который не только лично знал Япончика, но и состоял с ним чуть ли не в приятельских отношениях (Леонид Бабушкин. «Мишка Япочник»). Тогда Леонид Осипович выступал одновременно в двух театрах как артист оперетты, драматический актер, чтец и музыкант. По его мнению, Япончик старался обходиться без «мокрых дел», адвокатов, врачей и особенно деятелей культуры не обижал. Но однажды…

Как-то, подходя к Ришельевскому бульвару, Утесов увидел своего партнера, бледного, с трясущимися руками, как при болезни Паркинсона. Заикаясь, он сообщил, что выступать не может, так как у него украли фрак.

Утесов отправился в кафе Фанкони, где за столиком, удобно устроившись в кресле, сидел Япончик.

Что ты делаешь, Миша? Я должен кормить семью. У меня украли фрак. Не в чем работать!

Япончик лукаво улыбнулся:

Иди в театр. Что-что, а фрак тебе будет.

Подойдя к театру, утесов увидел своего партнера, еще более бледного. Руки продолжали трястись.

Что еще?

Принесли восемнадцать фраков всех цветов и расцветок. В каком из них играть, я понятия не имею!

Роль покровителя муз, которую Япончик играл с грубоватым изяществом солиста оперетты, да и весь его образ жизни говорили о каком-то ребяческом, прямо-таки болезненном стремлении всегда быть в центре внимания. Особенно - в Одессе, на этой огромной сцене, где ежеминутно разыгрываются импровизированные эстрадные номера.

Через пару дней заявительнице были возвращены кольцо и два браслета вместе с газетой, в которой было помещено объявление, очерченное красным карандашом: «Уважаемые господа - родственники и знакомые, если вы не прекратите обращаться ко мне с просьбами о возвращении вам забытых или потерянных вами вещей, то мои мальчики вынуждены будут пойти на большую дорогу с протянутой рукой!» Как говорят уже не только в Одессе, весьма тонкий намек на довольно толстые обстоятельства.

Триумф и трагедия

Незаурядная личность Мишки Япончика вызывала восхищение не только восторженных поклонников. Федор Фомин , первым расследовавший убийство Кирова и каким-то чудом сам оставшийся в живых, своих прошедших строгую цензуру «Записках старого чекиста», конечно же, не мог полностью передать впечатления от встреч с Япончиком, чей короткий взлет пришелся на время первой мировой войны. Тем не менее воспоминания одного из основателей советской контрразведки говорят о том, что невольного уважения к королю преступного мира Одессы не могли скрыть даже сотрудники ЧК, к которым он в 1919 году явился для переговоров.

«При белых у Мишки Япончика было около 10 тысяч человек. Он имел личную охрану. Появлялся, где и когда вздумается. Везде его боялись и оказывали почести прямо-таки королевские. Его и называли «королем» одесских воров и грабителей. Он занимал лучшие рестораны для своих кутежей, щедро расплачивался, жил на широкую ногу.

Бандиты Мишки Япончика совершали одиночные и групповые грабежи и налеты. Главарю этой шайки надавали множество всевозможных кличек: Мишка Япончик, Мишка Лимончик, Беня Крик и т.д. Его фотографии были вывешены во всех полицейских участках, в витринах магазинов, ресторанов, казино и гостиницах.

Начальник гарнизона белой армии полковник Бискупский выделил специальные отряды с бронемашинами для охраны банков. Мише Япончику с его шйкой не раз приходилось вступать в перестрелки, завязывались настоящие сражения.

Как-то сижу я своем кабинете - раздается звонок:

Товарищ Фомин, в комендатуре особого отдела сейчас находится Мишка Япончик…

Через несколько минут у меня в кабинете появляются два человека. Оба среднего роста, одеты одинаково, в хороших костюмах. Впереди скуластый, с узким, японским разрезом глаз молодой мужчина. На вид ему лет 26—28.

Я небезызвестный вам Мишка Япончик. Надеюсь, слышали о таком? - не без бахвальства начал он. - А это мой адъютант. Вас, конечно, интересует, цель моего прихода. Я буду говорить без стеснения, надеюсь, опасаться мне тут у вас нечего. Я пришел к вам добровольно, и вы должны гарантировать мне свободу.

Я ответил, что арестовывать его мы не собираемся, сам он интересует нас в гораздо меньшей степени, чем его шайка, бесчинствовавшая в городе. Заметно было, что это задело несколько его самолюбие, но он ничего не ответил, только насупился.

…Миша Япончик начал говорить о себе и своих приятелях, о том, как они орудовали. Рассказывал он о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они, по его словам, только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России. Кое-что «прихватывали» и у местных, одесских буржуев.

Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии… Люди у меня есть, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужно только помещение и разрешение. Как только получу то и другое, сразу могу приступить к формированию отряда.

В ходе беседы с Мишкой Япончиком кто-то из членов реввоенсовета поинтересовался, что за люди у него, из каких социальных слоев. Он весьма обстоятельно объяснил, что отряд состоит в основном из люмпенпролетариев, большинство осталось в детстве без отцов и матерей, стали беспризорниками.

Я научил их воровать, грабить и я же берусь научить их честно
бороться и защищать Советскую власть!

Сказано это было горячо и даже, быть может, искренне. Во всяком случае, хотелось верить, что это настоящий порыв к новой жизни. Вот, думалось нам, попытка людей, искалеченных старым строем, тем строем, против которого мы сражались не на жизнь, а насмерть, попытка людей, брошенных на самое дно, и смыть с себя, может быть и кровью своей, всю грязь и весь позор преступного прошлого».

Самобытное, но, к сожалению, ограниченное мышление высоких договаривающихся сторон сыграло роковую роль в судьбе человека, в котором до предела были сконцентрированы острый юмор, известный литературный талант и неплохо развитое чувство прекрасного. Выдающиеся способности вместе с доходящим до абсурда снобизмом и комплексом превосходства, от которых было недалеко до мании величия, делали Япончика опасным для общества. Но это стало ясно значительно позже…

Почему Япончик заявил о своей лояльности к мировой революции? Ясно, что в лице новой власти он видел могущественного союзника в борьбе за передел материальных ценностей. Не меньшую роль сыграло и неуемное местечковое тщеславие. Живая фантазия Короля уже рисовала ему радужные лавры народного героя и - если повезет - золотой памятник рядом с Дюком.

На улицах появился двухтысячный отряд, организованный на средства Япончика. Маршировка доставляла командиру явное удовольствие. Перед отправкой на фронт он с приближенными целую ночь гулял в лучшем ресторане. Наутро новобранцы во фраках, пикейных жилетах, цилиндрах, котелках и разномастных мундирах на глазах у всей Одессы продефилировали к эшелону. Во главе отряда ехал Япончик, по такому случаю сменивший роскошный лимузин на серую кобылу. Чуть позади на рыжем жеребце Короля сопровождал его адъютант Герш Гундосый. Торжественные проводы под национальные мелодии двух еврейских оркестров превратились в грандиозное представление. Казалось, Япончик дождался своего звездного часа...

Ф.Фомин вспоминает, что проблемы начались уже при посадке в поезд. КМ вечеру от двух тысяч бойцов осталась лишь половина. О дисциплине они имели очень приблизительное представление, как, впрочем, и их командир. Повествуя о его встрече на фронте с другой легендарной личностью - Г.И.Котовским - автор одноименного романа (выдержанного в духе соцреализма, но написанного обстоятельно, с искренним уважением к героям), Борис Четвериков пишет, что первыми словами Япончика были:

Симпомпончик! Полфунта пламени - и быстренько!

«Мальчики» удачно провели несколько боевых операций. Но когда
обстановка сцене театра военных действий осложнилась, они начали дезертировать. Вскоре их примеру последовал и Япончик. В «классном» вагоне он направился в Одессу. На станции Вознесенск дорогу ему преградила группа чекистов во главе с бывшим казачьим атаманом Урсуловым, который расстрелял Япончика по приказу Троцкого...

Ссылаясь на Исаака Винницкого, Л.Бабушкин сообщает, что ближайшие друзья Япончика поклялись отомстить и клятву сдержали. Старожилы Вознесенска не помнили такой пышной погребальной процессии. На русско-еврейском клаюбище не достигшего тридцати лет Михаила Винницкого отпевал кантор одесской хоральной синагоги Пиня Минковский. Неподалеку русский священник читал отходную по Урсулову*.

Япончик давно превратился в персонаж народного фольклора. Им восхищаются «коллеги», он является героем литературных произведений, оперетт и кинофильмов. И даже самый строгий моралист по зрелом размышлении не станет возражать, если я скажу, что Мишка Винницкий заслужил свой памятник. Пусть не золотой, зато - нерукотворный.

_______________________

* - по другим сведениям, Урсулов остался жив.

За плечами авантюрного и известного мужчины, как правило, стоит красивая и мудрая женщина. Она не только делит с ним семейный быт, являясь надежной поддержкой и единомышленником, но и его славу. Так, в начале прошлого века по России пронеслась новость о короле одесских воров - Мишке Япончике. А его любимой женщиной и музой была Циля Оверман.

Ее туманная биография и загадочное исчезновение стали поводом для сомнений и споров историков. Но недолгий искрометный роман и семейная жизнь одесского налетчика и интеллигентной девушки все же отразились в искусстве, а неугасаемая известность Япончика навсегда наложила отпечаток на фамилию Оверман.

Биография

Циля Оверман (по другой версии, Аверман) родилась в Одессе, в еврейской аристократической семье. Точная дата рождения и смерти ее не указывается ни в одном источнике. Но по предположениям исследователей, это был период 1890-1970-х годов. У Цили была младшая сестра - София. О судьбе ее знают только в тесном семейном кругу. Известно лишь, что ей не удалось пережить Великую Отечественную войну.

Циля получила хорошее образование, обладала интеллигентными манерами. Начало нового столетия ознаменовалось тяжелым экономическим положением в России, поэтому примерно в 20 лет аристократка Оверман Циля пошла работать на фабрику «Жако», занимающуюся производством ваксы.

Личная жизнь

В Одессе вряд ли нашелся бы человек, который похвастал бы тесным знакомством с еврейской красавицей по имени Оверман Циля. Личная жизнь ее не богата жаркими любовными историями. Напротив, девушка была очень воспитанна и скромна, в меру остроумна и резка. Некоторые парни даже побаивались подходить к ней. Но только не молодой и предприимчивый налетчик. Мойша-Яков Винницкий (или Мишка Япончик) и Циля Оверман познакомились на заре его бандитской славы, в очереди за водой. Для Одессы проблема воды всегда стояла на первом месте. К колонкам выстраивались огромные очереди, в одной из которых судьба и свела юного коренастого хулигана и большеглазую высокую девушку. Поначалу Циля всячески игнорировала и даже отклоняла ухаживания Миши Япончика. Но его напористость и терпение все же сломили нрав и растопили суровость красавицы. И в 1918 (по другим источникам, 1917-м) году по Одессе пронеслась новость: Циля Оверман - жена Мишки Япончика.

Свадьба

Свадьба Япончика и Цили прошла по всем еврейским традициям. Гуляние было самым пышным и громким событием в Одессе того времени. Сотни гостей были приглашены и размещены в танцклассах Двойреса. Свадьбу отмечали несколько дней. Танцевали в помещении и на улице. Гремела вся Одесса, конечно, это не могло не привлечь внимания со стороны властей. Но и это предусмотрел жених-уголовник. Чтобы мероприятие вдруг не испортили и не сорвали полицмейстеры (тогда на сленге воров «драконы»), банда Япончика подожгла полицейский участок. Это было сделано и с другим умыслом - сжечь уголовные дела друзей и короля воров.

Ребенок

Циля была мудрой женой и снисходительно относилась к делам мужа. Вскоре у молодых супругов родилась дочь. Ее назвали Ада (Адель). По метрическим данным имя ее записано как Удая Мойше-Яковлевна Винницкая (18 августа 1918 год). Но счастье в «королевской» семье продлилось недолго. В 1919 году Мишка Япончик ввязался в революционную борьбу. Но его банда быстро теряла людей, что породило немало кривотолков и осуждений в его адрес. При попытке спасти оставшихся людей он без суда был расстрелян военным уездным комиссаром. А вся семья его теперь была под наблюдением властей и самих одесских бандитов.

Бегство

Циле грозил арест или даже смерть. А на руках у нее была маленькая дочь. Поэтому она просто не могла рисковать и оставаться в Одессе. В 1921 году Циля Оверман (биография ее теперь обрывочна и основана на воспоминаниях и слухах) в сопровождении родственника (Жени Винницкого) бежала за границу. Позже говорили, что она вышла за него замуж.

Сначала Цилю приютила жаркая Индия. В семейном архиве сохранились ее фото из Бомбея в индийском наряде, которые она сама прислала своей маленькой дочери. Затем до одесских родственников дошли новости, что Циля живет во Франции. Она хорошо обеспечена, владеет маленьким заводом и несколькими домами. Вероятно, в этом ей помогли средства и ценности в западных банках, оставленные покойным мужем и природная деловая хватка.

Попытка вернуть Аду

Единственной болью для Цили теперь была разлука с дочерью Адой. Свекровь Дора (или Доба) не отдала ее родной матери, оставив в Одессе. До 1927 года (пока не закрыли границу) она активно пыталась вернуть дочь. Циля посылала подставных людей, которые пытались всячески уговорить свекровь отдать девочку матери, даже украсть или выкупить ее. Но мать Япончика была непреклонна. И все дальнейшие попытки вернуть ребенка не увенчались успехом.

В детстве Адель поддерживала связь с родной тетей по материнской линии - Софией Оверман и ее дочерью. Об этом свидетельствуют семейные фотографии. В военное время им с бабушкой пришлось эвакуироваться в Но даже после этого местонахождение ребенка для отчаянной матери не было потеряно. Циля до 60-70-х годов писала письма, помогала денежными переводами и посылками, но так и не увидела больше свою дочь.

Что помешало сделать это, когда Адель подросла, неизвестно. Почему уже в свободное от преследований время не вернулась в родную Одессу Циля Оверман - жена ее об этом умалчивает. Возможно, долгие преследования родных Япончика, военное время, психологический барьер или другие причины - это так и осталось загадкой для историков. Но по воспоминаниям родных, Адель так и не простила бабушку Дору и всех одесских родственников за разлуку с матерью. После войны она так и не вернулась в родную Одессу, принимая родных у себя в Баку.

Внуки

Долгое время о потомках Мишки Япончика не было известно. Лишь недавно выяснилось, что у Цили и легендарного одесского налетчика есть внуки - Рада, Лиля и Игорь. Они живут в Израиле. Продолжатели известной еврейской семьи знают об истории их деда и бабушки. С того времени их родители прошли нелегкий путь, претерпев немало лишений. Пролился свет и на судьбу Адели - дочь Цили и Япончика. Как выяснилось, она сидела в тюрьме за спекуляцию. В голодное военное время молодая девушка осталась одна с сыном Михаилом (названным в честь деда) на руках, пришлось выживать, торгуя маслом на базаре в Гяндже.

Воспоминания

По воспоминаниям одесских родственников, Оверман Циля была высокой, весьма вежливой и воспитанной. У нее был хороший вкус в одежде. До замужества, несмотря на экономическую сложность времени, она выглядела элегантно и сдержанно. Это передавалось не только в четком подборе стиля и элементов одежды, но и в ее аристократических манерах, прямой осанке и чуть высокомерном взгляде. Говорила мало, метко и знаменитым одесским говором.

Передвигалась по городу Циля исключительно на извозчике, чем демонстрировала свой высокий статус. Такая гордая и неприступная барышня просто не могла не влюбить себя короля воров. Как вспоминают одесские родственники, Циля положительно влияла на Мишку Япончика, пыталась усмирить его хулиганскую удаль, облагоразумить и обернуть в тихую, семейную жизнь. Но,видимо, напряженная политическая обстановка в России и прежние привычки воспрепятствовали этому.

Циля Оверман - жена Мишки Япончика - положительно вспоминается наследниками. И никогда ее не осуждали за разлуку с Адель, напротив, считали это вынужденной мерой.

Семейные традиции

Память о легендарном прадеде передается из поколения в поколение. Потомки Япончика хранят семейные фото, некоторые его вещи. Слава о нем до сих пор не остыла в Одессе. Знаменитый дом на Молдаванке, где когда-то родился и вырос легендарный «король», до сих пор стоит в городе и хранит память о своем прежнем хозяине. Уже третье семейное поколение посетило его.

У родовой линии Винницких есть традиция через поколение называть мальчиков в честь легендарного прадеда, а девочек в честь его дочери - именем Адель. Удивительно, но Цилей еще не была названа ни одна наследница семьи.

Была ли Циля на самом деле?

Существует версия, что персона Оверман Циля вымышлена. На это указывает в первую очередь скудность биографических данных, множество белых пятен, вопросов и неточностей. Эта мысль проскальзывает в документальном фильме «В поисках истины. Мишка Япончик. Смерть короля». Он был снят в 2008 году и основывался на документальных данных и свидетельствах, собранных о жизни одесского Робин Гуда. Так вот, имени Цили Оверман там не прозвучало. Более того, некоторые исследователи считают, что ее образ исключительно литературный, он создан для придания типажу одесского налетчика ореола романтики. Некогда Мишка Япончик был завсегдатаем одесских борделей, следствием этого было венерическое заболевание. И это установленный факт. Но ведь девушку легкого поведения к харизматичному хулигану не припишешь. Легендарному герою необходима не менее легендарная спутница. Потому, по мнению скептиков, была придумана аристократка Оверман Циля - жена и единственная любовь. Однако потомки Япончика все же настаивают на официальной версии. А где и чья правда, теперь уже вряд ли станет известно.

В искусстве

Образ и деятельность Мишки Япончика и его история любви с Цилей Оверман стали источником вдохновения для создания многих литературных и кинематографических произведений. Так, в 2011 году на экраны вышел российский криминальный сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика», основанный на «Одесских рассказах» Исаака Бабеля. Писатель был современником и знакомым налетчика, потому был в курсе основных перипетий жизни героя. Кинокартина полна ярких, эксцентричных образов, характерного одесского говора, шуток и речевых оборотов. Многие из них, например «шикарный вид», «замолчи свой рот» и другие, вошли в живой обиход современников.

Телесериал главным образом повествует о трогательной и романтичной истории любви бандита и красавицы-аристократки. Авторы не преследовали точное соответствие реальным событиям, их задачей было передать характеры основных героев. И все же критики указывают на ряд фактических неточностей. Например, отец Цили Оверман никогда не был связан с коммерцией. А в телесериале показана противоположная ситуация. Хотя опять-таки точно об этом утверждать невозможно за неимением документальных доказательств.

Главную роль - Мишки Япончика - сыграл Евгений Ткачук. предстала как очаровательная Циля Оверман. Актриса, по отзывам критиков, создала великолепный психологический характер жены Япончика. Хотя героиню Цилю в сериале правильнее определить как собирательный образ, который отражает умонастроение представительниц интеллигенции той эпохи.

P.S.

Сегодня личность Цили Оверман является одной из самых загадочных. После 1970-х годов связь с ней окончательно была оборвана. Возможно, это значило конец ее жизни. Была ли она литературным вымыслом или реальным человеком, навсегда останется семейной тайной Винницких. Однако доказательства в пользу ее реального существования гораздо весомее и убедительнее, чем противоречия и сомнения. Ясно одно: за плечами легендарного одесского «Робин Гуда» стояла некая Циля Оверман. Фото с ее изображением и именной подписью до сих пор хранятся в семейном архиве, оберегают светлую память Мишки Япончика. Она приходится матерью единственной его дочери и наследников известной одесской семьи. И хотя имя Цили окутано больше вопросами и тайнами, она навсегда вписана в историю как мудрая и предприимчивая женщина - первая и единственная жена короля воров.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!