Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Краткая биография рембрандта, творчество, интересные факты. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике Произведения художника рембрандта ван рейна

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669 годы жизни) — голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний.

Реалистическое и гуманистическое по своему существу оно знаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII века, воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.


Рембрандт. Рисунок » Хижины под небом, предвещающим бурю» (1635 год)

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и .


Рембрандт. Офорт » Мельница» (1641 год)

Будущий великий художник родился в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете в 1620 году, он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (с 1620 — 1623 годы) и П. Ластмана в Амстердаме в 1623 году. В период с 1625 — 1631 годы работал в Лейдене. Примером ластмановского влияния на творчество художника может служить картина » Аллегория музыки «, написанная Рембрандтом в 1626 году.

Рембрандт » Аллегория музыки»

В картинах » Апостол Павел » (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме » (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.

Рембрандт » Апостол Павел»

В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. Творческие поиски художника в этот период выражены в серии автопортретов и портретов членов семьи художника. Вот таким Рембрандт изобразил себя в возрасте 23 лет.

Рембрандт » Автопортрет «

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх. 30 — е годы XVII века для художника — это годы семейного счастья и огромного художественного успеха. Семейная чета изображена на картине » Блудный сын в таверне » (1635 год).

Рембрандт » Блудный сын в таверне» (1635 год)

В это же время художник пишет полотно » Христос во время шторма на море Галилейском » (1633 год). Картина уникальна тем, что это единственный морской пейзаж художника.

Рембрандт » Христос во время шторма на море Галилейском»

Картина » Урок анатомии доктора Тульпа » (1632 год), в которой художник по — новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, и объединив людей на портрете единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получал много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.


Рембрандт » Урок анатомии доктора Тульпа»

В заказных портретах состоятельных бюргеров художник тщательно передавал черты лица, мельчайшие детали одежды, блеск роскошных драгоценностей. Это можно заметить на полотне » Портрет бургграфа «, написанном в 1633 году. При этом модели нередко получали меткую социальную характеристику.

Рембрандт » Портрет бургграфа»

Более свободными и разнообразными по своей композиции являются его автопортреты и портреты близких людей:

  • » Автопортрет «, написанный в 1634 году. В настоящий момент полотно находится в экспозиции Лувра.

Рембрандт » Автопортрет» (1634 год)
  • » Улыбающаяся Саския «. Портрет написан в 1633 году. На сегодняшний день находится в Картинной галерее Дрездена.
Рембрандт » Улыбающаяся Саския»

Эти работы отличаются живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.

Смелый вызов классическим канонам и традициям в творчестве художника можно проследить на примере полотна » Похищение Ганимеда «, написанного в 1635 году. В данный момент работа находится в Картинной галерее Дрездена.


Рембрандт » Похищение Ганимеда «

Картина » Даная»

Ярким воплощением новых эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция » Даная » (написана в 1636 году), в которой он вступает в спор с великими мастерами Итальянского Возрождения. Художник пошел против общепринятых канонов изображения, и создал прекрасную картину, выходящую за рамки тогдашних представлений об истинной красоте.

Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека.


Рембрандт » Даная» (1636 год)

Тонкие оттенки душевных переживаний были выражены живописцем в картинах » Давид и Ионафан » (1642 год) и » Святое семейство » (1645 год). Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления во многих стилях.

В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, и все его имущество было продано на публичном аукционе. Он вынужден был переселиться в еврейский квартал Амстердама, где и провел остаток своей жизни.

Рембрандт » Святое семейство » (1645 год)

Картина » Возвращение блудного сына».

Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Однако художник продолжал творить. За год до смерти он приступил к созданию своего гениального полотна » Возвращение блудного сына » (1668 — 1669 годы), в котором воплотилась вся художественна и морально — этическая проблематика.

В этой картине художник создает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Основная идея картины — это красота человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминация, напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах и скупых, лаконичных жестах отца и сына.

Рембрандт » Возвращение блудного сына»

😉 Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Рембрандт: биография, творчество, факты и видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.

Биография Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в середине лета 1606 г. в Лейдене, в семье довольно богатого мельника. Фамилия «ван Рейн» — «с реки Рейн», именно там находились мельницы, принадлежавшие семье.

Мать Корнелия, была дочерью хлебопека. Отец и мать были ровесниками и ровней по социальному положению. Возможно, это и послужило тому, что в семье царил мир и спокойствие. Хотя тихим дом назвать было нельзя, ведь здесь подрастал десяток сорванцов. Девятым был Рембрандт.

Родители всю жизнь упорно трудились, чтобы вырастить своих детей. Отец, скончался в 62 года, а мать — пережила его на десять лет. Три брата художника стали мельниками, а Рембрандт единственный, кто получил образование.

13-летний подросток успешно сдал экзамены в Лейденский университет. В связи с учебой он получил отсрочку от призыва в армию. Одновременно он начинает рисовать.

Автопортрет Рембрандта в 23 года

Иоханнес Орперс — мэр Лейдена, в одной из книг, которая была издана в 1641 г., несколько строк посвятил жизни Рембрандта. Это была небольшая биография о художнике. Из которой мы узнаем, что вначале Рембрандт около трех лет был в обучении у Якоба ван Сваненбюрха.

Затем в 1624 г. на шесть месяцев уехал в Амстердам — к живописцу исторических полотен П. Ластману. В 1625 г. живописец возвратился на родину и нашел хорошего друга в лице Яна Ливенса. Несколько лет они создавали свои творения вместе, и иногда их картины были так схожи, что было почти невозможно установить автора.

Амстердам

В январе 1632 г. Рембрандт переехал в Амстердам. За три десятилетия население этого города увеличилось в три раза и достигло цифры 150 тысяч. Живописец рассудил так, что его карьера в этом большом городе пойдет вверх намного быстрее.

Раньше он писал небольшие произведения на религиозные темы и портреты. В Амстердаме он работал над большими заказами и вскоре достиг популярности. Около двух лет Рембрандт проживал у Хендрика ван Эйленбюрха, торгующего произведениями искусства. С ним он подружился сразу после приезда.

Саския

Летом 1634 г. художник женился на кузине Эйленбюрха — Саскии. Она была круглой сиротой, но имела хорошее наследство. Рембрандт в это время тоже успел стать ведущим живописцем.

Молодые были страстно влюблены. Несколько месяцев они проживали в доме Эйленбюрха, а затем приобрели для своей семьи новый великолепный дом.

«Саския в образе Флоры» - картина работы Рембрандта, 1634 год

За 5 лет Саския родила троих детей, но они умерли еще в младенчестве. В 1641 г. она родила 4-го ребенка. Это был мальчик, которому родители дали имя Титус. Сын остался жить, но врачи не смогли спасти его мать — 29-летнюю Саскию.

В это время Рембрандт работал над завершением знаменитой картины «Ночной дозор». Но жизнь его была скорбной. Он был безмерно опечален скоропостижной кончиной горячо любимой супруги и долго не мог работать, все время возвращаясь мыслями к трагедии.

«Ночной дозор». 1642. Холст, масло. 363 × 437 см

У него было много заказов на парадные портреты. Но откладывая постоянно работу над ними, он довольно быстро потерял заказчиков. Они предпочли не ждать, когда Рембрандт, наконец, возьмет в руки свою волшебную кисть, а отдали заказы другим художникам.

«Даная» (1636-1647). Рембрандт работал над картиной 11 лет!

Хендрикье Стоффелс

Художник с большим вдохновением работал над полотнами, в основном по библейским сюжетам. В тяжелые моменты Рембрандт часто обращался к религии, но нужно было подумать и о сыне, совсем еще малютке.

Он вынужден был нанять няню Гертье Диркс. Гертье обвинила художника в нарушении обещания на ней жениться. Этот инцидент был улажен — художнику пришлось раскошелиться. Было немало заседаний суда. В итоге ее признали неправой и осудили на 5 лет.

Хендрикье Стоффелс (1655)

Через три года Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс. Хендрикье родила сына, который умер младенцем, и дочь Корнелию. Видимо, дочь назвали в честь матери мастера.

Материальное положение живописца было плачевным. У него практически не было высокооплачиваемых заказов на парадные портреты, но он тратил огромные суммы на коллекцию. Там были картины эпохи Ренессанса, оружие, бюсты, старинные костюмы, восточные диковинки…

Последние годы жизни

В 1652 — 1654 гг. Голландия вела войну с Англией, которая полностью истощила государственную казну. Торговля почти прекратилась, что сразу же отразилось и на стоимости художественных произведений. Рембрандт продал часть коллекции, но это не помогло.

В 1656 г. Рембрандт уже не мог оплатить все накопившиеся долги и едва не попал в тюрьму. Он сумел избежать этого при помощи так называемой операции «передачи долгов». Художник доказал, что долги накопились по объективной причине.

Художник продал имущество и ему разрешили остаться в доме, которым он раньше владел, до 1660 г. После мастер снимал недорогие квартиры в каком-нибудь бедном городском квартале.

Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.

Титус уже подрос и он вместе с мачехой создал фирму по продаже художественных произведений. Но Рембрант так и не смог выплатить все долги, хотя в городе его все уважали. В 1661 — 1662 гг. Рембрандту предложили два высокооплачиваемых заказа: полотно «Заговор Юлия Цивилиса» и портрет «Синдики» для гильдии суконщиков.

Последние годы живописца был печальны. В 1663 г. скончалась Хендрикье, затем Титус и невестка. 4 октября 1669 года покинул этот мир и сам Рембрандт Харменс ван Рейн — один из величайших живописцев. Ему было 63 года.

В этом видео дополнительная интересная информация «Рембрандт: биография»

Дополнительно по теме «Рембрандт: биография» — кинофильм режиссёра Александра Корды. Вышел на экраны в 1936 г.

Рембрант Харменс ван Рейн (1606- 1669), нидерландский живописец.

Поступив в Лейденский университет в 1620 г., Рембрандт вскоре оставил его и стал учиться живописи. В 1625-1631 гг. он работал в родном городе. Основными в его творчестве раннего периода были картины на религиозные сюжеты, а также .

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

Рембрандт Харменс ван Рейн - величайший нидерландский художник и график. Он является представителем «больших голландцев»: нидерландских художников, писавших свои картины на полотнах больших форматов.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Нидерландах, в городе Лейдене. Его отец Хармен ван Рейн был состоятельным мельником, а мать Нельтье Виллемс ван Зейтбург - дочерью булочника. Рембрандт был шестым ребенком в многодетной семье.

В Лейдене Рембрандт учился в латинской школе и в возрасте 13 лет поступил в Лейденский университет, но там не задержался. Мальчика больше интересовала живопись и отец Рембрандта, увидев талант сына, помог ему. В 16 лет Рембрандт начал обучение изобразительной грамоте у своего первого учителя, Якоба ван Сваненбурха - лейденского исторического живописца, сына Исаака Класа Сваненбурха - самого видного художника города конца XVI века. К тому же Рембрандт был дальним родственником Якоба ван Сваненбурха .

В 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, где в течение шести месяцев учится у Питера Ластмана, прославившегося историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. В его мастерскую Рембрандт попал еще подростком, поэтому он много перенял у этого, тогда очень известного художника. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Лион. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Утрехт. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Базель. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Эти картины весьма красочны, подробные детали тщательно прописаны, сама обстановка библейской легенды достоверно передана. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.

В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. В возрасте двадцати лет он работает самостоятельно над живописными полотнами, а так же занимается гравировкой. Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом. Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве. По этой причине искусствоведам достаточно сложно провести границу между картинами Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов. Некоторые шедевры Ливенса были приписаны Рембрандту, а менее ценные полотна последнего считались произведениями кисти Левинса.

Уже в лейденские годы начала проявляться оригинальность Рембрандта в его способе разрабатывать сюжеты. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта — «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной - это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).

В 1629 году художника заметил секретарь штатгальтера Константин Хейгенс, поэт и меценат. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Однако страсти Христовы большого успеха не имели.

В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Многочисленные портреты говорят о том, что художник был вхож в самые высокие слои амстердамского общества. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Первые десять лет после переезда Рембрандта в Амстердам ознаменовались созданием множества внушительных по размерам и по тематике произведений. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Художник часто рисует автопортреты, изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями. Эти гравюры стремительно распродавались. Его работы нашли своих покупателей как в своей стране, так и за ее пределами.

Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были картины итальянских мастеров и гравюры, несколько произведений Рубенса, а также античные бюсты, оружие, музыкальные инструменты, индийские доспехи, причудливая повседневная утварь. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.

Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Гаага, Маурицхейс) прославил Рембрандта и считается первым великим произведением художника. В 1555 году в Голландии вышел закон, позволяющий медикам исследовать человеческое тело и многие врачи читали лекции об анатомическом строении человека в специальных анатомических театрах. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Композиция достаточно оригинальна, она не соответствует обычной схеме, когда фигуры помещались вокруг стола или выстраивались в параллельные ряды так, чтобы головы портретируемых были одинаково видны зрителю. Вопреки этой господствовавшей формальной традиции, хирурги изображены в естесственных позах и объеденены пирамидальной композицией увлеченных процессом людей. Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников. Большое внимание Рембрандт уделяет освещению, заполняющему картину, создавая в полотне особое напряжение. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.

В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Лишь дважды живописец пишет двойной портрет, ведь убедительно разместить на одном полотне двух человек не просто.

«Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Лондон. Королевское собрание).
Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Берлин. Государственные музеи, Картинная галерея). Композиция достаточно неожиданная, фигуры сдвинуты вправо и занимают только половину холста. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.

В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Многие имеют овальную форму. Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. «Мартен Лоотен» (1632 год. Лос-Анджелес. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Кассель. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Ниваа. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Нью-Йорк. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Париж. Лувр), « Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Лондон. Галерея Далвич).и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Заказов было много и Рембрандт не мог себе позволить добиваться той пронзительной психологичности, какая присутствует в его первых портретах.

«Портрет ученого» (1631 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). На картине изображен мужчина с задумчивым видом в процессе работы. Установить достоверно род занятий портретируемых Рембрандта сейчас очень трудно. В портрете отсутствует формализм. Эта картина занимает достойное место в камерных портретах художника.

Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Дрезден. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Кассель. Художественная галерея). В портрете «Флора» (1634 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. По сути картина является пасторалью. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Дрезден. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина. Павлин на столе - символ богатства. Одежда на них нарядная и экзотичная.

Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Эти картины художник наполнял эмоциональным содержимым, философский же смысл оставался на втором плане. «Похищение Европы» (1632 год. Лос Анджелес. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Дрезден. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. И здесь Рембрандт принебрег традицией и вместо подростка изобразил капризного, пухлого четырехлетнего ребенка. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.

« Даная» (1636год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Согласно легенде аргосский царь Акрисий, предупрежденный оракулом, что погибнет от руки своего будущего внука, заточил свою дочь Данаю в комнате. Зевс посетил девушку в виде золотого дождя, зачав Персея . Рембрандт не изображает золотой дождь. Не случайно над кроватью Данаи изображен купидон. Утонченную, чувственную и женственную Данаю нередко рассматривают как «Северную Венеру». Вся картина пронизана светом. Картина была подарена художником Хёйгенсу.

Рембрандт пишет картины и на библейские темы, выбирая при этом сюжеты, которые не были популярны среди других художников. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Амстердам. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Базель. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год.Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Лондон. Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того,что картина была неровно обрезана с двух сторон. Валтасар главенствует над группой, на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, ведь надпись предсказывает поражение в битве с персидским царем Дарием. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

«Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Дрезден. Картинная галерея). В этой картине Рембрандт решает сложную композиционную задачу: размещение большого количества людей вокруг стола. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана, изобразив его со спины. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.

Картина «Ночной дозор» (1642 год. Амстердам. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. В 1642 году Рембрандт получил заказ изобразить один из шести многочисленных отрядов амстердамских мушкетёров капитана Франса Баннинга Кока для нового здания Стрелкового общества. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. «Ночной дозор» - уникальный групповой портрет, изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Рембрандт отошел от канонов голландской портретной живописи, предвосхетив тем самым художественные находки реалистической живописи XIX века.
На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Отряд был изображен в движении и сцена получилась весьма реалистичной. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Говорить о композиции картины трудно из-за того, что ее с трех сторон обрезали, поэтому создается впечатление, что фигурам тесно внутри полотна. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Фигура в черном - капитан Кок протягивает вперед руку. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. На картине изображено более двадцати фигур. Заказчикам не понравилось то, что некоторые мушкетеры оказались на втором плане или практически полностью перекрываются впереди стоящими фигурами. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Заказчики отказались принять эту картину. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. В моде становятся жизнерадостные, красочные живописные полотна с обилием кропотливо исполненных деталей и узоров. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.

Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. сохранилось мало. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели » (Гертье Диркс?) (1647 год. Эдинбург. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Париж. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Лондон. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Берлин. Государственные музеи. Картинная галерея).

Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Роттердам. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Лондон. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Рембрандт умирает годом позже.

«Синдики цеха суконщиков» (1661 год. Амстердам. Рейксмузеум) - строгий и сдержанный групповой портрет. Сидящие за столом мужчины преисполненны важности. Красный ковер ярко выделяется на фоне одетых в черное торговцев.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Их лица озарены внутренним светом. «Ян Сикс» (1654 год. Амстердам. Фонд Сикса), натягивающий на руку перчатку, выделяется гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). «Возвращение блудного сына» (1666 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж)
«Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.

Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 500 картин (из них сохранилось около 300), 600 гравюр и офортов, 1400 рисунков.
Среди всех живописцев западного мира Рембрандт признан наиболее психологически проникновенным портретистом. Рембрандт Харменс ван Рейн - величайший представитель голландского искусства.

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669)– величайший художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в. в Голландии.

15 июля 1606 в г.Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья.

Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

В 17 в. в Голландии после победы над Испанией католичество было запрещено, протестантизм не разрешает живописное оформление в храмах. Поэтому церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане. Картины, предназначенные для украшения бюргерских домов, должны теперь соответствовать новым задачам. Меняются размеры, появляются новые сюжеты, происходит разделение на жанры живописи, усиливается интерес к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту, портрету, складывается тип группового портрета. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в., но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в.

Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали (Портрет старого воина , ок. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма , 1626, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина; Меняла , 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов , 1628, Мельбурн, Национальная галерея; Ученый за столом , 1628, Лондон, Национальная галерея; Портрет ученого , 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов.

В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Художник передает портретное сходство всех героев, но в отличие от традиций группового портрета, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, здесь все персонажи эмоционально подчинены Тульпу. Картина вызвала огромный интерес, и Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама.

В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. После женитьбы он покупает большой дом. Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля , Джорджоне , Дюрера , Мантеньи , ван Эйка , гравюры с произведений Микеланджело , Тициана . Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты.

В 30-е годы Рембрандт – благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии , 1633, Дрезден, Картинная галерея; Флора , 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Свадьба Самсона , 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Он показывает себя веселым кавалером с бокалом вина, который обнимает полуобернувшуюся Саскию, сидящую у него на коленях спиной к зрителю. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара ,1634, Лондон, Национальная галерея; Жертвоприношение Авраама , 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом , 1638, Берлин – Далем; Пейзаж с бурей , 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей.

К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими прекрасное обнаженное тело Данаи.

Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына, Титуса, скончалась любимая жена Саския (1642), вскоре он лишается матери и сестер. Одним из последних портретов жены был Последний портрет Саскии (1643, Берлин – Далем).

В начале 40-х годов Рембрандт получает заказ от капитана отряда стрелков Франса Баннинг-Кока на большой групповой портрет отряда для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3,87–5,02 м). Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Мнения современников о картине разделились: одни сразу увидели шедевр, другие, в том числе и заказчики, нашли, что картина не отвечает традициям группового портрета. Поэтому ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика.

50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. Неудовольствие властей вызывало то, что его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс, бывшая служанка в доме Рембрандта. Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.

Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью (Портрет Хендрикье в богатой одежде , 1654, Париж, Лувр; Портрет Хендрикье Стоффельс , 1657–1658, Берлин – Далем; образ Марии в картине Святое семейство , 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, также навеян ее чертами).

Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей: Портрет старушки (1654, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). К этому же типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик: Автопортрет (ок. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Приобретя в годы финансового благополучия роскошный дом, Рембрандт заплатил лишь половину суммы. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т.к. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Снова церковь выступает с осуждением его сожительства с Хендрикье, их дочь Корнелия объявляется незаконнорожденной. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами.

Несмотря на тяжелое положение Рембрандт продолжает писать. В основном это автопортреты, портреты родных (Портрет Титуса , 1660, Балтимор, Собрание Джекобса), снова обращается к образу библейского Давида (Давид перед Саулом , 1657, Гаага, Маурицхейс).

В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему (Артаксеркс, Аман и Эсфирь , 1660, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов , 1661, Стокгольм, Национальный музей). Картину (размером ок. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Но Рембрандт отказался вносить изменения, и заказ был отдан другому художнику. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Синдики, старшины, корпорации цеха суконщиков сидят за столом в официальных черных костюмах. Ясность и уравновешенность композиции, скупость и точность отбора деталей, создание цельного образа группы людей, необычный ракурс, подчеркивающий монументальный характер изображения, торжественность происходящего – все это относит картину к великим шедеврам живописи.

В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На огромном холсте (260 × 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей, и показывать все их переживания на холсте. Это картина о страдании и великой любви.

В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 он умирает на руках своей дочери Корнелии.

Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы. Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.

Нина Байор

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!