Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и природой. Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе

Ход игры

Воспитатель с помощью декораций превращает групповую комнату в лес. .

Воспитатель (В.). Кого мы можем встретить в лесу? Кто может быть опасен для нас? Кто не причинит нам вреда? Наш лес добрый, а если мы внимательно будем слушать звуки леса, то можем многое узнать о его обитателях (включает музыку с голосами птиц).

Слышите? Чей это голос? (Кукушки.) Вы знаете, почему эту птицу так называют? Чем она питается? (Педагог уточняет, что кукушка питается насекомыми, а также ядовитыми гусеницами, которых не едят другие птицы.) Что ещё вы знаете про кукушку? (Дети делятся своими знаниями.)

В. Знаете ли вы, как с помощью кукушки можно определить погоду? Если кукушка долго кукует, то будут тёплые ясные дни. Если бы она издавала звуки, похожие на кваканье жаб, пришлось бы отменять экскурсию из-за приближающегося дождя. Когда весной птицы рано прилетают, а лес еще голый - к сухому лету.

Слышите стук? Кто это? Его не видно, но вы прекрасно его знаете. (Дятел.)

Какую пользу приносит эта птица? Чем она питается? Что помогает дятлу крепко держаться за дерево и не упасть? Знаете, как с его помощью можно предсказать погоду? Если дятел редко стучит по дереву клювом, спокойно перелетает с ветки на ветку - к ясному деньку. Когда слышен барабанный бой по ветке «тар-р-р…», будет дождь, непогода.

Воспитатель подводит детей к другому дереву, обращает их внимание на дупло.

В. Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.) Хозяйка этого домика - ночная хищница. В безветренные ночи она почти бесшумно облетает свои владения, время от времени зависая в воздухе и прислушиваясь. Кто она? (Сова.)

1. Знакомство с весной

Демонстрация клипа «Симфония весны» (приложение 1)

Релаксация. Какие чувства вызвал фильм? Какое настроение после прослушивания музыки?

- О весне написано много красивых стихотворений, давайте расскажем некоторые из них.

Какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?

А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растения не могут сами себя поить. Мы обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.

2. Путешествие в лес.

Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»

А почему вы так решили?
- Правильно, молодцы. Я включу музыку и представим, что мы оказались в лесу.

Звучит музыка «Звуки природы» (приложение 2)

Ах, какой чудесный лес!

Полон сказок и чудес!

Вот полянка, а вот елки,

Хвоей пахнут их иголки!

Поглядите эдак, так

И вдохните аромат!..

Но в лесное царство может попасть лишь тот, кто вспомнит правила поведения в лесу. А поможет нам в этом

презентация «Правила поведения в лесу» (приложение 3)

Давайте внимательно ее посмотрим и расскажем чего нельзя делать в лесу.

3. Физкультминутка «Солнце спит и небо спит»

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой

щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх

руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх,

потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх

руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в

стороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево -

вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за

спину.)
4. Составление пирамиды

Молодцы! А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса)
- На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

Работа со слайдом «Пирамида жизни» (приложение 4)

Что необходимо для роста и жизни растений, животных?

Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (на слайде ставит почву ). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья) .

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

А что нам дает тепло, свет?

Да, солнце – основа жизни. (ставит солнце) .

Растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц ). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

А если убрать насекомых?

А если убрать растения?

Хотим мы этого?

5. Рисование (приложение 5)

Ребята, я предлагаю вам зарисовать нашу «Пирамиду жизни».

Тема занятия. Беседа о диких животных наших лесов.

Цель занятия.

1. Уточнить понятия детей о диких животных средней полосы (лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж), характер­ных признаках их внешнего вида, о том, чем питается каждое из них, как называется его жилище.

2. Упражнять детей в распространенных ответах, вскрывающих некоторые причинно-следственные связи!

Материал для занятия. Картинки (предмет­ные) с изображением каждого животного.

Ход занятия. Дети сидят за столами. Перед ними на доске развешаны картинки с изображением живот­ных.

Дети, кого вы видите на картинках?

На этих маленьких картинках нарисованы разные лери.

На этих картинках нарисованы дикие животные.

Дети, посмотрите на зайца и догадайтесь, что от­личает его от других зверей.

У зайца длинные уши.

А как сказать об этом иначе?

У зайца уши длиннее, чем у других зверей.

Чем отличается медведь?

У медведя жирное туловище.

Медведь самый косолапый.

У медведя очень толстые лапы.

Еще медведь - сладкоежка.

Правильно, дети. А что можно сказать про ежа?

У ежа много колючих иголок.

У ежа острые и длинные иголки на спине и на боках.

Лиса очень хитрая.

Лиса отличается пушистым хвостом.

А что еще можно сказать про лису?

У лисы самый длинный хвост.

Аналогично рассматриваются характерные признаки внешнего вида волка и белки. В начале занятия дети, отвечая на перечисленные выше вопросы, в какой-то степе­ни еще опираются на наглядный материал (картинки). Но дальнейшие вопросы уже требуют формулирования ответов без опоры на наглядность, по представлению.

Чем питаются эти животные?

Ежик питается яблоками и мышами.

Заяц ест морковь и капусту.

Заяц зимой обгладывает (обгрызает) кору у де­ревьев.

Почему он зимой ест кору?

Потому что нет больше травки. Землю засыпало снегом.

А что ест медведь?

Мишка питается малиной, ягодами, медом.

Кто расскажет про лису?



Лиса хитрая, она ест зайцев, таскает кур

А кто знает про волка?

Волк ест зайцев и других животных.

Волк обгладывает кости.

А ты, Саша, о ком хочешь рассказать?

Я знаю про лису: она ест мышей. Она их ловит и ест.

А о ком нам расскажет Сережа?

О белке. Она питается орехами, шишками и гри­бами. Она грибы на зиму сушит.

Почему белка сушит грибы на зиму?

Зимой нет грибов, поэтому она собирает их"летом.

Трудность формулирования только что перечислен­ных ответов состоит еще и в том, что дети не могут при этом опереться на вопрос логопеда, так как последний ставится очень кратко и чаще всего называет только предмет, о котором надо рассказать, опуская слово, обо­значающее действие, а иногда и не называет его. Общий вопрос, относящийся ко всем животным, был поставлен в начале занятия, и дети длительное время должны удер­живать его в памяти, пока не будет рассказано о всех животных.

Следующий вопрос снова задается таким образом, чтобы дети формулировали ответы на него по представ­лению.

Где живут эти животные?

Эти животные живут в дремучем лесу.

Эти звери живут в наших лесах.

Они живут в густом лесу.

Они живут в большом лесу.

Как называются жилища (домики) зверей?

Я знаю про медведя. Этот медведь косолапый, спит в берлоге.

А я знаю про белочку. Она живет в дупле.

А у зайца дома нет. Он может спать и под кустом, и в ямке.

А у волка - логово.

А у лисы - нора.

А кто скажет, какая у лисы нора? - спрашивает логопед, направляя детей на построение различных от­ветов.

Нора у лисы теплая.

У лисы нора глубокая.

Что делают эти звери зимой? Как вы думаете? Кто расскажет про медведя?

Медведь зимой спит в своей берлоге.

Медведь делает берлогу возле корней деревьев. Осенью он туда залезает, его засыплет снег, и ему тепло.

Правильно, Саша, ты рассказал про медведя очень подробно и понятно. А кто расскажет про зайца?

Заяц не прячется в норки, потому что i ген- щубэ, Он зимой бегает от врагов и

Спит заяц в ямке. А когда наступит лето, у него шубка изменяется и становится серая.

А кто знает, как проводит зиму белка?

Белка зимой живет в дупле. Она грызет там шиш­ки, которые она запасла на зиму. Еще она орехи ест и грибы и прыгает с ветки на ветку.

Ежик зимой спит в норке.

Что делает лиса зимой?

Лиса зимой охотится на зайца и птиц, потому что лисе нечего есть.

В конце занятия можно загадать детям несколько за­гадок о диких животных наших лесов. Итог занятия подводит логопед.

Дети, сегодня мы с вами вспомнили все, что знаем о диких животных, которые живут в наших лесах. Вы рассказали, чем они отличаются один от другого, что они едят, где живут, как называются их жилища и что дела­ют эти звери зимой (летом, весной, осенью). В следую­щий раз мы поговорим с вами о том, что происходит с ними весной, и познакомимся с их детками.

Своеобразие этих занятий с заикающимися детьми состоит во времени их проведения. В массовом детском саду такие беседы проводятся с самого начала учебного года, а с заикающимися, как уже говорилось, они воз­можны лишь в конце второго - начале третьего кварта­ла. На более ранних этапах этот вид занятий недоступен из-за невозможности пользования контекстной формой речи.

При построении беседы с заикающимися детьми важ­но соблюдать твердую очередность: целесообразнее на­чинать занятие с более легких форм, т. е. использовать хотя бы минимальную наглядность (в описанном приме­ре - предметные картинки с изображением каждого животного). С развитием беседы речь усложняется и по­степенно от ситуативной переходит к контекстной. Сна­чала дети отвечают отдельными фразами, а затем корот­кими рассказами.

В обычном же детском саду беседа может начинаться по-разному и перед воспитателем не ставится задача обучения вариативности в ответах. Логопед, проводя бе­седу с заикающимися детьми, упражняет их в умении да­вать несколько вариантов ответа. Он обучает этому специально на всех занятиях, в том числе и во время бе­седы.

Занятия по изобразительной деятельно­сти в третьем квартале по своему содержанию близки к тем, которые проводятся в обычном детском саду. Дети изображают сюжет, который составляется из простых и сложных предметов, предметы передаются в движении с соблюдением пропорций, окраски, соотношения частей и т. д. На этой ступени речь детей на занятиях по рисо­ванию, лепке, аппликации, конструированию становится регулятором их деятельности. Предварительно рассказы­вая план действий, ребенок планирует предстоящую ра­боту. Вопросы логопеда, уточняющие процесс работы, вскрывают ошибки в плане ребенка, помогают исправить их с помощью более подробного объяснения, более точ­ного высказывания. С этой целью на занятиях по изобра­зительной деятельности, как и на занятиях по развитию речи, включаются вопросы, в ответах на которые дети вскрывают некоторые причинно-следственные связи, что позволяет подвести их к рассуждению. Например 1:

Что тебе нужно сегодня для работы? - Вода, кисточка, краски...

Для чего тебе нужна вода?

Чтобы развести краски.

Навыки контекстной речи вырабатываются постепен­но и проявляются в самостоятельном рассказе, когда на­до сообщить о предстоящей деятельности:

Я сегодня хочу рисовать красками. Сначала я от­крою ящик и достану краски. Если краски будут гряз­ными, то я их сначала вымою кисточкой, а потом намочу. А если краски будут чистыми, то я сразу их намочу все.

Почему ты намочишь все краски?

Потому что я буду рисовать целую картину, и мне потребуется много красок.

К этому времени дети уже способны планировать ко­роткие отрезки работы:

Я нарисую сначала девочку в середине листа.

Меняются в третьем квартале и формы работы: наб­людается новое соотношение занятий логопеда и воспи­тателей. На занятии логопеда дети рассказывают о том, что они хотят сделать, как выполнят задуманное, что им потребуется для осуществления замысла, как они рас­положат свои предметы на бумаге и т. д., а выполняют задуманное с воспитателями в вечерние часы. На сле­дующий день дети в беседе с логопедом обсуждают свои работы и работы своих товарищей, подробно анализи­руя их.

В обычном детском саду анализ работ проводится с самого начала учебного года после каждого занятия. За­икающимся детям эта работа доступна лишь в третьем квартале, на нее можно отвести занятие целиком. В та­ком случае подбираются работы по разным разделам: рисунки, предметы лепки, аппликации. Иногда планиру­ется анализ работ только одного занятия, тогда он про­водится в конце занятия, как и в массовом детском саду. Дети активно обсуждают предложенные им работы. Анализ работ не ограничивается формальной оценкой выполненной работы («У Саши - хорошая, а у Вити - плохая», «У Светы - чистая, а у Вовы - грязная»). Де­ти выясняют причины хорошего и плохого выполнения и дают деловые советы.

У Вовы рисунок получился грязный, потому что он не дождался, пока высохнет "красная краска, и начал ри­совать синей. Вот и слились обе краски.

Бели бы Саша подождал, пока высохнет коричне­вая краска, то его рисунок получился бы еще красивее.

А если бы Витя взял меньше клея, то клей не вы­ступил бы по краям. И т. п.

Примеры ответов показывают, что в третьем кварта­ле детям доступны более сложные формы контекстной речи: они объясняют, делают выводы, рассуждают, вскрывают причинно-следственные связи и т. д.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе
на тему: "Животные"
Цель:
1. Закрепить названия домашних и диких животных, их детенышей.
2. Развивать слуховое внимание, закреплять и различать на слух
звукоподражания домашних животных.
3. Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его
вместе с воспитателем.
4. Учить детей произносить слова отчетливо.
5. Активизировать словарь, закреплять умение соотносить названия
знакомых предметов с изображением.
6. Воспитывать внимание, настойчивость в выполнении заданий.
7. Учить детей умению слышать друг друга, говорить по очереди,
развивать доброжелательное отношение друг к другу;
Материал:
коврик, животные (корова, коза, овца, свинья, кошка, собака, лошадь, курица,
гусь, утка, лиса, волк, заяц, медведь), деревья, забор, “Волшебный мешочек”,
набор карточек “Животные и детеныши”, поднос, свеча, зажигалка, волшебная
палочка,
Ход занятия
Дети под музыку входят в группу.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами на нашем занятии повторим все, что мы
учили про животных. Наше занятие мы начнем с физкультминутки “На
водопой”.
Жарким днем лесной тропой
(Дети спокойно идут по кругу друг за
другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой­лосихой топал
лосёнок,
За мамой­лисицей крался
лисенок,
За мамой­ежихой катился
ежонок,
За мамой­медведицей шел
медвежонок,
(Идут громко топая.)
(Крадутся на носочках.)
(Приседают, медленно двигаются вперед.)
(Идут вперевалку.)
За мамою­белкой скакали
(Скачут вприсядку.)

бельчата,
За мамой­зайчихой – косые
зайчата,
(Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат,
(Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Лицом в круг, делают движения языком –
“лакают”.)
Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с
другом. Дети здороваются, передавая по кругу колокольчик.
После приветствия воспитатель просит ребенка принести коврик и раскатать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Кто
как подает голос”.
Беседа сопровождается показом игрушек. Детям нужно имитировать голос
так, как кричит изображаемое животное, птица.
Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли в гости животные (корова,
коза, овца, кошка, собака, свинья, лошадь, курица, гусь, утка, лиса, волк, заяц,
медведь), они тоже хотят с вами поздороваться. Воспитатель достает из
корзины кошку, собаку, козу, овцу, свинью, лошадь, курицу, гуся, утку,
корову и по одной игрушке показывает детям.
­ Кто это? (кошка)
­ Как она с нами поздоровается? (мяу)
­ А кто это? (собака)
­ А как с нами поздоровается собака? (гав)
и т.д.
­ Где живет кошка? (дома)
­ Где живет собака? и т.д.
­ Кто кормит этих животных их и ухаживает за ними? (люди)
­ Как мы называем этих животных? (Правильно, это домашние животные).
Воспитатель ставит рядом с животными забор.
Дальше из корзины воспитатель достает волка, лису, зайца, медведя.
­ Кто это? (лиса) и т.д.
­ Где живут эти звери? (Все эти животные живут в лесу)
Поставить рядом с ними деревья.
­ Кто заботится о них и кормит? (Они сами добывают себе пищу)
Этих животных мы называем … (дикие).
­ Что любит есть медведь? (мед, малину, ловит рыбу в реке)
­ Что любит кушать заяц? (морковь, капусту, травку)
­ Что любит лиса? (может поймать мышку или зайчика)
Еще раз повторить.
Лиса, волк, медведь, заяц – дикие животные.

Кошка, собака, корова, коза, овца, лошадь, свинья, курица, гусь, утка, – это
домашние животные.
Воспитатель: Посмотрите, что это такое? Это “Волшебный мешочек” и в нем
кто­то спрятался. Вы слышите? В нашем “Волшебном мешочке” спрятались
какие­то животные, и они хотят, чтобы вы отгадали, кто это?
Воспитатель загадывает загадку (описывает животное), а дети отгадывают кто
это.
­ Это домашнее животное, любит молоко, шерстка пушистая, мягкие лапки, а
в лапках царапки. Кто это? (кошка)
­ Это домашнее животное, охраняет дом, любит своих хозяев.
С хозяином дружит,
Дом сторожит, на чужих лает,
В свой дом не пускает.
Кто это? (собака)
­ Зернышко клюет, деток зовет: “Ко­ко­ко, не ходите далеко!” Кто это?
(курица)
­ Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (заяц)
Молодцы! Вы справились с этим заданием. Посмотрите, кто к нам еще
сегодня в гости пришел.
Перед детьми на подносе три животных (корова, медведь, свинья). Они тоже
хотят с вами поиграть. Корова, медведь и свинья предлагают вам определить,
кто же из вас самый внимательный.
Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку, а дети должны назвать
какой игрушки не стало.
А сейчас я вам предлагаю поработать с материалом:
 “Животные и детеныши”;
 “Домашние животные”;
 “Дикие животные”;
 “Животные на липучке”;
 “Дикие и домашние животные”
 “Подбери пары”.
После того, как дети поработают самостоятельно с материалом, воспитатель
включает музыку, дети убирают материал на место и садятся на коврик в
круг.
Воспитатель: К нам в гости пришли животные со своими детками. Я вам буду
показывать картинку, а вы будете называть кто это.
Воспитатель показывает карточку животного с детенышем, а дети называют
кто это (собака со щенком, корова с теленком, коза с козленком, лошадь с
жеребенком, свинья с поросенком).
Посмотрите, кто это? (Это кошка с котенком)
Мы с вами сегодня хорошо занимались и устали, давайте отдохнем и
посмотрим на свечку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!