Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа. Конспект занятия по ознакомлению с природой «Лесные птицы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Занятие по ознакомлению с природой

Тема: «Зеленый дом»

Старшая группа

Воспитатель Чистохвалова Т.В.

Март 2017

Ст.Тацинская

Цель :уточнить представление детей о лесе, как о сложном организме, в котором живут и растения, и животные.

Задачи .

Обучающие -

1.Расширять и уточнять представления детей о деревьях, животных и растениях леса

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (загадки, стихи).

2. . Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей

Воспитывающие

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы..

Словарная работа : шатры,колонны,сруб

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание альбомов: «Деревья» ,«Дикие животные», «Ягоды», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес»

Материалы к занятию: интерактивная доска пазлы животных, шаблоны листьев, корзинка с прорезью в крышке, картинки для игры « Найди пару», краски, салфетки,кисточки, стаканчики для воды

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит ходить в гости?

(Ответы детей).

Сегодня я тоже предлагаю вам сходить в гости. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если загадку отгадаете

«открыт дом со всех сторон,

Сотни в доме том колонн,

Над колоннами – шатры,

Под колоннами ковры.

Кто живет там на коврах,

На колоннах и шатрах?»

Воспитатель:Ну,что отгадали?Что это за дом?

(ответы детей)

Слайд 3

Воспитатель: Но прежде, чем идти в гости надо хорошо знать правила поведения

Вот сейчас я и проверю, знаете ли вы правила поведения в зеленом доме

На экране появляются изображение запрещающих знаков

Слайд4

Дети рассматривают знаки и объясняют что они обозначают

Воспитатель: Какие вы молодцы. Ну, раз правила вы знаете, значит можно отправляться в лес

Физминутка.

Здравствуй, лес волшебный лес (Наклоны головы вниз)

Полный сказок и чудес! (Руки приложены к щекам, наклоны головы вправо-влево)

Ты зачем шумишь листвою (Руки разведены в стороны, поднимают и опускают плечи)

Ночью темной, грозовою. (Глаза закрыть руками выбрасывать вверх)

Кто в дебрях твоей таится?(Подтягивание на носках вверх)

Что за зверь?

Какая птица? (Дети смотрят в «бинокль», поворачиваясь вправо-влево)

Покажи, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты поверь нам – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди) -

Воспитатель:А сейчас сядем поудобнее, закроем глаза, расслабимся и представим, что мы в зелёном доме.

(звучит запись звуков леса)

Слайд 5

Воспитатель: Как вы думаете, а почему говорят, что, лес это дом? Как вы думаете может жить этом доме?

Сейчас я буду загадывать загадки о лесных обитателях,если вы отгадаете правильно, то на экране появится картинка с изображением-отгадкой

- "Крепок, строен и силён,

Ведь хозяин леса он.

Он для нас живой свидетель

Всех ушедших вдаль столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это. "(Дуб)

Слайд6

- "С елью высокой мы родня –

Обе зеленые, красивые и колючие,

Но длиннее у меня

И названье, и иголочки». (Сосна)

Слайд 7

«И красива, и стройна

Средь друзей стоит она.

Вся в зелененьких серёжках.

Это белая.».(Березка)

Слайд 8

Воспитатель: Ребята,а как одним словом можно назвать лес, в котором растут береза, сосна, дуб и другие деревья

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, такой лес называется смешанным. Но в лесу растут не только деревья, но и..

" Низко я к земле приникла

И красуюсь возле пня.

Потому и величают

Дети ласково меня.(Земляника)

Слайд 9

Вкусных ягод мы найдем,

Для варенья соберем,

От ангины и от гриппа

Нам поможет чай?» (С малиной)

Слайд 10

«Вот она какая голубая, голубая?

В лесу и на болоте та ягодка растет.

На кустике качается, как же называется? » (Голубика).

Слайд11

Воспитатель: А,как одним словом можно назвать малину, голубику и землянику

Ответы детей

Воспитатель: Что то мы с вами засиделись, пора немного нам размяться

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Высоко все подтянулись.

Ну-ка, плечи распрямляем,

Поднимаем, опускаем,

Влево, вправо повернемся,

Мы руками ног коснемся.

Сели, встали, сели, встали

И на месте пошагали.

Воспитатель: лес это дом не только для деревьев и ягод, но и для животных

Чтобы узнать какие животные живут в лесу надо сложить пазлы- картинки

На столах лежат пазлы с изображением медведя, лисы, заяца и белки

Дети работают

Упражнение для глаз

Слайд 12

Найдите глазами кленовый листик, берёзовый, дубовый, рябиновый

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть вам в игру «Угадай на ощупь»

В этой волшебной корзинке лежат листочки, а с какого они дерева, надо не заглядывая, определить на ощупь.

Дети достают листики и называют с какого они дерева

На экране появляются отгадки- деревья: клен,береза,дуб с листьями

Воспитатель: Вы правильно угадали все листочки. Но только они какие то бесцветные. Я предлагаю вам их раскрасить.

Дети работают за столами

По окончанию работы дети сравнивают свои листья с листьями на экране

Слайды 13,14,15

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием верно

Ребята, вы знаете что все обитатели леса зависят друг от друга

Давайте поиграем в игру «Найди пару»

На ковре разложены картинки,которые надо объединить их между собой(Например:птицы - гнезда на деревьях, еж-дуб с желудями и т.д.)

Дети работают

По окончанию работы воспитатель просит объяснить детей как они объеденили картинки и почему.

Воспитатель: Ну,что ребята, мы с вами сегодня очень хорошо погуляли пора и домой возвращаться

Физминутка

Мы по лесу прогулялись.Дети идут по кругу

На цветочки любовались Наклоняются вправо, влево

Свежим воздухом дышали Втягивают носом воздух

И конечно же устали Вытирают рукой лоб

Мы присядем. отдохнем Садятся на корточки

И домой к себе пойдем.Идут по кругу

Воспитатель: Наше занятие закончилось. Скажите мне, пожалуйста,

Что вам понравилось?

Что вы узнали нового

Что для вас было трудным?

Ответы детей

Воспитатель: А в заключении я хочу прочитать вам стихотворение

С.Маршака, которое называется «Лес»

Слайд17

Многоэтажный этот дом

Не знает праздного безделья.

Упорным занят он трудом

От купола до подземелья.

Здесь ловят солнце зеркала

В лаборатории высокой

И движутся внутри ствола

Добытые корнями соки.

Бормочут листья в полусне,

Но это мнимая дремота

В глуши, в покое, в тишине

Идет незримая работа


Этот раздел меню посвящен теме «Ознакомление детей с природой». В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Занятия сгруппированы по классам: «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Обитатели моря», «Растения» и «Экология», где каждое занятие посвящено одному конкретному виду. Исключением является раздел «Экология» - там даются более общие и комплексные знания по ознакомлению дошкольников с природой, и некоторое количество занятий о растениях, например занятие "Лекарственные растения". Большая часть конспектов снабжена фотографиями и аудио-файлами с голосами животных и птиц, причем Вы можете скачать конспект занятия одним архивом, содержащий и текстовый документ, и вспомогательные материалы для полноценного проведения занятия в детском саду.

Некоторые из занятий являются комплексными (интегрированными)- как правило, они построены по схеме "ознакомление дошкольников с природой" плюс "изо. деятельность" (лепка, рисование или конструирование из бумаги) и ссылки на некоторые из них есть в разделе комплексных занятий.

Необходимо помнить, что некоторые занятия содержат информацию о конкретном регионе (ареале). Поэтому стоит быть внимательным и, при необходимости, адаптировать занятие под свой регион. Пример: зайцы не везде "белеют" в зимнюю пору, в южных регионах этого не наблюдается. И т.д.

Любой из конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с природой, расположенных в этом разделе, можно скачать в виде документа Ворд.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изодеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом не теряя интереса и концентрации внимания.

В том случае, если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, по возможности, сообщите нам об этом. Кроме того, если у Вас есть собственные занятия по ознакомлению детей с природой, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы с радостью будем пополнять количество конспектов.

1. Знакомство с весной

Демонстрация клипа «Симфония весны» (приложение 1)

Релаксация. Какие чувства вызвал фильм? Какое настроение после прослушивания музыки?

- О весне написано много красивых стихотворений, давайте расскажем некоторые из них.

Какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?

А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растения не могут сами себя поить. Мы обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.

2. Путешествие в лес.

Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»

А почему вы так решили?
- Правильно, молодцы. Я включу музыку и представим, что мы оказались в лесу.

Звучит музыка «Звуки природы» (приложение 2)

Ах, какой чудесный лес!

Полон сказок и чудес!

Вот полянка, а вот елки,

Хвоей пахнут их иголки!

Поглядите эдак, так

И вдохните аромат!..

Но в лесное царство может попасть лишь тот, кто вспомнит правила поведения в лесу. А поможет нам в этом

презентация «Правила поведения в лесу» (приложение 3)

Давайте внимательно ее посмотрим и расскажем чего нельзя делать в лесу.

3. Физкультминутка «Солнце спит и небо спит»

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой

щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх

руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх,

потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх

руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в

стороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево -

вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за

спину.)
4. Составление пирамиды

Молодцы! А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса)
- На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

Работа со слайдом «Пирамида жизни» (приложение 4)

Что необходимо для роста и жизни растений, животных?

Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (на слайде ставит почву ). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья) .

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

А что нам дает тепло, свет?

Да, солнце – основа жизни. (ставит солнце) .

Растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц ). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

А если убрать насекомых?

А если убрать растения?

Хотим мы этого?

5. Рисование (приложение 5)

Ребята, я предлагаю вам зарисовать нашу «Пирамиду жизни».

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

Тема: «Наедине с природой».

воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Марина Сергеевна. АНОДО «Планета детства «Лада» детский сад «Белочка» №176.
Назначение: Занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
4. Учить детей рассматривать и обследовать объекты неживой природы, делать выводы.
Ход занятия:
На полу сидим в кругу. Раздаточные карточки у детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Когда это бывает?»
Пришло время загадок.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает.

Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку: «Зимой беленький, а летом серенький».
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайка. А сегодня он к нам прискакал, узнать, что мы знаем о природе.
На столе диаграмма, у детей карточки со знаками по временам года.
Начинаем рассказ: Оля (по карточке) – Это осень. Осенью бывает дождь. Появились лужи. Солнце осенью светит реже. Погода пасмурная…
Дети рассказывают друг за другом, один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. Так о каждом времени года.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение не живой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Зайчик будет бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц…(ответы нескольких детей)
-летний месяц…(ответы нескольких детей)
-после вторника…
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица…(ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку…(ответы нескольких детей)
-кто первый прилетает весной…
-какая птица не вьет себе гнездо…
-осенний месяц…(ответы нескольких детей)
-весенний месяц…(ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? (Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой? Летом?
А какие бывают облака? (кучевые, перистые, грозовые и дождевые)
А из каких идет дождик и снег?
А как называется лес, в котором растут сосны и ели? А если деревья? А если все вместе? (ответы детей).
В конце занятия зайка спрашивает: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали». Хвалит детей и дарит медальки со своим изображением.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!