Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе». Презентация "Зимние явления в неживой природе" презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа) на тему Природные явления зимой в неживой природе

Зима - это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее - на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:

  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется "Самодельное лото". Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову "зима" и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра "Что надеть". Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

Тема: «Зимние изменения в неживой природе.»

Макарова А.В.

Цель: дать представление о характерных признаках зимы.

Задачи:

Обучающие

*довести до детей о взаимосвязи между изменениями, происходящими в живой и не живой природе;

Развивающие

*развивать у детей умения мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать;

Воспитывающие

*прививать любовь к родной природе, к зимним пейзажам.

Методы и приемы: игра и беседа.

Оборудование: картины зимы, звуко –запись «Кабы не было зимы», «Времена года» П.И.Чайковского «Времена года»,картины Зимушки – зимы.

Ход образовательной деятельности.

I.Организационный момент : -Ребята сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в путешествие,но сначала отгадаем загадку:

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).

И сегодня путешествуя мы будем выявлять признаки зимы в неживой природе. А помогать нам будут стихи известных авторов. Через красоту стиха мы будем выражать свои чувства.

Назовите предметы неживой природы: солнце, луна, земля, снег, небо, облака. Назовите приметы зимы в неживой природе. Похолодание, снег, мороз. Отчего это зависит? От положения солнца. Летом солнце расположено высоко на небе и даёт земле много света и тепла. Зимой оно располагается ниже, поэтому даёт земле меньше света, тепла, и от положения солнца зависит температура воздуха, цвет и состояние неба, а от температуры зависят осадки, ветер. Много интересного приготовила Природа – волшебница. Одно из них – смена времён года. Вы спросите: почему это чудо? Каждый год один сезон сменяет другой. За летом всегда следует осень.а за осенью – зима. Весна сменяет зиму. Каждое время года по- своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки! Но самые волшебные сказки бывают когда? Зимой.

II.Новый материал. Зима. Зимние изменения в неживой природе. Давайте послушаем, что происходит за окном.(Скрипит снег под ногами, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди.) Постарайтесь найти самые яркие, точные слова для описания сегодняшнего утра.(Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое. Закроем глаза и произнесём: «зима»…Какое чувство возникло? Стало холодно и весело… Так как мы любим зиму. Дети выходят и читают стихи о зиме.

Первый снег. Утром кот принёс на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Он кружится, лёгкий, новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой …

(Я.Яким).

–А кто видел, как шёл первый снег?

(Он шёл медленно, неторопливо). Расскажите,какие вы снежинки видели.(Ажурные,серебристые,нежные,пушистые,круживные,лёгкие.) С чем бы вы могли сравнить снежинки? Белые как сахар. –Лёгкие как пух. -Ажурные, словно кружево. Что же делают снежинки? (Они летают, падают, кружатся).

А сейчас я вам расскажу тайну рождения снежинок. Под музыку П. И.Чайковского «Времена года». Воспитатель рассказывает. А сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить себе одну – единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили?

Теперь возьмите синий карандаш и нарисуйте её.

Физкультминутка: игра - разминка «Ловим мы в ладони – снег! снег!» Выходят дети читают отрывки из стихов «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(А.Пушкин).

День настал, и вдруг стемнело.

Свет зажгли, глядим в окно…

Снег ложится белый- белый,

Отчего же так темно?

(В.Берестов).

Что такое буря зимой?

Отчего мгла на небе образуется?

Отчего же стало темно?

Как называется такое явление? (Снегопад).

Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несётся по воздуху. Очень сильный ветер несёт не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.

III. Подведение итогов, рефлексия.

Назовите признаки зимы в неживой природе. Какие поэты помогли нам выделить эти признаки? Дети называют.(Иней, снегопад, метель, вьюга,оттепель, мороз, снежинки, сосульки).


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Зимние явления в природе

1.Сроки и периоды зимы

По календарю зима начинается 1 декабря. Декабрь - первый зимний месяц. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата.

Зима в природе начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 градусов - замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля. На первый взгляд скромны зимние краски: белый - цвет снега, голубой - неба, черный - деревьев. Всё кажется скучным и однообразным. Среди этого однообразия, казалось бы, трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но если внимательно наблюдать за изменениями в природе, можно выделить три периода зимы.

Начало зимы - первозимье (I период зимы) - отмечают с того дня, когда надолго ляжет снег. По-разному в разные годы наступает это время: самое раннее в начале ноября, самое позднее - во второй половине декабря. Солнце в первозимье греет слабо. Даже в полдень оно стоит низко над горизонтом. Цвет у него часто красно-малиновый. Да и показывается из-за облаков редко. Облака стелются над землей низко. Небо днем серое, тусклое, нахмуренное. Недаром этот период зимы еще называют глухозимьем. Снегопады и морозы чередуются оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень: сыро, грязно, пасмурно. Хотя и потеплеет, а не радостно от такой погоды. Самый короткий день в году - это последний день глухозимья - 22 декабря, день зимнего солнцестояния. Именно этот день ученые астрономы, наблюдающие за небесными светилами, считают началом зимы.

23 декабря - начало коренной зимы - II периода зимы. Теперь с каждым днем будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается все выше над горизонтом. Светит ярче. Бледно-голубое, светлое небо наполняется морозной дымкой. Слепит глаза сверкающее снежное покрывало с серебряными сугробами. Цветными, желтыми, зелеными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце. Красивый наряд пушистой изморози надевают деревья. В оттепели снег уже не тает, а только становится чуть влажным и липким. Властвует коренная зима до начала февраля, до песни большой синицы.

Затем наступает последний этап - перелом зимы. Все больше синих тонов в эту пору. В парках от деревьев падают на снег плотные, четкие, синие тени, сугробы светятся голубоватым светом. Синее день ото дня небо. Облака уже не сероваты, а плывут белыми кучками. Солнце поднимается всё выше и греет так, что возле деревьев образуются ямки-затайки. Светлый день стал намного длиннее. В солнечный день снег на крышах тает - начинается капель. Натекая друг на друга и, замерзая в ещё очень холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют красивые ледяные сосульки. Снег уже не блестящий и белый: он потускнел, посерел, стал рыхлым. Сверху подтаявший на солнце снег за ночь смерзается в ледяную корку - наст. Но зима ещё не сдаётся. Вьюги и метели показывают свою силу. Только в середине марта, с началом снеготаяния, закончится последний этап зимы.

2. Явления в неживой природе

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег - это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь. Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы -сосулька- кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю. Снег - это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Из чего состоит снег?

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга, почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы, находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что снежинка по своей сути - это звенья одной цепочки замерзшей молекулы воды, уже никто сегодня не сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор. Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб. Снег создает тот необходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

3. Зимний покой растений

В средних широтах, где зима сопровождается значительным снижением температуры по сравнению с летом, зимой растения практически не вегетируют, либо растут очень-очень слабо, почти незаметно. Принято считать, что растения вступают в период покоя или спячки, так как процессы их жизнедеятельности протекают слабо.

Снег - плохой проводник тепла, покрывает землю, словно одеялом, он предохраняет от охлаждения перезимовывающие растения.

У однолетних в земле лежат семена. Озимые растения под снегом остаются зелеными всю зиму.

У некоторых растений (пастушья сумка, анютины глазки), цветущих до глубокой осени, сохраняются под снегом листья и бутоны, которые расцветут весной.

У многолетних травянистых растений наземные части погибают, а остающиеся в земле луковицы, клубни, корневища снег охраняет от холода.

Деревья и кустарники, за исключением хвойных, стоят голые. Жизнь этих растений скрыта в почках. От холода и влаги они защищены плотными чешуйками. Питание и сокодвижение у деревьев временно прекращены. Крахмал, накопленный в их тканях, превращается в жиры и сахар, это увеличивает морозоустойчивость растений, предохраняет белок их клеток от свертывания.

Во второй половине зимы под влиянием все увеличивающего облучения у многих деревьев появляется предвесенний «загар»: буроватая окраска их коры приобретает красноватый оттенок (у ивы, березы, липы) или фиолетовый (у ольхи).

Во второй период зимы покой у большинства деревьев и кустарников заканчивается: на ветках, внесенных в теплое помещение, через несколько дней распускаются листья. Особенно быстро развиваются почки тополя, березы, орешника, черемухи, смородины.

В предвесенний период деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух, поэтому снег у стволов начинает таять.

Ботаники разделяют период покоя на две категории: вынужденный и глубокий. В некоторых источниках период покоя называют естественным и искусственным. Вынужденный или искусственный покой связан с отсутствием нормальных условий для вегетации, но если предоставить растению недостающие условия -- оно выйдет из состояния покоя, проснется. Вынужденный период покоя можно объяснить на примере семян растений: собранные семена обычно хранят до наступления времени посадки в сухом помещении. Это вынужденное состояние покоя, так как при намачивании семян или поступлении к ним влаги состояние покоя прекращается, семена начинают нормально прорастать.

Продолжительность периода покоя как у разных видов, так и у сортов в пределах одного вида растения может значительно различаться. Это объясняется генетическими особенностями растения и условиями внешней среды. Поэтому детки одного и того же гибискуса, разнесенные по южному и северному подоконникам могут впадать в состояние покоя и выходить из него в разное время, однако лежащие в основе покоя и прорастания биохимические механизмы, внутренние и внешние факторы, являются общими для всех растений.

зима снежинка природа

4. Различие растений в безлистном состоянии

При определении древесно-кустарниковых растений в безлистном состоянии следует обратить внимание на морфологические особенности строения почек и побегов.

Почки бывают верхушечные и боковые - или пазушные. Почки древесных растений покрыты чешуйками, форма и окраска которых зависит от биологических особенностей той или иной древесной породы.

По происхождению почки подразделяют на листовые и цветочные, последние крупнее листовых.

По строению почки различают обнаженные и покрытые. Обнаженные почки лишены наружных покровных чешуек и образованы обычно молодыми неразвившимися листьями (например, у крушины ломкой).

Покрытые почки могут быть одеты одной (колпачкообразной) или несколькими чешуйками. Например, почки ив покрыты одной чешуйкой, сросшейся из двух, почки тополя покрыты несколькими чешуйками. Почки клена покрыты четным числом чешуек, расположенных супротивно.

У древесных растений с двурядным расположением почек (граб, вяз) чешуйки на почках расположены тоже двурядно. Почка может быть непосредственно расположена над листовым рубцом. Такую почку называют сидячей, в отличие от черешчатой, когда под почкой находятся черешки (черешчатые почки можно видеть у смородины, дерна, ольхи и др.). Почки иногда едва видны или не видны, если скрыты под листовой подушкой или листовым рубцом. Называются они скрытыми (лапчатка и др.) в отличие от свободных почек, которые открыто расположены на побеге.

В зависимости от морфолого-биологических особенностей древесных растений расположение почек на побеге может быть различным. Супротивное -- почки располагаются одна напротив другой (клен, ясень, сирень, калина). Очередное -- расположение может быть подразделено на спиральное и двурядное. Спиральное -- почки встречаются вокруг всего стебля и линия, их соединяющая, образует спираль (осина, дуб, берёза). Двурядное -- все почки расположены в одной плоскости в два ряда (липа, граб, вяз). Сериальные почки расположены по несколько штук над листовым рубцом. Коллатеральные почки -- несколько почек расположены в ряд под листовым рубцом однарядом с другой (представители подсемейства розовые, сливовые).

После опадания листа в месте, где он был прикреплен к побегу, остается листовой рубец. Листовые рубцы бывают узкие и широкие в зависимости от величины основания черешка. Крупные листовые рубцы характерны бузине, ясеню, ореху.

По форме листовые рубцы тоже различаются. Например, у клена он имеет вид ломаной линии; у бархата амурского подковообразной, а у липы округло-эллиптический. Иногда листовые рубцы трудно различимы, т. к. скрыты под основанием черешков (малина, жимолость).

На листовом рубце видны в виде точек листовые следы -- места, через которые проходила жилка листа. Количество листовых следов является родовым признаком, т.е. все виды древесных растений данного рода имеют одинаковое количество следов. Например, для рода карагана характерен 1 след; для клена и вяза -- три следа; для дуба -- более 3-х следов, сконцентрированы они в три группы; для сирени и ясеня много следов, которые образуют подковообразную линию.

При определении древесных растений по побегам следует обращать внимание на наличие на побегах железок, шипов, колючек. Шипы являются выростами эпидермиса (одревесневшие железки и волоски).

Шипы встречаются преимущественно у разных видов роз. Колючки представляют собой видоизменение побега, (колючки боярышника, лоха, облепихи, груши); метаморфозом листа являются: колючки барбариса, которые бывают простые, двух-, трех- и пяти-раздельные; метаморфозом прилистников -- желтая и белая акация). Бородавки на стебле -- это выросты эпидермиса (береза, бересклет). К выростам эпидермиса относят ароматические железки у черной смородины, они придают ей своеобразный запах, имеют золотистый цвет и сосредоточены на побегах вблизи почек и на чешуйках почек. Выростами эпидермиса являются пробковые наросты (у таких пород, как: бересклет европейский, крылатый и др.).

Использованная литература

1. С.А. Веретенникова. «Ознакомление дошкольников с природой»; Москва «Просвещение», 1973г.

2. Л.А.Камнева, А.К. Матвеева, Л.М. Манцева. «Как знакомить дошкольников с природой»; Москва «Просвещение», 1983г.

3. Л.М.Манцева, П.Г.Саморукова «Мир природы и ребенок»; Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2000г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Непосредственное действие мороза на клетки как опасность, угрожающая многолетним травянистым и древесным культурам, озимым растениям в течение зимы. Гибель растений от выпревания, вымокания, под ледяной коркой, выпирания, повреждения от зимней засухи.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Явления в жизни растений, связанные с наступлением лета. Роль человека, влияющего на жизнь растений в природных сообществах. Связь растений с окружающей средой. Луговая флора Республики Беларусь. Геоботаническое описание луговой растительности.

    реферат , добавлен 01.07.2015

    Изменение химического состава сельскохозяйственных растений под влиянием почвенно-климатических условий. Применение гиббереллина и цитокининов. Глубокий покой у растений, основные методы повышения их зимостойкости. Способы ускорения созревания плодов.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2011

    Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

    реферат , добавлен 13.10.2009

    Факторы формирования теплового режима грунта. Характерные особенности теплового режима систем сбора тепла грунта как объекта проектирования тепловых насосов грунт-вода. Понятие периода покоя у растений, его виды и признаки окончания. Сущность фитоценоза.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Методики исследований грибов, водорослей, лишайников, высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных. Правила сбора растений и животных, сушки растений, умерщвления и фиксирования животных. Практические навыки проведения экскурсий в природе.

    отчет по практике , добавлен 04.06.2014

    Митохондрии, рибосомы, их структура и функции. Ситовидные трубки, их образование, строение и роль. Способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений. Сходство и различие голосеменных и покрытосеменных растений. Отдел Лишайники.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2012

    Нарушение определенных функций растений, болезненные явления и симптомы, вызываемые недостатком питательных веществ. Причины голодания растений. Признаки азотного, фосфорного, марганцевого и калийного голодания. Подкормка растений недостающим элементом.

    презентация , добавлен 06.01.2016

    Биология - наука о живой природе. Cпоры растений, споровиков и грибов. Хлорофилл - зелёный пигмент, обусловливающий окраску хлоропластов растений в зелёный цвет. Сапрофиты - растения, питающиеся мертвыми и гниющими тканями растений или животных.

    презентация , добавлен 25.04.2012

    Понятие и направления расселения растений. Определение термина "семя" в ботанике, основные этапы его развития и оценка значения в природе. Классификация типы, особенности строения, принципы распространения. Структура и элементы, формирование плода.

Елена Новикова
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».

Тема: Зимние явления в неживой природе.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа

4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.

6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

1 .Рассматривание картин на зимнюю тематику

2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3 .Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

4. Рисование снежинок.

5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Дети: .

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси,вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?

Ответы детей.

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст?(твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)

Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,

В полночь звезды падают с небес.

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,

В сказочном сиянии луны.

На опушки леса спят сугробы

Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,

Гасят окна сонные дома.

И, зима рассказывая сказки

Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово"пожалуйста") .Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) .Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат ). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.


Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.

Сезонность в природе

В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей страны. Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.
Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.

В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.
Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.

Состояние зимнего покоя

Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надземные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца.

Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.

Причины биологических ритмов. Фотопериодизм

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.

Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.

Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Рыбы в промерзшем водоеме впадают зимой в оцепенение, в глубоких водах продолжают плавать. В прудах, зарывшись в ил, зимуют лягушки, под корнями старых пней - жабы. Птицы, оставшиеся зимовать и прилетевшие к нам из северных мест, держатся в лесах, парках, садах. Одни - питаются семенами, и плодами деревьев и кустарников, другие - личинками насекомых, которых добывают в щелях древесной коры.

К неблагоприятным условиям жизни зимой звери приспосабливаются по-разному. У некоторых зверей понижаются все физиологические процессы, и они впадают в спячку. Спит под корнями деревьев на подстилке из листьев еж. Накопив запасы жира еще до установления снегового покрова, ложится в берлогу медведь и дремлет там всю зиму.

Звери, проводящие зиму в активном состоянии, покрываются густой и длинной шерстью. По свежим следам на снегу можно узнать, какие звери не спят. Нетрудно пронаблюдать маленькие следы мышей и характерные отпечатки лап зайца: две ямки рядом, две друг за другом. Иногда удается встретить следы лисицы и волка, очень похожие на следы маленькой и большой собаки, отпечатки копыт лося и лапок белки, спустившейся на землю, чтобы отыскать спрятанные осенью желуди, орехи.

Лисица бегает по полям и лугам, охотится за зайцами и мышами. Голодные волки семьями бродят по лесам и полям, иногда в поисках пищи забегают в деревни. Лоси чаще обитают в лиственных лесах, так как кормом им зимой служит кора деревьев. Белки вылущивают семена из шишек, оставляя только стержни. В сильные морозы белки не видно: забирается в свое гнездо и спит там, прикрывшись пушистым хвостом.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!