Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Когда у ребенка наладится терморегуляция. Терморегуляция у младенцев

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

Тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу. В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу. У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой . Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды .

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Добрый день, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Как же мы всегда волнуемся за наших малышей, чтобы был здоров. И поэтому, когда речь идет о прогулках на свежем воздухе в холодное время года мы стараемся одеть малыша как можно теплее. Лучше пусть будет жарко, чем холодно, рассуждаем мы. Особенно беспощадны в этом вопросе бабушки.

Однако, не забывайте перегрев грудничка – опасное состояние для малыша. Дети еще не обладают достаточной терморегуляцией, поэтому любое некомфортная температура окружающей среды сказывается на их состоянии. Как не допустить перегрева или оказать первую помощь, если он уже случился?

Признаки и причины

Мы, взрослые, всегда склонны думать, что ребенок мерзнет, что его нужно кутать. Действительно, педиатры советуют одевать на грудничков на один слой больше одежды, чем на взрослого. Но перестараться и получить тепловой удар очень легко.

Причинами перегрева могут стать:

  • долгое пребывание на солнце или в душном, жарком помещении;
  • купание при температуре выше допустимой;
  • слишком жаркая одежда;
  • несоблюдение водного режима (кроха пьет мало воды).

Не стоит забывать, дорогие читатели, что перегреться можно и дома в сильную жару, и даже зимой на улице, если ребенок чрезмерно укутан.

Симптомы перегрева грудничка следующие:

  • плохой аппетит;
  • капризы, истерики;
  • сильная жажда;
  • кожа красная или, наоборот, синяя или бледная;
  • тело горячее, иногда покрывается холодным потом;
  • глаза западают;
  • слизистые во рту сухие;
  • вялость, сонливость;
  • тяжелое учащенное дыхание;
  • пульс слабый;
  • рвота, понос;
  • повышенная температура тела;
  • в тяжелых случаях может наблюдаться потеря сознания и даже кома.

По этим признакам легко догадаться, что у ребенка . Стоит обратить внимание на те области на теле, где могут появляться опрелости: это еще один признак отсутствия комфортной температуры для малыша.

Что делать?


Рассмотрим, что делать при перегреве грудничка, если самое неприятное уже произошло. Первая помощь взрослых будет зависеть от того, какова причина перегрева.

  • Если малыш долгое время пребывал на солнце, его нужно отнести в тень. При длительном пребывании в жарком помещении снимите с крохи всю одежду, чтобы кожа дышала.
  • Положите грудничка так, чтобы головка была приподнята. Нежелательно держать малыша на руках: дополнительное тепло будет исходить от тела взрослого и только провоцировать продление теплового удара.
  • Если младенец потерял сознание, и вы точно знаете, что он не спит, поднесите к его носу ватку, смоченную в нашатырном спирте. При необходимости сделайте искусственное дыхание.
  • Чтобы быстрее снять первые симптомы, смочите полотенце в прохладной воде и оботрите тельце. Можно смочить прохладной (но не холодной!) водой.
  • Чаще поите грудничка, давая воду небольшими порциями по несколько глотков.
  • Сделайте массаж ручек и ножек, чтобы восстановить кровообращение.
  • Если поднялась температура, дайте жаропонижающее лекарство на основе ибупрофена. Нежелательно давать парацетамол, поскольку он направлен на снижение температуры в период инфекции.
  • При перегреве в ванной следует прекратить купать ребенка и оказать первую помощь, как было описано выше.

Вызывайте врача, если симптомы вызывают у вас волнение или реакция малыша не такая, как вы ожидали. И просто, волнуетесь, вызывайте врача! Лучше перестраховаться.

Для ликвидации теплового удара легкой степени этих действий бывает достаточно. Не забывайте, дорогие читатели, что понос, рвота и повышенная температура могут держаться в течение нескольких суток.

Если состояние малыша резко ухудшается, кожа синяя, он теряет сознание, появляются судороги, следует вызвать скорую помощь.

Как не допустить?

Лучше всего не допускать перегрева, чем потом лечить кроху. Меры профилактики очень простые, но почему-то не все родители их соблюдают. Отличные рекомендации дает доктор Комаровский: они легко выполнимы:

  • Температурный режим в доме не должен превышать 19-22 градуса. При такой температуре в помещении ребенок может быть одет в хлопковый костюмчик и не нуждается в дополнительном слое одежды.
  • Правильная одежда во время прогулки не должна предполагать больше слоев, чем на взрослом. Старайтесь, чтобы все вещи были выполнены из натуральных тканей: синтетическая одежда создает парниковый эффект.
  • В жаркую погоду нужно гулять утром до 11 часов или вечером после 16.00: в полдень на улицу лучше не выходить и избегать солнечных лучей.


  • В первый год жизни ребенка лучше не выезжать на морские курорты, поскольку резкая смена климата может отрицательно сказаться на здоровье крохи. Лучшим местом для отдыха станет лес или речка.
  • Поите кроху чистой водой. Сладкие напитки давать не нужно.
  • Не перекармливайте малыша тяжелой пищей, особенно в жаркую погоду. Самый сытный прием пищи должен быть в вечернее время.
  • Летом при выходе на улицу обязательно одевайте малышу головной убор, больше находитесь в тени.
  • При необходимости пользуйте кондиционерами в помещении, если охладить комнату другим способом нет возможности. Во время работы прибора лучше вынести ребенка из комнаты, поскольку направленные потоки холодного воздуха могут привести к простуде или воспалению легких.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит избежать перегрева и сохранить здоровье крохе.

Терморегуляция у детей - вопросы перегрева и замерзания.
терморегуляция новорожденных.
Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир – из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции – ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев. Однако, у ребенка вследствие его возраста терморегуляция еще слабая. За чет этого необходимо создавать особые условия по уходу при рождении и в его первые месяцы жизни. Что же о терморегуляции необходимо знать родителям карапуза, как правильно ухаживать за малышом, как не переохладить и не перегреть кроху? Давайте разберемся.

Как работает система
терморегуляция работает достаточно просто – при замерзании активируется механизм расщепления жира и углеводов. в результате чего образуется энергия и тепло, если ребенок сильно замерзает, подключаются механизмы мышечной дрожи, позволяющие согреваться быстрее, если же происходит повышение температуры тела, кровь обычно перетекает к коже, происходит расширение кожных сосудов и лишни порции тепла уходит через кожу в атмосферу. Помогает быстрее охлаждать тело и потение – влажная кожа по закону физики охлаждается скорее. За счет этого механизма тело самостоятельно поддерживает постоянство температуры тела без резких ее колебаний при раздевании или изменении условий внешней среды.
Однако, для ребеночка на все так просто – его механизмы поддержания тепла и постоянной температуры тела еще не совершенны, он может как быстро переохладиться в условиях холодно пространства, так и быстро перегреться даже казалось бы в обычных условиях, если будет слишком тепло одет. И если об исключении переохлаждения заботятся все родственники, надевая по две-три шапочки даже в теплую погоду, то вот о том, что это реальная возможность перегреть ребенка и навредить ему заботливые мамы и особенно бабушки не подозревают.

Чем плохо переохлаждение и перегрев
На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких – активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления – насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда – родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.
А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются – «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше – влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.
Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей – дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями – они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям
Система терморегуляции карапуза очень несовершенная, и дозревает в первые годи жизни малыша, родителям важно научить его быстро и правильно адаптироваться к меняющимся погодным условиям и колебаниям температур. Это поможет системе терморегуляции настроить свою работу и в дальнейшем функционировать правильно. Начинать тренировки необходимо с первых же минут жизни. Однако, чтобы правильно тренировать терморегуляцию, необходимо знать признаки перегрева и замерзания, переохлаждения ребенка, и, исходя из этих знаний, правильно организовать уход за крохой.
Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается – оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.
Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания
При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. При таких приступах перегрева у него может подскочить температура до 38°С и даже выше. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время – это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник – напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена – стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.
При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения – из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. Пи первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.
Но как же на улице определить – не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки – это не признак замерзания. На самом деле все просто – положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий – вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный – наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Практические рекомендации молодым родителям
Для того, чтобы детки легко переносили любой перепад температур, не перегревались и не замерзали, необходимо выполнять несколько несложных рекомендаций ухода за малышом. Тогда ваш крошка будет закаленным и хорошо будет себя чувствовать в лютые морозы и летний зной.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки – кожа тела должна дышать, а руки и ноги – активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает – прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Ребенок потеет и замерзает точно также как и вы, нет необходимости надевать на него одежды больше – его температура тала поддерживается также как у вас около 36.5-36.8°С. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми – но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек – они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела – перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно – ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями – так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Конечно, малыш рождается с не полностью сформированной системой терморегуляции, но по мере роста ребенка она формируется и совершенствуется. Поэтому, в руках родителей здоровье и самочувствие ребенка, как они научат организм ребенка реагировать на температуру среды, так и будет в дальнейшем выполняться эта программа.

Новорожденный сразу после его появления на свет попадает в пока еще чуждый для него мир, где все - совершенно не так, как в утробе матери. В этом мире нужно дышать, слышать, смотреть, принимать пищу. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воздух, окружающий младенца после родов, имеет гораздо меньшую, чем утроба матери, температуру. Именно этот контраст запускает механизмы терморегуляции, которые заложены в каждом из нас на генетическом уровне.

В течение двух-трех часов после родов температура тела младенца снижается до 35,5 - 35,8°С (происходит так называемая транзиторная гипотермия), затем она повышается приблизительно до 37°С. На протяжении нескольких первых недель жизни новорожденного, пока его механизмы терморегуляции не начали функционировать «в полную силу», наблюдается неустойчивость температуры тела - она меняется при кормлении, купании, пеленании, на прогулках.

Терморегуляция у новорожденных и у детей первых месяцев жизни несовершенна, они плохо регулируют свою температуру тела, то есть плохо приспосабливаются к температуре окружающей среды, поэтому легко охлаждаются и перегреваются. Это связано с тем, что кожа малышей тонкая и нежная, сосудистая сеть развита хорошо, но кровоток регулируется несовершенно, потовые железы слабо функционируют, а центры терморегуляции незрелы.

  • если окружающие условия становятся некомфортными (например, при мокрых пеленках), а температура окружающего воздуха ниже температуры тела ребенка (то есть практически всегда), организм младенца быстро теряет тепло. Это, в свою очередь, с очень высокой вероятностью приводит к переохлаждению
  • при повышении температуры окружающего воздуха организм новорожденного начинает хуже отдавать тепло, что может вызвать перегрев тела
  • у младенцев ограниченная способность охлаждаться при перегревании, и согреваться при охлаждении
  • малыши неспособны реагировать лихорадкой из-за незрелости системы терморегуляции
  • у новорожденных отсутствуют некоторые реакции при понижении температуры тела, например, невозможность «включать» холодовую дрожь. О замерзании ребенок может только сообщить криком или нескоординированными движениями.

Комфортная одежда для новрожденных

С учетом нестабильности терморегуляции детей в первые недели и месяцы их жизни необходимо с особой ответственностью подходить к их одеванию.

  • Одна из важнейших рекомендаций звучит следующим образом: все предметы одежды для новорожденного должны быть изготовлены только из натуральных материалов. Если это условие соблюдается, кожа младенца будет дышать, на ней не возникнет раздражений и опрелостей, при этом теплообмен с окружающей средой будет осуществляться наилучшим образом.
  • Трикотажные комбинезоны , распашонки, боди для малыша и другая детская одежда не должна стеснять движений ребенка.
  • Форма шапочек для новорожденного, надеваемых на прогулки, должна быть такой, чтобы минимизировать вероятность их сползания с головы малыша, при этом ушки младенца должны быть закрыты.
  • В домашних условиях - при температуре воздуха, составляющей примерно 20°С - наибольший комфорт будет обеспечен ребенку при надевании на него хлопковой трикотажной одежды, например комбинезон-слип.

Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30% от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60%), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).



МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООТДАЧИ

Основная масса тепла образует­ся во внутренних органах. Поэтому внутренний поток тепла для удале­ния из организма должен подойти к коже. Перенос тепла от внутренних органов осуществляется за счет теплопроведения (таким способом пе­реносится менее 50% тепла) и кон­векции, т. е. тепломассапереноса. Кровь в силу своей высокой тепло­емкости является хорошим провод­ником тепла.

Второй поток тепла - это поток, направленный от кожи в среду. Его называют наружным потоком. Рас­сматривая механизмы теплоотдачи, обычно имеют ввиду именно этот поток.

Отдача тепла в среду осуществ­ляется с помощью 4 основных меха­низмов:

1)испарения;

2)теплопроведения;

3)теплоизлучения;

4)конвекции.

МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛОПРОДУКЦИИ

Источником тепла в организме являются экзотермические реакции окисления белков, жиров, углеводов, а также гидролиза АТФ. При гидролизе питательных веществ часть осво­божденной энергии аккумулируется в АТФ, а часть рассеивается в виде теплоты (первичная теплота). При использовании энергии, аккумулированной в АГФ, часть энергии идет на выполнение полезной работы, часть рассеивается в виде тепла (вторичная теплота). Таким образом, два потока теплоты - первичной и вторичной - являются теплопродукцией. При высокой температуре среды или соприкосновении человека с горячим телом, часть тепла организм может получать извне (экзогенное тепло).

При необходимости повысить теплопродукцию (например, в условиях низкой темпера­туры среды), помимо возможности получения тепла извне, в организме существуют меха­низмы, повышающие продукцию тепла.

Классификация механизмов теплопродукции:

1.Сократительный термогенез - продукция тепла в результате сокращения скелетных мышц:

а) произвольная активность локомоторного аппарата;

б) терморегуляционный тонус;

в) холодовая мышечная дрожь, или непроизвольная ритмическая активность скелет­ных мышц.

2.Несократительный термогенез, или недрожательный термогенез (продукция тепла в результате активации гликолиза, гликогенолиза и липолиза):

а)в скелетных мышцах (за счет разобщения окислительного фосфорилирования);

б) в печени;

в) в буром жире;

г) за счет специфико-динамического действия пищи.

Сократительный термогенез

При сокращении мышц возрастает гидролиз АТФ, и поэтому возрастает поток вторич­ной теплоты, идущей на согревание тела. Произвольная мышечная активность, в основном, возникает под влиянием коры больших полушарий. Опыт человека показывает, что в усло­виях низкой температуры среды необходимо движение.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” . С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

В детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Вопрос

· Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.

· Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями9 вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

· Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

· Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

  • музыкальные занятия;
  • занятия на развитие речи;
  • физкультура;
  • изобразительное искусство;
  • формирование первичных математических навыков.

Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

Вопрос.

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей
необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие
перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У
закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то,
как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных
последствий.

Детки до 1 года

Солнечные лучи очень сильнодействующее средство, ультрафиолет активно
влияет на иммунологическую резистентность организма. Чем младше
ребенок, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому закаливание ребенка солнцем младше года не показано.

Для закаливания детей первого года жизни используются только рассеянные и отраженные лучи. Проводить закаливание
с детками во время бодрствования необходимо под навесом или в тени
деревьев. Следует запомнить, что раздевать до гола можно только через 25
– 30 минут после сна, на голову малыша следует одеть панаму с
козырьком. Сразу после сна, при отсутствии ветра и температуре воздуха
+22 +26 на малыша нужно одеть трусики и рубашку из легкой ткани. Через
30 минут малыша оголяют на 3 минуты (постепенно через 1-2 дня время
увеличивают на 2 минуты и доводят до 10 минут). В теплую безветренную
погоду такие солнечные ванны можно проводить во время каждой прогулки на
свежем воздухе. Желательно чтоб малыш имел возможность двигаться,
игрался с игрушками, а совсем маленьких детей нужно самим поворачивать
на разные бока и выкладывать на животик.

Дети от 1 до 3 лет

Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны ,
деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в
течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени. В рассеянных
солнечных лучах сравнительно мало инфракрасных лучей и достаточно много
ультрафиолета, что является профилактикой перегревания организма
ребенка. Перегревание очень опасно для детей с повышенной
нервно-рефлекторной возбудимостью. Поэтому одежду лучше подбирать
светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего
облучения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!