Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Князь андрей юрьевич боголюбский. Святой благоверный князь андрей боголюбский

Андрей Боголюбский был вторым по старшинству сыном Юрия Владимировича Долгорукого и внуком . Будущий великий князь родился предположительно в 1110 или 1111 году на Северо-Востоке Руси, в Ростово-Суздальской земле. Его матерью была половецкая княжна, дочь хана Аэпы и внучка Асеня.
Отец Андрея, был младшим сыном великого киевского князя Владимира Мономаха, получившим в удел Ростово-Суздальские земли. В 30-х годах 12-го столетия Юрий вступил в борьбу за главный древнерусский стол. Андрей сопровождал отца во время военных действий и провел несколько лет на юге , в постоянных битвах и походах. Молодой князь отличался выделяющейся даже на фоне своих дружинников личной храбростью и удалью, часто в бою врубался в самую гущу строя противника. Под ним убивали коней, сбивали с головы шлем. При этом по окончании битвы отважный воитель превращался в рассудительного и хладнокровного политика.
Андрей принимал участие в изгнании одного из своих противников из Рязани, во взятии Киева, в походе на Волынь, во время которого чуть не погиб от рогатины немецкого наемника. За эти годы он успел покняжить в разных местах, включая пригород Киева Вышгород, Дорогобуж, Рязань и города Турово-Пинской земли. Но, несмотря на воинскую удаль и популярность в среде дружины, князь Андрей Боголюбский больше всего любил Северо-Восток с его относительно размеренной жизнью. В междуречье Оки и Верхней Волги в эти годы шла усиленная внутренняя колонизация целинных земель, строительство новых городов, возведение крепостных стен, церквей и монастырей. Излюбленным городом Андрея был небольшой в те годы пригород , Владимир-Залесский, данный ему отцом Юрием Долгоруким в качестве удела.
В 1154 году исполняется заветная мечта старого князя. После смерти старших в роду Рюриковичей, сына Мономаха Вячеслава и его старшего внука Изяслава Мстиславовича, Юрий Долгорукий становится полноправным киевским князем. Андрей во второй раз занимает стол в Вышгороде. Однако уже на следующий год Боголюбский уезжает на свой любимый Северо-Восток. При этом он захватывает с собой из Вышгорода икону Богоматери, по преданию написанную самим евангелистом Лукой. Эта икона впоследствии получает статус одной из величайших русских святынь и становится известна под именем Владимирской. По преданию, по пути князя из Владимира в Ростов кони остановились и не захотели ехать дальше. Андрей сделал привал, и ночью ему явилась Богоматерь, которая велела оставить икону во . Князь так и сделал, а на том памятном месте построил свою любимую резиденцию Боголюбово, по которой впоследствии и получил свое прозвище.
На Северо-Востоке Андрей сразу же начинает заниматься устройством земли, особенно много внимания он уделяет городскому и церковному строительству. При нем было возведено множество храмов и монастырей. В 1156 году вокруг Москвы сооружается ров и возводятся первые стены. Летопись, правда, относит это деяние Юрию Долгорукому, но он в это время княжил в Киеве. Настоящей жемчужиной не только древнерусского, но и мирового зодчества стала построенная при Андрее совершенно уникальная церковь Покрова на Нерли, в полутора километрах от Боголюбова. Храм находится прямо на заливном лугу непосредственно над рекой. Раньше он вообще располагался на стрелке мыса, созданного течением Клязьмы и впадающей в неё Нерли.
В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Боголюбский становится ростово-суздальским князем. Причем его избирают вопреки завещанию отца, который прочил Андрею киевский стол, а с жителей и Суздаля взял клятвы, признающие права на эти города его младших сыновей. Однако, очевидно, кипучая энергия Боголюбского и его рассудительность оказались для населения северо-восточной Руси более весомыми доводами, чем обещания, данные старому князю.
В дальнейшем Андрей Боголюбский, биография которого становится теперь навсегда связана с Ростово-Суздальской землей, предпринимает действенные меры по укреплению единоличной власти. Он окончательно переносит столицу своего княжества во Владимир. Вчерашний пригород становится престольным градом громадной территории, занимающей всё междуречье Оки и Волги, а также многие другие земли. Данная мера должна была ограничить влияние Суздаля и Ростова, которые управлялись каждый своим вечем. Интересы крупного боярства и богатых горожан находились в известном противоречии в процессами государственной централизации. По сути, внутренняя политика Андрея Боголюбского была направлена на построение отдельной державы, включающей в себя земли Северо-Восточной Руси.
В то же время Боголюбский проводил и активную, если можно так сказать, «внешнюю политику». Под его руководством был совершен поход одиннадцати князей на Киев (участвовал в нем и совсем ещё молодой будущий герой знаменитого «Слова о полку Игореве» новгород-северский князь Игорь). Под контролем Боголюбского находился и новгородский стол, на котором он также смещал князей. При этом, будучи признанным великим князем и главой рода Рюриковичей, Андрей впервые не переехал в Киев, оставшись на своем уделе. Этим он, во-первых, утверждал свое наследственное право на Ростово-Суздальское княжество, а, во-вторых, подчеркивал силу и могущество Северо-Восточной Руси.
Совершал Боголюбский и походы против действительно внешнего врага, в Волжскую Булгарию. После одной из таких экспедиций против немолодого уже государя созрел заговор. Несколько приближенных князя, среди которых летопись называет бояр Кучковичей (Андрей был женат на их сестре), ключника «Анбала Ясина» и некоего Ефрема Моизича, ночью ворвались в комнату своего господина. Как сообщает предание, Боголюбский хотел было схватиться за меч святого Бориса, но тот был предусмотрительно заранее вынесен ключником Ясином. Физически сильный князь голыми руками сражался в темноте против нескольких противников, но все же в конце концов был убит.
Впоследствии Андрей Боголюбский был причислен русской православной церковью к лику святых. Его фигура и особенно роль князя в древнерусской истории стоит некоторым особняком среди правителей домонгольского периода. По сути, именно Боголюбский заложил будущие контуры Великой Руси, из которой впоследствии родится Россия. Недаром историк Костомаров называл Андрея Юрьевича «первым великорусским князем». И, как напоминание о выдающемся князе, остались построенные при нем города и храмы, и среди них - одна из прекраснейших жемчужин Древней Руси, церковь Покрова на Нерли.

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во , увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества , превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем », по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.


Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 29 июня 1174) - князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150-1151, Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157-1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо.

В.Васнецов. Князь Андрей Боголюбский.

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются. В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

Андрей был женат дважды. В 1148 г. женился на Улите Степановне, дочери боярина Степана Ивановича Кучки. Про смерть княгини Улиты летописи хранят молчание. Имел сыновей- Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году, Мстислав, умер 28.03.1173, Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года, Ростислава, замужем за Святославом Вщижским, св. Глеб Владимирский (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), ум. в молодости. Вторая жена Боголюбского - половчанка или уроженка Кавказа. В "Сказании об убиении Андрея Боголюбского" сообщалось, что она была "родом из Яз", то есть осетинка. Некоторые источники утверждают, что второй женой Андрея была булгарская царевна.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни. В 1153 годуАндрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня.


Вот как это описано у Н. И. Костомарова: "Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю".


Миниатюры Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

Предание говорить, что, не доезжая одиннадцати верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте Андрей поставил город Боголюбов, свое любимое местопребывание, и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.


Храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове (12 в. и 1751).

После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью.


Золотые ворота во Владимире.

Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он это время находился в Киеве).


Церковь Покрова на Нерли.

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.


Сретения иконы Владимирской Богородицы во Владимире 4 октября 1160 года.

Андрей мечтал превратить Владимир во вторую столицу Руси, мощнее Киева, и даже попытался учредить независимую от Киева церковную митрополию, однако получил решительный отказ от Константинопольского Патриарха. При князе Андрее были установлены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю). В 1164 совершил успешный поход против болгар в низовья Волги.


Благодарственное моление перед Владимирской иконой Божией Матери после победы над волжскими булгарами. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

В 1169 совершил поход на Киев и посадил там княжить младшего брата Глеба. Деятельность Андрея по отношению к Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. "До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда"- В. О. Ключевский.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».


Богоматерь Боголюбская. Свято-Боголюбский монастырь.

В 1170 г. Боголюбский послал войско под начальством сына Мстислава наказать новгородцев. Поход был неудачен. Новгород был осажден, но успел отстояться, и войско, после больших потерь, вернулось обратно. Все-таки новгородцам пришлось подчиниться и принимать князей по его указанию, т. к. он прекратил доступ хлеба с Волги в Новгородскую область.


Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года.

Второй поход на болгар в 1172 г. был неудачен: передовой отряд, под начальством Мстислава, отправился в зимнее время, был встречен сильным болгарским войском, обратился в бегство и едва не был истреблен. Суровая зима заставила вернуться и главную рать. Последнее военное предприятие было также неудачно. После смерти Глеба в Киеве (в 1172 г.) Андрей потребовал у нового киевского князя Мстислава выдачи бояр, заподозренных им в умерщвлении Глеба. На этот раз в походе суздальцев приняло участие 20 князей, а войско, будто бы, доходило до 50.000 чел. Девятинедельная осада Вышгорода была безуспешна. Прибытие нового войска на помощь осажденному Вышгороду заставило войска Боголюбского отступить в беспорядке, тем более, что князья очень неохотно приняли участие в этом походе.

Будучи сторонником усиления центр. власти, вызывал недовольство некоторых крупных бояр, усиленное старой обидой рода боярина Кучки (несмотря на женитьбу Боголюбского на дочери Кучки). Он велел казнить одного из братьев своей первой жены, Кучковича. В 1174 (75?) г. заговор против князя составили брат казненного боярина Степана Кучки и другие родственники, дворцовый ключник осетин Анбал, слуга Ефрем Мозевич.


Нападение на Андрея Юрьевича Боголюбского заговорщиков Кучковичей.
Кон. XV в.

Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом.

Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело.


Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский. (Убиение).


Отсечение левой руки и убийство Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Два дня пролежало тело на паперти; на третий пришел Арсений, игумен от Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь, положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин.


Отпевание и погребение убитого Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Есть предание, будто Всеволод Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Пловучее озеро (в 3-х верстах от Владимира, Татищев называет его поганым), и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны. Есть известие, что в убийстве участвовала и вторая жена Боголюбского, родом из Яз (Осетинка).

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву. В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т.н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.


Рака с мощами Андрея Боголюбского.

В Лувре хранятся наплечники Андрея Боголюбского.


Наплечник «Воскресение Христово».


Наплечник «Распятие Христово».

Князь Андрей Боголюбский - противоречивая фигура русской истории. С одной стороны, это был правитель, пытавшийся противодействовать углубляющейся децентрализации русских земель. При этом он не чурался деспотических методов, что к концу его жизни вызвало ожесточенное сопротивление даже ближайших приближенных. С другой же, князь стал известен своей искренней набожностью, украсил Русь многими церквями, которые сохранились по сей день.

Сын Юрия Долгорукого

О детстве князя информации очень мало. Предполагается, что он родился в 1111 году, хотя существуют и другие варианты, например промежуток между 1120 и 1125 годами. Его родителями были известный не только основанием Москвы, но и зачинщик ряда кровавых междоусобиц Юрий Долгорукий и не известная по имени дочь половецкого хана.

Изучение сохранившихся останков князя подтверждает летописные данные о том, что в седло Андрей Боголюбский сел в раннем возрасте и уже с детства владел мечом, причем обоими руками. На это указывает сильная деформация плечевых костей.

Летописное молчание

Первое упоминание о князе относится к 1149 году. Сорок лет, отделяющие рождение Андрея Боголюбского от даты первого появления на политической арене Древней Руси, окружены молчанием. Трудно поверить, чтобы в такую беспокойную эпоху старший сын одного из главных претендентов на великое княжество Киевское оставался в стороне от баталий. Однако одно из житий великого князя сообщает, что многие годы Андрей Боголюбский провел в Иерусалиме. На это указывают, во-первых, все те же деформации костей, свидетельствующие о том, что князь применял необычную для Руси технику боя. Во-вторых, став великим князем, Андрей использует на своем гербе изображение льва, сходное с тем, что имеется на гербе Иерусалима. В-третьих, политика князя будто находилась вне всех сложившихся традиций. Вместо борьбы за Киев он создает сильное княжество на северо-востоке с центром во Владимире.

Один из образованнейших людей своего времени, князь Андрей Юрьевич Боголюбский вряд ли знал о Европе лишь по слухам. Если его не было в Иерусалиме, он запросто мог находиться там. На это указывает его переписка с германским императором Фридрихом Барбароссой, родственные связи с английскими королями, а также владение шестью языками.

Усобицы южной Руси

Отец Андрея по уровню активности может сравниться разве что с черниговским князем Олегом, прозванным печальным именем "Гориславич" за использование половцев в борьбе с киевскими князьями. Юрий Долгорукий половецкой помощью тоже не брезговал и даже женился на дочери хана. Первое упоминание Андрея Боголюбского в летописях связано именно с его участием в войнах отца за Киев.

Строптивый нрав князя проявляется уже тогда. Одержав победу над племянником, Юрий занял главный город юго-западной Руси, обладание которым связывалось с великим княжением. Старшему сыну он в качестве благодарности за помощь отдает второй по значению город региона - Вышгород. Однако Андрей там не задерживается. После нескольких месяцев княжения он самовольно покидает выделенный ему удел и отправляется в Суздальское княжество.

При князе Владимире Святом (980-1015) Русь приняла христианство по византийскому образцу, отличающееся склонностью к мистицизму, почитанию икон и святых. Жизнь любого человека, в том числе и князя, оценивалась в координатах, заданных православием, да и сами люди не помышляли выйти из них. Князь Андрей Боголюбский ничем в этом отношении от своих современников не отличался.

Во Владимир он увез хранившуюся в Вышгороде икону Богородицы, которая с этого времени стала называться Владимирской. Эта икона стала одной из наиболее чтимых, а Богородицу стали считать небесной покровительницей Владимира и всей Северо-Восточной Руси.

Великое княжение

В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Поговаривали, что неутомимого князя отравили. Перед смертью он успел распорядиться о наследовании своих земель: Киевское княжество должно было достаться Андрею как старшему сыну, а Суздаль и Ростов - главные города Северо-Востока наследовали его младшие сыновья, Михаил и Всеволод.

Однако Андрей отцовскую волю не выполнил. Вместо того, чтобы отправиться в Киев, он остался во Владимире, который с этого момента постепенно выдвигается на лидирующие роли в регионе. Андрей Боголюбский укрепляет свое княжество, ведет активные строительные работы. О пренебрежении к Киеву свидетельствует тот факт, что подавив выступление киевлян, он отдает город младшему брату Глебу.

Церковное строительство

Свое прозвище князь получил по названию села Боголюбово - его любимой резиденции. Именно на его территории Андрей начинает возведение многих храмов, не забывая и о Владимире. Князь всячески стремился подчеркнуть равенство новой столицы Киеву. На въезде в город он возводит Золотые ворота, подобные тем, что находились в Киеве. Учитывая, что те были возведены в подражание Константинополю, можно сделать вывод, что преобразовательные планы князя были достаточно обширны.

Одна из наиболее знаменитых построек князя Андрея Боголюбского - храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный на берегу реки Нерли. Рядом с ним вскоре появился православный монастырь. Помимо него, князь вновь отстроил сгоревший Успенский собор в Ростове.

Кризис власти и заговор

В истории Андрей Боголюбский известен как храбрый воин, не щадивший себя и презиравший опасности. Во многом благодаря этому ему удалось выиграть ряд крупных сражений. Однако к концу жизни удача все чаще изменяет князю. Сначала ему не удалось вторично наказать киевлян за их попытку выйти из его сферы влияния. Затем не удался поход на волжских булгар: северо-восточные князья не поддержали инициативу князя.

Причиной тому был подчеркнуто авторитарный стиль правления. Оценивая княжение Андрея Боголюбского кратко, можно сказать, что он не щадил себя, но и других щадить не собирался. Фактически все знатные семейства отказали князю в поддержке, причем многие сделали это в открытой форме. Кроме того, военные походы во все времена требуют значительных финансовых вливаний. Учитывая, что каменное строительство тоже не было дешевым удовольствием, можно предполагать, что Андрей Боголюбский измучил своих бояр да и простой народ бесконечными поборами.

В итоге в боярской среде сложился заговор. Это свидетельствует о том, что кризис достиг крайней точки. Со времен гибели князей Бориса и Глеба убийство правителя считалось тяжким грехом. Но заговорщиков это не останавливало. Их возглавили боярин Яким Кучков и его зять Петр. Также к заговору был привлечен ключник великого князя, осетин по имени Анбал.

Убийство

Заговорщики тщательно подготовились. Зная, что Андрей обладает недюжинной силой и превосходно владеет мечом, Анбал заблаговременно унес оружие из княжеской спальни. В ночь на 30 (по другим версиям - 29) июня 1174 года заговорщики проникли в покои Боголюбского. Тот пытался защищаться и небезуспешно. Во-первых, убийц было слишком много, около 20 человек, и в тесноте и темноте они наносили удары скорее друг по другу, чем по князю. Во-вторых, они были очень пьяны: на трезвую голову пойти на такое преступление оказалось невозможно. В итоге им удалось побороть Андрея. Исследование останков показало, что князь получил 45 ударов различным оружием: саблями, мечами и копьями.

Словно испугавшись содеянного, заговорщики поспешили покинуть дворец, забыв сделать самое главное: проверить, действительно ли мертв князь. По ошибке с собой они унесли тело своего убитого коллеги. Между тем Андрей всего лишь на короткое время потерял сознание. Очнувшись, он попытался спрятаться и уже спустился вниз. Но заговорщики далеко не ушли. Они услышали стоны Андрея, вернулись и добили его.

Казна Боголюбского была разграблена, а тело князя несколько дней лежало на улице в пыли. Опасаясь наказания, священнослужители и простые владимирцы даже не пытались убрать тело. Наконец, не выдержал один из слуг великого князя по имени Кузьма. Он завернул тело Андрея в ковер и отнес в церковь. Когда страсти улеглись, было совершено отпевание. Андрея Боголюбского похоронили в Успенском соборе Владимира.

…История, отверзая гробы, поднимая мёртвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления, вновь созидая Царства, и представляя воображению века с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия…

Н. М. Карамзин

В 1934 году в руки сотрудников Института истории феодальных обществ (современный Институт Археологии) был прислан неполный скелет «неизвестного», без бирок и опознавательных знаков, лишь с сопроводительным листом, в котором рентгенологов-антропологов просили провести беспристрастную экспертизу останков и ответить на вопросы: возраст человека, его антропологический тип и главное - отчего и как умер этот человек?

Такая секретность в исследовании этих с виду непримечательных останков, должна была уберечь учёных от искушения приблизить свои выводы к желаемому результату. Через непродолжительное время пришёл ответ экспертов: перед нами останки мужчины, приблизительно пятидесяти лет, ростом около 170 см.

Человек физически сильный, проживший активную жизнь, несмотря на частично сросшиеся шейные позвонки, а также на болезни, выявленные у него (спондилёз и остеохондроз), значительно ограничивающие подвижность этого человека.

На основании изучения особенностей эндокринной системы было выдвинуто предположение, что человек был легко раздражителен, возбудим и крайне сильно проявлял свои эмоции, видимо, не стесняясь своей реакции даже на самые незначительные события.

Тип его черепа был определён антропологом В. В. Гинсбургом как северный, близкий к курганным славянским, при наличии несомненных монголоидных черт. Скошенный назад лоб, всегда, из-за сросшихся позвонков, гордо поднятая голова - всё это придавало «неизвестному» властный, жесткий, непреклонный вид.

Проанализировав все останки, ученые пришли к выводу, что перед ними воин, участвовавший во многих сражениях, о чём говорили рубцы от старых заживших ран, получить которые можно было лишь на поле боя или в поединке, но были и новые раны, не успевшие зарасти, полученные непосредственно перед смертью.

Кто же это? Возможно, это воин сложивший свою голову на поле брани?

Но характер «новых» ран говорил о другом: этот человек был предательски убит. Многочисленные раны, нанесённые разнообразным оружием: рубящие, предположительно, мечами и саблями, колющие - копьями или кинжалами - все раны были нанесены с боков или со спины по совершенно беззащитному человеку. У экспертов не было никаких сомнений: «Это нападение нескольких человек, с определенной целью - не ранения, хотя бы и тяжелого, а убийства тут же, на месте, во что бы то ни стало».

Таким образом, предположения и надежды археологов оправдались: анонимная антропологическая экспертиза стала последним подтверждающим фактором, позволившим дать окончательный ответ на вопрос, кто этот человек. Перед исследователями оказались останки святого благоверного великого князя владимирского Андрея Юрьевича, жестоко убитого в ночь с 29 на 30 июня 1174 года в Боголюбове.

Несмотря на радость историков от оправдавшихся надежд, ответ на этот вопрос породил множество новых неизвестных. Было доподлинно известно, от чего погиб великий князь, но как это произошло и почему? Кто его убил и зачем? А также какое значение это событие имело для современников князя, и почему погибший насильственной смертью от рук убийц великий князь Андрей Юрьевич не был причислен Русской Православной Церковью к лику святых? Этого не произошло ни сразу после его смерти в 1174 году, ни через десять лет, ни даже через сто. Он был канонизирован около 1702 года, т. е. лишь спустя 528 лет после своей смерти…

Фигура Андрея Юрьевича всегда привлекала всех интересующихся историей людей. - не просто князь, он веха в истории русской государственности; идеи, воплощаемые им в жизнь, нашли отражение в деяниях последующих поколений великих русских князей и царей. В его жизни и смерти как в зеркале отразились непростые политические и социальные отношения эпохи.

Андрей Боголюбский родился в 1112 году в семье ростовского князя Юрия Владимировича, более известного по прозвищу Долгорукий, и дочери половецкого хана Аепы. Его отец провёл свою жизнь в постоянной борьбе за великокняжеский киевский престол, занять который в конце концов удалось, но счастья ему это так и не принесло, уже через несколько лет правления он был отравлен.

После смерти отца в 1157 году Андрей Юрьевич становится великим князем и сразу же проявляет себя выдающимся правителем и неординарной личностью. Принимая титул великого князя, но не отправляясь княжить в Киев, он впервые, по сути, разрушает сложившуюся до того времени традицию: раз великий князь - значит князь киевский.

Великий князь теперь княжит на Ростово-Суздальской земле. Получив землю, он решает укрепиться на ней и, пользуясь правом сильного, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества трёх своих братьев, двух племянников, мачеху и почти всех приближенных отца. Следующим его шагом к упрочению собственной власти становится борьба с боярской аристократией.

Тут нужно сделать небольшую ремарку: князь тогда не обладал полнотой власти, часто он был лишь первым среди равных, ему всё время приходилась оглядываться на бояр и старшую дружину, иначе, потеряв их поддержку или вступив с ними в конфронтацию, он мог просто-напросто потерять всю свою реальную власть, оставив себе лишь красивый титул князя.

Андрей Боголюбский же вознамерился пресечь и эту сложившуюся традицию. Он, игнорируя все препятствия, шагает к самовластию, сосредотачивая власть в своих руках. Как избавиться от постоянных интриг и боярского влияния? Он поступает прямолинейно и просто: переносит столицу княжества в суздальский пригород - город Владимир-на-Клязьме.

В этой новой столице всё будет так, как хочет он: разворачивается грандиозное строительство, строится Успенский собор, поражавший современников своей роскошью, дорогу к нему открывают Золотые ворота, подобные киевским. Великий князь с не меньшей пышностью обставляет и свою загородную резиденцию - укреплённый город-замок Боголюбово-на-Нерли, где находилась жемчужина Владимиро-Суздальского княжества - великолепный дворовый храм князя, посвященный Рождеству Богородицы.

Пол собора был выложен отполированными до блеска медными плитами, хоры были выложены майоликовыми плитами, в зеркальной поверхности которых играли блики солнца и свечей. Обилие драгоценной утвари, фресок, дорогих тканей - сочетание всего этого с прекрасным интерьером изумляли каждого, кто видел убранство храма, что подчеркивало величие князя.

Ипатьевская летопись передаёт глубокий символизм происходящего по сути прямо отождествляя Андрея с Соломоном, церковь в Боголюбове - с ветхозаветным храмом Господним в Иерусалиме, а Владимир - с Киевом как Новым Иерусалимом. Видимо, так было задумано самим Андреем, и именно так всё это воспринималось его современниками.

Светская власть князя крепла, возводимые им храмы прославляли его величие, но этого было недостаточно. Осознавая влияния Церкви на умы людей, Андрей Боголюбский решает использовать её колоссальные возможности в своих политических целях. Он продвигает идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества, по сути именно он инициирует принятие новых государственных праздников - Спаса и Покрова, и при нём создаётся целый цикл литературных произведений: «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Житие Леонтия Ростовского» и т. д.

Сосредоточив в своих руках колоссальную власть в Ростово-Суздальской земле, великий князь продолжает свою политику, перенеся её за пределы своего княжество: вот и Киев, и Новгород лежат у его ног, и нет на Руси человека могущественнее великого князя Андрея Боголюбского. Но когда человек достигает вершины и не удерживается на ней, есть лишь один путь - вниз.

Восстаёт Киев, и тогда Андрей Юрьевич собирает грандиозный поход на Киев, какого не знала ещё Русская земля. Войско состоит из всех подчиненных ему княжеств: здесь и ростовцы, и суздальцы, рязанцы, муромцы, новгородцы, белозёрцы, владимирцы, переяславцы. По приказу князя под его знамёна встали дружины сопредельных земель черниговского, курского, полоцкого, смоленского и других князей.

Однако пути Господни неисповедимы: под стенами Киева войско потерпело сокрушительное поражение, и ему пришлось с позором разойтись. Власть постепенно стала утекать из рук Андрея Боголюбского, и неизвестно, чем бы это могло закончиться, если бы не мученическая смерть, подведшая итог его земной жизни.

Возвращаясь к теме убийства князя, необходимо задать себе вопрос, а можем ли мы вообще спустя восемьсот лет разобраться в хитросплетениях событий той злополучной для Андрея Боголюбского ночи?

На этот вопрос мы можем ответить: да, это возможно. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях сохранилась так называемая «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» - текст, рассказывающий о заключительных часах жизни князя в земной юдоли.

Этот текст много раз изучался историками, и классическое, буквальное его понимание представляет перед нами такую картину последних часов жизни князя: перед убийством Андрея заговорщики для придания себе уверенности спустились в винные погреба и хорошенько там напились. Потом, в конце концов собравшись с духом, они отправились к спальне князя.

Решив сначала проникнуть к нему хитростью, один из заговорщиков постучал и назвался Прокопием, именем одного из доверенных слуг князя, но то ли князь узнал по голосу говорившего, то ли выпито было слишком много - князь распознал обман, дверь не отпер и, до конца оставаясь князем-воином, бросился к мечу, по преданию принадлежавшему св. Борису, но меч был похищен ключником князя, который тоже участвовал в заговоре. Так князь, по слову которого вся Русь становилась под копьё, оказался абсолютно беззащитен.

Заговорщики начали ломать дверь, и когда она упала, бросились на князя. Проведя большую часть своей жизни в военных походах, князь был не простым соперником - даже безоружный, он представлял собой угрозу, к тому же многие заговорщики были пьяны, однако численный перевес (их было около 20 человек) и холодное оружие довершили - дело. Князь упал. Подумав, что он мёртв, заговорщики снова отправились в погреба.

Тем временем князь очнулся и, несмотря на раны, нанесённые ему, попытался скрыться. Решив осмотреть, а скорее просто ограбить тело князя, заговорщики не нашли его в его спальне, но смогли отыскать его по кровавому следу. В летописи сказано, что увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело, тело князя лежало на улице, пока люд грабил его величественные хоромы.

Древнерусские тексты никогда не стоит понимать буквально, все они пронизаны аллюзиями на Священную историю; летописцы никогда не ставили своей задачей заниматься бездумным хроникёрством. Летопись была актуальным произведеним, в котором образованный читатель того времени мог увидеть гораздо больше, нежели современный. В этом отношении очень интересен т.н. «рассказ об отрубленной руке» подробно рассмотренный И. Н. Данилевским, и именно его предположения на данный момент являются самыми интересными.

Несмотря на почти полное совпадение результатов экспертизы и текста «повести об убиении Андрея Боголюбского» было выявлено небольшое несоответствие. Глава заговорщиков Петр отрубает правую руку князю, после чего тот умирает. Экспертиза же говорит, что правая рука была нетронута, а вот левая рассечена во многих местах.

На это несоответствие долго не обращали внимания - ну мало ли, ошибся древний книжник, с кем не бывает. Но наше покровительственное отношение летописцу не требуется, он знал, что писал, и знал, какая рука была отрублена. Например, на миниатюре в Радзивиловской летописи (XV век!) возле лежащего князя стоит женщина и держит его отрубленную руку - и именно левую. Так что же всё это значит?

Мир средневекового человека насыщен символами, раскрывающими смысл явлений. Основной книгой, на которой базировалось мироустройство того времени, являлось Священное Писание, где и предложил искать ответ И. Н. Данилевский. В Евангелии от Матфея сказано: «И если правая рука тебя соблазняет, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё ввержено в геенну» (Мф. 5:30). Каким же образом правая рука могла «соблазнять» великого князя?

Здесь нам потребуется углубиться в другой документ, где присутствует мотив отрубленной руки, а именно в Лаврентьевскую летопись, где идёт речь о владыке Феодорце, ставленнике князя, которого тот хотел поставить во главе новой Владимирской митрополии, отделившись от митрополии Киевской.

Грандиозные планы князя не увенчались успехом. Его гордыня и поведение владыки Феодорца вызвали всеобщее осуждение со стороны общественности того времени. Не встретила одобрения ни сама идея, ни методы, которыми князь и его ставленник добивались своей цели. Например, из своей епархии был изгнан Ростовский епископ Нестор, противившийся князю. Только вмешательство Патриарха Константинопольского остановило процесс разделения русской митрополии на две части. Но это не остановило Андрея с Феодорцом.

В 1168 году на Собор в Киеве Боголюбский через Феодорца писал князю киевскому Мстиславу, что митрополита Константина следовало бы снять и поставить нового с помощью Совета епископов, да и вообще нужно подумать, не отказаться ли от столь хлопотной и затратной власти Патриархов. Однако Мстислав испугался и, несмотря на все хлопоты Феодорца, на это не решился.

Тогда Феодорец отправился с дарами к Патриарху и начал уверять его, что на Руси нет митрополита, и просить, чтобы он его поставил митрополитом. Патриарх не согласился. Тогда тот стал умолять хотя бы об епископской кафедре в Ростове. Патриарх сжалился и уступил. Тогда Феодорец, не заезжая за благословлением к митрополиту и всячески игнорируя его, отправился на епископскую кафедру.

Узнав обо всём этом, митрополит написал игуменам и пресвитерам Ростовской епархии, чтобы те не служили с Феодорцем, пока тот не примет у него благословения. Власть митрополита оказалась ещё больше, и даже миряне перестали просить благословения у нового епископа, что лишь сильнее разозлило Феодорца. И когда наконец все сроки уже вышли, и Феодорец всё же явился в Киев, он был схвачен людьми митрополита, и там «…его осекоша, и языка урезаша, яко злодею еретику и руку правую отсекоша…»

Всё, что делал Феодорец, будучи ставленником Андрея Боголюбского, он не мог делать без его ведома, а значит, вина за весь церковный кризис и попытку узурпировать церковную власть лежит и на самом князе - а это очень тяжкое преступление. И всё же, несмотря на все его прегрешения, по тем временам очень серьёзные, летописец относится к нему с почтением, говоря, что великий князь Андрей Боголюбский «кровью мучинечскою умывся пригрешении своих», т. е. в конце своей мученической смертью искупил свои грехи.

Таким образом, мы ответили на несколько очень важных вопросов: как погиб князь, как к нему относились его современники и почему же его не причислили к лику святых сразу после смерти - видимо, всё ещё не улеглась память о его прегрешениях. Остаётся последний вопрос, кто и почему убил князя?

Разбирать вопрос, кто именно убил князя, достаточно сложно: видимо у каждого из убийц были свои мотивы - жадность, обида и т. д. Их объединяло одно - желание убить князя, для нас главное - почему?

В течение всей своей жизни князь стремился сосредоточить в своих руках максимальную власть, он сражался со старыми устоявшимися порядками: городским вече, боярской аристократией. Изменилось и окружение князя: он меняет, по словам И. Н. Данилевского, «личную преданность дружины, где он был „первым среди равных“, на рабскую преданность „милостников“, „подручников“ и холопов, которые полностью зависят от господина, а потому боятся его и ненавидят, несмотря на все его милости».

Здесь ещё можно вспомнить, что были изгнаны родственники князя и дружина его отца. Князь Андрей «хотя самовластець быти», а это понятие для того времени - чуть ли не претензия на богоравность: «Аше ли хощеши разумети, что есть самовластець, что ли подъ властию то разумеи: апостоли под властею, а Спас - властелин» .

Это желание стать «самовластцем» противопоставило его всем его родным, последователям, холопам, даже неудача похода на Киев - не результат бездарности князя как полководца, а скорее неприятие войском новых ценностей, отказ выступать против традиций, в результате чего - низкий боевой дух и неуверенность в собственных силах.

Пройдут столетия, и будет монгольское нашествие, по сути изничтожившее старые дружинные порядки, как, впрочем, и самих дружинников, и на Руси вновь появятся «самовластцы»: цари и великие князья, окруженные уже слугами-дворянами и холопами-боярами, по слову своему устанавливающие новые митрополии, осуществившие мечту Андрея Боголюбского, взявшие под контроль Патриаршество. Но всему этому в XII веке ещё не место. Убило князя само время и сила традиций, в которых он жил, и в медленном течении которых не смог существовать.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!