Клише к эссе по обществознанию. Эссе по обществознанию егэ структура фразы-клише типичные ошибки
Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29
Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.
В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.
Критерии оценки эссе
Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).
Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).
Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.
Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.
Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.
Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.
Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.
Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.
Как выбирать цитату?
Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.
- Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
- По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
- Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.
Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)
Алгоритм написания эссе
Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.
Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.
Структура эссе может выглядеть так:
1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.
Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.
Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.
2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.
Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.
Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…
3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.
Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.
Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.
В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.
4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.
Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.
Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.
5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .
Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.
Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.
Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.
Практические советы по написанию эссе по обществознанию
- Самое главное – регулярно тренироваться в написании эссе, сдавая их на проверку преподавателю, и, уделяя внимание проработке его замечаний.
- Соблюдать логическую последовательность изложения, не перепрыгивать от одного к другому примеру.
- Не писать все эссе на черновик: набросать только план и основные идеи.
- Приводить пример для каждого теоретического постулата.
- Учиться адекватно и объективно оценивать как свои, так и чужие эссе.
- Ознакомиться с критериями оценивания эссе по обществознанию и уделять внимание каждому пункту в процессе написания.
- Не путаться в понятиях и терминах обществознания.
- Тренироваться раскрывать смысл высказывания на любых афоризмах.
- Смотреть новости, запоминать примеры с уроков, которые можно использовать в качестве доказательств своей позиции.
Критерии оценки эссе на ЕГЭ в 2018 году
Эссе, как творческое сочинение, от других способов контроля знаний отличает способность диагностировать умение учеников анализировать информацию, грамотно интерпретировать ее, строить рассуждения и приводить аргументы в виде правильно подобранных фактов, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Пример эссе по обществознанию на ЕГЭ
Таким образом, для эффективной подготовки к эссе по обществознанию следует тренироваться в их написании как можно чаще, соблюдая вышеперечисленные советы и придерживаясь требуемой структуры. Только так можно «набить руку» и идти на экзамен с уверенностью.
Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за ЕГЭ обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
Структура эссе |
Темы Философия Экономика Социология, социальная психология Политология Правоведение |
2.Проблема (тема), ее актуальность |
3.Смысл высказывания |
4. Собственная точка зрения |
5. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: а) теоретический уровень б) эмпирический уровень |
6. Примеры |
7. Вывод |
Как выбрать тему эссе?
1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел
2. С какими основными проблемами
обществознания связана данная тема?
3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,
как выразить свое отношение к нему?
4. Какие обществоведческие термины нужны мне
для грамотного обоснования своей точки зрения?
5. Какие привести примеры из истории, литературы,
общественной жизни, своего жизненного опыта?
Приветствуются следующие дополнительные аргументы:
Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии ).
Имена его предшественников, последователей или научных противников.
Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
Теоретический уровень- его основой являются обществоведческие знания(понятия, термины, противоречия, мнения ученых, мыслителей)
Эмпирический уровень- здесь возможны два варианта:
Использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
Обращение к личному опыту
клишеСмысл высказывания
«Смысл данного высказывания состоит в том,что…»
Собственная точка зрения
Нельзя не согласиться с мнением автора …
Я не разделяю подобную точку зрения…
Я не могу присоединиться к этому утверждению, так как …
Поражает глубина мысли великого …
Удивляет нестандартный подход к проблеме…
Эта фраза заставляет задуматься над…
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...
Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению, что …
Примеры
Существует несколько подходов к данной проблеме…
С незапамятных времен бытовало мнение…
Посмотрим на проблему с другой стороны…
Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…
Рассмотрим несколько подходов...
Например,…
Проиллюстрируем это положение следующим примером...
Необходимо заметить…
Вывод
Исходя из вышесказанного…
Подводя итог размышлениям…
Таким образом,…
Подведем общий итог рассуждению...
Итак,…
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...
Вот почему я согласен с мнением…
Резюмируя сказанное, следует отметить…
1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность
Смысл данного высказывания состоит в том, что …
Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
Глобализации общественных отношений;
Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
Обострения глобальных проблем современности;
Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
Развития международной интеграции;
Современной рыночной экономики;
Развития и преодоления мирового экономического кризиса;
Жёсткой дифференциации общества;
Открытой социальной структуры современного общества;
Формирования правового государства;
Преодоления духовного, нравственного кризиса;
Диалога культур;
Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»
общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):
Высказывание можно анализировать с разных сторон…
Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
Стоит отметить, что…
4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень. Фразы-клише:
Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
В курсе обществознания (экономики, социологии…) …
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
обращение к личному опыту.
Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
Фразы-клише:
Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
Обратимся к примерам из истории…
Что говорят нам факты общественной жизни…
Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…
5. Фразы-клише для вывода:
Таким образом…
В заключение можно сделать вывод, что…
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…
Приводим сборник главных фраз-клише, которые могут помочь вам правильно написать эссе по обществознанию.
1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность
- В своем высказывании автор имел в виду, что …
- Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
- Смысл данного высказывания состоит в том, что …
- Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
- Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
- Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
- ...глобализации общественных отношений;
- ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- ...обострения глобальных проблем современности;
- ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- ...развития международной интеграции;
- ...современной рыночной экономики;
- ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- ...жёсткой дифференциации общества;
- ...открытой социальной структуры современного общества;
- ...формирования правового государства;
- ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
- ...диалога культур;
- ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:
- «Я согласен с автором в том, что...»
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»
- «Автор был прав, утверждая, что...»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного
- общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):
- Высказывание можно анализировать с разных сторон…
- Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
- В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
- Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
- Стоит отметить, что…
4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень. Фразы-клише:
- Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
- Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
- В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
- Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
- Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
- В курсе обществознания (экономики, социологии…) …
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
- использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
- обращение к личному опыту.
Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
Фразы-клише:
- Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
- Обратимся к примерам из истории…
- Что говорят нам факты общественной жизни…
- Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
- Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
- Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
- Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
- Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…
5. Фразы-клише для вывода:
- Таким образом…
- В заключение можно сделать вывод, что…
- Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
- На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…