Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Какие страны связывает дунай. Виртуальный круиз по дунаю

Река Дунай – это одна из крупнейших в мире. Она является второй по своей протяженности на территории Европы (первая – Волга), и единственной столь длинной в Евросоюзе. Пересекая несколько европейских стран, Дунай тянется практически на три тысячи километров, впадая в конечном итоге в Черное море.

Река Дунай заслуженно считается международной – или, интернациональной – рекой, и это действительно так, ведь на своем протяжении он протекает по территории Германии, Австрии, Венгрии, Словакии, Сербии, Хорватии, Болгарии, Румынии, Молдавии и Украины. Эта река проходит через несколько европейских столиц, достойно украшая их своим величественным видом.


Устье Дуная территориально поделено между Украиной и Румынией, исток же лежит в Германии. Реку Дунай неоднократно упоминали в своих трудах еще античные авторы – например, Геродот. Древние греки называли ее именем Истр, а нынешнее название – кельтского корня, причем в большинстве языков оно звучит примерно одинаково.

Люди давно облюбовали Дунай, ведь он был источником воды и рыбы, ввиду чего на его берегах разрастались поселения. Попытки окультурить реку наблюдались еще в глубокую старину – считается, что самый первый каменный мост через Дунай построил римский император Траян, что произошло в самом начале II века нашей эры. Таким образом, Дунай исстари был известен многим народам, и самые разные племена и цивилизации обживали его берега.


Удивительно, но такая длинная и действительно могучая река проистекает из двух относительно малых горных речушек. Исток, расположенный в Шварцвальдских горах, в германской земле Баден-Вюртемберг, образуется из слияния Бригах и Брег. Их протяженность составляет всего лишь около пятидесяти километров, и по сути их можно назвать скорее ручьями, чем реками. Здесь же, в Баден-Вюртембергском городе Донауэшинген, находится старинный замок, близ которого оформлен символический исток могучей реки. Так, из небольших горных ручьев вытекает огромный Дунай, проходящий далее практически через всю Европу.

Небольшая часть реки имеет подземное русло. Вскоре после истока, около тридцати километров спустя, река Дунай уходит под землю. Далее он просачивается сквозь горную породу и уже далее разливается во всю свою ширину. Это тоже можно считать достаточно удивительным фактом, когда такая масса воды выходит буквально из гор. Поистине, Дунай – во многом неповторим.


Направление Дуная на разных участках различное – местами он изгибается, образует углы и петли. В конечном итоге, река разветвляется и дельта ее достаточно широка. В области дельты наблюдается заболоченная местность, изобилующая озерами, однако сама она делится на две основные части. Как уже было указано выше, одна из частей принадлежит Украине, тогда как вторая – Румынии. При этом, румынский участок дельты Дуная объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО.

На протяженности реки можно наблюдать несколько островов. Среди них иногда попадаются достаточно крупные – например, Житный остров в Словакии, считающийся крупнейшим островом на Дунае. Площадь его составляет практически две тысячи квадратных километров, причем он обитаем. На острове живут люди, там выращивают урожаи пшеницы и иных культур, а в южной его оконечности находится целый ряд природных заповедников. В них собраны редкие виды растений, птицы и животные, существование которых в последнее время поставлено под угрозу во всем остальном мире. Хотя остров и принадлежит Словакии, живут там преимущественно венгры, являющиеся гражданами этого государства – это сложилось исторически.


Безусловно, примечательна река Дунай и в границах европейских столиц. Говоря о Венгрии, нельзя не упомянуть Будапешт, через который протекает река, деля его на две основные части – Буду и Пешт. Некогда в прежние времена это были два разных самостоятельных города, пока, наконец, не объединились в один, сделавшийся столицей Венгрии.

В Будапеште Дунай убран в каменные набережные, а вдоль них располагаются удивительной красоты дома, поражающие всякого туриста своей неповторимой архитектурой. Это здание Парламента, ряд роскошных отелей, иных зданий, да и сама знаменитая гора Геллерт также хорошо видна с набережных Дуная. Через реку переброшено семь красочных мостов, которые подсвечиваются в вечернее и ночное время суток множеством лампочек, что делает общую картину еще привлекательнее.


Помимо Будапешта, Дунай пересекает такие столицы, как Вена, Белград, Братислава. Расположены на его берегах и другие известные города, которые, хоть и не являются столицами государств, но не менее оттого крупные и знаменитые. Среди них можно упомянуть германский Пассау – некогда прославленный центр изготовления холодного оружия для практически всей Европы. Галац, Брэила, Русе и Линц – эти города также стоят на Дунае. А кроме них, многие сотни городков и деревенек поменьше, пусть неизвестных, но веками присутствующих на берегах этой великой реки.

Кроме того, река Дунай является важной транспортной артерией, имеющей крупное значение для всей Европы. На нем развито как пассажирское, так и транспортное судоходство, и ежедневно в судоходный сезон сотни людей и тысячи тонн самых различных грузов курсируют во все направления по Дунаю. Лишь на пару месяцев в году прерывается это сообщение, так как большую часть года Дунай вполне судоходен.


Кроме того, от него разветвляется целая сеть каналов, обустроенных человеческими руками. Эти каналы связывают между собой реки, города и страны. Безусловно, они тоже важны в экономическом смысле, а начало им всем дает Дунай.

Сегодня каждый желающий может заказать себе путевку на речной круиз по Дунаю. Это будет действительно увлекательный опыт, ведь в ходе круиза судно пройдет через несколько стран, через упомянутые выше столицы и города меньшего значения. В различных местах будут совершены остановки. Увидеть всю Европу и набраться массы интересных впечатлений с легкостью можно в ходе путешествия по Дунаю.

ДУНА́Й (греч. ̓Ίστρος – Истр; лат. Danubius; нем. Donau; венг. Duna; чеш. Dunaj; серб., болг. Дунав; рум. Dunărea), река в Европе, протекает через Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Румынию, Болгарию, Молдавию и Украину; вторая (после Волги) в Европе по длине и водоносности. Предположительно названа кельтами, жившими в её верховьях (кельт. Дану; Danu – стремительный, бурный, быстрый). Длина 2857 км, площадь бассейна 817 тыс. км 2 . Истоком Д. считают место слияния небольших рек Брег и Бригах на восточных склонах Шварцвальда на высоте 676 м. Впадает в Чёрное море, образуя дельту. Средний уклон реки 0,24‰. В Д. впадает более 300 притоков. В бассейне реки много горных (главным образом в Альпах, Кимзе, Аттерзе и др.), равнинных (напр., Нойзидлер-Зе, Балатон) и пойменных озёр. Д. подразделяют на Верхний, Средний и Нижний.

Верхний Дунай (от истока до Девинских Ворот – сужения долины в месте соединения отрогов Восточных Альп с Малыми Карпатами) – типично горная река, русло и долина имеют сужения и расширения. В нижней части участка ширина русла от 110 до 300–400 м. Основные притоки: Иллер, Лех, Изар, Инн, Энс (правые), Альтмюль, Наб, Реген, Морава (левые). Средний Дунай ограничен Девинскими Воротами и Железными Воротами, находящимися в теснине Катаракты, между Южными Карпатами и западными отрогами гор Стара-Планина. На этом участке река пересекает Среднедунайскую низменность. Ниже г. Будапешт резко изменяет направление течения с восточного на южное, около г. Белград вновь поворачивает на восток. Ширина русла увеличивается до 800–1000 м. Средний Дунай принимает много полноводных притоков, наиболее крупные – Драва, Сава, Велика-Морава (правые), Ваг, Грон, Ипель, Тиса, Тимиш (левые). Теснина Катаракты ранее была порожистым участком русла длиной 117 км, её самые узкие (до 150–300 м) и глубокие места – Казане и Железные Ворота. После сооружения Джердапского водохранилища этот участок полностью затоплен.

Нижний Дунай (от Железных Ворот до устья) протекает по Нижнедунайской низменности. Ширина русла от 700 до 1200 м. Основные притоки: Тимок, Огоста, Искыр, Вит, Осым, Янтра (правые), Жиу, Олт, Арджеш, Яломица, Сирет, Прут (левые). Нижний Дунай заканчивается крупной (4200 км 2) низменной дельтой (80% её площади находится на территории Румынии, 20% – Украины). Для дельты Д. характерны многочисленные рукава, протоки, озёра, плавни. Общая площадь внутридельтовых озёр, придельтовых озёр-лиманов и озёр-лагун ок. 2000 км 2 . В вершине дельты Д. делится на рукава – Килийский (левый, длина 116 км) и Тульчинский (правый, 17 км), который, в свою очередь, разделяется на Сулинский (76 км) и Георгиевский (после спрямления 77 км) рукава. Дельта отличается большим биоразнообразием; здесь насчитывают св. 5000 видов растений и животных. Тростниковые заросли в дельте Д. – самые обширные (1560 км 2) и компактные в мире. Только здесь, на дельтовых озёрах, встречаются «плауры» – плавающие ковры живой и отмершей растительности. В дельте Д. – заповедники Дунайский биосферный (Украина) и Дельта Дуная (Румыния).

Питание реки смешанное (снеговое и дождевое). Чётко выделяются длительные весенне-летнее половодье и летне-осенняя межень, а также зимний и осенний паводки. В результате потепления климата, раннего снеготаяния и увеличения количества осадков половодье в последние десятилетия наступает в более ранние сроки, а его высота немного возросла. Сооружение многочисленных водохранилищ на Д. и его притоках почти не оказало влияния на сток воды. Наводнения во время половодья и паводков на Среднем и Нижнем Дунае не только сохранились, но и усилились (экстремальные паводок 2002 и половодья 2006, 2010). Величина сезонных колебаний уровней воды на Верхнем и Среднем Дунае до 6–8 м, на Нижнем Дунае – до 4 м. Дельта подвержена влиянию сгонно-нагонных колебаний уровня до ±1–1,5 м. Среднемноголетний расход воды в вершине дельты 6500 м 3 /с (годовой объём стока 205 км 3); наиболее многоводный приток – Сава (50,8 км 3 /год). Сток взвешенных наносов в среднем 36 млн. т/год (до сооружения Джердапского водохранилища 50–65 млн. т/год). Ледостав на Верхнем и Среднем Дунае обычно с середины января до середины февраля, на Нижнем Дунае – с конца января до начала февраля. В последние десятилетия продолжительность периода с ледовыми явлениями уменьшилась. Воды Д. загрязнены, возросла концентрация тяжёлых металлов, нефтепродуктов, соединений азота и фосфора, фенолов и органических веществ. Главные источники загрязнения – сточные воды промышленных предприятий, хозяйственно-бытовые и сельскохозяйственные сточные воды.

Водные ресурсы Д. широко используются придунайскими странами. Вопросы судоходства регулирует Дунайская комиссия (г. Будапешт). Д. судоходен от г. Регенсбург (Германия). Осн. грузоперевозки осуществляются по Среднему и Нижнему Дунаю. Для улучшения условий судоходства и защиты от наводнений Д. на всём протяжении зарегулирован многочисленными плотинами, проводятся дноуглубительные и русловыправительные работы на мелководных участках реки и в дельте. В 1984 в Румынии между речным портом Чернаводэ и морским портом Констанца открыт шлюзованный судоходный канал Дунай – Чёрное море. В начале 1990-х гг. построен канал Дунай – Майн – Рейн, соединивший Чёрное и Северное моря. Большой водный потенциал реки используется в целях энергетики (крупный гидроузел «Jerdap-1» и «Jerdap-2» в Румынии и Сербии, каскад ГЭС в Германии и Австрии, ГЭС «Gabčíkovo» в Словакии). В дельте Д. развиты сельское хозяйство, лов и переработка рыбы; туризм. Крупнейшие города и порты на Д. (вниз по течению): Регенсбург (Германия), Линц, Вена (Австрия), Братислава (Словакия), Будапешт (Венгрия), Нови-Сад, Белград (Сербия), Русе (Болгария), Брэила, Галац, Сулина (Румыния), Рени, Измаил (Украина).

) берет начало поток Брег, который, соединяясь в одно русло с другим потоком, Бригах, и принимает название Дунай. Исток Брега лежит в 7 км к Северо-северо-западу от Фуртвангена, на высоте 1000 метров над поверхностью моря, между горами Россеком и Бригбрайном, а Бригах начинается почти на 9 километров восточнее, в 4 километрах на юго-запад от св. Георгия, протекает через Биллинген, который лежит всего в 5 км от источников Неккара, и под городом Донауешингеном, приняв в себя ручей, вытекающий из замкового сада этого города и считавшийся прежде истоком Дуная, соединяется в одно русло с потоком Брег. Местность, где сливаются эти три потока, болотистая равнина. Отсюда река принимает название Дунай и течет сначала на ЮВ, сохраняя направление Брега, но скоро меняет его на ЮВ, которого и держится до города Регенсоурга, где снова сворачивает на ЮВ и течет в этом направлении до города Пассау. Этот город общепринято считать конечным пунктом Верхнего Дуная; отсюда до Железных Ворот идет Средний Дунай, а от Железных Ворот до устья Нижний Дунай.

В верхнем течении Дунай идет сначала у южного подножия Швабской Юры до г. Донауверта, отсюда до Регенсбурга - у подножия Франкской Юры. Протекая по этой гористой местности, Дунай при большом уклоне очень быстр, особенно под Ульмом, на высоте 469 метров. До Ульма по правому берегу идут покрытые горы, хотя и встречаются местами и топкие небольшие , а от Ульма, под которым Дунай, приняв в себя свой первый приток Иллер, делается судоходным (при ширине в 78 метров), правый берег его становится совершенно плоским, левый же остается горным и скалистым.

Средний Дунай под Пассау река принимает в себя приток Инн, отчего его почти удваивается, и, покинув возвышенные равнины Баварии, вступает в долину, причем правый берег его лежит в . Уже за Пассау начинается теснина, тянущаяся на пространстве около 120 километров до Кремса и образуемая с одной стороны южными отрогами Чешского Леса, Грейнервальда и Мангартсвальда, а с другой - северными отрогами Альпов (Заувальд). Здесь русло Дуная завалено камнями и загромождено , образующими известные пороги Штрудель. Вода делится на бешеные потоки вокруг острова, на котором стоит в развалинах старинный замок Верфенштейн, и стремительно несется в общем русле, сузившемся здесь всего до 146 метров. В прежнее время масса воды ударялась в большую отдельно стоявшую скалу Гаусштейн и образовала страшный водоворот, но в 1854 году скала была взорвана и, путь через пороги перестал представлять затруднения. Недалеко отсюда Дунай выходит из горных теснин, разливается широкою скатертью и делится на множество рукавов, между которыми заключаются низменные острова, так называемого «Auen», покрытые густою травою и поросшие ивами, осиною и тополями. Ложе реки разветвляется в виде многих излучин, из которых одни удобны для судоходства, другие загромождены песчаными мелями и постепенно переходят в болота. Стесненный еще раз частями прерванного им Венского Леса, Дунай вступает в Нижне-Австрийскую низменность, представляющую дно древнего озера, через которое он протекал когда-то. Здесь он по исправленному в последнее время руслу протекает у столицы австро-венгерской империи . Южная часть этой половины вся уже давно густо заселена; повсюду кипит фабричная и заводская промышленность, зато страна по северному берегу реки, по направлению к Моравии, Мархфельд, только в сравнительно недавнее время покрылась и нивами: в средние века германские императоры нарочно оставляли эти места незаселенными и невозделанными, чтобы быть в состоянии защищать без большого труда свои пределы от вторжения диких орд. Отсюда при впадении реки Моравы Дунай оставляет австрийско-немецкую и вступает в пределы Венгрии, где сменяется последними отрогами Альпов и предгорьями Малых . Пройдя под Девином (130 м над уровнем моря) и Пресбургом «Венгерские Ворота», Дунай входит в Венгерскую равнину и широко разливается в своих отлогих берегах. Здесь он приобретает характер настоящей большой реки с изменчивыми, неопределенными берегами, кроме тех мест, где подошедшие к самой воде горы заставляют реку снова сузиться на некоторое время. Дунай подмывает здесь берега, заставляя обрушиваться большие массы земли, которые потом отлагаются в русле или у другого берега в виде многочисленных отмелей, песчаных стрелок и кос и даже целых островов и островков. Все это зарастает камышами, кустарниками и деревьями. Тут берега реки густо заселены. Из множества островов выделяются здесь лежащие ниже Прессбурга два больших острова: Большой и Малый Шютты. Первый из них (87 километров длины и около 25 километров ширины) носит у своих обитателей название Цалокез, а у Житный остров и имеет на себе около 200 сел и деревень. Малый Шютт - около 48 километров длины. Разделившийся на три русла Дунай снова соединяется в одно русло под г. Коморном и течет в восточном направлении к городу Грану, опять прорывая себе «Вышеградский проход» между выдающимися к Ю выступами Баконского Леса и предгорьями Новоградских Карпатов с севера Под гор. Вайценом Д. довольно круто сворачивает на Ю и, пройдя венгерскую столицу , где его высота над уровнем моря 110 метров, вступает в большую Венгерскую равнину-низменность (Альфельд). Эта местность носит характер: огромная низменная равнина, в которой на большом пространстве не видать каких-либо значительных возвышенностей, поражает наблюдателя своим однообразием и в характере местности, и в царстве растительном, и в царстве животном, даже человек здесь почти на всем пространстве тот же самый. В Альфельде Дунай широко разливается и медленно течет между двумя отлогими берегами, местами образующими настоящие топи и болота; а то в широком русле поднимаются о-ва из нанесенной речными водами земли или рядом с главным руслом идут отделившиеся от него многочисленные рукава, которые впоследствии снова сливаются с главною рекой. Более значительные из островов на Дунай в этом месте Сент-Андраш (между Вайценом, Будой), затем Чепель, Шар и Маргита у Могача. Около Буды глубина 8-12 метров, ширина же Дуная здесь около 1000 метров, а между Бенеком и Фельдваром 570-1260 метров. Ниже впадения Дравы под Вуковаром Дунай оттесняется на ВЮВ Сирмийскими холмами (Фрушка Гора, см.) и течет к Петервардейну (82 м) и Сланкамню. Здесь он принимает в себя самый большой из своих притоков, вторую артерию Альфельда, р. Тиссу, и течет в направлении к г. Землину, под которым ширина его доходит до 1560 м, глубина до 14 м; отсюда идет на Белград и принимает свой главный правый приток Саву; с этого пункта составляет границу между и до Оршовы, или Ршавы. Под г. Базиашем горы сжали реку в ущелье на протяжении около 130 км до г. Кладова. Это ущелье носит название Клиссуры, или Железных Ворот. В этом ущелье высота Дуная над уровнем моря с 37,3 переходит в 11 м; при таком сильном уклоне река приобретает чрезвычайную стремительность течения и сжата с обеих сторон до невероятия (с 1900 метр. ширина ее в Железных Воротах доходит до 100 м, а в одном месте даже до 60 метр.); глубина ее здесь с 20 метров достигает 50 м и даже 75 метров, а падение воды, равняющееся под Базиашем 4 стм. на 1 км, здесь в Железных Воротах достигает 540 м; к этим затруднениям для судоходства присоединяется еще и то, что дно реки во многих местах усеяно подводными скалами и камнями.

Нижний Дунай начинается по выходе реки из Железных Ворот. Здесь он снова вступает на более ровную местность, течет со многими изгибами сначала на Ю, а затем, постепенно сворачивая на В разогнутым полукругом, мимо гг. Видина, Никополя, Систова, Рущука, Салистрии при ширине в 700-1000 метр. и незначительном падении проходит краем Великой Валашской равнины среди широкой болотистой низменности, перерезанной многочисленными рукавами, с огромными лужами стоячей воды. У Чернаводы, отделенной от моря всего только 50 км, Дунай, встретив плоскую возвышенность Добруджи, вдруг меняет свое вост. направление и, обходя ее, сворачивает через Гиршову и Браилов на С. На этом пространстве он делится на целый лабиринт рукавов. Только после впадения Серета Дунай снова принимает свое главное восточное направление и принимает с левой стороны Прут. В расстоянии около 7 км выше Тульчи Дунай образует свою дельту. Это - огромная (около 2558 квадратных километров) болотистая равнина, поросшая высоким камышом (до 3 метр. вышины), в котором находят себе приют стада буйволов и стаи разной водяной птицы и рыскают волки. Крайние рукава этой дельты лежат один от другого на расстоянии 89 км. Из них левый (северный), разделившийся на несколько частей и разлившийся подобно озеру, пройдя через Измаил, впадает в Килийским гирлом, пройдя 101 км и внося с собою в море 63% всей дунайской воды. Правый рукав за Тульчею делится на Сулинский (средний) и Святого Георгия (южный). Сулинский рукав после второго разделения проходит еще 90 км, держась почти прямо на В, и впадает в , принося ему только 7,4% дунайской воды. Это самый судоходный из рукавов Дуная; глубина его доходит до 16 метров, на отмелях около 5 метров, а перед впадением в море лежит также значительная отмель. Эта глубина достигнута благодаря обширным гидротехническим работам, произведенным после войны. Рукав Святого Георгия тянется после второго разделения на пространстве 110 километров, имеет глубину от 6 до 11 метров и перед впадением в море - большую отмель, покрытую водою всего на полтора метра.

Способ питания Дуная : основную роль в питании реки играют воды от таяния горных снегов; большое значение имеют воды от обильных и воды.

Притоки Дуная: Иллер (правый), Лех (правый), Изар (правый), Инн (правый), Энс (правый), Морава (левый), Раба (правый), Ваг (левый), Грон (левый), Ипель (левый), Драва (правый), Тиса (левый), Сава (правый), Морава (правый), Искар (правый), Сирет (левый), Прут (левый).

Обитатели Дуная: осетровые (белуга, осетр, севрюга) и сельдевые (сельдь, пузанок), сом, сазан, жерех, лещ, густера, рыбец, судак, стерлядь, плотва, красноперка, линь, карась, окунь, подуст, пескарь, уклея, язь, усач, чехонь, щука, налим и некоторые другие.

Замерзание Дуная: Половодье проходит в теплую часть года; оно начинается в конце февраля и продолжается до августа. Наиболее маловоден Дунай в сентябре и октябре. наблюдается не ежегодно (в январе-феврале).

История реки Дунай

Наиболее ранние достоверные сведения о Дунае содержатся в сочинениях древнегреческого историка и ученного Геродота (V век до н. э.), который писал во второй книге «Истории», что река Истр (древнегреческое название Дуная) начинается в стране кельтов и течёт, пересекая Европу посередине. Впадает же река Истр в Эвксинский понт (название в те времена Чёрного моря) семью рукавами (другими словами это ознало, что перед тем как Дунай впадает в Черное море он делился на семь рек, его продолжения). Геродот сделал также выводы о характере питания реки, о ее притоках и многое другое, поражающие своей точностью даже современных ученных и географов. Современное название реке дали кельты, которые обитали тут в первой половине первого тысячелетия до н.э. В 105 году император Траян перекинул первый каменный мост через Дунай, для возможного перемещения с одного берега реки на другой.

В литературных источниках античных времен это название река носила от истока до Катарактов. Нижний Дунай называли в древности Истром. В некоторых источниках античности это название распространялось на всю реку.

Первыми мореплавателями, исследовавшими нижнее течение реки, были финикийцы, за ними пришли греки, основавшие на берегах Дуная в XI-IX вв. до н. э. свои колонии и торговые фактории на территории нынешних городов Измаил, Килия, Силистра и др., во второй половине IX в. до н. э. на Дунае появляются македонцы.

Подробные исследования всего течения Дуная сделали римляне. Они построили вдоль берегов реки десятки укреплений, проложили дороги, создали речной флот. И Дунай стал оживленным торговым путем.

В XI- XII вв. славянские и другие племена, значительно потеснив византийцев к югу, оседают на берегах Нижнего Дуная. Средний Дунай занимают западные группы славян - чехи, словаки. Здесь же, а также на Верхнем Дунае прочно обосновываются германские племена и тюркские пришельцы.

Возникновение Киевской Руси на рубеже YIII-IX вв. привело к оживлению торговли по Дунаю - естественному водному пути, удобному для поддержания связей не только между народами, населявшими его берега, но и для торговли с приморскими государствами на Черном море и за его пределами. В русской летописи времен киевского князя Святослава говорится, что здесь "...вся благая сходятся: от грек злато, паволоки (что означает ткани), вина и овощеве различные, из чех же и угор серебро и комони (так называли коней), из Руси же скора (то есть кожи) и воск, мед и челядь".

"Вся благая" разжигала аппетиты многих властителей. Сюда направляли свои войска персидский царь Дарий и Александр Македонский, римские императоры и хан Батый. Двигались вдоль Дуная отряды крестоносцев. Почти три столетия хозяйкой Нижнего и Среднего Дуная была Оттоманская империя. В периоды новой и новейшей истории здесь соперничали Австрия, Германия, Англия, Франция, Российская империя.

Богатая природа края, его прошлое и новостройки - все это вызывает большой интерес. С каждым годом возрастает поток туристов, совершающих путешествия по великой реке.

Таким образом, далее вместе с историей Европы и складывалась и история международной реки, и сейчас мы можем наблюдать Дунай таким каким он уже сформировался за долгие периоды истории. Сегодня река имеет можно сказать мировое значение объединяя своими водами страны Европы, с возможностью осуществления различных морских транспортировок.

Река Дунай

Река берёт начало в горах Шварцвальда это Баден-Вюртемберг в Германии, где возле города Донауэшинген на высоте 678м над уровнем моря сливаются горные ручьи Брег, длина которых составляет 48км. и Бригах, длиною 43 км.

О направлении течения реки можно сказать о том, что на своём пути Дунай несколько раз меняет направление. Сначала он течёт по горной области Германии на юго-восток, а потом на отметке 2747км (километраж реки измеряется от крайней точки гирла в направлении истока) меняет направление на северо-восточное. Это направление сохраняется до города Регенсбург (2379км), где находится самая северная точка течения реки (49°03" сев. ш.). Возле Регенсбурга Дунай поворачивает на юго-восток, затем пересекает Венскую котловину, и дальше более чем 600 км течет по Среднедунайской низменности. Проложив русло через горные цепи Южных Карпат по ущелью Железные Ворота, до самого Черного моря (более 900 км) протекает по Нижнедунайской низменности. Самая полноводная точка реки находится возле города Свиштов (Болгария) - 43°38" сев.шир.

В нижнем течении Дунай, разветвляясь, создает большую, прорезанную густой сетью рукавов и озер, болотистую дельту длиною с запада на восток 75 км и шириною с севера на юг 65км. У Дуная имеются многочисленные рукава, которые иногда значительно (на 10 и более километров) отходят от основного потока. Наиболее длинными на правом берегу являются рукава Мошонский или Дьёрский Дунай (виток - 1854км, гирло - 1794км) и Дунеря-Веке (237 и 169км); на левом берегу - Молый Дунай (исток - 1868км, впадает в Ваг), Шорокшарский Дунай (1642 и 1586км), Борча (371 и 248км). Вершина дельты находится возле мыса Измаильский Чатал за 80км. от гирла, где основное русло Дуная сначала распадается на Килийское и Тульчинское. Через семнадцать километров ниже по течению Тульчинское гирло разделяется на Георгиевское гирло и Сулинское гирло, которые впадают в Черное море отдельно. Килийское гирло в границах территории Украины создает так называемую Килийскую дельту, которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная. Большая часть дельты Дуная покрыта плавнями - это второй по площади массив этого ландшафта в Европе (уступает только плавням в дельте Волги). В дельте Дуная расположен Дунайский биосферный заповедник.

О притоках стоит добавить, что Дунайский бассейн имеет асимметричную форму, меньшей по величине является его правобережная часть (составляющая 44 % всей площади водосбора), но на правом берегу расположены наиболее полноводные притоки, с которыми в Дунай поступает примерно 70% воды.

Около 120 притоков Дуная формируют гидрографическую сетку бассейна. Распределены притоки неравномерно: большинство из них находится в предгорьях Альп и Карпат, на территории Венгерской (Среднедунайской) низменности их почти нет. Притоки Дуная, которые берут начало в горах, имеют в верховьях горный характер. Выходя на равнину, они приобретают типичные черты равнинных рек и на большом протяжении судоходны. А еще хотелось бы добавить, что в Словакии крупнейший Житный остров является речным островом Дуная и одновременно Европы.

На берегах реки Дуная расположены десятки больших городов, в том числе столицы четырёх европейских стран: Австрии - город Вена (с населением около1600 тысяч жителей), Сербии - город Белград (с населением примерно 1200 тысяч человек), Венгрии - горд Будапешт (население которого составляет 2016 тысяч), Словакии - Братислава (с численностью жителей около 430 тысяч).

Характеристика территориального деления реки

Дунай от истока до гирла протекает по территории или по границе 10 государств (Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина).

Также бассейн Дуная полностью или частично охватывает территории 17 государств Центральной и Южной Европы (кроме 10 вышеперечисленных - Италия, Словения, Босния и Герцеговина, Албания, Македония, Польша, Швейцария и Чехия. Для всех придунайских стран Дунай на отдельных участках является природной государственной границей с соседними странами. В границах территорий отдельных стран длина Дуная составляет от 0,2 км., это в Молдавии, и до 1075км. где река протекает в Румынии.

По комплексу физико-географических характеристик Дунай делят на три следующие части, это:

· верхний Дунай, протяженность которого составляет 992км., протекает от истока реки до селения Генью;

· средний Дунай протяженностью 860км., протекающий от селения Генью и до города Дробета-Турну-Северин (город расположен в юго-западной части Румынии;

· Нижний Дунай протекающий территорией в 931км. от города Дробета-Турну-Северин и аж до впадения Дуная в Черное море. Дунай даёт почти половину общего объема стока в Черное море.

Развитие морских грузоперевозок по Дунаю

Развитие судоходства по Дунаю началось еще в XIX веке. В 1834 году измаильские купцы владели 20 судами, ренийские – 5 единицами флота. Чтобы вывезти товары за границу по самому короткому пути, применялся небольшой по грузоподъемности транспорт, так как Килийский рукав Дуная не позволял проходить судам с осадкой более 6 футов (1 фут – 33 см).

В середине XIX века наблюдается подъем дунайских портов. Только в 1846 году Измаил посетило 138 судов, среди них 50 русских, 45 – турецких, 38 – греческих, 8-австрийских, 2 – английских. Поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.) стало главным препятствием в развитии дунайской торговли и на протяжении 20 лет Россия фактически была устранена с Дуная. После победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. государственная граница России была установлена по Килийскому гирлу Дуная и по реке Прут.

В начале 80-х годов XIX века перед русским правительством стала задача создания пароходного общества на Дунае. 3 июля 1881 года было утверждено «Положение о срочном товаро-пассажирском пароходном сообщении между городами Одессой и Измаилом с заходом в Килию и Рени». Каждые две недели в Измаил, затем в Килию, из Килии в Рени, из Рени в Измаил и через Сулину в Одессу совершал срочные рейсы пароход предпринимателя. Скорость судна была равна 7 узлам. Второй пароход Ю. Е. Гагарина «Федор», переименованный в 1883г. в «Измаил», совершил 18 рейсов в порт Рени. Цель его была благородной – открыть русскому коммерческому флоту путь на Дунай, и на новое, еще неизвестное дело он тратил весь свой капитал.

Постепенно налаживались регулярные каботажные перевозки между русскими дунайскими портами. Однако развитие капиталистического производства, рост выпуска продукции требовали новых рынков сбыта товаров. Нужно было устанавливать тесные торговые связи с придунайскими странами. В одиночку решить этот вопрос Гагарин не мог. Его личных средств на это оказалось недостаточно.

В 1883 году дело, начатое Гагариным, переросло в торговую компанию. 125 лет назад появляется первое русское пароходное общество «Князь Юрий Гагарин и Ко». С 21 ноября 1883 года впервые в истории отечественного торгового судоходства на Дунае Россия устанавливает регулярные международные торговые связи с придунайскими государствами.

Чтобы удержаться на берегах Дуная в конкурентной борьбе с пароходными компаниями других иностранных держав, необходимо было иметь сильный торговый флот. Поэтому спустя несколько лет, в 1886 году, пароходное общество князя Гагарина было преобразовано в акционерное общество под названием «Черноморско-Дунайское пароходство». Это общество открыло дорогу русским товарам по великой европейской реке и доказало выгодность пароходного сообщения на Дунае.

14 октября 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны СССР для обеспечения перевозок по Дунаю советских войск и техники, а также народнохозяйственных грузов в городе Измаиле было создано Советское Дунайское государственное пароходство.

Рост товарооборота, развитие судоходства по Дунаю требовали оснащения пароходства качественно новыми судами. В 50 – 60-е годы было построено 75 новых буксиров и толкачей типа: «Владивосток», «Киев», «Москва», «Рига», «Иваново», «Корнойбург», а в 70 – 80-е годы речной флот пароходства пополнился мощными толкачами типов «Сергей Авдеенков», «Запорожье», «Ленинград» и 19 самоходными сухогрузными судами серии «Капитан Антипов». Наряду с этим из эксплуатации выводился устаревший флот.

В 1957 году в Килийской части дельты Дуная был открыт глубоководный канал Прорва, что способствовало развитию морских перевозок и флота УДП.

19 мая 1978г. на основе межправительственного соглашения четырех стран – Болгарии, Венгрии, Советского Союза и Чехословакии – создано международное хозяйственное судоходное предприятие.

С 1984г. действовала лихтеровозная транспортно-технологическая система, обслуживаемая лихтеровозами «Борис Полевой», «Павел Антокольский», «Анатолий Железняков» и «Николай Маркин». Система работала по следующим направлениям: порты Черного и Средиземного морей, Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки.

Советское Дунайское пароходство в 80-е годы представляло собой крупное комплексное предприятие, только транспортный флот которого насчитывал более 1000 единиц дедвейтом около 1 млн. тонн. СДП обеспечивало перевозки внешнеторговых грузов страны, грузов иностранных владельцев в бассейне реки Дунай, а также на порты Черного, Средиземного, Красного морей Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Европы.

В 1983 году Советское Дунайское пароходство было награждено орденом Дружбы народов.

Позднее уже в 90-е годы флот Украинского Дунайского пароходства пополнился серией из шести морских судов, построенных в Португалии.

В 2001 году «Украинское Дунайское пароходство» первому в стране присвоен статус национального перевозчика.

Стоит добавить, что приоритетным направлением деятельности Дунайского пароходства является предоставление транспортных услуг юридическим и физическим лицам с гарантированным качеством перевозок, удобством и безопасностью доставки грузов и пассажиров. Основное направление компании сосредоточено на удовлетворении потребностей и интересов клиента, а также на развитии продолжительного сотрудничества.

Дунайский бассейн

Бассейн Дуная асимметричен. Правобережная часть чуть меньше по величине левобережной - 44 процента водосбора. Притоки распределены неравномерно: большая часть их вливается в Дунай в предгорьях Альп и в Карпатах, а вот на протяжении Среднедунайской низменности их почти нет.

Практически все притоки с двойственным характером: поначалу это горные реки, а затем, уже на равнине, успокаиваются, и многие из них на длинных расстояниях судоходны. И всё-таки сколько притоков у Дуная? Давайте посчитаем, не учитывая малые реки, родники и ручьи. Основные притоки, с существенным влиянием на водосбор: правобережные - Иллер, Лех, Изар, Инн, Энс, Раба, Драва, Сава, Морава, Искыр, левобережные - ещё одна Морава, Ваг, Грон, Ипель, Тиса, Сирет и Прут. Не так уж и мало, если учесть, что многие из них судоходны, то есть водосбор позволяет это. Если же считать все притоки, то их насчитывается более трёхсот. Вот сколько притоков у Дуная!

Ландшафты

Притоки Дуная охватывают территории с самыми разными ландшафтами, это и горные ледники, и покрытые лесом хребты гор, и плоскогорья безо всякой растительности, и холмистая местность, и горные плато с вырезанными в них речными руслами и всевозможные равнины как с лесом, так и со степью.

Вода

Дунай считается самой мутной среди больших рек Европы. В воде постоянно плывёт взвесь - мелкие частицы илистых грунтов, которые приносят Дунаю притоки. Поэтому воды Дуная имеют желтовато-коричневый цвет.

Морава (левый приток Дуная)

Это название двух рек, хотя и звучит одинаково, имеет разные корни происхождения. Одна Морава - протекает по территории Моравии, а вторая Морава, скорее всего, имеет общий корень со словом "море" (или "болото", "топь"). Вот так и существуют эти притоки Дуная с одним названием. Морава Чешская - левый приток Дуная, и Морава Сербская - правый. Чешская Морава протекает по территориям трёх государств: Чехии, Словакии, Австрии. Сербская - четырёх: Сербии. Болгарии, Черногории. Македонии. Морава Чешская - река длиной 388 километров, а площадь её бассейна 26600 квадратных километров.

Расход воды - 115 кубометров в секунду. Рождается она в Крконошах, на склоне горы высотой 1390 метров, около чешско-польского пограничья. Течёт на юго-восток, огибая Чешско-Моравскую возвышенность и Западные Карпаты. Ближе к устью становится судоходной. Это очень красивая река, и города на её берегах - не менее. Оломоуц, Унгерске Градиште, Голич, Мархег, Годонин, Кромержиж, Хоэнау-ан-дер-Марх (немцы и называют Мораву - Марх), Братислава. Города древние, исторические, да и сама Морава упоминается ещё у Плиния и Тацита.

О природе

Видели ли вы цветушие клематисы? Это очень красивые цветы, зачастую гордость садовника. И вот представьте себе эти лианы, увивающие весь лес, все огромные тополя и буки, и всё это благоухает, и разбегаются глаза: всюду, всюду, всюду - словно пеной разноцветной покрыты деревья.

Это пойма реки Моравы, где сохранились самые редкие растения и животные. Сколько притоков у Дуная, мы знаем с подобными чудесами? Наверное, Морава одна такая волшебница. Олени бродят по опушкам, бобры строят хатки на Мораве. Там рай для водоплавающих птиц и не тоолько: выпи, журавли, аисты, цапли, всех мастей утки. А с мостов можно наблюдать, как резвятся в воде форели и время от времени всплескивает дунайский таймень. Это только кажется, что всё великолепие природы собрано именно здесь, на границе трёх государств. На самом деле, сколько притоков у Дуная, столько и великолепия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!