Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как сожгли Жанну д’Арк и почему она осталась жива. Жанна д’Арк

«Красота спасёт мир» — так гласил сам Достоевский, и этой фразе трудно перечить. Красота блеска глаз и шёлка волос, прелесть зелёного листа и золотистого луча - всё это воспевается лириками и эстетами.

Но истинная красота не та, которую мы можем лишь созерцать глазами. Отвага, мужество и сила духа спасут мир в прямом смысле этого слова. Вот подлинная красота, дарящая не меньше вдохновения, которую хочется запечатлеть и увековечить. Именно поэтому в искусстве есть один образ, который уже сотни лет воспроизводят творцы через краски, мелодию или показывают в движении. Это образ святой Орлеанской Девы, имя которой - Жанна Д’Арк.

Жанна Д’Арк - национальная героиня и легенда Франции, пастушка, призванная стать военной руководительницей, которая прожила короткую, но преисполненную драматизмом и тайной жизнь.

Жанна родилась в 1412 году в то время, когда во Франции уже 75 лет шла Столетняя война - это был очень тяжёлый период, и страна была на пути присоединения к Англии. Девушка росла в обычной крестьянской семье в деревушке Домреми. Её могла ожидать обыкновенная судьба, но оказалось, что Д’Арк была предзнаменована особая миссия.

Когда Жанне исполнилось 12 лет, к ней пришло первое откровение. К девочке спустились архангел Михаил, святая Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. «Жанна, тебе пристало идти другим путём и чудесные деяния совершать, ибо ты - та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла» - вот что услышал испуганный ребёнок. Всем было известно древнее пророчество, гласившее, что «Францию погубит женщина, а спасёт дева» . Как оказалось, этой женщиной стала королева Изабелла Баварская, а девой... Жанна Д’Арк.

Голоса руководили девочкой, вели и направляли её. Она бы предпочла остаться простой крестьянкой, тихо прясть и бедно жить, но Жанну уверяли, что не в этом её предназначение. В 16 лет Жанна отправилась к капитану Роберу де Бодрикулу, поведав ему о своей миссии со словами «Ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой не в силах восстановить французское королевство, спасение может прийти только от меня» . В первый раз Жанна осталась высмеянной, однако, спустя время её услышали, так как она верно предсказала ход одной из битв.


Юная девушка стала военачальницей. Получив мужские доспехи и став главой армии, Жанна отправилась в Орлеан. Победа за победой, и Жанне быстро удалось осуществить то, что французы считали неподъёмным. Молва о юной Д’Арк, прозванной «Орлеанской Девой», стремительно распространилась, но её начали обвинять в колдовстве, безумстве и сношении с дьяволом. Девушка была взята в плен бургундцами и перевезена в Руан, где её допрашивали и подвергли судейству перед инквизицией по обвинению в ереси. Жанна держалась мужественно и достойно, но преодолеть многочисленные пытки ей не удалось, и 30 мая 1931 года в возрасте 19 лет Жанна приняла мученическую смерть - она была заживо сожжена на костре.

Только спустя сотни лет, в 1920 году её причислили к лику святых, так Жанна стала единственным в истории персонажем, которого католическая церковь сперва судила, а затем назвала святой. Существуют сотни описаний гибели Орлеанской Девы, но есть и свидетельства того, что Жанне удалось избежать смерти. Быть может, она и не стала мученицей, а прожила долгую жизнь скрываясь?

Образ Жанны стал настоящим бессмертным символом надежды, отваги и храбрости, он неизменно притягивает внимание всё новых зрителей. Её лик фигурировал в произведениях живописи, в литературе, кино, музыке и театре.

Живопись

Особенно любят фантазировать над образом Жанны художники. Прижизненные изображения военачальницы практически не сохранились, поэтому неизвестно, как по-настоящему выглядела Жанна, но обычно её изображали красивой девушкой с длинными струящимися тёмными волосами. Её лицо выражает одновременно женскую силу, мягкость и покорность судьбе, а также мужские смелость, решительность, храбрость.

Особенно загадочным эпизодом жизни Д’Арк является момент снисхождения до неё голосов.


Жанна осознала свою миссию и готова к её исполнению.


А вот как изобразил одну из знаковых сцен в жизни Святой Девы художник Герман Штилке. «Осада и освобождение Орлеана».


Далее в жизненном сценарии святой Жанны были её мучительное заключение и допрос. Этот момент запечатлел Поль Деларош. И трагический финал столь скоротечной жизни - сожжение на костре. Жанна со свойственными ей стойкостью и храбростью принимает его, что мы и видим на этих полотнах.


Русские художники не обошли стороной французскую легенду, и подтверждение тому - триптих Николая Рериха 1931 года. Сразу виден привычный колорит художника - история Жанны выглядит свежо и необычно. Это современная трактовка бессмертного сюжета.


Скульптура

Облик Жанны воплощён и в скульптуре. Один из самых известных памятников находится в Париже. Это работа скульптора Фремье 1847 года.


Скульптура Д’Арк на месте её сожжения в Руане.


Музыка

Самых разных музыкантов вдохновлял образ Жанны. Это как классики - Чайковский, Верди, Шарль Гуно, Анри Томази, мелодии которых пронизаны драматизмом и роком судьбы Д’Арк, так и современные исполнители. Особой популярностью образ Жанны пользуется у рокеров и представителей металла. Её образ мелькал в репертуаре групп Orchestral Manoeuvres in the Dark, Thе Majestie. Песня в честь Жанны есть и у группы «Сурганова и Оркестр».

Литература

К образу Жанны обращался Шекспир в исторической драме «Генрих VI», Вольтер - в поэме «Девственница», Шиллер в драме «Орлеанская Дева» - однако, последний трактовал события по-своему, меняя обстоятельства жизни героини. Популярна книга Бернарда Шоу «Святая Иоанна», где Жанна показана не как безумная религиозная фанатичка, а как умная и чистая девушка, способная слышать голос Всевышнего. Не обошли Д’Арк и русские писатели - например, Д.Мережковский.

Кинематограф

Безусловно, новые черты образ Жанны Д’Арк обрёл с появлением кинематографа. Первый фильм, посвящённый ей, вышел ещё в 1899 году, и с тех пор количество экранизаций подвига Орлеанской Девы составляет больше 70.


Одним из самых ярких фильмов называют версию Люка Бессона с Милой Йовович. Однако, фильм не окупился в мировом прокате и получил спорные оценки, а исполнительница главной роли была номинирована на «Золотую Малину» за «худшую женскую роль», но, тем не менее у кинокартины масса поклонников.

Также достоин внимания мини-сериал канадского режиссёра Кристиана Дюге 1999 года. Здесь главная роль отдана актрисе Лили Собески. Фильм вышел в один год с экранизацией Бессона и был менее заметным, но лента также достойна внимания. Кроме того, фильм имел 4 номинации на премию «Золотой Глобус».


В русском кинематографе тоже фигурировал образ Д"Арк, и яркий тому пример - фильм режиссёра Глеба Панфилова «Начало» с Инной Чуриковой, который является одним из красивейших фильмов советского кино, хотя и не столь известен широкой публике.

Жанна д`Арк - это эталон чести, благородства, мужества, патриотизма и самопожертвования. Это легенда, которую мы будем помнить ещё сотни веков, бессмертный образ и вечный пример.

Жанна д’Арк (Орлеанская дева) (1412 – 1431 гг.) – народная героиня Франции. Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны 1337-1453 гг. она возглавила борьбу французского народа против англичан.

Впечатлительная Жанна решила, что ей предназначено освободить Францию и короновать французского короля Карла VII. Добившись встречи с ним в феврале 1429 г. , она убедила его начать решительные действия. Во главе армии она отправилась в апреле 1429 г. под Орлеан, осажденный англичанами. В мае 1429 года она освободила Орлеан от осады, после чего ее начали называть в народе Орлеанской девой. В июле Карл VII был коронован в Реймсе. Во время неудачной попытки штурма Парижа в сентябре Жанна д’Арк была ранена. В мае 1430 г. она попала в плен к союзникам англичан, бургундцам, которые выдали ее англичанам за большую денежную сумму. Церковный суд в Руане, объявивший Жанну д’Арк еретичкой и колдуньей, приговорил ее к смерти на костре. Казнили Жанну д’Арк 30 мая 1431 года на площади в Руане. В 1456 г. во Франции был отменен приговор руанского суда. В 1920 г. она была канонизирована католической церковью.

Для того, чтобы иметь более полное представление об образе Орлеанской Девы, а считаю необходимым обратиться к воспоминаниям о Жанне людей, которые знали ее лично. Современники отзывались о национальной героине Франции c любовью и почтением:

Жиль де Ре: "Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним - большинство воинов делает это вместе с ней, - и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова - в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания".

«Жанне минуло в то время шестнадцать лет. Она была стройна, грациозна и так необычайно красива, что, какие бы слова я ни выбрал для ее описания, я не боюсь погрешить против истины. На лице ее отражались кротость и чистота ее высокой души. Она была глубоко религиозна, а это нередко кладет на лицо отпечаток уныния; но у Жанны этого не было. Ее вера приносила ей внутреннее удовлетворение и радость; бывало, конечно, что она печалилась и печаль отражалась на ее лице, но единственной причиной были бедствия ее родины, а вовсе не ее набожность»

«Но это были тяжелые и утомительные переходы: мостов было мало, а рек много, и нам приходилось переправляться вброд в ледяной воде, а потом, в мокрой одежде, ложиться спать на снег или промерзшую землю, согреваясь собственным теплом, потому что разводить костры было опасно. Эти лишения и смертельная усталость сказывались на всех, кроме Жанны. Она одна ступала все так же твердо и глядела так же бодро. Мы могли только удивляться ей, но объяснения не находили»

Теща короля, Иоланта: «Семнадцатилетнее дитя, деревенская девушка, неграмотная, без всякого понятия о войне, об оружии и битвах, застенчивая, кроткая, скромная - и вдруг бросает пастуший посох, надевает стальные доспехи, проезжает полтораста лье по вражеской земле, не ведая страха, не падая духом, и хочет явиться к королю - она, которой он должен представляться недосягаемым и грозным! - хочет явиться к нему и сказать: "Не страшись, я послана господом спасти тебя!" Откуда это мужество, эта вера, как не от бога? - Тут она опять умолкла, видимо принимая какое-то решение, а потом сказала: - От бога или нет - но в ней есть то, что возвышает ее над людьми, над всеми, кто ныне живет во Франции; то таинственное, что вселяет мужество в солдат, превращает толпу трусов в боевую армию, которая в ее присутствии забывает страх и идет в сражение с радостью в сердце и с песней на устах. Только этот дух и может спасти Францию, откуда бы он ни исходил!»

«Да, могучий дух жил в этой хрупкой девочке - он мог сопротивляться всем земным владыкам. Мы никогда не узнаем, почему Голоса велели ей оставаться, - мы знаем только, что, если бы она смогла выполнить их веление, история Франции сложилась бы совсем иначе, чем она теперь записана в книгах. В этом мы убеждены твердо»

«Она не жаловалась. Это было не в ее натуре. Такие, как она, страдают безмолвно. Но она томилась, словно пленная орлица, тоскующая о вольном воздухе, о горных вершинах и веселом единоборстве с бурей»

До наших дней дошли и изречения Жанны, достойные считаться великими:

– Когда сражается сам господь, не все ли равно, какая рука держит меч – сильная или слабая?

– Если на мне нет благодати, молю господа даровать ее мне; если да – молю, чтобы не лишал ее.

– Господь волен избирать орудием своей воли кого захочет.

Меч, знамя и доспехи

Орлеанская Дева считала, что для выполнения ее божественной миссии ей были необходимы символы: боевой стяг и меч. Я не случайно расположила их в таком порядке. Для Жанны стяг был важнее: он должен был поднять боевой дух армии. Знамя было изготовлено в Туре. из белой парчи с шелковой бахромой. Знамя расписал шотландский художник Джеймс Пауэр, который изобразил на нем Бога, восседающего на облаках, с земным шаром в руке; а у ног его – два коленопреклоненных ангела с лилиями и надпись: "Иисус, Мария". На оборотной стороне – два ангела, поддерживающие корону Франции.

Меч, в свою очередь, служил ей для того, чтобы показать, что она здесь для того, чтобы отстоять Родину, пусть даже ценой кровопролития. Однако Жанна никогда никого не убивала. Несмотря на это Жанне хотелось иметь необычный, божественный меч, равный по силе Дюрандалю (легендарному мечу Карла Великого, подаренному Роланду). Девушка обрела его в Фьербуа, Голоса поведали ей о том, что клинок находился под алтарем в часовне. Алтарь разобрали, под ним действительно находился меч, заржавевший от времени. Клинок украшали пять крестов. Говорили, что это тот самый меч, которым знаменитый воитель Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье. Жители Тура изготовили для Жанны ножны из алого бархата, а также парчовые ножны, однако Жанна отказалась от парадной роскоши. Она хотела, чтобы меч всегда сопровождал ее в бою, поэтому велела изготовить для нее простые кожаные ножны.

Доспехи Орлеанской Девы были ослепительно белого цвета, подобно доспехам мифического короля Артура

Образ Орлеанской Девы в литературе

Первым литературным произведением, имевшим отношение к жизни Орлеанской девы, считается пьеса под названием «Загадка осады Орлеана». Автор ее неизвестен, а написана она была спустя всего несколько лет после смерти Жанны в 1435 г.

Позже к образу Жанны обратился Вильям Шекспир еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI» он представляет Жанну надменной, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI» Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на поле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит:

«А тот, кого ты так пышно величаешь,

Лежит, облеплен мухами, гниющий,

Смердящий, под ногами у меня»

Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском фольклоре, девушка, молящая за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попадает в плен к англичанам и умирает на костре.

У Шекспира Жанна распутница, которая, пытаясь спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно, тем, что пьеса была издана в 1594 году. То есть примерно через сто лет после окончания Столетней войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан. Тем не менее, в пьесе Шекспира чувствуется сочувствие к Жанне. Сначала кажется, что он хотел изобразить ее красивой и романтичной, однако ему намекнули на то, что патриотические чувства зрителей будут задеты, если Орлеанскую деву не покажут как ведьму и шлюху. К тому же автору обещали, что пьеса не будет поставлена, если Шекспир не вставит все прежние обвинения против Жанны и не докажет их.

Иначе почему столь сочувственное изображение героизма Жанны и особенно ее красноречивого обращения к герцогу Бургундскому сменяется мерзейшими непристойностями заключительных сцен. Возможен и другой вариант: изначально пьеса Шекспира получилась неправдоподобно непристойной, вследствие чего пришлось подправить начальные сцены.

Вольтер в сатирической поэме "La Pucelle" ["Девственница" (франц.)] пародировал Гомера» Задача поэмы была не в том, чтобы изобразить Жанну, а в том, чтобы сразить насмешкой все, что было в установлениях и обычаях того времени и было справедливо ненавистно Вольтеру. Жанну он сделал смешной, но не ничтожной, и сравнительно не такой уж нецеломудренной. Поскольку же Гомера, святого Петра, святого Дени и храброго Дюнуа он тоже сделал смешными, а других героинь поэмы весьма нецеломудренными, то Жанна, можно сказать, еще легко отделалась.

Наполеон Бонапарт для поднятия духа во французской армии обратился к образу Орлеанской девственницы, долгое время остававшемуся в затмении. Жанна должна была стать символом будущих великих побед Франции, а сам Бонапарт отожествлял себя с ней как со спасительницей родины, храброй и мудрой воительницей. Наполеон был первым среди политиков, который считал, что необходимо возродить образ Жанны как национальной героини. В XX веке по этому пути пошел Шарль де Голь французский генерал, лидер движения Сопротивления.

В 1801 году известный немецкий поэт Фридрих Шиллер написал драму, или «романтическую трагедию», как назвал ее сам автор, «Орлеанская Дева», в основе сюжета которой лежит извечный конфликт между долгом и чувством. Жанна влюбляется в английского офицера, а от ее божественной силы не остается и следа. Шиллер полностью меняет обстоятельства не только жизни, но смерти девушки она погибает на поле боя.

В 1841 году Кишер создал доклады о судебном процессе и реабилитации Жанны. Его работы вернули к Орлеанской Деве интерес, которого не удалось добиться ни Вольтеру, ни Шиллеру.

Впечатленный его трудами, Марк Твен также создает книгу, которая состоит из воспоминаний современников об Орлеанской деве. Марк Твен буквально преклоняется перед отважной воительницей, несмотря на то, что сам являлся атеистом.

Однако другого мнения о Жанне был Анатоль Франс, который создал "Жизнь Жанны д"Арк", где идеи Жанны он приписывает подсказке духовенства, а военные успехи ловкости Дюнуа, использовавшего Жанну в своих целях. Он отказывает Жанне в сколько-нибудь серьезных военных или политических способностях.

Есть еще и такое легкомысленное толкование: дескать, Анатоль Франс – парижанин из мира искусства, и в его системе взглядов попросту нет места одаренной женщине с твердым умом и твердой рукой, даже если она и заправляет провинциальной Францией и деловым Парижем.

В 1923 году английский драматург Бернард Шоу опубликовал пьесу «Святая Иоанна», представляющую авторскую версию истории процесса и обвинения Жанны. Орлеанская дева для Шоу не религиозная фанатичка, а умная и чистая девушка, способная слышать голос Бога. Вместе с тем Шоу ее не идеализирует, он не утверждает, например, как это нередко делалось, что она была красавицей, поскольку никто из мужчин-современников девушки никогда этого не замечал. Писатель, в отличие от соотечественника Шекспира, подошел к собственному исследованию непредвзято, стараясь объективно показать трагическую историю Жанны.

Образ Жанны д’Aрк в кинематографе

В XX веке к жизни Орлеанской девы не раз обращались кинематографисты. Так, создатель знаменитой эпопеи «Унесенные ветром» режиссер Виктор Флеминг в 1948 году снял фильм «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а в 1970 году на советские экраны вышла замечательная кинокартина Глеба Панфилова «Начало» c Инной Чуриковой. Одной из интересных работ на эту тему является фильм 1999 года французского режиссера Люка Бессонна.

Образ Жанны д’Арк в кинематографе неоднозначен. Жанна д’Арк порой кажется ребенком, наделенным силой духа для того, чтобы вынести недетские страдания и привести Францию к победе (такой перед нами предстает Лили Собески). Инна Чурикова кажется мудрой и непоколебимой, однако она совсем не похожа на ребенка. Мила Йовович предстает перед зрителями как дерзкая и неудержимая фанатичка, боящаяся только гнева Господа. Она в какой-то степени даже хочет смерти, чтобы ее душа была ближе к Богу. Во всех фильмах зритель может наблюдать презрение к своим мучителям, профессорам теологии, продавшим души Дьяволу. Поражает и стойкость юной девушки, которой порой не обладает и опытный военачальник. Чувствуется ее святость и вера, которая придает ей силы для борьбы. Страх смерти последнее испытание, и Жанна преодолевает его, несмотря на непобедимую человеческую природу: страх смерти и жажду жизни.

В фильме Люка Бессонна можно заметить, что армия Жанны находится под покровительством Бога, в то время как англичане прислужники Сатаны. Об этом свидетельствуют цвета стягов: у французов и Жанны: сине-золотой и белый, цвета Богородицы, у англичан – черно-красный, подобно цветам демона. Бог и Сатана борются в душе Жанны: во время осады Турелля Бог является Жанне последний раз. В видении Жанны он истекает кровью и кричит. В это время крепостные стены охватывает огонь. Пламя застилает взор, ему не видно ни конца, ни края зло на какое-то время одержало победу над душой Жанны. Примечательно и то, что Люк Бессонн не делает из Жанны исключительного человека. Подобно всем остальным, Орлеанская дева совмещает в душе двойственное начало: созидание и разрушение. Жанне присуще такие черты, как тщеславие, заносчивость, упрямство и жестокость. Заточение в темнице дало Жанне время на размышления и разговор с совестью. В состоянии тяжелейших физических лишений Орлеанская Дева осознает свои ошибки и достигает духовного совершенства.

Мне кажется, режиссер фильма сознательно наделяет злодея Кошона благородством и желанием помочь заточенной девушке, вопреки историческому факту. Жанна отказывается принять его помощь потому, что она больше заботится о сохранности души, нежели о сохранности тела. Единственное, что ее заботит перед смертью отсутствие возможности исповедаться. Важным символом является крест крест на вершине церкви, которую в детстве любила посещать Жанна, крест на груди, крест, который монахи проносили над воинскими рядами перед сражением, при коронации Карла VII, вырезанный самой Жанной на стене тюремной камеры, крест, под которым сгорела Орлеанская Дева. Крест очень важен для девушки как символ единства с богом. Жанна настолько преданна Богу, что, будучи смертельно раненной, отказывается принимать какой-либо амулет для исцеления.

Во время допроса девушка сохраняет спокойствие, несмотря на страх смерти и юный возраст, ее силы поддерживает ее безграничная вера.

Образ Орлеанской Девы в живописи и скульптуре

В живописи образ Жанны д’Арк можно назвать поэтичным. Лицо Орлеанской Девы выражает решительность, храбрость, стойкость и веру, вместе с тем и мягкость, женственность, кротость и добродушие. В основном Жанну изображают красивой девушкой, облаченной в латы. К сожалению, со времен Жанны д’Арк практически не осталось изображений, которые могли бы свидетельствовать о том, какую внешность имела национальная героиня Франции. Однако сохранилось несколько миниатюр:

Миниатюры XV века

В основном Жанну изображали длинноволосой, хотя современники Орлеанской Девы утверждали, что ее волосы были коротко подстрижены. Возможно, это не случайно: авторы словно подчеркивали, что для исполнения миссии Бог мог выбрать кого угодно, будь то хрупкая девушка, а длинные волосы в основном носили именно представители женского пола.

К тому же во многих картинах Орлеанская Дева окружена ореолом света, с нимбом над головой или в помещение, где она находится, падает божественный луч.

Нередко Жанну сопровождают ангелы или божественный свет

Порой Жанну изображают вместе с агнцами. Это не только означает то, что Жанна выходец из крестьянской семьи. На мой взгляд, это еще и символизирует покорность судьбе и смирение, с которым Жанна вынесла последнее испытание.

Подобно многим святым, Жанна ассоциируется с жертвенным агнцем

Изображения Святой Жанны присутствуют и на витражах в Домреми и в других городах Франции:

Витражи в разных городах Франции

Витражи в Домреми

Образ Жанны д’Арк нашел свое отражение и в скульптурах, которые, как и многие другие памятники, посвященные Жанне, в большом количестве появились в конце XIX века. Многочисленные памятники этого вида искусства расположены в родной деревне Жанны, Орлеане, Париже.

Скульптуры с изображением Орлеанской Девы, находящиеся в Домреми

Скульптуры с изображением Орлеанской Девы, находящиеся в Орлеане

Скульптуры с изображением Жанны, находящиеся в Париже

В завершение своей работы я делаю следующий вывод: в какое бы время мы не обратились к образу Орлеанской Девы, какие бы виды искусства не рассматривали, безусловно то, что в истории и культуре Жанна остается символом добра, патриотизма и героизма. Образ Жанна д’Aрк – сочетание чистого сердца и ясного ума, твердой воли и веры, которые способны привести к победе. Жанна д’Aрк остается идеалом, воплощенным и увековеченным в искусстве не только Франции, но и всего мира.

Исторические параллели

Взгляд англичанина

Уильям Шекспир (1564-1616)

В новой и новейшей истории образ Жанны д"Арк складывался, в основном, под влиянием писателей, создававших свои произведения об Орлеанской деве.

Уильям Шекспир впервые обратился к образу Жанны еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI» Жанна предстает перед читателем высокомерной девушкой, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI» Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на поле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит: «А тот, кого так пышно величаешь, / Лежит, облеплен мухами, гниющий, / Смердящий под ногами у меня...» Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском фольклоре, - девушка, молящаяся за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попадает в плен к англичанам и умирает на костре. У Шекспира Жанна - распутница, которая, пытаясь спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно, тем, что пьеса была издана в 1594 году, то есть примерно через 140 лет после окончания Столетней войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан.

Уильям Шекспир - гениальный английский поэт и драматург - родился в Англии, в городе Стратфорд-на-Эйвоне в 1564 году. Прославился как автор множества комедий, трагедий, хроник, поэм, сонетов, среди которых всемирно признанные пьесы: «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Макбет». Шекспир умер в 1616 году в возрасте 52 лет.

«Синяя Борода» Жил ь де Рэ (1404-1440)

Знаменитая сказка Шарля Перро «Синяя борода» повествует о жестоком и хладнокровном убийце собственных жен, который запер свою седьмую супругу в замке, хранящем ужасную тайну. Считается, что прототипом злодея по прозвищу Синяя Борода был соратник Жанны - Жиль де Рэ.

Де Рэ родился в знатной семье в Бретани, на юге Франции, в 1404 году. Он потерял обоих родителей и был воспитан бабушкой по материнской линии. Жиля де Рэ можно назвать настоящим рыцарем: храбрый воин, он неплохо разбирался в литературе, в совершенстве владел латынью. Наследство, которое он получил от родственников, позволило ему стать одним из самых богатых людей Франции. За свои военные подвиги и мужество, проявленное во время осады Орлеана, Жиль де Рэ был произведен $ в маршалы. Сражаясь плечом к плечу с Жанной, храбрый военачальник был очарован девушкой и даже думал жениться на ней. Его увлечение привело к тому, что он был удален от королевского двора, где очень опасались растущей популярности Жанны. Казнь девушки произвела на де Рэ глубочайшее впечатление - со дня ее смерти он очень изменился. Через три года после гибели Жанны он подал в отставку и начал проматывать свое состояние, тратя его на постановку театральных пьес.

Впоследствии стали известны ужасающие факты из его биографии: в своем замке он замучил и убил, по разным версиям, от двухсот до шестисот мальчиков и девочек. В 1440 году преступления Жиля де Рэ раскрылись, и его приговорили к смертной казни как убийцу и еретика. Де Рэ признал свою вину и был казнен в Нанте.

Пожалуй, нет в истории Франции более знаменитой женщины, чем Жанна д‘Арк. О постигшей её участи знает каждый, но практически всё, что предшествовало этой ужасной казни, покрыто налётом загадки и неизвестности.

Самым неизученным периодом жизни Жанны считается её детство. В деревне Домреми, где выросла девушка, её звали Жаннеттой Роме, а последующее знаменитое имя было преобразовано гораздо позже. О происхождении семьи Жанны известно ничтожно мало: мать, предположительно, была рождена в деревне Вутон, недалеко от Домреми, а отец, скорее всего, из Сеффона. Также существует две версии уровня благосостояния родителей: по первой из них, более реалистичной, Жак д’Арк и Изабелла Роме были зажиточными крестьянами, так как на процессе реабилитации Жанны звучали показания, что её отец владел приличным наделом, стадом овец, торговал шерстью, а потом стал деревенским старостой. По второй версии, родители Жанны были обедневшими дворянами, но подтверждений этому варианту практически нет.ъ

Маленькая Жанна имела обыкновенное детство средневекового ребёнка, разве что только более свободное, чем в центре Франции, так как её родная деревня располагалась на границе с другим герцогством, поэтому строгость средневековых традиций там чтили не так рьяно. Девочка росла очень религиозной и трудолюбивой. Скорее всего, Жанна не получила никакого элементарного образования, что, конечно же, было нормальным для крестьянских девочек той эпохи, которых с детства готовили к роли супруги и матери. Однако при общении с дофином Карлом и его двором в будущем современниками было подмечено: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Также в детстве Жанны, да и в жизни всех жителей средневекового Домреми фигурирует Дерево Фей. Это дерево потом сыграет свою кошмарную роль в инквизиционном процессе Жанны, поэтому стоит особого упоминания. По кельтским поверьям, дерево было связано с местом обитания фей, а по более поздним убеждениям, времён средневековья, вода из ключа под Деревом Фей излечивала людей от лихорадки. В четвёртое воскресенье мая все жители деревни отправлялись к дереву, которое они украшали цветами и венками. На празднике дети танцевали, кто-то пел, а к вечеру жители делали из ветвей и листьев дерева человеческую фигуру, которую носили вокруг ствола. На обратном пути каждому участнику шествия с фигуркой надо было испить из источника фей, на этом всё веселье и заканчивалось. Намереваясь обвинить Жанну в как можно большем количестве грехов, зацепка с танцами и пением у дерева Фей была лакомым куском для её обвинителей, которые преподнесли это как поклонение демонам. Обвинение, конечно, даже в то время абсурдное, потому что таким образом надо было сжигать уже всю деревню.

По показаниям Жанны во время обвинительного процесса в Руане, голоса святых она начала слышать за несколько лет до того, как решилась отправиться к дофину. Девушке периодически являлись Святая Екатерина, Святая Маргарита и Святой Михаил. Суть их речей сводилась к тому, что Жанне суждено повести освободительную армию против английского узурпатора Генриха VI, снять осаду с Орлеана и вернуть Франции былую независимость.

В конце концов, Жанна, которой на тот момент было предположительно 16 лет (год её рождения точно неизвестен, на данный момент датой рождения Жанны считается 6 января 1412 года), отправилась в сопровождении своего дяди к капитану города Вокулёр. Возможно, своей верой девушка вдохновила обоих мужчин, потому что неизвестно, как дядя согласился сопровождать за переделы деревни молодую незамужнюю племянницу с непонятной целью, и неизвестно, как она убедила капитана Робера де Бодрикура дать ей сопровождение из нескольких рыцарей для путешествия к замку Шинон, где на тот момент проживал дофин Карл.

Уже во время своей поездки, Жанна написала дофину письмо (из этого следует предположение, что девушка умела писать, хотя за неё это мог сделать кто-то из сопровождающих). В письме она объясняла Карлу свою цель и зачем она к нему направляется, и, предположительно, упомянула, что сможет узнать дофина без подсказки. Когда Карлу доложили, что Жанна вот-вот прибудет в Шинон, он предложил испытать её: дофин посадил на свой трон чужого человека, а сам смешался с толпой. По прибытии в тронный зал, девушке было предложено указать на дофина. Жанна не обратила никакого внимания на человека, сидящего на троне, и указала прямо на Карла в толпе. После этого дофин отошел в сторонку с Жанной, где они долго совещались. Можно представить, насколько сильной была её вера и насколько хорошо она владела умением убеждать, потому что после продолжительного разговора с ней Карл был согласен на её условия, только если Жанна выполнит его: она должна была побеседовать с его теологами и богословами, так сказать, пройти «собеседование». На сговорчивость дофина могло повлиять ещё и убеждение Жанны, что Бог уверен в его законном праве на престол по крови, тогда как сам Карл уже в этом начинал сомневаться.

Некоторое время Жанна провела с матронами, которые подтвердили девственность девушки, и последующие три недели с богословами в Пуатье. Также дофин отправил гонцов в Домреми. Когда вся возможная информация по Жанне была собрана, и когда было удостоверено, что нет ни единого порочащего её пятна, Карл согласился сделать её своим военачальником. К слову, хорошему приёму Жанны также поспособствовала слабость Карла к разным астрологам, алхимикам, ведуньям, предсказателям и так далее. Такой контингент часто привечали в Шиноне, так что Жанна д’Арк там пришлась кстати.

Жанну практически не потребовалось учить искусству боя: Карл и герцог Алансонский были поражены, когда девушка продемонстрировала в Шиноне своё умение владеть оружием. На ношение мужской одежды, то есть доспехов, она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье. Согласно воле Жанны, меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа (по легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому, императору Запада начала IX века).

Новость о том, что войска теперь возглавляет непорочная посланница Бога, вызвала небывалый ажиотаж и подняла моральный дух армии. 29 апреля 1429 года Жанна с небольшим отрядом проникла в Орлеан. Практически день за днём они отбивали у англичан по части города. В ночь с 7 на 8 мая англичане сняли осаду, Орлеан был возвращён французам. Следующий поход Жанны д’Арк состоялся уже в июне 1429 года, когда под её предводительством была проведена успешная для французов битва при Жаржо, через несколько дней такая же успешная битва при Мён-Сюр-Луар, затем наступление на Божанси и решающая битва при Пате. Все военные действия происходили в пределах июня 1429, и все сражения были победоносными для Франции. Жанна еще при Орлеане стала национальным героем, но после этих побед на неё уже практически молились.

Сразу после завершения военных кампаний Жанна призвала Карла к миропомазанию и коронации в Реймсском соборе, традиционном месте коронования французских королей. 17 июля 1429 года дофин Карл стал королём Франции Карлом VII. После церемонии, когда король шествовал со своими военачальниками по Реймсу, крики «Да здравствует Жанна д’Арк!» раздавались намного чаще, чем «Да здравствует король!». Возможно, именно тогда амбициозный и властолюбивый Карл почувствовал для себя опасность и постепенно начал проникаться к Жанне неприязнью. Это же она освободила Орлеан, не Карл. Это она освободила замки Луары, не король. Он не мог этого не понимать.

После коронации Жанна долго убеждала короля выступить на Париж, но он всё колебался. Выступление на столицу началось только через несколько месяцев, в сентябре, однако король внезапно приказывает прервать наступление и отвести войска в Луару – шанс упущен.

В марте 1430 года до Карла VII дошла информация, что бургунды, заключившие договор с англичанами, намереваются захватить верный Карлу город Компьен. После неудачного, по тем или иным причинам, похода на Париж Жанну не допускали к каким-либо значимым военным кампаниям. Понимая, что король слишком затянул с решением, она начинает самостоятельно набирать войско для помощи Компьену. Набрав в апреле маленький отряд из 300-400, Жанна д’Арк отправилась в Компьен, при этом неизвестно, было ли получено разрешение короля на этот поход. 14 мая 1430 года начинается осада города. Жанна несколько раз пыталась перехитрить бургундцев и застать их врасплох в разных точках местности вокруг города. В одной из таких авантюр маленькому войску Жанны пришлось спешно отступать. Сама она осталась вместе с отрядом, прикрывающим отступление. Дальнейшие события до сих вызывают много споров: ворота Компьена закрыли прямо перед отрядом Жанны. Было ли это предательством коменданта города или преждевременные действия по защите Компьена от вторжения бургундцев? Вряд ли уже когда-нибудь точно будет известно. В тот день перед закрытыми воротами Компьена Жанна была взята в плен, из которого через несколько месяцев она была продана англичанам за 10000 золотых ливров.

В ноябре-декабре 1430 года англичане перевезли Жанну в Руан, где в конце февраля начался обвинительный процесс продолжительностью в три месяца. В течение этого процесса была опрошена не только Жанна, но и множество свидетелей, объективность и правдивость показаний которых подлежит большому сомнению. Были опрошены даже жители Домреми и Вокулера. Англия слишком сильно ненавидела Жанну за её победы, чтобы просто так, без лишнего шума, убить её или запереть где-нибудь пожизненно. Они хотели устроить показательный суд. На заседаниях присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор и теологии, и канонического права, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов (промежуточная степень в средние века между бакалавром и доктором), 4 лиценциата гражданского права.

После первого заседания, Жанна потребовала, чтобы в суде «принимали участие как то богословы держащие сторону короля французского, так и держащие сторону короля английского». Но, конечно же, суд не стал рассматривать её просьбу. В общей сложности, на заседаниях и при последующих индивидуальных допросах в камере Руанского замка Жанна ответила на 393 вопроса. Обвинителей интересовали подробности её общения со святыми, детали проведенных ею военных кампаний, детали её общения с Карлом VII и другие вещи, например, почему она совершила такой грех, как ношение мужской одежды. Практически достоверно, что Жанну не пытали. Такой вопрос поднимался, но большинство присутствующих проголосовало против пыток.

23 мая 1431 года Жанне были оглашены 12 пунктов её пороков, среди которых было то, что её слова о явлениях ангелов и святых – это выдумки, то, что она идолопоклонница, вызывающая демонов (скорее всего, это обвинение произошло после расспросов Жанны о Дереве Фей), то, что Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду и так далее. На следующий день Жанну отвели к костру, который якобы был приготовлен для неё. Осознав, что её ждёт, девушка подписала отречение от своих показаний и уверений, о которых она говорила раньше на суде. Жанну переодели в женское платье, епископ огласил ей приговор: нести покаяние в вечном заточении, питаясь только хлебом и водой. Через 4 дня судьи прибыли в камеру Жанны и увидели, что она опять одета в мужской костюм, причем, девушка утверждала, что сделала это по собственному желанию. Тогда же Жанна заявила, что её отречение было сделано под воздействием страха перед огнём, и она отказывается от него. На заседании 29 мая судьи подтвердили, что Жанна снова впала в ересь, что в те времена каралось смертной казнью. 30 мая 1431 года Жанну привезли к костру, тогда же был оглашен её приговор как вероотступницы, еретички и идолопоклонницы. Перед началом самой казни, уже привязанная к столбу, она попросила крест, тогда один из палачей скрестил две хворостинки и протянул ей. С костра Жанна крикнула: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». Когда Жанна горела, все собравшиеся плакали от жалости, не видя в этом никакого правосудия.

Карл VII мог спасти своего самого великого и самого талантливого военачальника, но не пожелал этого сделать. Только намного позже, спустя двадцать лет после смерти Жанны д’Арк, в 1452 году он затеет реабилитационный процесс. Были собраны все документы с обвинительного процесса и приглашено большое количество свидетелей жизни Жанны, начиная с самого её детства и заканчивая её последним днём. 7 июля 1456 года доброе имя Жанны было восстановлено, а первый процесс по её делу был объявлен недействительным. 16 мая 1920 Жанна д’Арк была канонизирована папой Бенедиктом XV.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?10+0104+10104000+HTML (там же иллюстрации)

А. ШАРОВ
Вот уже пятьсот с лишним лет ее считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели; едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал ее имени и не знает ее короткой, но славной биографии.

Жанна д"Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую пастушку, рожденную в Домреми на границе Эльзаса в 1412 году. По широко распространенному поверью, вышедшему даже в один (правда, всего один) школьный учебник французской истории, именно она "вышвырнула англичан из Франции".

Ревностное благочестие обеспечило Жанне поддержку небесных сил - так гласит легенда о ней. Сейчас каждый школьник знает, что в 16 лет от роду Жанна, переодевшись в мужское платье, каким-то образом сумела убедить французского дофина, наследника престола, в том, что ей доверена божественная миссия вернуть ему утраченный трон.

Под ее командованием французское войско вынудило англичан снять осаду Орлеана, и юго-запад Франции был освобожден от английского ига. А год спустя Жанна наголову разбила врага в сражении при Пуатье и тем самым сделала возможной коронацию Карла VII в Реймсе. Но после неудачной осады Парижа в 1430 году Жанну захватили в плен свои же - завистники из французской знати, да еще и продали ее англичанам, которые впоследствии передали пленницу духовенству. В конце концов Жанну обвинили в колдовстве и 30 мая 1431 года прилюдно предали огню. Несчастной девочке было всего 19 лет от роду.

Ее мученическая гибель возродила боевой дух французов, и в 1453 году они, наконец, освободились от засилия британцев. С тех пор Жанна превратилась в национальный символ Франции, и об этом знают все мало-мальски начитанные люди.

В 1917 году римско-католическая церковь после пятивековой проволочки причислила Жанну к лику святых. О ней писали классики, в том числе Бернард Шоу и Марк Твен. Житие святой Жанны легло в основу шестнадцати кинокартин (первая из них была снята во Франции еще в 1898 году), ей уделили внимание такие классики, как Ингрид Бергман и Ламарр. Последний минисериал, посвященный Жанне д"Арк, видели 34 миллиона американцев, а совсем недавно на экраны вышло новое творение на заданную тему с Дастином Хоффманом, причем создание образа Жанны на сей раз обошлось в 70 миллионов долларов.

Но теперь, похоже, мифу о великой юной воительнице нанесен ощутимый академический удар, и нанес его француз. Точнее, корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини. В его недавно изданной монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" утверждается, что история Жанны в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало общего с исторической правдой. На самом деле, считает французский историк, Жанна была душевнобольной девушкой, которую ловко использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками наподобие русского кулачного боя на ярмарке, и, кроме того, как считает Р. Каратини, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч.

Это утверждение подкреплено данными, которые я раздобыл в Национальной библиотеке и центральном архиве Франции в Париже. Судя по всему, Жанна д"Арк никак не влияла или почти не влияла на ход событий, а служила лишь своего рода символом, знаковой фигурой, при помощи коей французские политики весьма искусно нагнетали антианглий ские настроения.

В пользу такой оценки говорят и относительно недавние открытия историков, проливающие новый свет на династическое противостояние английских и французских правителей, которое получило совершенно несоразмерное своим масштабам название "Столетняя война". Человека несведущего это, вероятно, удивит, но на самом деле Столетняя война была самой короткой в истории, за исключением, возможно, то ли семидневной, то ли пятидневной войны между Египтом и Израилем. Действительно, если подсчитать, сколько времени отнимали у ратников религиозные праздники, паломничества к святым местам, долгие перемирия, перерывы на зиму, борьба с чумой, оспой и иными болезнями, столь обыденными в средние века, то выяснится, что Столетняя война на поверку длилась всего несколько суток. Это неудивительно, если вспомнить, что французская династия Валуа и английский дом Ланкастеров имели общего дедушку, Филиппа III. Так что Столетняя война и войной-то не была - так, семейная перебранка. Вот почему есть все основания усомниться в том, что Жанна д"Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, говорят современные историки, попросту никто не осаждал. Английские войска числом пять тысяч слонялись по прилегающей к Орлеану местности, а в самом городе тогда не было ни одного французского солдата.

Наконец, под стены города лениво и с огромным опозданием прибрело французское воинство под началом Карла VII, но засим не последовало ровным счетом никаких боевых действий.

В 1429 году Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве эдакого живого талисмана. Она была еще ребенком - неуравновешенным и с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, только не Столетней, а совсем другой - нескончаемой битвы между Францией и Бургундией. А поскольку родная деревушка Жанны стояла на границе, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось созерцать немало страшных картин. И жизнь селян была полна опасностей. По мнению корсиканского историка, именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она не воительствовала, а занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, а оттого и преисполнилась решимости уговорить короля продолжать борьбу. А что до пресловутых "голосов свыше", то они, считает Каратини, являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения. В раннем детстве эти галлюцинации успокаивали Жанну, но в 18 лет она уже не могла не понимать, что никаких голосов не существует. Поэтому они, скорее всего, служили ей лишь средством достижения целей, которые, в свою очередь, являли собой квинтэссенцию детских чаяний, естественного для любого ребенка желания жить на мирной земле.

Англичане встретили книгу Каратини рукоплесканиями, поскольку она реабилитирует Англию. Более пятисот лет весь просвещенный мир обвинял англичан в расправе над Орлеанской девой. Но, как полагает французский ученый, даже эта часть истории - чистый вымысел.

Жанна была захвачена в плен в Бургундии, после чего, как ни дико это звучит, ныне прославленная парижская Сорбонна под мощным давлением священной инквизиции направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Но герцог отказал Сорбонне. Он продержал Жанну у себя еще восемь месяцев, а затем продал Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Инквизиция дважды писала Генриху, призывая выдать пленницу, но король оставлял эти послания без ответа, пока на него не принялся наседать сам папа римский. Только тогда Генрих выдал Орлеанскую деву французской церкви. Ее судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, после чего ее казнили. Англичане не принимали во всем этом ровным счетом никакого участия.

Ну, а легенда о Жанне д"Арк была создана только в конце XIX столетия, поскольку тогдашним французским правителям требовались новые герои, найденные в глубокой истории родной страны. Какой образ вызовет в народе большие симпатии, чем юная дева, павшая жертвой династической свары? Да о таком подарке судьбы мечтает любой республиканец.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!