Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как отличаются количественные и качественные изменения.

диалектика софистика метафизика закон

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0є до 100є С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.

В системе основных законов диалектики закон перехода количественных изменений в качественные выполняет роль «механизма» движения и развития, т.е. показывает, как, каким образом совершается движение и развитие. Само название этого закона дает нам в общем виде ответ на данный вопрос: развитие совершается в виде перехода количественных изменений в качественные.

Прежде всего что такое качество, что такое количество? Мир един в своей материальности, но бесконечно многообразен по формам существования. Наличие этого многообразия дает возможность определить каждый объект и явление, выделить его из общего многообразия, найти в каждом предмете нечто, характерное для него. Основными и всеобщими характеристиками, по которым мы различаем предметы, и являются качество и количество. диалектический понимание учение бытие

Качество объекта - это основное, существенное в нём, что отличает его от других объектов, благодаря чему данный объект является таким, а не другим. Поэтому качество неотделимо от объекта; если изменяется качество, то это значит, что изменяется сам объект, и наоборот, если изменяется объект, то изменяется и качество его. Например, если уничтожить такие качественные характеристики капитализма, как частная собственность и эксплуатация наемного труда, то это значит уничтожить капитализм, ибо он не может существовать без указанных характеристик.

Качество объектов обнаруживается, проявляется при взаимодействии с другими объектами через свойства. Свойством тел называется проявление их качества в процессе взаимодействия. Качество объекта может проявляться через множество свойств. Например, жизнедеятельность организма как его качественная определенность проявляется в таких его свойствах, как обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость и т.д. Все эти свойства существенны для организма.

Кроме качественной определенности объекты имеют еще и количественную, т.е. они бывают различных размеров, имеют разные величины, скорости и т.д. Поэтому количественная определенность объектов выражается числом, объемом, степенью, темпом и т.д.

Количественная определенность объектов, так же как и качественная, существует объективно и в неразрывной связи с самими объектами. В природе нет количеств и качеств самих по себе, а есть объекты, обладающие качественной и количественной характеристикой. Однако роль каждой этой определенности различна в объекте. Если качество тождественно самому объекту, т.е. мы можем сказать, что качество объекта - это сам объект, то подобное мы не можем сказать о количественной характеристике объектов, ибо количество не является самим объектом, оно выражает лишь степень и величину его качеств, свойств. В отличие от качества природа количества единая во всех объектах, поэтому-то количество выражается в таких величинах, которые сравнимы между собою. Идет ли речь о молекулах или галактиках, о клетках или организмах -- количества их сравнимо и может быть выражено числом, в одних и тех же математических уравнениях. Этого нельзя сказать о качествах.

Невозможно подвести под какой-либо общий качественный показатель качественно различные объекты; общего качественного эквивалента не существует. Поэтому на практике сравнение между качественно различными объектами осуществляется в количественных показателях. При обмене товаров таким эквивалентом является их стоимость как количественное выражение общественно необходимого труда, затраченного на их производство.

Качество и количество выступает друг по отношению к другу как противоположности. Это выражается в том, что они не могут существовать раздельно. Их бытие как количества и качества проявляется только во взаимном существовании. Это значит, что качество является качеством только тогда, когда оно выражено в определенном количестве (величине), а количество существует как таковое только тогда, когда оно выражает величину, размеры какого-то качества. Противоположность количества и качества заключается также и в том, что качество выражает прерывность материи, те. дифференцированность, разделенность ее на определенные качественные предметы и явления, тогда как количество выражает непрерывность материи, ибо оно по своей природе одинаковое во всех качественно различных предметах, а поэтому может исследоваться одной и той же наукой - математикой.

Единство количества и качества в предмете называется мерой. Понятие «мера» имеет очень важное значение для понимания сути закона перехода количественных изменений в качественные. Упрощенно меру можно представлять себе как «границу» предмета, его «рамки», за пределами которых данный объект, данное его качество не существует. Например, вода как жидкость существует в диапазоне температур от нуля до ста градусов по Цельсию. Каждая элементарная частица имеет такой количественный показатель, как масса, которая строго определена. Масса электрона принята за единицу измерения массы элементарных частиц; исходя из этого, масса протона равняется 1836 электронным массам. Все химические элементы в отношении меры также строго определены. Достаточно ядро того или иного химического элемента увеличить или уменьшить на один протон, как произойдет переход в другой химический элемент.

Но в реальной действительности имеется множество и таких явлений, у которых мера не строго определена и объект в этом случае может иметь различные размеры. Но даже и в этом случае имеются свои пределы. Например, феодализм не может существовать при машинной индустрии, а классический капитализм не сможет сохранить свое господство в век полной автоматизации производства.

Итак, независимое от того, строго ли определена количественная сторона объектов или имеет более широкий диапазон, и в том и в другом случае количество в объектах соответствует своему качеству, а это значит, что объект имеет свою меру: единство количественной й качественной определенности, их соответствие друг другу.

В сущности, если бы не существовало меры, то не существовало бы качественного и количественного различия между объектами, следовательно, не было бы и самих объектов.

Взаимосвязь качества и количества проявляется не только в сохранении меры, но и в нарушении ее. Если бы во взаимодействии количества и качества не происходило постоянного изменения количественных и качественных показателей в сторону их увеличения или уменьшения, то мера объектов сохранялась бы, а следовательно, объекты всегда были бы неизменными. Но в реальной действительности такого не бывает. В реальной действительности взаимосвязанно происходят два противоположных процесса: становление меры и нарушение ее, процесс созидания и процесс разрушения. Без этого нет движения и развития.

В законе перехода количественных изменений в качественные как раз и выражен процесс нарушения меры, ибо для развития главным является не само существование объектов, а их изменение, исчезновение одних и появление других свойств и качеств и т.д.

Итак, в законе перехода количественных изменений в качественные, как и в законе единства и борьбы противоположностей, есть две противоположности (количество и качество, выражающие непрерывность и прерывность материи), а также два противоположных процесса - становление меры и нарушение ее. Следовательно, и этот закон, по существу, выражает борьбу противоположностей, только в специфической форме. Когда мы рассматривали закон единства и борьбы противоположностей, изучали его механизм, то противоположности брали в абстрактном виде. В законе же перехода количественных изменений в качественные взаимодействующие противоположности выступают уже в конкретной определенности: в виде количества и качества.

Но каков механизм действия перехода количественных изменений в качественные?

Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь определить, какая из противоположностей является в этом процессе главной: качество или количество? Очевидно, количество. Ф. Энгельс писал, что «в природе качественные изменения... могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела».

Выделяя количество как определяющую противоположность, мы этим не умаляем значения качества, ибо знаем, что без него не может быть и количества. Более того, при других обстоятельствах, когда нас интересует объект как таковой, качество является определяющей стороной, ибо качество объекта - это и есть сам объект. Но в данном законе выражается переход от объекта к объекту, поэтому определяющей стороной в этом процессе является количество.

Количество в объектах постоянно и незаметно изменяется в результате взаимодействия как с внешней средой, так и внутри объекта между его элементами. Например, тело нагревается, это значит увеличивается скорость движения его молекул в результате воздействия извне (огонь, солнечная энергия, электричество и т.д.). Но это количественное изменение (нагревание) до определенного момента не меняет качество самого тела. Но когда температура тела в результате нагревания достигнет критической точки (точки кипения), тело из твердого состояния превращается в жидкое, происходит коренное изменение качества. Момент, когда количественные изменения нарушают меру, когда происходит переход к новому качеству, и называется скачком.

Скачок - это процесс перехода количественных изменений в качественные, именно в нём и заключается суть данного закона.

Там, где имел или имеет место переход от одного качества к другому, там всегда обязательно был или имеется скачок, перерыв непрерывности, независимо от того, совершался этот скачок быстро или медленно. «Переход от одной формы движения к другой, - писал Энгельс, - всегда остается скачком, решающим поворотом».

В природе и обществе скачки совершаются в различных формах, которые зависят как от качества самого объекта, который переходит в другое качество, так и от условий, в которых совершается этот процесс перехода. По времени протекания скачки разделяются на мгновенные, быстрые и медленные. В частности, мгновенные скачки совершаются в микромире, быстрые - в химических реакциях, медленные - в макро- и мегасистемах. Скачки, которые совершаются медленно, имеют множество промежуточных скачков. Возникновение жизни на Земле, занявшее миллионы лет, конечно же, было скачком от одного качественного состояния к другому. Но в нем было немало и промежуточных скачков: возникновение углеродистых соединений, белка, клетки и т.д. Ф. Энгельс писал, что в природе незаметны скачки лишь потому, «что она слагается сплошь из скачков».

По интенсивности протекания скачки разделяются на скачки со взрывом и без взрыва. Например, взрывчатое вещество может постепенно гореть на огне и мгновенно взрываться, распад урана-235 происходит без взрыва в реакторах атомных электростанций и может происходить со взрывом в атомной бомбе. В общественном развитии скачки в виде социальных революций также могут происходить со взрывом и без взрыва. Социальная революция со взрывом происходит тогда, когда старые социальные силы ожесточенно сопротивляются.

В истории философии отнюдь не все философы признавали диалектическую взаимосвязь между количеством и качеством, между непрерывным и прерывным характером развития. Некоторые мыслители или сводили все процессы только к количественному увеличению или уменьшению, а следовательно, отрицали скачки, или же рассматривали все процессы как резкие качественные изменения, катастрофы, революции, которым не предшествует никакое накопление количественных изменений.

Первую точку зрения ярко выразил французский философ-материалист Ж. Б. Робине (1735 - 1820), который писал, что «природа переходит от одного к другому непрерывным образом. Если нам кажется, что мы замечаем какие-то перерывы, какие-то нарушения непрерывности, то лишь потому, что от нас ускользают промежуточные звенья».

Вторую точку зрения выразил французский зоолог Ж. Кювье (1769 - 1832), который, занимаясь изучением ископаемых животных и не обнаружив промежуточных биологических видов, пришел к выводу, что в природе нет постепенных количественных изменений, а есть только скачки, катастрофы, в результате которых все живое погибает, а потом снова жизнь возникает, но уже в других формах. Всего таких катастроф в развитии Земли Кювье насчитал 26.

Ж.Б. Робине и Ж. Кювье, как очевидно, метафизически разрывали то, что в действительном процессе развития существует и может существовать только в единстве. Количество и качество как две противоположности существуют в неразрывной связи. Процесс возникновения нового качества всегда связан с новым количеством - это взаимосвязанный процесс. Если возникает новое качество, то возникает и новое количество, ибо любое качество существует в определенных размерах, имеет свою меру. В связи с этим данный закон правомерно называть «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений» или «закон перехода количества в качество и обратно». Такое название закона сформулировано Энгельсом в работе «Диалектика природы».

Метафизический разрыв количественной и качественной сторон развития и на практике ведет к ошибочным выводам, к гипертрофированию либо эволюционного, либо псевдореволюционного (анархистского) пути развития.

Конечно, и эволюционная, и революционная форма, в частности общественного развития, обусловлены объективно. Революция - не путч заговорщиков, а следствие неразрешимых социальных противоречий, приведших к общенациональному кризису. И уж если говорить об «ответственности» тех или иных социальных групп или лиц, то в наступлении революционного взрыва виновны прежде всего правящие классы, ибо они обладают привилегией власти, а также материальными и культурными привилегиями. Трудно в историческом плане революцию оценить однозначно. Разумеется, она ведет к разрушению материальных ценностей, к социальным потрясениям, к гибели людей. Однако она же приводит к социальному освобождению огромные народные массы, становится мощным импульсом движения общества вперед. Так во всяком случае было.

Но сейчас другая ситуация. Социальная структура общества чрезвычайно сложна, переплетение интересов различных классов более тесно. Созданы огромные материальные и духовные ценности. Имеется оружие массового уничтожения людей. В результате ядерного конфликта человечество вообще может быть уничтожено. В этих условиях эволюционный путь, путь «частичных дел», постепенных реформ гораздо предпочтительнее, чем революция. Тем более что и реформы по своей глубине, социальным последствиям вполне могут иметь революционный характер.

Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ

КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ. Качество - это внутренне присущая предметам и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет или явление от других. Качество как философская категория служит для обозначения специфичности вещей, явлений окружающего нас мира.

Качество есть то, что делает предметы или явления тем, что они есть, данными, а не другими. Так, говоря о форме движения материи, мы отмечаем в ней такие стороны, которые придают ей специфику, указывают на ее отличие от других форм движения материи. Жизнь как известно, есть способ существования белковых тел, основной функцией которых является обмен веществ путем питания и выделения и которые обладают также такими свойствами, как раздражимость и сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение и размножение.

Общественные явления также всегда носят определенный характер, отличающий каждое из них от других общественных явлений. Так, говоря о феодализме, капитализме или о социализме как об определенных формах общественной жизни, мы выделяем то существенное, особенное, что раскрывает характер каждого общественного строя и тем самым отличает один общественный строй от других. Признаки социалистического общества - такие, как общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации, распределение произведенных продуктов по количеству и качеству труда, товарищеское сотрудничество и социалистическая взаимопомощь трудящихся в процессе производства, - указывают на коренные отличия социалистического общества от обществ, базирующихся на частной собственности на средства производства, на эксплуатации человека человеком.

Качество обнаруживает себя через свойства в процессе взаимосвязи предметов и явлений, а органическое единство свойств образует данную качественную определенность предмета или явления. Однако качество и свойство неравнозначны. Качество есть целостная характеристика вещи или явления, тогда как свойство раскрывает вещь или явление с какой- либо одной стороны.

Качество одних предметов или явлений обнаруживается во взаимодействии их с другими предметами или явлениями. Качество не есть нечто такое, что существует самостоятельно, независимо от самих предметов или явлений. "...Существуют не качества, - указывал Энгельс, - а только вещи, обладающие качествами..." .

Качество указывает на границы, отделяющие одни предметы и явления от других. Однако необходимо иметь в виду, что эти различия не абсолютны, "Центральным пунктом диалектического понимания природы, - писал Энгельс, - является признание той истины, что эти противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение..." .

Относительный характер качественной определенности вытекает из природы самой материи, ее непрестанного движения и изменения, перехода от одних форм существования к другим. Например, различные сорта пшеницы одного и того же вида или различные породы крупного молочного скота или свиней качественно различаются друг от друга, но в то же время они имеют и общие видовые черты. В еще большей степени это можно сказать о различных видах животных и растений, входящих в один и тот же род, и т.д. Как ни разнятся между собой животные и растительные организмы, но и в них есть очень много общих свойств, объединяющих их как живые формы материи в отличие от неживых. Материя качественно многообразна, но и едина.

Многообразие форм качественной определенности связано с многообразием форм движения материи, ибо каждое качество связано с определенной формой движения. Так, общепринятое в науке деление явлений природы на физические, химические и биологические указывает на три качественно различные формы движения материи.

Качество объективно присуще предметам и явлениям. В противоположность метафизическим и идеалистическим философским системам, считающим качество субъективной категорией, зависящей только от человека и его ощущений, диалектический материализм считает качество объективно реальным.

Говоря о красном, теплом, твердом и различных других свойствах предметов или явлений, мы лишь выражаем объективно присущие предметам и явлениям качественные определенности. Ощущение - это субъективный образ объективно существующих предметов, в ощущении отражаются объективные свойства воспринимаемых предметов.

Из того факта, что качество предметов отражается в ощущениях, некоторые философы делали и делают вывод, что все качества или некоторые из них суть не больше, как наши субъективные ощущения. Так, еще английский философ XVII в. Джон Локк разделил все качества на так называемые первичные и вторичные. Цвет, звук, вкус Локк считал вторичными, субъективными качествами, существующими постольку, поскольку существует человек. И лишь такие качества, как протяжение, фигура, непроницаемость, движение, покой, Локк считал первичными, имеющими объективное значение, неотделимыми от самих предметов. Положение Локка о субъективности вторичных качеств есть идеалистическое положение, стремящееся доказать зависимость качеств материального мира от человеческого сознания.

Наиболее резко субъективистское понимание качества выступило у таких представителей субъективно-идеалистического направления в философии, как Беркли, Юм н их последователи, Мах, Авенариус и другие махисты. Сводя предметы и явления материального мира к комбинации или комплексу ощущений, субъективные идеалисты тем самым и качества предметов рассматривали как свойства человеческого сознания. Идеологи современного американского империализма, представители различных субъективно-идеалистических направлений в Америке и Европе также отрицают как объективный характер качественной и количественной определенности предметов н явлении, так и закон перехода количественных изменении в качественные. Так, английский философ Фейблеман в своей книге "Христианство, коммунизм и идеальное общество" заявляет, будто "качество связано с ощущением, а количество - логическое понятие и говорить об их переходе - бессмысленно".

В действительности качества вещей объективны, они неотделимы от самих предметов реального мира, отражаемого вашим сознанием.

Такова качественная определенность предметов и явлений. Что же представляет собою количество?

КОЛИЧЕСТВО - определенность предметов и явлений, характеризующаяся числом, величиной, темпом, степенью, объемом и т.п.

Предметы и явления имеют не только качественную определенность, но и количественную, представляют собой единство качества и количества; так, молекула одной вещества может отличаться от молекулы другого различным числом одинаковых атомов, например кислород (О2) и озон (О3), Атомы отличаются один от другого количеством входящих в их состав электронов, протонов и нейтронов. В общественной жизни также наряду с качественной стороной есть и количественная сторона. Так, один тип общества отличается от другого не только характером производственных отношений, но и уровнем развития производительных сил, темпами роста промышленности, размером личного и национального дохода и т. д.

Утверждение в СССР социалистического способа производства означает не только коренное изменение характера производственных отношений (смену капиталистических производственных отношений - отношений господства и подчинения - социалистическими производственными отношениями - отношениями сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации работников), но и невиданный в истории но объему и темпу рост промышленности и сельского хозяйства, невиданный подъем благосостояния и культуры трудящихся.

Количественная сторона предметов, явлений чрезвычайно многообразна. В одном случае количество выступает как число, и мы говорим: десять, сто или тысяча машин. В другом случае оно означает степень сравнения, и мы говорим, например, о более высокой производительности труда. В третьем оно выражает пространственные отношения: высоту, длину, ширину и т. д. Количество указывает и на многие другие отношения.

Каждый предмет или явление имеет свою, характерную для него, количественную определенность. Так, каждому химическому элементу присуща своя количественная характеристика: свои атомный вес, свой заряд, свой атомный объем и т. д. Каждый общественный строй характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и т. д.

Количество, как и качество, объективно; оно неотделимо от самих предметов, явлений. Нет количества вообще, а сеть предметы, обладающие теми или иными количественными характеристиками. Понятия числа и фигуры, говорит Энгельс, взяты не откуда-нибудь, а только из мира действительности. Прежде чем сложились у людей понятия числа и фигуры, должно было существовать определенное количество однородных предметов, должны были существовать вещи, плюющие определенную форму.

Количество нельзя рассматривать как нечто внешнее по отношению к предметам и явлениям, количество, как и качество, выражает их существенную сторону. Температура является для воды неотъемлемым свойством ее физического состояния; определённое соотношение количества водорода и кислорода характерно для ее химического состава. Однако до определенного предела количественные изменения не вызывают изменения качества предмета. Так, повышение температуры воды от 0° до 100° (но Цельсию) не изменяет агрегатного состояния воды. В общественных явлениях известные количественные изменения также не влияют на качество. Так, капиталистический характер предприятия не изменяется от замены одного капиталиста акционерной компанией.

Всякое качество имеет много количественных градации, например оттенки цветов. С другой стороны, количество полно качественных различий. Так, единица выступает как самое простое число, и вместе с тем она содержит в себе многообразие. Она - основное число всей системы положительных и отрицательных чисел, выражение всякого числа, возведенного в нулевую степень, значение всех дробей, у которых числитель и знаменатель равны между собой, и т. д.

Таковы общие черты количественной определенности предметов и явлений.

ЕДИНСТВО КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СТОРОН ЯВЛЕНИЙ. Количество и качество - диалектически взаимосвязаны друг с другом; в объективной действительности качество и количество неотделимы друг от друга. Это органическое единство качественной и количественной определенности составляет меру данного предмета или явления.

Понятие меры отражает тот факт, что каждый предмет, каждое явление имеют свое соотношение количества и качества.

Мерой выражаются границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных изменений, в которых предметы, явления остаются сами собой. Так, для льда при обычном атмосферном давлении мерой является температура ниже 0° но Цельсию, для жидкого состояния воды - температура от 0° до 100°, для кипения при нормальном атмосферном давлении - 100°.

Мерой для стадии яровизации растений является определенная температура, действующая на растение в течение определенного времени. Так, установлено, что озимая пшеница "новокрымка" при прочих необходимых условиях (влажности почвы и т. п.) для прохождения стадии яровизации нуждается в температуре равной 0° в течение 35 дней.

Моменты перехода от одной меры к другой в философской литературе называют "узлами" или "точками" перехода из одного состояния в другое, а всю цепь переходов от одних количественно-качественных состояний к другим называют "узловой линией меры". Энгельс отмечает такие, например, узлы, поворотные пункты в развитии природы, как переход от механики масс к механике молекул, от обыкновенного химического действия к химизму белков (жизни).

Исторически последовательная смена одного общественного строя другим: первобытнообщинного - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодального - капиталистическим и капиталистического - социалистическим, так же есть не что иное, как конкретное выражение перехода количественных изменений в качественные в процессе общественного развития.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, как же протекает, осуществляется процесс перехода количественных изменений в коренные, качественные.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ В ПРИРОДЕ. В природе, писал Энгельс, все качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления материи или движения. "Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, - что имеет место почти всегда, - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела" .

При этом качественные и количественные изменения в природе всегда происходят в результате взаимодействия предметов и явлений. "Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне" .

Так, изменения физических свойств предметов представляют собой качественные изменения, вызванные количественными изменениями. Например, постепенное нагревание металла сначала не влияет на его физическое состояние, но как только температура достигает известна границы (для меди - 1 083°С, для свинца - 327°С), совершается резкий переход в новое физическое состоящее: твердый металл становится жидким. "Одним словом, - пишет Энгельс, - так называемые константы физики есть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное {изменение} прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество" .

То же можно сказать и о химических свойствах. Химию, говорит Энгельс, можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Например, два атома азота и один атом кислорода дают соединение, называемое веселящим газом (N2О). Два атома азота, взятые с пятью атомами кислорода, образуют азотный ангидрид (N2О3) - твердое тело.

Великий русский ученый Менделеев обнаружил, что с изменением такого количественного признака, как атомный вес, меняется качество химических элементов. Это открытие позволило Менделееву составить периодическую систему элементов и предсказать свойства тех из них, которые в то время еще не были открыты наукой. Дальнейшее изучение свойств элементов показало, что их отличия в атомном весе связаны с отличием в величине положительного заряда ядра, численно равного порядковому номеру элемента, а количественные изменение положительного заряда на единицу ведут к качественным изменениям, к переходу от одного элемента к другому. Так, положительный заряд ядра атома водорода равен единице, гелия - двум, лития - трем, бериллия - четырем и т. п.

Диалектическая закономерность перехода количественных изменений в качественные наглядно проявляется и в развитии органической природы.

Биология доказывает, что развитие живых форм нельзя сводить только к постепенным накоплениям незначительных изменений. Виды животных и растений представляют собой взаимосвязанные звенья в развитии органической природы. Грани между видами, несмотря на их относительность, указывают на те качественные различия, которые отделяют один вид от другого. Поэтому образование новых видов есть переход от старого качественного достояния к новому.

Раскрывая диалектическое единство единичного и общего, прерывного и непрерывного, единства количественных и качественных изменений в развитии животных форм, один из творцов научной биологии К. А. Тимирязев, справедливо говорил, что "совокупность органических существ представляет несомненную цепь, но именно цепь из отдельных звеньев, а не непрерывную нить..." . В другом месте, подчеркивая объективный характер единства прерывного и непрерывного в развитии жизни, К. А. Тимирязев писал: "Эти грани, эти разорванные звенья органической цепи не внесены человеком в природу, а навязаны ему самою природою" .

Примером перехода количественных изменений в качественные может служить также образование клеток из живого вещества, не имеющего клеточной структуры.

Процесс образования клетки - это ряд накоплений, ряд промежуточных образований из живого неклеточного вещества. Постепенное изменение живого вещества под влиянием физико-химических внешних и внутренних факторов приводит к тому, что создаются новые качественные образования, возникает клетка, происходит переход количественных изменений в качественные.

Так естествознание подтверждает тот взгляд на развитие, по которому постепенное накопление мелких, незначительных, количественных изменений неизбежно приводит в конце концов к изменениям коренным, качественным.

Переход количественных изменений в качественные в развитии общества. История человечества неопровержимо доказывает, что и в общественной жизни развитие идет путем перехода количественных изменений в коренные, качественные.

Выясняя сущность капиталистической системы хозяйства, Маркс показал, что владелец денег только при том условии превращается в капиталиста, если сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей владельцу освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы. "Здесь, как и в естествознании, - отмечает Маркс, - подтверждается правильность того закона... что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия" .

Одним из проявлений закона перехода количественных изменений в коренные, качественные в общественной жизни является также смена одного способа производства другим, медленное накопление многообразных противоречий в период так называемого мирного развития и разрешение этих противоречий во время общественного переворота, во время революции. Так, в условиях капитализма сначала происходит процесс накопления элементов, или предпосылок, для революционной замены его социализмом (нарастание свойственных капитализму противоречий, рост пролетариата, рост его сознательности и организованности, постепенное накопление опыта революционной борьбы масс и т. д.), а затем наступает период коренных, качественных изменений, период революционного преобразования капиталистического строя в социалистический строй (свержение существующей власти и создание новой власти, замена старых производственных отношений новыми и т. д.).

Переход единоличных крестьянских хозяйств на путь колхозного социалистического хозяйства в нашей стране также может служить примером перехода количественных изменений в коренные, качественные. Уже на первой стадии колхозного строительства, когда производство в колхозах опиралось преимущественно на крестьянский инвентарь, объединение известного числа индивидуальных крестьянских хозяйств в одно общественное хозяйство, простое сложение крестьянских орудий производства означало качественное изменение в сельском хозяйстве.

Объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы привело не только к тому, что утвердилось новое качество, новый способ производства, но и к тому, что это новое качество повлекло за собой новые количественные изменения - расширение посевных площадей, повышение производительности труда и т. д.

Переход количественных изменений в качественные происходит и в процессе развития познания в области идеологии. Так, в развитии философии ярким примером перехода количественных изменений в коренное, качественное изменение является возникновение философии марксизма, которое, будучи настоящей революцией в философии, не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, т. е. без накопления того запаса знаний, который был создан в процессе развития философии в домарксистский период.

Выясняя природу перехода количественных изменений в качественные, необходимо также иметь в виду, что новая качественная определенность предмета или явления, образовавшаяся в результате постепенных количественных изменений, обуславливает вместе с тем новую количественную определенность. В общественной жизни это выражается в том, что каждый новый способ производства, будучи новым качественным состоянием общества, неотделим от новых количественных проявлений. Так, например, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, быстрый рост благосостояния и культуры трудящихся СССР обусловлены не чем иным, как природой социалистического строя, его основным экономическим законом, его преимуществами перед строем капиталистическим.

Таким образом, переход количественных изменений в коренные, качественные изменения - это всеобщий закон, он проявляется и в развитии природы, и в развитии общества, и в развитии познания.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ. Марксистская диалектика исходит из того, что движение, развитие имеет двоякую форму: эволюционную и революционную.

В. И. Ленин писал, что действительная история природы и общества включает в себя различные тенденции: и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности.

"... С точки зрения диалектического метода, - говорит И. В. Сталин, - эволюция и революция, количественные и качественные изменения, - это две необходимые формы одного и того же движения" .

В предметах, явлениях всегда есть новое и старое. Эволюционная форма развития означает постепенное количественное изменение. Революционная форма развития - это переход в новое качественное состояние. Эволюция подготовляет условия для революции, а последняя завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе.

Существо двух форм движения в общественной жизни видно на примере борьбы рабочего класса России в период, предшествовавший революции 1905 г., и во время ее развертывания, а также в годы, предшествовавшие революции 1917 г., и в самом ходе Февральской и Великой Октябрьской революций. В предреволюционные годы пролетариат ограничивался отдельными выступлениями - забастовками, созданием профсоюзов и других пролетарских организаций, накоплением сил и их организацией. Это-- полоса более или менее "мирного" развития. В 1905 г. пролетариат взялся за оружие и пошел в решительную атаку на реакцию. Эволюция сменилась революцией. То же произошло в феврале 1917 г., а затем в классической форме в дни Октябрьского переворота.

Процессы перехода эволюционной формы движения в революционную имеют место и в жизни природы. Так, научная биология рассматривает эволюцию как накопление организмами под воздействием окружающих условий их жизни новых свойств, новых признаков. Эволюция подготавливает условия для образования нового вида, новой формы живой природы. Революционная форма движения в органической природе - это также скачки, повороты в развитии живых форм, переходы от одних стадий развития индивидов к другим, а также от одних сортов, пород, видов к другим.

Таким образом, эволюция соответствует количественным изменениям, происходящим в процессе развития, а революция - коренным, качественным.

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями Эта тема заслуживает особенно пристального внимания, поскольку, как мы увидим, изобретение алфавита послужило длительным стимулом для

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

32. Категории и сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует внутренний «механизм» движения и развития вещей, показывает, с чего начинаются эти изменения и

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии Количество - это понятие, объединяющее в себе все возможные свойства действительности, которые могут измеряться в

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

Глава двадцать третья ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Глава VI. РАЗВИТИЕ: ПРОЦЕСС ВЗАИМНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Три основных закона диалектики образуют систему, детерминирующую процесс развития материального объекта в целом. Знание этих законов дает целостную картину развития любого

Из книги Системная философия автора Телемтаев Марат Махметович

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

1.3. Закон и принципы развития. В системной философии деятельность человека или человеческого сообщества, группы людей рассматривается, как деятельность по выживанию, сохранению и развитию комплексного потенциала человека (человеческого общества). Будем считать для

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

6. Закон перехода количественных изменений в качественные Важное место в системе всеобщих законов диалектики занимает закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.В предыдущей главе уже было показано, как в ходе философских дискуссий 30-х годов были

Из книги автора

2. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В противоположность метафизике марксистская диалектика учит, что мир представляет собой связное, единое целое, по отношению к которому каждое отдельное явление, каждая отдельная

Раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количеств. изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количеств. изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лить путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии) » (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 385) . Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количеств. определённость. При этом глубина качеств. изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть . Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к . «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В. И., ПСС , т. 29, с. 256) . Переход явления из одного качеств. состояния в другое есть уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Единство и противоположностей) . Скачок включает в себя снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств. изменения взаимно обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон) .

Переход одного явления в другое есть количеств. и качеств. изменений, проходящих через промежуточных фаз. При этом различные изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со стороны количеств. изменений этот переход выступает во времени как постепенное, а со стороны качественных - как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является .

В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некрый определ. длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет - в космич. процессах и сотни тысяч лет - в образовании видов животных. Отличит. особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей ранее количеств. изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или социальная революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств. преобразование. В одной форме скачков резко выражена перехода, напр. рождение и организма. Предварит.изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количеств. изменениями, которые включаются в процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химич. свойства атома или молекулы.

Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. , обязывая изучать и с качеств., и с количеств. сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств. определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ. развитии - от субъективистского авантюризма.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС , т. 29; Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966 ; Тимофеев И. С., Методология, значение категорий « » и « », М., 1972 ; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания, М., 1979 ; Основы марксистсколенинской философии, M., 19805; Материалистич. . Краткий очерк теории, М., 1980.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

(кратко -переход количества в качество) - закон материалистич. диалектики, раскрывающий один из наиболее общих механизмов развития в природе, обществе и познании. Согласно этому закону, изменение качества (специфики, природы) данной вещи или явления, т.е. переход, или скачок, от старого качества к новому совершается тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. величины, или границы меры. Этот закон на идеалистич. основе был впервые в полном виде сформулирован Гегелем. Содержание закона материалистически переработали Маркс и Энгельс.

Осн. закона - качество, количество, . Категория качества применяется для отображения единства таких характеристик, как относит. вещей, их структурность, черты различия и сходства между ними. Понятие о качеств. определенности приложимо к уровням и видам материи, к формам движения материи, к определ. состояниям тел (напр., агрегатные и аллотропич. состояния веществ), к этапам развития объекта (напр., две стадии капитализма). В процессе познания любая выступает соответствующей стороной в виде качественно определ. объекта или предмета исследования. Качеств. определенность объекта проявляется для познающего субъекта в совокупности свойств, к-рые обусловливаются как внешними, так и внутр. связями и взаимодействиями объекта и среди к-рых выделяет существ. св-ва, объединяет их в упорядоченную совокупность.

Категория к о л и ч е с т в а исторически возникла на основе сравнения качественно однородных св-в или частей целого и их отношения друг к другу или к целому; в математике количества и количеств. отношений выражается с помощью понятий числа, величины, множества, функции (см. Количество в м а т е м а т и к е). Количеств. формы и отношения в познании могут полностью отвлекаться от качества вещей; в силу этого одни и те же формы могут применяться в изучении самых различных качеств. образований. Однако сами количеств. формы и отношения содержат в себе качеств. моменты и определения.

Более глубоко качества с количеством выражается в категории м е р ы. Определение меры включает в себя два момента, связанные с двумя аспектами рассмотрения качества. Во-первых, качество может рассматриваться в готовом, ставшем виде; тогда описывается с помощью системы количеств. зависимостей, математич. отношений, напр. в виде определ. системы уравнений. Мера в этом смысле представляет собой соответствие системы закономерных связей, выражаемых с помощью математич. отношений, тому или иному качеству. Эта математич. отношений (или законов) характеризует структуру вещей. Второй момент в определении меры относится к процессам о б р а з о в а н и я качества, т.е. к переходам от старого качества к новому. В этих случаях мера вещи представляет собой тот интервал количеств. изменений их св-в (параметров), в пределах к-рого сохраняется вещь, ее качеств. определенность, ее . В физике эти границы меры фиксированы в виде констант. Энгельс писал, что "...константы физики в значительной своей части суть не что , как обозначения узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, – где, следовательно, количество переходит в качество" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 387). Особый для познания представляют те процессы перехода к новому качеству, содержанием к-рых является р а з в и т и е. Таким процессам присущи черты необратимости, диалектич. отрицания, появления новых возможностей изменения объекта. Наиболее характерны такого рода переходы для биологич. эволюции (процессы видообразования) и социального развития; для последнего точками меры являются моменты революц. ситуации.

Указанное понятие меры вплотную подводит к пониманию качества с т. зр. с и с т е м н о -структурного подхода. В этом случае качеств. определенность вещи выражается в ее динамической (или статич.) структуре, к-рая, в свою очередь, выражается с помощью системы законов. Наиболее адекватное структуры достигается тогда, когда она может быть выражена через аппарат и методы математики.

Процесс перехода (скачок) от старого качества к новому. Многообразие скачков. Достигнув определ. пороговой величины (границы меры), количеств. изменения объектов приводят к процессу перестройки их внутр. структуры, в результате чего образуется качественно новая система, характеризующаяся, кроме общих (сходных) со старой, новыми закономерностями своего строения, функционирования и развития, т.е. новой относительно устойчивой динамич. структурой. Процесс перехода к новому качеству есть поэтому переход от системы одного рода устойчивости и характера организации к другой, он включает в себя как перестройку связей между компонентами (и подсистемами) системы, так и изменения в составе элементов системы или и то и другое вместе. Новое качество, характерное для новой системы, обладает новой мерой, новыми возможностями количеств. изменений.

Внутр. содержанием процесса П. к. и. в к. является взаимодействие попарно противо-положных (полярных) сил, сторон, св-в, процессов и тенденций изменения. В точках перехода взаимодействие противоположных (по отношению к сохранению или изменению объекта) сил достигает крайней остроты, предела, за к-рым нарушение устойчивости ведет к процессам разрушения системы, перестройки ее в качественно новую. Типы, формы и взаимодействия ("борьбы") противоположно направленных сил зависят от изменения внешних и внутр. условий. Внешние по-разному влияют на это взаимодействие в зависимости от степени устойчивости и относит. самостоятельности (изолированности) той или иной конкретной системы. В одних случаях качеств. преобразования системы происходят в результате энергетич. воздействий извне (напр., при бомбардировке нейтронами атомов и молекул, при повышении интенсивности их теплового движения). В др. случаях эти преобразования являются результатом изменения структуры внешних связей; таковы качеств. изменения живых организмов при изменении условий их существования или изменения, происходящие с человеком при изменении социальной среды. Один из осн. механизмов, обусловливающих приведение данной системы к состоянию наименьшей устойчивости, т.е. к границе меры, состоит в том, что у различных элементов и подсистем различных уровней данной системы существуют различные точки меры, т.е. "мерность" системы оказывается внутренне различной и иерархированной.

Характеру противоборствующих сил, тенденций и противоположно направленных св-в данного объекта соответствуют существ. величины (параметры) количеств. изменений, обусловливающих характер или скачка; их позволяет определять наиболее эффективные методы и средства осуществления П. к. и. в к. в обществ. жизни, в частности методы революц. переустройства общества или искусств. преобразования объектов в процессе материального произ-ва ( веществ в химич. производстве и т.п.). В неживой природе существ. величинами ("характеристич. параметрами") являются физич. величины, прежде всего величины массы и энергии связи. В живой природе по мере ее усложнения, помимо физич. взаимодействий, все больший удельный вес приобретают отражат. процессы – процессы передачи и переработки информации. Еще более значит. роль процессы обмена информацией (опытом прошлых и живущих поколений), ее переработки играют в обществе; уровень обществ. развития определяется не только уровнем развития производит. сил, но и организацией обществ. отношений, включающих духовную общества (к-рая может рассматриваться как получение, хранение, передача, переработка информации). Т.о., в понятие качества в живой природе и обществе входят не только физич. величины, но и характеристики, производные от понятий отражения и информации. А это существенно отличает природу скачков в живой природе и обществе от скачков в неорганич. природе.

Скачки могут классифицироваться по многим основаниям (по характеру противоречий, по механизму скачков, по способам и средствам их осуществления и т.д.). С т. зр. механизма П. к. и. в к., наиболее существенно скачков двух типов, к-рые условно называют скачками "взрывного" типа и постепенными скачками. При первом типе П. к. и. в к. имеет место резко выраженная граница между подготовит. фазой количеств. изменений и фазой самого скачка, обнаруживающаяся в большей интенсивности, скорости процессов, в значит. величине неустойчивости состояний второй фазы. Этот перехода отличается тем, что процесс перестройки организации системы протекает не путем поочередного изменения ее подсистем, а охватывает всю систему в целом, включая все ее подсистемы определ. уровня. К таким переходам относятся процессы образования новых химич. соединений и превращения сложных веществ, переходы тел из некоторых физич. состояний в другие, явления атомного взрыва, политич. революции в обществе и др. Такие скачки могут включать в себя и скачки в пределах подсистем данной системы; существ. характеристики этих подчиненных скачков отличны от характеристик скачка системы в целом. В этой связи Ленин отмечал, что следует "... отличать кусочек от целого", "... противопоставлять коренные условия действительного переворота тем частичным штопаниям, которые нередко сбивают борцов с истинно-революционного пути" (Соч., т. 9, с. 342). Второй тип переходов характеризуется более тонким и сложным отношением между качеств. и количеств. изменениями. Превращение старой системы в новую совершается здесь в процессе накопления количеств. и качеств. изменений ее отд. подсистем и элементов при изменении общего направления развития системы под влиянием внутр. и внешних условий; нек-рые св-ва постепенно усиливаются, перерастая из несущественных в существенные для всей системы. Точки перехода имеют менее выраженный и даже скрытый характер, нередко охватывая нек-рую область значений. Др. особенность этого типа скачков – наличие промежуточных стадий и форм, имеющих между собой черты, общие для старой и новой систем. Напр., в условиях России после 1917 г. нельзя было "... сложить сразу и составить одним ударом формы организации нового общества" (там же, т. 27, с. 374), переходный период от капитализма к социализму "... распадается на ряд еще более мелких переходов" (там же, т. 30, с. 307). Переход от социализма к коммунизму занимает целую историч. эпоху. При естеств. отборе из множества отклонений св-в и признаков индивидуального организма в последующих поколениях закрепляются те, к-рые более соответствуют новым условиям существования. Момент расхождения (расщепления) генеалогич. ветви и является началом скачка, образования нового биологич. вида. Постепенный переход путем изменения направления развития имел место и в процессе антропогенеза.

Закон П. к. и. в к. обусловливает ряд методологич. требований к науч. познанию. Это прежде всего требование рассматривать количеств. и качеств. изменения в единстве, в неразрывной связи. В противном случае скачки и возникновение новых качеств становятся необъяснимым "чудом", считаются божеств. откровением (см., напр., работу англ. философа-неореалиста С. Александера – S. Alexander, Space, time and deity, v. 1–2, L., 1920; , v. 1–2, L., 1927). С др. стороны, количеств. и качеств. изменения нельзя метафизически отождествлять друг с другом. Такого рода отождествление можно, напр., обнаружить в выдвигаемых совр. правыми социалистами доктринах "врастания капитализма в " и "социализации капитализма", в к-рых процесс перехода от капитализма к социализму представляется в виде частичных преобразований, реформ, оставляющих неприкосновенными капиталистич. строй и его экономич. основу – частную на средства произ-ва. Поводом для смешения качеств. превращений и количеств. изменений нередко служит их нек-рая относительность, особенно в многоуровневых системах. В таких системах при сохранении качества системы в целом практически непрерывно происходят скачки более мелкого масштаба, относящиеся к ее подсистемам и элементам. Примером скачка подчиненного порядка является постепенный переход от первой стадии капиталистич. развития (свободной конкуренции) к монополистич. стадии. По отношению к осн. качеству скачки подчиненного порядка выступают в виде количеств. изменений, ибо существ. св-ва (параметры) системы остаются при этом неизменными. Именно с такого рода относительностью (имеющей характер конкретной истины) связано отсутствие "абсолютных разграничительных линий" между самими качеств. различиями.

Др. методологич. требование, вытекающее из закона П. к. и. в к., состоит в том, что науч. познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности и необходимости применения логич. и математич. операций сведéния и выведения, когда преследуется объяснить нек-рые св-ва новой системы (напр., для объяснения устойчивости нек-рых биохимич. соединений в клетке привлекают данные квантовой химии). Но смешение понятий методологич. сведéния с логич. и математич. приемами сведéния и выведения приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

Большой науч. представляет выявление специфики действия закона П. к. и. в к. в сфере познават. деятельности. В пределах чувств. отражения и эмпирич. уровня познания существуют многочисл. качеств. переходы, определяемые движением по предмету исследования. Наиболее существенны здесь переход от ощущений к , от эмпирич. уровня познания – к теоретическому, от эмпирич. данных – к выдвижению гипотез, от гипотез – к теориям; все эти переходы можно рассматривать как диалектич. скачки. Скачками являются, конечно, науч. открытия, революц. перевороты в науч. мысли. В различных науках на начальных этапах исследований применяются т.н. качеств. методы, к-рые позволяют определить качеств. различия и специфику предметов исследования глобально, без точного знания их количеств. соотношения. Таковы методы качеств. анализа в химии и физике. Качеств. методы широко применяются в различных разделах совр. математики (напр., качеств. дифференц. и интегро-дифференц. уравнений в математич. анализе). Дальнейшее познания состоит в том, что качество все более глубоко и точно начинает исследоваться количеств. методами с применением аппарата математики.

Эффективность применения математики зависит как от степени теоретич. зрелости спец. наук, так и от совершенствования самих математич. методов, позволяющих отобразить все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений.

Закон П. к. и. в к. имеет огромное науч. и практич. значение в связи с анализом проблемы перехода от социализма к коммунизму. Сам по себе этот переход представляет скачок всемирно-историч. масштаба и в своем результате охватывает все осн. стороны жизни совр. общества. В свою очередь, осуществление этого скачка предполагает целую совокупность скачков меньшего масштаба, различающихся как по сферам обществ. жизни, к к-рым они относятся (переход к коммунистич. материальной базе произ-ва, формирование гармонически развитой личности, расширение социалистич. демократии и т.д.), так и по уровням социальной системы, на к-рых реализуются эти скачки (скачки междунар. масштаба, связанные с укреплением мировой социалистич. системы; скачки в масштабе гос-ва, в масштабе отд. социальных групп и т.д.). Науч. руководство обществ. развитием требует учета и анализа всех этих разнообразных скачков и отыскания оптимальных форм и способов их реализации. Теоретич. перехода от социализма к коммунизму опирается на два ряда обстоятельств: он учитывает реально существующие противоречия обществ. развития и отыскивает такие пути и формы перехода, к-рые обеспечивают разрешение этих противоречий; во-вторых, общая линия перехода к коммунизму опирается на сознательно формулируемые обществом цели движения. Общее всех этих проблем предполагает построение целостной модели социального организма в двух планах: как модели актуально существующей социальной системы и как модели общества будущего. Совокупность этих моделей и создает теоретич. базис науч. управления обществом. Такие модели должны строиться совокупными усилиями всех обществ. наук.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 37, 44, 128–32; его же, Диалектика природы, там же, с. 360, 385–90, 547–48, 564, 567–71, 573–74, 600, 608–09; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 97, 111, 279, 358; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 388; т. 2, М., 1956, с. 610; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия филос. наук, Собр. соч., т. 1, М.–Л., , с. 144–90; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.–Л., 1930; Кедров Б. М., О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; Дудель С. П., Законы материалистич. диалектики, М., 1958; Свидерский В. И., К проблеме многокачественности явлений, "Вестн. ЛГУ. Серия экономики, философии и права", 1958, No 17, вып. 3; Лем Г. П., О переходе от старого качества к новому в обществ. развитии, М., 1958; Зародов К. И., О формах перехода различных стран от капитализма к социализму, М., 1959; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960, гл. 3; Овчинников Η. Φ., Качество и , "ВФ", 1960, No 6; Πахомов Б. Я., О характере качеств. изменений, "ФН" (НДВШ), 1962, No 4; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963, гл. 1, § 6, 7, гл. 2, § 1; Ρозенталь М. М., Ленин и диалектика, М., 1963; Украинцeв Б. С., Ковальчук А. С., Чертков В. П., Диалектика перерастания социализма в

· Понятии о законах диалектики

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количества в качество часть 1

· Закон перехода количества в качество часть 2

· Закон отрицания часть 1

· Закон отрицания часть 2

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.



2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

3. Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

4. Действие закона позволяет ответить на вопросы:

5. 1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

6. 2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

7. Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

9. Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

10. Метафизическое отрицание – отрицание, как простое уничтожение.

11. Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал: «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

12. Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

13. В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

14. Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

15. Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

16. 1.оно есть условие и момент развития;

17. 2.оно есть момент связи нового со старым.

18. Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

19. Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

20. Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

21. В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

22. Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям, но и сохраняет положительное, содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

23. Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития.Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

24. Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

25. Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:

1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:

1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.

2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.

3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!