Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как называется китайская рапира. Рапира – привет из прошлого

Летние Олимпийские игры включают в себя различные виды соревнований. В программу обязательно входит фехтование. Это вид спорта, который входит в обязательную программу соревнований самого высокого уровня. Участники могут использовать различное оружие. Это может быть рапира, сабля или шпага. Эти виды оружия имеют ряд особенностей.

Поразить соперника можно уколом, если применяется шпага и рапира. Отличие этих разновидностей оружия значительное. Сегодня фехтованием занимаются не только профессиональные спортсмены. Многие люди предпочитают подобные занятия тренировкам по фитнесу. Чтобы овладеть основами фехтования, потребуется вникнуть в отличия спортивного оружия.

Исторические факты

Шпага, рапира, сабля, отличия (фото представлено далее) которых являются значительными при детальном рассмотрении, возникли на основе древних видов оружия. В Средние века их применяли для личной защиты, на поле брани во время военных походов. Такое оружие сегодня применяется исключительно при проведении спортивных состязаний.

I - короткая и длинная шпага.

II - рапира.

III - сабля.

Еще в самые древние времена человек брал в руки палку, чтобы защитить себя. Каменный век остался далеко позади. Оружие со временем претерпевало значительных изменений. Начали изготавливать инструменты из более прочных материалов. Самым популярным из них является железо.

Одной из первых боевых разновидностей оружия являлся меч. Первые упоминания о нем встречаются еще во II столетии до н. э. Вес такого изделия был большим. С его помощью можно было рубить и колоть. Для пеших воинов он подходил идеально. Но вот в процессе ведения боя на коне, он был неудобным. Потребности воинов со временем привели к появлению прочих разновидностей оружия.

Процесс усовершенствования

Тактика ведения боя прошлого привела к необходимости совершенствовать оружие. В I веке нашей эры азиатскими племенами стала массово использоваться сабля. Шпаги, рапиры (фото представлено далее) появились значительно позже. До этого в бою использовалось только оружие, подобное саблям. Оно отличалось меньшим весом, по сравнению с мечом. Такие изделия позволяли вести не только пеший, но и конный бой.

Спустя несколько столетий в Европе появилось новое оружие. В XV столетии здесь стали изготавливать шпаги и рапиры. Они отличались тонким лезвием. Такую технологию ранее никто не применял. Необходимость в изготовлении тонкого лезвия появилась вследствие массового использования кольчуг. Тонкая шпага или рапира позволяла проникнуть между ячейками нательной защиты воинов.

В Италии изготавливались шпаги. Колющее оружие испанского производства получило название «рапира». Удар клинка, пронзавший острием противника, с большой долей вероятности был смертельным. Но при порезе у соперника было больше шансов выжить.

Боевая шпага

Рассматривая отличие шпаги и рапиры (фото представлено далее), необходимо начать с изучения боевого оружия. От него происходят спортивные разновидности, применяемые в спортивном фехтовании. Шпага произошла от меча. Это колющее оружие, способное при этом наносить и режущие раны. Исторически такое оружие имело длину более 100 см.

Это изделие состоит из эфеса и клинка. Его лезвие может быть одно- или двусторонним. Эфес, который еще называют рукоятью, состоит из гарды, а также специальной защитной дужки. Такая конструкция предотвращает удары противника по пальцам. Исторически существовало несколько разновидностей шпаги. Кавалерийская шпага отличалась значительным весом и длиной 100-150 см.

Одним из популярных типов является оружие, которое отличалось значительно меньшим весом. Это «придворный» вид шпаг. Он стал неотъемлемой частью облачения придворных. Спустя несколько столетий представленные разновидности стали сильно отличаться конструкцией. Их лезвия при этом были незаточенными. Зато острая вершинка позволяла легко нанести колющий удар. Они были популярными среди почитаемых представителей знати того времени в Европе.

Шпага для спортивного фехтования

Отличия в спорте рапиры и шпаги достаточно ощутимые. Они определяют стиль и технику поединка. Сегодня это преимущественно оружие, применяемое при проведении спортивных турниров.

Шпага, которая применяется на состязаниях самого высокого уровня, имеет длину 1,1 м. Масса такого изделия неизменно равняется 0,77 кг. Полотно клинка гибкое. Оно сильно изгибается во время нанесения колющего удара. Сечение клинка трехгранное.

Града круглой формы защищает руку от удара. Ее диаметр составляет 13,5 см. Спортивное оборудование имеет клинок, который постепенно сужается к вершине. Размер граней, который допускается современным фехтованием, составляет 2,4 см.

Участие в состязаниях

Устанавливаются общепризнанные отличиярапиры от шпаги в фехтовании. Оружие определяет, какую технику в процессе ведения боя будут применять участники, их тактику во время спортивного состязания.

Турниры проводятся отдельно для женщин и мужчин. На наконечник установлен специальный датчик. Когда наносится колющий удар с силой не менее 0,55 кг, он фиксирует это. Укол может быть нанесен во все части тела, кроме затылка.

Если соперник нанес удар быстрее (в течение 0,25 с), аппарат воспримет давление на датчик. Приоритета действий в этой категории соревнований нет. Если в указанный временной промежуток удар поступил от обоих соперников, они присуждаются обоим участникам. Это одна из главных особенностей представленного вида спортивного оружия.

Боевая рапира

Рассмотрев вопрос, чем отличается шпага от рапиры и сабли , следует сказать несколько слов о других разновидностях исторического оружия. Их основные характеристики были окончательно определены еще в конце XV столетия. Историческая рапира значительно отличается от современного фехтовального оборудования.

В переводе рапира дословно означает «меч для одежды». Это легкое, практичное оружие. В древние времена ее носили не военные, а богатые граждане Испании. Рубящий удар она наносит не так сильно, как шпага. Однако ее лезвия заточены.

Это было очень популярное оружие в XV-XVI веке. Позднее рапиры были вытеснены короткими шпагами. Последние отличались малым весом, но в бою были эффективнее.

Изделие, которое исторически именовалось рапирой, имело длину около 1,3 м. Его клинок достигал в длину около 1 м. Было множество разновидностей представленного оружия. Исторические боевые клинки весили больше, чем современное спортивное оборудование.

Рапира в спортивном фехтовании

Спортивные рапира и шпага отличаются конструкцией и габаритами. Сечение их имеет ряд особенностей. Так, спортивная рапира в поперечном разрезе образует четырехгранную фигуру. Вес оборудования составляет около 0,5 кг. Града выполнена из металла. Она имеет диаметр 12 см.

Клинок уменьшается пропорционально к вершинке. Наконечник в диаметре имеет 6 мм. Оборудование, которое применяется для спортивных турниров, датчик представлен в виде электроконтактного подвижного устройства. Оно реагирует на удар, который наносится сопернику.

Когда происходит соприкосновение датчика с поверхностью экипировки, сигнал передается по кабелю к фиксирующему прибору. Провод проходит по углублению грани клинка. Под эфесом есть разъем. В него подключен провод. При изготовлении спортивной рапиры форма рукояти может быть фигурной. Одной из популярных разновидностей эфеса является «пистолет». Спортсмен в этом случае может не сгибать запястье.

Фехтование на рапирах

Отличия в фехтовании шпаги, рапиры, сабли значительные. Это необходимо учесть при выборе оптимальной разновидности спортивного оборудования. Турниры по фехтованию на рапирах проводятся отдельно для женщин и мужчин. Датчик, находящийся на наконечнике клинка, реагирует на давление 0,5 кг. Причем удар будет зафиксирован только в том случае, если он наносится в металлическую куртку соперника.

Существуют определенные правила ведения боя при помощи рапир. Атака соперника отражается перед тем, как будет совершено ответное действие. Для такой разновидности фехтования важно преимущество действия. Приоритет определяет арбитр. Он останавливает бой, если прибор фиксирует нанесенный колющий удар.

В подобном турнире соперникам запрещено касаться друг друга телами. Бой будет остановлен также и в том случае, когда один из соперников окажется за спиной у другого участника соревнования. На турнирах высокого уровня проводится видеофиксация поединка. Это позволило избежать ошибок, которые могли допустить арбитры.

Боевая сабля

Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий. В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.

Сабля представляет собой рубящее оружие. Его клинок имеет изогнутую форму. При помощи сабли возможно наносить и колющий удар. Для этого наконечник хорошо затачивался воинами перед грядущим боем.

Представленная разновидность оружия появилась на восточных территориях. Такие изделия получили широкое распространение еще в VII-VIII веке. С его помощью наносили рубящие и колющие раны. Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса. Это позволяло наносить удары большей силы.

Сабля в фехтовании

Определить отличия рапиры, шпаги, сабли в спорте просто, зная особенности каждой разновидности оружия. Всё представленное оборудование появилось на основе своих исторических прародителей. Так, сабля является рубящим оружием, способным наносить также и колющие удары. В сечении такое изделие имеет трапециевидную форму. Длина клинка достигает 1,05 см.

Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.

Специальный аппарат фиксирует укол и удар. В одежде, которая находится в верхней части туловища фехтовальщика, есть специальная серебряная стружка. Фехтование на саблях ведется с правом на преимущество при атаках. Бой является динамичным, зрелищным. Этим он нравится многим фехтовальщикам.

Виды фехтования

Вникая в вопрос, какие отличие шпаги и рапиры существуют в современном мире, необходимо рассмотреть разновидности фехтования. Поединок может быть не только спортивным. Бывает исторический и артистический тип боя. Оружие при этом следует подбирать в соответствии с особенностями проведения поединка.

Историческая разновидность применяется при необходимости воссоздать бой двух людей или их целой группы. При этом учитывается техника ведения поединка выбранного периода времени. Применяется соответствующее оружие. Такой поединок не отличается зрелищностью. Однако это позволяет воссоздать реальные движения соперников.

Артистический и спортивный поединок

При артистическом состязании также за основу берется историческая техника ведения боя. В этом случае поединок отличается зрелищностью. Все действия постановочные. Это шоу, противники которого по своей сути являются партнерами. В этом случае применяются легкие виды оружия.

Спортивное фехтование относится к категории боя при использовании облегченного оружия. При этом существуют определенные правила ведения поединка. Турнир проводится на специально подготовленных площадках.

Как выбрать оружие?

Зная отличие шпаги и рапиры, сабли, следует рассмотреть несколько рекомендаций специалистов по выбору подходящего оружия. Желая заниматься фехтованием, новичок посещает занятия и пробует различные техники ведения боя. В первые 3 месяца тренер наблюдает, к какому виду оружия фехтовальщик проявляет больший интерес.

Когда выбор будет сделан, процессу оттачивания техники потребуется уделить много времени. Выбранный вид фехтования нужно любить. В процессе тренировки применяется тренировочное оборудование. Необходимо учесть, что оно может отличаться от электронных разновидностей шпаг, рапир и сабель.

После изучения всех тонкостей ведения боя на тренировочном оборудовании разница между подобной экипировкой и электронными изделиями для соревнования не будет ощущаться спортсменом.

Рассмотрев особенности, отличия шпаги и рапиры, а также сабли, каждый сможет подобрать оптимальное оружие для спортивных тренировок. Практика позволит принять правильное решение. Фехтование является увлекательным, популярным видом спорта в нашей стране.

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

– это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.


Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.


По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.


Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.


Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.


Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт. Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Видео

Искажённое в фр. la rapiere ) - преимущественно колющее холодное оружие , разновидность шпаги , в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия . В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком - трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков.

В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию (см. ниже). Исторические рапиры - популярное оружие XVI -XVII веков , были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.

История

исп. espadas roperas / фр. rapiere

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere , вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas - меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха , а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи , и открытий Колумба . Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами . В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отстуствии как доспеха, так и щита - было достаточно кинжала или даги , а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом , намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

Итальянское тренировочное оружие с гранёным клинком, использовавшееся при обучении фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret , исп. florete , нем. florett , англ. foil ) обозначает как оружие целиком, так и его часть - тупой наконечник на клинке. В русском языке для обозначения этого оружия использовалось слово рапира . Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя , и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием» , а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Спортивная рапира

Рапира , спортивное колющее оружие, состоит из стального эластичного клинка и эфеса (защитной чашеобразной гарды с прокладкой и рукоятки с гайкой).

Клинок прямоугольного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине, на которую навинчен наконечник диаметром 6 мм. Общая длина рапиры не превышает 110 см (клинка - 90 см), диаметр гарды не более 120 мм, глубина гарды до 55 мм, длина рукоятки с гайкой не более 220 мм по российским правилам, и не более 232 мм по международным. Общая масса рапиры не превышает 500 г.

У обыкновенных (тренировочных) рапир наконечник на клинке неподвижный, у электрифицированных рапир (применяются в официальных соревнованиях по фехтованию с 1954) наконечник представляет из себя подвижное электроконтактное устройство с кнопкой, при нажатии на которую (во время нанесения укола противнику) происходит замыкание электрической цепи. На одной из граней клинка электрифицированной рапиры имеется углубление, идущее вдоль всей грани, от наконечника до гарды, в которое вклеен провод, соединяющий электроконтактное устройство наконечника с контактным разъёмом («двойником») под гардой. У рапир прямая рукоятка иногда заменяется на фигурную, перпендикулярную клинку. Такой тип рукоятки называется «пистолет» и позволяет не сгибать руку в запястьи при захвате рукоятки. Рукоятки-пистолеты устанавливаются, как правило, на электрифицированные рапиры.

Первым чемпионом СССР в этом виде стал Владимир Вышпольский, который позже ещё три раза становился сильнейшим шпажистом страны.

Ведущими мастерами в этот период были также Константин Булочко, Николай Афанасьев и Иван Комаров у мужчин, а у женщин в соревнованиях рапиристок борьбу между собой вели Раиса Чернышёва, ставшая в 1946 году первым заслуженным мастером спорта среди фехтовальщиц, и Анна Пономарёва. Интересно, что однажды, в 1940 году, женщины разыграли первенство и в фехтовании на саблях. Единственной саблисткой-чемпионкой СССР стала ленинградка В. Дедюлина. Следующий чемпионат страны в этой дисциплине состоялся более чем полвека спустя.

Примечания

ссылки

  • Джон Клементс "Рапира в вопросах и ответах"
    • Questions and Answers About the Rapier (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рапира" в других словарях:

    - (фр. rapiere, от нем. rappen захватывать). Длинная, тупая шпага с шариком на конце, которою учатся драться на шпагах фехтовать. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАПИРА длинная, упругая шпага с тонким … Словарь иностранных слов русского языка

    рапира - ы, ж. rapière, > нем. Rapier. 1. Колющее холодное оружие с длинным и гибким клинком, употребляемое в учебном и спортивном фехтовании, а прежде служившее дуэльным оружием. БАС 1. Тупая шпага с пуговкою на кончике, которою учатся биться на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен., нем. тупая шпага, с пуговкой на кончике, которой учатся биться на шпагах, драться на укол; рапира для рубки, эспадрон. Рапирный клинок. Рапировать, драться на рапирах. Рапированье, рапировка, действие по гл. Рапирщик, боец на рапирах,… … Толковый словарь Даля

    - (нем. Rapier) спортивная колющее оружие с гибким клинком прямоугольного сечения и электроконтактным устройством для фиксации уколов на официальных соревнованиях … Большой Энциклопедический словарь

    РАПИРА, рапиры, жен. (от франц. rapière). Колющее холодное оружие с длинным четырехгранным клинком, употр. в учебном и спортивном фехтовании. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    РАПИРА, ы, жен. Колющее холодное оружие с длинным гибким четырёхгранным клинком, употр. в фехтовании. Биться на рапирах. Спортивная р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Первые ножи были созданы древними, чтобы разделывать туши убитых животных. Увы, человек быстро понял: нож прекрасно режет не только туши, но и других людей. Так зародились клинки, мечи и прочие оружия убийства.

Ещё римляне понимали, что укол нанесет больше урона, чем рубка, но с приходом латных, кольчужных и ламеллярных доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции лишь с приходом бездоспешного Ренессанса. Ведущим игроком в области колющих оружий стала рапира. А её колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно оставляла глубокие и смертельные ранения, а иногда даже протыкала соперника насквозь.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» .

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создаёт необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифлёную поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, остриё.


Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Ей можно было наносить рубящие удары и порезы, но с силой все равно надо было осторожничать, чтобы не поломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, за 10-20 см от острия. Центр удара – часть лезвия, первой вступающая в контакт с объектом поражения.

Остриё – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары остриём, во избежание поломки оружия.


Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.


Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жёсткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнётся… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Исторический путь оружия

Как только дворяне узнали, что парадное оружие хорошо играет роль боевого, то сей чудный агрегат быстро перевели в этот стан. На новом месте клинок провёл около 300 лет, а потом уступил место саблям и коротким шпагам.


Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

В XXI веке область применения клинков расширилась, по сравнению с XX веком. Это спортивное и историческое фехтование – участие в исторических реконструкциях, частное коллекционирование, и музейные экспонаты. Логично, что старые образцы оружия находятся в музеях и частных коллекциях, а клинки новой ковки применяют в «истфехте» и «спортфехте».

Особенности клинков «истфехта» – отсутствие заточки и ограничение на травмоопасные и приводящие к летальному исходу приёмы.

Особенности клинков «спортфехта» – гибкость, пуговка вместо острия. Причины всё те же, вот только во втором варианте используется защита из облегчённого кевлара и облегчённое оружие, а в первом – костюмы эпохи и сходные по массе клинки.

Синий, красный, голубой – выбирай любой

Оружейная эволюция развила «шампур» в несколько подвидов:

  • для «истфехта» и «спортфехта»;
  • боевые с кольцевой гардой;
  • типа «паппенхаймер»;
  • с чашеобразной гардой;
  • дуэльные рапиры;
  • прочие разновидности.

Из боевых клинков самыми популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно кольцевая гарда сформировала облик рапиры в массовой культуре. Изящная форма гарды дает возможность, при определенной выучке и опыте, поймать клинок противника. Модификация имеет второе название – рапира со стреловидным эфесом.


Эфесы типа «паппенхаймер» обладают защитой от укола кисти, но не всей руки, типаж является современником короля Людовика XIII. Эфесы с чашеобразной гардой почти до конца защищают руку от укола. Этот типаж можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рапир к тому времени сохранилась лишь в Испании.

Оставшаяся дуэльная рапира практически неотличима от шпаги – короткое колющее оружие, предназначенное для легального выяснения отношений между людьми в спортивных поединках.

Оружие оставило наследие в истории. Это и появление клинка в многочисленных видеоиграх, школы фехтования на рапирах и олимпийская дисциплина, аббревиатура для языка программирования «РАПИРА», советское орудие МТ-12 «Рапира» и британская ЗРК «Rapier» и негласное звание национального испанского оружия, прошедшего пятисотлетний путь.

Видео

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале сайт.

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки"


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.


Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

Ваше оружие?

Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.

Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»

Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.


Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.


Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская


Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).


Рапира


Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды"


А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв. еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!