Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как избавится от заикания в домашних условиях взрослому человеку — упражнения. Можно ли и как избавиться от заикания? Домашние методики

Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

в) вдох носом;

г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9 . Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Какой врач лечит заикание у детей?

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Может ли остеопат вылечить заикание?

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

В каких случаях необходима помощь логопеда?

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Какие существуют методы лечения заикания у детей?

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Каким должно быть лечение неврозоподобного заикания у детей?

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Лечение гипнозом: за и против

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Медикаментозное лечение заикания у детей: общие характеристики

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

Электрофорез при заикании у детей

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Упражнения при заикании у детей

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

Схема занятий такова:

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Дыхание при заикании у детей: особенности

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

Массаж при заикании у детей

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Лечение заикания у детей в домашних условиях – возможно ли это?

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Народные средства от заикания у детей

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

Игры при заикании у детей

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Стихи при заикании у детей

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте

Заикание - одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания - дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи - дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания - участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания - поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом - дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих м, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

1. Упражнение «Воздушный шарик»

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

2. «Буря в стакане»

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох - самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

1. «Насос»

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника , смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках , печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический и , беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

2. «Обними плечи»

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  2. Говорить можно только на выдохе.
  3. Вдох всегда короткий, а выдох - плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  4. Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с м, каким бы сильным оно ни было.

Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

www.nebolei.ru

Проблема заикания встречается и у детей, и у взрослых. Она доставляет массу неудобств и может серьезно подкосить самооценку. И дело не только в самом дефекте речи, а в общей неуверенности в себе. Это как замкнутый круг: чем больше ты заикаешься, тем больше стесняешься, от чего еще сильней заикаешься… Но все решаемо, если верить в себя.

Мы спросили экспертов о том, как избавиться от заикания раз и навсегда. Яна Борисовна Полей, логопед высшей категории, говорит: Чаще всего заикание появляется в детском возрасте. Самым опасным бывает период от 3 до 5 лет, во время бурного развития речи. Но и взрослого человека может коснуться этот недуг. Заикание — это нарушение темпа, ритма плавности речи в следствии судорог артикуляционного аппарата. Заикающийся человек может теребить одежду, совершать непроизвольные движения руками, ногами, у него могут появится нервные тики. Некоторые заикающиеся« маскируют» свой дефект, вставляя в речь бессмысленные слова или звуки: «так», «вот», «ммм», «ээээ»…

Как вылечить заикание? Помни, что это дефект не только речевой. Он сопряжен с нарушеннием нервной системы. Часто выясняется, что и телесное здоровье человека неидеально. У взрослого, заикание может остаться с детства или появится спонтанно. Частенько проблема« затухает» в условиях спокойствия и гармонии, и появляется вновь, когда человек подвергается стрессу. В таких случаях следует обратится к ряду специалистов: невропатологу, логопеду, клиническому психологу. Психолог поможет снять напряжение, страх речи. Логопед обучит или поможет вспомнить навыки речевого дыхания, плавной и слитной речи. А невролог со своей стороны обеспечит помощь нервной системе.

Заикающимся людям полезно заниматься некоторыми видами спорта: плаванием, йогой, карате. Пение, театральные кружки, танцы — все это тоже помогает человеку раскрепостится, почувствовать себя уверенным, развить дыхание, пластику, справится с общим телесным напряжением.

Популярное

А пока доктор лечит, воспользуйся популярными практиками борьбы с заиканием.

Лечение заикания

Как вылечить заикание? Вместо установки« о ужас, сейчас опять начнется», выбери позицию: «а это такая у меня особенность». Внутренне прими тот факт, что ты заикаешься и попробуй пожить с ним. Если ты боишься реакции других на твое заикание, можешь заранее рассказать или намекнуть о проблеме. Чем спокойней ты будешь относится к дефекту, тем реже он будет появляется.

Научись расслаблять себя

У каждого свои« рецепты» релаксации. Кому-то помогают четки, которые можно теребить в руках, кусок бумаги, края которого можно загибать и разгибать, а может быть, определенное скрещение пальцев, дающее умиротворенное состояние. Когда ты будешь готова, начинай свою речь. Ты увидишь: ее качество напрямую зависит от твоего внутреннего состояния.

Сыграй домашний спектакль

Многие« заики, говоря с близкими, совсем забывают о своей проблеме. Но она напоминает о себе в стрессовые моменты. Отрепетируй перед сестрой, своим мужчиной или родителями речь, которую ты собираешься произнести завтра на заседании. Запомни ощущение расслабленности и уверенности в себе, и сохрани их до момента« икс».

Научись правильно дышать

Дыхательные упражнения из йоги или цигуна помогают отрегулировать дыхание при заикании. Научись контролировать силу вдоха и выдоха, ритмы приема и вывода воздуха из легких. Повторяй упражнения каждый день, не пропуская: вскоре ты ощутишь, что заикания уменьшились.

Думай о чем угодно — только не о собственной речи

Люди частенько заикаются от самого факта своей неровной речи. Это заставляет их терять нить беседы, упускать смысл разговора. Попробуй перенести свое внимание от собственного голоса к идее, которую хочешь донести, или к твоему собеседнику. Сконцентрируйся на проработке речевой информации, ставь акцент не на форму, а на содержание.

Делай паузы

Как избавиться от заикания? Когда ты чувствуешь, что заикание подступает, дай себе время на то, чтобы привести дыхание в порядок. Сделай в разговоре паузу и глубоко вдохни. Повторяй вдохи и выдохи, прислушиваясь к своему дыханию. Так ты сможешь контролировать свою речь, а легкие паузы придадут тебе интересной таинственности в глазах собеседника.

Вдохновляйся

Пока ты лечишь свою речь, заручись терпением и энтузиазмом. И в этом тебе поможет хорошая литература и кино. Например, оскароносный« Король Говорит»: почувствуй себя на месте главного героя и пройди с ним весь путь от комплексов, до полной победы.

Способы как избавиться от заикания быстро искала Дарья Мазуркина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!