Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

К принципам международного морского права не относится. Международное морское право

Международное морское право - одна из наиболее древних и развитых отраслей международного права, представляющая собой систему принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования морей и океанов.

Принципы международного морского права. Правовую основу деятельности государств в Мировом океане составляют основные принципы общего международного права, а именно: принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

Деятельность государств в Мировом океане имеет существенные особенности, обусловленные характером морской среды, правовым режимом морских пространств, статусом морских судов, военных кораблей и других объектов деятельности человека на морях и океанах. Своеобразие морской деятельности стало первопричиной для становления специальных "морских" принципов, регулирующих деятельность государств на море.

Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

Как известно, впервые идея свободы открытого моря была сформулирована и обоснована Гуго Гроцием (1583-1645). Другие юристы-международники и государственные деятели XVIII - XIX вв. эту идею поддержали и развили. Так, французский ученый и дипломат Т.Ортолан пишет: "Притязания Португалии, Испании и Голландии (на открытое море - автор) пали вместе с их морским могуществом". Известные юристы Хиггинс и Коломбос пишут: "Открытое море не может быть объектом суверенного права, ибо оно является необходимым средством связи между странами...". Большая заслуга в становлении этого принципа принадлежит России. Так, в посольском приказе Московского государства английской королеве Елизавете в ответ на ее предложение признать исключительные права Англии на Белом море в 1587 г. было сказано: "Божию дорогу, океан-море, как можно перенять, унять или затворить". В Декларации о вооруженном нейтралитете, с которым выступила Россия в 1780 г. говорилось о праве "свободно плавать из одного порта в другой и у берегов воюющих наций".



В настоящее время принцип свободы открытого моря закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. гласит: "Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю" (ст.87). Свобода открытого моря включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы (с соблюдением положений Конвенции); свободу возводить искусственные острова и другие установки (с соблюдением положений Конвенции); свободу рыболовства (с соблюдением условий, изложенных в Конвенции); свободу научных исследований (с соблюдением условий изложенных в Конвенции).

В Конвенции 1982 г. подчеркнуто, что "все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права, предусмотренные настоящей Конвенцией в отношении деятельности в Районе" (ст. 87, п.2).

Не раскрывая содержания отдельных видов свобод, следует заметить, что все свободы открытого моря имеют равное право на существование, юридически они равны, однако не случайно первое место среди равных отводится принципу свободы судоходства.

Другим специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами. Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. Права государств на владение морем стали ограничиваться, начала формироваться правовая норма о суверенитете государств над прибрежными водами, в состав которых входили внутренние морские воды и территориальные воды (территориальное море). В XVI в. этот принцип получил признание в качестве нормы международного обычая. Конвенционное закрепление он получил в 1958 г. в Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

В силу того, что внутренние и территориальные воды являются составной частью территории государства, а государственная территория находится под его исключительной властью, то обе эти составные части территории государства юридически принадлежат ему как субъекту международного права.

Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

Устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

Реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

Создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

Регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

Осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

Третьим специальным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов. Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

Они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

Они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

Они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

Источники международного морского права. Источниками международного морского права являются исторически сложившиеся юридические формы сочетания воль государств, при помощи которых устанавливаются, отменяются или изменяются нормы права. В международном морском праве, как и в общем международном праве, такими юридическими формами являются международные договоры и международные обычаи.

Международный договор - это соглашение межу государствами относительно их взаимных прав и обязанностей. Международный договор является основным источником как общего международного права, так и международного морского права. Независимо от наименования все международные договоры имеют одинаковую юридическую силу. Как правило, договоры заключаются в письменной форме, но могут иметь и устную форму, это джентльменские соглашения. В международном морском праве наиболее распространенными наименованиями договоров являются: договор, конвенция, соглашение, трактат, коммюнике, протокол. Особое распространение получило название соглашения - конвенция. Конвенция - это вид международного договора, который, как правило, фиксирует договоренность уже, в основных чертах, существующую между государствами, или санкционирует нормы международного обычая. Наиболее известными конвенциями являются: Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,

Конвенция о режиме Черноморских проливов 1936 г. и др. Выработанная Конвенция 1982 г. - это первый всеобъемлющий международный договор, охватывающий все основные аспекты исследования и использования морей и океанов и их ресурсов. В Конвенции весьма полно учтены основные политико-правовые и социально-экономические интересы всех государств. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей государств позволили участникам Конференции, несмотря на трудности более чем девятилетней работы (с 3 декабря 1973 г. по 10 декабря 1982 г.), найти компромиссные решения в интересах всех участников Конференции и в соответствии с основными принципами международного права.

О глобальности и важности для человечества и отдельных государств решенных в Конвенции проблем убедительно свидетельствует и такой факт, что впервые в истории человечества в первый день, предназначенный для подписания конвенции, подписи под ней поставили 119 государств. Знаменательно, что это сделали государства всех регионов Земного шара - прибрежные и неприбрежные.

Теперь, когда Конвенция вступила в силу (16 ноября 1994 г.), она стала общепризнанным важнейшим международно-правовым актом, одним из оригинальных подарков к 50-летию Организации Объединенных Наций, отмеченному в октябре 1995 г.

В день вступления Конвенции в силу Генеральный секретарь ООН Б.Гали справедливо констатировал, что "сегодня мы вступили в новую эпоху", что для международного сообщества открылись новые возможности: "Впервые за 50 лет появилась подлинная возможность для того, чтобы в ходе международного сотрудничества действительно соблюдались и претворялись в жизнь принципы международного права".

В международном морском праве исторически большое значение придавалось и до сих пор отводится международному обычаю как источнику права.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств в мировом океане. Возрастание роли Мирового океана в жизни человечества - одна из объективных закономерностей движения человечества на пути социального прогресса. Под влиянием научно-технического прогресса активно совершенствуются основные направления использования морей и океанов, а именно:

Морское судоходство,

Эксплуатация морских минеральных ресурсов,

Морской промысел, особенно рыболовство,

Научные исследования морей и морского дна,

Военно-морская деятельность.

Названные и другие виды деятельности государств в Мировом океане предопределяют необходимость развития международного сотрудничества и согласования их деятельности на основе международного права и международного морского права. Регулирующая роль права возрастает по мере повышения активности деятельности государств в море.

Правовое регулирование деятельности государств осуществляется путем их международно-правового обеспечения, которое является необходимым условием правомерности и эффективности их действий.

Международно-правовое обеспечение - это комплекс взаимосвязанных мер дипломатического, международно-правового, политико-экономического и гуманитарного характера, направленных на правомерное использование морей и океанов.

Целью международно-правового обеспечения является создание благоприятных международно-правовых условий, позволяющих государствам успешно и эффективно решать свои национальные задачи в соответствии с принципами и нормами международного и международного морского права.

Национальные интересы в рамках международно-правового обеспечения достигаются путем решения следующих задач:

1. Создание наиболее благоприятного для национальных интересов международно-правового режима морских пространств и морского дна.

2. Совершенствование правил взаимоотношений между государствами в целях укрепления сотрудничества и предотвращения инцидентов в процессе морской деятельности.

3. Принятие действенных мер для повышения уровня международно-правовой подготовки специалистов по морской деятельности и ответственности за соблюдение принципов и норм международного морского права.

Основными задачами органов государства в системе международно-правового обеспечения деятельности в море являются:

Качественная разработка национальных правил и документов применительно к отдельным видам деятельности предприятий, организаций и судов в различных по правовому режиму морских пространствах и на морском дне на основе принципов и норм международного морского права;

Организация изучения международно-правовых принципов и норм, международных соглашений, национальных правовых актов и положений, определяющих права и обязанности национальных субъектов, эксплуатирующих и изучающих моря и океаны;

Создание национальной системы контроля за соблюдением требований международно-правовых актов и правовых норм, определяющих права и обязанности учреждений, организаций, судов и других объектов, находящихся и действующих в море;

Обеспечение плавучих и стационарных объектов в море международно-правовой литературой и источниками международного морского права, характерных для данного района Мирового океана;

Анализ нарушений международно-правовых норм в процессе морской деятельности и принятие мер по предотвращению последствий и предупреждению нарушений;

Обсуждение проблем международно-правового обеспечения на семинарах, сборах и симпозиумах по морским вопросам и выработка необходимых рекомендаций.

По содержанию и характеру обеспечиваемых действий, а также по своему предназначению международно-правовое обеспечение является специальным видом обеспечения, так как результаты обеспечивающих действий, как правило, не дают непосредственного позитивного результата. Они могут быть оценены лишь через анализ межгосударственных отношений, через дипломатические органы.

Современное международное право представляет собой весьма развитую, стройную систему взаимосвязанных и взаимосогласованных юридических правил деятельности государств в Мировом океане. Центральное место в этой системе занимают основные принципы международного морского права, такие как: принцип свободы открытого моря; принцип общего наследия человечества; принцип использования Мирового океана в мирных целях; принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов; принцип свободы научных исследований и принцип охраны морской среды.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм, его кодификация была проведена в середине ХХ в. Первая Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. На третьей Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международное морское право: понятие, источники и принципы

Международное морское право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного

принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

принцип общего наследия человечества;

принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Вопрос 75 внутренние морские воды. Правовой режим портов

Внутренние морские воды - это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву). К внутренним водам также относятся: а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11); б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль (ст. 10); в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др. В Российской Федерации к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Азовское и Белое моря, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Внутренние морские воды являются государственной территорией прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Правовой режим таких вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом. Оно само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Правовой режим морских портов как части внутренних морских вод регулируется в основном нормами национального права. Однако для создания благоприятных условий для торгового мореплавания прибрежные государства проявляют свою суверенную власть в портах с учетом сложившейся мировой практики, направленной на облегчение процедуры захода в порты и пребывания в них иностранных невоенных судов.

Заход в порт и пребывание в нем иностранных судов порождают определенную систему правоотношений судна, его администрации, судовой команды и судовладельцев с администрацией порта и местными властями, которая охватывает следующие виды контроля и услуг:

санитарный, пограничный (или иммиграционный), таможенный и портовый контроль (портовый надзор в целях безопасности мореплавания), расследования аварийных случаев и правонарушений;

предоставление причалов, кранов, буксиров, лихтеров, складов, наземных транспортных средств;

обеспечение всеми видами материально-технического и продовольственного снабжения;

производство необходимых ремонтных работ;

взимание необходимых сборов как фискального характера, так и за фактически предоставленные судну услуги.

В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:

1) корабельный;2) канальный;3) ледокольный;4) лоцманский;5) маячный;6) навигационный;7) причальный;8) экологический.

Портовые формальности и предоставление услуг выполняются на общих основаниях, без какой-либо дискриминации.

Для научно-исследовательских судов, судов с ядерными энергетическими установками, а также для торговых судов, не осуществляющих в порту захода погрузку или выгрузку грузов, посадку или высадку пассажиров, законодательством некоторых стран требуется или получение предварительного разрешения на заход или предварительное уведомление о заходе, направляемое по дипломатическим каналам. По законодательству Российской Федерации, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в морские порты Российской Федерации по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до даты предполагаемого захода.

На иностранные суда и находящихся на его борту членов экипажей и пассажиров во время пребывания этих судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция государства порта.

Входя в иностранный порт, судно обязано подчиняться законам, правилам и предписаниям прибрежного государства, касающиеся:

обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов; оказания помощи и спасания; использования радиосвязи; защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов; проведения морских научных исследований; использования и охраны морских природных ресурсов.

Иностранные суда должны соблюдать:

пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила;

правила, установленные для морских портов;

действующие правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан.

Выход иностранного судна из морского порта Российской Федерации производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с пограничными и таможенными властями.

Вопрос 76 правовой режим открытого моря. Изъятия из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря.

Открытое море - это море, которое не входит в территориальное или внутреннее море прибрежных государств. В нем осуществляются на недискриминационной основе свободы для следующих целей: судоходства, рыболовства, прокладки кабелей, трубопроводов, пролета самолетов, научных исследований. Открытым морем пользуются и внутриконтинентальные страны. Морские и воздушные суда подчиняются только юрисдикции государства флага.

Военный корабль может остановить судно только под своим национальным флагом или иностранное судно в случае пиратства или работорговли. Аналогичные действия могут применяться к судам, не имеющим национальности или занимающихся несанкционированным радиовещанием. Претензии к военным судам предъявляются по дипканалам.

Правовой режим открытого моря признает особые права государств в отношении архипелажных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, как это определено в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Беда, однако, в том, что хотя Конвенция 1982 г. и вступила в силу, но ряд проблем морского права был решен в ней достаточно общо, многие обычаи не потеряли значимости. Таким образом, получается, что при всей видимости кодифицированности морское право все еще остается обычным правом. А это значит, что государства оставляют за собой право толковать его неясные положения. Но касается это в основном лишь новых явлений международной жизни - способа эксплуатации прилежащей экономической зоны и доступа к морским богатствам государств, не имеющих выхода к морю. Есть еще одна сложная проблема - эксплуатация минеральных ресурсов морского дна, но она пока что находится в потенции, поскольку основная масса участников международного общения не доросла до возможности вести работы на морском дне. Даже Россия по совершенно непонятным причинам приостановила свое «наступление» на дно Мирового океана.

Впрочем, неурегулированность правоотношений в морских пространствах очевидно ставит в повестку дня созыв IV Конференции ООН по морскому праву.

Спасение людей на море осуществляется безвозмездно без согласия капитана судна, терпящего бедствие. А вот спасение имущества - по его согласию и за вознаграждение.

Хозяйственная деятельность государств в открытом море осуществляется в соответствии с международными конвенциями: по рыболовству; по китобойному промыслу; по отстрелу тюленей и морских котиков; по сохранению живых ресурсов Антарктики. Такая деятельность должна следовать нормам конвенций по борьбе с загрязнением морской среды. И, кстати, этим вопросам - экологическим - Конвенция по морскому праву 1982 г. уделяет много внимания. Ряд экологических конвенций заключен на региональном уровне (Средиземное море, Балтика, Черное море и др.).

Изъятия (исключения) из принципа флага корабля в открытом море: если есть основания полагать, что судно занимается:- пиратством,- перевозкой рабов,- незаконной перевозкой наркотический средств и психотропных веществ,- незаконным радио- и/или телевещанием,- незаконной перевозкой ядерных материалов.

В этом случае можно остановить и осмотреть судно по подозрению в совершении указанных деяний, и в случае, если информация подтвердилась, то военное судно препровождает арестованное судно в порт своей приписки, т.е. приписки военного судна, вопрос об ответственности экипажа арестованного судна решается по законодательству того государства, чье военное судно произвело арест.

В том случае, если информация занимается противоправной деятельность, но экипаж не дает осмотреть судно, осуществляется преследование по горячим следам.

Оно осуществляется военно-морским судном, начинается либо в территориальных водах, либо в открытом море, осуществляется в открытом море и заканчивается в момент захода преследуемого судна в территориальные воды иностранного государства.

Правовой режим международных приливов и каналов. Правовой режим Суэцкого и Панамского каналов

право морской международный

Определенной спецификой отличается правовой режим международных проливов и международных каналов - водных путей, которые традиционно могут использоваться для международного судоходства. Наиболее интенсивно в целях международного судоходства используются такие проливы, как Гибралтарский, Черноморские, Балтийские, Сингапурский, Ла-Манш, Па-де-Кале и ряд других. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства (Мессинский, Корейский, Санникова), однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, правовой статус вод, составляющих международные проливы, характеризуется суверенитетом и юрисдикцией соответствующего прибрежного государства. Вместе с тем, особая значимость проливов для осуществления морского судоходства обусловила закрепление такого института, как право транзитного прохода, которое представляет собой разновидность международно-правового сервитута - возможности пользоваться чужой территорией.

В проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для прохода через пролив с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. При осуществлении права транзитного прохода суда обязаны:

Без промедления следовать через пролив;

Воздерживаться от любой угрозы силой или её применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;

Воздерживаться от любой деятельности, кроме свойственной обычному порядку транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием;

Соблюдать общепринятые международные правила, касающиеся безопасности на море;

Соблюдать общепризнанные международные правила, касающиеся предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов;

Воздерживаться от проведения каких-либо исследований или гидрографических съёмок без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения при транзитном проходе с целью обеспечения безопасности международного судоходства. Такие коридоры и схемы предварительно должны быть переданы на утверждение компетентной международной организации (ИМО). Кроме того, граничащие с проливами государства вправе принимать законы и правила, касающиеся транзитного прохода. Такие законы и правила могут регулировать безопасность судоходства, контроль загрязнения с судов, недопущение рыболовства, погрузки или выгрузки любых товаров в нарушение законодательства заинтересованного государства. Указанные акты не должны носить дискриминационного характера и должны предварительно и должным образом публиковаться. В случае несоблюдения иностранным судном правил осуществления транзитного прохода государство флага судна несёт международно-правовую ответственность.

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе. Право транзитного прохода не может быть приостановлено.

Вместо права транзитного прохода правовой режим отдельных проливов может включать право мирного прохода, характерное для статуса территориального моря. Право мирного прохода относится к проливам, образуемым островом и континентальной частью прибрежного государства, а также к проливам между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем прибрежного государства. Особенностью права мирного прохода через такие проливы (в отличие от мирного прохода через территориальное море) является то, что оно не может быть приостановлено.

Наконец, Конвенция 1982 года не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам. В частности, специальный правовой режим установлен в Черноморских, Балтийских проливах, Магелланове и Гибралтарском проливах.

Правовой режим Черноморских проливов (Дарданеллы, Босфор, Мраморное море) установлен Конвенцией о режиме Проливов 1936 года. Порядок судоходства в Балтийских проливах (Зунд, Большой Бельт и Малый Бельт) предусмотрен национальным законодательством прибрежных государств (Дании и Швеции), а также некоторыми правилами Международной морской организации (ИМО). Правовой режим Магелланова пролива регулируется договором между Аргентиной и Чили, заключенным 23 июля 1881 года. Навигационное использование Гибралтарского пролива осуществляется на основании соглашения между Англией, Францией и Испанией 1907 года. По общему правилу, закрепленному во всех этих соглашениях, в проливах, используемых для международного судоходства, устанавливается свобода судоходства для всех судов независимо от флага. Однако в отношении Черноморских проливов данное право может быть ограничено во время войны, если Турция является воюющей стороной. Кроме того, Конвенция 1936 года ограничивает общее число и тоннаж одновременно находящихся в проливах судов нечерноморских государств. В настоящее время режим судоходства в Черноморских проливах фактически контролируется Турцией, ряд законодательных актов которой (Регламенты о порядке морского судоходства 1994 и 1998 годов) значительно ограничивают свободу транзитного прохода. Ряд международных соглашений и внутренних актов предусматривает уведомительный порядок прохода через международные проливы. Так, для прохода через Магелланов пролив необходимо не менее чем за 12 часов до входа в пролив сообщить об этом морским властям Чили. Особенностью судоходства в некоторых проливах (например, в Балтийских и Магелланове) является обязательная лоцманская проводка отдельных категорий судов. Как правило, лоцманскую проводку всех судов на платной основе осуществляют дипломированные специалисты прибрежных государств. Граничащие с проливом государства не могут взимать какие либо сборы и пошлины с иностранных судов, кроме сборов за конкретные оказываемые услуги (санитарные, спасательные, маячные, лоцманские). Некоторые международные проливы (Гибралтарский, Магелланов) объявлены демилитаризованными зонами и не могут использоваться в военных целях.

Морское судоходство во всех перечисленных международных проливах осуществляется в соответствии с правилами и рекомендациями, одобренными Международной морской организацией (ИМО).

Международные каналы являются, в отличие от проливов, искусственно созданными судоходными путями. Особенностью каналов является их прохождение по сухопутной территории какого-либо государства. Следовательно, любой канал автоматически находится под суверенитетом и юрисдикцией соответствующего государства и правовой режим канала в принципе регулируется национальным законодательством. Однако на практике правовой режим каналов, имеющих значение для международного судоходства, нередко устанавливается международными соглашениями. В настоящее время наиболее важными искусственными судоходными путями являются Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Одним из каналов, используемых для международного судоходства, является расположенный на территории Египта Суэцкий канал. Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным, его общая протяжённость составляет 161 километр. На сегодняшний день порядок и условия использования канала регулируется, во-первых, внутренними законами Египта, во-вторых - Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 года. Данная Конвенция была подписана девятью государствами, позже к ней присоединились еще семь стран.

Суэцкий канал открыт и свободен для плавания любых судов (шириной не более 64 метров) независимо от флага. При этом в канале запрещаются военные действия, блокада, строительство иностранных военных баз и любые действия, нарушающие неприкосновенность канала, его материальную часть. Согласно Конвенции, военные суда сторон в случае войны имеют право снабжаться в канале и во входных портах провиантом и запасами лишь в пределах строгой необходимости, а их проход по каналу должен совершаться в самый короткий срок и без остановок. Конвенция (статья 12) закрепляет также принцип равенства государств-участников во всем, что касается пользования каналом. Обеспечение безопасности и поддержание общественного порядка в Суэцком канале находится в ведении властей Египта, а конкретно - Администрации Суэцкого канала. Администрация управляет каналом с 1957 года, когда канал был национализирован египетским государством. К полномочиям Администрации относится издание специальных правил плавания по каналу, обеспечение лоцманской проводки, расследование всех связанных с плаванием инцидентов и т.д. Судоходство по Суэцкому каналу осуществляется на основании системы регулирования движения, принятой египетскими властями в 1980 году. При прохождении через канал действует уведомительный порядок: капитан судна обязан зарегистрировать его путем уведомления Администрации не менее чем за четверо суток до вхождения в канал. Правила судоходства по Суэцкому каналу требуют обязательной лоцманской проводки.

По территории Панамы проходит другой канал, имеющий международное значение - Панамский канал. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны, его протяжённость - около 82 километров. До 2000 года управление, эксплуатация и содержание канала, в том числе издание специальных правил судоходства и взимание пошлин за пользование каналом осуществлялись Соединенными Штатами Америки. Однако по Договору 1977 года о Панамском канале между Панамой и США с 1 января 2000 года управление каналом перешло в ведении панамских властей.

7 сентября 1977 года США и Панама заключили также Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. Правовой режим канала характеризуется постоянным нейтралитетом, а также свободой мирного прохода всех судов на основе равенства флагов как в мирное, так и в военное время. Согласно статье 2 Конвенции, Панама обеспечивает, чтобы канал оставался безопасным и открытым для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равенства и отсутствия любого рода дискриминации. За проход через канал взимаются специальные пошлины и сборы, однако обязательная лоцманская проводка осуществляется безвозмездно. Конвенция, в частности, устанавливает, что сборы и другие виды платы за транзит и вспомогательное обслуживание должны быть обоснованными, разумными, справедливыми и соответствовать принципам международного права. Конвенция оговаривает право предъявления судам в качестве предварительного условия транзита требования об определении финансовой ответственности и гарантии выплаты компенсации за ущерб, являющийся результатом действий или упущений судов при проходе через канал. Данные компенсации должны соответствовать международной практике и нормам.

Кильский канал, построенный в 1895 году Германией и проходящий по ее территории, первоначально полностью находился под суверенитетом немецкого государства. Однако после поражения Германии в Первой мировой войне державы-победительницы не упустили возможности включить в Версальский мирный договор положения о международном режиме судоходства по Кильскому каналу. В настоящее время канал открыт для плавания судов всех государств, но за это взимается установленный немецким законодательством сбор. Правила судоходства по каналу также устанавливаются внутренними законодательными актами Германии.

В целом спецификой правового режима международных каналов является возможность их беспрепятственной эксплуатации всеми заинтересованными государствами без какой-либо дискриминации. Международные каналы рассматриваются в доктрине международного права как “общественная дорога”, пользование которой имеет существенное значение для свободы международных сообщений. Поэтому суверенитет государства, по территории которого проходит международный канал, как правило, ограничен правом мирного прохода. При этом условия осуществления этого права устанавливаются законодательством соответствующего государства. Тенденцией настоящего времени является расширение административных полномочий государств, по территории которых проходят международные каналы.

Понятие международного спора и классификация

Международный спор предполагает наличие взаимных претензий между сторонами. Спор существует, если одна сторона выдвигает жалобу против другой стороны, а эта, другая сторона, отвергает жалобу. Международный спор обладает следующими основными характеристиками: конкретные участники, достаточно четкие взаимные претензии, определенный предмет спора.

Постоянная палата международного правосудия (судебный орган при Лиге Наций) в одном из первых своих решений дала следующее определение международному спору - «разногласие по вопросу права или фактов, противоречие, противостояние правовых аргументов или интересов сторон».

Международные споры можно классифицировать по различным основаниям: объект спора, предмет спора, степень опасности для международного мира, по географии распространения (глобальные, региональные, локальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние), по видам субъектов (межгосударственные или спор с участием международной организации).

Устав ООН различает также две категории споров: юридического характера и все остальные. Статут Международного Суда ООН отнес к юридическим спорам вопросы касающиеся:толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор - это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация - это состояние потенциального спора.

Объединяющим признаком спора и ситуации является столкновение интересов государств. Выделяют два вида споров и ситуаций:

1) споры и ситуации, угрожающие международному миру и безопасности;

2) споры и ситуации, не угрожающие международному миру и безопасности.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.

Ключевой проблемой международного судебного процесса является вопрос кто и при каких условиях может обращаться в тот или иной суд. Согласно традиционной доктрине международного права истцом и ответчиком в международных судах может быть только государство.

Вместе с тем, решение вопроса о сторонах разбирательства определяется основополагающими документами того или иного судебного учреждения. Иными словами государства, будучи первичными субъектами международного права,при создании статута суда решают кто сможет в будущем стать стороной в деле, рассматриваемом судом. Более того, следует добавить, что развитие международных судов привело к тому, что право на доступ к международным судам получили физические лица, группы лиц, неправительственные организации(например, Административный трибунал ООН, Европейский суд по правам человека, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров), международные организации и их органы (например, Суд ЕС).

Непосредственные переговоры и консультации

Переговоры можно классифицировать:

По предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);

По количеству участников (многосторонние и двусторонние);

По уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и др.

Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Переговоры должны предшествовать применению иных средств разрешения споров. В частности, прежде чем спор будет представлен на судебное разбирательство, его предмет следует четко определить на дипломатических переговорах.

Вступление в переговоры может быть и обязательным. Такие случаи предусматриваются договорами. Соответствующее предписание может содержаться в решении арбитража либо международной организации.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров.

Добрые услуги и посредничество

Добрые услуги - это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача - облегчить взаимодействие спорящих сторон. Беларусь.

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

Следственные и согласительные комиссии

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Обычно создается смешанная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон. В других случаях в комиссию включается и третья сторона. Иногда эти функции осуществляются отдельным лицом, в частности должностным лицом организации.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии

Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

Иными словами, примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Такая комиссия выясняет предмет спора, собирает необходимую информацию и стремится подвести стороны к соглашению.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. Последние должны быть различного гражданства, не иметь постоянного местожительства на территории заинтересованных сторон и не состоять на их службе. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

Вопрос 65 Международные третейские суды (арбитраж)

Международный арбитраж - организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Различают специальный арбитраж и институционный арбитраж.

Специальный арбитраж (временный) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом. Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной процедуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.

В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбитражного разбирательства споров.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского единства 1963 г. в ОАЕ создана Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой определены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ.

На основании Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. был учрежден орган по разрешению данных споров - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.

Международная судебная процедура

Международные суды - это учреждения, существующие на постоянной основе, состоящие из независимых судей, призванные решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. Различие между арбитражем и международным судом заключается главным образом, в порядке их образования и касается преимущественно способа формирования численного и персонального состава, функционирования и т.д.

Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению:межгосударственных споров(Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемыхфизическими и юридическими лицами против государств и международных организаций(Европейский суд по правам человека);трудовых споров в рамках международных организаций(Административный трибунал МОТ); по привлечению кответственности физических лиц(Нюрнбергский трибунал);различных категорий споров(Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами - участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами - участниками Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.

право морской международный

Международный Суд ООН

Согласно Уставу Международный Суд ООН является одним из шести главных органов ООН. Но практически его роль более значительна. Он, по-существу, является не только главным судебным органом международного сообщества в целом, но и центром всей системы мирного разрешения споров.

Это единственный судебный орган международного правосудия, юрисдикция которого является глобальной и универсальной как в географическом смысле, так и с точки зрения предмета споров, связанных с международным публичным правом.

Большинство дел, рассматриваемых в Суде ООН, относятся к территориальным и пограничным спорам, делимитации сухопутных и морских пространств, вопросам дипломатического и консульского права и претензиям коммерческого характера. В последнее время все большее количество споров касается вопросов мира и безопасности, а именно применения силы, международного гуманитарного права.

Международный Суд ООН состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на девять лет. СоставМС ООН должен обеспечитьпредставительство основных правовых систем мира. Кворум составляет девять судей.Если в составе Международного Суда нет судьи гражданства стороны в споре, то Генеральная Ассамблея может назначить судью для данного дела.

Международный Суд обычно рассматривает дела в полном составе. Вместе с тем его Статут предусматривает возможность учреждения камер в составе трех и более судей. Такие камеры могут специализироваться на рассмотрении определенных категорий дел.

Дела в Суде возбуждаются двумя способами: нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

Каждое решение принимается абсолютным большинством присутствующих судей. Если голоса разделились поровну, голос Председателя является решающим (самый старший оО).

Помимо решения споров между государствами Международный Суд дает консультативные заключения по любому юридическому вопросу.С запросом могут обращаться лишь учреждения, имеющие на это право в соответствии с Уставом ООН.

Отсутствие обязательной юрисдикции означает, что Международный Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он может рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашению сторон.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, принципы и источники международного морского права. Правовой режим внутренних морских вод, территориального и открытого моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, международных проливов и каналов, дна Мирового океана.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Международное право как система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Понятие и виды субъектов международного права. Главные черты и особенности международного права.

    реферат , добавлен 08.11.2011

    Изучение международное права как совокупности правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. Исследование совокупности норм внутригосударственного законодательства и международных договоров и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Понятие международного морского права, классификация морских пространств, урегулирование споров. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права, международные морские организации.

    реферат , добавлен 01.04.2003

    Сущность и основополагающие принципы международного права как системы норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Предмет и методы данного направления, его главные функции и значение.

    презентация , добавлен 29.02.2016

    Понятие международного морского права, территориального моря, прилежащей зоны. Конвенция о статусе международных проливов. Исключительная экономическая зона, юрисдикция прибрежных государств. Понятие континентального шельфа, открытого моря, отпор пиратам.

    статья , добавлен 11.06.2010

    Пределы действия норм международного морского права. Правовой статус и режим пространств, находящихся в пределах территории государств. Порядок проведения морских научных исследований. Главные особенности использования возобновляемых источников энергии.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2015

    Международное публичное право - правовая система, регулирующая отношения между государствами, организациями и другими субъектами международного общения; источники, функции, основные принципы, кодификация. Российское государство и международное право.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2011

    Общественные отношения, возникающие в рамках международного сообщества государств. Взаимосвязь внутригосударственного и международного права. Совокупность международно-правовых норм, неразрывно связанных между собой как элементы единой правовой системы.

    реферат , добавлен 13.05.2010

    Международные отношения как комплексная система связей и взаимодействий между субъектами мирового сообщества. Международное право как особая правовая система, его система и принципы. Основные проблемы правового регулирования международных отношений.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих право­вой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Источники. Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на: 1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них. В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем. В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага. Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеютиной правовой статус.

Внутренние морские воды . В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

Территориальное море Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Одна­ко прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов. Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Конвенция ООН по морскому праву указывает, в частности, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу. Прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море необходимые меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно может также без дискриминации между иностранными судами временно приостановить в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного оповещения о нем (дипломатическим путем или через «Извещения мореплавателям», или иным образом). По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований; таможенного, и иммиграционного режимов.

Открытое море. За внешней границей территориального моря находятся про­странства морей и океанов, которые не входят в состав территориаль­ных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Откры­тое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства от­крытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.). В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу рыболовства; свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом; свободу научных исследований. Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое госу­дарство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государст­ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.Цель установления прилежащей зоны - предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств. Согласно Конвенции 1958 г. под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.). Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Международное морское право - одна из наиболее древних и развитых отраслей международного права, представляющая собой систему принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования морей и океанов.

Принципы международного морского права. Правовую основу деятельности государств в Мировом океане составляют основные принципы общего международного права, а именно: принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

В настоящее время принцип свободы открытого моря закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Другим специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами . Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

Устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

Реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

Создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

Регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

Осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

Третьим специальным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов . Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

Они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

Они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

Они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

Источники международного морского права .

Источниками международного морского права выступают:

Договоры разработанные в рамках Международной морской организации и относящихся к обеспечению безопасности человеческой жизни на море, в частности, к устройству судов и стационарных сооружений для добычи морских природных ресурсов;

Конвенции, регулирующие предотвращение загрязнения моря с судов, путем захоронения отходов и в случаях аварий;

Соглашения, регулирующие рыболовство в различных районах Мирового океана;

Договоры, ограничивающие или регулирующие военное использование Мирового океана и его дна.

Важным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

Определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

Зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

Введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

Усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

Разработана система мирного урегулирования международных споров.

Международные отношения в сфере международного морского права регулируют также:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Лондон, 7 июля 1978 года).

Помимо многосторонних договоров государства заключают локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;

Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;

Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;

Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

51. Субъекты международного праваПонятие виды, содержание и особенности международной правосубъектности.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.
Виды:
-(первичные) основные – государства
-(вторичные) производные – международные межправительственные организации, государственно-подобные образования, борющиеся за независимость
-нетрадиционные – международные неправительственные организации, субъекты федеративных государств, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица, физические лица.
В зависимости от видов субъектов м/д правосубъектность может быть
-универсальной,
-функциональной (целевой)
-специальной.

Содержание международной правосубъектности включает такие элементы, как способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-право- i вых норм. Международная правосубъектность предполагает, что t образование как субъект международного права обладает способ- I ностью защищать свои права путем предъявления претензий в случае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступления в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности. Исходя из изложенного можно дать следующее определение субъекта международного права.

Субъект международного права - это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Международное морское право - совокупность норм международного права , регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров , ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное , право, космическое право и т. д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН , в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

Принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного

Принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

Принцип общего наследия человечества;

Принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

Принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами.

Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.


Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Понятие и правовой режим:

а) внутренних морских вод, «исторических» вод;

б) территориального моря;

в) прилежащей зоны;

г) исключительной экономической зоны;

д) открытого моря;

е) континентального шельфа;

ж) района морского дна за пределами континентального шельфа.

Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне.

Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Международный район морского дна - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов.

Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Международным органом» государствами - участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!