Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Из краткой биографии шевченко. Сценарий внеклассного мероприятия: Величие гения украинского народа Т

Разработка внеклассного мероприятия, посвященное 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко.

«Скорбела душа Кобзаря».

Цели: -познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.Шевченко;

Пробудить в детях интерес к творчеству поэта;

Воспитывать в детях толерантность и чувство родства со славянскими народами.

Оборудование: компьютер, медиа проектор (для показа презентации о Т.Шевченко), книги поэта, картины Шевченко.

Участники: учащиеся 8-11 классов.

Ход мероприятия:

  1. Оргмомент
  2. Вступительное слово:

Что вы знаете об Украине?

А кто из вас знает, кто такой Т.Г.Шевченко?

Чтение стихотворения Шевченко «Завещание».

Эпиграфом нашего мероприятия будут строки Н.Некрасова, посвященные Шевченко:

«…он все изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности, всё-и раздольную степь оренбургскую…»

Посмотрите внимательно на портрет, и скажите каким, на ваш взгляд, человеком был Тарас Григорьевич (презентация)

Знакомство с биографией поэта (просмотр презентации и сообщение учителя литературы)

Шевченко родился 9 марта 1814 г. в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Родители: Григорий Иванович и Катерина Якимовна- были крепостными крестьянами у помещика Энгельгарта. В 1822 году Шевченко отдают в науку в село Кирилловку. Там его определяют в церковь служкой. Батюшка, увидев желание Тараса учиться, по ночам обучает его грамоте и арифметики. В 1823 г умирает мать, а 1825 г – отец. Тарас Григорьевич остается круглым сиротой, батюшка из Кирилловки оставляет его при церкви. За время обучения и жизни в церкви у него проявляется талант к рисованию, первыми его учителями были монахи-иконописцы. В 12 лет Шевченко вернулся в родное село. Батюшка, который переживал и помогал ему, умер, а новый-выгнал его, сказав ему, что он лишний рот. В 15 лет Тарас был зачислен в дворовую челядь. Сначала был поваренком, затем комнатным слугой. По ночам или в свободную минутку он рисовал. Помещик, заметив талант Шевченко, отдает его на обучение к мастеру живописи Ширлеву. У мастера он обучался 4 года. Когда умирает помещик, Тараса отправляют на службу к тестю Энгельгарта на Смоленщину. Шевченко очень понравился тестю старого помещика, он делает Шевченко комнатным художником. Шевченко оттачивает мастерство художника, перерисовывая картины известных художников. Затем Тарас по приказу нового барина был отдан на обучение в Новгород к Иоганну-Батисту Лампе-младшему. Стажируется Шевченко в Петербурге, расписывая стены театров. Там его замечает И. Сошенко, а тот знакомит его с К. Брюлловым и В. Жуковским. В 1838 г Брюллов и Жуковский выкупили Шевченко, освободив его от крепостничества. К. Брюллов берет его под опеку и Шевченко становится его лучшим учеником (просмотр картин Т.Шевченко).

Какова тематика его картин? Как вы думаете, почему его выбор пал на изображение простых людей? А что его привлекало в природе? Почему?

Но параллельно с живописью он начинает писать стихи. По собственному признанию Шевченко, талант в нем пробудился светлой ночью 1837 г. Первое его стихотворение было посвящено женской доле и называлось «Порченая» (чтение данного стихотворения и его обсуждение). В 1840 г выходит первая книга стихов Шевченко, которая называлась «Кобзарь». Данное название закрепилось и за Шевченко и стало его вторым именем.

Шевченко был и Оренбургском крае с 1847 по 1857 год. В нашем краю он отбывал ссылку за оскорбление матери Александра Второго. Шевченко написал о ней небольшое стихотворение, которое вызвало настоящий переполох при дворе:

«А царица-что опенок, несчастный и убогий:

И сухая, и длинные ноги,

И бедняга непрестанно трясет головою.

Вот она –богиня эта?!

Горе мне с тобою!

Я тебя, такую куклу, не видав ни разу,

И поверил тупорылым твоим виршемазам!»

По прибытии в Оренбург его встретили украинцы, выпросив у губернатора Обручева разрешение о поселении Шевченко у них до определения его дальнейшей судьбы. 10 дней он пробыл у земляков, затем, одев Шевченко в военную форму, этапировали в Орск. В Орске он узнал, что такое настоящая муштра. А еще Шевченко угнетало то, что ему запретили писать и рисовать. Но он нашел выход: он вырезал из бумаги кружочки, скреплял их между собой, писал стихи, или рисовал и прятал в голенище солдатских сапог. Такие книжки Кобзаря получили название халявные («халява»-голенище). В 1848 г Шевченко отправляют в крепость, расположенную в устье Сыр-Дарьи. Бутаков- начальник крепости пишет Обручеву письмо, в котором просит у губернатора разрешение включить Шевченко в члены экспедиции на Аральское море в качестве казенного рисовальщика. Получив разрешение, Бутаков забирает под свое покровительство Шевченко. После экспедиции Шевченко живет в Оренбурге у Бутакова. Сохранился дом, в котором жил Шевченко, в настоящее время там находится музей поэта. Расположен этот дом на улице 8 марта 33. Шевченко дружил с людьми разных национальностей. Его интересовала жизнь и легенды татар, башкир, киргиз. В Оренбурге он написал такие произведения о быте киргиз как: «Близнецы», «Художник», «Княгиня» и др.

В июне 1857 г из Петербурга пришел документ о его освобождении, но Шевченко запретили посещать и жить в столицах. Год тянулась борьба за разрешение Шевченко жить в столицах. Друзья отстояли право Шевченко, и в 1858 г он побывал в Москве и Петербурге. В Петербурге он знакомится с негритянским актером Айром Олдриджем, пишет его портрет. Также часто вспоминал встречу с С.Т. Аксаковым. Осенью он принимает решение переехать в Украину, поселиться и умереть на родине. Шевченко пишет письмо и просит разрешение купить участок для строительства дома. Получив разрешение, он сам разрабатывает проект дома. Но его мечтам не суждено было сбыться. В начале зимы состояние его здоровья ухудшается (в ноябре он заболел водянкой). 25 февраля 1861 г Т. Шевченко умирает, 28- его похоронили на Смоленском кладбище Петербурга, а 10 июня его тело было перезахоронено на Черничной горе недалеко от его деревни.

Эстафета «Эрудит» по биографии Шевченко (цель: проверить внимательность и память учащихся по полученной информации).

Учащиеся делятся на 2 команды.

Вопросы командам задаются по очереди, если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде. За правильный ответ команда получает один балл. Баллы фиксируются на доске.

  1. Представителем, какого народа был Т. Шевченко?
  2. Где и когда родился поэт?
  3. К какому сословию принадлежали родители поэта?
  4. Чем еще увлекался Шевченко помимо написания стихов?
  5. Назовите людей, которые выкупили Шевченко из крепостничества?
  6. Кому было посвящено стихотворение, за которое поэт попал в ссылку?
  7. Где отбывал ссылку Шевченко?
  8. Назовите годы ссылки поэта?
  9. Жизнью, каких народов интересовался поэт, находясь в Оренбурге?
  10. Назовите произведения, которые были написаны за время ссылки?
  11. Чем запретили заниматься Шевченко во время ссылки?
  12. Как назывались его тайные книжки?
  13. Как называлась первая книга стихов поэта, название которой закрепилось за поэтом и стало его вторым именем?
  14. С каким писателем (нашим земляком) познакомился Шевченко после ссылки?
  15. В каком году умер поэт?
  16. На каком кладбище Петербурга был похоронен Шевченко?
  17. А где в настоящее время покоится тело поэта?
  18. Назовите улицу Оренбурга, на которой находится музей Шевченко?

Конкурс чтецов.

Приглашаются по одному участнику из команд.

Стихи читаются без подготовки («В каземате», «В неволе я один скучаю»)

Подведение итогов.

А закончить наше мероприятие я хочу стихотворением «Молитва». Я прошу лишь вслушаться в строки стихотворения и пропустить его через сердце. О чем просит человек Бога, на долю которого выпало столько испытаний? А чем просили бы вы, оказавшись на месте Шевченко? Вслух можете не говорить. Это ваше личное дело.

Итог занятия: что вам запомнилось больше всего из жизни Шевченко?

Какова тематика его стихов?

Если вас заинтересовала жизнь Т. Шевченко, то его жизнь описана в трудах исследователей М. С. Клипиницера, Л.Н. Большакова. А если вас заинтересовало его творчество, то идите в библиотеку и берите сборник его стихов и наслаждайтесь его творчеством!


Литературный вечер дает представление о личности и творчестве Т.Г. Шевченко, как литератора, так и художника, формирует интерес к личности и творчеству Т.Г. Шевченко. Может быть применено на факультативных занятиях по литературе, для проведения классных часов и библиотечных мероприятий.

Оборудование: карта Украины, портрет Т.Г.Шевченко; картины Т.Г.Шевченко; песня «Ревет и стонет Днепр широкий». Портрет художника К. Брюллова, портрет поэта Жуковского /художника К. Брюллова/

«Он сам был бессмертной песней своего талантливого, свободолюбивого народа»

Белинский .

/Звучит песня «Ревет и стонет Днепр широкий»/

Библиотекарь: Эту знаменитую песню о Днепре сочинил Тарас Григорьевич Шевченко. Он был великий поэт - слагал чудные стихи, кроме того, он был и талантливый художник - писал прекрасные картины. Довольно взглянуть на него, чтобы запомнить этот высокий лоб, серо-голубые глаза. С портрета на нас смотрит человек с простым добрым лицом. И сегодня мы собрались, чтобы поговорить об этом человеке. Мне помогут учащиеся 8 класса.

1 Ведущий : Тарас Шевченко родился 190 лет назад в 1814 году, в бедной крестьянской семье. Отца звали Григорий Иванович, а мать - Катерина Якимовна. Все родные были крепостными. Тарас родился в селе Моринцы. Но вскоре пан перевел семью в село Кириловка - теперь Шевченко, на Черниговщине. Тут в убогой хате прошло его детство (показ картины «Хата»).

2 Ведущий : Семья жила в нужде: пять сестер и два брата. Отец и мать пропадали на панском поле, и Тарас целыми днями их не видел. Мать заменяла сестра Катерина. Тарас рос очень любознательным. Он любил слушать сказки и песни. Но больше всего он любил деда Ивана. Он рассказывал о героях, о восстаниях крепостных крестьян. Рассказы деда будили у Тараса раздумья о судьбе крепостных людей.

3 Ведущий: О том, как Тарас ходил искать железные столбы, которые подпирают небо, рассказали его родные. Один раз играл он в садике. Тихо журчала речка. На кустах калины пели птицы. Полуденное солнце медленно катилось по небу. Катерина полола цветник и тонким голосом пела песню. Она не видела, как Тарас сошел вниз, в долину, и побрел за село. Дед Иван говорил: «Там небо подперто столбами».

Да где же столбы, что небо подпирают? Может быть, там, где небо сходится с землей?
Далеко - далеко на закате садилось солнце.
Навстречу Тарасу ехали чумаки, они привезли мальчика домой. Тем временем в хате началась тревога. Катерина с ног сбилась, нигде не нашла своего любимца. Но вот показалась белая голова.
- Пришел! Пришел! После ужина уложила его спать, с ласковым укором назвала его «бродяжкой».

4 Ведущий : Рисовать начал очень рано. Как попадется ему в руки мел или уголь, так сейчас разрисует стену или пол в хате. Мать и сестра Катерина очень хорошо рисовали. На стенах около окон - цветы, на печке - голубей, петухов. Их приглашали рисовать в соседние хаты. Зимой мальчик наблюдал, какие рисунки рисует мороз на стекле, на смену зиме приходила весна. Позже Тарас Шевченко пишет поэму «Гайдамаки» и так рисует весну.

Землю, спавщую под снегом,
Весна разбудила,
Муравой - травой одела,
Цветами покрыла.

В поле жаворонок звонкий,
Соловей на вербе
Пробужденную встречают
Землю песней первой.

1 Ведущий: Когда Тарасу минуло 8 лет, дед Иван отдал его в науку к дьяку Павлу Рубану. Первый год дьяк учил ребят славянской азбуке. На второй год - читать и писать. Вот была и вся грамота. Тарас быстро освоил эту грамоту. А девочек и совсем не учили. Учитель - дьяк был очень сердитый. Провинившихся учеников часто стегал вишневыми розгами. А по субботам порол всех подряд - и правых и виноватых. Тарас был послушным ребенком. Однако в субботу попадало и ему.

Листок бумаги. И скреплю
Я ниткой книжечку. Крестами
И тонкой рамкою с цветами
Кругом страницы обведу.
Перепишу сковороду
Или «Три царие со зары»
И от дороги в стороне,
Чтоб обо мне кто не судачил
Пою себе и плачу.

2 Ведущий: Самые дорогие люди - это отец и мать. Когда Тарасу было 9 лет умерла труженица мать, она часто болела. Осенью того же года отец привез из Моринц мачеху с 3 детьми. Тяжело жилось сиротам. Однажды отец уехал из дома далеко с чумаками. В это время в хату зашел старый солдат - и попросился переночевать. Утром солдат увидел, что из его мешка кто-то выкрал 3 золотых. Мачеха заподозрила Тараса, и избила его, он спрятался в кустах калины. А потом выяснилось, что били Тараса напрасно, потому что деньги украл Степанько - сын мачехи. Отец часто ездил в дальние дороги. Зима была лютая, а какая одежда у крепостного? Свитка с дырками, на спине ветер гуляет. Недолго проболел Григорий Иванович, перед смертью поглядел на Тараса и сказал, что в хозяйстве ему делать нечего, потому что из него выйдет большой человек.

Библиотекарь: Много пришлось Тарасу перенести невзгод, но он постоянно учился, только учителя были у него не совсем удачными. Учился он рисовать в основном у дьяков, которые доверяли ему самую трудную работу. Прошло немного времени - из далекого города Вильни приехал пан Павел Васильевич Энгельгардт, владелец Тараса, который забрал его к себе в покои казачком. Тарас Шевченко впервые видел такие большие города, как Киев. Теперь пришлось ему учиться польскому языку.

3 Ведущий: Тарас был подвижный, привык работать, а тут приходилось сидеть в прихожей. На ночь спать Тарас ходил в людскую, там стоял его заветный сундучок с картинками, чаще всего рисовал он деда Ивана. Однажды пан с женой поехали на бал. Казачок зажег свечи, и начал срисовывать портрет одного из героев В.О.войны 1812 года - казака Платонова. Он его срисовал полностью, осталось дорисовать только копыта коню. Увлекшись работой, он не заметил, как вернулся пан и вошел в кабинет.

Кто тебе позволил свечи жечь? Побил пан Тараса, да еще и наказал слуге Сидорке на другой день, на конюшне отстегать его розгами. И все-таки с каждым днем рисунков в сундучке становилось все больше. В свободное время он рисовал сад дома, людей. Пани София как-то сказала своему мужу, что Тарас хорошо рисует, тогда в праздничные дни, пан позволил ему рисовать в своем саду с натуры. Как-то раз зашел сосед пана. Это был известный художник - портретист Ян Рустем. Он сразу оценил рисунки юного крепостного, советовал пану отдать его учиться. Грянули события 14 декабря 1825 года. Эхом они прокатились по России. Царь - самый крупный помещик в России - казнил людей за то, что они требовали воли, земли, человеческих прав. Осенью 1830 года революция докатилась и в Вильну, обеспокоенный пан Тараса бросил службу в Вильне и умчался в Петербург. Так юный Тарас попал в большой город, столицу России.

4 Ведущий: Пан все-таки отдал наконец Тараса учиться к художнику В.Ширяеву, который в свое время тоже был крепостным. Ему было дано право пользоваться библиотекой художника. Ширяев тогда расписывал потолок большого театра. Эту работу он доверил Тарасу.

Кто это расписал? - спросили у Ширяева.
- Это мой ученик, крепостной пана Знгельгардта, Тарас Шевченко.
- Хорошо рисует!
- Так он и портреты, и картины пишет. Талант!
- Это хорошо! Надо, чтобы такой талант не пропал. Надо бы послать его в высшую художественную школу - в Академию.
- Что вы, в Академию? Туда же крепостных не допускают. В Академии имеют право учиться только свободные люди.

1 Ведущий: Тараса привлекали красоты Летнего сада, он ходил любоваться и рисовать мраморные статуи. И однажды встретился с земляком - художником Иваном Максимовичем Сошенко, через которого познакомился с передовыми людьми того времени: Венициановым, Брюлловым. Тогда же в тайне от друзей начал писать стихи, поэмы «Порченая», «Думы мои».

Думы мои, думы мои
Горе, думы с вами!
Что вы встали на бумаге
Хмурыми рядами?
Что вас ветер не развеял
Пылью на просторе?
Что вас ночью, как ребенка
Не приспало горе?

2 Ведущий : Передовые люди Петербурга - писатели, поэты, художники - стали друзьями Тараса Шевченко. Они пробовали уговорить пана, чтобы отпустил Тараса на волю, Но где там! И слушать не хотел. Пану нужны деньги. Когда, решив выкупить его из крепостного рабства, они спросили, сколько он возьмет за Тараса, - пан запросил 5 тысяч. Сговорились на 2,5 тысячах. В то время это были большие деньги. Друзья всем сердцем решили помочь. Жуковский уговорил Карла Брюллова написать его портрет и разыграть этот портрет в лотерею. Портрет был написан - он и сейчас в Киеве в музее Т.Г.Шевченко. Его разыграли в лотерею, собрали 2,5 тысяч рублей и выкупили Тараса из неволи. Тогда ему было 24 года. 25 апреля 1838 года на квартире художника Брюллова Тарасу была вручена отпускная. С огромным увлечением Тарас взялся за работу. Писал картины под руководством Карла Брюллова. Много читал, пополнял свои знания. А главное - он теперь был вольным человеком! Тарас Григорьевич писал своему брату Никите: «Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь… Великое счастье быть вольным человеком».

3 Ведущий: Учась в Академии художеств, Тарас Григорьевич проявил большое дарование. Он получил в награду 3 серебряные медали за картины: «Рисунок с натуры», «Маленький побирушка дает кусок хлеба собаке», «Цыганка-ворожея». В то же время у Тараса проявился талант художника и поэта. Он писал народные стихи. Собрав их, он издал книгу, которую назвал «Кобзарь», поэму «Гайдамаки» и многие другие стихи.

В темной роще ветер воет,
По полю гуляет,
Он на тополь налетает,
К земле пригибает.
Стан высокий, лист широкий
Зачем зеленеет!
Кругом поле, словно море,
Широко синеет
Погляди чумак на тополь,
Сердцу грустно станет;
Чабан утром с сопилкою
Сядет на кургане,
Глянет и душа заноет:
Кругом ни былинки!
Гибнет тополь, как в неволе
Гибнет сиротинка.

Поэтические произведения Шевченко иногда заполнял живописными работами. Так он сочинил поэму «Катерина» и на эту тему же написал картину.

4 Ведущий: Тарас Григорьевич давно жаждал побывать на Украине. Он не был там 14 лет. На родине Тарас Григорьевич навестил своих братьев - Микиту, Осипа и сестер - Катерину, Ярину, Марусю. Побывал у деда Ивана, у всех своих родных. Тарас Григорьевич очень любил детей. Проезжая по Украине и глядя на детей крепостных, он как бы видел свое детство.

Когда еще…
Мальчишку встречу, одинок
Как с ветки сорванный листок.
Сидит он прислонившись к тыну,
Одетый в рваную холстину, -
И мнится мне, что это я,
Что это молодость моя!
И мнится мне: в суровой доле
Он не увидит вольной воли,
Священной воли. И вот так…
И вот так -
Напрасно - прахом пролетали
Все лучшие его года.

На Украине Тарас Григорьевич был в течение жизни три раза.

1 Ведущий : В 1846 году интеллигенция Киева организовала кружок людей, которые мечтали объединить славянские народы в одну семью, мечтали уничтожить крепостное право. В кружке был доносчик и 5 апреля 1847 года Шевченко был арестован. Во время ареста нашли рукописи его стихов «Сон», «Заповедь». В стихах он смеется над царской четой:

Царь по залам выступает
Высокий, сердитый.
Прохаживается важно
С тощей, тонконогой
Словно высохший опенок
Царицей убогой.
А к тому ж она бедняжка
Трясет головою.

Царь Николай читал, он был в бешенстве. Суда не было. Царь написал своей рукой: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать». Это было самым суровым наказанием. Шевченко повезли в Оренбург, затем в крепость-тюрьму Орск. В Орске рядового Тараса Шевченко муштровали каждый день до потери чувств. Он был измучен, болел цингой. Но не падал духом, а начал тайком писать стихи и прятать их за голенище сапог, по-украински - «халява». Эту книжечку так и зовут теперь «Захалявная». В ссылке Тарас много слышал рассказов о страшной жизни крепостных России. Видел Тарас, как местное население казаков терпит людское угнетение.

2 Ведущий: Неожиданно весной 1848 года в Оренбург приехал молодой географ и моряк офицер Алексей Бутаков. Ему нужно было подобрать людей, чтобы взять их с собой на Аральское море для изучения его берегов и богатства. Бутаков взял Шевченко для зарисовок берегов Аральского моря. Тарас был рад вырваться из крепости, он мог рисовать. Отряд прошел пешком 700 км. до форта Раим, готовились к морскому походу. Два месяца плавал на корабле « Константин» и все рисовал и рисовал. За это время он написал много волнующих стихов о Родине, о своей любимой Украине. Вспоминая свое детство он писал:

Вишневый садик возле хаты,
Хрущи над вишнями снуют
С плугами пахари идут,
Идут домой, поют девчата,
А матери их дома ждут.

Все ужинают возле хаты.
Звезда вечерняя встает,
И дочка ужин подает.
Ворчала б мать, да вот беда-то,
Ей соловейко не дает.

Мать уложила возле хаты
Ребяток маленьких своих
Сама заснула возле них,
Затихло все… Одни девчата
Да соловейко не затих.

3 Ведущий: Почти полтора года исследовала экспедиция берега Аральского моря, на вторую зиму прибыла опять в Орск. В это время один из офицеров донес, что Шевченко нарушил царскую волю - рисует и пишет, а начальство ему потворствует. У Шевченко сделали обыск, отобрали его бумаги, книги и посадили в тюрьму. Через пять месяцев его перевели в Ново-Петровскую крепость.

4 Ведущий: Когда Шевченко везли в эту «незапертую тюрьму», он взял свежую веточку вербы и привез с собой. Поэт посадил и каждый день поливал ее, и вот из веточки выросло большое дерево. В этой крепости пробыл Тарас Григорьевич 7 лет, за ним постоянно следили, как бы у Шевченко снова не оказалось в руках карандаша и бумаги. Это была мука. Были случаи, когда солдатам присылали по почте деньги, офицеры брали их и пропивали, если солдат возмущался, то его прогоняли через строй. 2 тысячи солдат ударяли провинившегося розгой. Тарас нарисовал картину «Кара шпицрутеками». Из глины Тарас Григорьевич лепил фигурки детей, которые позировали ему. Он очень любил детей и впоследствии изобразил их в картинах: «Дети нищие», «Дети просят милостыню». Десять лет и три месяца пробыл Шевченко в ссылке, которая подорвала его здоровье. 1 августа 1857 года комендант крепости выдал Шевченко билет до Петербурга. Но когда Тарас Григорьевич прибыл в Нижний Новгород, у него отобрали документы и запретили жить в Москве и Петербурге. После долгих хлопот друзей Шевченко был разрешен въезд в Петербург.

1 Ведущий: В конце мая 1859 года он получает разрешение на выезд в родную Украину. Поехал Тарас Григорьевич с Украины, но думка поселилась - дожить свой век на Родине.

2 Ведущий: После возвращения из путешествия по Украине Шевченко долго хворал, но очень много работал: готовил новое издание «Кобзаря», ему очень хотелось, чтобы простой народ учился, он составил для этого букварь. В 1860 году он пишет более 40 поэм для взрослых и детей. Зимой Тарас Григорьевич совсем расхворался и слег. 9 марта 1861 года ему исполнилось 47 лет. Пришли поздравительные телеграммы, пришло много друзей, но Тарас Григорьевич уже не мог подняться. На другой день ему стало легче. В половине шестого он встал, пошел в мастерскую дописать портрет. Но, когда начал спускаться с лестницы, ноги у него задрожали, он покачнулся и упал. Холодным утром 10 марта 1861 года его не стало. Друзья схоронили поэта на смоленском кладбище в Петербурге. Но еще при жизни Шевченко написал «Завещание», просил похоронить его на милой Украине. Выполняя его завещание, друзья начали хлопотать о том, чтобы перевезти прах на Украину. От Москвы до Киева везли на лошадях. Гроб пронесли по-над Днепром на Подол, поставили на пароход и отвезли в Канев. И тут, над Днепром, на высокой круче схоронили поэта, как он завещал.

Библиотекарь : Тернист и труден был жизненный путь поэта и художника, коротка его жизнь, но он никогда не изменял своему народу. Много лет прошло после смерти Тараса Григорьевича Шевченко, но он живет в памяти народа.

Семенкова Вера Степановна , библиотекарь

Отношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)
Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА → учительская ПОДСОБКА

__________________________________

Из краткой биографии
Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Харьков
Памятник Тарасу Шевченко
(скульптор Матвей Манизер,
архитектор И. Г. Лангбард,
1935)

Фотограф
А. В. Богданов

Шевченко Тарас Григорьевич ,
украинский поэт, художник, мыслитель,
революционный демократ

Выдающийся малороссийский (украинский) поэт и художник Т.Г. Шевченко родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне — Черкасской обл.) в семье крепостного крестьянина помещика П.В. Энгельгардта. Через два года родители Тараса переселились в село Кирилловку, где он провел детство. Мать Тараса умерла в 1823 году, в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. В 1825 году, когда Шевченко шел 12-й год, умер и его отец.

С этого времени начинается тяжелая, кочевая жизнь беспризорного ребенка, сначала у учителя-дьячка, затем у соседних маляров. В школе дьячка Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приемами рисования. В 1828 году, он попал в прислугу помещика Энгельгардта в селе Вильшана, сначала поваренком, а затем в роли казачка.

Через год Тарас служил в доме помещика в Вильно, а с его переездом в столицу в начале 1831 года — в Петербурге. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 году в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» В.Ширяеву.

Эрмитаж юноша посещал по церковным праздникам, срисовывал статуи в Летнем саду, где в 1836 году и познакомился с земляком — украинским художником И.М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В.Григоровичу, художникам Венецианову и К.Брюллову, поэту В.Жуковскому.

Знакомства с этими очень известными людьми имели огромное значение в жизни Шевченко, особенно в деле освобождения его из неволи.

Первая попытка склонить Энгельгардта к освобождению Шевченко во имя гуманности оказалась неудачной. Брюллов отправился для переговоров к помещику, но вынес от него лишь то убеждение, «что это самая крупная свинья в торжковских туфлях» и просил Сошенко побывать у этой «амфибии» и сговориться о цене выкупа. Сошенко поручил это щекотливое дело людям более авторитетным.

Тогда, «сговорившись предварительно с моим помещиком, — писал Шевченко в своей автобиографии, — Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года». В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений: «Катерина». В том же году Тарас Шевченко поступил в Академию Художеств, где стал учеником и товарищем К.П. Брюллова.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко «Кобзарь», где были впервые опубликованы стихотворения «Думы мои», «Перебендя», «Думка» («Нащо менi чорнi брови…»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», баллада «Тополь», поэмы «Катерина» и «Тарасова ночь».

Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением «Кобзаря», развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произведениях Ш. заметна мощная струя реализма. То же движение к реализму наблюдалось и в самой крупной из его исторических поэм «Гайдамаки» (1841), в которой были изображены события великого народного восстания 1768.

В 1846 Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; и в апреле 1847 был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 - в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко

Но и это не помешало Тарасу Григорьевичу Шевченко приобрести известность и остаться в истории культуры. Сейчас он считается основоположником новой украинской литературы, зачинателем критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи.

По материалам Интернета подготовлено Геннадием Толбухиным

Легло костьми

Ученик. Тарас Григорьевич Шевченко - непримиримый борец против любого притеснения человека человеком, поэт-гуманист, глубоко народный поэт. Писать стихотворения начал еще до освобождения из крепостничества, потому что до 24-х годов был крепостным. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник Тараса Шевченко «Кобзарь». Самим названием автор пытался показать, что он выступает певцом народа, его стремлений, надежд, мечтаний о лучшей судьбе. «Кобзарь» в 1840 г. проникнут стихийным протестом против той несправедливости, которая существовала в Украине. С большой любви поэта к Украине, к своему народу выросла правдивая, неповторимая поэзия «Кобзаря»

Блуждают люди; повысыхали
А материнских горячих слез!

В символическом образе Прометея показал несокрушимость народов царской России, а в образе орла-хищника - царизм, который людей «карает» и пьет кровь трудовиков.

Ученик. Беспощадную критику русского «темного царства» дал Шевченко в поэме «Кавказ» (в 1845 г.), где изобразил борьбу, которую вела Россия в 1843-1859 гг. с черкесами. Эта борьба со свободолюбивыми жителями Кавказа была долгой, затяжной и с огромными обоюдными жертвами. Автор показывает огромные страдания, трагедию народа, трагедию войска, посланного царизмом завоевывать Кавказ:

Это, тот Первый
С детьми и внучками, утопить
Встречает…

Не умирает душа наша
Всех императоров бы хватило
Вдову - сиротину.
И детишек своих ведут.

Накралися!

Я так ее, я так люблю

Страницы: 1 2

Долго ли в том мире
Людей муштруемых немало
Мою Украину бедную

Встанет Украина и развеет тьму неволи

Т.Г. Шевченко видел и понял, как тяжело Украине, какую несправедливость причинил ей русский царизм и украинские господа: Ободранная, сиротой Над Днепром, Тяжело - трудно сироте. А никто не видит - Только враг, который смеется…

Беленькие дома, свалились
Ученик. Большое народное горе, нищету и народную несправедливость увидел Т. Шевченко, когда он после освобождения из крепостничества посетил Украину.

При ней душу погублю!

Сады зелени, сгнили

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!