Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Из чего изготавливают купола? Что означают купола православных церквей.

Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные главы напоминали о святом воинстве и духовной брани, а луковичные, так похожие на пламя свечи, словно обращались к верующим словами Христа: "Вы - свет миру!"
Кстати, в прошлом работа золотильщика была крайне опасна, поскольку купола покрывали смесью золота и ртути. Потом металл нагревали, выпаривая ртуть. Так повторялось трижды. Несмотря на то что работы всегда производились на открытом воздухе, пары ртути медленно отравляли золотильщиков.
Зато золото намертво прикипало к меди купола. Например, в XVIII веке при золочении куполов санкт-петербургского Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков. Вот такая статистика.
Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.
Сусальное золото представляет из себя тончайшие листы фольги, имеющей 26 цветовых оттенков. Оно очень хрупкое - при неосторожном обращении фольга скручивается и становится негодной. Материал складывается в особые книжечки, которых требуется не менее 2-х на 1 кв. м купола. Золотых дел масатера получают крохотную бумажную тетрадку, в которой между страничками из папиросной бумаги разложены пластинки тончайшей золотой фольги: 91,5 х 91,5 мм. Кроме золота в сплав входят серебро и медь.
Старожилы помнят, что еще в начале прошлого века пластинка сусального золота была в семь раз толще нынешней, теперь же на просвет видно множество зазоров. Поэтому перед тем как нанести золото на купол, купольной поверхности придают желтый цвет. Тогда позолота выглядит ярче. При золочении красной чисто медной основы оттенок сусальным золота становится более глубоким и теплым. На 300 квадратных метров позолоты купольной поверхности самого большого центрального купола Успенского собора Киево-Печерской лавры было израсходованно полтора килограмма сусального золота, которое нанесли слоем всего в 13 микрон.

Золото на православных куполах - визитная карточка России. Золотые купола, по мнению некоторых, - явное расточительство, но для человека православной веры золото считается символом нетления, вечности и небесной славы.

В прошлых столетиях позолотой куполов (или золочением куполов) занимались мастера «золотильщики» они использовали трудоемкий и опасный метод под названием – огневое золочение. Для того чтоб прихожан радовали купола в золоте они рисковали своей жизнью и здоровьем - в этой технологии позолоты куполов использовали ртуть. Золочение проходило следующим образом: золото растворяли в ртутном растворе, затем наносили этот раствор, на медный лист, установленный над горящими углями, ртуть испарялась, а мастерам приходилось дышать этими ядовитыми испарениями.

Современные реставраторы и строители храмов не пользуются техникой огневого золочения, так как существуют более практичные и безопасные методы золочения куполов. Один из таких методов - покрытие куполов сусальным золотом . К слову сказать, выражение «позолотить сусалкой» использовалось повсеместно на Руси в прошлых столетиях. Термин сусальное золото, означает «лицевая поверхность» или «лицо». Вот так выглядит одни из этапов покрытия купола сусальным золотом (розовые листы в руках мастера - книжка с золотыми пластинами).

Технология покрытия купола сусальным золотом (золочение куполов) не меняется уже 200 лет. Как, впрочем, и 80% актуальных технологий в реставрации. И нам это нравится.


Фото позолоты купола: нанесение сусального золота

Сусальное золото

Для получения сусального золота ручным способом золотой слиток расплющивали при помощи молота на наковальне. После чего полученную пластину разрезали на части, и каждую часть продолжали вручную расплющивать при помощи разных молотов. В итоге золотая пластина превращалась в очень тонкую золотую пленку.


Современные технические достижения позволяют получить сусальное золото гораздо быстрее при помощи станков с компьютерным управлением. Чтобы человек никогда не встречавшийся с сусальным золотом мог получить информацию о его толщине, проще всего представить золотой лист, который способен пропускать солнечные лучи. Золотые пластины именно такой толщины считаются наиболее качественными.

Для позолоты куполов используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты в интерьере. Например, при позолоте нимбов на иконе можно использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.

Благодаря использованию сусального золота на внешних и внутренних поверхностях возможно получение визуального эффекта цельного золота. То есть позолоченные купола храмов воспринимаются визуально как цельные золотые купола. Для позолоты куполов, которые подвержены влиянию окружающей среды используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты внутренних помещений зданий. Например, при позолоте иконы можно (хоть и не рекомендуется) использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.


На металлических поверхностях широко применяют технику масляного золочения, для чего металл тщательно очищают и подвергают обработке свинцовым суриком или свинцовыми белилами. При такой технике золочения используют масляный лак, смешанный с натуральной густой олифой, категория применяемого золота не меньше чем 1,80 г.

Позолота гипсовой лепнины

Такой элемент декора как гипсовая лепнина пришел к нам из Древней Греции и Древнего Рима, невероятной красоты замысловатые гипсовые украшения и по сей день можно увидеть в сохранившихся старинных особняках и в дворцовых залах. Но не только во дворцах можно видеть лепной декор, благодаря изысканности и роскошности этого вида отделки современные архитекторы и строители все чаще используют его для украшения внутренних и внешних помещений. Лепнина из гипса придает помещению завершенный особенный и торжественный вид.

Позолота лепнины является одним из эффективных методов позволяющим придать интерьеру изысканность, сделать его благородным и роскошным. Позолоченные элементы гипсовой лепнины придают помещению еще больше респектабельности, преображая его до неузнаваемости. Позолотить лепнину достаточно легко обратившись к знатокам этой области, которые владеют новейшими технологиями золочения и прекрасно справятся с таким заданием.


Инновационные методы нанесения золота дают возможность получить потрясающий эффект на любых поверхностях включая гипсовую лепнину . Помимо гипса для лепных декоров используют такие современные материалы как, полиуретан, пенопласт и др. Лепной декор с позолотой при отделке помещений пользуется небывалым спросом и занимает особое место в оформлении помещений различных назначений.

Позолоченные завитки, плавные линии и замысловатые изгибы позволяют придать внутреннему интерьеру целостный завершенный вид. На сегодняшний день лепной декор позволяет реализовать самые смелые архитектурные замыслы. Спросом пользуется гипсовая лепнина , выполненная в различных стилях от барокко до классицизма. Индивидуальные элементы декора с использованием гипса и позолоты сделают любой интерьер модным и неповторимым.

Позолота куполов

Позолота куполов одно из важнейших направлений работы позолотчиков. Наша компания золотит купола по всей России. Как правило, это часть реставрационных работ с памятниками русской православной архитектуры. Многие здание государственного масштаба облупились и выглядят не слишком привлекательно. Необходимо дать им первоначальный свой вид. Для религиозных сооружений купол является самой выдающейся частью здания, и поэтому купол должен быть виден издалека не потрепанным и тусклым, а новым и ярким. В этом случае позолота куполов является незаменимым процессом для поддержания формы здания.


Существуют разные методы золочения куполов. Выбор того или иного метода золочения зависит от различных параметров. Благодаря многолетнему опыту позолоты куполов компания «Вега» в каждом конкретном случае использует тот метод, который более всего подходит заказчику.

Опытные позолотчики используют различные методы золочения куполов. Это и гальванический метод, и метод с использованием нитрид титана, и позолота сусальным золотом на лак мордан, и другие. Выбор того или иного способа золочения зависит от каждого конкретного случая. Тут важны различные параметры, как то: основной материал купола, размеры купола, тип облицовки купола и прочие. В данной статье мы не задаемся целью описать весь перечень методов золочения куполов (все эти методы давно и исчерпывающе описаны в профессиональной литературе), однако смело можем утверждать, что специалисты компании «Вега» в полной мере владеют основными методами позолотных работ с куполами.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов - посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол - символ Единого Всевышнего Творца;
  • три - Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом - символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов - семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов - прообраз тринадцатиглавого храма.
На заметку! Количество глав может доходить до 33 - число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных - наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема - символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма - символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма - прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый - посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик - хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.
Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов

Позолотные работы – старинный способ украшения предметов быта, мебели, интерьера и элементов наружной архитектуры. Он нашел широкое распространение в православных храмах, где используется как для золочения куполов, так и для внутреннего убранства.

Когда возникла техника золочения

Золочение – это древнейший способ декорирования , сохранивший свою актуальность и пользующийся популярностью в наши дни . Историки считают , что это ремесло возникло несколько тысячелетий назад в древнем Египте и Индии . Затем традиция покрывать тонким слоем золота предметы быта , украшения и архитектурные элементы распространилась в странах Ближнего Востока . Секрет сусального золота также был известен мастерам Греции и Римской империи .

В Киевской Руси позолотные работы стали востребованы в 9 —10 веках – в период активного развития зодчества . Золото украшало сооружения и внутри , и снаружи . Особенно гармонично оно вписалась во внутренне убранство православных церквей . Великолепие золоченых крестов , алтарей , икон , киотов и стенной росписи наполнило храмы изнутри . Внешнюю архитектуру церквей украсило золочение куполов , ставшее одним из символов православия .

Что собой представляет сусальное золото

Уникальная красота золота в сочетании с мягкостью сделали его востребованным в глубокой древности , когда человечество еще не научилось обрабатывать более плотные металлы . Золотые слитки вручную раскатывались до состояния тонких пластин , которые впоследствии на Руси стали называть сусальное золото .

Сегодня для изготовления этого материала используются автоматы , благодаря которым удается получать тончайшие золотые листы (толщиной от 0 ,1 до 0 ,25 микрона ). Это очень хрупкий материал , который может быть разрушен одним неосторожным прикосновением . Чтобы обеспечить сохранность пластин , их упаковывают в специальные книжки , перекладывая золотые страницы листками папиросной бумаги .

Классическое сусальное золото имеет 960 пробу . Однако в наши дни широкое распространение получили самые разные сплавы , в которые могут входить добавочные металлы : серебро , медь , палладий , цинк , никель . В зависимости от состава материал имеет различные цвета : начиная оттенками желтого и заканчивая красным или белым .

Золочение куполов от древности до наших дней

С течением времени способы нанесения позолоты изменялись и совершенствовались . На Руси издревле применялось «ртутное золочение » – старинная технология позолотных работ . Суть ее заключалась в нанесении на обрабатываемую поверхность состоящей из смеси золота и ртути амальгамы . Под воздействием высокой температуры ртуть испарялась , а золото приставало к поверхности . Нанесенная таким методом позолота куполов была надежной и долговечной , но ртутные испарения становились причиной отравления и гибели сотен мастеров .

Сегодня этот смертельно опасный для человека способ больше не применяется . Современные мастера покрывают купола сусальным золотом : с помощью тонких золотых листов создаются поверхности , которые смотрятся так , словно они покрыты цельным листом чистого золота . Следует заметить , что для наружных работ используются золотые пластины большей толщины , чем для декорирования внутренних помещений , украшений и предметов быта .

Техники золочения внутри и снаружи здания

Позолоченные поверхности , устойчивые к влаге и другим воздействиям окружающей среды , создаются методом масляного золочения или как его еще называют «золочением на мордан ». Эта техника золочения может применяться к металлическим , деревянным , гипсовым и каменным поверхностям . Для ее выполнения используются материалы на масляной основе , в том числе масляный лак —мордан , на который непосредственно и накладывается золотой слой . Это достаточно простая техника , чаще всего используемая для наружных работ .

Золотом характерно для православной церкви так же. Золотые на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы.

И сотни церковных построек с величественными куполами украшают славянские города. Обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из Византийской империи. И по сей день золоченые остаются важной традицией для любого православного человека.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама.

Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров.

Покрытие куполов нитридом титана.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту.

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!