Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ив сен лоран в детстве. Личная жизнь ив сен лорана

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Казалось, ему суждено было стать тем, кем он стал. В 13 он уже делал выкройки платьев для матери и сестер, а те отдавали их на пошив местным портнихам. В 17 отправил свои эскизы на конкурс молодых дизайнеров, организованный Международным секретариатом по шерсти, и занял первое место.

На церемонии награждения, проходившей в Париже, он познакомился с тогдашним главредом французского Vogue Мишелем де Брунофф, который сыграл ключевую роль в его карьере. Разглядев в застенчивом голубоглазом юноше талант, он советует ему переехать в Париж и заняться модой.

В сентябре 1954 года, последовав совету де Брунофф, Сен-Лоран перебирается в Париж и поступает на курсы Синдиката высокой моды. В ноябре того же года он вновь занимает первое место в конкурсе Международного секретариата по шерсти с дизайном коктейльного платья, обойдя другую восходящую звезду моды - Карла Лагерфельда.

В 1955-м, во время одной из встреч с де Брунофф, Сен-Лоран показывает ему свои эскизы. И тот, пораженный сходством моделей с дизайном новой коллекции Кристиана Диора, которую он видел этим утром в кабинете легендарного кутюрье, решает познакомить его с творчеством молодого художника.

Я в жизни не встречал никого более талантливого, напишет впоследствии де Брунофф.

Диор, увидев работы Сен-Лорана, моментально распознает в нем единомышленника и тут же нанимает его в ассистенты. Пройдет совсем немного времени, как Диор назовет Сен-Лорана своей правой рукой, а впоследствии и наследником.

Для меня было счастьем работать у Кристиана Диора, которым я бесконечно восхищался. В то время он был самым известным кутюрье. <…> Он обучил меня основам моего ремесла. Я обязан ему большей частью своего успеха. Независимо от того, что случилось со мной потом, я никогда не забуду годы, проведенные с ним, вспоминал позднее Сен-Лоран.

Маленький принц французской моды

В августе 1957 года Кристиан Диор сказал матери Сен-Лорана, что выбрал ее сына наследником своей модной империи. Женщина была несколько удивлена, ведь мэтру тогда было всего 52 года.

Через месяц Диор скончался от сердечного приступа во время отдыха на итальянском курорте Монтекатини. Согласно его последнему желанию, Сен-Лоран был назначен арт-директором Christian Dior.

Так в возрасте 21 года Ив Сен-Лоран стал во главе одного из влиятельнейших в мире модных домов: его продукция составляла 50% экспортируемых товаров сегмента высокой моды, а штат насчитывал 1400 сотрудников.

Ив не подвел своего наставника. Первая же коллекция, созданная им в качестве главы дома Christian Dior в январе 1958-го, произвела фурор. Предложенные им платья-трапеции положили начало его последующим революционным прорывам. СМИ тут же окрестили его «маленьким принцем», спасшим Францию.

В период с 1958 по 1960 год он создал шесть коллекций для Dior.

Изгнание из Dior

В 60-м над «маленьким принцем» сгустились тучи. Моментальная слава и признание юного гения не давали покоя завистникам и конкурентам в Dior. Сен-Лорана, на которого Диор оставил модный дом, «неожиданно» призывают в армию и отправляют в Алжир, который воюет с Францией за свою независимость.

Вся сущность дизайнера, чье детство прошло в алжирском Оране, противится военному конфликту. Ему хватило 20 дней унижений от сослуживцев, чтобы впасть в жесточайшую депрессию. Молодого человека помещают в военную клинику, где его три месяца лечат психотропными веществами и электрошоком. Ко всему прочему ему приходит извещение о том, что он уволен из Dior.

Сен-Лоран боролся с последствиями такой «шоковой терапии», которые проявились в виде наркотической и алкогольной зависимости и развившейся на этом фоне депрессии, большую часть своей жизни.

Появившийся к тому времени в его жизни Пьер Бежар спас Сен-Лорана из алжирского «плена» и помог ему открыть свой собственный модный дом, который был обречен на успех.

«Живой гений»

В 60-70-е годы Сен-Лоран становится королем радикального шика. Его революционные находки . Первым прорывом стала коллекция «Мондриан», на которую его вдохновило творчество нидерландского художника-абстракциониста Питера Мондриана.

В 1966 году он создал женский смокинг, который стал революцией в мире моды и послужил основой для дальнейшей эмиграции типично мужских вещей в женский гардероб.

…Нужно было учитывать специфику времени. Женщины все больше включались в деятельность, которая требовала большей свободы движения… вспоминал Сен-Лоран.

Он был первым дизайнером, доказавшим, что женщина в брюках - это красиво, создавая модели, подчеркивающие женскую фигуру. Первым, рискнувшим превратить парку и бушлат в модную верхнюю одежду. Первым, открывшим линию бутиков готовой одежды («Рив гош»).

Он всегда был первым и на шаг впереди, и этот шаг измерялся несколькими десятилетиями. Задолго до Готье использовал в коллекциях африканские этнические мотивы и опередил Лакруа и Гольяно, выпустив коллекцию, навеянную традиционными костюмами различных народов.

Моя скромная роль как кутюрье - создавать одежду, отражающую время, заявлял Сен-Лоран и каждый раз доказывал, что это ему удается лучше других.

В 1983 году в возрасте 47 лет он стал первым в мире дизайнером, которому посвятили прижизненную выставку в Институте костюма в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Признание его заслуг перед модной индустрией сделало его иконой стиля.

Что бы он ни сделал, женщины во всем мире, всех возрастов последуют за ним, заявила куратор выставки Диана Вриланд, называвшая Сен-Лорана не иначе как «живым гением» от моды.

Участь короля

Что ж, они „короновали“ меня. Но посмотрите, что случилось с другими королями Франции, заявил Сен-Лоран в 1968 году - задолго до того, как критики начали хоронить его талант новатора.

Это случилось в 80-е, которые прошли под знаком затворничества Сен-Лорана: он редко появляется на публике, разве что дважды в год выходит на традиционный поклон в конце показов. Пошли слухи о его алкогольной и наркотической зависимости. В какой-то момент Пьер Берже вынужден был публично заявить, что Сен-Лоран не болен СПИДом.

В одном из интервью Сен-Лоран признался, что однажды ему было так плохо, что он «хотел привязать к шее самую тяжелую из своих бронзовых скульптур» и броситься в Сену.

Богатство и слава не спасали от зависимости и депрессии.

Критики от моды поспешили заявить, что времена Сен-Лорана прошли и король «давно не создает ничего нового». Но показ 1992-го, на котором были представлены лучшие творения модного дома за 30 лет его существования, доказал обратное.

В Париже на 72 году жизни после продолжительной болезни скончался знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран. Марка «YSL» приобрела известность в 60-ые благодаря дамскому смокингу, придуманному модельером. «Он был больше, чем провокатором, настоящим творцом. Либеральным анархистом, бросившим бомбу в середину общества, чтобы освободить женщин», - считает друг и партнер Ив Сен Лорана Пьер Берже. В первой половине 20-го века Коко Шанель подарила женщинам свободу, во второй половине – Ив Сен Лоран даровал им частичку мужественности и власть.

Ив Анри́ Дона́т Матье Сен-Лора́н родился 1 августа 1936 года в алжирском городе Оране. Его мать была страстной поклонницей моды. Сын отказался продолжить семейное дело. Юриспруденция так и не стала его сильным коньком, зато в 17 лет юноша получил первый приз за коктейльное платье на конкурсе, организованном Международной организацией шерсти.

В 1954 году он отправился покорять Париж, в том же году стал ассистировать самому Кристиану Диору. Через три года не осталось никого, кто был бы равнодушен к его идеям.
Одна из его первых коллекций «Линия трапеции» обеспечила Ив Сен-Лорану место на модном Олимпе. Он то и дело эпатировал публику: шесть лет женщин в брюках от Сен-Лорана не пускали в рестораны, затем настал черед прозрачных блузок, которые отвергала пуританская Америка.


Маэстро Ив Сен-Лоран. Бунтарь, облачивший женщин в брюки.

Вокруг Сен-Лорана всегда была красота, которую он создавал своими руками.

Ив Сен-Лоран и Раиса Максимовна Горбачева. Первая леди, не похожая на советский холодильник.


Еще одной ступенькой в небо стало открытие собственного Дома в 1962 году совместно с Пьером Берже. Союз творца и финансового гения принес свои плоды: дело, которое начиналось в двухкомнатной квартире-студии, стало прибыльным предприятием.
В 1966 Ив Сен - Лоран представил миру «Рив Гош» - первый магазин готовой одежды от кутюр. Благодаря этому модельеру женщины облачились в мини, прозрачные платья, брючные костюмы. Единственное, о чем жалел Сен-Лоран – это о том, что не он является изобретателем джинсов.
Франсуа Миттеран, бывший Президент Франции, называл Ив Сен Лорана одним из послов французской культуры в мире.
Муза модельера, Катрин Денев, говорила: "Сен-Лоран творит для женщины, которая ведет двойную жизнь. Eго дневные модели помогают ей противостоять миру, состоящему из чужих людей. Мужественность, присущая этим моделям, придает женщине силу. А вечером, когда женщина проводит время с тем, кого выбрала сама, Сен-Лоран делает ее соблазнительной".

«Я был бы счастлив в раю лишь при условии, что ангелы одеты со вкусом и носят свои нимбы с изящным наклоном»
«Самая лучшая одежда для женщины - это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я.»

(Ив Сен-Лоран)

В этом году исполнилось 10 лет как ушел из жизни один из величайших французских модельеров Ив Анри́ Дона́ Матьё Сен-Лора́н (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent ; 1 августа 1936, Оран, Алжир - 1 июня 2008, Париж). За прошедшее десятилетие Маэстро Сен Лорану и его творчеству было посвящено огромное количество книг, художественных и документальных фильмов, научных и развлекательных статей. Вспомним и мы сегодня о той важной роли, которую играли любимые собаки в жизни мастера.

Безумно талантливый, нервный и ранимый, посвятивший почти 50 лет своей жизни высокой моде, он был серьезным художником, придумал стиль унисекс, нарядил женщин в мужские брючные костюмы и прозрачные блузки, придумал платье-трапецию и стиль сафари, ввел в моду водолазки с высоким горлом и камуфляж.

Великий кутюрье всегда обожал собак, а самой лучшей породой считал французского бульдога. На протяжении жизни у Сен-Лорана жили пять абсолютно похожих бульдогов, которых он всегда называл одним и тем же именем: Мужик I, Мужик II, Мужик III и т.д. Бульдоги постоянно сопровождали модельера на фотосессиях, вдохновляли и успокаивали, когда дизайнер работал над новыми коллекциями, сопровождали повсюду в поездках.

Существуют разные легенды, откуда у бульдогов появилось это забавное имя. Одна из них гласит, что на одной парижской вечеринке, где богема отмечала день рождения Лили Брик, дизайнер поделился с «музой русского авангарда» своими сомнениями по поводу выбора клички для любимого щенка. Та предложила дать изнеженному бульдогу грубоватое русское имя «Мужик». Этот необычный вариант рассмешил и понравился Иву, так что каждого последующего питомца он подбирал насколько это возможно похожим на предыдущего и сохранял кличку.

Однако, биографы Сен-Лорана возражают, что первый пес жил у мастера еще до встречи с Лилей Брик.

Скорее всего имя для бульдогов придумал сам Сен-Лоран, который был большим поклонником русской культуры и всего русского. Он коллекционировал Бакста, создавал фантастические наряды для Майи Плисецкой и Рудольфа Нуриева.

В январе 1958 года дизайнер выпустил первую собственную женскую коллекцию для дома «Диор»- «Трапеция» обыгрывала формы традиционного русского сарафана.

В июне 1959 года вместе с двенадцатью манекенщицами Ив Сен-Лоран прилетел в Москву c коллекцией верхней женской одежды, став первым известным модельером, представившим французскую моду в СССР

Ив сен-Лоран с Майей Плисецкой (справа) и Катрин Денев.

Французского бульдога назвают аристократом собачьего мира, ведь представителей этой породы очень любили и долгое время могли себе позволить только самые зажиточные персоны.

В начале ХХ века первые французские бульдоги, завоевав большую популярность в Европе, начали покорять своими забавными клоунскими мордочками, «хрюкающими носами» и широкими улыбками сердца русской аристократии, членов королевской семьи и деятелей культуры.

Ив Сен-Лоран был знатоком русской культуры, наверняка он знал, что французский бульдог был любимой собакой принцессы Татьяны Романовой и князя Феликса Юсупова, великого Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой и Владимира Маяковского.

Кстати, портрет Маяковского стоял долгое время на рабочем столе дизайнера.

Ив Сен-Лоран с удовольствием читал произведения Пушкина и Толстого, Чехова и Тургенева, восхищался музыкой Чайковского и Мусоргского, пил русскую водку из рюмок с двуглавым орлом

Можно предположить, что кутюрье был знаком и с высказыванием писательницы Колетт, которая имела большое влияние на парижскую богему и аристократию начала XX века.

В письме подруге Колетт писала: «У меня в то время было две собаки, впрочем, рука не поворачивается написать «две собаки». У меня была собака и французский бульдог». Вот так: «французский бульдог» — это уже существо другого порядка.» 😀

Скрещивание бургосского испанского бульдога с привезенными из Англии той-бульдогами, возможно также с терьерами и мопсами, привело в результате к созданию новой породы, в которой корпус уменьшенного английского бульдога сочетался с головой бургосского, а стоячие уши на короткой бульдожьей морде стали одним из основных признаков породы.

Историк породы Дженнет Брауни писала: «… я утверждаю, что именно французы сделали французского бульдога компактной, прямоногой, короткомордой, игривой и яркой маленькой собакой сегодняшнего дня и достигли они этого, максимально сторонясь английского бульдога.» В конце 1904 года английский кеннел-клуб наконец признал породу как самостоятельную. Ей присвоили название «Le Bouldogue Francais», которое в дальнейшем получило английский эквивалент French Bouldog.

Ив Сен-Лоран влюбился в этих коренастых мускулистых песиков с неподражаемой плоской мордой и веселым нравом.

Дружелюбные и веселые, очень активные, но достаточно послушные и беззаветно преданные своему хозяину, французики стали постоянными спутниками великого дизайнера. И в чем-то они явно были похожи 😀

За всю жизнь у Сен-Лорана сменилось пять бульдогов Мужиков. Говорят пятый был самым суровым – мог запросто не подпустить к хозяину человека, если чувствовал, что он ему не понравился, мог облаять и даже цапнуть.

Кстати образ «сенлорановского» бульдога наряду с Команданте Че и Мэрилин Монро увековечил в своих картинах Энди Уорхол, а Лоран затем использовал его образ для создания рождественской открытки из серии LOVE , которая разошлась миллионными тиражами и украшала студию кутюрье (см. 2 фото сверху).

Как Мужики (бульдогов я сейчас имела в виду), так и любовь к России оказали заметное влияние на творчество дизайнера.

Ив Сен-Лоран, полное имя Ив Андре Дона Матьё Сен-Лоран (1936-2008) – французский модельер, создатель модного дома своего имени.

В мире высокой моды творил более тридцати лет. Внёс в женскую моду элементы мужского гардероба – смокинги, стильные кожаные пиджаки и высокие сапоги по бедро. В историю вошёл как самый молодой директор Дома моды. Основал стиль унисекс, первым предложил принимать участие в его модных показах темнокожим манекенщицам.

Детство

Ив Сен-Лоран, покоривший в будущем сначала Париж, Францию, а потом и весь мир, свой жизненный путь начинал совсем не в европейском центре моды, а в Африке. В алжирском городе Орано 1 августа 1936 года в семье страхового агента Сен-Лорана родился мальчик (тогда Алжир ещё был французской колонией).

Его отец и дед уже несколько десятилетий занимались юриспруденцией и страховым бизнесом, в этой области существовала настоящая династия юристов Сен-Лоранов. И естественно в семье все думали, что маленький Ив в будущем продолжит их дело. Но мальчику была уготована совершенно другая судьба.

Первый звоночек о том, что ребёнок растёт уникальным, прозвенел, когда Иву было три года. Тогда он заявил своей тёте, что её туфли совсем не подходят к платью. Тётушка сначала оскорбилась, посчитала племянника маленьким наглецом и оставила его в наказание без сладкого десерта. Но потом, внимательно рассмотрев в зеркале свой наряд, пришла к выводу, что малыш всё-таки был прав.

В детстве Ив больше всего любил ходить на местный алжирский базар. Там он с жадностью впитывал в себя яркие экзотические краски Африки и восточные пряные ароматы, а через много лет всё это выплеснул в своих модных коллекциях.

Учёба

Родители отдали Ива в престижный колледж, где обучались мальчики из хороших и состоятельных семей. Но ребёнку настолько не хотелось зубрить правоведение, что он прятался в туалете, закрывался там и плакал. Зато рисовал он с превеликим удовольствием, только не машины и войну, как все мальчики, а эскизы платьев для кукол.

К одиннадцати годам к увлечению Сен-Лорана рисованием добавился театр, а в четырнадцатилетнем возрасте он начал устраивать домашние кукольные спектакли. Декорации и маленьких кукол рисовал и делал сам, раскрашивал старые тряпки и клеил из них костюмы (шить он тогда ещё не умел). Одевал своих кукол, созывал сестёр с кузинами и показывал им постановки:

  • «Школу жён» француза-комедиографа Мольера;
  • «Жанну Д`арк» выдающегося ирландца Бернарда Шоу;
  • «Двуглавого орла» французского драматурга Жана Кокто;
  • «Для Лукреции» французского новеллиста Ипполита Жан-Жироду.

Эти мастера пера и их творчество оказали огромное влияние на художественное становление Сен-Лорана. Кроме литературы Ива очень сильно увлекала живопись французских художников Эдуарда Мане и Анри Матисса, а также картины испанца Диего Веласкеса.

К совершеннолетию Ив подошёл тощим и близоруким парнем, к тому же на людях он был неуверенным в себе. Но, когда оставался наедине со своими мечтами, представлял себя великим модельером.

Париж

Когда Иву было семнадцать лет, семья перебралась в Париж. Здесь он пошёл учиться на курсы рисования «от кутюр». Несколько своих рисунков Сен-Лоран решился послать в журнал «Вог» и на конкурс, который организовал Международный секретариат по шерсти. Его работы впечатлили и редакторский совет журнала, и членов жюри конкурса. Маленькое чёрное коктейльное платье Ива Сен-Лорана получило на конкурсе первый приз. Немного огорчило лишь то, что победу пришлось разделить с немцем Карлом Лагерфельдом. Эта нелюбовь с первого взгляда была взаимной, два великих модельера сохранили её до конца жизни.

Главный редактор журнала «Вог» Мишель де Брюноф настолько был впечатлён эскизами Сен-Лорана, что решил познакомить его с французским модельером Кристианом Диором. Ив никогда не учился искусству кройки, не знал технику рисунка и уж тем более понятия не имел, с какой стороны подходить к женщине во время примерки платья. Несмотря на это, Диор взял Сен-Лорана на работу в качестве своего ассистента. В 1955 году Ив начал работать в модном Доме Диор и параллельно с этим устроился к обычному портному в подмастерья, чтобы изучить азы кройки и шитья.

Несмотря на то, что Кристиан был старше Ива более чем на тридцать лет, между ними сразу же сложились хорошие отношения. Они быстро нашли общий язык, потому что были во многом похожи друг на друга. Обоих в детстве не интересовали забавы и игрушки для мальчиков, они делали наряды и одевали кукол своих сестёр. И для Ива, и для Кристиана самым лучшим и верным другом была мама. К тому же ещё в юном возрасте оба поняли, что испытывают абсолютное безразличие к противоположному полу, любили только себе подобных.

Триумфальный первый показ

Осенью 1957 года Диор в результате сердечного приступа скоропостижно ушёл из жизни. Художественным руководителем и главою знаменитого модного Дома Диор был назначен 21-летний Сен-Лоран. В истории моды такая стремительная карьера была впервые.

До конца жизни Ив отчётливо помнил тот зимний день в январе 1958 года, когда прошёл его первый модный показ. Он, как главный художник Дома Диор, представлял свою первую женскую коллекцию. Сен-Лоран показывал новую линию трапеции, обыграв таким образом традиционные русские сарафаны. Тогда показы проходили без музыкального сопровождения. Ив стоял в полной тишине, перебирал пальцами занавес, боясь избалованной столичной публики и провала.

Показ закончился. На авеню Монтень, 30 (адрес святая святых французской, да и мировой моды – Дома Диор) собралась толпа и требовала показать им гения, который так смело продолжил дело великого Кристиана. Французский промышленник Марсель Буссак, который на протяжении многих лет вкладывал свои капиталы в модный бизнес, и, по сути, являлся руководителем Дома Диор, вытолкал Сен-Лорана на балкон. Это был триумф, высший свет Парижа рукоплескал своему новому кумиру. Он так долго ждал этого момента, но захотел убежать к себе в студию, чтобы пережить осуществление мечты в одиночестве и тишине.

На следующее утро все газеты Парижа писали на своих первых полосах о новом гении: «Линия трапеции произвела в мире моды фурор. Оказывается, женщина бывает сексуальной не только с глубоким декольте и узким лифом». Его первое изобретение платье-трапецию сразу же надели кинодивы Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, а за ними и все модницы мира.

Путь на вершину моды

В 1959 году Сен-Лоран и с ним двенадцать манекенщиц впервые привезли французскую моду в Советский Союз, представив коллекцию верхней одежды для женщин.

В 1960 году гений моды был призван в армию и оказался на службе в Алжире. Армейский путь получился недолгим, через три недели у Ива случился глубокий нервный срыв, и он попал в психиатрическую клинику. Для нежных мужчин там было лечение без особых затей – электрошок, транквилизаторы, стимуляторы. После такой армии модельер пристрастился к наркотикам и алкоголю, но это не мешало ему творить новые шедевры.

В 1961 году Сен-Лоран с помощью своего партнёра Пьера Берже создал Дом моды под собственным именем, первые буквы составили логотип модного Дома – «YSL». Уже через год его Дом представил на мировом рынке моды первую коллекцию.

Гениальный Ив оказался настоящим революционером «от кутюр», он смело ломал многие стереотипы в мире моды:

  • Ему нравились андрогинные образы (это когда во внешнем виде человека сочетаются женские и мужские признаки), и он вывел на подиум худеньких моделей, похожих на мальчиков.
  • Именно в его модных показах по подиуму впервые прошли темнокожие красавицы.
  • Вдохновлённый живописью голландского художника Пита Мондриана, он выпустил коллекцию в стиле абстракционизма.
  • Первым в модном мире он предложил надеть женщинам смокинг и ботфорты, введя стиль унисекс.

Наряду с миром моды Сен-Лоран трудился и в роли театрального художника. Он создавал костюмы для шоу и спектаклей, но особенно его привлекал балет. Ив создал костюмы для балета «Собор Парижской Богоматери» хореографа Ролана Пети. Неподражаемая Майя Плисецкая исполняла «Гибель розы» в костюме от Сен-Лорана.

В начале 1970-х годов под своим брендом Ив запустил производство парфюмов. Первыми были духи «Рив Гош». За ними последовал культовый восточный аромат «Опиум».

Ив Сен-Лорану принадлежит множество высказываний, которые стали афоризмами:

  • Парадокс, но гений, творивший в мире моды, считал, что украшает человека совсем не одежда.
  • Косметика на женском лице должна быть минимальной, самую дорогую тушь и помаду надо заменять любовью.
  • Лучшим нарядом для женщин он называл объятия любимого мужчины. Но, если такого человека в жизни женщины нет, тогда на помощь приходят дизайнеры.

Личная жизнь

Ив Сен-Лоран никогда не скрывал своей нетрадиционной ориентации. Когда ему было 22 года, он познакомился с Пьером Берже. Между ними завязалось деловое партнёрство и любовная связь. Благодаря Берже миллиардер Робинсон вложил огромную часть своих капиталов в их детище – Дом моды.

В 1976 году романтическая связь прекратилась. У Ив Сен-Лорана появилась новая любовь – Жак де Бошер (бывший бойфренд Карла Лагерфельда). Пьер не смог простить Иву измену, но партнёрских деловых отношений с ним не разорвал. Они снова стали жить вместе спустя почти тридцать лет. Незадолго до смерти Сен-Лоран заключил с Пьером Берже однополый брак.

Так как женщин Ив не любил, он с ними дружил. Таким верным другом была ему очаровательная Катрин Денёв. Она всегда гордилась дружбой с гениальным модельером и вдохновляла его на новые модные находки. А Ив с удовольствием красоту Катрин упаковывал в свои платья.

В конце 1980-х годов модельер стал сильно болеть, лечился от алкоголизма и наркотической зависимости. С 1998 года женские коллекции Дома «YSL» выпускал молодой модельер Альбер Эльбаз. В начале 2002 года Сен-Лоран отошёл от дел в мире моды окончательно. Свой век он доживал в одиночестве с любимой собакой по кличке Мужик III. 1 июня 2008 года гений мировой моды ушёл из жизни, жалея лишь об одном, что не он придумал джинсы…

Уверена, не осталось ни одного человека, интересующегося модой, который бы ещё не посмотрел фильм Джалиля Леспера « Ив Сен-Лоран». Вот уже несколько месяцев картина с успехом идёт во всех кинотеатрах мира. Мне посчастливилось побывать на предпремьерном показе фильма в Париже ещё в январе. Выходя из кинотеатра, я вдруг ощутила, что эта лента не только изменила моё отношение к миру моды, но и перевернула моё восприятие окружающего мира . Поэтому я просто обязана выразить гению свою благодарность в виде цикла статей, которые помогут вам проследить творческий путь мастера, увидеть в иллюстрациях, как менялась мода и какой видел женщину Лоран в разные периоды своей жизни. Но самое главное — вы не сможете остаться к нему равнодушными.

Я слышала об Иве и до просмотра биографической киноленты. Однако два часа, проведенные в темном, но уютном зале парижского кинотеатра, пробудили во мне интерес не столько к личной жизни мастера, которая является основным лейтмотивом картины, сколько к превращению подающего надежды дизайнера в икону стиля французской моды. Я стала жадно искать информацию о нём, вдохновляться прекрасными творениями мэтра, смотреть документальные фильмы о нём, и конечно же — показы Сен-Лорана, которые трудно, однако возможно найти в Сети.

Революционер моды, робкий и застенчивый Ив стремительно взлетел по карьерной лестнице на самый верх, продолжая удерживать за собой звание «лидера» французской моды на протяжении почти половины столетия!

Ив Сен-Лоран — это целая история, целая эпоха, своеобразный маленький мир в огромном мире моды. Когда смотришь на модели Лорана глазами человека двадцать первого века, то кажется совершенно невероятным, как человек века двадцатого мог придумать и воплотить всё это великолепие в жизнь?! Практически каждая коллекция кутюрье заслуживает отдельного внимания.

Ив Анри Дона Матьё Сен-Лоран (фр. Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent), выходец из городка Оран (Алжир), поехал покорять Париж в 1953 году. Особо хочется отметить, что мать, которая отправилась вместе с будущим кутюрье в мировую столицу моды, всегда одобряла интерес юноши к моде и рисованию и была главным его вдохновителем на протяжении всей жизни. В том же 1953 году 17-летний Ив принимает участие в конкурсе молодых дизайнеров. В номинации «вечернее платье» он занимает почётное первое место, как и его соперник — Карл Лагерфельд, но жюри всё же присуждает победу Лорану.

На рисунки молодого дизайнера обращает внимание Мишель де Брюнофф, шеф французского издания Vogue. Позже известный журнал публикует несколько эскизов, которые становятся своеобразной рекламой и одновременно лучшей рекомендацией для подающего надежды модельера. Вскоре после этого Сен-Лоран был приглашён великим кутюрье Кристианом Диором в модный дом Dior, а чуть позже назначен ассистентом маэстро.

После смерти Диора в 1957 году Лоран возглавляет модный дом Dior. Ему есть, чем поразить взыскательную публику: не только покорить всех своими смелыми и революционными идеями, но и перекроить классический силуэт «женщины Dior».

Юный Ив на похоронах Кристиана Диора, 1957 год.

Первым шагом к изменению классического понимания моды стала его коллекция «Трапеция», которую юный Ив представил публике в 1958 году, как только возглавил модный дом Dior после смерти великого кутюрье. Это был настоящий фурор. Никто не ожидал, что Лоран подойдёт к созданию коллекции настолько радикально. После диоровских платьев в стиле new-look лорановские платья в форме трапеции шокировали публику. Это был первый успех начинающего модельера. О нём впервые заговорили как о творце, подающем большие надежды. На следующий день после показа Лоран, вышедший на балкон модного дома Dior, был окружен журналистами, которые сразу же окрестили его «маленьким принцем моды». Скромный, зажатый, прячущий свой взгляд за толстыми линзами очков юноша покорил всех своим оригинальным видением женской моды.

Ив Сен-Лоран и его первая коллекция для дома моды Dior, 1958 год.

Платье-трапеция из первой коллекции Ива Сен-Лорана для Дома Christian Dior

Платье-трапеция из первой коллекции Ива Сен-Лорана для Дома Christian Dior

Платье-трапеция из первой коллекции Ива Сен-Лорана для Дома Christian Dior

Немногим позже, в 1960 году, Ив представит публике совершенно иную, революционную коллекцию «Beat», которая будет своеобразным символом мятежного студенчества — короткие кожаные пиджаки, высокие сапоги, свитера с высокими воротами, куртки мотоциклистов. Пресса окрестит эту коллекцию «битник». Сен-Лоран попадет в немилость. «Битник» будет принят публикой более чем прохладно. От «маленького принца моды» ожидали как минимум повторения успеха прошлой коллекции, как максимум — чего-то такого же грандиозного, как представлял ранее публике сам маэстро Диор. Увы, слишком уж дерзким показался журналистам взгляд Лорана на современную женщину, а постоянным клиенткам дома Dior, которые привыкли к женственным и роскошным нарядам, явно не хотелось носить на себе вещи, которые бы превращали их в юных бунтарок.

После провала новой коллекции бедного, обруганного критиками Ива ожидает ещё больший удар: ему приходит повестка в армию, ведь в разгаре война с Алжиром. Молодой человек пробыл на военной службе всего двадцать дней, после чего с ним случился нервный срыв.

Ив Сен-Лоран и его подруга Зизи Жанмэр.

В госпитале кутюрье узнает о том, что его уволили из Dior. Безусловно, это известие окончательно подкосило как его эмоционально, так и психически. Сен-Лорана демобилизуют из армии и отправляют лечиться в Валь-де-Грас, где за его здоровье берутся основательно, накачивая препаратами достаточно сильного действия, а также проводят курсы электросудорожной терапии. Всё это, по мнению самого Ива Сен-Лорана, впоследствии привело его к глубочайшему душевному расстройству и проблемам с наркотиками.

В ноябре 1960 года его выписывают из госпиталя. После этого Ив Сен-Лоран вместе со своим партнёром и другом Пьером Берже подают на Dior в суд за нарушение условий контракта и выигрывают дело. Суммы, которую Ив и Пьер получили в качестве компенсации от дома Dior, вполне хватает на то, чтобы открыть свой модный дом.

В 1961 году Ив, совместно со своим другом и партнёром Пьером Берже, открывает свой модный дом Yves Saint Laurent (YSL), который существует до сих пор.

В следующей статье речь пойдёт о 60-70-х годах прошлого века, когда кутюрье стал действительно «перекраивать» французскую моду, о его революционных и смелых идеях и о тех элементах женского гардероба, созданных Лораном, без которых мы не можем себе представить современную женщину — лёгкой прозрачной блузе и женском смокинге.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!