Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Интересные факты о шаманах. У каких народов России самые сильные шаманы

· Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Исторические ареалы

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек , наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами , входя в экстатическое состояние , а также излечивать болезни.

Происхождение слова

Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са - «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) - ойуун, эвенков - саман, шаман, у ненцев - тадебей, у бурят - боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов - сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь . Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.

Шаманская болезнь

Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит переходом в новую жизнь шамана, и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в Преисподнюю, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл - шаман постигает его устройство, узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Подобная «болезнь» дает толчок к развитию высших потенций человеческого существования. И потому шаман переживает свою болезнь как средство разрушить внутреннюю жизнь для того, чтобы слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности.

«Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем старыми наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов дает силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать.

Представления о деятельности шаманов

Шаманский бубен. Бурятия

Шаманская трость. Бурятия

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращалась в веру. Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли - маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов - лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется тюнгур (бубен) или барабан , или же особые танцы и заклинания.

Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности. Фото: Аркадий Зарубин

Шаманский костер рисует причудливые образы. Фото: Аркадий Зарубин

Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам - поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). С ростом опыта шаманы становятся менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в измененные состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией , однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования)Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1984.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествия по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Монография. Издательство Российской Академии Наук. 1924. Репринтное издание. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.
  • Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. Богораз В. Г. Этнографическое обозрение. - М., 1910. Т. 84-85. Кн. 1-2.
  • Богораз В. Г. Сказка о Чесоточном шамане «Wapыckalaul ». - Живая старина, год IX, 1899, вып. I I. С. 263-270 (чукотский текст и русский перевод).
  • Богораз В. Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени. // Известия Академии Наук, серия VI, т. XIII, 1919, с. 489-495. Переиздание: СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст-камера), 1995. С. 97-104.
  • Грачева Г. Н. Шаманы у нганасан / Н. Грачева // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.? 1981. - С. 69-89.
  • Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск, 2008. - 272 с.
  • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. М., 2007. № 8. С. 97-105.
  • Мифы и шаманизм Алтая / Сост. Владимир Арефьев. Барнаул. Изготовлено по заказу ООО «Пять плюс». 2002.
  • Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки) / В. М. Михайловский // Этнографическое отделение Московского университета. М., 1892. Вып. 1. − 215 с.
  • Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
  • Уолш Р. Дух шаманизма. Тексты трансперсональной психологии. М.: изд. Трансперсонального Института. 1996.
  • Харнер, Майкл . Путь шамана. М.: Крон-Пресс, 1996.
  • Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: София, 1998.
  • Michael Harner. Der Weg des Schamanen. München: Ullstein, 2004. S. 247. ISBN 3-548-74042-1
  • Paul Uccusic. Der Schamane in uns. Schamanismus als neue Selbsterfahrung, Hilfe und Heilung Hugendubel Kreuzlingen, ISBN 978-3-7205-2181-9
  • Boileau, Gilles. Wu and Shaman // Bulletin of the School of Oriental and African Studies 65.2 (2002), 350-78.
  • Беседа с шаманом Аяуаскеро - Перевод статьи Алана Эленбасс из журнала «Reality Sandwich» «Facing Fear: A conversation with an Ayahuascero » от 2010-09-07
  • Родриго Кортес. Толмач. Издательство «Эксмо». Книга о тангутском шамане и истории взаимоотношений России и Китая на рубеже XIX-XX веков.
  • Владимир Серкин. Хохот шамана. Сибирское издательство. Представлены воспоминания общения с магаданским шаманом, книга-разговор.

Всё дальше по шоссе глотаю разметку осевой, выплёвываю её белым паром через выхлопную.. Всё дальше, мимо паркинга отеля, где оставлена машина, мимо бревенчатого шале, где вокруг застеклённого огня сгрудились разноцветные свитера туристов, где горячий кофе и двойной вакуум стекла за которым уютно метёт позёмка. Всё дальше ухожу с двенадцати зарядным «зауэром» флягой спирта и отключённым Linkом. Всё дальше петляет среди кривых сосен моя лыжня. Всё дальше зовёт меня Север.
Там на краю Дня и Ночи стоят силуэты чумов похожих на часы, в которых время-песок иссякло. Стойбище. Сюда, далеко-далеко так и не добрались охотники за душами. Черепа мессий, разбитые медвежьей лапой, аккуратно обглоданные песцами, белеют меж кочек усыпанных жёлтой и сладкой, как мёд, морошкой. Здесь живут люди Севера, суровые оленеводы, охотники, рыбаки. Им не нужен чужой бог, они верят только в собственные силы.

Чуть поодаль отдельным зубцом возвышается чум. У входа сидит человек одетый в пыжиковую парку, обшитую множеством мулек, амулетов вырезанных из кости. Человек улыбчив, цепко кривоног, аскетично жилист. Продублённая ветром и морозом лицо покрыто маской топлёного жира. Из под лакированной чёрной чёлки, подстриженной в кружок темнеют непроницаемые глаза Азии. Это местный шаман Толик.
Если соскоблить нерпичий макияж с его щёк и приодеть в костюм от Брукса за пару косарей, то его врядли отличишь от биржевого трейдера. Оба держат форму, с той разницей, что последний бегает по утрам в Централ парк NY и поспевает повсюду, а первый курит трубку и никуда не спешит. В отличие от вудуиста с Пятой авеню, извлекающего золотишко из пустоты для того чтобы ездить на «корвете» последней модели, наш заклинатель моет его на галечных перекатах, чтобы купить табак и порох в фактории. Но об этом: Тсс! Молчок! Толик не служит Мамоне и не декларирует доходов. Он вообще никому не служит и ничего не декларирует. Прожжённый старатель скрывается от исполнительных листов, как ветеран СС скрывается от исполнителей Моссада. Летом он шароворит по матке-Тундре, охотится, собирает травы. Он знаком с азами фармакологии и фитотерапии. Бродяжит аж до бачки-Окияна грозно, качающего ледяные валы, на его каменных пляжах Толя стреляет котиков, занесённых в Красную книгу. Шаман не умеет читать, но зато разбирается в психоделиках и галлюциногенах. Зимой, слушая Кобейна из старенького МР3, улетает в грибном трансе. Белой Совой настигает «семьсот сорок седьмые» следующие рейсом Tokyo-Paris. Заглядывает в иллюминаторы, ухает филином и хохочет. Пугая пассажиров косматой головой, порождает интернет-сенсации.
Но если кто-то заболел или, скажем, не ловиться песец стойбищане идут к Анатолию, чтобы тот по своему селектору связался с духами и попросил помощи. Шаман принимает подношения и важно кивает головой больному: Не ссы! Всё будет ОК. Легко вскочив на тренированные ноги, он поднимает палец для усиления кульминации и неожиданно ударяет в бубен: Шоу-тайм!!
Начинает тихо кружиться вокруг костра и собственной оси.
--Э-хея-я..э-хэйя – на-нара-на-на..
Позвякивает колокольцами глухо стонет бубен. Шаманья душа заполняет его, вибрирует натянутой кожей медвежьего пузыря и ускоряет темп. Всё кружится каруселью вокруг костра. Стены иглу сливаются, исчезают. Кругом только ночное небо со шлейфами магнитных бурь. Шаман, получив пинок центробежной силы, разбегается и летит над тундрой. Он сзывает души предков. Те, побросав свои загробные дела, собираются над родным стойбищем. И Толик, рухнув на ягель, впадает в транс. От кружения и грибов в ушах шамана раздаются голоса. Они наперебой стараются что-то сказать. Может какие акции скоро пойдут вниз, а какие подскочат? Может приказывают возобновить охоту на китов? Но скорее всего советуют прекратить заниматься ху*нёй и беспокоить их понапрасну. Толик не знает, что именно звучит в его голове и языком выталкивает первобытное, нечленораздельное. От этого зрелища и резонанса низких частот зрители приходят в ужас.
Иногда направленное пси-поле помогает больному и Анатолий в почёте, уважаем, сыто отрыгивает подношения, иногда остаётся на бобах. Соседи ругают его последними словами и могут побить. На севере народ прямой, неиспорченный манерами.
===
Утром я встаю и одеваюсь. Иду в ванную комнату чистить зубы. Умывшись, одеваю цепочку с амулетом. Совершаю селф-камлание и что-нибудь прошу у третьего лица. Осенившись жестом, смотрю в зеркало и задаю себе вопрос. Единственный вопрос и он всегда один и тот-же: Чем я отличаюсь от первобытного дикаря? Дипломом, кучей чужих мыслей, считанных в мою голову из книг? И получаю ответ. Единственный и он всегда один и тот-же.

Шаманизм – это древнее верование о тесном общении человека с одухотворенным, дышащим и живущим своей жизнью миром. И общение с Миром Духов, которые идут рука об руку с человеком, происходит с помощью посредника, наделенного особыми способностями – шаманом.

Шаман – это человек, который постиг для себя необычайные возможности, новый взгляд на мироустройство.

Шаманы, как никто другой понимают принцип «Единого механизма». Все вокруг связано между собой, например, дерево впитывает питательные вещества из земли и взамен дает плоды, которыми может питаться человек. А исцеление земли может произойти только путем изменения человека, познания им истинной цели жизни в этом мире, уважительным отношением к окружающей среде.

Шаманы твердо убеждены, что все вокруг живое и не может быть мертвым – душа может жить и без телесной оболочки (если речь идет о человеке или животном). И только духи знают все тайны бытия, ответы на все вопросы.

Нужно понимать, что шаманы не маги, не колдуны. Они люди, которые смогли раскрыть невероятные возможности своего собственного мозга, увидели мир совершенно другими глазами и несут особую миссию на этой земле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Довольно продолжительное время шаманизм находился в забвении, а люди утратили способность видеть духов природы. Но на некоторых территориях Сибири местному населению всё же удалось сохранить знания шаманских обрядов и веру в духов. Традиции потомственных шаманов сохранились на берегах Байкала, где живут шаманы, имеющие шаманский корень (утха) в пятом и даже девятом колене.

Характерная черта современного шаманизма, распространённого в Прибакалье - открытость. Шаманы делятся своими знаниями, общаются и демонстрируют всем желающим шаманские обряды.

Не смотря на запреты, из поколения в поколение передавили сибирские шаманы легенды и родословные предания, шаманские практики, возникшие в древности, искусство врачевания природными способами и травами, умение общаться с духами и входить в шаманское состояние, называемое "впустить онго".

Как и тысячи лет назад, современные шаманы безошибочно произносят шаманскую молитву "дурдалгу" и выполняют последовательность действий традиционных обрядов. Среди местного населения шаманы по-прежнему пользуются авторитетом, а бурятские семьи обращаются к ним за помощью, когда необходимо лечение. Они верят в душу и обращаются к шаману с просьбой вернуть её, если вдруг потеряют её в процессе жизни. Ведь без души человеку суждено прожить не более трёх лет, по утверждению шаманов. Современные шаманы очень часто образованные люди, которые пишут и издают книги, читают лекции, живут среди своего народа и пытаются решить его проблемы. На ряду с выполнением шаманских обрядов и общения с духами современный служитель культа ещё и хранитель установленных традиций. Только он может напомнить забывшим о древних обычаях предков, он приносит жертвоприношения духам местности и духам предков.

Один из современных представителей древнего рода шаманов Валентин Хагдаев. Он - практикующий ольхонский шаман из бурятского рода Буян, подрода Хагдай. В 2000 году он прошёл своё пятое посвящение "хэсэтэ боо", что в переводе означает "получивший бубен". В процессе посвящения неожиданно пошёл слепой дождь. Это явление было расценено стариками, как хорошее предзнаменование.

У Валентина Хагдаева, как истинного шамана, есть божественная отметина - тэнгерийн тэмдэг. С рождения у него на правой руке раздвоенный большой палец. Верховный шаман Монголии боо Цэрэн-зайрана считает, что с такими отметинами шаманы появляются один раз в сто лет, и таких шаманов с раздвоенной костью больше нигде в мире нет.

Валентин Хагдаев, кроме занятий шаманизмом, закончил аспирантуру в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. Сейчас он дорабатывает до диссертации на кандидатскую степень свою опубликованную монографию "Шаманизм и мировые религии". Он знает наизусть много мифов, легенд своего народа и родовые предания. Может подробно рассказать практически о каждом памятном месте в Тажеранской степи. Только благодаря современным шаманам, таким, как Валентин Хагдаев, можно получить информацию о шаманизме и мире духов из первых рук. К тому же такая информация иногда мало совпадает с теми стереотипами, которые появились за последнее время в результате популяризации знаний о шаманизме западными гуру.

Например, В. Хагдаев в своей книге пишет о том, что в духовном мире важнее власти и богатства то, каким ты был человеком. В том мире ощущения пространства и времени исчезают. Тот мир бесформенный или имеет много форм - всё зависит от самого человека и богатства его воображения и сознания. Ощущения, которые возникают в том мире, трудно полностью передать словами. Там действительно становится легко и блаженно. Такие ощущения возникли у шамана во время первого путешествия, а возвращаться в своё тело было тяжело, трудно и больно.

Опровергнуть или доказать существование другой реальности и подлинности путешествий шаманов в другой мир невозможно. Труды Майкла Харнера, Мирча Элиаде и Карлоса Кастанеды сподвигли тысячи европейцев экспериментировать со своим сознанием. Авторитетные антропологи распространили по миру частные случаи вхождения в "шаманское состояние", которые кочуют из одной книги в другую. Поэтому возникла убеждённость в том, что каждый может повторить этот мистический опыт, а ведь эти эксперименты с психикой приводят к неоправданному риску. Возникшие стереотипы о том, что на той стороне реальности ждут духи-помощники и безмерная радость, могут и не оправдаться, не совпасть с объективно испытанными ощущениями. Некоторые шаманы, совершая свои путешествия, рассказывают о том, что другая реальность встречала их безразлично, а иногда и враждебно. Духовные сущности иногда не желают контактировать даже с шаманом. Поэтому знакомство с шаманскими практиками по книгам опасно.

К тому же такое постижение шаманских традиций не может считаться настоящим. Современные шаманы живут по традициям своих предков. Именно это отличает их от тех, кто занимается шаманизмом, как хобби.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!