Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Игры по конфликтологии для студентов. В.Н

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова»

МПСИ

Кафедра психологии

020400 - Психология

Контрольная работа по дисциплине

«Психология конфликта»

Социально – психологический тренинг «Конфликты и методы их преодоления»

Выполнила: студентка 6 курса

Группы П-03

Овчаренко Т.В.

Проверила: Гусева Т.Б.

Абакан 2009


День 1.

Тема: Понятие «Конфликт».

Вступительное слово ведущего о целях работы группы, обсуждение и принятие правил работы группы, установление регламента.

Знакомство участников группы.

Количество участников может быть разным (от 12 до 24 человек), но при числе участников больше 16 необходима работа двух ведущих.

Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. В ситуации, когда участники не знают друг друга, в кругу они по очереди называют свое имя, отмечают свои ожидания и опасения, связанные с тренингом. Затем проводится упражнение.

Упражнение «Интервью».

Участники разбираются на пары в течении 10 минут (по 5 минут на каждого) берут друг у друга интервью. Задача интервьюеров – представить собеседника, как уникальную личность. Вопросы интервью формулируются его участниками произвольно. Затем представляющий становится за спиной у интервьюируемого и говорит от его имени в течении одной минуты, положив руки на его плечи (например, «Меня зовут Екатерина, я работаю..»). После того как лимит времени исчерпан, участники группы могут задавать вопросы, ориентированные в большей степени на жизненные, профессиональные взгляды. Вопросы также могут носить фотографический характер. Представляющий отвечает по-прежнему от имени своего партнера по интервью. Если он не располагает информацией для ответов на вопросы членов группы, он отвечает так, как на его взгляд, ответил бы его партнер.

Если члены группы знакомы друг с другом и группа достаточно сплочена, можно предложить участникам по кругу еще раз напомнить свое трениннговое имя и назвать свое личное качество, которое им помогает при разрешении конфликтов.

Ведущему необходимо затратить определенное время на создание работоспособности группы, проведя несколько упражнений с этой целью. Например, такой цели могут служить следующие упражнения.

Упражнение «Разведчики».

Цель: снятие первоначального напряжения, развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей.

Инструкция: «Сейчас мы все будем разведчиками. Для этого в круге нужно связаться с кем-нибудь глазами без слов, кивков или каких-либо жестов». По сигналу ведущего «Свяжитесь с разведчиком!» участники ищут себе пару в течении 10 секунд. С первого раза связываются не все. Ведущий просит тех, кто остался без пары, встать и в течении 5 секунд найти себе пару из числа оставшихся участников; и так до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Далее ведущий просит состоявшиеся пары обменятся местами, пожав руку друг другу в процессе обмена.

«А теперь помашите с места своему разведчику рукой и по команде ведущего свяжитесь с третьим» второй этап данного упражнения повторяет предыдущий алгоритм с условием связаться с новым «разведчиком», обменяться с ним местами. После этого ведущий ходит по кругу, и тот человек, к которому он подходит, должен встать с места, а одновременно с ним – третий разведчик. В ходе обсуждения упражнения участники делятся информацией об изменении своего состояния.

Упражнение «Забавный мозговой штурм».

Цель: интеллектуальная разминка, «включение» креативных способностей.

Группа разбирается на подгруппы по 4 5 человек, которые в течении 2 минут придумывают различные варианты использования какого – либо простейшего предмета, например одежной вешалки. Ведущий предупреждает, что идеи могут быть любыми, самыми абсурдными. После завершения работы каждая группа зачитывает свой вариант. Побеждает та группа, в которой было больше всего не повторяющихся в других группах идей.

На следующем этапе группа продолжает работать в режиме «мозгового штурма». Тем же подгруппам дается задание в течении 5 минут выработать определение понятия «конфликт».

Группы по очереди представляют свои определения. Те определения, в которых конфликт рассматривается как деструктивное действие, записываются на одной части доски; определения, носящие позитивный характер, - на другой. После завершения представлений определений всеми группами участники анализируют все определения, выделяя общее, и вырабатывают новое определение.

Теоретическая информация.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направлять участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Упражнение: «Составляющие конфликта».

Цель: выделить составляющие конфликта.

Группа разбивается на микрогруппы. В течении 3 минут обсуждается характерное поведение участников конфликта, особенности проявления эмоций, специфика содержания диалога, возможные поведенческие акты. Далее дискуссия продолжается в группе.

Упражнение: Работа с ассоциациями к понятию «конфликт».

Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.

Участники рассаживаются в круг.

Инструкция: «В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:

· Если конфликт – это мебель, то какая?

· Если посуда, то какая?

· Если одежда, то какая?

Рефлексия тренинга.

День 2.

Тема: Основные стадии протекания конфликта.

Сюжетно – ролевая игра «Мельница».

Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтных ситуаций, настройка на дальнейшую работу.

Равное число участников тренинга образуют два круга (один внутри другого), встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах мелкие диалоги – ситуации, которые задает ведущий. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов, например по часовой стрелке; каждый участник меняет партнера, разыгрывается следующий эпизод.

Ситуации для разыгрывания:

· Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем – роль безбилетных пассажиров;

· Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели.;

· Внешний круг – начальник, «застукавший» опоздавшего подчиненного, а внутренний – подчиненный;

· Внутренний круг – жилец. Которого залил сосед сверху, внешний круг – сосед сверху.

В ходе обсуждения участники анализируют свое наиболее типичное поведение в различных ситуациях, приживаемые эмоции.

Теоретическая информация.

Выделяют следующие стадии протекания конфликта:

1.Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм - положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.

Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый, конфликт.

2.Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент выступает как будто по случайному поводу, но на самом деле - это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).

3.Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки его эскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

4.Стадия снятия, или разрешения, конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос: стоит ли продолжать конфликт, или выгоднее его прекратить. Часто завершения конфликта удается, достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры конфликтующих сторон.

Тренинг.

«КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА».

Цель : Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Задачи:

1. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.

Ход занятия:

Организационный момент.

    Приветствие. Упражнение «Я сегодня вот такой».

Ведущий : Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

    Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

    Было ли решения ситуации эффективным?

    Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком.

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности - само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал - актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

3. Практическая работа

В ваших рабочих тетрадях предлагаю определить, какая из стратегий наиболее подходит к вашему поведению в конфликте.

Ребятам предлагается предугадать свои стратегии поведения в конфликте при помощи самооценивания, заполнив таблицу (максимальное количество баллов 12):

стили поведения в конфликте

самооценивание

результаты тестирования

сотрудничество

соперничество

компромисс

избегание

приспособление

5. Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

    Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

    Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

    Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?

6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.

Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?

Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца. Для этого вам необходимо определить собственную стратегию поведения в конфликте при помощи опросника Томаса. Провести анкетирование.

Прощание.

Тренинг "Как разрешать конфликтные ситуации"

Цели:

Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации.

Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Развить навыки общения и разрешения конфликтов.

  1. Разминка

Упражнение "Назови чувство"

Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно - отрицательное.

Упражнение «Мой герб» и «Мой девиз»

Учащиеся должны нарисовать греб, и написать свой девиз который им помогает в трудных ситуациях. И потом показать и рассказать.

Упражнение «Ливень»

Один из участников выполняет роль «дирижера» ливня и становится в центр круга. Как в оркестре, дирижер вовлекает каждого в исполнение симфонии дождя по очереди. Став лицом к одному из участников, «дирижер» начинает быстро тереть одну ладонь о другую. Этот участник подхватывает движение, и по мере того, как «дирижер» поворачивается на месте, к действию подключаются все. Затем, дойдя до первого участника, он (она) начинает щелкать пальцами. Действие постепенно подхватывается всеми участниками по мере того, как «дирижер» поворачивается. Следующий этап - хлопки по бедрам, участники стучат ногами - крещендо ливня. Постепенно, как при настоящей грозе, громкость уменьшается, дирижер проходит все стадии в обратном порядке до тех пор, пока последний исполнитель не перестает тереть ладони.

  1. Работа по теме занятия.

Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»

Задача занятия: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

Описание упражнения.

Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме,

Психологический смысл упражнения . В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.

Информационный блок: психология конфликта

1. Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.

2 . Основные структурные элементы конфликта.

  1. Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
  2. Предмет конфликта — то, из-за чего он возникает.
  3. Образ конфликтной ситуации — отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей — может существенно различаться у разных сторон конфликта.
  4. Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.
  5. Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.

3 .Причины возникновения конфликтов.

  1. Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.
  2. Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.

4 .Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово».

Упражнение "Конфликт и взаимодействие?"

Цель этого упражнения - продемонстрировать детям что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиях, в которых, есть победители и проигравшие.

Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).

Психолог : "Ваша задача - за 30 секунд "уложить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется ой паре, которая наберет больше всего очков (1 касание - 1очко)".

Вопросы для обсуждения:

Как Вы думаете, ребята есть различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща и почему так поступали?

Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание - с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

Как люди договариваются, кто будет решать, а кто - подчиняться решениям? Упражнение "Конфликтная ситуация".

Психолог : Ребята давайте попробуем разыграть ситуацию "В классе".

Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах. Нужно начать выяснение отношений:

С угрозы;

С указаний и поучений (надо сначала убедиться, что это парта свободна, а только потом ее занимать);

С критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);

С обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);

Не обращать внимания (он не достоин моего внимания).

Обсуждаются все варианты, и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Психолог: Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход - СОТРУДНИЧЕСТВО.

Практическая работа «Конфликтогены»

Ведущий рассказывает о различных разновидностях конфликтогенов, участники придумывают примеры и вспоминают известные им ситуации, где использование таковых привело к конфликту.

  1. Незаслуженные и унизительные упреки.
  2. Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».
  3. Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
  4. Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.
  5. Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.
  6. Неуместная ирония, сарказм.
  7. Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».

Упражнение «Как разрешить конфликтные ситуации»

Цель: предлагается несколько конфликтны ситуаций,

Примеры конфликтных ситуаций

1 . Ты договорился(лась) с друзьями (подругами) идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не! пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. A ceгoдня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ей найти».

3 .Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и туя обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Психологический смысл игры . Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Обсуждение . При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разны стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться В частности, жесткость применяемых стилей зависит от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

Обсуждения:

1. В чем причины конфликтов?

2. Как можно предотвратить конфликт?

3. Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

4. Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Упражнение «Нахал».

Инструкция : Порой бывает так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то влезает. Ситуация очень распространенная, и частенько не находится слов, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко осадить такого нахала. И все- таки, как быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи неизбежны? Давайте попробуем разобрать подобную ситуацию. Пожалуйста, разбейтесь на пары. В каждой паре партнер слева добросовестно стоит в очереди. «Нахал» заходит справа. Пожалуйста, отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Начали!

Поменяйтесь ролями. Теперь нахал будет заходить слева, игроки каждой пары, стоящие справа, должны отреагировать. Начали. Спасибо. Ну а теперь давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Пожалуйста, ведущий, организуйте это соревнование и оцените самого находчивого игрока. Спасибо. На этом игра закончена.

Упражнение «Эмоции конфликта»

Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции,

которые вам не нравятся.

Обратная связь:

Все ученики высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Комплекс упражнений конфликтологического тренинга

Название упражнения

Цель упражнения

Занятие 1. Знакомство, принятие правил тренинга

Интервью (Представление)

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Ø Развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки.

Ø Сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Космическая скорость

Инструкция: «Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз».

Усложнение:

Ø Сделать то же самое, но на время.

Ø «А быстрее можете?».

Ø Выполнить любым другим способом на время.

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

Ø выработка командной стратегии;

Ø понимание идеи упражнения;

Ø понимание других участников;

Ø принятие решений;

Ø изменения в поведении;

Ø изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

Ø Что вы чувствовали?

Ø Что изменилось в момент…?

Ø Почему вы выбрали это решение?

Ø Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи.

Ø Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Говорю, что вижу

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников.

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, что чувствовали участник.

Проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

Ø Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ø Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Ø Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ø Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Ø Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.

Формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Преувеличение или полное изменение поведения

Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.

Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. К примеру, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Занятие 2

Приветствие

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. На занятие отводится 10-15 минут. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Ø Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов

Ø Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Сигнал

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Разминка, улучшение атмосферы в группе.

Диспут

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т. д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, «Да, Вы меня поняли правильно» легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно перефразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников «диспута».

Развитие умений и навыков активного слушания.

Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Ø Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Ø Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Ø Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Занятие 3

Печатная машинка

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например, «Если бы меня обсчитали в магазине...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например, «... я стал бы требовать жалобную книгу».

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Контраргументы

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

На упражнение отводится 40-50 минут.

Ø Создание условий для самораскрытия;

Ø Умение вести полемику и контраргументацию.

Занятие 4

Последняя встреча

Совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.

Упражнение на групповую сплоченность «Единство»

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Ø выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;

Ø формирование эмоционально-волевого единства группы.

Позиция

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы «Я вижу тебя», «Я хочу тебе сказать», «Мне нравится в тебе». Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т. д.

Рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Ролевая игра

Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т. д.

Участникам предоставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.

Закрепление полученнного на тренинге опыта.

Доверяющее падение

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

Ø Формирование навыков психомоторного взаимодействия;

Ø Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Комплекс упражнений, направленных на развитие и совершенствование у сотрудников коммуникативных умений и навыков

Упражнение 1 – «Визуальное чувствование»

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников; через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось представить лучше всего. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение.

Задание: каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

Назначение: совершенствовать перцептивные навыки восприятия и представления друг друга. Например: «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - «да».

Упражнение 2 – «Передача движения по кругу»

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

Назначение:

§ совершенствовать навыки координации и взаимодействия на психомоторном уровне;

§ развить воображение.

Следующий комплекс упражнений направлен на формирование и развитие у сотрудников агентства техники активного слушания .

Упражнение 3 – Определение умения слушать другого человека

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 минут «очень скучного рассказа» Затем ведущий отзывает в сторону будущих «рассказчиков», якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ «очень скучным». На самом деле дает разъяснения (так, чтобы «слушающие» не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т. д.). Если в течение 7-10 секунд выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. Па этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как «глухое молчание»). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их и давая необходимые пояснения.

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание.

2. Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т. п.).

3. Эхо - повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и...», «Давай-давай» и т п.).

7. Уточняющие вопросы - вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический».

8. Наводящие вопросы - вопросы типа «Что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы.

10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».

11. Эмоции - «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну». «скорбная мина» и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати, о музыке... » и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает «рассказчикам» описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: «Поддержка – Уяснение – Комментирование» и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте «Поддержка» наиболее уместными представляются такие реакции: угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте «Уяснения» - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте «Комментирования».

Упражнение 4 – «Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «курения», «раздельного питания» и т. д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхом, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать перифраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой: «Да, именно это я и имел в виду»).

Ведущий следит за очередностью выступлений и за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, перифраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения: «Да, вы меня поняли правильно». Следует предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью перифраза удалось добиться уточнения позиций участников «диспута».

Упражнение 5 – «Карусель»

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

§ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

§ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

§ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

§ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Назначение: сформировать навыки быстрого реагирования при вступлении в контакты.

По окончанию проведения всех выше перечисленных упражнений ведущий должен подвести итоги. Для этого выстраивает всех участников упражнения в круг, а сам остаётся в стороне, за кругом.

Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время занятий в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.).

Упражнение 6 – «Агрессивный контакт»

Упражнение предлагается для отработки приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию.

1 этап: Сначала участникам упражнения дается краткое описание семи приемов ответа на агрессию:

§ Фиксация замешательства: «Я просто растерялся от такого напора»;

§ «Сиреневый туман»: «В таких случаях обычно говорят о существовании зависимости между субъективными факторами восприятия и параметрами деятельности индивида»;

§ Я-высказывание: когда на меня кричат (интерпретация действий агрессора) я обычно не в состоянии нормально работать;

§ Вы-посыл (персонализация ответственности): «Вы хотите сказать, что уверены в том, что …»;

§ Вам важно (фиксация причины обращения);

§ «Гадости на радости» (Мне приятно …): всегда можно найти повод сказать искреннее спасибо аргессору, например, «мне приятно, что Вы следите за моими успехами»;

§ «Ширма» (фиксация параметров имиджа): «Мы готовы удовлетворить желания любого клиента»;

Важно отметить, что цель применения этих приемов – не допустить наращивания агрессии. Поэтому никакой агрессии, сарказма и издевки в ответах не должно быть.

2 этап: Участники делятся на три группы, каждая из которых получает бланк с написанными на нем фразами агрессивного контакта (см. приложение 17). Задача участников в группах – вписать в бланк варианты ответов, используя один из предложенных приемов. На эту работу даётся не более семи минут, мотивируя это тем, что в разговоре обычно нет времени долго думать над ответом. А в упражнении будет возможность обменяться удачными вариантами ответов в коллективном обсуждении.

3 этап: Участники отвечают на фразы, зачитываемые тренером. При этом принимается ответ от каждой группы. В ходе упражнение участники могут записывать с рабочие тетради наиболее понравившиеся варианты ответов. Если в ходе работы отмечать, какое число ответов каждого типа было использовано участниками, получится сводная картина приоритетный для данной способов ответа на агрессию.

Количество человек: 12.

Продолжительность: 1 ч. – 1 ч 30 м.

Цель:

1. Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению.

2. Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами.

3. Развитие навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними.

4. Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации.

В программе тренинга:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия.

3. Психологическая составляющая конфликта, приемы и методы предотвращения конфликтов;

4. Упражнение 1: «Карусель».

5. Упражнение 2: «Круг нашей жизни».

6. Упражнение 3: «Прогулка с компасом».

7. Упражнение 4: «Солнышко и тучка».

8. Методы эффективной саморегуляции;

9. Тест «Конфликтная ли вы личность»;

10. Обратная связь;

11. Аплодисменты.

Оборудование: клейкая бумага для заметок, листы бумаги, фломастеры или карандаши, разноцветные квадратики для распределения людей на группы, плакат с изображением дерева, мяч, повязки на глаза.

На тренинговых занятиях есть определенные традиции, о которых я хочу вам рассказать: «здесь и сейчас», «искренность и открытость», «конфиденциальность», «принцип Я», «активность».

«Приветствие » - передавая мяч по кругу и называя имя и отчество и увлечение, как чувствует себя каждый из участников группы; чего ожидает от тренинга (плакат с изображение дерева).

Это не только из чувства вежливости, но как сказал американский психолог Д.Карнеги: «Звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия».

И так, мы начинаем!

Профессиональной деятельности мы уделяем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверено понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на работу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому – наше рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов – так уж устроен мир. Что такое конфликт? Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение противоположных взглядов и желаний, позиций, мнений, целей и т.д. Субъекты конфликта называются оппонентами. Можно выделить следующие составляющие конфликта: конфликтная ситуация, оппоненты, предмет, объект, инцидент.

Конфликты делают человека несчастным, он плохо работает, плохо себя чувствуют и даже может заболеть. Конфликты сопровождают нас всю жизнь, но это не значит, что всегда кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Нужно уважать чувства и желания других людей, быть к ним внимательными и тогда можно найти выход из конфликта. Понять поступки и действия других людей порой мешает наша чрезмерная гордость, стремление отомстить, причиненная нам боль, чувства гнева, обиды и желание всегда и во всем быть правым, ревнивое отношение, зависть.

Как же сблизить коллектив, создать атмосферу доверия и сплоченности? Как же совместить разные типы людей в рамках одной команды, не давая разгораться серьезным разногласиям?

Во-первых – от конфликта можно уклониться. Для этого нужно стараться избегать ситуаций, провоцирующих возникновению споров, и не обсуждать вопросы, порождающие разногласия.

Во-вторых – возможно сглаживание проблем. Здесь важно не допустить проявление агрессии и ожесточенности, призывая к профессиональной солидарности. Девиз этого метода: «Мы все – одна команда, так зачем же раскачивать нашу лодку?»

В-третьих – можно пойти на компромисс. Чуждую точку зрения при этом принимают лишь частично, до степени, приостанавливающей конфликт. Но все эти способы не решают проблем, провоцирующих межличностные столкновения.

Лучше всего предупредить негативные последствия психологической несовместимости. Совместимость сотрудников (речь идет о женском коллективе) складывается из нескольких факторов, которые в критические моменты могут стать решающими: темперамент, работоспособность, физическая выносливость и эмоциональная устойчивость. Именно в женских коллективах чаще всего возникают соперничество, интриги, ролевые конфликты с личной подоплекой.

Важный фактор психологической совместимости – возраст людей, работающих вместе. Среди сотрудников, особенно молодых, скорее образуются доброжелательные отношения, симпатии и взаимопонимание. Залогом бесконфликтности в коллективе так же является умение педагога располагать людей к себе.

При общении, произнося в слух имя или имя и отчество человека, с которым вы разговариваете, глядя в глаза, чтобы понять, как человек относится к тому, что мы говорим.

Упражнение 1: «Карусель»

Статистика показывает, что более 90 % людей улучшают свою деятельность, если им говорить комплименты. В основе механизма комплимента лежит эффект внушения и, как следствие его, потребность выглядеть лучше. Выражая комплименты, необходимо учитывать ряд правил:

Комплимент должен отражать только положительное качество данного человека;

Нужно избегать двойного смысла: слушая ваши беседы с людьми, удивляюсь способности тонко и остроумно уходить от ответа;

Быть без гипербол: комплимент должен иметь небольшое преувеличение. Например, исключить: «Я всегда поражаюсь вашей пунктуальности и аккуратности» (а за человеком этих качеств не водится);

К комплименту недопустимы язвительные добавки: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык – твой враг». Удержитесь от ложки дегтя.

Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забывается о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В «карусели» можно поучиться и тому и другому.

Задание : группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу, сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете весь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.

А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего кругов должны поменяться местами и начать все сначала. Было бы не плохо в конце занятия обменятся мнениями: что оказалось сложнее - придумывать комплименты или отвечать на них?

Упражнение 2: «Круг нашей жизни»

Эта игра заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

Ведущий чертит большой круг и предлагает следующее задание: - это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти – шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит: на сон, на друзей, на работу, на семью, на одиночество, на работу по дому, на все остальное?

Глядя на круг своей жизни, задайтесь вопросами: довольны ли вы тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватило для верного отображения вашей жизни (творчества, музыки и др.)? почему все-таки мы ждем и стремимся к изменениям?

Упражнение 3: «Прогулка с компасом»

Еще одна игра «на доверие». Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза.

Задание : пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

Информация к обсуждению: описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Упражнение 4: «Солнышко и тучка»

Слева рисуем солнышко с лучиками, а справа – тучки. Вдоль солнечных лучиков напишите все хорошее, что вы о себе думаете, анна тучке – те негативные черты характера, какие у вас есть и над которыми вам необходимо поработать.

В заключении хочу повторить еще раз, что основная цель проведения таких тренингов – предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе, как один из факторов сплочения, что вы возьмете здесь столько опыта и знаний, сколько захотите. Для кого-то вся информация, полученная здесь, пригодится, а кому-то понадобится только часть информации. В любом случае – возьмите столько, сколько захотите.

Пусть у нас поначалу будет натянута улыбка, неуклюжий комплимент, повышенный интерес к личным делам – со временем это отшлифуется и станет выглядеть естественно.

Умейте управлять своими эмоциями и чувствами. Ведь в порыве злости человек может наговорить много плохого.

Чтоб погасить в себе это негативное чувство психологи предлагают делать следующее:

1. Дышать ровно. Когда вы понимаете, что утратили над собой контроль, ваш пульс учащается, вы начинаете быстро дышать, циркуляция крови ускоряется. Равномерное дыхание может привести вас в норму.

2. Попробуйте сказать себе: «Я могу преодолеть свою злость. В гневе люди говорят не то, что думают».

3. Позвоните подруге и расскажите, что вас раздражает. Если вас кто-нибудь выслушает и постарается понять, то вам станет намного лучше.

4. Постройте у себя в голове план ваших последующих действий и высказываний. Когда человек злится, то его действия и поступки спонтанны. Построив план, вы сможете взять под контроль свою злость.

По окончании работы проводится обратная связь по всему занятию:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Изменилось ли ощущение по сравнению с состоянием в начале работы?
  3. На сколько было комфортно работать с окружающими?
  4. Появилось ли во время тренинга ощущение дискомфорта, возможно тревоги?
  5. Что вы получили в ходе работы тренинговой группы?
  6. Какие теми интересно было бы еще рассмотреть?
  7. Оправдал ли тренинг ваше ожидание? (Плакат с изображением дерева.)

Познавший человечество – умом не обделен;

Познавший себя – умней вдвойне.

Кто победил другого – тот силен,

Кто победил себя – сто крат сильней.

Чтоб долго жить – живи в ладу с собой,

Чтоб вечно жить – войди в сердца людей.

Китайский философ Лоо Изы.

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

б) только если имею для этого всякие основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое

а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.

22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12 – 20 очков – вы кажетесь человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении и приятельских отношениях. При этом не входите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работ и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!