Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Идеалы и мораль общества. Мораль в современном обществе

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни -- экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива -- прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Этика наука о морали (теория морали).

Мораль – одна из древнейших форм общественного сознания (наряду с религией и искусством). Возникла в первобытном обществе.

Мораль (нравственность) – есть совокупность норм, правил и принципов поведения людей , выработанных обществом .

Но в отличие от правовых норм, моральные нормы поддерживаются не силой закона , а силой общественного мнения , воспитанием, привычками.

Общество всегда предъявляет к своим членам определенные требования, выраженные в нормах морали.

При этом нормы морали могут изменяться с развитием общества.

Уровни морали:

Общечеловеческая мораль (например, 10 заповедей Христа)

Национальная (н-р, защита национальных интересов)

Социальных слоев и групп (например, классовая).

Мораль тесно связана с различными сферами жизни, в том числе - влияет на другие формы общественного сознания. В свою очередь и на мораль активно влияют : идеология, религия, философия, право. Например: религия - проповедование любви к ближнему.

Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются.

Типы религиозных верований.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях эволюции общества.

Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни,предохраняет от опасностей и невзгод.

Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта.

Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый изкоторых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности: Апполон - искусству, Гермес - торговле, Марс - войне и т.п.

Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-Vвека до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерностремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.

Обществознание, 9 класс

Гражданин. Государство. Право.

Роль морали в жизни общества

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать, воспитывать.

Мораль ставит оценки. Все наши поступки, а также всю общественную жизнь мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет – хорошо это или плохо, добро или зло. Это первая задача морали. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствует, мешают – зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т.п.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость – несправедливость; честь – бесчестие; благородство, порядочность – низость, непорядочность, подлость и т.п. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок. Мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т.п.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к тому надо стремиться, а если в качестве зла – этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего – самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Мораль регулирует деятельность людей. Вторая задача морали – регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра.

У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от других форм регулирования, например государственного. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает это оно с помощью разных учреждений, организаций (парламента, министерств, судов и т.д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, полиции).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т.п. Моральные требования, как вы знаете, являются результатом творчества многих великих мыслителей, целых поколений людей. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждение личности, через совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нём другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Однако общественное мнение не всегда бывает верным, более истинным, чем мнение отдельных личностей. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

Человек не раб обстоятельств. Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек – существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором он живёт, он и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто перестало бы развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно – протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищать истину, справедливость, гуманизм.

Духовные убеждения личности. Где же берёт силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, реакции, предрассудков?

Он берёт их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т.е. на понимание морального долга, моральных идеалов.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъёма и упадка. От неудач можно освободиться, от запятнанной совести – никогда.

Человек постоянно критикует, переделывает себя – так велит ему совесть. Он находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения – так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Совесть человека может быть чиста и душа спокойна лишь тогда, когда он действует в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.



Воспитательная роль морали. Что такое воспитание? Если определить кратко, то воспитание – это специальное воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования определённых знаний, умений, а также человеческих качеств.

Воспитание – процесс всегда двусторонний: с одной стороны, оно осуществляется через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), а с другой стороны – через воздействие человека на самого себя, т.е. самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается всю жизнь: он постоянно пополняет свои знания, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

Всё, что сказано о воспитании., в полной мере относится и к нравственному воспитанию: оно также является определённым воздействием на человека и осуществляется двумя путями (включая и самовоспитание), оно также продолжается всю жизнь. Но у морали есть и своё особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды человеческой деятельности, а значит, и в воспитание – умственное, физическое, эстетическое – и является для воспитания самым высоким ориентиром: выдвигает перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию (всем его направлениям) правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, вполне нормальное явление. Есть даже такое изречение древних: тот, кто не может постоять за себя, никогда не сможет постоять за других. Но когда человек, заботясь о себе, делает это за счёт попрания прав, интересов других людей, это уже зло, аморальность.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу. Мы своими действиями никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Мораль учит делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо другим. Иначе говоря, воспитательная задача морали состоит в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо, гуманно.

Введение

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И.Кант

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Какова природа нравственности и в чем сущность нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы особенно остро встали в XX веке, но стремление дать на них ответы известно человечеству с очень давних времен.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

Значение морали

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль - на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а, следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести», не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» - сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании». Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Донецкий Государственный Университет Управления

Мораль и её роль в жизни современного общества

Выполнил:

Проценко О.А.

Донецк 2011

Введение

Актуальность. Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось, прежде всего, нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

Цель - выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали в жизни современного человека и общества.

1. Понятие морали и нравственности

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами. Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

2. Функции морали

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По «закону джунглей» эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.

Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.

Вторая важная функция морали - воспитательная. Мораль всегда принимает участие в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности является существенным моментом в формировании сознания. Моральное воспитание человека продолжается всю жизнь, но в период взросления оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор целостных ориентиров, типа поведения и этическо-психологических установок. В детстве и в юности человек получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказание за нарушение моральных обязательств. Свою воспитательную функцию мораль всегда исполняет через конкретных людей и конкретные обстоятельства. Человека воспитывают не только учителя, но и окружающая обстановка, то есть реальные отношения, которые складываются между соседями и одноклассниками, близкими, а иногда и далекими людьми. Телевидение, радио, компьютерные игры, литература и искусство тоже исполняют роль этических воспитателей, хотя и в опосредованной форме.

Третья функция морали тесно связана с предыдущими - коммуникативная. Мораль не сводится к этикету, но часто она сливается с ним в неразрывное единство. Будучи способом коммуникации, мораль учит, как встречать людей и как провожать, как поздравлять их и как уважать, как вести себя в дни праздников и похорон, по отношению к старшим и младшим, к тем, кто находиться выше или ниже на социальной лестнице. Ещё одной из важных функций морали является - познавательная. Познаёт ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, каким является мир снаружи и внутри человека. Мораль может посягать и посягает человеческий мир. Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты. Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

Мораль и религия - это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека. Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего.

3. Мораль в современном обществе

Общественные моральные принципы формируют личностные принципы, интенсивнее всего в процессе социализации человека, но продолжают оказывать влияние и на протяжении всей его жизни. При этом изменение общественных моральных принципов в свою очередь происходит под влиянием личностных принципов. Так с развитием капитализма в нашей стране довольно сильно изменилось представление о моральном облике руководителя. На смену образа честного, отзывчивого, героя-передовика производства пришел бизнесмен с хорошими связями и капиталом, способный вести двойную бухгалтерию, умело использовать, возможно, незаконные, но эффективные методы в процессе управления компанией и борьбы с конкурентами. При таком расположении вещей образ современного бизнесмена не вызывает отвращение у общественности, а принимается как один из аспектов нашей повседневности, ведет к переоценке ценностей, и как следствие к изменению общего представления о морали.

Сильным фактором влияния на трансформацию моральных принципов является и изменение мировоззрения, которое может происходить как под влиянием личных переживаний, так и событий национального или мирового уровня. Ведь во время Великой Отечественной войны такие понятия как убийство и воровство имели совершенно другое восприятие с точки зрения морали, если речь шла о самозащите и необходимости хоть как-то прокормиться. Другой пример - это хаос 90-х годов прошлого века, когда в стране процветал бандитизм, основанный на потере идеологии и боязни неизвестности.

Изменение моральных принципов с течением времени является фактическим атрибутом нашей современности. Но при этом наше общество не обречено на деморализацию, несмотря на сильное влияние западной идеологии, общество по-прежнему сохраняет свой моральный облик. Непосредственным залогом сохранения морали в современном обществе является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Становление морали и ее развитие - процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее -- тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке -- тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, -- к «непотребительскому» отношению к другим людям. Разумеется, сохраняются все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь -- «не лги» -- что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна -- она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества -- это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие).

С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п. Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами. Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации. Необходимо отметить, что все вышеперечисленное -- не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей -- Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям.

Современная нравственность -- это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное -- Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

В настоящее время проблема моральных ценностей приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический процесс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведёт к девальвации ценностей в современном мире. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен.

Трансформация морали в современном обществе неизбежна, но ее полное исчезновение сегодня невозможно, потому что моральные ценности, хранимые сотни лет продолжают оставаться актуальными и по сей день, формируя положительный моральный облик нашего народа и страны в целом.

Список использованной литературы

мораль нравственный социальный общество

1. Моральное развитие человечества / http://www.abccba.ru - http://www.abccba.ru abc35.php.

2. Пучков О. О. Роль моралі в житті сучасного суспільства / http://www.nbuv.gov.ua - http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Gileya/2010_34/Gileya34/F2_doc.pdf.

3. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208с.

4. Нравственность современного общества /http://truemoral.ru - http://truemoral.ru /morals.php.

5. А.А. Гусейнов Этика и мораль в современном мире / http://iph.ras.ru - http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em1/2.pdf.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Гуманизация общественной и государственной жизни. Способы регулирования поведения людей в обществе. Сущность понятий мораль и право. Деятельность юриста в сфере разрешения социальных и межличностных конфликтов. Правовая основа профессиональной морали.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Мораль как форма общественного сознания и социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Взаимосвязь морали с общественным мнением и совестью. Соотношение морали и религии в социальном управлении. Культура и религия в обществе.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Сущность понятия "мораль". Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.

    лекция , добавлен 08.05.2012

    Этика как философская наука, объектом изучения которой является мораль. Три категории наук по Аристотелю. Углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Нравственность как субъективное состояние.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2007

    Моральная регуляция человеческих отношений. Религиозная концепция происхождения морали. Возникновение ее исключительно с развитием общества (социологизаторская концепция). Натуралистический взгляд философов. Тенденции существования и развития морали.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!