Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

И всё-таки существует ли судьба.

Здравствуйте. Помогите разобраться в одном вопросе. Есть ли всё-таки у человека судьба? Или же всё зависит от него самого, от его выбора? Я всегда верила в то, что ко мне пришло решение стать врачом по воле Божьей, значит, это - моя судьба, моё призвание. А однажды мне друг сказал, что он смотрел православную передачу, и там говорилось, что судьбы нет, и получается, всё, что происходит в моей жизни - это только мой выбор. И тогда все мои понимания насчёт своей жизни как-то пошатнулись. Есть ли судьба? И можно ли её сравнивать с волей Божьей? Заранее спасибо за ответ. Даша.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Даша!

В Православии нет понятия судьбы в значении «предопределенность». Господь даровал человеку свободу воли, и потому человеку ежедневно, ежеминутно приходится делать выбор. «Воля Божия» — безусловно, исполнение замысла Божия о человеке, то есть спасение человека. Что касается профессии, то Господь дает человеку определенные таланты, которые можно и нужно в себе развивать, и если у Вас есть склонность к врачебной деятельности, то это, безусловно, дар Божий Вам. Постарайтесь же распорядиться этим даром во благо людям, это и будет способствовать исполнению Воли Божией о Вас.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ
Судьбы Божии

"Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

Бог управляет миром: разумные твари Его да покоряются Ему, и слуги Его да созерцают благоговейно, да славословят в удивлении и недоумении превышающее разум их, величественное управление Его!

Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого управления. Они сочинили чуждый разума случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое признают и называют действием безумным.

Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его проповедует царственный Пророк. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе . В них нет ничего несправедливого! В них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего.

Похвали, Иерусалиме, Господа! хвали Бога твоего, Сионе! яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе . Способна восхвалить Бога похвалой богоугодной одна православная Церковь; одни истинные сыны ее, верные недру ее - ее догматическому и нравственному преданию - способны наследовать благословение. Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви , открывает учение спасения всем членам православной Церкви; но таинство евангельской правды и таинство судеб Своих открывает, насколько оно может быть постигнуто, одним избранникам, сподобившимся увидеть чистым умом Бога в промысле и управлении Его. Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им .

Видение судеб Божиих - видение духовное. Возводится Божественной благодатью, в свое время, к этому видению ум христианина, подвизающегося правильно . Духовному видению ума сочувствует сердце духовным, святым ощущением, которым оно напаявается, как бы напитком сладостным и благовонным, изливающим в него и питание, и мужество, и веселье. Вглядываюсь в судьбы Твои, Господь мой: судьбы Твоя - бездна многа . Глубину их не возможет исследовать ни ум человеческий, ни ум ангельский, подобно тому, как чувственное око наше не может усмотреть сводов неба, скрывающихся за прозрачной, беспредельной синевой его.

Правильное и точное исполнение воли Божией не возможно без познавания судеб Божиих. Что - заповеди Божии? Это - воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что - судьбы Божии? Это - действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. Очевидно, что, для всецелого исполнения воли Божией человеком, необходимо человеку встать в правильное отношение и к заповедям Божиим, и к судьбам Божиим. Сохраних пути Господни, - говорит истинный служитель Божий, - яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене . Судьбам Твоими, Господь мой, научи мя . Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея ."

" Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. Не две ли птицы, - сказал Спаситель - ценятся единым ассарием, и ни едина от них падает на землю без Отца вашего. Вам же, присные и верные служители Божии, и власи главнии вси изочтены суть . Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего. От лица твоего, Господь мой, судьба моя изыдет ! Весь принадлежу тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница Твоя! Без содействия этой десницы, давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня, и решаешь участь мою навеки по праведному суду твоему, по неизреченной милости Твоей. Я - Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!

Судьбы Божии - все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; праведен еси, Господи, - говорит Пророк, - и прави суды Твои "

В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.

По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничей не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена поело вицами: "от своей судьбы никуда не уйдешь", "чему быть тому не миновать", "на роду написано". Это поверы существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: "роковая пуля", "роковой шаг и поступок жизни". Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.

Греки и римляне - язычники - верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди - только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета - деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.

К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: "Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь".

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть... благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.

Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божий являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. 13:12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.

Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы... не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. 26:24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.

Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. 2:34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога - объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божий походили на неумолимый рок или судьбу?

Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.
_______________
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/superstition/contents.html

Бог сотворил человека свободным… Верно понять этот постулат поможет священник Владимир Долгих, преподаватель КДАиС.

Вопрос о судьбе и предопределенности жизни всегда в той или иной мере беспокоил человечество. XXI век – не исключение, так как, кроме классических религиозных и философских течений, различные материалистические направления мысли современного мира часто придерживаются детерминистских (1) взглядов. Данную проблему мы, безусловно, будем рассматривать с позиции православного христианского богословия.

Образ Божий в человеке

Прежде всего необходимо обратиться к понятию образа Божия в человеке. В начале Книги Бытие мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26–27). Толкования образа Божия святыми отцами могут отличаться, однако все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Одним из таких разъяснений является понимание «образа» в смысле свободы воли, которой Господь наделил человека. Вот как об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Сотворивший человека в начале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство – в преступлении ее» (2).

Злоупотребление свободой

В самом начале истории человечеству предстояло реализовать Божественный дар и через осуществление своей доброй воли, через исполнение заложенного в него нравственного закона шествовать от земного к Небесному, от чувственного мира к своему Творцу: «Он [Бог] запечатлел в его сердце добрые наклонности и поставил среди рая, хотя в таком равновесии между добром и злом, что он [человек] мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности» (3).

Однако все пошло не так, и реализация данной Богом свободы в негативном смысле как раз и позволила нашим прародителям впасть в грех, который хоть и усугубил причинно-следственную связь в жизни человека, однако не стал последним и бесповоротным клеймом, ведущим всех к предопределенной погибели. Даже сам факт грехопадения является более чем ясным доказательством свободы человека, ведь в данном событии воля последнего пошла вразрез с Божественной, при этом Господь не предпринял насильственных мер по отношению к Своему творению.

И Бог не оставил нас на произвол греха и на попрание демонам, а продолжил промышлять и заботиться о человеке. Образно можно сказать, что достижение цели человеческой жизни, выражающееся в обожении, получило свою отсрочку. То, что человечеству предстояло реализовать в Адаме, теперь становиться достижимым через Христа, через Искупительный подвиг Спасителя. Человек подпал под власть греха, отразившуюся в словах апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19), но освобождение от этого рабства связано как раз с реализацией дарованной свободы, осуществление которой мы видим в Господнем возгласе: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Призыв Христа предполагает выбор, а значит предпочтение добра злу лежит в сфере свободного произволения человека. Нужно также отметить, что нельзя познать Истины, не познав Откровения. Освобождение от власти греха невозможно для тех, кто не примет Духа Святого, это ясно дает нам понять апостол Павел: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Владимир Лосский, известный богослов русского зарубежья, пишет: «Эта свобода детей Божиих, противопоставленная рабству сынов века сего, выражается в том “дерзновенииˮ (parresia), с которым могут обращаться к Богу те, кто знает, Кому поклоняются, ибо поклоняются они Отцу “в Духе и Истинеˮ (Ин. 4, 23. 24)» (4).

Свобода является условием высочайшего достоинства человека

Свобода является условием высочайшего достоинства человека как Божьего творения. Ведь создание Господом последних имеет возвышенный смысл и цель только лишь в том случае, если сотворенные Им существа будут не биороботами, не автоматами, а свободными. Каждому, кто рождается в этот мир, предстоит творить, прежде всего, свою собственную жизнь через осуществление и раскрытие заложенной в нас «линии судьбы». Человеку никоим образом не навязан свыше какой-либо рок или фатум из эллинской философии (5). Продолжая тему возвышенного творения человека как свободного существа русский философ-интуитивист Николай Лосский восклицает: «Только свободные существа могут быть носителями нравственного добра и других абсолютных ценностей. Только свободные существа, добровольно вступающие на путь единения с Богом, как живым идеалом совершенства, заслуживают имени сынов Божьих. Только свободное существо способно самостоятельно участвовать в действии Божьем, или входить в живой совет с Богом» (6).

Даже падшего человека Господь насильственно не тянет в Царство Небесное, бесконечно уважая выбор, который он делает, реализуя дарованную ему свободу. Можно сказать, что Бог всегда определяет возможности человека. Благодать или энергия Творца действует в соответствии с нашим стремлением. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «А когда действует рука Его [Бога], невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или лучше, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и должное [стремление] с нашей стороны» (7). Приведем еще и слова преподобного Макария Египетского: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение» (8).

Бог сотворил человека свободным существом, относительно независимым от Него Самого

Целесообразно также обратить внимание на проблему соотношения человеческой свободы и Божественного всемогущества. Ведь если Господь ничем не ограничен, то Он не может не знать будущего всей вселенной и каждого человека в отдельности, а значит и свобода представляется эфемерной. Но если человек действительно свободен, то значит и Бог не всемогущ и заведомо не знает, как поступит человек. Этот вопрос сразу представляется нам со всей своей выраженной антиномичностью. Для того чтобы не особо углубляться в данный предмет размышлений, следует обратиться к труду православного русского философа Сергея Левицкого «Трагедия свободы».

Сергей Александрович пишет, что все мыслители, задаваясь данным вопросом, часто были раздираемы возникающими противоречиями. В любом случае рационально эту проблему не решить и приводимые доводы все-таки должны оставаться предметом веры, а не рассудочного размышления. К примеру, средневековый францисканский схоласт Бонавентура говорил о том, что оба полюса этой антиномии должны сохраняться: «Мы не должны жертвовать не всемогуществом Божьим, ибо это нечестиво и уничтожает идею Божества, ни человеческой свободой, ибо без нее нельзя обосновать нравственной ответственности» (9). Этот вопрос интересовал и русского религиозного философа Николая Бердяева, который пришел к выводу о том, что Бог не имеет власти над человеческой свободой, так как Он не творил ее, и последняя находится в сфере небытия (10). Левицкий утверждает, что причиной «ереси» Бердяева была метафизическая абсолютизация человеческой свободы, и предлагает собственное решение, не противоречащее православной догматике: «Разрешение этой мучительной проблемы может быть намечено одним лишь только путем: признанием, что Бог сотворил человека свободным существом, относительно независимым от Него Самого. Ибо всемогущий Бог, по определению Своего всемогущества, имел полную власть сотворить существо, обладающее непосредственно Ему Самому неподвластной свободой» (11).

Таким образом, Бог сотворил человека свободным. И это не просто слова, а постулат, содержащий в себе глубокую истину, которую невозможно понять, руководствуясь лишь рациональными суждениями. Свобода ощущается каждым христианином как внутренняя константа, постигается сердцем как дар Божий и реализуется на протяжении всей жизни человека.

Протоиерей Владимир Долгих

Примечания:

1. «Детерминизм – (от лат. determino – определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие)» (Философский энциклопедический словарь. Главная редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: «Советская энциклопедия», 1983. С. 149).
2. Григорий Богослов, святитель. Слово 15, говоренное в присутствии отца, который безмолствовал от скорби, после того как град опустошил поля // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Часть II. М.: Московская Духовная Академия, в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1843. С. 29.
3. Григорий Богослов, святитель. Слово 7, о душе // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Часть IV. М.: Московская Духовная Академия, в типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1844. С. 244.
4. Лосский В. Н. По образу и подобию (pdf-версия). М.: Свято-Владимирское братство, 1995. С. 53.
5. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы (pdf-версия). Париж: YMCA-Press, 1950. С. 250.
6. Лосский Н. О. Свобода воли. Париж: YMCA-Press. 1927. С. 132.
7. Иоанн Златоуст, святитель. Слово третье: к верующему отцу // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в двенадцати томах. СПб.: Издание С.П.Б. Духовной Академии, 1895. С. 117.
8. Макарий Египетский, преподобный. Беседа 41. Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках // Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Православие и современность. Электронная библиотека, 1994. С. 103.
9. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 44.
10. Подробнее см.: Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Современные записки, 1931. 320 с.
11. Левицкий С. А. Трагедия свободы. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 45.

Ника Кравчук

Верят ли православные в «судьбу»?

Гадалки, маги, вера в судьбу и обреченность, влияние имени на жизнь человека. Туда не ходи, так не называй, того не делай - где заканчиваются суеверия? Как к этому относится православие? Отвечает Владыка Роман, епископ Якутский и Ленский.

Судьба как умение распорядиться талантами

— Многие верят в судьбу. С другой стороны, Церковь учит нас, что существует Божий промысел. Так вольны мы или нет менять что-то в своей судьбе?

Относительно понимания значения судьбы в жизни каждого человека есть две крайности.

Первая - судьбу нам выдумал Творец и мы согласно с этим должны пройти свой путь.

Вторая - совсем противоположная, особо громко заявила о себе в последнее десятилетие. Это о том, что никто нам не хозяин. Мы сами хозяева своего жизненного пути и сами свою судьбу куем.

Вот православие находится где-то посерединке. Золотая середина.

С одной стороны, призывая нас к бытию, к вечности, Господь наделяет каждого человека определенными талантами и способностями. И используя эти таланты и способности, мы должны, принося пользу ближним, наследовать и удостоиться Царства Небесного.

Обусловленность ли это? Да нет, потому что, к сожалению, мы и в малой доле не используем тех талантов и способностей, которые у нас есть.

А поэтому очень важно не то что войти в замысел Божий, а раскрыть эти таланты и способности. И уже потом, благодаря наличию и видению этих дарований, совершать свой путь.

— А мы можем влиять на свою судьбу?

С одной стороны, мы имеем то, что дал нам Бог, — таланты.

И с другой стороны, мы вправе сами воспользоваться ими. Какие-то мы можем не развить (по невниманию и небрежению), а какие-то — развить. Это определяет нашу судьбу.

Вот дан мне талант. Это что, судьба? Нет. Это божественная помощь для моего развития и становления. Это же не обреченность, не обусловленность. Это не детерминизм.

Это дар от Бога, а я волен использовать его. Могут стать художником, а могу и не стать. Могу последовать своим родителям, которые, например, были врачами. И использую Божий дар, и сам выбираю. Вот где-то посередине это православное учение.

Роковые ошибки - это тяжкие грехи

— Говорят, чтобы принять правильное решение в какой-то судьбоносный момент, например, перед тяжелой операцией или накануне переезда, нужно спросить благословение у священника. Если он дает благословение, можно действовать, а если нет — стоит подождать.

Очень важно принимать решения не в одиночку, делать это одному несколько самонадеянно. Всегда есть родители, знающие больше, чем мы сами. Всегда есть мудрые наставники или друзья. И у людей церковных всегда есть духовник — тот, который знает внутренний мир человека больше, чем сам человек.

Правильно — принимать решения соборно, учитывая советы, но не полагаясь лишь на самого себя.

— Как-то мне сказали: в юности можно совершать любые ошибки, кроме роковых. Когда спросила, чем они отличаются, ответили, что последние оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как их избежать?

Под роковыми ошибками [можно] понимать впадение в какую-нибудь греховную страсть.

Вот, например, подпадание под страсть наркомании как раз страшно потому, что отпечаток накладывается на всю оставшуюся жизнь. Человек должен понимать, что он болен и остается таковым на всю жизнь.

И другие страсти — алкоголизма, блуда — впадая в них единожды, человек должен помнить и не позволять себе, чтобы эти ошибки вновь повторялись.

О влиянии имени на человека

— Когда ребенок рождается, родители очень тщательно подбирают ему имя, считая, что оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Это так?

Уверен, что нет такого прямого влияния имени. Обычно родители, называя сына или дочь, используют два аргумента.

Во-первых, по традиции посвящают в память о значительных предках (о бабушках и дедушках), что вполне нормально. Продолжая род, традиции, то хорошее, что было прежде.

Второе — посвящение в честь памяти какого-то святого. Небесный покровитель не предопределяет нашу судьбу, он покрывает и ходатайствует молитвенно и является достойным примером того, как нужно жить, как победить грех, сподобиться Царствия Небесного и спасения.

Астрологи предлагают нам свои прогнозы согласно гороскопу. Нумерология по дате рождения может вычислить, что ждет человека в дальнейшем. Но сбываются же некоторые прогнозы?

Мы говорили, что нашу судьбу решает Бог и я. Бог и человек. Причем в таком соработничестве. Но не какие-то математические законы, законы движения планет.

Насколько я буду открыт Божьему промыслу, Божьему действу, которое всегда на благо, насколько я буду созвучен с волей Божьей — вот от этого зависит [моя жизнь].

А те якобы сбывшиеся прогнозы — все это уловки темных сил, которые так и хотят отвратить человека от Бога, Его заповедей, от достойной духовной жизни и возложить упование на какие-то сиюминутные или незначительные вещи, на цифры, Луну, Солнце, звезды.

— Бывает так: человек неуспешен, часто болеет, впадает в уныние, но вот решается на переезд, меняет климат. Все налаживается. Есть ли здесь воля человека или все происходит по промыслу Божьему?

Это очень сложный вопрос, потому что он рассматривается и решается в индивидуальном порядке.

Нельзя сказать, что перемена мест станет для всех абсолютным благом. Нет. В большей части случаев, напротив, отказ от своей родины и корней приводит к печальным последствиям.

Иногда это полезно, когда бывают хронические болезни или предписание врачей. Но важно помнить, что не место красит человека, а человек место. И если во мне ворох этих проблем, которые давят, ведут меня к унынию, отчаянию, то и в другое место я повезу эти проблемы.

Не очистившись, не преобразив себя, не искоренив то гадкое и нехорошее, что давит и вызывает у меня отчаяние, я же повезу это. Никуда от себя не денусь.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!