Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Хозяйственная деятельность человека и растительный мир. Влияние деятельности человека на растительный мир

Вопрос 1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?
Человек стал оказывать влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешел от собирательства к охоте и земледелию. Хозяйственная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными - привела к серьезным изменениям в природе. С середины XIX в. все большее значение начинают приобретать воздействия на природу, связанные с развитием промышленности, транспорта, сопровождающиеся изменениями ландшафта вследствие добычи полезных ископаемых и поступлением в окружающую среду загрязняющих веществ. В результате хозяйственной деятельности человека поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек, что привело к уменьшению уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.
Особенно сильные нарушения произошли вокруг городов. Возникли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.

Вопрос 2. С какой целью создают заповедники?
Заповедник представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, направленных на сохранение естественных экосистем, сохранение генофонда популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, уменьшение воздействия человека на окружающую среду, а также внедрение методов рационального использования и контроля за состоянием экосистем и ресурсов. С целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф. Заповедники создают, чтобы сохранить уникальные, наиболее ценные уголки природы. В заповедниках проводится научная работа (изучение растений и животных), запрещена любая хозяйственная деятельность.

Вопрос 3. Как охраняют природу в нашей стране?
Охрана живых организмов в нашей стране - дело государственной важности. Она ведется в соответствии с законами, которые запрещают сбор редких растений, добычу редких животных, уничтожение других видов организмов, нуждающихся в охране.
В Российской Федерации с целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф разработана система природоохранных мероприятий, в основном сводящаяся к следующему:
1) создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков);
2) разработка систем наблюдения - мониторинга (в том числе биомониторинга), позволяющих осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, судить о степени ее деградации (например, в Приморском крае создана команда "Тигр", которая работает по охране тигра и дальневосточного леопарда и мест их обитания);
3) принятие законов, обеспечивающих правовую основу природоохранных мероприятий;
4) разработка методов разведения редких и исчезающих видов животных и растений и их интродукция (переселение) на охраняемые территории, новые места обитания, а также в зоопарки и ботанические сады;
5) просветительская работа - разъяснение населению задач и методов системы охраны природы и необходимости ограничения использования ресурсов.
Наиболее сложной задачей в настоящее время является сохранение генофонда редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. С этой целью для придания таким видам особого статуса создаются Красные книги государственного и местного уровней. В Красных книгах приводятся сведения по распространению, биологии отдельных видов, причинах сокращения их ареалов и необходимых мерах их охраны.

Вопрос 4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?
Устойчивые к загрязнениям растения (акация белая, акация желтая, тополь, каштан, береза, ольха, ива, боярышник, сирень, лиственница) используют для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей. Создают лесополосы из этих деревьев для защиты от ветра, для снегозадержания у дорог! вокруг полей. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями. Умело использованные в озеленении растения не только очищают воздух от вредных для здоровья веществ, но и делают населенные пункты уютными и красивыми. Чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды.

Вопрос 5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?
Биосфера не разделена государственными границами. Все процессы в ней взаимосвязаны. Явления, происходящие в одной ее части, влияют на состояние биосферы в целом. Поэтому охрана природы и рациональное использование ее ресурсов важны для каждого государства. Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты. Ноосфера всецело связана с современным цивилизованным человеком и человечеством. Она возникла как высшая стадия развития биосферы. Именно разумная деятельность человека является важнейшим определяющим фактором становления и развития ноосферы.

В настоящее время вряд ли возможно найти на планете сообщество растений или животных, которое не подвергалось бы прямому или косвенному влиянию со стороны человека.

Вся история человечества связана с тем или иным влиянием на флору и растительность. Сначала это была деятельность кочевников; после появления земледелия влияние на флору усилилось из-за выжигания и вырубки лесов для получения новых посевных участков. Вырубка лесов в странах Средиземноморья, в Малой Азии, Месопотамии (в регионах древних культурных цивилизаций) привела к значительной ксерофитизации растительности и опустыниванию территорий. В Африке, в Индии, в Южной Америке сокращение площадей тропических лесов обусловило увеличение площади саванн. В Центральной Азии и Северной Америке усиленное развитие животноводства, помимо опустынивания, вызвало распространение подвижных барханных песков. Эпоха великих географических открытий вела к расширению заноса и завоза все новых и новых видов, которые зачастую быстро распространялись в новых условиях.

Обычно речь идет о бессознательном и сознательном воздействии человека на природу и на ее растительные компоненты (см. Классификацию антропогенных воздействий - в курсе лекций по общей экологии)

Бессознательное влияние (сбор растений, вырубка и выжигание лесов) обычно выгодно человеку, но отрицательно сказывается на растительности. Бессознательный отбор человеком привел к созданию многих культурных растений, история которых большей частью неизвестна. Человек часто действует бессознательно и в настоящее время, распространяя семена, споры и плоды вследствие мощного развития различных видов транспорта.

Сознательное воздействие также может быть положительным или отрицательным. Например, искусственный отбор является эффективным средством улучшения тех или иных видов и сортов или создания новых пород культурных растений. Разумная вырубка леса в пределах годичного прироста древесины и при соблюдении правил возобновления может существенно повысить продуктивность лесов; санитарные рубки помогают избавиться от больных деревьев. Однако превышение изъятия древесины сверх годичного прироста, вырубка лесов на горных склонах, уничтожение растительности в санитарно-защитных или водоохранных зонах представляют примеры сознательного и негативного влияния.

Среди основных направлений влияния человека на растения и растительность следует выделить следующие:

1. Обогащение флоры или изменение состава растительности. В этом направлении до последнего времени преобладало бессознательное обогащение флоры. Например, целый ряд синантропных растений всегда сопутствовал человеку при его расселении, но большинство таких видов относится к сорным и не представляющих практической ценности. Среди них выделяют:

Археофиты, существовавшие еще с доисторических времен (лопух, лебеда, василек посевной и др.);

Неофиты, представляющие сорные виды нового времени (элодея – «водяная чума», энотера и др.);

Апофиты, местные виды, легко переходящие на культурные поля (льнянка, чина клубненосная, шалфей, люцерна желтая часто появляются на свежераспаханных полях).

Пришлые виды, приуроченные к посевам, называют сегетальными (василек, костер посевной), а сорняки, предпочитающие свалки мусора у домов или возле дорог - рудеральными (лопух, белена, крапива).

Сознательно культивируемые в ботанических садах, парках или зеленых зонах экзотические иноземные растения иногда переходят в местную дикую фауну, т.е. акклиматизируются и натурализуются. При этом они вынуждены конкурировать с местными аборигенными видами и противостоять новым климатическим условиям. Лишь некоторые эврибионтные виды с широкой экологической амплитудой и большим количеством семян могут внедриться в состав местной флоры. Примеры: недотрога мелколистная (Impftiens parviflora) из Средней Азии и аир (Acorus calamus) из Турции прижились в средней полосе России. Легче проходит акклиматизация и натурализация у водных растений (например, у элодеи) в силу сходности экологических условий водной среды.

2. Сокращение ареалов и местообитаний, а также прямое уничтожение растений происходит очень часто, Иногда сознательно уничтожаются некоторые виды: например, в Скандинавии уничтожают барбарис, который является промежуточным хозяином ржавчины хлебных знаков. Большой ущерб растительности наносится неконтролируемым сбором лекарственных растений. Многие виды растений относятся к числу исчезающих и внесены в Красные книги различного уровня.

3. Прямое воздействие человека на растительный покров проявляется при распашке земель, вырубке лесов, выпасе домашних животных, выкашивании и выжигании растений, особенно на лугах и в степях.

4. Влияние человека на флору сказывается при различных мелиоративных мероприятиях – при орошении, обводнении или осушении отдельных территорий. Орошение – это искусственное увлажнение почв для получения более высоких урожаев. Известно, что продуктивность орошаемых угодий превосходит аналогичные показатели богарных земель в несколько раз. Однако с орошением, особенно с избыточным, в засушливых зонах связано такое негативное экологическое явление как вторичное засоление почв. При отсутствии дренажных систем участки вторично засоленных почв, как правило, исключаются из сельскохозяйственного землепользования. В аридных зонах и пустынях человек создает возле источников воды особые ландшафты – оазисы – со своеобразной экологической обстановкой. При обводнении сооружаются дополнительные водные источники (пруды, колодцы, скважины), которые предназначены для улучшения водоснабжения, но при этом безвозвратная откачка воды ухудшает условия существования растений. Осушение земель обычно практикуют на заболоченных пространствах. Как правило, это увеличивает продуктивность осушаемых участков, но сопровождается множеством побочных негативных явлений: снижение уровня грунтовых вод, обмеление и высыхание рек на соседних незаболоченных участках и т.д.

5. Ухудшение условий существования растений происходит и в результате загрязнения воздуха, вод и почв. Задымление, воздействие вредных газов, кислотные дожди являются неотъемлемыми последствиями промышленной деятельности.

6. Создание замусоренных (рудеральных) местообитаний способствует появлению специфической флоры. Свалки бытовых отходов характеризуются повышенным содержанием азота из-за большого количества разлагающейся органики, поэтому многие произрастающие на таких свалках растения относятся к нитрофилам. Напротив, отвалы и терриконы практически не содержат почвенного гумуса, но выброшенные пустые породы богаты разнообразными токсическими веществами, к которым немногие растения могут приспособиться. Значительные площади, которые занимают подобные «памятники» промышленного производства, требуют различных методов рекультивации и фитомелиорации.

7. Наиболее значительное воздействие человека на растительность связана с тем, что под искусственные фитоценозы требуется все больше площадей. Однако создаваемые агроэкосистемы характеризуются обедненным составом растительности в силу преобладающей монокультуры сельскохозяйственного производства.

Из века в век люди использовали окружающую природу в качестве источника потребления ресурсов. Но до определенного времени, эта деятельность не оказывала пагубного влияния на окружающий человека мир. Например, растения всегда служили человеку источником питания, строительным материалом для хижин, растения шли на корм скоту.

Развиваясь, человечество все больше потребляло растительного сырья, а с появлением различных приспособлений, механизмов, производства, растительный мир стал нести серьезные потери. Например, если еще пару десятков лет назад из древесины производили около 5 тыс. наименований продукции, то сейчас их насчитывается уже около 15 тыс. наименований.

Человек стремится сделать свою жизнь лучше, комфортнее, поэтому отнимает у природы все больше ресурсов. В результате, это влияние человека на растения оборачивается возвращением ему же ядовитых отходов производства, которые трудно утилизировать. В свою очередь, это становится угрозой, как для человека, так и для окружающей среды.

Только в конце прошлого века ученые обратили внимание на результаты пагубного воздействия хозяйственной деятельности человека на растительный мир. В связи с этим начали создаваться научные программы, выдаваться гранты на разработки способов улучшения экологической обстановки.

Хозяйственная деятельность человека и растительный мир

Промышленные выбросы и оказывают губительное влияние на растения. Например, выбрасываемые в воздух фитотоксиканты действуют пагубно на хвойные леса - от этих веществ леса усыхают. В последнее время от промышленных объектов стали страдать и тропические леса, которые являются главными поставщиками кислорода в окружающую атмосферу. Восстановить же тропические леса задача очень сложная и чрезвычайно длительная.

Для производства электроэнергии, на реках строятся гидростанции, водные хранилища. В связи с этим происходит подтопление обширных участков почвы. Неправильная деятельность человека по возделыванию пойм рек и озер, спровоцировало их заиливание, а значит, исчезновение многих водных растений.

Увеличение народонаселения, урбанизация

Нужно отметить, что степень пагубного влияния человека на растительный мир, также зависит от количества народонаселения. Ведь в связи с этим требуется все больше продовольствия, энергетических ресурсов, требуется решать жилищные проблемы и т.п. Численность народонаселения постоянно растет, новым поколениям требуется все больше ресурсов. Но, к сожалению, возможности и ресурсы планеты не безграничны. Поэтому уже сейчас нужно серьезно и быстро решать проблему недостаточности ресурсов.

Кроме того стремительный рост населения земли вызывает урбанизацию, а значит, городов становится все больше и они занимают все большие площади. Но на месте их строительства и расширения уничтожаются естественные природные уголки. Поэтому нередко на месте появления новых городов даже климат становится другим.

Растительный мир - как объект охраны

Под воздействием деятельности человека (прямой, либо косвенной), многие виды растений поставлены на грань уничтожения. Они стали редкими, исчезающими или уже исчезли совсем. В настоящее время известно около 30 тыс. видов растений находящихся под полной угрозой исчезновения.

В качестве объекта охраны все растения делятся на водные, почвенные, подземные и наземные:

Водная растительность, растущая в водоемах, чрезвычайно важна для экосистемы самих водоемов и обитающих в них организмов. Человек слабо использует эту группу растений.

Почвенная растительность представляет собой грибы, бактерии, некоторые водоросли. Все они оказывают воздействие на почву, делая ее более плодородной. Человек их также использует не активно.

Наземные растения, растущие на поверхности земли, используются человеком наиболее активно. Именно из этой группы исчезло растений более всего.

В результате своей деятельности огромные площади дикорастущих растений заменены сельскохозяйственными культурами, так как человек постоянно преобразует окружающую природу в своих интересах. Кроме того растения исчезают вследствие бессистемного выпаса сельскохозяйственных животных. Они объедают растения, а те, которые остаются, повреждаются копытами. В результате этого возникает дегенерация пастбищ, возникает водная, ветровая почвенная эрозия.

Если наличие и постоянно растущее количество промышленных предприятий и электростанций можно оправдать производственной необходимостью, то стихийные свалки, массовое замусоривание сенокосных угодий, пастбищ ничем оправдать невозможно. Стихийные свалки мусора, вывоз промышленных отходов в непредназначенные для этого места самым негативным образом влияет на хрупкую экосистему. Также очень пагубно влияет на растительный мир неорганизованный сбор лекарственных растений, цветов и деятельность туристов, оставляющих после себя горы мусора.

Человек все чаще начал сталкиваться с оскудением недавно зеленых уголков природы, пастбищ, лугов и лесов. Тем самым ему приходится все глубже изучать законы природы окружающего мира. Человечество начало осознавать серьезную опасность дальнейшего пагубного влияния своей деятельности на растения, а значит, человечество найдет способы ее уменьшить.

Подробное решение Параграф § 32 по биологии для учащихся 6 класса, авторов В.В. Пасечник 2014

1. Какие факторы влияют на развитие растительного мира?

На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением Человека разумного его деятельность стала оказывать всё большее влияние на окружающий мир.

2. Какие приспособления к природным условиям вырабатываются у растений?

Приспособления организмов к среде носят название адаптации. Способность к адаптациям - одно из основных свойств жизни вообще, обеспечивающее возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться.

Адаптации проявляются на разных уровнях - от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически.

Например, растения засушливых областей способны в процессе индивидуального развития приспосабливаться к атмосферной и почвенной засухе. Характерные признаки- незначительные размеры их испаряющей поверхности, а также небольшие размеры надземной части по сравнению с подземной. У них также незначительная транспирация, высокое осмотическое давление, цитоплазма отличается высокой эластичностью и вязкостью. Некоторые растения засушливых областей способны сбрасывать листья и даже целые ветви.

Примеров можно привести много, т.к. для конкретных условий у растений вырабатываются определенные приспособления.

3. Какое значение имеют растения в жизни человека?

Культурные растения выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья.

Наблюдая за наиболее чувствительными к загрязнению растениями, учёные очень точно могут судить о загрязнении окружающей среды. Устойчивые к загрязнению растения используют для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Вопросы

1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчёвка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными - привела к серьёзным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и чёрные бури.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Росли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоёмах вода стала непригодной для питья. Загрязнённые воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.

Подобные изменения природы произошли повсеместно, во многих странах мира. За истекшие тысячелетия на земном шаре вырублено и сожжено 2/3 всех лесов, свыше 500 млн га плодородных земель превратились в пустыни. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась.

2. С какой целью создают заповедники? В чём их отличие от заказников?

В отличие от заповедников, на территории заказников охраняется не весь природный комплекс, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определённых растений и животных.

3. Как охраняют природу в нашей стране?

В нашей стране активно работают государственные и общественные организации защитников окружающей среды.

В настоящее время и в нашей стране принимают законы и проводят мероприятия, направленные на «защиту окружающей среды от вредных на неё воздействий».

Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие подобные, учреждения.

4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?

Наиболее чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды, а устойчивые следует использовать для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Важную экологическую и оздоровительную роль играют леса вокруг промышленных центров. Являясь устойчивым растительным сообществом с большим числом видов, лес особенно активно поглощает и перерабатывает вредные вещества.

Человек в конечном итоге живёт за счёт зелёных растений - основных производителей органических веществ и кислорода.

5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?

Охрана природы и рациональное использование её ресурсов важны не только для одного государства, но и для всего земного шара в целом, т.е. для каждого человека. Только в этом случае можно добиться наиболее продуктивных результатов.

Охраняя, восстанавливая и умножая растительный покров нашей планеты, мы создаём условия для жизни не только современников, но и будущих поколений.

Летние задания

1. Изучите видовой состав деревьев, кустарников и цветочно-декоративных (применяемых в озеленении) растений. Установите, в какой период (цветения, плодоношения и т. д.) каждый вид наиболее декоративен. Какие растения следует шире применять в озеленении?

Шире применять в озеленении следует устойчивые к загрязнению растения, особенно для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей. Наиболее устойчивы к загрязнению атмосферного воздуха акация белая, акация жёлтая (карагана), тополь, каштан, берёза, ольха, ива, боярышник, сирень, лиственница и др. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями. Умело использованные в озеленении растения не только очищают воздух от вредных для здоровья веществ, но и делают населённые пункты уютными и красивыми.

2. Изучите видовой состав одного из растительных сообществ. Составьте список растений, растущих в разных ярусах.

Видовой состав лиственного леса разнообразен:

В лиственном лесу дубы, липы, берёзы, клёны, вязы и другие крупные деревья образуют первый, верхний ярус;

Рябина, черёмуха, орешник (лещина), жимолость лесная - второй ярус;

Бересклет, малина - третий ярус (кустарники);

Чина, копытень, вороний глаз, сныть, несколько видов колокольчиков, звездчатки, ветреницы, ландыш, медуница лекарственная, зеленчук жёлтый и многие другие растения - четвёртый (травы и папоротники);

Пятый - лишайники, мхи и грибы.

3. Изучите особенности строения растений, относящихся к различным экологическим группам. Опишите 2-3 изученных вами растения из разных экологических групп.

Растения делятся на экологические группы по отношению к различным факторам окружающей среды. Важнейшие из них это влажность и свет.

По отношению к влаге различают пять экологических групп растений:

1) гидатофиты - водные травы, которые полностью погружены в воду, их листья очень тонкие, а питательные вещества поглощаются всей поверхностью тела. Среди них – цветковые, которые вторично перешли к водному образу жизни (например, элодея). Вынутые из воды, эти растения быстро высыхают и погибают. У них отсутствуют устьица и нет кутикулы. Транспирация у таких растений отсутствует, а вода выделяется через особые клетки. Поддерживаемые водой побеги часто не имеют механических тканей, в них хорошо развита аэренхима (воздухоносная ткань);

2) гидрофиты - растения, частично погруженные в воду, обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах, по болотам. К ним можно отнести тростник обыкновенный. У них лучше, чем у гидатофитов, развиты проводящие и механические ткани. Хорошо выражена аэренхима. У гидрофитов есть эпидерма с устьицами, интенсивность транспирации очень высока, и они могут расти только при постоянном интенсивном поглощении воды;

3) гигрофиты - растения влажных мест с высокой влажностью воздуха.

4) мезофиты - растения, живущие в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания.

5) ксерофиты - растения не достаточно увлажненных мест обитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой. Среди них встречаются травы и древесные растения. Они имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи. Ксерофиты лучше, чем все другие растения, способны регулировать водный обмен, поэтому и во время продолжительной засухи остаются в активном состоянии. Это растения пустынь, степей, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарниковых зарослей, песчаных дюн. Среди ксерофитов различают сухие (склерофиты - приспособлены к жесткой экономии воды) и сочные (суккуленты - имеют мясистые стебли и/или листья). Например, ковыль, саксаул, верблюжья колючка - склерофиты, алое, толстянка, опунция, цереус - суккуленты.

Опунция обыкновенная (Opuntia vulgaris) мощное многолетнее растение, до 4-6 м высотой, из субтропиков Южной Америки.

Опунции способны быстро расти и формировать кусты причудливой формы. Это крупные кактусы с темно-зелеными лепешками стеблей. Их членики (кладодии) – размером в ладонь - сочные, толстые, светло-зеленые, продолговатые или обратнояйцевидные вырастают один из другого. Уплощенные стебли иногда ошибочно принимают за листья.

В ареолах на молодых члениках растут прижатые к поверхности зачаточные листочки, которые потом опадают. Листья небольшие сочные, шиловидные ярко-зеленого цвета.

Колючки развиваются несколько позднее на зрелых сегментах. Обычно они одиночно располагаются в ареолах (хотя иногда имеется по 2-4 колючки в ареоле). Они крупные и игловидные.

Кроме колючек и листочков в ареолах с серым опушением, есть еще и желтоватые глохидии. Глохидии - это мелкие, хрупкие колючки, очень острые и жесткие. Но главное - они снабжены микроскопическими пильчатыми зазубринами и крючками по всей длине и растут в больших количествах пучками вокруг ареол. Глохидии легко отлетают от кактуса и имеют защитную функцию, поскольку опадают с растения при малейшем к нему прикосновении и впиваются в кожу. Они могут вызвать отек или раздражение, а главное, их трудно увидеть и извлечь.

С апреля по сентябрь этот кактус украшают желтые блестящие цветки. Они образуются как на верхушке, так и по краям члеников, и поражают обилием лепестков и тычинок. Это особенность опунций - яркое и пышное дневное цветение, хотя иногда цветы могут оставаться открытыми в течение 30-48 часов, привлекая огромное количество пчел.

Крупные колесовидные обоеполые цветки на короткой трубчатой цветоножке развиваются по одному на ареолах. Тычинки опунций обычно короткие венчика. Они прикрепляются к вогнутому в виде чаши цветоложу и даже при легком прикосновении к ним сразу скручивающиеся.

Плоды созревают с середины июля по середину августа. Завязь снаружи покрыта чешуйками, а в пазухе чешуек находятся пучки колючек. Эти пучки расположены удивительно геометрично – в шахматном порядке, на одинаковом расстоянии друг от друга. Образовавшиеся зелёные «шишечки» плодов быстро увеличиваются в размерах, ярко окрашиваются, поспевают и становятся красно-бордовыми. Плод Opuntia vulgaris - грушевидная ягода - съедобен. Плоды у опунций мясистые, сочные, довольно крупные (длиной до 5-7,5 см, иногда до 10 см, и массой 70-300 г). В ягодах находятся светлые семена с окостенелой оболочкой размером с зерно чечевицы.

Корневая система опунции поверхностная. От подсемядольного колена (гипокотиля) вниз отходит главный корень. Он постепенно ветвится, образуя целую систему боковых корней, (на глубине 5-6 см от поверхности почвы образуется корневая система до 7 м в длину).

4. Изучите особенности и различия в строении вегетативных органов растений одного вида, произрастающих в разных условиях обитания.

Например, в результате адаптации растения к пониженной освещенности несколько меняется его облик. Листья становятся темно-зелеными и немного увеличиваются в размерах (линейные листья удлиняются и становятся уже), начинается вытягивание междоузлий стебля, который при этом теряет свою прочность. Затем их рост постепенно уменьшается, т.к. резко снижается производство продуктов фотосинтеза, идущих на посторенние тела растения. При недостатке света многие растения перестают цвести.

При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями.

5. Выясните влияние густоты посева на рост и развитие растений. Посейте семена моркови (свёклы, редиса) на двух одинаковых делянках (контрольной и опытной). После появления всходов на опытной делянке проредите их, через 10-15 дней повторите прореживание. Наблюдайте за развитием растений. Определите, на какой делянке урожай больше. Запишите результаты в дневник.

На контрольной делянке морковь вырастет крупная, ровная (при условии отсутствия негативных воздействий на растения). А на второй мелкая, кривая, урожай меньше. Т.о. при прореживании результат будет лучше - корнеплоды будут крупнее и ровнее.

6. У нескольких растений томатов удалите боковые побеги. Сравнивая эти растения с теми, у которых боковые побеги не были удалены, определите, какие из растений дали больший урожай.

Больший урожай будут давать растения, у которых были удалены боковые побеги. За счет этого больше питательных веществ будет поступать к плодам, и они будут крупнее.

7. Выберите несколько (2-3) деревьев и кустарников, растущих вблизи вашего дома, и проведите наблюдения за ними: отметьте размеры, форму кроны, ветвление, особенности коры, расположение почек и листьев на побеге, наблюдайте за развитием побегов, цветением и т. д. Все данные записывайте в дневник. Наблюдения продолжайте и осенью.

Берёза пови́слая

При благоприятных условиях достигает 25-30 м в высоту и до 80 см в диаметре.

Крона ветвистая, но не густая. Молодые ветви повисают вниз, что придаёт кроне берёзы очень характерный облик (название - берёза повислая).

Ветвление симподиальное.

Кора у молодых деревьев коричневая, а с 8-10 лет белеет. Молодые особи можно спутать с видами ольхи. Во взрослом состоянии хорошо отличается от других деревьев по белой коре. У более старых деревьев кора в нижней части ствола становится глубокотрещиноватой, чёрной.

Почки сидячие заострённые, клейкие, покрытые черепитчато расположенными чешуями. Листорасположение очередное. Листья от ромбически-яйцевидных до треугольно-яйцевидных, 3,5-7 см длины, 2-5 см ширины, заострённые на верхушке с ширококлиновым или почти усечённым основанием, гладкие, в молодом возрасте клейкие, с обеих сторон гладкие; края двоякозубчатые. Черешки голые 0,8-3 см.

Молодые побеги красновато-бурые, покрыты многочисленными смолистыми шершавыми бородавками - восковыми железками, у взрослых деревьев побеги с единичными железками, голые. Верхушечные и боковые почки закладываются на побегах текущего года летом и распускаются весной.

Цветки правильные, мелкие, невзрачные, однополые, собраны в серёжчатые, повисающие соцветия на концах веточек. Цветёт до распускания листьев (по некоторым источникам - одновременно с распусканием листьев) – в мае.

Плодоношение продолжается ежегодно. Плоды созревают к концу лета и начинают рассеивание. Рассеивание происходит постепенно в течение всей осени и зимы. Плод - мелкий крылатый орешек.

Шиповник

Шиповник представляет собой не высокий куст от 1,5-2,5 м в высоту.

Прямостоящий кустарник с дугоподобно свисающими ветвями, покрытыми крепкими серповидными шипами.

Побеги ветвистые, зелёные, коричневые, тёмно-красные, тёмно-буроватые, иногда фиолетово-бурые, бурые, чёрно-бурые, коричнево-красные или серые с войлочным опушением; как правило, с прямыми, изогнутыми или крючковидными шипами, часто с примесью многочисленных щетинок и волосков, со стебельчатыми желёзками.

Почки отстоящие, красноватые, реже иного цвета, голые или волосистые, мелкие, с тремя - шестью наружными почечными чешуями.

Листорасположение очередное. Листочки по форме от эллиптических до округлых, с клиновидным, округлым или слегка сердцевидным основанием, по краям пильчатые.

Кустовые формы шиповников имеют ветви двух видов: прямостоячие и дуговидные, изогнутые вниз. Они образуют многочисленные вегетативные побеги первого года, иногда достигающие 1-1,5 м высоты и 10-12 мм в диаметре, с мягкими и тонкими шипами различной величины, в последующие годы цветущие и плодоносящие. Молодые побеги имеют зеленоватокрасный оттенок с мелкими щетинками и шипами.

Цветки розовые или белорозовые, с пятью свободными лепестками, венчик в диаметре до 5 см. Цветёт шиповник в мае-июне.

Плод - особой формы многоорешек, называемый цинарродием, 1-1,5 см в диаметре, увенчан чашелистиками, при созревании красного, оранжевого, пурпурно-красного, иногда чёрного цвета, обычно мясистый, иногда суховатый, голый или покрытый щетинками или шипиками, внутри грубоволосистый, с многочисленными плодиками-орешками, созревают в сентябре-октябре.

8. Изучите строение цветков насекомоопыляемых растений. Определите, какова продолжительность цветения, какие насекомые их опыляют.

Липа сердцевиидная

Цветки правильные, обоеполые, с двойным пятираздельным околоцветником, до 1-1,5 см в диаметре, желтовато-белые, пахучие, собраны в повислые щитковидныесоцветия по 3-11 штук, при соцветиях имеется продолговатый желтовато-зелёный прилистник. Тычинок в цветке много. Цветёт с начала июля 10-15 дней. Опыляют пчелы и другие насекомые.

9. Примите участие в изготовлении наглядных учебных пособий, используя растения со школьного учебно-опытного или приусадебного участка. Изготовьте гербарии и тематические коллекции, используя только культурные, сорные или широко распространённые растения, например, «Листья простые и сложные», «Жилкование листьев», «Повреждение листьев вредителями», «Фазы развития пшеницы», «Лекарственные растения» и др.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!